Stupidity

На Пикабу
поставил 1 плюс и 8 минусов
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
Награды:
5 лет на Пикабу
11К рейтинг 32 подписчика 3 подписки 14 постов 9 в горячем

Внезапно наткнулся на отрывок из книги

– Поклонники Пэллес никогда не примут…

Гаррет отмахнулся.

– Пэллес Рил обезумела, ты не забыл? Тяжесть невероятной власти свела ее с ума. Это культурная традиция: великие властители становятся как боги, великие властительницы сходят с ума и становятся погубительницами – которых, в свою очередь, должны сразить их возлюбленные. Общественность уже готова в это поверить: в конце концов, это была постоянная тема определенного рода развлечений на протяжении трех сотен лет.

– Никто в это не поверит, – твержу я, но уже не так убежденно.

Клинок Тишалла, 2002 год

Внезапно наткнулся на отрывок из книги Игра престолов, Спойлер, Джон Сноу, Дейенерис Таргариен

Ох, если бы Бобби дожил до 8-ого сезона!

Ох, если бы Бобби дожил до 8-ого сезона!

Джон Сноу возвращается на стену отбывать своё "наказание"

Джон Сноу возвращается на стену отбывать своё "наказание"

По поводу сценария

Наткнулся на одну любопытную статью, где рассказывается о том, как вообще создаются истории, и почему же сценарий 8-ого сезона выглядит таким чуждым по сравнению с первыми сезонами.
Ниже будет мой весьма вольный перевод статьи, и, возможно, ее содержание несколько реабилитирует сценаристов в ваших глазах.

Статья на английском

На прошлой неделе я писал про то, как надругались над Дейенерис и Джейме. Если интересно, то вот:
https://pikabu.ru/story/po_povodu_deyeneris_6707053
https://pikabu.ru/story/po_povodu_dzheyme_6708173

Сегодня я хотел написать, как и почему угробили Тириона, но эта статья в куда более четких формулировках объяснит, почему он так отупел.


Уже только ленивый не проехался по тому, чем плох сценарий последнего сезона, но, возможно, всю проблему нельзя просто так сводить к "плохой сценарий против хорошего". Вместо этого, всё сводится к вопросу: а как вообще создаются истории?

Авторов можно условно поделить на два типа:

1) "Архитекторы"

2) "Садовники"

Первый тип писателей не приступает к написанию истории, пока не воссоздаст детальную линию повествования. Садовники же предпочитают воссоздавать историю по мере того, как пишут ее.  В каждом из вариантов есть как плюсы, так и минусы.
Архитекторам, знающим наперед, куда их ведёт сценарий, проще создать четкую историю с удовлетворительным финалом. Но злоупотребление таким подходом может превратить персонажей истории в бездушные винтики, на которых держится сюжет. Садовникам же проще создавать живых, дышащих персонажей. Они бросают персонажа с его нуждами и желаниями в жерло трагических событий, а затем записывают результат, таким образом генерируя сюжет. Но с персонажами во главе угла садовники рискуют потерять нить повествования и заиметь проблемы с увязыванием всех концов в финале.
Для ясности: всё это не означает, что архитекторы не умеют создавать живых персонажей, а садовники не могут создать целостную историю. Разницы в подходах обычно сглаживаются последовательным созданием черновиков.

Мартин является ярко выраженным садовником: он с любовью засеял семена своих персонажей в первых книгах, аккуратно и неспешно сопровождая их развитие, и до тех пор, пока сериал был близок к книгам, этот подход с лихвой окупался. Именно поэтому все сюрпризы и несчастья, происходящие с персонажами, падали на зрителя с таким оглушительным грохотом, ведь они были последствиями решений самих персонажей. Все эти расцветающие истории стали настоящим подарком для шоураннеров, но они же стали и причиной замедления темпа повествования.

После первой части, завершившейся в третьей книге (3 и 4 сезон сериалов), Мартин планировал перенести историю на 5 лет вперед. Но на деле этот временной зазор показался ему нечестным по отношению к созданным персонажам и миру в целом, и он решил всё это расписать. Зная, что этот "соединительный" материал не будет столь же захватывающим как центральный конфликт, Мартин посеял еще больше "семян", то есть еще больше персонажей, в уже и без того довольно сложный мир. И, в конечном счете, это еще больше отдалило его от развязки. Сад разросся, а вся эпопея, изначально планируемая как трилогия, продолжила увеличиваться в масштабах, пока книги не перестали выходить.

Следующие пару сезонов шоураннеры с переменным успехом подрезали весь этот цветник до тех пор, пока в 7 сезоне не решились перейти от рассказывания истории целого мира к завершению конкретной истории внутри этого мира. Они заручились у Мартина черновым вариантом окончания истории, назначив себе дэдлайн в виде 13 эпизодов на всё про всё.


И для этого шоураннеры понесли историю вперед так быстро, как только могли. Они не пытались разрешить максимального эффективно арку каждого персонажа и обыграть каждый кирпичик воссозданного мира. Они знали, куда целится Мартин, они понимали какие точечки им надо соединить, чтобы добраться туда, и при этом хотели сделать этот путь как можно более зрелищным. Вероятно, они задавались вопросами: что является наиболее важным? какие сюрпризы они могут преподнести, чтобы как-то соперничать с тем, что уже было на шоу? Какие из оставшихся конфликтов породят наибольшую драму? Что аудитория захочет увидеть больше всего? Они составили список, и дальше им потребовалось расставить каждого персонажа по местам.


Поэтому ИП в последних сезонах вызывает такие странные ощущения. Шоу о том, как люди не могут убежать от прошлых ошибок, превратилось в спектакль настоящего. Персонажи невероятной глубины и силы воли были принесены в жертву текущим обстоятельствам. Они совершали нереалистичные поступки и делали глупые выборы, чтобы требуемые события могли идти по намеченному плану. Персонажи обрастали сюжетной броней, потому что требовалось их участие в других сценах. Пропал конфликт между сложными людьми с несовместимыми целями. Серая мораль уступила место черному и белому. Персонажи помчались через свои арки, следуя намёкам, разложенным в прошлых сезонах, а иногда и совершенно в разрез с аркой. Персонажи больше не были во главе повествования, их место заняла концовка.


И серьезно, кого в этом винить? Вращать одновременно миллионом хрупких тарелочек, как это делает Мартин, очень тяжело. И разложить их по местам, не разбив половину по дороге, тоже тяжело. Рассказывать историю вообще очень тяжело. Особенно, когда миллионы людей на тебя смотрят.

Тем не менее, в третьем акте подход к рассказу истории поменялся. Мы влюбились в одно шоу, а оно стало другим. И получить удовлетворение от этой кучи фансервиса можно только закрыв глаза на то, как персонажи добрались до финала. Бережное отношение к пути не менее важно, чем конечная цель пути. И именно благодаря этому подходу персонажи остаются живыми даже после того, как встречают свою судьбу.
*тут конец статьи


Если честно, мне стало даже немного жаль сценаристов. Они попытались, но увы не вышло. И на рассвете их казнят.

По поводу сценария Игра престолов, Спойлер, Длиннопост

С другой стороны не понятно, почему нельзя было просто вместо 13 серий снять 4 нормальных сезона, но видимо авторы уже просто задолбались. Как и Мартин.

Показать полностью 1

Все лежало на поверхности

Тут будет мощный спойлер к 5-ой серии


Вы еще помните кузена Орсона Ланнистера? Нянька уронила его на голову, и он стал дебилом. Всё свое свободное время он проводил в саду, давя жуков камнями, сопровождая это звуком "ККХУ". Тирион всё силился понять, зачем он это делал. И тут меня осенило. Это же Дейенерис! Сценаристы с 4-ого сезона готовили нас к этому, но мы не слушали! Теперь я знаю, что было в её голове, когда она услышала звук колокола:

По поводу Джейме

Тэг "спойлер" я поставил, но на всякий случай: ниже будут спойлеры к 5-ой серии.

В прошлый раз я писал про то, как сценаристы за два сезона угробили всю сюжетную линию Дейнерис. Вот, если интересно:
https://pikabu.ru/story/po_povodu_deyeneris_6707053
Если вкратце, то проблема отнюдь не в самом факте того, что с её крыши начала отваливаться черепица, а в том, как сценаристы привели на с к этому: из пункта А (Дейнерис прибыла в Вестерос) в пункт Б (Дейнерис сжигает столицу). Сценаристы Дэвид Бениофф и Дэниел Уайсс (D&D) пошли по кратчайшему пути, разместив на её пути искусственно созданные неразрешимые преграды, единственной целью который было - поскорее приехать в пункт Б. При этом на честное и грамотное развитие персонажа был положен болт. И как итог: вместо эпической истории взлета и падения человека, мы получили кратенький рассказик "Ну вот как-то так она и сбрендила".


Джейме они угробили тем же образом.
Меня несколько удивляет, что после пятой серии многие люди сочли, что концовка, подаренная Джейме, является абсолютно логичной и даже поэтичной. Поэтичной - да. Но вот логики тут кот наплакал.

Автор литературного источника сериала ИП и, будем честны, первых 4 сезонов сериала, Джордж Р. Р. Мартин никогда не делал основной акцент на сюжет и саму вселенную повествования. Мартин всегда придерживался принципа Уильяма Фолкнера, лауреата Нобелевской премии по литературе:

В основе хорошего произведения должны лежать проблемы человеческого сердца, находящегося в конфликте с самим собой, — а только этот конфликт может породить хорошую литературу, ибо ничто иное не стоит описания, не стоит мук и пота.

И именно этим принципом можно описать всю сюжетную линию Джейме Ланнистера на протяжении первых 4 сезонов сериала.


В своем пункте А Джейме предстает перед нами на редкость гадким типом. Спит с сестрой, выбрасывает ребенка из окна, завалил короля, которому приносил клятву. Крайне язвителен в беседах чуть ли не с каждым персонажем. Но вместе с тем даже в сериале прослеживаются нотки человечности: крайне уважительное отношению к рыцарю Барристану Селми. Джейме вырос на рассказах о деяниях великих рыцарей: Сэлми, Дейна, Черной Рыбы. Эти рыцари были для него примерами для подражания.

Богом Джейме с тех пор, как он дорос до настоящего меча, всегда был Воин. Мужчина может быть отцом, сыном, мужем – любой, только не золотоволосый Джейме Ланнистер с золотым мечом. Он был воином и никем другим быть не желал.

Это является ядром персонажа на момент начала сериала, как и отношения с Серсеей.
Затем происходит цепочка событий, которая приводит Джейме к потере руки. Руки, которою он держал меч, которою ублажал Серсею. Ядро персонажа оказывается полностью разрушено, и здесь начинается его развитие. Большую часть первых сезонов нам показывают его путь из плена назад к Серсее. На этом пути открываются новые слои персонажа: выясняются подробности убийства Короля, его отношение к тем событиям, мы видим его по-настоящему рыцарский поступок, когда он спасает Бриенну от медведя, которая, кстати, за время путешествия стала для него примером для подражания. И тут уже зритель начинает ему сопереживать. Чуваку, который трахает сестру и чуть не убил ребенка! Это пример хорошего, годного раскрытия персонажа. И хоть Джейме все эти серии топал к Серсее, в каком-то смысле он всё больше от нее отдалялся. Дойдя наконец до своего пункта Б, Джейме видит, что власть изменила его сестру. Они часто ссорятся, и он отдаляется все больше.
В книгах был эпизод (уже после смерти Тайвина), в котором Джейме во время осады замка в речных землях получает письмо из столицы. В письме говорится, что Серсея была арестована церковью, и Джейме решает сжечь письмо и не предпринимать никаких действий.

А что в сериале? А там у нас сценаристы. Dumb&Dumber. Вот, что говорит о развитии своего персонажа после 4-ого сезона сам Николашка (актер, который играет Джейме). Это человек, который, не считая Мартина, лучше остальных понимает своего персонажа, ибо он им жил:

После окончания книг мой подход изменился. Видите ли, я люблю планировать. Мне нравится знать, что будет дальше. Но Дэн и Дэвид не такие. Они ничего мне не рассказывали, и меня это сводило с ума, так как я не мог перестать представлять, что будет дальше. В конце 6-ого сезона, когда Джейме видит, что Серсея стала королевой и их последний сын мёртв, мне казалось, что я (Джейме) должен начать действовать незамедлительно. В голове сразу проносится: я должен сделать это, я должен поступить так. И тут я получаю сценарий, и он совершенно другой, потому что они классные сценаристы (тут мне в его голосе показался сарказм). Они сказали: мы тебя поняли, но мы всё это растянем на весь сезон. Поэтому только в конце 7-ого сезона Джейме уходит. На все мои аргументы, сценаристы сказали: "Да, очень здорово, мы тебя услышали, но делаем не так. Ты актер, так что произноси свои реплики". Нуу, они не такими словами сказали, конечно, но это читалось. И самое смешное, что через это мы проходили всё время, начиная с 4-ого сезона.

Ссылка на интервью (на английском)
В общем-то это интервью объясняет абсолютно всё происходящее в сериале в последних сезонах. Но сейчас про Джейме.

Я понимаю, что это сериал, то есть адаптация. Многое пришлось выкинуть, и я совсем не против. Но выкидывать развитие персонажа и логику - это уже перебор.
Последняя нормальная сцена с Джейме - это посвящение Бриенны в рыцари. В это я могу поверить. Но он бы не стал ее трахать. Она была для него моделью для подражания, образцом рыцаря, но никак не сексуальным объектом. А его возвращение к Серсее кажется мне абсолютно не логичным. Единственная причина: Сценаристы хотели душещипательную сцену в конце и как-то слить Эурона. Кстати, об Эуроне. Меня не особо расстроило, что он не соответствует книжному прототипу. Да, в книге это был мистический, чуть ли не инфернальный садист покруче Рамси. За ним было бы интереснее наблюдать. Но кем его заменили? Что за человек этот новый Эурон?


1) Что хочет? Трахнуть королеву.

2) Что сделал? Трахнул королеву.
3) Как закончилась его история? Погиб в схватке с калекой. Другим мужиком, который трахает королеву.

Что тут сказать. Не представляю сколько сценарных листов ушло у D&D, чтобы прописать такого многослойного персонажа. Но зато хоть не слили, всё предельно логично и последовательно. НА УРОВНЕ.

А по поводу Джейме: если уж они решили, что ему суждено вернуться к Серсее, так хоть показали бы это нормально. Хоть какие-то сложные решения, которые ему пришлось принять, и которые привели бы его назад. Но вместо этого выходит как на известной картинке: зад коня нарисован профессионалом, четверть начинающим художником, а голова 3-х летним ребенком. Только в случае Джейме голова при этом зарыта обратно в конскую задницу. 
А последним гвоздем в гроб персонажа была его фраза в финальном диалоге с Тирионом: "мне в общем-то всегда было плевать на гибель невинных и на остальных". Как там было в третьем сезоне?

Скажи, если бы твой распрекрасный Ренли приказал тебе убить твоего отца, а после заставил смотреть на то, как тысячи мужчин, женщин и детей горят заживо, как бы ты поступила?


И в заключение. Не знаю, в курсе ли вы, но после каждой серии на ютубе выпускают небольшие ролики, в которых сценаристы рассказывают об эпизоде. Они на полном серьезе сидят и объясняют, почему их герои приняли такие решения.

По поводу Джейме Игра престолов, Джейме Ланнистер, Спойлер, Длиннопост

не особо-то они тогда важны, не так ли?

Показать полностью 1

По поводу Дейенерис

Тэг "спойлер" я поставил, но на всякий случай: ниже будут спойлеры к 5-ой серии.

Сейчас в интернете целый холивар по поводу 8-ого сезона, и я на примере Дени попробую объяснить, в чем же всё-таки дело. Я постараюсь быть объективным, так что критика приветствуется, но не забывайте, что в конце концов это просто сериал :)

После 5-ой серии зрители условно поделились на два лагеря:
1) Те, кто считают, что с самого начала ее поступок можно было предсказать, и люди просто невнимательно следили за сериалом, и с сюжетом всё в порядке.
2) Те, кто считают, что Дени из 5-ой серии взялась из ниоткуда, а создатели полностью плюнули на весь сценарий предыдущих сезонов.

Сразу хочу сказать, что я совершенно не против такой концовки. В конце концов, Дэвид и Дэн (сценаристы) утверждали, что концовку им подсказал сам Мартин, поэтому будем считать, что сжигание Королевской Гавани драконом - это канон. Что я не могу принять, так это то, КАК зрителя к этой концовке привели.
То есть у нас есть пункт А: Дени отплывает в конце 6-ого сезона в Вестерос и пункт Б: Дени сжигает полмиллиона человек. И мне не нравится не сам пункт Б, а дорожка из А в Б. Ленивые сценаристы выбрали самый быстрый и простой вариант. Как говорил Промокашка: "Хэ! Так и я могу."

Теперь детальнее.
Предпосылки ее поступка были с первого сезона. Сжигание ведьмы на костре, распятие работорговцев на столбах, сжигание кхалов. И да, все эти люди в том или ином смысле были ее врагами. Но здесь есть два момента:
1) Способ. Сжигание живьем и распятие считались весьма жестокими способами казни даже для средневековья. Жертвы умирали в долгой и мучительной агонии, и отнюдь не каждого человека казнили такими методами.
2) Её реакция. Во время казней её почти не было. Она со спокойным лицом наблюдала за всем этим, ни одна мышца на лице не дёргалась, а иногда даже прослеживалась улыбка. Не зависимо от того, насколько казнь была справедливой, это нездоровое поведение.
3) Её неиссякаемое желание добраться до трона любой ценой. "Огнем и кровью". Это в целом ничего хорошего не предвещало.

Но достаточно ли этого, чтобы за пару серий превратиться в Гитлера Вестероса? Нет. Если на какое-то событие были намеки, это не является достаточным условием выполнения этого события. В течении сериала было очень много примеров зашкаливающей жестокости. Арья вырезала тонну человек и скормила Уолдеру Фрею его детей запеченных в пироге. Значит ли это, что в следующей серии будет логично показать, как она ходит по городу и режет всех подряд? Нет.

А безжалостная логика ведь была основной фишкой этого сериала. Когда казнили Эддарда Старка, люди злились на его глупость, на Джоффри, на Серсею, но никак на сценаристов. Почему? Потому что нам показали, какие проблемы перед ним стояли, и какой выбор он сделал. Ему не следовало доверять Мизинцу. Ему не следовало рассказывать Серсее, что он знает о ней и Джейме. Нам раскрыли его характер, характер Джоффри, характер Серсеи и поэтому мы понимаем, почему он сделал то, что сделал.
То же и с Красной Свадьбой. Роббу не следовало отсылать Теона, ему не следовало казнить Карстарка, ему нельзя было жениться на той смугляночке. Нам показали все шаги, которые привели этих персонажей из пункта А в их пункт Б. Это пример хорошего сценария.

Возвращаясь к Дени: она ведь тоже не была монстром. У нее была тяжелая жизнь, постоянные взлеты и падения, но она умудрялась оставаться сильным и способным к состраданию человеком. И за весь сериал было много примеров ее благих намерений и деяний. Она хорошо знала о своей импульсивности, она знала, кто был ее отцом, поэтому окружила себя советниками, которые могли бы сдерживать ее порывы. У нее были все задатки хорошего правителя. Такой она была до 7-ого сезона.

Что приводит нас к тому, что же случилось между А (прибытием в Вестерос) и Б (концерт Раммштайн вышел из под контроля).
Грейджои и Мартелы предлагали ей сразу же атаковать Королевскую Гавань, но она послушалась своих советников и решила этого не делать, чтобы не уничтожить невинных. Это решение привело к потере Грейджоев и Мартелов. Еще одно решение привело к потере Тиррелов.
Что произошло дальше? Она перестала слушать Тириона и напала на армию ланнистеров, где нам впервые показали,  на что способен огромный дракон. И каков же итог? Ее советники сразу же стали шептаться за ее спиной: "Блэд, она похоже ща сбрендит". Сжигает Тарли. "Еще больше сбрендила." Затем встал выбор: помочь Джону или напасть на Серсею? Она выбрала первое и потеряла дракона. Затем она узнает, что у Джона больше прав на престол, но все равно вступает в битву с мертвяками, потому что люди для нее были важнее. Теряет половину армии. По дороге к Королевской гавани убивают еще одного дракона и советницу, потому что  (по утверждению самих сценаристов) Дэни типа ЗАБЫЛА про железный флот (facepalm). Вы начинаете замечать сценарный шаблон?
Каждая дилемма, с которой она сталкивалась на пути из А в Б имела два исхода:
1) Она приближается к поражению (плохо)
2) Она приближается к безумию (плохо)
3) Третьего варианта нет, так как все ее советники внезапно отупели (что довольно удобно для сценаристов)

Это, что называется, lose/lose situation, то есть ситуации, в которых нет победного выхода. Довольно дешевый сценарный прием, призванный насильно направить персонажа в русло угодное сценаристу, а не в то русло, куда это персонаж органично развивается.
Дэвид и Дэн забили на развитие персонажа и просто разместили у нее на пути абсолютно неразрешимые преграды (в этом они нас старались убедить во всяком случае), при помощи которых переместили ее в пункт Б. Так было проще, так было быстрее. Иии...вышло плохо.

Ведь в конечном итоге, вместо эпической истории о взлете и падении человека, которая могла еще годами будоражить зрителей и задрала бы сериальную плану до небес, мы получили 40 минут беспричинного сжигания детей. Непонятный триггер звуком колокола, который видимо напомнил Дейенерис о том, как ее голой вели по улицам и забрасывали дерьмом...нет, стоп, это ведь была Серсея? "Мы типа забыли, что это была не Дени" -  могли бы оправдаться сценаристы.

По поводу Дейенерис Игра престолов, Дейенерис Таргариен, Спойлер, Длиннопост
Показать полностью 1

Утёкший в сеть кадр с Дейенерис со съемок финального эпизода

Утёкший в сеть кадр с Дейенерис со съемок финального эпизода
Отличная работа, все прочитано!