«Хлебушко насучный»
Как-то наткнулся на замечательную книгу 1895 года издания, которую далее я процитирую, эта книга является своего рода обозрением жизни крестьян 19 века. А называется она...
а так и называется:
Используя эту, а также и другие книги, описывающие то время, можно создать (и будут созданы) много постов, но сегодня будет микропост. Остановлюсь лишь на обзоре хлеба. Его разновидностей. Поехали.
Главный предмет еды дома и в дороге, в будни и в праздник, в заурядной и парадной жизни, нередко первый и последний, другими словами – единственный предмет еды – есть хлеб. Местный простолюдин почтительно называет его – «хлебушко насучный»; в разновидностях и разноместном употреблении он бывает:
а) Чистый. Этот хлеб приготовляется из одной только ржи, сперва провеянной на току, а потом тщательно обтолоченной в ступе, так же тщательно «переполутой» после сушки в печи, перед мелевом, и просеянной чрез густое решето муки. Если тесто для такого хлеба слегка подсолено и не предстоит потом надобности омакивать хлеба в соль, последний получает называние пирога…..Потребители чистого хлеба бывали редки, и достаточно сказать, что такой-то «ест чистый хлеб», чтобы в окружении о нем заговорили, как о богаче.
б) Градовый или градовка. По экономическим целям рожь не особенно тщательно провевалась на току, по крайней мере, наиболее тонкая «пилюха» (мелкая овсяная солома, труха) не отделялась от нее: в таком виде рожь поступала в печную сушку, мелево, и непросеянная после него мука шла на хлебное тесто. Потребители градовки не могли считаться беднякам: многие из них имели благоустроенное относительно хозяйство, даже кое-какие деньги; вообще же они считались «стоящими» людьми, которым многие завидовали.
в) Пушной хлеб или пушнинка (в шутку прибавлялось слово – святая) приготовлялся буквально из непровеянной ржи, которая, однако, при помощи мётел, освобождалась после молотьбы от мелкой соломки, колосьев, глиняных комьев, или же, будучи провеяна, снова соединялась со своею мякиною (остатки колосьев, стеблей – отходы молотьбы) и «пилюхой» и в таком виде поступала в жернова; мука просевалась через редкое решето и шла на тесто. Потребители такого хлеба не могли считаться крайними бедняками: они все таки ели «оржанину» (ржу), хотя их хлебу никто не завидовал, по крайней мере не желал себе.
г) Пыловой хлеб, он же «пыловушка», есть тот, в состав которого вошла лишь половинная часть ржи, а другую половину составили: ячмень, овёс, гречиха, даже пшеница, взятые то порознь, то, в свою очередь, смешанные в известных долях. Изредка в смеси попадалась гороховая и бобовая мука.
Не взирая на почтенный состав «пыловушки», на её питательность, последняя не имела повседневного употребления, так как скоро приедалась, потребление её прямо свидетельствовало о ржаном неурожае.
д) Бульбяной хлеб состоит из половинных долей – ржаной муки и мятого или тертого на терке сырого картофеля, предварительного очищенного. Кто отведывал этого хлеба, тот признает, что приятный вкус его и белизна не уступают лучшим сортам печеного хлеба, и нет ничего удивительного, что некоторые сельские интеллигенты потребляют «бульбяной» хлеб наравне с простолюдином. Но у последнего он является «насучным», вызывается нуждою, неурожаем ржи и других хлебов, а потому – и подневольным.
е) Последний хлеб, к которому приводила семью и отдельных лиц безысходная нужда, вопиющая бедность, периодические хлебные неурожаи, есть хлеб «мякинный» или «мякинка» (шутливое дополнение – святая). Этот последний жалкий хлеб состоял из большей половины то овсяной, то ячменной, то пшеничной мякины, которая перемалывалась совместно с ржаными зернами, в более же бедственных случаях тут бывало так мало ржи, что она служила чем-то вроде клея для скрепления мякинных частиц. Ясно, что «мякинка», как и потребители её – «мякинники» - вызывали одно лишь сожаление даже со стороны заведомых окрестных бедняков, а сколько-нибудь зажиточных сердобольцев подвигали на подаяние беднякам настоящего хлеба.
Бонус, так сказать.
По удостоверению «живой граммы» (свидетельский источник, в лице старожила, знатока данных событий и времени, именует живое пока что лицо на авторитет которого можно полагаться), голодающие, например в 30-х и 40-х годах (все еще 19 век) потребляли хлеб из лебеды, болотного «бобовника», древесных гнилушек, дополняя к этому торф и глину. Первые два предмета, как и другие под руками растения, у прибеднившихся составляли нередкое прибавление к муке для весеннего хлеба и в более счастливые годы.