Яркие краски лета
Немного шведского лета вам в ленту. :)
Камера Canon 650D
(автор не фотограф и фотографировать не умеет)
Немного шведского лета вам в ленту. :)
Камера Canon 650D
(автор не фотограф и фотографировать не умеет)
Всем доброго времени суток, товарищи пикабушники. :)
В прошлых постах меня спрашивали о том, как я вообще оказалась в Швеции, с какой целью и надолго ли. История эта довольно-таки обычная, так что постараюсь рассказать все живо и без лишних сантиментов.
Началось все с того, что мой отец получил приглашение на работу от одной шведской компании (как видите, начало уже довольно скучное :)). Контракт постоянный, поэтому ему (а также всей нашей семье) выдали временный вид на жительство.
Первый раз я приехала в Швецию в марте 2014. Нужно было сделать документы в миграционной службе. Поначалу страна мне очень не понравилась: язык непонятный, метро не такое красивое, как в родном Петербурге, другой менталитет и другие люди. :) В общем, мой юношеский максимализм бил из всех щелей и ничего лучше Руси родной на тот момент для меня не существовало. "Где родился, там и пригодился", - говорила я и воротила нос от всяческих заморских новшеств.
Пробыли мы там недолго, через неделю вернулись обратно в Россию, т.к. школу никто не отменял. :) Приезжали мы с мамой и братом, отец все время жил в Швеции. 2 оставшихся "школьных" лета я провела тоже там, примерно по месяцу каждый год. Естественно, мне было скучно, потому что я не знала языка, боялась говорить на английском, да и шведы не русские: так просто подойти и познакомиться вряд ли выйдет, а уж чтобы к тебе кто-то подошел - это вообще что-то из мира фантастики. :) Единственное, что держало нас в России - квартирный вопрос. Найти жилье в Швеции тот еще геморр, особенно если ты живешь в Стокгольме. Конечно, мой отец арендовал квартиру на тот момент, но, согласитесь, 4 человека вряд ли смогут ютиться в крохотной квартирке, где два шага влево - прихожая, два шага вправо - гостиная. х) За что-то более-менее приемлемого метража уже и цена была кусачая донельзя.
Но вдруг, звезды на небе сошлись так, что мой отец после года проживания в Швеции получил квартиру от государства. Небольшой оффтоп: каждый совершеннолетний, имеющий временный или постоянный вид на жительство (а также сами граждане королевства) имеет право встать в очередь на государственное жилье. Как правило, это хорошие квартиры в хороших районах, нередко даже в совсем новых домах. НО, вы не становитесь владельцем этой квартиры, вы арендуете ее у государства. При этом все налоги, аренда и ЖКУ выплачиваются не каждый месяц, а раз в 2-3 месяца (не помню точно, поэтому утверждать не буду).
Но я была бы не я, если бы не была упертой, как осел. :) Сколько бы меня ни пытались переманить, школу я все равно закончила в СПб. Почему? Ну, во-первых, был страх не поступить в шведский университет и остаться вообще без какого-либо места в универе (проблема нашего менталитета+давление родственников). Второе вытекает из первого - а вдруг меня там не подготовили бы к экзаменам так хорошо, как это сделают здесь? (речь идет о школе при посольстве РФ) В общем, все целиком и полностью было завязано на универе. Поэтому родители с братом уехали в Швецию, а я осталась в Питере.
1 сентября 2016 я уже стояла в рядах перваков и слушала заунывную речь о том, какой наш универ классный и бла-бла-бла. Отношения с группой у меня как-то не клеились, поэтому я постепенно начала впадать в апатию. В один из дождливых вечеров позвонили родители и предложили приехать к ним. Я подумала, посомневалась, и согласилась. Взяла академ и улетела в Стокгольм. :)
Конечно, поначалу я дико переживала, что не пошла учиться в универ сразу после школы, как все мои одноклассники. Сомнения терзают и до сих пор:"Как так, мне 18, а я не в универе! Ох, ну неужели я пойду на первый курс в 19 или 20? Я же буду такая старая, кошмар!" Сейчас я всеми силами стараюсь поступить в университет здесь, в Швеции. Надеюсь, у меня все получится. :)
Спасибо всем за внимание, спасибо тем, кто подписался на меня.
P.S. Будут ли вам интересны посты о жизни в Швеции в принципе? Жду ваших ответов в комментах. :)
И снова здравствуйте, дорогие пикабушники! Прежде всего хотелось бы сказать спасибо за то, что проявили интерес к моему посту. :) Очень приятно видеть, что многим понравился мой рассказ. Отдельное спасибо тем, кто подписался на меня. Постараюсь не разочаровать вас и в последующих постах! :)
5.Организация учебного процесса
А вот здесь начинается полный хаос и неразбериха. Смогут ли сами шведские педагоги рассказать об учебном плане и составе учебных программ? Сложный вопрос. Учебный план – это тайна за семью печатями. Сколько бы я не пыталась выведать, что к чему, мой пыл толерантно охлаждали (может, просто мне повезло с не очень сговорчивыми учителями). Если говорить о программах, то государство не устанавливает каких-либо норм и требований к материалу, изучаемому школьниками в храмах науки. Учитель сам вправе решать, что и когда он будет проходить вместе с учениками, поэтому смена педагога для класса – тот еще геморрой. Допустим, нашему классу N повезло, и их некая Улла – замечательный педагог, который действительно может научить детей чему-то. Но, вот незадача, мужу Уллы предложили работу в другой стране, и она срочно вынуждена уезжать! На смену ей приходит, например, Ингрид. Ингрид – дама себе на уме. Она решает, что ей не нравятся те учебники, по которым работал класс с Уллой, не устраивает и то, что они проходили. «Решали интегралы? Ну уж нет, ребятки, сейчас мы будем учиться высчитывать проценты!» - говорит Ингрид, и никто не смеет ей перечить, потому что подобное не запрещено. Как вы уже поняли, определенных учебников за школой также не закреплено. Кто во что горазд, как говорится. :)
6. А что сдавать?
Вполне логичный вопрос вытекает из предыдущего утверждения: «Раз гимназий так много, и уклон у каждой свой, что же тогда сдавать?» Чтобы много, непонятно и нудно не расписывать, приведу внизу таблицу требований к обязательным экзаменам для каждой учебной программы. Остальные же предметы сдаются по выбору в соответствии с требованиями университета.
* = Тест не обязателен и выполняется одновременно с 2b
** = Заключительный курс ПР- и ЭК- ( специализация «право»)
*** = Заключительный курс ЭК (специализация «экономика»)
**** = Заключительный курс ПРИ- (специализация «природоведение и окружающая среда») и ТЕХ- (все специализации, кроме технических наук)
***** = Заключительный курс ПРИ- (специализация «природоведение») и ТЕХ- (специализация «технические науки»)
Виды специализаций:
п - Профпрограмма
7. Отдых и кружки
Про экзамены поговорили, но и про отдых забывать нельзя! В этом плане шведы молодцы – школы предоставляют довольно большой выбор кружков, особый упор делается на спорт. Швеция в принципе помешана на ЗОЖ и спорте, так что если вы приверженец подобного – будет вам и плавание, и футбол, и баскетбол, и проч. и проч. К действующим спортсменам в школах и гимназиях относятся максимально лояльно. Соревнования намного важнее каких-то там тестов. «Не смог сдать даже с 3 раза? Ну, не расстраивайся, зато медаль школе привез!»
Среди более «статичных» кржуков – рисование, актерское мастерство, дополнительный шведский, английский, музыкальный кружок и т.д. С музыкальными и художественными школами сравнивать нет смысла, но как возможность пообщаться с единомышленниками – самое оно.
8. Дисциплина
В комментариях к прошлому посту я вскользь затронула массовое непослушание шведских школьников и вседозволенность. Рассмотрим же это поподробнее.
Во-первых, ни в гимназиях, ни в средних и младших школах ученики не носят форму. Требований к одежде а-ля "никаких шорт-трусов и юбок-поясов" тоже нет. Это же касается пирсинга и татуировок. Самовыражайся, как хочешь. :) Еще одна особенность, которая меня приводит в шок до сих пор - свободное курение возле школьного входа и распитие энергетиков прямо на уроках (это касается гимназии). На каждой перемене возле урн собираются целые компании и дымят, дымят, дымят... Как правило, в основном это делают мигранты, курящих шведов видела лишь пару раз, и то один-два человека. Энергетики на уроках - также «отличительная черта» этих товарищей. :)
Во-вторых, уважение к преподавателям. Точнее, его отсутствие. Еще с младшей школы весь материал преподносится молодым неокрепшим умам в виде игры, а учитель выступает эдаким веселым клоуном. :) Детей не учат тому, что педагог - это авторитет, человек, которого нужно слушаться и уважать, поэтому, чем старше они становятся, тем больше начинают наглеть. Ученики позволяют себе не только болтовню на уроках, тем самым срывая их, но и прямые оскорбления в адрес учителей, и даже их травлю. Что может сделать преподаватель? Поплакать и забыть, потому что наказывать ученика в таких случаях школа не имеет права. :) То же касается и моббинга среди учащихся.
Единственное, чего делать ни в коем случае нельзя, так это ввязываться в драки и в принципе лупить кого-то. Не вытерпел и двинул доставшему однокласснику за то, что он тебя обзывает? Поздравляю, тебя ждут БОЛЬШИЕ проблемы. Твои родители могут не только попасть на кругленькую сумму штрафа, но и лишиться родительских прав, раз они не смогли воспитать тебя должным образом. Такая вот "дисциплина".
В следующем посте я расскажу о том, как очутилась в Швеции, в каком классе учусь а также о мигрантах в шведских школах. Если у вас есть вопросы или темы, о которых вы хотели бы прочитать - обязательно пишите их в комментариях! :)
Всем доброго времени суток, господа пикабушники! С недавних пор проживаю в Швеции и хожу в шведскую гимназию, поэтому созрела идея поделиться своим небольшим опытом с вами. Возможно, некоторым эта информация может показаться интересной или даже полезной. :)
1. В чем разница?
Первая отличительная черта шведских школ от российских – разделение на младшую, среднюю и старшую. Каждая ступень – новая школа, новые учителя и одноклассники. В одном и том же месте 12 лет вы учиться не будете. :)
Все старшие школы называются гимназиями вне зависимости от того, насколько трудным является обучение в них. Каждая гимназия, как правило, специализируется на определенном наборе предметов, так что в них ученики углубленно занимаются тем, что будут продолжать изучать и в университетах. Есть творческие, спортивные, химико-биологические, математические и проч. гимназии. Гимназии, в которых в равной степени изучается весь спектр предметов (как в российских школах), конечно, тоже есть, но там эти дисциплины затрагиваются лишь поверхностно, «для общего развития». Учиться в гимназии нужно 3 года (10-12 класс), но идти в нее подросток не обязан. Можно, как и в России, уйти после средней школы в «свободное плаванье», но только стоит учесть тот факт, что без гимназического образования вы не сможете поступить ни в один университет. Шведы так же, как и мы, поступают в ВУЗы, основываясь на баллах, набранных ими за местный ЕГЭ (Nationella prov). Чтобы быть допущенным нему, нужно иметь определенное количество баллов (poäng), которые основываются на длительности и сложности курса предмета, пройденного тобой + твои оценки за промежуточные и годовые тестирования.
2. Сложно ли попасть?
В конце средней школы все ученики пишут итоговый тест, и, основываясь на полученных баллах, выбирают гимназию, куда они по этим самым баллам проходят. Естественно, чем выше балл, тем в более крутую гимназию ты можешь попасть. При поступлении помимо баллов каждый обязан предоставить свое CV и мотивационное письмо. Как ни странно, но для среднестатистического шведского подростка попасть в хорошую гимназию – довольно сложная задача, потому что ситуация с образовательной системой в этой стране довольно плачевная. Учеников не обязывают делать домашку, задают ее довольно редко (например, пару раз в неделю) и не в таких гигантских количествах, как это обычно делают у нас. Но вот что шведские учителя любят, так это заваливать всевозможными эссе, рефератами и докладами. Таблицу умножения, может, и не выучите, зато сочинения будете писать, как на автопилоте. :)
3. Нагрузка
Как уже было сказано выше, молодых шведов в школах стараются нагружать по минимуму, чтобы ребенок не «стрессовал» и, не дай бог, не впал бы в депрессию. Хотя с ними это и так происходит потом, по приходу в гимназию, где, по сравнению с младшей и средней школой, нагрузка «будь здоров». Обычно уроки начинаются в 8 утра и длятся до 3-4 часов дня. Обязательно есть один часовой перерыв на ланч, во время которого учащихся младшего и среднего звена выгоняют на улицу «проветриваться». Гимназисты же могут делать в это время все, что душе угодно. Помимо этого есть и небольшие перемены между уроками (10-15 минут).
Единого времени длительности занятия (напр. как у нас 45 минут) нет. Все уроки могут быть совершенно разной продолжительности, от 40 минут до двух часов. В день у среднестатистического ученика гимназии может быть 2-4 лекции по часу - полтора часа и несколько мелких по 40-50 минут. (пример возможного расписания ниже)
Стабильно установленных перемен также нет. Если вы со своими друзьями попали в разные классы - будьте готовы к тому, что увидеть друг друга вы сможете лишь в конце учебного дня. :) Пока одни идут на ланч, другие в это же время грызут гранит науки. Сделано это во избежание очередей и толкотни в столовой и в коридорах, т.к. в одной гимназии в среднем может учиться 700 человек.
4. Питание
Раз уж затронули тему еды, то про нее и продолжим. Каждый ученик при поступлении в школу должен сам (если ему уже есть 18) или вместе с родителями заполнить специальный бланк по питанию. В нем можно отметить, что ты ешь, что не ешь, на что у тебя аллергия, являешься ли ты вегетарианцем или не ешь определенные виды мяса по религиозным причинам и т.д. Затем этот бланк передается на кухню. На основе этого подсчитывается, сколько блюд и какого типа школе нужно заказать. Стоит также отметить, что в самой школе ничего не готовится, вся еда привозится поставщиками в замороженном виде каждый день в определенное время. Все, что остается поварам - разогреть и подать.
P.S. Пост получается слишком большой для пилотного, а информации у меня осталось еще довольно много. Если это хоть кого-то заинтересует, то я с радостью готова продолжить. :)