SerzhOsenev

На Пикабу
поставил 0 плюсов и 0 минусов
- рейтинг 1 подписчик 0 подписок 21 пост 0 в горячем

ОТ ИМЕНИ КРЫМЧАН

ОТ ИМЕНИ КРЫМЧАН Бахтиёр Ирмухамедов, Крым, Стихи, Новороссия, Длиннопост, Политика

Хрущев отдал нас Украине


Без нашей воли, просто так.


В Союзе были мы едины,


Но он исчез – настал бардак.



Перекосило мир от смуты,


Взращенной в киевских умах:


Толпа нацистов майданутых


Плодила в людях только страх.



Они нисколько не скрывали,


Что нас намерены казнить


За то, что мы не разделяли


Их прогестаповскую прыть.



В УПА-ОУНовском угаре


Они стреляли, били, жгли


И не боялись Божьей кары –


Ни эшафота, ни петли.



Они настолько озверели,


Что не жалели и детей,


Невинно спавших в колыбели,


Их убивая, как мышей.



Мы видим, видим, на Донбассе,


Как, над гуманностью глумясь,


Из пушек бьёт по школам в классы,


Смеясь, бандеровская мразь.



И нас ждала бы эта участь,


Но обошли мы рока падь,


Продемонстрировав живучесть


И спев свободе исполать.



Жрецы насилия спесиво


На нас глядели, свысока,


Но подоспела мать-Россия


И пригрозила им слегка.



И мы на родину вернулись


И сохранили свой язык,


И ходим гордо, не сутулясь,


И верим в русский материк.



И в наших душах нет тревоги,


Мы спим спокойно по ночам,


Враги не топчут нам пороги,


И в храмах нет преград свечам.



Мы православны и смиренны,


Но если сунется «укроп»,


Получит тут же непременно


Удар летальный прямо в лоб.



Пусть Запад мечет диатрибы,


Нас никогда не сокрушить.


Святая Русь, тебе спасибо


За наше счастье мирно жить!



Благодарим за данность права


Не избегать твоей стези.


Одна лишь просьба, от расправы


Всю Новороссию спаси!



БАХТИЁР ИРМУХАМЕДОВ

ОТ ИМЕНИ КРЫМЧАН Бахтиёр Ирмухамедов, Крым, Стихи, Новороссия, Длиннопост, Политика
Показать полностью 1

КРЫМЧАНАМ

КРЫМЧАНАМ Бахтиёр Ирмухамедов, Крым, Стихи, Длиннопост

Вам удалось, вам удалось


Без бойни, выстрелов, насилья,


Отбив бандеровскую злость,


Свою судьбу связать с Россией.



Намерен был коварный Сэм


Войти победно в Севастополь,


Но стало ясно в мире всем,


Крым – несдающийся акрополь.



Как не давили бы враги,


Вы устояли под напором,


Отвергнув пошлые торги


И не покрыв себя позором.



Бесплодны западный мейнстрим


И всяк прозападный хулитель:


Придется им признать, что Крым -


Исконно русская обитель.



Путь к процветанию не прост:


Блокаде вражеской ответом


Послужит мощный Крымский мост,


Облагороженный рассветом.



Пусть роют недруги канал,


Сломать пытаясь Крыму остов,


Но мост вернет в оригинал


Названье «Крымский полуостров».



Живите радостно, светло,


Не бойтесь происков нацистов:


Добро всегда карает зло,


И шансов нет у реваншистов.



Оплот вам армия и флот,


И ваш фундамент языковый,


И души предков, и народ,


Большой народ материковый.



Не рухнет праведная ось


С российским флагом на флагштоке:


Ведь вам навеки удалось


Вернуться к истинным истокам!



БАХТИЁР ИРМУХАМЕДОВ

КРЫМЧАНАМ Бахтиёр Ирмухамедов, Крым, Стихи, Длиннопост
Показать полностью 1

АЛИНА

АЛИНА Бахтиёр Ирмухамедов, Стихи, Длиннопост

На юге России у Черного моря,


Казалось, я счастье свое отыскал,


Но девушка, долго условностям вторя,


Сказала в конце: «Ты – не мой идеал».


И, резко ко мне повернувшись затылком,


Она удалилась в кромешную тьму…


И сникла моя азиатская пылкость…


Ну, чем я негож, до сих пор не пойму.


Я вслед ей кричал исступленно: «Алина,


Постой, дорогая, ну так же нельзя!-


Ведь я человек, а не пыль и не глина,


И есть у меня в этом мире стезя!-


Она привела меня к Черному морю,


К твоим удивительно синим глазам.


Быть может, излишне события шпорю


И что-то сказал вопреки небесам,


Но искренне я полюбил твою душу


И взоры твои, и божественный стан,


И, все предрассудки безумные руша,


Готов увезти тебя в Узбекистан».


Напрасными были усилия страсти


Отвергнутой в корне чистейшей любви…


Есть многие мудрости в Экклезиасте,


Но нет в нем ни слова о буре в крови.


Себя утопить я намерился с горя


И бросился в бездну, простившись с луной,


Но, вытолкнув к берегу, Черное море


Мне жить приказало и быть над волной.


Я высушил брюки, рубашку и тело,


Проветрил рассудок и чувства унял,


И то, что меня так обидно задело,


Само потеряло свой потенциал.


«Пускай,- произнес я в прозренья минуту,-


Тебе не понравился южный певец


И ты подвела его к гибельной смуте,


Но все ж оказался удачным конец.


Алина, пускай ты была беспощадной


И пусть обособленны наши пути,


Я буду счастливым с другой ненаглядной,


И ты свое счастье с другим обрети».



БАХТИЁР ИРМУХАМЕДОВ

Показать полностью 1

ЛОЛЕ КАРИМОВОЙ

ЛОЛЕ КАРИМОВОЙ Бахтиёр Ирмухамедов, Лола Каримова, Стихи, Узбекистан, Длиннопост

Изменят мир не ураганы


И не стихии вообще,


А романтичные туманы


И зори вешние в душе.


Покуда бьются океаны


О берега различных суш,


Не прекратят плодить романы


Соединенья близких душ.


Преодолев судьбы барханы


И не предавши никого,


Залечишь скоро сердца раны


И боль народа своего.


Подарят кедры и платаны


Прохладу в зной любого дня.


И пусть горят в костре каштаны –


Ты не тащи их из огня.


С умом составленные планы


Помогут сбившимся с пути.


Когда за власть дерутся кланы,


В сторонку лучше отойти.


Гремят воинственно тимпаны


В такие страшные часы,


Но если есть в саду тюльпаны


И блестки утренней росы,


Не отрекайся от осанны


И посвяти себя любви,


И обезумевшие саны


На мирный лад благослови.



P.S. Лола Каримова – младшая дочь покойного первого Президента Узбекистана Ислама Каримова.



БАХТИЁР ИРМУХАМЕДОВ

Показать полностью 1

Роза и шакал

Роза и шакал Бахтиёр Ирмухамедов, Стихи, Зависть, Красота, Уродство, Длиннопост

В саду мирском по воле сил небесных,


Украсив землю, роза расцвела;


Слетались к ней со всех сторон окрестных


И бабочка, и птица, и пчела;


Ей любовались травы и деревья


И восхищались звезды и ветра,


И даже туч угрюмые кочевья


Шептали ей: «Будь счастлива, сестра».


И с каждым днем она цвела все краше,


И дух ее в мечтанья увлекал;


Она была, бесспорно, в авантаже,


Но вдруг в тот райский сад забрел шакал.


И, подойдя к прекрасному созданью


И выделив тягучую слюну,


Он выдавил озлобленной гортанью


Смущенной розе: «Я тебя сомну».


«Но ты же не питаешься цветами!-


Воскликнула она сквозь дрожь и страх,-


И я тебя ни делом, ни словами


Не обижала…. Так за что же крах


Судьба моя перед тобой снискала?».


И сузился у хищника прищур,


И выцедилось едко из оскала:


«За то, что ты красива чересчур».



Бахтиёр Ирмухамедов

Показать полностью

ВЫКАПЫВАТЕЛЯМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРЯЗИ

ВЫКАПЫВАТЕЛЯМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРЯЗИ Бахтиёр Ирмухамедов, Стихи, История, Длиннопост

Известно всем, не рвется связь


Времен и разных поколений,


Но вас лишь дней минувших грязь


Влечет в клозет разоблачений.



Копаться в прежних временах –


Нет ничего глупей на свете.


Создайте лучше альманах,


И пусть в нем тешатся поэты.



Перелопаченный навоз


Смердит и разума лишает,


И тех, кто множит слов понос,


Он планомерно поглощает.



Живя в гармонии с умом,


Дышите розой и левкоем;


Коль не хотите стать дерьмом,


Оставьте прошлое в покое.



А если тяга велика


И дух ваш диггерством недужен,


Перекопайте все века,


Но только в поисках жемчужин



Бахтиёр Ирмухамедов

ВЫКАПЫВАТЕЛЯМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРЯЗИ Бахтиёр Ирмухамедов, Стихи, История, Длиннопост
Показать полностью 1

ПАМЯТИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ПАМЯТИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Бахтиёр Ирмухамедов, Ислам Каримов, Узбекистан, Стихи, Длиннопост

29 августа 2016 года внезапный инсульт смертельно парализовал первого Президента Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова. Врачи несколько дней пытались безуспешно спасти лидера нации. Второго сентября в 22.00 по ташкентскому времени было официально объявлено о его кончине.


При жизни И.Каримова я не написал ни одной строчки о нем. Но неожиданно для себя посвятил ему целый цикл стихотворений после его смерти, причем первое стихотворение было закончено около 4 часа утра 3 сентября. Воистину говорят, пути господни неисповедимы. Меня тревожило, что определенные круги могут начать борьбу за власть, не чураясь никакими методами. В народе тоже поселился страх, мол, что же теперь будет, начнется ли драчка, ворвутся ли на территорию Узбекистана исламисты и т.п. Внутренний голос говорил мне, надо успокоить народ и призвать тех, кто наверху не устраивать диких разборок за трон.


Стихотворения этого цикла я разослал практически во все русскоязычные газеты и журналы Ташкента, а также нескольким сайтам, но ни один из адресатов не осмелился опубликовать их (как это не горько признавать, но нагнетание страха было одним из способов управления страной; и надо признать, иначе удержать страну от хаоса, анархии и развала в те годы было невозможно). Я предполагал такой вариант, поэтому ежедневно выкладывал эти стихи в комментариях к постам дочери И.Каримова Лолы Каримовой-Тилляевой в соцсети Инстаграм, будучи абсолютно уверен, что их прочтут и соратники усопшего Президента. К счастью, нашим власть имущим хватило ума провести все соответствующие мероприятия достойно и без шума.


К личности Ислама Каримова можно относиться по-разному, но невозможно отрицать его заслуг в строительстве узбекской государственности и возрождении национальной идентичности узбеков.


Да, он правил страной авторитарно, жестко, порой жестоко, нейтрализовал оппонентов, сказав без обиняков и смущения: «Оппозиция мне не нужна», максимально сузил свободу слова и демонстраций и т.п., и подвергался за это постоянной критике американцами и европейцами. А за подавление вооруженного мятежа исламистов в Андижане был подвергнут и санкциям.


Как потом выяснилось, мятежники получали указания и деньги в Посольстве США в Ташкенте, и тот бунт был попыткой начать цветную революцию в Узбекистане. Но И.Каримов, который еще при нахождении у власти в Кремле бесхребетника Горби смело первым среди руководителей союзных республик стал всенародно избранным Президентом и заявлял своим критиканам: «Я вам не Горбачев и критики терпеть не буду!», проявил настоящий характер лидера нации и подавил бунт.


Прошли годы, и стало очевидным, особенно глядя на вытворяемые американцами и европейцами провокации на территориях других стран, что И.Каримов поступил абсолютно правильно, ценой малой крови не допустив большой крови.


Причем он спас не только свою страну, но и соседние, ибо, если бы исламисты захватили власть в Узбекистане, то взорвалась бы вся Средняя Азия, а затем и мусульманские республики России на Урале и на Кавказе. Это - не громкие слова, а вполне реальный план западных «ястребов» по дестабилизации ситуации в России и прилегающих к ней государствах.


Надо отдать должное и нынешнему Президенту Узбекистана Шавкату Миромоновичу Мирзияеву, который не встал на путь Н.Хрущева и величайшего предателя всех времен и народов М.Горбачева и не принялся развенчивать в угоду западным интриганам личность и деяния своего предшественника, а наоборот, оказывает ему всяческое уважение, издав Указ об увековечении имени первого Президента Республики Узбекистан и проводя торжественные мероприятия, посвященные его памяти.


Крах любого государства начинается в том числе и тогда, когда в нем берет верх низменная страсть поливать грязью своих руководителей и свою историю.


За примерами далеко ходить не надо. Когда премьер-министр Израиля Голда Мейер прочла украденную копию еще не обнародованного секретного доклада Н.Хрущева о культе личности И.Сталина, она произнесла сакраментальную фразу: «Это начало конца СССР». И, как показали последующие события, оказалась права. Добил Советский Союз болтун М.Горбачев, давший отмашку злостно критиковать все, что было в Советском Союзе. Под предлогом «плюрализма мнений» начался разгул демократии и словесный понос, приведшие к полной дезориентации народных масс и потере ими исторических и духовно-нравственных корней и ценностей. Победа врагов СССР заключалась не столько в развале сверхдержавы, сколько в практически повальной деградации населения постсоветских республик в начале девяностых годов прошлого века.


А Ислам Каримов действовал совершенно иначе. Он возродил историю страны, имена всех забытых великих деятелей нации, укрепил вооруженные силы и спецслужбы, поставил мощный заслон перед массовой культурой Запада и направил людей на созидание на основе почитания памяти и свершений предков и морально-нравственных ценностей и укрепления государственных устоев, что в итоге привело к процветанию республики в условиях мирной жизни и стабильной безопасности.


Ислама Каримова критиковали и за его многовекторную политику, мол, он никак не может определиться, на чью сторону встать: то его обвиняли в проамериканской политике, то в пророссийской, то в прокитайской и т.д. Но он был проузбекским, интересы своей родины он ставил превыше всего и делал все во имя роста благосостояния своего народа и повышения авторитета Узбекистана на международной арене.


Предлагаемые вам стихотворения как раз об этом. Выражаю надежду, что российские читатели вынесут из этих произведений много полезного для себя и поймут, что им несказанно повезло со своим Президентом В.В.Путиным, который, по его же признанию, многому научился у своего узбекского коллеги.



ПАМЯТИ


ИСЛАМА АБДУГАНИЕВИЧА КАРИМОВА



Срок жизни нам определяет Бог,


А цель ее мы выбираем сами.


Мы входим в мир, где множество дорог,


Но лишь одна ведется небесами.


Найти свой путь и не сойти с него


Не каждому в соблазнах удается,


Не каждый, отказавшись от всего,


Идет стезей сжигающего солнца.


Но Вы нашли, наш первый Президент,


Свой к звездам путь и нам его открыли,


И возвели свободе монумент,


И возрожденным даровали крылья.


Вы не боялись трудностей, и нас


Отечески всегда приободряли


И мудростью проникновенных фраз


Учили жить по правилам морали.


Признали все, лишь Вам благодаря,


Не зная войн, живут в Узбекистане;


И по утрам к нам ластится заря,


Нашедшая свой лик на Регистане.


Вы каждый день о родине пеклись,


Не уставая думать о грядущем:


Да, Вас манила розовая высь,


Но Вы не забывали о насущном.


Вы новый облик дали городам


И, магистрали новые построив,


Маршруты проложили поездам,


Возможности Отечества утроив.


Во все концы планеты без препон


Теперь узбекистанцы выезжают


И возвращаются в жаннат макон -


В свой райский дом, который обожают.


А спорт у нас достиг таких высот,


Каких история еще не знала!-


Любой его победный эпизод


Из Вашего исходит арсенала.


Мы шли за Вами все по большаку


И радовались жизни вместе с Вами,


Как вдруг… о нет! не впишется в строку


То, что никак не выразить словами…


Осиротели мы в жестокий час…


Народ в слезах… но все же понимает,


Господь призвал в свои чертоги Вас -


Ведь только Он срок жизни отмеряет.


Он Вам воздаст за добрые дела,


Простит ошибки – милостив Создатель.


А здесь, в стране душевного тепла


Вас нарекут: Великий Созидатель.



В ПАМЯТЬ ОБ ИСЛАМЕ КАРИМОВЕ



Нам все дано – и хлеб насущный,


И куст сирени у крыльца,


И неба синь, и сон воздушный,-


Но нет у нас теперь Отца.


Имеем выбор и свободу,


И покровительство Творца,


И заповедную природу,


Но нет у нас теперь Отца.


Мы возродили наших предков


От храбреца до мудреца,


Стрелой и словом бивших метко,


Но нет у нас теперь Отца.


К нам солнце просится в объятья


И звезды льются из ларца


Небес, мы всем народам братья,


Но нет у нас теперь Отца.


Как тяжело, имея волю


И благодарные сердца,


Осознавать с душевной болью,


Что нет у нас теперь Отца.


И потому в знак несмиренья


Летят в космический дворец


Сынов и дочерей моленья:


Вернись, пожалуйста, Отец!



НЕДРУГАМ ИСЛАМА КАРИМОВА



Мы смертны все и все в грехах


Больших и малых утопаем.


Но будь хоть нищим или баем,


Тебя помилует Аллах.


Он призывает всех унять


Свои словесные набеги


И прекратить о человеке


Усопшем память осквернять.



Нет безошибочных людей,


Но надо взвешивать по чести


Без злопыхательства и лести


Все воплощения идей.


И потому, как беса рать,


Вонзая антикомплименты,


О нашем первом Президенте


Не смейте память осквернять!



Он сделал многое для нас,


Пускай и был порой жестоким.


Но разве не были пророки


Жесточе для народных масс?


Без твердой воли благодать


Не достигается вовеки.


Об этом сильном человеке


Не смейте память осквернять!



Из многих зол он выбирал


То, что содержит меньше порчи.


Устроен мир так, между прочим –


Сначала штиль, затем аврал.


По падежам легко склонять,


Но не поддержат вас узбеки.


Об этом мудром человеке


Не смейте память осквернять!



Не нужен нам ни халифат,


Ни тот безумный образ жизни,


Которым западные слизни


Пропагандируют разврат.


Кто не согласен с нами, кладь


Свою несите срочно к трапу


И никогда о нашем Папе


Не смейте память осквернять!



«Американская мечта»


Дурманит пусть американцев,


А мы в своем закружим танце,


В котором свет и чистота.


Беречь мы будем тишь да гладь


И в вилоятах и в Ташкенте,


Но вы о нашем Президенте


Не смейте память осквернять!



ПОКОЙТЕСЬ С МИРОМ, ЮРТБАШИ



Никто не знает час кончины.


И Вы ее не ждали в ночь,


Когда без видимой причины


Она явилась к Вам, как дочь.


Вы неожиданно упали


И отошли в глухой тиши…


Узбекистан теперь в печали:


Покойтесь с миром, Юртбаши.



Не только слезы захлестнули


Опустошенные сердца,


Но и боязнь, что вскоре пули


Начнут свистеть в захват Дворца.


Но обошлось без бойни: Ваши


Питомцы были хороши


И не устроили демаршей.


Покойтесь с миром, Юртбаши.



Как удивился мир враждебный


Обилью высыпанных роз! –


Вас провожая, город хлебный


Не мог сдержать горючих слез.


Вы были истинно народным,


А не подобием паши,


И в этом чине благородном


Покойтесь с миром, Юртбаши.



Клянемся родиной и кровью,


Пролитой на весенний снег,


Что не дадим средневековью


Здесь мракобеситься вовек.


Лишь песни светлые о счастье


И о любви поют бахши.


Нам не страшны судьбы ненастья.


Покойтесь с миром, Юртбаши.



Ваш образ будет вечно с нами:


Стереть его не сможет рок


Ни суховейными ветрами,


Ни вражьей поступью сапог.


Вас будут помнить олеандры


И на озерах камыши,


Шепча магическую мантру:


Покойтесь с миром, Юртбаши.



Вы наставляли поэтапно


Решать задачи новых лет,


Но нас покинули внезапно…


И пусть физически Вас нет,


Все ж расцветет в горах лаванда


Как знак бессмертия души.


В земле священной Самарканда


Покойтесь с миром, Юртбаши.



ВДОВЕ И ПОТОМКАМ И.А.КАРИМОВА



Никак не выразить словами


Ни вашу скорбь, ни скорбь народа,


Как не скрепить тугими швами


Плакучий сумрак небосвода.


Даются нам приобретенья,


За ними следуют утраты.


Не избегаются смятенья,


Когда приходит час расплаты.


Устроен мир так равновесно:


Оазис там, а здесь пустыня.


Душа как будто бестелесна,


Но драгоценна, как святыня.


Со всеми казусами мира


Нам остается лишь смириться


И наблюдать в сетях эфира,


Как в них парит святая птица.


Покой прописан властелину,


И по нему уместна тризна.


НЕ ПОГАСИЛ БЫ ОН ДОЛИНУ,


ЗАПОЛЫХАЛА Б ВСЯ ОТЧИЗНА.


Столь велики его заслуги


И столь судьба его примерна,


Что даже недруги, как други,


Поймут, свой век он прожил верно.


Людские помыслы инертны


И не желают соглашаться,


Что все мы временны и смертны,


И нам приходится лишаться


Поочередно наших близких


И сиротеть, пока и сами


Не отражаемся вдруг в списках


Переселенных небесами.


И вы, бродя в печали комнат,


Подобно истину обретшим,


Утешьтесь фразой: если помнят,


То нет забвения ушедшим.



ПЕСНЯ К СОГРАЖДАНАМ



Солнце восходит с востока –


Помните это, узбеки,


Как и о том, что к истокам


Не возвращаются реки.


Запад не нравится солнцу –


Там оно меркнет невольно.


Всякому англосаксонцу


Это всего лишь прикольно.


Жаль существующих в рабстве


Мелкой животной потребы


И обративших в похабство


Свет, исчезающий в небе.


В дебрях пустого гламура


Не понимают уроды:


Если погибнет культура,


В тлен превратятся народы.


Вот почему, дорогие


Жители Узбекистана,


Строки пишу вам благие


И отгоняю шайтана.


Нам сатанинские бредни


Пасынков жалких чужбины


Ввек не испортят обедни


И не согнут наши спины.


Кормчего мы потеряли,


Но независимость с нами,


Как и основы морали,


Спущенные небесами.


Путь наш довольно тернистым


Был и таким остается.


Мы призываем в хронисты


Зори восточного солнца.


Будем поддерживать страстно,


Если решит Мирзияев


В храм государственной власти


Не пропускать негодяев.


Пусть романтичны закаты,


Но жизнетворны рассветы.


Недруги вечно трекляты


И нарушают обеты.


Чуждые ценности янков


Только ведут к разрушенью,


Что не находят останков


Впавшие в их искушенье.


Глупо обманутым трижды


Верить властителям мрака;


Лучше столетие выждать,


Чем открываться, однако.


Правильны наши стандарты.


Нет у духовности стока.


Помните, милые сарты,


Солнце приходит с востока.



БАХТИЁР ИРМУХАМЕДОВ



P.S. Если бы Президентом СССР в 1991 году был И.Каримов, то никакого сговора в Беловежской пуще не было бы и в помине, а советская сверхдержава под руководством КПСС оставалась бы единой и нерушимой, контролируя полмира и не позволяя американцам безнаказанно портить жизнь другим странам и народам.

ПАМЯТИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Бахтиёр Ирмухамедов, Ислам Каримов, Узбекистан, Стихи, Длиннопост
Показать полностью 1

О культуре

О культуре Бахтиёр Ирмухамедов, Культура, Статья, Длиннопост

Задавались ли вы вопросом: а что такое культура? Вроде бы мы все представляем себе, что означает это слово. Но, непроизвольно углубившись в размышления о культуре, я понял, что мои представления о ней были расплывчатыми. Не сомневаюсь, что и у большинства людей нет четкого и ясного понимания этого явления. Хотите убедиться? Хорошо, давайте совершим небольшое турне по энциклопедиям и специальной литературе по данной тематике.


Вот самый распространенный в настоящее время в русскоязычной среде «Толковый словарь русского языка» И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Читаем: «Культура – 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 2. То же, что культурность. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение» (здесь и далее взяты только те значения слова «культура», которые связаны с нашей темой; орфография и пунктуация также сохранены). «И это все?»,- смутился я, неудовлетворенный прочитанным.


Открываем «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова, в котором написано: «Культура - 1. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. 2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-н. эпоху, у какого-н. народа, класса». И снова мне стало неловко, но на этот раз от словосочетания «в подчинении природы». Разве это культура? Также недостаточным показался мне и второй пункт, ограничивающийся утверждением: «То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни…». «Нет, это еще не культура»,- сказал я себе и потянулся за третьим словарем.


Им оказался «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный» Т.Ф.Ефремовой, в котором, помимо вышеуказанных определений, имеются и такие: «Культура - 3) Совокупность памятников литературы, искусства, архитектуры и т.п., относящихся к одному времени, определенной территории. 4) Сфера человеческой деятельности, связанная с областью литературы, искусства, архитектуры и т.п. 5) Искусственно созданный человеком мир, жизнь в котором определяется его - человека – идеалами». Особенно интересным мне показался пункт пятый, заявляющий, что культура – явление искусственное, придуманное человеком. С этим трудно спорить, если взять во внимание, что в природе представители флоры и фауны ведут себя по рефлексам и инстинктам, передаваемым по наследству из рода в род автоматически. К сожалению, а в отдельных случаях и к счастью, с людьми подобного не происходит: каждого младенца приходится воспитывать с нуля.


«Русский орфографический словарь» В.В.Лопатина открывать не будем, ибо каждый из нас и так знает, где в слове «культура» ставить ударение.


Теперь заглянем в «Словарь иностранных слов»: «Культура - 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру; в более узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни людей; 2) уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности (культура труда, культура речи и т. д.); 3) степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо». Постепенно картина проясняется. Здесь добавлены упоминания о духовности и об отраслевой и деятельной специализации. Уже лучше.


В «Словаре русских синонимов» Н. Абрамова у слова «культура» только один синоним – «образование». Печально. Не только оттого, что всего одно слово, а и потому, что слово «образование» лишь каким-то краешком своих значений, лишь отдаленно соотносится с необъятным словом «культура».


«Толковый словарь живого великорусского языка» В.Даля поражает своей лаконичностью: «Культура - образование, умственное и нравственное». Да, многое изменилось и усовершенствовалось за почти два столетия со времени выхода в свет этого словаря, с эпохи языка А.Пушкина и Н.Гоголя.


Наиболее занимательной и полезной мне показалась статья о культуре в легендарном «Энциклопедическом словаре» Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Привожу ее полностью, без купюр и с сохранением орфографии и пунктуации: «Культура в общественных науках - ≈ Слово К. в общественных науках и особенно в истории употребляется в двояком смысле. Во-первых, под К. разумеется известная степень образованности, когда, напр., говорят о культурных народах или классах общества в противоположность некультурным народам или классам; в том же смысле употребляются выражения вроде таких, как культурный человек, культурные привычки и т. п. Другое, более широкое словоупотребление придает К. значение вообще быта или внутреннего состояния, без какого бы то ни было намека на степень развития того или другого народа, класса общества и т. п. В этом смысле говорится, напр., о первобытной К., т. е. о К. таких эпох и народов, которые при употреблении слова, в первом значении должны быть названы некультурными. Говоря о культурной истории, имеют в виду К. в смысле быта вообще. В этом отношении К. разделяют на материальную (жилище, одежда, орудия, вооружения, украшения и т. п.), духовную (язык, обычаи и нравы, верования, знания, литература и т. п.) и общественную (государственные и общественные формы, законы и т. п.); но если говорят о К. в более тесном смысле, не обозначая определенно, о какой К. идет речь, то под словом К. разумеется обыкновенно К. духовная: это ≈ К. par excellence. Культурную историю противополагают или истории политической, как внутреннюю ≈ внешней, или истории специальной, как историю духовных сторон исторического быта ≈ истории общественного строя (см. История). К нам употребление термина перешло из немецкой научной литературы; у французов и англичан, вместо слова К., употребляется слово цивилизация (см.). Н. К.». Очень впечатляюще! Но мне все равно чего-то не хватает, чувствую, еще не все понятно и не все раскрыто.


Идем дальше. К «Большому российскому энциклопедическому словарю». Там небольшая статья, но в ней я нахожу то, что искал. Читайте: «КУЛЬТ'УРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфич. для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие К.- в отличие от понятия природы - характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и гос-во), язык и иск-во, технику и технологию и т.д. Разл. типы К. характеризуют определ. ист. эпохи (антич. К.), конкретные об-ва, народности и нации (К. майя), а также специфич. сферы деятельности (К. труда, полит. К., худ. К.)». Хорошо написано. Но «Эврика!» я воскликнул, когда в ряду значений латинского слова «cultura» увидел слово «почитание».


Именно почитание и есть наиболее емкое выражение понятия культура. Сюда входят и почитание родителей, и почитание братьев и сестер, и почитание детей, и почитание людей вообще, и почитание родины, и почитание достижений человечества, и почитание веры, и почитание природы, и почитание жизни, и, наконец, почитание себя. Последнее подразумевает не самолюбование и самовозвеличивание, а осознание своего достоинства, собственного «я» и умение правильно преподнести свой внутренний мир, свою личность, свою индивидуальность в социуме. Это – культура. Но не вся.


И как бы в подтверждение этой мысли обнаруживаем высказывание Ю.М.Лотмана: «Рассмотрение культуры как некоторого семиотического механизма, имеющего целью выработку и хранение информации, ещё только начинается».


Хочу лишь добавить, что изучение культуры как обособленного и в то же время интегрированного во все и вся в мире явления никогда не закончится.


А Б.В.Бирюков и Е.С. Геллер в своей книге «Кибернетика в гуманитарных науках» еще более усложняют восприятие понятия культура, хотя делают это вполне на уровне понимания неподготовленного в этой сфере человека: «Искусство, будучи сложной динамической системой, как бы скрепляющей в единое целое различные формы «художественной энергии», является подсистемой более широкой информационно-коммуникативной художественной системы «творчество (художник) – произведение (искусство) – восприятие (публика)», входящий в ещё более сложную и широкую систему – художественную культуру общества, которая в свою очередь, есть подсистема самой широкой и самой сложной системы – системы социальных отношений, материальных и духовных». Очевидно, что культура включает в себя искусство, но не только его.


Взять хотя бы культуру речи, характеризующуюся как «соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, а также раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации литературного языка». Или культуру творчества – «умение пользоваться всем арсеналом средств, созданных литературой за время её существования».


Продолжая своё исследование, мы не можем обойти стороной довольно интересное умозаключение знаменитого психоаналитика З.Фрейда. Под культурой он понимал «всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми». В статье «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность» З. Фрейд высказал мысль, согласно которой в общем и целом культура построена на подавлении страстей человека. По его мнению, каждый человек поступился частью своих сексуальных влечений, агрессивных и мстительных наклонностей и из этих вкладов выросли материальные и духовные блага культуры. Исходя из истории развития сексуального инстинкта он различал три ступени культуры: (1) на которой удовлетворение сексуального влечения не преследует цели размножения; (2) на которой все, не служащее цели размножения, подавлено; (3) на которой только законное размножение допускается в качестве сексуальной цели.


Для более полного понимания феномена “культура” нам не обойтись без, возможно, непривычных для жителей Узбекистана, но очень интересных с точки зрения познания высказываний такого неординарного мыслителя и ученого, как Зигмунд Фрейд. Поэтому предоствим ему еще несколько строк в нашем экскурсе.


Он считал, что по мере развития культуры возрастали требования, предъявляемые к человеку и связанные с подавлением его сексуальных и агрессивных влечений. Однако, как утверждал З. Фрейд, для большинства людей существует граница, за пределами которой их конституция не может следовать культурным требованиям. Строгое следование данным требованиям приводит таких людей к невротизации. «Невротики – это тот класс людей, которые при сопротивлении со стороны организма под влиянием культурных требований только кажущимся образом и неудачно подавляют свои инстинкты и вследствие этого могут работать на пользу культуры только или с большей затратой, или при внутреннем оскудении, или же от времени до времени, как больные, должны от нее отказаться».


В работе «Будущее одной иллюзии» основатель психоанализа сформулировал несколько положений, касающихся психоаналитического понимания культуры. Их суть сводилась к следующему: всякая культура покоится на принуждении и запрете влечений; существование культуры зависит от напряженного труда и самоотречения; институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, поскольку люди не имеют спонтанной любви к труду, а доводы разума бессильны против страстей; каждый отдельный индивид «виртуально является врагом культуры»; у всех людей имеют место антикультурные тенденции и у большинства лиц они достаточно сильны, чтобы определять их поведение в обществе; проблематичным является ответ на вопрос о том, достижимо ли такое переупорядочение человеческого общества, в результате которого иссякнут источники неудовлетворенности культурой; если бы удалось враждебное культуре большинство превратить в меньшинство, то тем самым «было бы достигнуто очень многое, пожалуй, даже все, что можно достичь».


Поскольку культура строится на принуждении к труду и на отказе от влечений, то она неизбежно вызывает сопротивление со стороны многих людей. Чтобы поддержать свое существование и развитие, она должна защищать себя. Средствами защиты служат принуждение и иные меры, призванные примирить людей с культурой и вознаградить их за принесенные жертвы. Эти средства З. Фрейд назвал «психологическим арсеналом культуры». Образование Сверх-Я, олицетворяющего собой уход внешнего принуждения внутрь человеческой психики, – «в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры». Личности, в которых произошло усиление Сверх-Я, превращаются из противников культуры в их носителей. Однако, как подчеркивал основатель психоанализа, большинство культурных людей не отказывают себе в удовлетворении алчности, агрессивности, сексуальных страстей, и это продолжается на протяжении всей истории развития культуры.


В работе «Недовольство культурой» З. Фрейд подчеркнул, что вследствие изначальной враждебности людей культурному сообществу постоянно угрожает распад. Поэтому культура должна напрягать все свои силы, чтобы положить предел сексуальным и агрессивным влечениям человека, сдержать их с помощью соответствующих психических реакций. Для этого на службу привлекаются средства идентификации и сублимации. Кроме того, как в каждом человеке формируется Сверх-Я, так и в каждом культурном сообществе образуется Сверх-Я культуры, имеющее свои идеалы и требования, к которым относятся объединяемые под именем этики требования к взаимоотношениям между людьми.


В конечном счете З. Фрейд пришел к убеждению, согласно которому программе культуры противостоит инстинкт агрессивности, агрессивное влечение является представителем инстинкта смерти и, следовательно, смысл культурного развития состоит в противоборстве между Эросом и Смертью, инстинктом жизни и инстинктом деструктивности. По его мнению, роковым для рода человеческого остается вопрос: «удастся ли – и в какой мере – обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничтожению, ведущее к разрушению человеческого существования».


Представления З. Фрейда о культуре получили свое дальнейшее развитие в работах ряда психоаналитиков. Широко распространенной стала точка зрения, в соответствии с которой развитие культуры способствует подавлению сексуальных влечений человека, что ведет к его невротизации. Вместе с тем некоторые исследователи выступили против обнаруженного З. Фрейдом своего рода замкнутого круга – подавление влечений человека ведет к становлению культуры, развитие которой, в свою очередь, способствует еще большему их подавлению. В частности, Г. Маркузе (1898–1979) предпринял попытку вывести из теории инстинктов основателя психоанализа возможность развития нерепрессивной культуры. В работе «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (1955) он стремился показать, что «негативные стороны современной культуры указывают на устаревание существующих общественных институтов и возникновение новых форм цивилизации», сама теория Фрейда дает основания воздержаться от отождествления цивилизации с репрессией и, следовательно, возможна концепция «нерепрессивной цивилизации», основанная на принципиально иных отношениях между человеком и природой, на «принципиально ином опыте человеческого бытия».


Теперь вы понимаете, что ничего не понимали о культуре и ее природе?


В «Этнопсихологическом словаре» Крысько В.Г. тоже интересно: «Культура – система духовных форм жизнедеятельности людей….. Культура каждой человеческой общности (этнической, социальной, конфессиональной и др.) отличается своими специфическими признаками. Их взаимодействие и взаимовлияние – как синхронное, так и диахронное, т.е. между культурами, существующими в различных регионах и в разные исторические периоды,- создает сложную систему культуры человечества в целом. Культурная ориентация каждого индивида определяется сознательно и подсознательно его принадлежностью к той или иной культурной общности. Решающим при этом является влияние культурной традиции, т.е. передачи культурного опыта следующим поколениям. Наряду с этим для развития культуры важны культурные инновации – культурные явления, вновь возникающие вследствие внутреннего развития или внешнего влияния».


Здесь мы должны остановиться, обратив особое внимание на последнее предложение вышеприведенного текста, в частности на слова «внешнего влияния». Взаимовлияние и взаимообогащение культур разных народов и наций – процесс естественный и неизбежный. Однако не каждая заимствованная инновация бывает полезной. Сейчас в мире наблюдается разрушительное воздействие на людей массовой культуры, навязываемой западом. И мы должны благодарить наше государство, что у нас поставлен мощный заслон этому пагубному внешнему влиянию. Нам не нужна культура, пропагандирующая растление и разврат, деградацию и падение нравов, извращения и превращение людей в животных. Узбекская культура и синтезированная на основе многонациональности обобщенная культура народа Узбекистана является образцом для подражания и служит основой благоденствия и процветания нашей страны.


К сожалению, в эпоху глобализации невозможно полностью перекрыть все каналы негативного воздействия извне. Нет-нет, да проявляются у нас кое-где элементы бескультурья, в том числе и в среде деятелей культуры. Например, в ставшей очень популярной песне очень известного узбекского певца звучит призыв к узбекской девушке поцеловать прилюдно лирического героя этой песни. Вы слышали хоть в одной традиционной или классической узбекской песне что-нибудь подобное? Одной из отличительных особенностей узбекской культуры является воспевание любви к целомудренной девушке. У нас испокон веков воспитание девушек основывается на прививании им благочестия и благонравия. Ни одна благовоспитанная узбекская девушка никогда, ни при каких обстоятельствах не позволит себе при свидетелях поцеловать не только возлюбленного, не только жениха, но и своего законного супруга. Она скорей умрет от стыда, чем сделает это. Даже прилюдное прикосновение к представителю противоположного пола в узбекской культуре, в узбекских традициях считается верхом позора. Автор текста упомянутой песни и ее исполнитель, как мне кажется, не должны впредь допускать подобных, мягко говоря, подражаний западной массовой культуре.


Среди деятелей узбекской культуры бесчисленное множество образцов для подражания. Взять хотя бы Батыра Закирова. Может ли кто-нибудь в Узбекистане представить, чтобы этот великий певец позволил себе спеть о прилюдном поцелуе или о мини-юбке, скабрезная песенка о которой в исполнении современного молодого певца также популярна и тиражируется на музыкальном канале нашего телевидения и различными радиостанциями? Вся жизнь и творчество Батыра Закирова были посвящены высокой любви к женщине, к родине, к матери, к людям. Он был воплощением культуры в широком смысле этого слова.


Раз уж речь невольно коснулась культуры поведения, то сам собой возникает вопрос: а как мы ведем себя дома, на работе, на улице, в общественных местах? Увы, мы еще далеки от идеала. Бескультурья на дорогах и хамства в общении предостаточно. И страшно не само наличие отклонений от общепризнанных норм поведения, а то, что мы привыкаем к этому и становимся равнодушными. И как здесь не вспомнить знаменитые слова Бруно Ясенского: «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства». Нам не только самим необходимо научиться культуре поведения, но мы обязаны не быть равнодушными к чужим проступкам и призывать окружающих к самосовершенствованию и ненанесению вреда другим обитателям социума.


Иначе говоря, мы должны заниматься воспитанием друг друга. И в первую очередь своих детей. На это в своем интервью акцентировал внимание и известный просветитель и деятель науки С.П.Капица: «Ничего лучше правильного воспитания не придумаешь! Это требует большой работы, проделывать которую пока никто не рвётся. Но если мы не будем задумываться над этой проблемой серьёзно, человечество придёт к краху, первые симптомы которого уже наблюдаются в общественном сознании. Считать, что общество может дрейфовать куда угодно, - путь к самоубийству. Ведь человек отличается от животного только наличием культуры».


И еще одна мысль профессора: «Взгляните на те же компьютеры. В них есть, грубо говоря, "железо" и программное обеспечение. Программное обеспечение стоит в 10-20 раз дороже "железа", потому что продукт интеллектуального труда создать гораздо тяжелее. Так и с человечеством. "Железа" - энергии, оружия - у нас сколько угодно. А программное обеспечение - назовите это культурным потенциалом – отстаёт».


Парадоксальная ситуация – прогресс опережает культуру, т.е. создатели отстают от продукта своего же труда. Нужен ли такой прогресс? Ответ находим у поэта Андрея Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Недопущение разрушения прогрессом человеческого в человеке – это и есть главная миссия культуры.


Любопытна выдержка из «Энциклопедии культурологии» С.Я.Левита: «Культура является продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования, деятельности и взаимодействия, обозначений и оценок, консолидации во имя достижения общих целей, упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей, реализуемых в формах человеческой деятельности. Вместе с тем культура не является механической суммой всех актов жизнедеятельности людей. Культура — прежде всего свод “правил игры” коллективного существования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или других социально значимых практических и интеллектуальных действий (при различной степени жесткости их нормативной регуляции). В отличие от биологических свойств и потребностей человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом научения, и потому вопрос об уровне культуры в обществе сводится к проблеме эффективности такого рода “научения” (т.е. механизмов социализации и инкультурации личности)».


Рекомендую всем внимательно прочесть эту энциклопедию: почерпнете много полезного.


А теперь настала пора перейти от академической многословности к остроумным афоризмам. Приведу несколько веселых и парадоксальных цитат о культуре из творческого наследия известных деятелей разных времен:


«Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны». Лорд Раглан.


«Культура — это то, что остается, когда все остальное забыто». Эдуар Эррио.


«Культура есть орудие университетских профессоров для производства университетских профессоров». Симона Вейль.


«Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Фридрих Ницше.


«Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать». Андре Мальро.


«В культуре основанием служит вершина». Григорий Ландау.


«Культура для многих первая потребность, которую не нужно удовлетворять». Станислав Ежи Лец.


«Процент неграмотных — величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать». Альберто Моравиа.


«Культура начинается с запретов». Юрий Лотман.


«Культура началась с фигового листка и кончается, когда фиговый листок отброшен». Кристиан Фридрих Геббель.


«И культура имеет свою узаконенную проституцию: фестивали». Мартин Кессель.


«Культура родилась из культа». Николай Бердяев.


«Цивилизация — это власть над миром; культура — любовь к миру». Антоний Кэмпиньский.


«Умирая, культура превращается в цивилизацию». Освальд Шпенглер.


«Когда та или иная культура чувствует, что приходит ее конец, она посылает за священником». Карл Краус.


«Небо религии заменили небом культуры. Но и оно — для избранных». Анджей Бискупский.


В заключение этой статьи хочу привести короткий диалог двух влюбленных, невольным свидетелем которого мне привелось стать много лет тому назад. Привожу его потому, что, как мне кажется, в ответе девушки кроется основа основ человеческого существования. Молодой человек спросил ее: «Я не Рокфеллер, не знаменитость, мой папа не начальник, у меня даже высшего образования нет… мне не понятно, за что ты меня любишь?». Девушка пристально посмотрела на него и после некоторой паузы почти шепотом и с послышавшимся мне еле улавливаемым надрывом в голосе произнесла: «За культуру чувств».



БАХТИЁР ИРМУХАМЕДОВ



P.S. Статья представлена в том виде, в каком была написана для одного из сайтов Республики Узбекистан. Уверен, она будет полезной и для жителей России.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!