Почти все знают игру «Как достать соседа». Забавно, интересно, но это детское развлечение.
Взрослым предлагаю сыграть по-настоящему, в игру «Как достать чиновника» :)
Все мы, так или иначе, в жизни сталкиваемся с произволом или несправедливостью от чиновников. Самый болезненный пример – судебные приставы и вообще вся правоохранительная система, от участкового и судей до генпрокурора. Как же эффективно, с минимальными затратами сил и времени, задолбать конкретного госслужащего? Сразу замечу, что предлагаемая методика не очень применима как способ решения какой-то конкретной проблемы, связанной с этим госперсонажем, хотя иногда и позволяет получить нужный результат. Еще отмечу, что она не работает с судьями, ввиду очень особого их статуса в системе госорганов и отдельной запутанной процедуры подачи и рассмотрения жалоб. На остальных вполне себе работает.
До начала «специальной жалобной операции» нужно (а) запастись немалым терпением, так как вся бюрократия работает медленно и очень медленно, и (б) провести подготовку, то есть сбор сведений о системе, в которой засел казенный обидчик. В сегодняшнее время это не сложно, вся информация, как правило, есть в открытом доступе. Конкретный чиновник окопался в каком-то отделе, который существует в составе, например, департамента, который в свою очередь подчинен управлению, которое входит в состав министерства или подчиненной ему федеральной службы. Это типовая модель и отклонения от нее на практике невелики.
Кроме организационной структуры, необходимо выяснить ФИО и точные названия должностей вышестоящего начальства по всей цепочке подчинения: начальник отдела, начальник департамента, начальник управления, руководитель федеральной службы, профильный замминистра (министры не занимаются жалобами).
Так же нужно внимательно прочитать закон (он обязательно есть), положения и регламенты, которым подчиняются чиновник-мишень и его руководители по всей иерархической цепочке: положение об отделе, положение о департаменте, об управлении и т.д. Все подряд читать не обязательно, важно выделить пункты об обязанностях этих организаций и их главарей.
И, наконец, запомнить структуру органов прокуратуры вашего региона: районная (межрайонная) - субъекта – генеральная, выяснить должности и фио прокуроров каждого уровня.
Первая жалоба на конкретного чиновника должна быть содержательной, с приложением документов, подтверждающих явное нарушение чего-нибудь – закона, положения, регламента и проч. Максимально по объему две-три полных страницы, больше все равно никто читать не станет. Никаких эмоций, нелитературных эпитетов, поменьше личного, побольше рационального и конструктивного. Обязательно в конце четкое требование, обязывающее адресата что-то сделать по жалобе: "прошу (или требую) устранить нарушение…, привлечь к ответственности лиц виновных в … , принять меры к обеспечению/защите моих прав в виде…"
Это основа всех ваших последующих обращений, которую нужно будет только немного редактировать применительно к разным адресатам.
Такую жалобу вполне себе можно подать и в электронном виде, но я бы рекомендовал сделать это по старинке – на бумаге. Сдаете в канцелярию, на копии получаете штемпель о принятии. В некоторых организациях канцелярия отсутствует, тогда отправляете почтой ценным письмом с описью вложения (для себя сделайте копию подписанного отправленного заявления) .
По общему правилу, записанному в законе, срок ответа на жалобу – 30 дней. Но в некоторых случаях он может быть и меньше.
Итак, последовательность шагов.
Первая жалоба начальнику отдела на конкретного подчиненного (вашего обидчика). Можно дожидаться ответа месяц, можно пренебречь и через неделю-две писать вторую.
Вторая жалоба начальнику департамента на начальника отдела – обязанности не исполняет, отделом не руководит, не контролирует подчиненных, т.к. на поданную (первую) жалобу ответ не получен, меры не приняты, нарушение прав продолжается.
Третья жалоба (тоже месяц ждать не обязательно) начальнику управления на начальника департамента - обязанности не исполняет, департаментом не руководит, не контролирует руководство отдела, т.к. поданная (вторая) жалоба начальником отдела не рассмотрена, меры не приняты, нарушение прав продолжается.
Не дожидаясь ответа подать жалобу в окружную (или районную) прокуратуру на бездействие начальника департамента.
Через неделю сделать аналогичное обращение в администрацию президента через общественную приемную. Очень хорошо работает в электронном виде.
Четвертая жалоба руководителю федеральной службы или замминистра на начальника управления - обязанности не исполняет, управлением не руководит, не контролирует руководство департамента, т.к. поданная (третья) жалоба начальником управлением не рассмотрена , меры не приняты, нарушение прав продолжается.
Не дожидаясь ответа подать жалобу в прокуратуру субъекта на бездействие начальника управления и бездействие окружной (районной) прокуратуры, доводы те же.
Через неделю сделать аналогичное обращение в администрацию президента через общественную приемную.
После ответа из федеральной службы или министерства подать жалобу в генеральную прокуратуру на прокуратуру субъекта и бездействие службы (министерства), доводы те же.
Через неделю сделать аналогичное обращение в администрацию президента через общественную приемную.
В итоге, из-за мелкого чиновника отписываться и объясняться придется всем руководителям: по цепочке подчинения снизу вверх, прокуратуре, в АП. При этом, отписываться будет еще и прокуратура по своей подчиненности – окружная в субъект, субъектовая в генеральную, все вместе в АП.
Вся эта бюрократическая движуха замкнется на вашего обидчика и его начальника, будет отравлять им жизнь примерно год (или даже больше) и точно испортит карьерную репутацию.
Если же жалобы по всем уровням будут на конкретного госслужащего, то всем похер, их спустят виновнику веселья и он отпишется объяснительными, а вы получите шаблонный ответ - жалоба рассмотрена, нарушений нет или меры приняты.
В предлагаемом сценарии высока вероятность внутриведомственных и/или прокурорских проверок по жалобам. И такие проверки обязательно выявят какие-то нарушения, даже и не относящиеся к вашему вопросу, может быть даже кого-то показательно чуть-чуть накажут. Однако шлейф всей истории будет для чиновников негативный.
PS. Не является инвестиционной рекомендацией или руководством к действию.
PPS.Автор не несет ответственности за результаты использования описанной игровой стратегии