TruKobold

TruKobold

Пикабушник
поставил 6611 плюсов и 7325 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
7251 рейтинг 332 подписчика 69 подписок 14 постов 8 в горячем

Пост лингвистики

- Как японцы называют камуфляж "мультикам"?
- " Буккакэ"

Профессия звукорежиссёр. FOH. MON. Sys ENG

Я долго думал как начать повествование о том, кто такой звукорежиссёр, почему он инженер, почему он не инженер, кто такой FOH, кто такой MON. Кто такой системный инженер, почему он не FOH и почему он FOH. Кто такой звукооператор, кто такой звукотехник, чем занимается радио-менеджер. И в конце концов чем отличается работа на стационарной площадке от работы в прокатной сфере. Будет много, долго, интересно. Сразу предупрежу - в этом посте не будет фото, только текст и короткое видео. СЛедующий пост будет с фотоматериалами.

Итак, други, начнём. Для начала немного теории, а потом еще немного теории.

Как говорит нам Википедия Звукорежиссёр (англ. Audio Engineer, Sound Director, Sound Engineer, Recording Engineer) — творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков, их фиксацией и обработкой. Человек, занимающийся этой профессией, как правило, владеет и техническими аспектами профессии — хорошо знает физику звука, разбирается в музыкальной и психоакустике, имеет музыкальное образование. Эта профессия востребована в киноиндустрии, производстве музыки, концертной деятельности, театре, радио и мультимедийных приложениях.

А вот другое определение :

Front of House engineer (FOH) занимается микшированием звука для аудитории и чаще всего работает в середине или конце площадки. Выходные сигналы с консоли FOH подключаются к системе звукоусиления. Другие члены концертной группы, не связанные со звуком, такие как оператор светового пульта, также могут работать с позиции FOH, поскольку им необходимо иметь возможность видеть шоу с точки зрения аудитории.

Получается, что с точки зрения определения в России концертным звукорежиссёром все-таки называют звукоинженера, занимающегося микшированием звука на концертной площадке, либо на сцене (Мониторный инженер). С одной стороны мы занимаемся микшированием звука и выполняем художественную задачу, поставленную режиссёром мероприятия, с другой стороны мы творчески должны подходить к процессу и нередко принимаем участие в мероприятии, на этапе его создания и подготовки.

Я долго ломал голову над тем, как начать повествование, в комментариях к предыдущему посту задали очень много вопросов. Я решил начать с рассказа, повествующего об одном рабочем дне на одной из стационарных площадок. И я специально подчёркиваю, что речь идёт о стационаре, ибо в сфере проката будет сильно отличаться алгоритм действий и их количество. Речь пойдет о концерте музыкального коллектива. Работа фестивалей, сборных концертов и других мероприятий, в которых выступающих более одного коллектива это отдельный жанр работы, о нем поговорим в других постах. Да простят меня коллеги техники, но этот пост я буду писать для тех, кто закулисье видел максимум на фотографиях и не знает, что вообще из себя представляет концертный комплекс.

Подготовка звукорежиссёра к мероприятию начинается с изучения технического задания (райдера) артиста. На почту заранее присылается райдер, в котором мы сразу пролистываем на чем артист будет добираться до нашего города, чем он должен питаться и на какой машине ездить – это нам не интересно. Доходим до технической части и читаем.

Грамотный райдер должен содержать в себе:

  • Со своим звукорежиссёром/ами и техниками едет ли артист или нет. Этот пункт очень важен, по нему я понимаю, только ли нам надо будет подготовить поляну к приезду артиста или самим рулить всем процессом. В этот раз исходим из варианта, что артист едет без тех группы.

  • Бэклайн (в пер. с англ. «Задняя линия») Сюда входит техническое оборудование, которое площадка должна предоставить артисту: ударные инструменты, клавишные инструменты, возможно гитары, комбо-усилители, мониторные линии, коммутацию и т.д. Это отдельный пункт, который мы как-нибудь изучим отдельным постом.

  • Стэйдж-план. Тут всё просто: стэйдж – это сцена, план – это трава. Шутка.

    План расстановки на сцене. Я видел великое множество стэйдж-планов, от самых убогих (лучше бы не было) до таких, что глаз радуется. В хорошо сделанном плане есть позиции музыкантов на сцене, возле их фигурок есть указатели что им нужно, сколько электросети, сколько дырок в розетке им будет нужно, с какой стороны от себя им нужен монитор и даже какое расстояние должно быть между теми или иными позициями. Это правильно, так как сцены имеют разный размер, ширину, глубину и вот это вот всё, а музыканты всегда должны быть на одном расстоянии друг от друга, видеть друг друга, слышать и взаимодействовать одинаково на каждом концерте.

  • Input-list (Out-list опционально). Он бывает не всегда. Если артист поехал в какой-то город без своего звукорежиссёра, то последний может написать этот пункт в райдере и указать, какие инструменты и голоса чем он подзвучивает и список каналов. Этот пункт может быть заменен на состав музыкантов, чтобы звукорежиссер площадки сам принял решение, чем и как озвучить коллектив. В оut-list прописывается кому на сцене нужно себя слышать из мониторов, возможно ушной мониторинг и это оформляется так же списком.

  • Прочая информация: здесь указываются тайминги, во сколько заезд артиста на площадку, во сколько приезжают техники, если они есть; сколько нужно времени на саунд-чек и так далее. Здесь же могут быть прописаны требования по расходным материалам и прочему.


    Итак, мы просмотрели райдер и, скорее всего, нашли внизу приписку, типа «по всем вопросам звонить по номеру 89005553535 (проще позвонить, чем кого-то наебааааать)». А вопросы у нас могут быть следующего характера:

    У нас нет какой то конкретной позиции техники, прописанной в райдере: гитарного усилителя, пластиков на барабаны конкретной марки или мы не можем предоставить конкретные клавиши и тому подобное.

    Уточнение о стэйдж-плане относительно размеров нашей площадки. Очень важный момент, ибо если не согласовать этот параметр, то нередко можно услышать от прибывших артистов –«Валера, ебанись, у них зеркало сцены 25 метров, ахуееееееть». А музыканты при этом стэйдж-плане чётко дали понять, что они занимают в ширину метров 8. Надо что-то делать с кулисами.

    Согласование относительно света/звука/видео. Три службы могут друг-другу неслабо мешать и артисты, не видя площадки, могут не знать, что такие проблемы возникнут.

    Прочие вопросы. Это отдельный пункт, в котором может быть всё, что угодно.

    Сформировав пакет вопросов, мы звоним человеку, указанному в номере. Скорее всего это будет тех директор коллектива, их штатный звукорежиссёр или другое ответственное лицо. На пример:

    Барабанщик запросил в райдере комплект тарелок для барабанов производителя MEINL, а у нас есть Zildjian K Custom и Sabian HHX. Тут есть два варианта развития событий: барабанщик соглашается на один из наших вариантов, либо сообщает, что ему принципиально играть на MEINL и надо найти. В первом случае всё гут, во втором начинаем искать :)

    Если нет возможности созвониться и утрясти всё по телефону, то составляется оффер. Там пописано то, что хочет артист, потом колонка, что можем предложить мы, далее ответ устраивает это артиста/не устраивает. Подбив все вопросы, мы считаем, что оффер согласован и можно приступать к работе. Заранее, на планёрке нужно решить ряд вопросов, связанных с предстоящим концертом, а именно: кто, что, где будет делать на сцене, в пультовой/ых. Нам нужно расписать сколько людей нужно на сцене, что будут делать техники на этапе подготовки и на самом концерте в зависимости от поставленных задач. Какое оборудование и микрофонный сет мы берём из микрофонного парка, какие мероприятия идут параллельно и не оставим ли мы коллег с голой жопой без нужных им вещей.

    Итак, день Д наступил и мы прибыли на работу. Техники заранее видели райдер, оффер, получили от меня инпут-лист, составленный мной, с учетом НАШЕЙ конфигурации оборудования и микрофонов. Выглядит он примерно так:

Профессия звукорежиссёр. FOH. MON. Sys ENG Звук, Звукорежиссура, Звукорежиссер, Концерт, Живое исполнение, Shure, Мат, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост
  • Первая колонка это порядковый номер, вторая обозначение инструменты, третья используемый микрофон/дибокс, четвертая крепление микрофона стойка/клэмп/отсутствие, пятая колонка тока подключения (вот о них тоже будет отдельный разговор).

    Имея на руках стэйдж-план, инпут/аут лист, список бэклайна, техники разбирают задачи, согласно купленным билетам заранее составленному плану и приступают к монтажу площадки. Отдельным постом будем говорить о сложностях в работе, но здесь я вскользь коснусь очень важной темы – не может техник ставить барабаны на подиум (к примеру), если монтировщики сцены подиум не поставили. Тут нужно постоянно взаимодействовать с другими тех службами. Бывают ситуации, когда каждой службе приходит свой райдер и о чаяниях и веяниях коллег узнаешь на площадке в день концерта. Так что sheet случается, но мы стараемся этого не допускать.

    Пока техники расставляют мониторные линии, барабаны, гитарные стеки, стэйдж-боксы, прокладывают кабельные трассы, накручивают микрофоны на стойки нам тоже есть чем заняться. Нужно сделать патч пульта.

    Пульты бывают разные черные белые красные , и архитектура и подход к одним и тем же вопросам у них сильно разнится (это будет еще один отдельный пост!) Мы сегодня не будем углубляться в вопрос, как это работает в мелочах, на сегодня главное понять, что микшерный пульт — это устройство ввода/обработки/вывода звука. Для начала хватит. Помните, выше была табличка с входами/выходами? Воооооот. На пульте нам нужно сделать так же. А потом сделать группировку каналов, назначение их в DCA, назначение приборов динамической обработки, назначение приборов пространственной обработки, назначение выходных групп и так далее и прочее интересное. Тема достаточно долгая и обширная, я посвящу этому еще страниц 5-6 текста, что ж мы там делаем. Спойлер – не три кнопки нажимаем, минимум 6. Второй спойлер – кнопки «сделать заебись хорошо» не существует.

    Мы молодцы, мы подготовили пульт, подготовили устройства записи звука (если это согласовано), у нас есть поканальный список микрофонов в программе секвенсоре, мы на отдельном компьютере мониторим, что у нас показывает радио эфир, дабы не допустить ни помех, ни интермодуляционных искажений (мы ж еще и в радио менеджмент немного умеем). Получаем сигнал от техников, что мы готовы проводить line-check.

    Это процедура проверки прохождения сигнала от источников звука до пульта. Так мы убеждаемся, что на сцене нет битых кабелей, битых стэйдж боксов, битых витых пар, мёртвых микрофонов, мертвых мониторов. Убедившись, что всё у нас приходит и всё хорошо все уходят перекурить и ждать прибытия музыкантов на сцену.

    И вот момент настал прими Гастал, музыканты прибывают на сцену. И вот тут сценарий бывает оооочень разный, в зависимости от того насколько хорошо вы согласовали райдер и согласовывали ли вообще, и вы ли это делали (ибо это мог делать не вы). Может быть движение всего по площадке, сдвиг, поворот, разворот, перемещение всего, что стоит, лежит, проложено или левитирует. Закончив с этим процессом музыканты настраиваются, барабанщик дособирает полуфабрикат ударной установки по своему вкусу, гитаристы настраивают инструменты, все заняты своим делом. По готовности мы начинаем проводить SOUND – CHECK. По-русски «проверка и отстройка звука». Говоря в микрофон, розданный по мониторам на сцене, мы просим музыкантов по очереди поиграть, чтобы отстроить звук. Чаще всего я делаю два комплекта каналов – один для зала, один для сцены. Это важно, и я посвящу этому отдельную главу. Отстроив звук с каждого микрофона в отдельности, начинаем собирать из музыкантов сбалансированно звучащий КОЛЛЕКТИВ. Когда у нас коллектив в зале звучит достойно и на сцене музыканты хорошо слышат себя в мониторах, ничего нигде не свестит, не заводится и радует на сцену приглашается солист. С ним проводятся те же манипуляции, отстраивается звук и в завершении все довольные, получив искомый результат уходят отдыхать перед началом концерта. Ну, как отдыхать. После заверения саунд-чека нужно проклеить к полу кабельные трассы, убрать со сцены лишнее, заменить батарейки в радио системах и решить еще несколько насущных вопросов.

    Всё, дальше концерт и я просто делаю свою работу. И может быть даже, я напишу об этом еще один пост. Может быть)

    По завершении концерта бывает два варианта концовки: музыканты молодцы или звукорежиссёр пидарас не молодец. Другого не дано.

    В любом случае в конце демонтаж, возврат оборудования по складам, операция «антипроёб» на сцене и отчёт руководству о том, что все живы, миссия выполнена, потерь нет/есть.

    FIN

    Ух, и простыня получилась. Задавайте вопросы, относительно них я буду понимать о чем рассказывать в следующих постах и как простраивать логику повествования. За сим откланиваюсь и еду на работку. Предвосхищая первый отвечу сразу - 4 места работы, 3 стационара и один прокат.

Показать полностью 1 1

Звук. Свет. Видео. Сцена

Товарищи пикабушники, меня зовут Александр и я звукорежиссёр. И у меня есть вопрос - интересна ли тема концертного звука и закулисной жизни?
Могу предложить сделать серию постов на тему концертной звккорежиссуры. Кто мы такие, чем занимаемся, чем отличается специалист по радио менеджменту от системного инженегра и так далее. Какие бывают системы, инсталляции, микшерный пульты, как они работают, что нас бесит и радует.
Если будет отклик - начну сегодня же. В комментах можете написать что интересно вообще и в частности по теме. Если подтянутся видеоинженеры, художники по свету, монтировщики декораций и режиссеры - буду рад.

Звук. Свет. Видео. Сцена Звук, Свет, Звукорежиссура, Звукорежиссер, Сцена, Длиннопост

(на фото не я, но делал я)

Показать полностью 1

Чистый алкоголь. Part 2 Только личный опыт! Не учебный материал!

Чистый алкоголь. Part 2 Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Настойка, Ректификационная колонна, Мат, Длиннопост

Пункт №5 Дробная перегонка.
В предыдущем посте мы начали долгий и интересный путь в изготовлении действительно чистого напитка, немного разобрались с терминами и поняли, что делать бормотуху мы не собираемся – поехали же дальше.
Вот мы и добрались до самого важного, мои дорогие любители перфекционизма. Фракционное разделение спирта-сырца. Отсечение голов и хвостов. Дальнейшее повествование я веду исключительно исходя из СВОЕГО сетапа оборудования.
Наша первейшая задача подготовить спирт-сырец для дальнейшей перегонки. Для примера приведу свой нынешний задел. Имеем спирт-сырец крепостью 50.4 градуса с поправкой на температуру (показание верно при температуре продукта 20 градусов цельсия). Перегонять его в таком виде неправильно и пожароопасно, т.к. 40 и выше процентов содержания спирта в продукте горит. СОБЛЮДАЕМ ТБ, БЛЕАТЬ!
Нам нужно разбавить чистой водой спирт-сырец, руководствуясь тремя переменными: физикой химией и здравым смыслом. Физика говорит нам, что чем меньше содержание спирта в нашем спирте-сырце, тем легче нам этанол оттуда достать. Химия говорит нам о том, что помимо легкокипящих фракций (головы), состоящих из очень вредной каки и тяжелокипящих фракций (хвосты) есть еще переходные фракции. Они могут проявлять себя как в хвосте продукта, так и в голове продукта в зависимости от начальной спиртуозности продукта. Здравый смысл говорит нам, шо разбавлять сырец до 5-10 градусов, как советуют некоторые это огрооооомные траты времени. Экспериментальным путём я решил для себя, что буду перегонять сырец, разбавляя его до 15-20 градусов. Это оптимально. ИМХО.
Итак мы собрали аппарат, в моём случае это бак на плите, 1.5 метра царги, дефлегматор, поворотная часть, холодильник, попугай и приёмная ёмкость.
Давайте разбираться с терминами.
Бак – всё понятно
Царга – это тупо труба, внутри которой располагаются различные препятствия, обычно в виде стальной либо медной проволоки, либо других компонентов. Смысл в том, что кипя, водно-спиртовая смесь поднимается по царге, тратя энергию на преодоление пыжей из проволоки. Легкокипящие фракции запасают больше потенциальной энергии и вылетают в трубу первыми, им нужно меньше температуры чтобы испариться. Тело кипит вторым, а хвосты последними. Причём ВАЖНО, что фракции не идут строем дружно и по порядку, они поднимаются вверх вместе, неразрывно друг с другом и чем царга длиннее, тем разделение качественнее! Эту тему мы продолжим чуть позже.
Дефлегматор – предварительный холодильник. Его задача еще снижать энергию кипящих фракций, давая пройти сквозь себя только тому, что мы сами отберём, это если просто, да простят меня за скупость речи и недостаток терминов профессионалы дела.
Холодильник – конденсирует пары спирта в жидкость.
Попугай – приспособа на носик холодильника в котору. Вставляется ареометр, позволяющий контролировать крепостью продукта в струе в данный момент времени.
Важное отступление!
Царга, дефлегматор, колонна – зачем?
Смысл в тепло и массообмене. Дальше я буду говорить максимально просто, буквально схематично, ибо профи и так знают о чем я, новичков вдавать в физику процесса не будем ( на самом деле я тупой и сам до конца не понимаю) Жидкость испаряется и поднимается верх по царге, преодолевая проволоку, теряя энергию, это мы помним. Над царгой стоит пояс холода в виде дефлегматора, его задача охлаждать поднимающиеся пары и пропускать лишь то, что нам интересно. Пар поднимается вверх и теряя энергию начинает конденсироваться. Более тяжелые капли падают вниз и в свою очередь тормозят следующие поднимающиеся пары. В этом случае по тихоньку в царге устанавливается относительное равновесие, когда все фракции многократно испаряясь и поднимаясь выстраиваются в порядок. Наверху головы, в середине спирт, внизу хвосты. Мы установили режим работы аппарата и можем начинать работать.
Итак, начинаем перегонку.
Перво наперво наша задача отделить головы, это вещества, которые кипят при более низких температурах, чем этиловый спирт. Здесь целая палитра ЯДОВ: метиловый спирт, альдегиды, эфиры, ацетон и прочее. Нагрев бак мы открываем подачу воды на дефлегматор так, чтобы всё, что подается на него, возвращалось обратно в бак. Этот режим работы аппарата называется на себя, тут мы и даём ему выстроить фракции в царге. Когда аппарат поработал на себя мы уменьшаем мощность и по маленьку регулируем подачу воды на дефлегматор так, чтобы он начал пропускать через себя спирт. Всё, первое что пойдет – яд. Я рассчитываю сколько этого яда будет просто – помню сколько я залил спирта-первача в бак, сколько в нем получается абсолютного спирта (общая крепость) и от неё отбираю 15% объёма. С учётом покапельного, крайне медленного отбора и использования полутораметровой колонны это гарантирует с избытком, что никакая бяка не попадёт в продукт. Собрав нужный объём голов мы капаем из струи пару капель на пальцы и проводим органолептическую проверку обонянием – опыт даёт понять, что пахнет уже не головами. Удостоверившись и опытным путём и теоретически, что головы собраны мы переходим к сбору тела.
Отбор тела происходит на более высокой мощности плиты и с большей скоростью, тут особо рассказывать нечего. Следим за режимом, контролируем крепость и темперутуру в баке и темперутуру после дефлегматора. Если температура после дефлегматора стоит на одном уровне – мы на коне. Гнать тело стоит до 92 градусов в нижнем баке НО(!) после 92 я ставлю вторую приемную ёмкость и собираю спирт до 95 градусов температы в баке, в этой части никакой дефлегматор не удержит начавшие появляться предхвостья. Этот пункт не претендует на истину, но я делаю именно так.
Когда мы закончили отбор тела мы можем отключить дефлегматор, врубить полный вперёд и собрать хвосты. Они ядовиты, но не так, как головы и их можно добавлять в следующую брагу для увеличения выхода спирта. Делать так или нет – личное дело каждого. Лино я сторонник использовать этот способ только с фруктовыми брагами, ибо в хвостах содержится достаточно много ароматических соединений.

Чистый алкоголь. Part 2 Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Настойка, Ректификационная колонна, Мат, Длиннопост

Засим всё, мы получили спирт. Что делать дальше?
Пункт №6 Методы умягчения продукта.
Мы получили превосходный продукт, чистейший спирт, потому как следили за параметрами процесса на всех стадиях производства и не ленились. Мы молодцы. Но пить спирт идея не очень, нам нужно сделать на его основе напитки и тут у нас появляются два пути умягчения конечного продукта.

Чистый алкоголь. Part 2 Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Настойка, Ректификационная колонна, Мат, Длиннопост

Подпункт №1 – Приготовление сортировки.
Сортировкой называют смесь воды и спирта. Многие думают ,что это водка – нет. Смешав спирт и воду мы получим гидрат спирта, не более. Его можно пить и даже голова болеть не будет, ибо мы сделали максимально чистый продукт, чище некуда. Но вот беда, он достаточно колкий на вкус. Всё таки спирт, да вода, чего мы хотим. Когда мы разбавим спирт водой, обязательно нужно дать спирту отдохнуть, в посте про лимончелло я указывал почему. А дальше наша зада углевать сортировку. Процесс тот же, что и в случае с углеванием спирта-сырца, но пропорция другая, 10 граммов на литр. Вот тут интересный момент – сколько углевать по времени. Мнения сильно расходятся, я лично слышал варианты от 40 минут до двух суток и все они имеют право на жизнь. Дело в том, что уголь заберёт остатки примесей из нашей сортировки и сделает вкус мягче и шелковистей, если подержать его буквально часы. Но если держать его дольше, то уголь начнём сам вступать в реакцию с сортировкой, обогащая её альдегидными соединениями, таким образом, кстати, и получается именно водка. Это необходимый этап её создания. Как делать вам – дело ваше, я лично облагораживаю полученный напиток дальше, делая настойки, поэтому углюю буквально 3-4 часа.

Чистый алкоголь. Part 2 Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Настойка, Ректификационная колонна, Мат, Длиннопост

Подпункт №2 – Только крепость, только хардкор!
Если вы собираетесь приготовлять напитки, в которых фигурирует спирт, то углевать спирт не стоит. Спирт по своей сути является растворителем и он вымоет из угля то, чего вымывать не стоит. Так как же быть? Как же уголь? А в данном случае он не нужен. Раз вы собираетесь использовать спирт, значит вы будете делать настойку/ликёр и наличие трав/сахара/других ингридиентов само смягчит вкус напитка. По поводу же использования угля для чистки – помните как мы заморочились с получением чистого спирта? Чище некуда, расслабьтесь.

Чистый алкоголь. Part 2 Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Настойка, Ректификационная колонна, Мат, Длиннопост

Часть №7 Эпилог.
Друзья, докапывают в бутыль головы, сейчас начну отбирать тело, а вам пожелаю хорошего настроения, здоровья и соблюдения техники безопасности и личной гигиены. Вопросы, предложения и пожелания в мой адрес не останутся без ответа. Интересующие темы поднимайте, будем писать и просвещаться еще. И помните самогон – давно не напиток люмпенов, самогон это искусство.
Счастья!

Чистый алкоголь. Part 2 Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Настойка, Ректификационная колонна, Мат, Длиннопост
Чистый алкоголь. Part 2 Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Настойка, Ректификационная колонна, Мат, Длиннопост
Чистый алкоголь. Part 2 Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Настойка, Ректификационная колонна, Мат, Длиннопост
Чистый алкоголь. Part 2 Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Настойка, Ректификационная колонна, Мат, Длиннопост
Показать полностью 9

Чистый алкоголь. Part 1Только личный опыт! Не учебный материал!

Чистый алкоголь. Part 1Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Познавательно, Длиннопост

Итак, в моем прошлом посте я получил ряд вопросов и одним из самых насущных был вопрос чистоты алкоголя. У изрядного количества людей устоялся стереотип о том, что самогон это напиток люмпенов и дна общества. Это не так, давайте бороться со стереотипами. Современный уровень технического прогресса и грамотности в эпоху доступности информации позволяет делать отличные вещи буквально каждому. Да и стоит напомнить о том, что ром, бренди, кальвадос, чача, текила, мескаль и т.д. это всё сплошь самогоны. Но мне больше нравится слово дистилляты. Можно ли сделать в домашних условиях чистый продукт? Можно. А как, мы выясним далее.
Сразу хочу оговориться, что данный пост написан применительно ТОЛЬКО к сахарному сырью. Зерновые дистилляты, фруктовые и любые другие дистилляты, в которых нужно сохранить ароматику исходного продукта мы рассмотрим в других постах. Мы же используем сахар, а его ароматика нас не интересует, да и делаем мы не дистиллят, а ректификат то бишь максимально чистый спирт.
Погнали.

Чистый алкоголь. Part 1Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Познавательно, Длиннопост

Пункт №1. Брага
Итак, вы украли бродильную ёмкость, взяли взаймы сахар, экспроприировали дрожжи и собрали дождевую воду (шутка). Все слагаемые успеха на месте.
В этом пункте будет происходить процесс получения спирта и побочных продуктов из сахара путём его переработки живыми организмами (дрожжами). Чистота – залог здоровья, а значит первым делом нам нужно убрать конкурентов наших дрожжей, чтобы в бродильной ёмкости не было локальных конфликтов между дрожжами и другими культурами. Посему нашу бродильную ёмкость, гидрозатвор и всё сопутствующее мы тщательно моем и даём обсохнуть.
Мы сегодня не будем вдаваться в постановку браги с точки зрения количества/качества, гидромодулей и прочего, нас интересует чистота процесса. Греем воду ( я использую бытовой кипятильник) в количестве меньше половины ёмкости и в этой горячей воде разводим сахар, получая сироп. Далее доливаем воды до нужного нам объёма си температуры. ВАЖНЫЙ МОМЕНТ. У разных дрожжей разный темпеературный режим работы! Я в основном использую спиртовые турбодрожжи одной конкретной марки и им рекомендованно работать при температурах 18-24 градуса. НА что это влияет: чем ниже температура, тем меленнее идёт процесс, больше выход спирта из сырья и меньше набраживается гадостей. Соблюдать низкий температурный режим полезно, однако не обязательно, особенно когда поджимают сроки.
Дрожжи настолько разные, что одни работают стабильно при 32 градусах С, другие при этой температуре начинают погибать. Представьте себе – герметичная ёмкость со сбросом давления через гидрозатвор, внутри происходит экзотермический процесс, над брагой стоит шапка парникового газа. В таких условиях брага саморазогревается, надо это учитывать. Посему полезный совет – если вы увидели, что брага выходит за разумрные пределы температуры, то её можно принудительно охладить. Тут нам поможет школьная физика: ставим ёмкость в другую ёмкость, типа таза ( на крайний случай в ванну), наливаем в таз водички, накрываем крест-накрест ёмкость двумя полотенцами, концы которых опускаем в воду и направляем на нашу конструкцию вентилятор. Пользуйтесь.
Резюмируем первый пункт – чистота и температура!

Чистый алкоголь. Part 1Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Познавательно, Длиннопост

Пункт №2. Подготовка готовой браги.
Согласен, оксюморон на лице – подготовка готовой. Не спешите кидать тапками, мы тут делаем искусство.
Наша брага сбродила, гидрозатвор давно замолчал, тихое брожение закончилось, а сахаромер показал остаточный сахар ниже нуля – брага готова. Кстати, полезный совет №2 – как убедиться что брага готова полностью? Гидрозатвор молчит, шипения нет – бахните по ёмкости ногой и потрясите её немного – таким образом вы перемешаете содержимое и реакция может побулькать еще и даже не один день, иногда брага засыпает.
Почему сахаромер должен показать ниже нуля? Причина проста – в браге помимо воды растворено куча всего – мертвые дрожжи, жиры, белки, говно, и плотность браги заметно выше плотности воды. Сахаромер – ареометр, прибор для измерения плотности. Когда сахара в браге НЕТ – он показывает ниже нулевой отметки, помните об этом.
Ух, дофига написал.
Итак, в готовой браге нужно уменьшить количество примесей. Смысл в том, что чем чище основа – тем чище результат. Тут нам на помощь приходят две технологии : многократное снятие с осадка и чистка бентонитом или другой химией. Бентонит – это порошок специальной глины. Он разводится в небольшом количесве воды до состояния смузи и сливается в брагу, которую вы ложкой довели до состояния водоворота, так весь бентонит распределится в толще вашей браги.
Отлично, ждём день деньской, пока вся муть осядет на дно и сливаем получившуюся брагу так, чтобы не потревожить осадок ЭТО ВАЖНО! Осадок состоит из глины И ЕЩЕ БОЛЕЕ ВАЖНО!!! Это НЕЛЬЗЯ СЛИВАТЬ В КАНАЛИЗАЦИЮ! Она забьётся. Поэтому осадок собираем в пакет/бутылку и несём на свалку.

Чистый алкоголь. Part 1Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Познавательно, Длиннопост

Пункт №3 Первая перегонка. Первач. Первачок.
Здесь уместно провести замеры количества спирта в браге, но я суперклал, ибо что получил, то получил, не больше не меньше. Наша задача на этом этапе максимально быстро перегнать нашу бражку в спирт-сырец. Никаких насадок, работаем в режиме, известном как пот-стил. Бак – кипение – трубка – холодильник – приёмная ёмкость. Всё. Ничего лишнего. На баке установлен термометр, когда он покажет, что температура в баке 96 по цельсию, можно начинать мерить спиртуозность в струе. ВАЖНО! Ареометром мерить количество спирта можно только в струе, в банке это делать бесполезно. Многие гонят спирт досуха, пока в струе не будет 10 градусов, лично мне лень. Термометр показал 96 градусов – ауфидерзайн. Мы закончили, слили барду из бачка и залили новую брагу на перегон.
ВАЖНЫЙ момент! На данном этапе я познал один очень неплохой способ облегчить себе жизнь. Когда у вас перегоняется первач, из приёмной ёмкости пахнет сивухой не по детски. Это нормально, это первач, таким он и должен быть, но от запаха можно избавиться – нам поможет фильтр для воды. Просто гоните первач через него в приёмную ёмкость и будет вам счастье.

Чистый алкоголь. Part 1Только личный опыт! Не учебный материал! Алкоголь, Самогон, Самогонный аппарат, Познавательно, Длиннопост

Пункт №4 Предварительное углевание спирта-сырца.
Самый короткий пункт. Собрали весь наш спирт-сырец, поместили в одну ёмкость, измерили крепость, сделали поправку на температуру и засыпаем в нашу ёмкость активированный уголь. Я лично использую кокосовый специальный уголь, его расход гораздо меньше чем берёзового, благодаря лучшим сорбционным свойствам. Расходи угля получается 5 грам на 1 литр сырца. ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! Уголь даёт пыль, она никак не влияет на конечный продукт, но выглядит неэстетично, отфильтровать в дальнейшем его можно плотным ватным фильтром.
Засим закончу и приступлю ко второй части поста, не теряйте.

Показать полностью 5

Лимонный ликёр. Лимончелло. Орантелло. Грейпфрутовка и другие

Картинка для затравки

Лимонный ликёр. Лимончелло. Орантелло. Грейпфрутовка и другие Самогон, Алкоголь, Настойка, Ликер, Лимончелло, Длиннопост

Итак, вы просили рецепты - их есть у меня. Не претендую ни в коем случае на оригинальность, многие рецепты брал в свободном доступе и путем проб и ошибок доводил до результата, который бы мне нравился. Постараюсь не лить воды и писать строго по существу.
Итак - поехали.

Лимонный ликёр. Лимончелло. Орантелло. Грейпфрутовка и другие Самогон, Алкоголь, Настойка, Ликер, Лимончелло, Длиннопост

Пункт 1. Сырьё.
Под сырьём подразумеваются цитрусовые. Конечно, оригинальный лимончелло делается из отборных лимонов, произрастающих на Сицилии, но мы с вами живём не там, а посему использовать будем лимоны и другие цитрусы которые можно найти в ближайшем магазине. Покупать лучше цитрусы с толстой ноздреватый кожурой, вот эта шероховатость готовит как правило л том, что цедры будет много. Вы можете изготовить ликер из лимонов, мандаринов, грейпфрутов, мандаринов и даже помело, причем как по отдельности, так и в любой пропорции. Всё зависит от ваших предпочтений и фантазии.
нам понадобится овощечистка. Я пробовал ножи, различные приспособы и остановился на самом удобном варианте - овощеяистка с керамическими ножами. Поверьте, ничего удобнее не найдёте.
Итак, цедра снимается полосками. Дабы было удобнее снимать цедру овощечисткой предлагаю делать движения влево-вправо, пока ведёте лезвие вниз, так получается проще.Снимать цедру необходимо ТОЛЬКО верхний слой, без белой части (альбедо). Белая часть горчит, а нам оно не надо.

Лимонный ликёр. Лимончелло. Орантелло. Грейпфрутовка и другие Самогон, Алкоголь, Настойка, Ликер, Лимончелло, Длиннопост

Пункт 2. Спирт
В данном случае только спирт, ибо экстракция эфирных масел из сырья под воздействием водки будет происходить не в пример медленне и менее выражено. Для этих целей я использую спирт, который делаю сам. Крепость спирта должна быть не менее 70°, я использую 96°.
Идеальная пропорциядля смешивания 100 мл. спирта на 30 гр. цедры, проверено на опыте.

Пункт3. Настаивание
Заливаем спиртом цедру и запечатываем ёмкость, 3 литровые банки наше всё, и убираем ВАЖНО в сухое темное место, ибо солнечный свет и в частности ультрафиолет враг эфирных масел.
Моей личной рекомендацией будет использование вакуумных крышек, так как они сильно ускоряют процесс экстракции полезностей из цедры.
Всё. Ждём две-три недели, периодически встряхивая банку, пока не убедимся, что цвет спирта стал очень насыщенный, а цедра внутри стала ломкой. Двух недель в подавляющем большинстве случаев более чем достаточно.

Лимонный ликёр. Лимончелло. Орантелло. Грейпфрутовка и другие Самогон, Алкоголь, Настойка, Ликер, Лимончелло, Длиннопост

Пункт 4. Сироп
Так как лимончелло - ликёр, то мы должны снабдить наш напиток достаточной сахаристостью.
Пропорции для себя я делал разные и мнения насчёт необходимой пропорции разделились очень сильно. Кому то зашла более сахаристая и плотная версия, кому то более водянистая, ближе к фруктовой водке. Я предпочитаю классический рецепт.
Пропорция такова:
1 литр спирта
1.2 литра воды
0.8 кг. сахара
Исходя из этого растворяем сахар в горячей воде, получаем сироп, охлаждаем его и выливаем в заранее процеженный спирт-мацерат.
Напиток резко изменит цвет - наступит помутнение, это нормально, это под резким падением градуса напитка высвободилась в свободное плавание часть эфирных масел и создали мутность.

Лимонный ликёр. Лимончелло. Орантелло. Грейпфрутовка и другие Самогон, Алкоголь, Настойка, Ликер, Лимончелло, Длиннопост

На фото выше можно заметить насколько разный цвет и прозрачность двух видов ликёра, при том, что их параметры одинаковы и по сахару и по плотности, различны только составы по цедре. На этом же фото можно увидеть, что я совериш оплошность и плохо растворил сахар, что и повлияло на внешний вид.

Пункт 5. Выдержка и отдых
Одним из главных слагаемых хорошего алкоголя является выдержка и отдых. Выдерживать нам здесь нечего, поэтому сразу переходим к главному, как дать напитку отдохнуть и для чего мы это делаем.
Итак, мы смешали сироп и мацерат и получили нашу лимончеллу, дали ей постоять какое то время, предварительно хорошо стряхнув на протяжении минуты. Что же мы получили? Мы получили полуфабрикат. Основное смешивание компонентов (вода, сахар, масла, спирт) произошло, но оно не произошло полность. У нас до сих пор есть зоны возмущения и своьодноплавающих веществ в напитке, это если грубо. Достигнуть полного свешивания компонентов можно путём отдыха - разлейте напиток по бутылкам (чистым и стерилизованным) и дайте ему постоять в темном сухом месте месяц, в идеале два. Можете ради интереса выпить бутылочку сразу после смешивания и через месяц отдохнувшую - разницу сразу почувствуете) Я бы сравнил отдых напитка с отпуском металла после закаливания, такая аналогия приходит на ум.
Всё, ваш ликёр готов - наслаждайтесь :)

Лимонный ликёр. Лимончелло. Орантелло. Грейпфрутовка и другие Самогон, Алкоголь, Настойка, Ликер, Лимончелло, Длиннопост

Друзья, повторяюсь ещё раз, мои посты не являются руководством к действию и носят лишь ознакомительный характер. Также моё мнение не является истиной в последней инстанции, я всегда буду рад конструктивной критике.
Пейте с умом!

Показать полностью 6

Годовщина моего хобби

Летом прошлого года я дал обещание бросить пить на полгода, ввиду того, что у меня начались проблемы со здоровьем на почве того, что я чрезмерно увлекся снятием стресса посредством пития спиртного. Этим же летом, находясь в отпуске и не зная как развлечь себя я забрел в магазин для самогонщиков и понял, что пить я не буду, но делать попробую. Видимо так сказались гены родителей химиков. В общем гнать и держаться я смог 7 месяцев, продегустировав свои работы только 1 января 2022 года.

Начал я с покупки такого аппарата и чтения соответствующих форумов и общения с людьми

Годовщина моего хобби Самогоноварение, Самогон, Самогонный аппарат, Алкоголь, Настойка, Длиннопост
Годовщина моего хобби Самогоноварение, Самогон, Самогонный аппарат, Алкоголь, Настойка, Длиннопост

На данный момент аппарат усовершенствовал, сделал теплозащитный контур, приобрел индукционную плиту, ибо аппарат стал бысокиц под потолок.

Годовщина моего хобби Самогоноварение, Самогон, Самогонный аппарат, Алкоголь, Настойка, Длиннопост
Годовщина моего хобби Самогоноварение, Самогон, Самогонный аппарат, Алкоголь, Настойка, Длиннопост

Немного фото трудов. Мне доставляет сам процесс создания напитка, с момента постановки браги, до наклеевания этикеток на бутыль и запечатывания пробки сургучом.

Годовщина моего хобби Самогоноварение, Самогон, Самогонный аппарат, Алкоголь, Настойка, Длиннопост
Годовщина моего хобби Самогоноварение, Самогон, Самогонный аппарат, Алкоголь, Настойка, Длиннопост
Годовщина моего хобби Самогоноварение, Самогон, Самогонный аппарат, Алкоголь, Настойка, Длиннопост
Годовщина моего хобби Самогоноварение, Самогон, Самогонный аппарат, Алкоголь, Настойка, Длиннопост
Годовщина моего хобби Самогоноварение, Самогон, Самогонный аппарат, Алкоголь, Настойка, Длиннопост
Годовщина моего хобби Самогоноварение, Самогон, Самогонный аппарат, Алкоголь, Настойка, Длиннопост
Годовщина моего хобби Самогоноварение, Самогон, Самогонный аппарат, Алкоголь, Настойка, Длиннопост

Для первого раза сумбурно и неинформативно, однако если будет желание у публики и коллег по цеху, могу запилить подробности покупки аппарата, почему выбрал именно его, какие есть подводные камни, на что буду переходить в дальнейшем, какие делаю браги, как перегоняю, как работать с бочками и т.д.
Пишите в комментах о чем хотели бы узнать и чем хотите поделиться и давайте обмениваться опытом.

Показать полностью 11

Солнечные суслики

Суслики на о. Татышев в г. Красноярске процветают всей своей огромной популяцией благодаря почти полному отсутствию естественных врагов и обилию еды от умиляющихся граждан. Просто залипайте.

Очень любопытные зверьки, совали свои мордахи везде, пытались скомуниздить плед.

Солнечные суслики Красноярск, Остров Татышев, Суслик, Видео, Длиннопост

Кормятся с рук, причем не убегая с добычей, а держа вас лапками за руку и точа вкусняшку.

Солнечные суслики Красноярск, Остров Татышев, Суслик, Видео, Длиннопост

Красные ногти воспринимали как ягодки, видимо, и пытались пробовать на зубок

Солнечные суслики Красноярск, Остров Татышев, Суслик, Видео, Длиннопост

Пууууухлые красавцы. Этот у нас весь чай выдул, прям с термокружки.

Солнечные суслики Красноярск, Остров Татышев, Суслик, Видео, Длиннопост

На последок фото сусла в норке. Пищал на нас, ругался.

Солнечные суслики Красноярск, Остров Татышев, Суслик, Видео, Длиннопост

Всем жителям и гостям нашего славного города, которым не доводилось летом нежиться на солнышке в компании наших мохнатых братьев советую выбрать солнечный денёк и сходить, не пожалеете!
Главное помните, сумлами нельзя сладкое, (и так пердаки большие) диабет схлопочут.

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!