Привет! Сегодня хочу рассказать о том, чем мы (автоклуб "OldMotors") занимаемся уже 5 лет подряд - организацией ралли классических автомобилей у себя в городе! В кратце о том, что такое ралли 3 категории - это штурманское ралли, соревнование сводится к тому, чтобы ВЕРНО прочесть легенду, проехать маршрут в точности, как описано в легенде и строго за отведенное время - не раньше, не позже (за это начисляется штрафные секунды) прибыть на каждый Контроль Времени (КВ). Пунктов Контроля Времени обычно несколько, на них происходят различные Дополнительные Соревнования (ДС). Победителем становится тот, у кого меньше всего штрафных баллов от прохождения маршрута и ДС. При этом движение происходит в обычных городских условиях с соблюдением всех ПДД. Именно такой формат ралли позволяет поставить в равные условия владельцев и медленных, и быстрых автомобилей - ибо все зависит только от штурмана! Часто ралли путают с пробегом или гонками - но это ни то, ни другое. В отличии от пробега техника здесь двигается отдельно, с интервалом в 2 минуты (при 60км/ч это 2км интервала), в отличии от гонок обогнать здесь кого-то - значит что либо он затупил и заплутал, либо ты получишь на КВ очень много штрафных баллов за опрежение.
Организаторская часть.
Вообще организовывать подобные мероприятия - это всегда головная боль, но интересно! Начинается все с поиска точек старта и финиша. Обычно у нас около 30 экипажей участников и машин 20 приезжает просто на выставку, поэтому площадки должны соответствовать нашим требованиям по парковке, там должна быть сцена и звук. Обычно финиш - территория базы отдыха, торгового центра и т.д. - им выгодно привлечь к себе много зрителей, нам выгодно получить все и сразу :)
И так, когда у нас есть старт и финиш, можно начинать думать над маршрутом. Маршрут - это несколько отрезков между пунктами КВ (контроля времени). Обычно на пунктах КВ еще и происходят ДС (доп. соревнования) - различные рулежки, конкурсы на мастерство вождения и т.п., где так же скорость машины особой роли не играет. Для точек ДС идеально подходят парковки и автодромы, со всеми из них надо договориться. Теперь у нас есть Старт, Финиш, пункты КВ+ДС - можно набросать примерную дорогу между ними. Желательно сделать маршрут интересным, в красивых местах, без пробок, добавить щепотку грунтовых дорог, приправить лесными тропинками - и вуаля, участники в восторге, но иногда проклинают оргов - то, что надо!
Обычно я рисую маршрут в яндекс-картах (по ним же точно высчитываем расстояния), затем по навигатору мы его обкатываем. Машрут заносится в Дорожную Книгу в виде легенды, выглядит это примерно так:
В начале расстояние от начала пути до точки в км, затем расстояние от прошлой точки до этой в км, затем - схематическое изображение дороги с жирной черной точкой на нем, далее - ИНФОРМАЦИЯ - то, что мы увидим в месте этой жирной точки, а дальше - пояснения, дистанция от этой точки до КВ. Обычно в качестве ИНФОРМАЦИИ выступают дорожные знаки. Например, в 4.5 км от старта мы увидим Т-образный перекресток и справа будут знаки уступи дорогу и пешеходный переход. Инфомация нужна для точной идентификации "туда ли я повернул". Естественно, каждый перекресток не рисуется - только те, где мы меняем направление или те, где съезжаем с главной дороги, в других случаях движение идет все время прямо. Обычно маршрут занимает от 50км до бесконечности, иногда даже ралли в несколько этапов. На каждый КВ/ДС нам потребуется 2 и более человек.
Что происходит на КВ/ДС?
У каждого экипажа есть на руках Контрольная Карта (КК), у судей - Протокол Судьи (ПС). Экипаж пребывает на КВ - подает КК судье, в КК и ПС заносятся данные - во сколько экипаж прибыл на КВ. Затем он проходит ДС, опять же заносятся данные в КК и ПС сколько времени это заняло и сколько штрафов, КК возвращается экипажу, он двигается дальше по маршруту а мы повторяем это дальше по кругу с остальными :)
Такое дублирование информации весьма полезно при подсчете результатов - проверено!
И вот у нас есть старт, финиш, все точки и маршрут - начинается самое веселье. Во первых, все это надо согласовать с городом. Во-вторых, выслушать тонну возмущения от полиции, охраны порядка. В третьих, согласовать с ГИБДД. Обычно город помогает в этом деле, но везде по разному.
Главное, без чего не выйдет мероприятие - это спонсоры. Да, денег надо много, особенно если это первый раз - конусы, знаки КВ, награды, дипломы, призы, оплата музыкальным коллективам и т.п. В общем, не менее 30 тыс. рублей на самый простенький вариант. Если хотите феерично и празднично, как в столицах - смело добавляйте нолик и поливайте первую цифру, чтобы она росла вверх :) Оперируя большим бюджетом можно сделать гораздо более качественное мероприятие.
Теперь у нас есть все, чтобы провести мероприятие, начинаем принимать заявки. Лично мы делим машины (и мотоциклы с коляской) на 3 категории:
Ретро: отечественная и зарубеждная техника до 70 г.в. в оригинальном сотоянии, с оригинальной ходовой частью, двигателем, КПП, в общем максимально приближенные к заводскому состоянию;
Классика: отечественная и зарубеждная техника 70-85 г.в. (советские до 91 на усмотрение оргов) в оригинальном сотоянии, с оригинальной ходовой частью, двигателем, КПП
Свободный: техника до 85 г.в., "кастомы", реплики и т.п., эстетически вписывающиеся в рамки мероприятия. Это может быть просто оригинальная внешне Победа с каким-нибудь япономотором под капотом.
Почему разбивает ретро и классику именно 70ый год? Все просто, для советской техники это знаковый год - ГАЗ-24 сменила ГАЗ-21, Москвич-412 (на самом деле не совсем так, но...) сменил 408, появилась "Копейка", в 69 перестал выпускаться 965ый, а в 71 начал 968 ЗАЗы, в общем, это пограничный год советского автопрома (да и с 70го он особо и не развивался). Ралли у нас бесплатное для участников, поэтому отбираем мы их достаточно строго.
Графическая концепция мероприятия - да, рисовать придется много, оочень много - логотип ралли, афиши, легенды, стартовые номера, различные наклейки, награды, сувениры - все должно быть красиво и в одном стиле!
Финиш - место, где соберутся все участники, сочувствующие, зрители и все такое. Мы всегда проводим на финише концерт из нескольких "соответствующих духу эпохи" коллективов. Зрители смотрят машинки, участники делятся впечатлениями, а мы в это время страдаем - ведем подсчеты результатов, выслушиваем от полиции, разруливаем проблемы... В общем, весело!
Подсчет результатов - тут надо быть аккуратным и внимательным, нужно у каждого экипажа просчитать штрафы за раннее/позднее прибытие на КВ, штрафы от выполнения ДС, суммировать все это и выявить того, у кого их меньше.
Как это выглядит глазами участников?
1. Из СМИ мы узнаем о мероприятии и подаем заявку. Естественно, мы к этому долго готовились и ждали!
2. Ждем одобрения заявки и продолжаем готовиться и ждать.
3. В назначенное время приезжаем на старт, получаем номера, время старта, контрольную карту, легенду (мы выдаем легенды перед стартом, ибо маршрут и так не сложный)
4. ВНИМАТЕЛЬНО слушаем инструктаж от судей, это поможет нам победить!
5. На каждый участок прописана норма времени, именно столько мы должны затратить на его прохождение. Здесь нам очень поможет секундомер и GPS-одометр - он точнее покажет пройденное расстояние, среднюю скорость, текущую скорость. Прибыть надо именно в свою минуту, поэтому штурман должен нас ориентировать, быстрее двигаться или медленнее. Менять свою скорость в зоне видимости КВ уже нельзя, останавливаться на маршруте тоже.
6. В свою минуту мы стартуем и движемся строго по легенде, стараясь не заблудиться. Если пункты пошли жестко несовпадать с реальностью - значит надо вернуться к тому, где все еще шло по плану и продолжить движение оттуда. Заблудиться на Р3К - это нормально!
7. Мы видим заветный знак КВ, подлетаем, быстро даем Контрольную Карту судье на подпись и ждем свою очередь на выполнение Доп. Соревнования.
8. ВНИМАТЕЛЬНО слушаем инструкции судьи, выполняем ДС, снова даем КК судье и движемся до следующей точки.
9. Проехав все КВ можем двигаться к финишу. Важно понимать, что маршрут надо СТРОГО соблюдать, даже если догадались, куда ехать - ибо на маршруте есть пункты Контроля Прохождения (КП), и если вы не проехали через эту точку - победы уже не видать.
10. Приезжаем на финиш, отдыхаем, делимся впечатлениями, ждем результатов и награждения!
Самому мне довелось участвовать только 2 раза, в Екатеринбурге, пилотом - оба раза призовые 3 (на москвич-412) и 2 (на ГАЗ-21) места
География участников обширна! У нас были экипажи из Твери, Подольска, Омска, Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Тобольска да даже из Казахстана, в общем, разброс дикий :)
На следующий год мы хотим поменять формат мероприятия - спонсоров найти стало крайне сложно, поэтому мероприятия из развлекательного для зрителей перекочует в развлекательное для участников и станет платным.
Если будет интересно - сделаю подборку фото и краткой инфы из ралли по годам, когда и что было :)