SajaChernobl

SajaChernobl

На Пикабу
поставил 78 плюсов и 4 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на ПикабуРецепт Будущегоболее 1000 подписчиков
8471 рейтинг 4237 подписчиков 3 подписки 26 постов 20 в горячем

Иногда хочется бросить всё, и… поехать в Тибет.

До чего ж утомительны поиски своей «второй половинки» (про них я рассказывала чуть раньше)!..


Иногда хочется бросить всё, и… поехать в Тибет.

Иногда хочется бросить всё, и… поехать в Тибет. Отдых, Лето, Тибет, Одиночество, Понимание, Внимание, Длиннопост

Да не просто поехать, а так чтоб надолго – к примеру, хорошо бы остаться пожить там в течение полгода в каком-нибудь местном монастыре. Важно, чтобы монахи были нерусские люди, и не понимали моей речи. Я приняла бы условный обет молчания – на незнакомом тебе языке сильно не разговоришься. Разве что только жестами.

По утрам я съедала бы вместе с ними мисочку какой-нибудь каши (допустим, риса) и запивала его обыкновенной водой. Потом – уходила бы на весь остаток дня (думаю, мне б разрешали) за стены обители, в горы. Бродить по лесам, прислушиваться к пению птиц, шуму воды и деревьев, собственному дыханию и биению своего сердца.

Я знаю, что мне приходило бы в голову там, в лесу. Я стала бы думать о себе и других – всех, кого я помню по прошлой жизни. Если о ком-то помнишь что-то определённое – это и есть важно.

Я могла бы вспоминать картины из прошлого и переживать их заново до бесконечности.

Но однажды мне бы наскучило быть в лесу. И я бы вернулась обратно – не к ужину, раньше. Присела бы в почтительном отдалении около одного из занятых медитацией или перебиранием чёток узкоглазых монахов. Отвлекла бы этим его. А он бы повернулся и посмотрел на меня, внимательно и спокойно. А я… а я стала бы говорить.

Я говорила бы ему обо всём. И меня бы не останавливало никакое непонимание – так мы обычно и говорим со всеми другими людьми. Я рассказывала бы ему про свою предыдущую жизнь. Про себя. Про всех – и про каждую, и про каждого… Я захлёбывалась бы потоком прорвавшихся слов, я размахивала бы руками, я перебрала все по очереди эмоциональные выражения на своём лице, и далеко не по одному разу перебрала бы их…

А он сидел бы, не меняя позы, не меняясь в выражении лица. Он внимательно и спокойно смотрел бы тогда на меня – и слушал, и слушал… А спокойным он, думаю, был бы прежде всего потому, что не понимал бы при этом ни единого слова из той тарабарщины, что я на незнакомом языке ему говорю.

Я знаю, на кого он смотрел бы со своей стороны.

Перед ним сидит тощенькая русская девочка, и говорит она тоже по-русски. Она размахивает руками. Её очень сильно волнует всё то, о чём она говорит. А раз её это волнует – то суть произносимого уже едва ли важна.

Умудрённый многолетним отшельничеством и молитвами монах смотрел бы на меня – и вспоминал бы, быть может, своего молодого ученика, или же (даже скорее) самого себя, молодого. И, понимая всю важность и одновременно ничтожность происходящего внутри меня в этот момент, думал бы обо мне приблизительно следующее: эк её, мол, разобрало-то! И знал бы наверняка: понимать мои слова ему вовсе необязательно. Потому что всё, что я говорю – и ему известно это по опыту – конечно же, сущая чушь.

А когда мои слова бы закончились, и поток их иссяк, и я бы измученно, иссушено замолчала, то он сделал бы какой-нибудь дружеский жест – например, легонько потрепал бы меня по плечу – и, всё так же спокойно, внимательно и умно глядя мне прямо в глаза, растянул бы губы в доброй улыбке.

И вот тут-то я бы, наверное, разревелась.

Потому что, хотя он и не понял ни единого моего слова, он понял бы самое главное: что меня нужно выслушать и поддержать. Принять меня такой, какая я есть – со всеми моими душевными ранами, мозолями и проблемами. Пожалуй, что именно это на самом деле и нужно всякому человеку. Никакого другого понимания и поддержки не требуется – потому что в непридуманном, безусловном, неиллюзорном мире их, поверьте, не существует.

И до чего ж тяжело в наших шумных переполненных городах найти такого мудрого собеседника. Думаю, что порой внимательный к тебе человек – как и доза оздоровительного одиночества – любому из нас бывает необходим.

Иногда хочется бросить всё, и… поехать в Тибет. Отдых, Лето, Тибет, Одиночество, Понимание, Внимание, Длиннопост

З.Ы. А куда бы, например, вы (при условии безграничных возможностей) хотели поехать, чтобы отдохнуть идеально?

Показать полностью 2

Как весь автобус над личной жизнью водителя хохотал

Возвращаюсь с вышеупомянутого женского тренинга (https://pikabu.ru/story/zhenskiy_trening_po_sovrashcheniyu_m...).


Еду в автобусе, переполненном скучающими людьми.

Как весь автобус над личной жизнью водителя хохотал Юмор, Водитель, Автобус, Личная жизнь

Водитель автобуса – лобастый лысый мужи, вскользь замечаю я.

Пройдя по салону автобуса и присев на попавшееся свободное место у окна, слышу, как романтическим голосом с хрипотцой лысый объявляет в динамик очередную остановку:

– Советская следующая…

И – забывает выключить микрофон. В динамике раздаются щелчки и невнятный шорох, и вдруг раздаётся неожиданное, громкое, на весь автобус убеждённо сказанное слово:

– Алло.

Пассажиры сразу же оживляются. Что происходит? Такое слово в общественном транспорте вместо объявления остановок звучит как-то уж совсем неуместно…

– При-ём! – отзывается кто-то вполголоса на галёрке. И рядом звучно всхлипывает чей-то смешок.

– «Аллё, аллё»! – отвечает динамик шутнику.

Публика не удерживается, и вполголоса прыскает со смеху.

В ответ на это динамик выдвигает претензию:

– Чё ты мне там тоже своё «аллё»!

Фраза звучит невпопад, и я наконец понимаю: водитель не сошёл с ума и не разговаривает сам с собой. В достояние общественности нечаянно превратился самый обыкновенный личный звонок по телефону. Публика приходит к тому же выводу, и хором смолкает, приготовляясь подслушивать с удивительным профессионализмом.

Голос в динамике поясняет:

– Думаю, дай позвоню ей… А то не звонит, з-з-зараза…

В автобусе набухает с трудом сдерживаемый смех. Динамик тем временем продолжает громкоговорить:

– Ну чё ты там, чё поделываешь? Спишь небось, да?..

Сдержанные минутой раньше смешки наконец прорываются на поверхность, и взрываются по всему автобусу, разлетаясь в разные стороны.

В динамике тут же повисает напряжённая пауза. Автобус испуганно замирает – неужели он нас услышал? После долгих секунд молчания, прикинувшихся минутами, динамик с подозрением спрашивает:

– В смысле, с Вадимом?!

Плотина приличия не выдерживает и прорывается. Хохот затапливает автобус.

Водитель наконец слышит нас, и выключает злополучный динамик. Становится чуточку одиноко. Пассажиры ещё некоторое время старательно, но разочарованно вслушиваются в водительскую кабину. Многим интересно узнать финал этой остросоциальной драмы, а именно: как выкручивается «зараза» водителя, которая спит с Вадимом, и самое главное – что водитель собирается сделать с ней (или с ними) за это неверное дело.

Остаток пути я наряду с остальными провожу в изнуряющем душу неведении и почти физически неудобном молчании, мечтая, чтобы контуры моей остановки поскорее угадались за пыльными запотевшими окнами.

Показать полностью 1

Несколько слов о первых свиданиях

Это я. Раздумываю вот о том, до чего нелегко в наше время девушке решиться пойти на первое свидание.

Несколько слов о первых свиданиях Неудачное свидание, Свидание, Неудача, Личное, Мужчины и женщины, Первое свидание

Обычно ведь приглашают как? «Пошли, что ли, сходим куда-нибудь». Или: «Давай, что ли, встретимся, мороженым угощу». И даже не догадываются при этом, что я не люблю мороженое – у меня было тяжелое детство (я про него несколько постов тому назад здесь рассказывала), в котором мороженое мне запрещали под угрозой почти что расстрела, боясь что я заболею (а от холодного я в детстве и правда болела), и поэтому я к мороженому до сих пор отношусь с опаской.

А уж «пошли сходим куда-нибудь» вообще озадачивает. Встречаешься всё-таки где-нибудь на углу или на остановке с таким кавалером, спрашиваешь так ненавязчиво: а куда мы сегодня пойдём? А он – ни гу-гу. Сам не придумал. Не знает.

Приходится всю инициативу брать на себя.

– Слушай, а пошли на заброшенный завод? – предложила я как-то раз.

– Зачем? – напрягся мой провожатый.

– Ну как зачем. Полазить, пофотографироваться. Там же круто! И атмосфера особая. А поблизости еще и недостроенный дом есть… Всё прикольней так проводить время, чем на центральной улице, где одни магазины и очень скучно.

Мой провожатый пробормотал что-то (что именно – я не расслышала), и почти что галопом скрылся в неизвестном мне направлении. Так я его больше и не увидела.

А ещё пишут в статьях, что мальчишки – прирождённые исследователи всего нового и необычного. Я вот так смотрю, что-то испарились в современных мужчинах вся оригинальность и тяга к авантюризму…

Несколько слов о первых свиданиях Неудачное свидание, Свидание, Неудача, Личное, Мужчины и женщины, Первое свидание
Показать полностью 2

Похороны не того человека

Всем доброго времени суток, товарищи.


Хотела бы поделиться с вами еще одной непростой историей - на сей раз не про меня. Почти.

Похороны не того человека Смерть, Рак и онкология, Равнодушие, Злобные коллеги, Коллеги, Длиннопост

Моя подруга умирала от рака. Мы были коллегами, сидели в одном кабинете. Остальные не так близко дружили с ней, и в разговорах произносили название её болезни всегда смущаясь и полушепотом – как будто это что-нибудь неприличное.

Когда она появлялась на работе в редких перерывах между больничными, моя начальница и коллеги пили с ней чай, сочувственно интересовались её состоянием здоровья и подробностями о ходе лечения. Когда она в изнеможении уходила домой на двадцать минут раньше окончания рабочего дня – моя начальница и коллеги спешили в туалет, чтобы помыть руки и чашки, на которые совсем недавно с расстояния в какой-нибудь метр дышала она. Хотя рак – это не грипп, и им нельзя заразиться, это известно всем.

В последний раз, когда я виделась с ней, она заскочила на пять минут, чтобы оставить у шефа заявление об увольнении.

Я звонила ей, чтобы хоть как-нибудь поддержать. Но от звука её слабого голоса не выдержала и разрыдалась в трубку. Она сказала мне, чтобы я не плакала и не волновалась за неё. Это был наш с ней самый последний разговор.

Всего лишь несколько дней спустя в наш кабинет зашла коллега из соседнего отдела, знавшая мою подругу дольше всех. Она пришла пригласить всех нас на похороны. Услышав такую новость, моя начальница скривилась, как будто бы откусила лимон: «Езжайте без меня, у меня сейчас срочный отчёт, я попозже подъеду». Когда дверь закрылась, она преспокойно продолжила красить ногти.

Я попробовала отпроситься, но вместо того, чтобы проявить понимание, начальница разоралась, что я лентяйка и увиливаю от своих рабочих обязанностей в рабочее время.

«Это не повод, чтобы я тебя отпустила», – сказала она.

«Если для вас это не повод, то для меня это повод», – ответила я и ушла, назло этой стерве хлопнув с размаха дверью.

Никто не понимал в тот момент, что чувствую я.

Начальница пыталась меня вернуть, и стала звонить мне. К счастью, в этой стрессовой ситуации я забыла взять телефон, и от её вызова он зазвонил на моём столе у неё под боком. Начальница пришла в ярость, что потеряла контроль надо мной, и чуть его не разбила.

На следующий день мне предстоит узнать от неё об этом, пережить людское презрение к моему вчерашнему поведению и увидеть, как моя начальница и коллеги брезгливо, кончиками двух пальцев снимают с вешалки забытую шаль, которая уже никогда не согреет хозяйке плечи.

Спустя пять минут они предпочли позабыть об этом, и резали принесённый кем-то пирог с курагой. Лопали за обе щёки. Заваривали себе чай. Начальница травила свежую байку. Коллеги заливисто хохотали с её анекдота.

Одна я сидела тихо, поодаль, наедине со своим слишком внезапным горем.

«Почему заболела именно моя подруга, а не они!.. На их месте она никогда не повела бы себя так», – с досадой думала я, вспоминая трепетную, тонкую, чуткую к чужой боли Нонну.

По какому принципу и кого выбирает эта болезнь? Почему добродушные и хорошие люди умирают рано, а бессердечные зачастую подолгу остаются в живых? Почему общество так равнодушно к чужим смертям? Почему к невольным больным начинают относиться, как к каким-то отбросам?!

Ни у кого в мире, наверное, нет правильного ответа на непостижимый вопрос: почему происходит так.

Похороны не того человека Смерть, Рак и онкология, Равнодушие, Злобные коллеги, Коллеги, Длиннопост
Показать полностью 1

«Дети войны» мирного времени

Всем здравствуйте.

В конце прошлого года я публиковала на Пикабу серию своих заметок-воспоминаний о несчастливом детстве «Комната с видом вовнутрь».


https://pikabu.ru/story/komnata_s_vidom_vovnutr_pereezd_5272...

https://pikabu.ru/story/komnata_s_vidom_vovnutr_ot_pyati_do_...

https://pikabu.ru/story/komnata_s_vidom_vovnutr_myortvyie_ly...

«Дети войны» мирного времени Война, Рецепт будущего, Комната с видом вовнутрь, Неблагополучная семья, Длиннопост

В некоторых комментариях (а также в кое-каких личных отзывах, полученных от друзей) я столкнулась со следующим явлением.

В большинстве своём люди, далекие от подобного опыта (а иной раз – даже не столь далекие от него), склонны недооценивать получаемые ребёнком в таких условиях моральные травмы. Типичные реплики этих людей: «Но зачем ты всё это вспоминаешь, раз это больно? Что тебе это даёт? Возьми и забудь!», «А разве это важно сегодня? Живи своей взрослой жизнью, тебе ведь уже не мешает никто», «Да, допустим, всё это было с тобой. Ну… и??? И… что???», «Нечего вешать свои проблемы на родителей/воспитателей/учителей… Ты можешь взять и порешать свои проблемы самостоятельно. Ты ведь уже взрослый человек, а это по определению означает, что ты теперь в силах и в состоянии это сделать». Ну и на крайняк: «Ах ты, бедненькая моя!..».

Всем этим людям почти удалось убедить меня в том, что я как писатель и неравнодушный к миру творческий человек делаю ненужное дело, говоря о проблемах неблагополучных семей, которых в России несчетные сотни и тысячи, через призму взгляда ребёнка с опорой на щедро отпущенный мне жизненный опыт. Что эти проблемы если и не надуманы – то, по крайней мере, слишком преувеличены.

Хочу привести вам одну неожиданную параллель.


На днях я была на читке пьесы Жанар Кусаиновой «Они пришли… Или Самый Первый Мирный День». Это документальная пьеса о детях войны – о детских переживаниях, про которые вспоминали взрослые люди лет 35-ти. В предисловии к ней сказано так:

«В этой пьесе не будет никаких признаков национальности, религиозной, расовой принадлежности. Я убрала все это ради того, чтобы читатели-слушатели-зрители увидели среди моих персонажей только детей. Детей. И все».

Рада бы изложить это своими словами, но в кратком изложении этого не передать. Если вы не прочитаете дословно то, что услышала я – то вы едва ли поймете. Поэтому позволю себе в данном авторском посте процитировать отрывки из некоторых монологов.



***

Мне было 7 лет, ничего не помню, у меня просто чистый лист, черный квадрат Малевича. Войны не помню, хоть убей. Может, просто настолько там было кошмарно (а как еще может быть на войне), что у меня просто психика решила посредством такой амнезии защититься. Стерлась память о войне и все. Да кому это теперь нужно?

Но если бы я помнил, если бы это открыл, то, наверное, я был бы целым. А пока я не чувствую себя целым. Как будто вместе с тем черным квадратом из меня вынули что-то важное, часть меня.


***

Больше всего меня удивляет, что я могу про это говорить, что это было в прошлом. В другой жизни. Иной раз мне кажется, что это все случилось не со мной. Как будто это не я. Даже не знаю, существую ли я. И что такое «я»? Границы стерлись настолько, что если кто-то спросит меня обо мне… какая ты… я не смогу сказать…

Наверное, это потому что, так хочется спрятаться в этой потерянности.


***

Мне было 13 лет. Помню… постепенно у тебя проходит страх перед смертью и мертвыми. В какой-то момент перестаешь бояться всего этого. Все равно становится, умрешь, не умрешь.

Я честно скажу, в те дни вообще себя не ощущал, как будто меня нет. Наверное, это личность стирается. Такая анестезия в душе происходит. Когда себя перестаешь ощущать, то тебе кажется потом, что это не с тобой было. А если не с тобой, то не больно. Душа не болит, если не с тобой.


***

Во время войны чего хочется? Даже не хлеба там, ни тишины, даже не того, чтоб не стреляли. Хочется невидимой быть, и чтоб забыли про тебя, не трогали. Чтоб даже не видели тебя, хочется воздухом стать, улететь куда-то. Больше всего хочется. И не помнить, не понимать. Хочется, чтобы как будто тебя не было никогда. И после войны тоже так хочется. И теперь я так хочу. Мне тогда было 11 лет. Одиночества так хочется. И всегда не хватает.


***

Мне нравится ремонтировать часы. Когда сижу один за столом и ремонтирую, я… (пауза) никто не подойдет, не надо напрягаться, разговаривать… Честно говоря, я не могу с людьми… мне трудно… я видел… мне было 14 лет… там… я там был. Нет никакой обиды, злости, ничего. Только внутри… Я не могу с людьми.

Не женат, детей нет. Не могу я с людьми. Не могу. Я на работе только менеджера вижу, он приходит, отдает заказы, забирает готовое, уходит. Мы с ним почти не разговариваем.


***

Была я там. И что? Вроде как жива, насчет здоровья… Это не важно. Я в порядке. Ну как могу. Да я могу из любого подвала самый уютный дом сделать, из любых продуктов, пусть даже испорченных, – вкуснотень невероятную, пальчики оближешь. Из любого тряпья – теплую одежду на зиму.

Все могу, все умею. Я хозяйка на сто процентов, лучше не найдете. Живу одна. Мне так лучше. Честно скажу, тоскую я по тем временам. Как-то ясно тогда было, кто куда, кто враг, кто друг, куда бежать. И все было по настоящему, а сейчас, какие-то все придуманные, наигранные. Врут без остановки, выпендриваются. Завидуют друг другу. И пыль друг другу в глаза пускают. Ярмарка тщеславия. Лишь бы… лишь бы…

Мне тогда было 14 лет... А жизнь-это война и есть. Когда ты все время на стреме, с ножом в руке. Или ты, или тебя. Все остальное - фигня и лажа.


***

Мне было 10 лет. У меня с собой был кулек. Я уже была большая девочка, я знала как и чего бывает у мужчины и женщины, ну я про это, я и групповые изнасилования видела, у нас соседскую девчонку изнасиловали так, я сидела на чердаке, слышала все, понимала что к чему. Я видела, как она умерла. Но у меня с собой был кулек. А в нем ягоды, ядовитые. Я знала точно, вороний глаз. Достаточно три-четыре сожрать, чтобы коня двинуть. Я носила с собой, мол, если чего, живой не дамся. Это же быстрая смерть.

Теперь живу тут. Честно работаю, не ворую, замуж не вышла. Нет, никогда ни с кем не встречалась. Не влюблялась даже. Мужики говорят, что я как отмороженная.

Отмороженная.

У меня был кулек. А в нем ягоды.


***

Больше всего меня шокировало. Когда мы оттуда выбрались, приехали сюда, где нет войны, меня шокировало…меня шокировало… Только не смейся... (пауза, долгая нерешительная) Понимаешь, я сижу у окна и могу в окно смотреть, и не бояться… Я могу просто на улицу идти, гулять.

Но и это еще… меня шокировало, что я могу взять еду и есть ее, и никто не отнимет. Можно пойти и купить себе мороженное. Суп сварить. Надеть яркую одежду. Смотреть мультики, прогуливать школу. Мне было 9 лет. И меня все это шокировало.


***

Больше всего я запомнил чувство страха. Страх он повсюду, он как воздух, которым ты дышишь, он в коже, в волосах, в легких, в крови. Как же сказать… не знаю. Просто с тех пор, я не могу отделаться от этого чувства. Страх. Страх. Я просто не хочу жить, понимаешь, для меня это возможность уйти, завершить историю, прекратить вспоминать то, что со мной случилось. Я не хочу жить. Понимаешь, самые простые вещи приводят меня в ужас. Пройти по открытой площади, оказаться в толпе, обратиться к незнакомому человеку, спросить дорогу, идти по улице…

И самое страшное – любое прикосновение, даже случайное.

Я поэтому очень редко катаюсь в общественном транспорте. Вообще чувство опасности - преследует. Мне до сих пор иногда кажется, что меня хотят убить. Я понимаю, что это уже болезнь. Мне кажется, что еда отравлена, что за дверью меня ждут они, что они пришли… Понимаешь? Они пришли.


***

Здравствуйте. Я вас помню. Конечно, помню. Вы насчет… да. А курить у вас есть? Прекрасно. Да мне любые. Не, жрать не надо мне, не хочу. Не могу. Врачиха говорит, что у меня нарушения какие-то. У меня ведь всех. Они пришли, и! Они пришли!

Врачиха говорит, это у меня чего-то там, а не помню что она там мне говорила, слово какое-то длинное, с чувством вины связанное. И поэтому я себя терзаю. Руки режу, волосы себе прошлый раз подожгла. Нравится мне. Успокаивает. Еще я вот, не жру не хрена. Стыдно жрать, когда их нет, мамы моей, отца и брата, сестер и никого. А я живу. Стыдно.


***

Войну пережить нельзя. Все равно остается с тобой. Все равно как главная точка отсчета. И пусть говорят вам, что мол, давно было, не помню ничего. Помню. Всегда. У меня так.

Войну пережить не возможно, с ней можно только умереть. Она все равно остается, как часть тебя, как например то, что у меня руку ампутировали, после ранения. Я себе конечно протез куплю, ну когда накоплю. А так, ну посмотрите сами, ну как мне вот это вот пережить? Что я могу изменить? Ни-че-го.

Лицо мое… да нет, не нужно, я вижу, что вам неприятно на меня смотреть, покорежило меня тогда крепко.

Но ничего. Главное жива осталась. Тоже хорошо ведь. Хорошо?

***



Пьесу читали дети 17-18 лет. Их возраст был выбран режиссёром специально – поколение, незнакомое воочию с войной. После прочтения они и три ряда зрителей обсуждали текст с режиссерами читки. Зрители, впрочем, преимущественно молчали. Парень-чтец воодушевлённо сказал, что об ужасах войны нужно помнить и не допускать такого. Его сверстница задумчиво добавила, что нужно хотя бы пытаться сочувствовать прошедшим через такое людям. Все шестеро читавших монологи детей признались, что текст оказался малопонятен им и совершенно не близок.

Режиссеры читки, выслушав эти ответы, пришли к наглядному выводу, что современный человек, не побывавший на настоящей войне, не может понять войну, почувствовать её, пропустить ее последствия через себя. Поэтому, рассудили они, сейчас даже нет хороших фильмов о войне – молодые актёры и режиссеры от этого чересчур далеки!

Я была просто поражена этим текстом. Но чуть ли не настолько же сильно я была поражена всеобщей отстраненной, похожей на размышления каких-то инопланетян, реакцией на него. Когда я собиралась на читку, мне и в голову прийти не могло, что я, именно Я внезапно восприму эту пьесу ТАК – потому что в этих коротких, бьющих по сердцу наотмашь историях переживших войну детей я УЗНАВАЛА СЕБЯ.

Им трудно это даже ВОСПРИНЯТЬ и ПОНЯТЬ. А я узнавала себя.

Я дословно узнавала себя в КАЖДОМ из приведенных выше отрывков. Вот почему я отобрала именно их – те, где со скрупулёзной точностью описывались переживаемые мной… нет, не столько сами события – но скорее точно такие же чувства, состояния, эмоции. Некоторые из них были со мной несколько лет назад, а сейчас немножечко поутихли, а некоторые – ярки до сих пор.

Я не смогла промолчать, и прокомментировала, что на меня это наоборот оказалось похоже. В том, что он увидел в пьесе себя, больше из зрительного зала на все три ряда (а это человек, наверное, 30) не признался никто.

В пьесе были ещё и другие отрывки – значит, мне достались не все варианты развития событий. Но скажу вам сразу: хороших среди них почти не было. Вот, пожалуй что, наилучший:


***

Когда я была там, мне было 11 лет. Ничего не хочу рассказывать про то время. Так можно? Окей. Закончила педагогический. Работаю в школе, в младших классах. Нареканий нет, с коллективом отношения у меня хорошие. Замужем. Жду ребенка.

У меня все хорошо. Вы мне верите? Это хорошо, что вы мне верите. Хорошо. Только я ничего рассказывать не буду. Про то время. Не буду.

Когда рожу, у меня будет комната для ребенка, вся доверху игрушками забитая. Прямо вся. И чтобы по всему дому игрушки и воздушные шары. А еще, я вот холодильник люблю забить битком продуктами. У меня муж богатый. Приду домой с работы, холодильник открою, а там продукты. Еда. И всё мое, всё наше. И я если захочу, то сколько угодно ем. Полную тарелку наложу, и запах горячий нюхаю. Мне даже есть необязательно, просто запах горячий чтоб. Люблю, когда дома едой пахнет. В доме всегда должно едой пахнуть.

И чтоб игрушки по всему дому валялись. Самые лучшие при том.

И еды полный холодильник.

И в шкафу теплая одежда, новая, лучшая. Крутая.

В окно выглядываю, а там погода отличная. У нас тихая сторона улицы, под окнами деревья. Я выхожу и гуляю сколько угодно. Я люблю. И никто не тронет, не обидит.

У меня все хорошо. У меня теперь всегда все хорошо. Всегда.

***


Описание всего этого благополучия отчего-то звучит больно.

Если, как рассудили режиссёры этой экспериментальной читки, только такое страшное, ПО-НАСТОЯЩЕМУ СТРАШНОЕ бедствие, как война, способно оставить на детских душах ТАКОЙ неизгладимый уродливый след, с которым человек при всём желании уже не расстанется до конца своих дней и который не получить больше нигде, а со стороны – не дано понять никому…

…То хотела бы я знать: как получилось, что всем окружающим меня людям на той читке всё это оказалось и впрямь не близко, а я – узнавала себя?..


Я никогда не была на войне. И никогда не бывала в «горячих точках» – я не провела там ни часа за всю свою уже почти 30-летнюю жизнь.


Я (как считают некоторые, всего-то навсего!) росла в неблагополучной семье. Другого объяснения этому высвеченному сходству и в то же самое время поразительному различию я просто не нахожу.


Моя семья прошлась по мне, как война.

«Дети войны» мирного времени Война, Рецепт будущего, Комната с видом вовнутрь, Неблагополучная семья, Длиннопост

З.Ы. Несмотря на то, что из 40 присутствовавших на читке узнала себя в тексте
(будем верить людям на слова) одна я - я такая, конечно же, не одна. Детей, растущих и выросших в точно таких же страшных семейных условиях, по сей день и абсолютной в любой стране мира существует тысячи. Понимаете, тысячи.


Манифест «детей войны» мирного времени.


Да, мы – другие.

Да, мы – не по вашу сторону баррикад.

Да, мы иногда можем вести себя и чувствовать себя, по сравнению с вами, странно.

Но. Мы прежде всего – люди. Мы люди точно так же, как вы. Если бы каждый из вас когда-то испытал на себе наши условия и обстоятельства – то вы бы сейчас были точно такими же, какими теперь стали мы. Если бы мы никогда не были в тех условиях – то мы бы сегодня стояли с вами плечом к плечу и точно так же тупо не понимали, как относиться к людям-осколкам, к тем самым «детям войны», а я бы сказала иначе: «к детям любого сильнейшего неблагополучия». Если ставить между двумя этими терминами знак «равно», то пожалуй, что режиссеры читки действительно правы: невозможно понять войну, если ты на ней не побывал.

Нет, нас не надо жалеть.

Нет, наши страдания не заразны для вас – если вас всё это цепляет, то в ваших умах и душах натянутыми струнами звенит только ВАША боль, зазвучавшая как камертон с нашей болью, о которой вы прочитали или услышали. Собственной боли хватает у каждого из живущих. Не стоит открещиваться от своих чувств. То, что чувства существуют и стремятся говорить о себе – это нестрашный факт. Надо принять их такими, как они есть. Дороже наших чувств у нас нет ничего. Это и есть душа.

Нет, мы не в состоянии преодолеть некоторые слишком глубокие травмы и «жить как все нормальные люди». И не надо убеждать нас в обратном. Если бы мы только могли – то поверьте, мы бы всё это преодолели. Мы справляемся с тем, с чем только можем, и так, как можем. Но мы едва ли способны сбежать от вросшей в наш организм данности мрачного прошлого и измениться совсем. Мы вряд ли когда-нибудь станем понятными и удобными, и впишемся во все ваши «нормальные» рамки – для нас они ненормальны. Разрешите нам жить, как умеем, и быть такими, какими у нас получается быть. И оставьте нас, наконец, в покое. Позвольте нам быть одинокими, если мы этого так хотим.

Ну и наконец самое главное. Ни на секунду не забывайте, попробуйте осознать: вам действительно по-крупному повезло в этом мире, если вы – не по нашу сторону баррикад.

Показать полностью 2

"Штурмовые Ветеринары" передислоцировались!

Доброго времени суток, уважаемые подписчики меня и, скорее всего, также и моего соавтора @ArsenZa!

"Штурмовые Ветеринары" передислоцировались! Штурм-ветеринары, Повесть

Он очень сильно просил передать всем, кто читает его новую повесть, что следующие главы "Штурмовых Ветеринаров" буду продолжаться, но по техническим причинам будут выложены не здесь, а в его группе ВКонтакте. Передаю вам по голубиной почте его сообщение:


"Доброе время!

Вынужден сообщить, что меня временно заблокировали на Пикабу (кому интересны подробности, они в моей группе в контакте).

Там же до окончания блокировки будут публиковаться продолжения моих историй. Спасибо всем читателям.

@ArsenZa"


P.S. Всем хорошего дня!

Показать полностью

ВСЕОБУЧ Секреты оформления текстов при помощи картинок

Всем доброго утра!

Решила поделиться еще немного своим творчеством, чтобы на его примере показать, как зрительное оформление могут видоизменить, заострить или углубить смысл, к примеру, стиха. Почему я это делаю - помнится, мне в комментариях написали, что нет смысла размещать стихи на картинках, это ничего не добавляет к их содержанию.


1.

Можно, конечно, оформить свои строчки стиха или афоризма, подобрав картинку с самой прямой ассоциацией - примерно так:

ВСЕОБУЧ Секреты оформления текстов при помощи картинок Картинки, Скриншот, Стихи, Ликбез, Оформление статей, Длиннопост

И тогда это оформление просто сделает текст более легким и быстрым для восприятия. Доказано, что 70% информации мы ухватываем и усваиваем через глаза. Вот почему яркий видеоряд так важен в начале любой статьи. Если вы хотите, чтобы её прочитали - добавьте броскую картинку, она привлекает внимание.


2.

Вот другое мое коротенькое стихотворение, читатели обычно относят его к разряду религиозно-философских:


Мы поверим в Тебя, Господь


Мы поверим в Тебя, Господь:

Ты един, нам не надо двух.

Обуздаем мятежну плоть,

Воспитаем железный дух –


Каждый сам себе станет храм,

Света Истины не предаст.

Если Ты помогаешь нам –

Значит, всё-таки веришь в нас.


(с) 2017


А вот как я его оформила - в сопровождении такой картинки смысл несколько видоизменяется, и строчки приобретают более саркастичный оттенок. Люди, которые смотрели фильм "Убить Билла", обязательно поймут почему:

ВСЕОБУЧ Секреты оформления текстов при помощи картинок Картинки, Скриншот, Стихи, Ликбез, Оформление статей, Длиннопост

3.

Следующие три картинки - это триптих о разрыве любовной привязанности.


Для начала - вот сам стих целиком:


I

Мне тебя не хватает во всём:

В горьком часе и в радостном миге –

Жизнь сошла на избитый приём,

Исключая возможность интриги.


Чередой неизбежных помех –

Блики лиц, проносящихся мимо.

Мне тебя не хватает во всех,

Что едва ли вообще поправимо.


II

Ты совсем не похож на других

(Это – лучшая, может, из жалоб):

Про тебя нет ни фильмов, ни книг;

Да и песен не сыщешь, пожалуй.


Как ты медлил с уходом – и всё ж

Уходил, порываясь остаться…

Ты совсем на других не похож.

А вот чем – не могу догадаться.


III

Ты уехал. Отныне все дни,

Обстоятельства и перемены

Незначительны; этим они

Исключают возможность замены.


Но зато (здесь, опять же, клише)

Я предчувствую, знаю и верю,

Что тайник в моей старой душе

Исключает возможность потери.



Добрая половина моих читателей в них узнала себя и отозвалась, что их "зацепило" - они вспомнили что-то своё, выражавшееся очень похоже. И я поняла, что стихотворение получилось достаточно обобщенным. Поскольку при написании оно посвящалось одному дорогому для меня человеку, мне захотелось как-нибудь подчеркнуть особенность этой истории для меня. Я решила добавить эти коротенькие стихи на картинки, сделав из них цикл.


Подобранные именно в таком порядке картинки-подложки добавляют дополнительный смысл.

ВСЕОБУЧ Секреты оформления текстов при помощи картинок Картинки, Скриншот, Стихи, Ликбез, Оформление статей, Длиннопост

Сначала отснятые кадры недавно произошедших событий говорят нам об ушедшем хорошем прошлом (сразу после расставания мы переживаем страдания особенно ярко).

ВСЕОБУЧ Секреты оформления текстов при помощи картинок Картинки, Скриншот, Стихи, Ликбез, Оформление статей, Длиннопост

Затем кадры превращаются в фотографии, и их развешивают на прищепках - потому что они дороги нам, их не хочется убирать в альбом, пускай повисят на виду.

ВСЕОБУЧ Секреты оформления текстов при помощи картинок Картинки, Скриншот, Стихи, Ликбез, Оформление статей, Длиннопост

Наконец даже фотографии исчезают, и остаётся одна тягучая тоскливая душевная боль от потери, выраженная пустой прищепкой.


Важно отметить, что триптих оформлен в едином стилевом и цветовом решении - если вы хотите сделать взаимоувязанную серию картинок с текстом, то важно показать её связь, иначе читаться и смотреться как единое целое ваше произведение не будет.


Надеюсь, что моя наглядная информация оказалась кому-то полезной!

Удачи вам в жизни и творчестве! ;)

Показать полностью 5

Почему некоторые женщины начинают ненавидеть мужчин? (дополнение к «Комнате с видом вовнутрь»)

ВСТУПЛЕНИЕ.

Некоторое время назад я писала и публиковала на Пикабу серию рассказов-воспоминаний о собственном (вполне несчастливом) детстве. Ссылки на парочку из них - вот: https://pikabu.ru/story/komnata_s_vidom_vovnutr_ot_pyati_do_...
Мои заметки напомнили многим читателям произведение Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» – там тоже была злая бабушка, которая тиранила всю семью.

Почему некоторые женщины начинают ненавидеть мужчин? (дополнение к «Комнате с видом вовнутрь») Комната с видом вовнутрь, Нелюбовь, Любовь, Насилие, Человеческая жестокость, Жестокость, Длиннопост

Ключевым эпизодом в книге Санаева служит рассказ его бабушки о своей молодости. Прочитав её откровения, мы начинаем лучше понимать эту недобрую героиню и невольно начинаем прощать её (а заодно – и всех своих родственников, если те обижали нас, когда мы были детьми).


Моя бабушка, к сожалению, никогда не была со мной или с кем-либо из нашей семьи хоть сколько-нибудь откровенна. На сегодняшний день она уже давным-давно умерла, и никогда больше никому ничего не расскажет. Однако многие читатели моих заметок в комментариях задавали вопрос: почему же бабушка в «Комнате с видом вовнутрь» так ненавидела мужчин, собственных дочерей и свою единственную маленькую внучку?


Это вопрос мучил меня. Раздумывая над ним, я стала понимать, что «понять и простить» – не пустые слова, а взаимоувязанные этапы работы со старыми эмоциями и не дающими покоя, хотя и ушедшими, отношениями.


Мысль о том, что информация о бабушкином прошлом утрачена и невосполнима, хотя и очень важна, крутилась в моей голове. И вот в один осенний день в майских черновиках этого года я нашла недоработанное стихотворение – и внезапно поняла, о ком я начала его писать: о своей бабушке!


Интуиция странным образом подсказывает мне, что это предположение можно считать чуть ли не единственно верным. Ведь что ещё может заставить женщину на всю оставшуюся жизнь испытывать совершенно противоестественное, противоречащее природе чувство – ненависть к противоположному полу – как не острый (а может быть, даже страшный!) негативный жизненный опыт?!

А как думаете вы?

З.Ы. Набраться злости на мужчин у собственной матери - моей прабабушки - бабушке было негде: по словам родственников, заставших её, прабабушка была добрая и спокойная замужняя женщина, никакой агрессии к мужикам у неё не наблюдалось.



Считалочка про Танюшеньку


Наша Таня громко плачет...

(с) Агния Барто


Раз, два, три – беги за околицу,

Где распутица небу молится,

Ель высока стоит да колется,

Да во что играть, выбирай.


Повяжи косу красным бантиком,

И – айда за худой романтикой:

«Уж как стану гулять, да с мальчиком!..» –

Уведут за кривой сарай,


Дёрнут за косу, стянут платьице…

Танин мячик лежит – не катится.

Как воротится мамка – хватится,

Да не сыщет тебя былой.


Да не спросит: «По чём кручинишься?»

Жизнь сломается – не починится.

Не заладится впредь с мужчинами –

Станешь лютою. Станешь злой.


Против всех, кто затеет сызнова –

Станешь биться да бить неистово.

Счастье женское, ох, немыслимо –

Оборвалась не свита нить.


Раз, два, три. Годы ходят заново –

Не избыть из души глаза его…

Жить Танюшеньке дальше замертво.

Жить да жизнь свою хоронить.


Да поглядывать за околицу,

Где метелица воет-молится,

Ель высока лежит, не колется –

Да и некого в том винить...


З.З.Ы. Знаю, знаю, что стихи здесь как-то не очень любят. Но лучшего способа передать чувства в подтверждение логической мысли, кроме как выразив их в стихотворной форме, я не нахожу.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!