На волне повышения пенсионного возрасте, так сказать. То, что у меня бомбит от этого - ничего не сказать. Самый яркий пример - мама-пенсионерка, квалифицированный инженер. Проектировала в 3D элементы всяких машин и механизмов, всю жизнь в одной структуре. Но политика компании - пенсионеров на пенсию.
Ну, как это бывает - огромное убыточное предприятие с советской плановой экономикой оптимизирует московское консалтинговое агенство. У нас тут за МКАДом всё это не работает - слишком много нужно сломать.
Можно же оптимизировать глобальные бизнес-процесы внутри предприятия, как-то выстроить новую иерархию, разработать регламенты внутренние и переосмыслить обязанности сотрудников. Но почему-то решили сокращать штат, убирать пенсионеров и...
И стало только хуже на самом деле, но речь не об этом. И даже не о моей маме, которая не может найти работу хотя бы за 15-18 тысяч. И даже не о том, что просто вынуждена трудиться теперь в сфере розничной торговли с окладом меньше МРОТ (это отдельная история).
Я был студентом, первые курсы вариант один - разнорабочий на стройку или производство. Далее с появлением небольшого опыта - монтажник, кровельщик. Потом магазин стройматериалов, стройматериалы оптом, менеджер по продажам в производственно-строительной компании, старший менеджер и так далее. В 25 лет пришел руководителем коммерческой службы на предприятие со штатом в 500 человек. Т.е. 7 лет искал и менял работу, потом уже стал искать сотрудников сам.
Сменив несколько направлений своей деятельности, общаясь с друзьями и знакомыми, которые сталкивались с теми же проблемами, понял, что работу иногда найти легче, чем сотрудника. Кроме квалификации стоит учитывать десятки факторов. Для меня это архисложно.
Теперь, наконец-то о главном. По работе взаимодействовал со всеми отделами, с разными сотрудниками и руководителями, заказчиками и исполнителями. Абсолютно разного возраста - от 18 до 70. Ну, и для себя сделал определенные выводы.
18-22: скорее всего ничего не понимает, но и не претендует ни на что, не спорит, не требует, выполняется все что скажет. Главное, вовремя заметить, что сотрудник начал понимать работу, набрался опыта. Тогда надо поднимать оклад, предлагать должность или полномочия чуть выше, иначе уйдет. Косячит поначалу очень много.
22-25: думает что что-то знает, на самом деле реальность очень отличается от его представлений. Очень нуждается в наставничестве. Без хорошего руководителя такие сотрудники могут натворить очень много бед. Зарплату требует разумную.
25-30: думает, что знает всё, требует оклад выше своей квалификации, уже научился как с минимальными усилиями выполнять тот же объем работ, что и предыдущие 2 возрастные группы. Ну, или найти 100 причин, чтобы не выполнять. Главное, для такого найти правильную мотивацию, иначе 80% времени будет страдать херней.
30-35: в этом возрасте многие наверное определяются в своей дальнейшей жизни и как-то классифицировать очень сложно.
35-45: по-моему лучший возраст для приема сотрудника. Умения свои и зарплату оценивает адекватно. Скорее всего, имеет кредит и ипотеку, работает очень продуктивно. Если понимает систему мотивации и премию - готов работать на 120% и сверхурочно. Мне с такими легче всего находить общий язык (мой внутренний возраст 40, боже). Всех бы нанимал такого возраста, но на своих местах сидят очень прочно.
45-55: Опыт, знания - всё есть, зарплату требуют разумную, но интереса к работе всё меньше. Если в этом возрасте человек рядовой сотрудник - скорее всего заставить его работать на 100% практически нереально. Переучивать их очень сложно. Хотят просто сидеть на окладе.
55-65: Тут и проблемы со здоровьем, и низкая активность. Очень многие делают вид, что работают или просто работают "по инерции". Косячит много, но никогда не признают свою вину. Многие просто вынужденно досиживают - пенсии слишком маленькие. Риск принимать в этом возрасте очень большой, поскольку большинство лишено любой мотивации.
65+: Какой бы не был специалист, но тут уже проблемы с памятью, сложности с восприятием нового. Таких специалистов держал бы только в качестве советников, консультантов, наставников - т.е. никакой ответственности, только передача знаний и опыта.
В итоге хочется сказать, что все вышеуказанные различия в возрасте и продуктивности, личной мотивации - проблемы не сотрудников и не руководства, это проблемы государства. Не дадут вам эти люди высокий ВВП и прочие макроэкономические показатели.
Молодых сотрудников надо учить (это деньги) или терпеть (это потеря денег). ВУЗы умудряются выпускать "специалистов", уровень которых ограничивается элементарными знаниями из школьной программы. Опыт сотрудникам обходится очень дорого.
Настоящие специалисты вынуждены жить в кредит с большими процентами - только потому что опыт заработали позже, чем семью.
У людей предпенсионного и пенсионного возрастов практически нет желания к чему-то стремиться. Государство их научило терпеть и доживать.
Всё это, конечно, мои личные оценочные суждения и никого я не к чему не призываю. Написал очень рвано, поддавшись эмоциям, но боюсь настанет очень скоро день, когда позвонит мне заказчик и спросит:
- NickRs, за сколько ты сделаешь эту работу?
- По договору - за рубль, налом - за 50 копеек.
Пойду набирать людей, придет инженер:
- сколько я буду получать?
- МРОТ+что-то в конверте.
- ну, я хочу гарантий - больничный, отпуск, пенсия.
- больничный и отпуск мы тебе компенсируем налом, а пенсия у тебя в 65 будет же только - через 40 лет. А за 40 лет там наверху обязательно что-нибудь новое придумают.
Придет монтажник:
- Работа официально?
- Нет.
- Но как? А гарантии?
- Гарантия - хорошая зарплата раз в неделю налом. Государство дать гарантий не может, а ты их у меня просишь...