Вот уж правду говорят: «Сделай людям и хорошо, и бесплатно, а они с тебя еще деньги попросят».
Казалось бы, чем дешевле услуга, тем больший на нее должен быть спрос. А на самом деле запросы халявы у людей просто безграничны! Черная дыра какая-то! Стоит лишь немного поделиться бесплатным, нет, даже просто помахать перед носом, и в башке уважаемого клиента поселяется какой-то жучок-халявщик, который только и делает, что пытается урвать побольше ништяков из любой щели, «просто потому что».
На моем примере. Когда я начинал делать сайты, конечно же, искал в первую очередь способы показать себя и понять, на что я способен. Как пойдет, и что с этим делать. Поэтому, как я поступил? Начал рассылать предложения, что создам сайт под ключ бесплатно. Что мало кто такое им предложит. Был готов встречаться лично по любому вопросу, заполнять их прайсы и вообще, подносить любые желания на блюдечке…
БОЛЬШАЯ ОШИБКА!! Шучу. :) Эх, но и не совсем.
На самом деле, это было очень полезный опыт для меня. Да любой опыт ценный на будущее, даже не самый позитивный, знаете ли. Я просто ждал, что очень быстро набью базу довольных клиентов, и дела пойдут, как по маслу. Из сотни отреагировало лишь несколько человек. 5, если не ошибаюсь. Пять человек, КАРЛ! И то, особого энтузиазма никто из них не испытывал.
Так и недалеко захотеть засунуть свои планы куда подальше. Но отступать некуда, и пришло время двигаться дальше. Я поднял услугу «все включено» до, простите, 500 рублей в месяц. Что же такое ощущение, лучше бы не повышал – нашелся один магазин. И принципиальной разницы не было, они хотели миллионный оборот в едва ли не в первый месяц. Ага, в крайнем случае, во второй.
Постепенно, понабивав шишки и прощупав поведение клиента (напряги, постоянная работа, общение), цены выросли. Я дал тот продукт, что он хотел. Но и цену твердо поднял на порядок. В несколько десятков раз. Затем еще вдвое. Тут я говорю уже о вкусной сумме с четырьмя нулями, но и качество услуги соответствовало!
Работаться стало просто отлично - особенно, если сравнивать с началом пути.
Здесь я сделаю небольшое лирическое отступление для людей из позапрошлого поста. Если вкратце, я делаю шаблонные интернет-магазины строительных магазинов, под ключ, чтобы оно не стало бы геморроем для владельцев. Клиенты – не какие-то там большие сети. В основном, палатки на рынках, несколько миллионов рублей оборота в месяц. Поднять им сайт с нуля за 400000 рублей, да еще и пытаться конкурировать (деньги, деньги, деньги – каждый месяц) в такой нише в Москве – безумие. Не так чтобы это панацея, но небольшой дополнительный поток клиентов тянется.
В общем, чем дороже я просил – тем меньше было бреда и больше готовности платить за реальные результаты. Истории на тему «я вам 10 тысяч рублей дам сегодня, а вы мне сделайте на завтра сайт, который дает десятки миллионов в год» стали случаться реже.
Люди становятся сосредоточеннее с ростом цены, думают, прежде чем тратить кровно нажитые, и объективнее оценивают ситуацию. Но и до сих пор случаются восхитительные мечты о выходе в топ Яндекса в огромных нишах. Но это все уже не сбивает с толку и с протоптанного пути.
Так о чем это я?
Пока люди будут видеть дешевое, они требуют невозможное. А серьезные заказчики вообще бесплатное сразу обходят стороной. Важно найти и дать понять всем цену услуг (но услуги должны нести обоснованную ценность), чтобы отсеять бесполезную массу халявщиков на старте.
Клиент ценит что-то только тогда, когда готов платить за это – и платит. Как я считаю, важно это осознавать, чтобы не продешевить. И заказчики придут к вам. Не говорю, что будет легко расти, но градус тупости, способный отбить любой интерес у вас к делу, значительно снизится. Нервы хоть побережете.
В общем, не работайте бесплатно. И никаких рассрочек. Но самое главное – не работайте ни в коем случае с мудаками! Начнете искать клиентов в своем деле, быстро научитесь этих видеть сразу. Каши вы с ними не сварите, лучше подождать нормальных клиентов. Всем мир!