Предисловие: и краткая суть статьи: школа, как социальный институт, не работает. Она вредна. Между тем, я знаю немало хороших учителей, хотя плохих знаю больше. Я знаю немало хороших школьников (некоторые уже давно не школьники), но знаю еще больше - плохих.
Речь не о конкретных людях, речь о школе, как социальном институте.
Если вам повезло с учителями в школе, со школой и с классом, то я очень рад за вас (искренне), но помните, что это, скорее исключение, чем правило.
Школа, как социальный институт - не работает. Даже хуже - работает во вред.
В первой части статьи я рассказывал о том, что "бесплатность" образования - это вредный миф. В этой части я покажу, что еще, кроме денег, берет школа в качестве платы за обучение вашего ребенка. И это во много раз больше, чем те несчастные сколько-то тысяч рублей в месяц/год. В неисчислимое количество раз больше.
Школа выдает аттестат в обмен на:
* здоровье физическое и психическое;
* свободное время отдыха и счастливой жизни;
* неполученные навыки и интересные вещи, на которые не хватило времени;
* неумение найти себя в жизни;
* привычка быть ведомым а не ведущим;
* низкий уровень образования и отвращение к учебе;
* привычка замещать обучение "зарабатыванием оценок", которая вырастет во взрослой жизни в неутолимое стремление к материальным благам;
* высокий уровень инфантилизма и неумение действовать самостоятельно.
Вы всё еще считаете образование "бесплатным" или не согласны со какими-то из пунктов?
Немало книг написано об этом, например "Фабрика марионеток" (об этих книгах будет отдельный пост). Разберем подробнее.
Вследствие обучения в школе у ребенка ухудшается физическое здоровье. Из-за "сидячего образа обучения" и неудобной мебели страдает осанка. А это - мина замедленного действия, которая после 30-40 лет доставит немало проблем со здоровьем. В условиях скученности идет постоянный обмен вирусами, от которых могут быть не только "сопли", но и отиты, что уже чревато ухудшением слуха. Спертый воздух и постоянное недосыпание способствует повышенной утомляемости и депрессивности. Школьная еда - тема отдельной беседы. Я не мог есть в школе в детстве (закончил в 1996), я не мог есть в школе, когда работал в ней (общеобразовательная школа, 2010-2011 года). Да, в частной школе в те же годах меня накормили чудным домашним обедом. Но мы же не о частных школах, верно? В общеобразовательных немного иначе и к проблемам осанки добавляется гастрит.
На мой взгляд, спертого воздуха, гадкой еды и недосыпа уже достаточно, чтобы не ходить в школу.
Дадим слово газете "Первое сентября" http://festival.1september.ru/articles/618059/ :
"
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний
Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.
"
Но мы продолжим, на очереди здоровье психическое, с которым школа обходиться весьма неделикатно, последовательно и методично подавляя в ребенке Человека Свободного, Человека Ищущего, Человека Счастливого, Человека Доверчивого.
Классно-урочная система основана на этом.(кадр из фильма: Кто посмел перебить учителя? мне всё равно и сегодня это будешь ты!) Я намеренно не буду затрагивать в этой статье тему взаимоотношений в классе (это тема для отдельного поста). Возьмем отношения ученика и ... учебного плана. Что знает первый о втором? Да ничего! Спросите своего ребенка! Я уверен, что он даже не сразу поймет о чем речь. Постоянный вопрос на уроках: "Зачем нам это нужно?" воспринимается учителем только как первый признак саботажа и строго пресекается. "Хороший" ученик должен быть послушен и не тревожить учителя вопросами, на которые невозможно ответить. Ученик привыкает находиться в состоянии барана, который понятия не имеет, куда и зачем его ведут. Самый распространенный ответ: "А как же без ЭТОГО???" или "Чтобы воспитать гармонично и разносторонне развитую личность".
Когда и в какой школе учили знакомиться с планом, планировать своё обучение? Незачем. Всё решено - иди исполняй, вопросов не задавай. Надо и всё тут. И нечего потом удивляться, что выпускники не знают, куда поступать, на кого учиться, кем работать. Они перешли в состояние ожидания. Ожидания, что кто-то придет, скажет что делать, а они будут делать еле-еле, плохо, саботировать и ныть-скулить. Они тренировались 10 лет, богатый опыт.
И это не единственная проблема. Далеко не все учителя умеют по-человечески общаться с учениками. Стало обыденным слышать от учителей оскорбления, унижения, программирование на неуспех. Вы такие, вы сякие, вы не хотите. В результате душа ребенка черствеет, вера в собственные силы подрывается, жизнь становится не мила, а мы говорим "подростковый кризис". Дети не слишком хорошо умеют "уворачиваться" от таких выпадов. Школа подрывает веру в себя, веру в людей, веру в возможность счастливой жизни без страданий и тягучей рутины. "А как же ты хотел? Это жизнь!".
Школа отбирает свободное время. Почти во всех религиях время предписывается отдыхать в определенные дни и не делать никаких дел. Это не случайно, в этом есть глубокий смысл. Пока вы заняты делами, подумать о жизни, привести в порядок мысли и чувства просто не остается времени. Они сваливаются внутрь души, в результате там образуется помойка, в которую и заглядывать-то не хочется. На приборку комнаты находят время, даже машины моют, но на душу времени не остается. Я бы сказал что это заговор, но я не верю в теорию заговора. Это обычное непонимание устройства человека и смысла его жизни. А когда об этом смысле подумать, если времени нет? Свободное время должно быть. Его должно быть много, настолько, чтобы человеку стало скучно и он стал искать себе занятие. Вот тут-то и надо предлагать кружки и секции. Но школа отбирает время, ребенку не становится скучно, он устает в школе и в результате он никогда не накапливает энергии, чтобы сделать свой выбор. Эта беда пострашнее проблем со здоровьем. Это одна из причин отвращения к обучению, духовного отупения и нежелания думать вообще. Есть дети, которые устояли, выдержали, сохранили энергию. Это люди с большим запасом энергии, но их немного. Да и они бы сделали больше, если бы не школа.
Школа полна уныния, и оно убивает жизнь в детях. Дети, конечно, сопротивляются, как могут. И под удар попадает учеба. У школьников складывается ощущение, что в скуке виновата учеба, в качестве самозащиты, они теряют интерес к учебе.
Отбирать свободное время - это очень важная задача школы. Общество боится своих собственных детей. Общество устроено настолько криво, что нет естественного встраивания ребенка во взрослый мир. Поэтому ребенка нужно подержать в школе до 18 лет. Примечательно, что частная школа будет считаться тем лучше, чем лучше она забирает свободное время ребенка. Идеально - полностью. Причем процесс самоподдерживаемый. Сначала мы не даем времени ребенку задуматься о смысле жизни, разобраться в своей душе, а потом он сам будет боятся туда заглядывать: и страшно, и накопилось много, да и умения нет. Попытаешься, иной раз людям сказать что-то, а в ответ: "Ой, не грузи!".
Вот так, декларируя цель "воспитать гармонично и всесторонне развитую личность" школа препятствует развитию личности. Да и как это понять и кто будет определять насколько гармонична и насколько развита личность? Если я не знаю решения квадратных уравнений я буду такой личностью или нет? А закон Менделя? Формулу закона Ома для полной цепи? Интегральное счисление? Теорема Коши? Недавно я слышал горестные вздохи о том, что убрали логарифмы из школьной программы. Однако никто, кроме общих фраз, так и не сказал, в чем проблема. И никто не возмущался, что теория вероятности представлена слабо, а теория игр еще слабее. Я не смог выучить Бородино и не смог прочитать "Войну и мир". Всё, я больше не гармонично развитая личность? Я прочитал множество других хороших книг, которые не вошли в программу, но это же не засчитывается, правда? Кто и как будет определять развитие личности? И знания ли определяют развитие личности? Что важнее в мире: уметь правильно вести себя в конфликтной ситуации или знание определений "конфликт", "субъект", "объект"?
Что важнее умение найти и исправить поломку в автомобиле или пятерка по контрольной на тему "ДВС"?
Выученные молитвы или умение прощать врагов?
Умение нарисовать график "Спрос-Предложение" или понимание, как связаны цены на нефть, курс доллара и война в Сирии, а также хорошо или плохо для России вступление в ВТО?
Аттестат полный пятерок или умение продать свои услуги (или "подать" себя работодателю, защитить проект)?
Если человек знает формулу закона Ома, решает задачи это еще не означает, что он что-нибудь понимает в электричестве.
Если человек на пятерку написал контрольную (сдал тест) по молекулярно-кинетической теории, то это не обязательно поможет ему понять, почему в машине потеют стекла.
Школа стремиться дать знания и оценивает только знания. Точнее оценивает умение запоминать и воспроизводить информацию, не более того. Мало того, что знания - это лишь одна из малых частей развития личности, так школа даже с этой частью не справляется! Все люди изучали химию и физику в школе. Почему они верят в существования памяти воды, телегонии, гомеопатии? Почему продавец мне сказал, что нож блендера нельзя мыть горячей водой, чтобы не тупился? Откуда берется такой бред у людей, которые изучали физику в школе? Может быть они не изучали, а просто запоминали формулы, факты, решение задач? То есть понимания как не было так и нет. Фейнман назвал это "Бразильской системой". Все "знания" остались в школьных стенах. Чтобы возникло понимание нужны осознанные усилия ученика. А зачем он будет прикладывать эти усилия, если у него нет потребности в получении знаний? Интерес к учебе, заложенный природой, убили в начальной школе. Что дальше в жизни, нужны ли там какие-нибудь знания - не ясно. В ВУЗ как-нибудь поступить, как-нибудь "отучиться" и кем-нибудь устроиться работать. Цель "учебы" в школе не в получении знаний, а в "отсиживании" до получения аттестата. Поэтому списывание не считается чем-то странным. Социализация в школе заключается в том, что ребенка учится обманывать "систему", списывать, прятаться за спинами других, отсиживать. Отсиживать школу, чтобы потом отсидеть ВУЗ, и отсидеть рабочее время. Это пожизненное?
Как правило, все школьники, которым я начинал рассказывать об экстернате, отказывались уходить из школы. Основная причина: "А как я буду учиться? Я сам не смогу - меня подгонять надо". Страшно без стада. Не за кого спрятаться. Столько лет "учили лишь бы сдать", а теперь надо учиться по-настоящему. Ведь понимают, что могут не потянуть, что по-началу будет сложно. Боятся брать ответственность за свою жизнь. И невдомек несчастным, что там, за стенами школы не темная и страшная ночь, а светлый день и свежий воздух, что обучение может быть интересным, азартным. Что "прокачка" реального себя интереснее "прокачки перса" в очередной MMORPG? Нет у них такого опыта. Были и честные ответы: "А зачем мне экстернат? Я в школу тусить хожу". И в этих честных словах так и слышится: "Свободная касса!"
Признаюсь честно. В школе я об этом не думал. Я старался вообще не думать. Учился хорошо, чтобы меня не трогали. Мне было интересно узнавать новое, но учиться в школе было скучно. Я боялся учителей, родителей. Боялся, что кто-то будет ругаться. В школе я был обычным балбесом, который думал, что выучусь и пойду работать после ВУЗа по специальности. И отказывался думать, что ВУЗ не даст нужных знаний (он и не дал, да я и не настаивал), а устроится на хорошую работу мне помещает неумение и незнание множества вещей. Но у меня есть оправдание (а у кого его нет?) - в те года нельзя было учиться экстерном. Я даже не догадывался, что так бывает, что можно не ходить в школу.
Непонимание цели пути, отсутствие "карты местности", делает человека пассажиром своей жизни. "Если у тебя нет цели, то ты будешь достигать цели чужой". Недоверие, исключение из решения вопросов взрослой жизни препятствует взрослению школьников, лишает их удовлетворения главной потребности подростков - быть настоящим, взрослым, нужным человеком. Они, как-бы, понарошку. Их, как-бы, и нет. Это катастрофа для подростков! Им не дали легального способа стать взрослыми. Значит они выдумают свои. Надо ли подробно рассказывать, какие?
Алкоголизм, наркомания - это следствие бесцельности жизни. Нет цели, нет смысла ... тоска. "Что это ты делаешь? - спросил Маленький принц. - Пью, - мрачно ответил пьяница. - Зачем? - Чтобы забыть. - О чем забыть? - спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу. - Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову. - Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге. - Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова. И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий. "Да, право же, взрослые очень, очень странный народ", - думал он, продолжая путь."
Образование далеко не бесплатное. Деньги - мелочи. Ребенок платит школе большую цену за аттестат, который издевательски называют "аттестат зрелости". Готовы ли вы, чтобы ваш ребенок заплатил такую цену? Россия - не идеальная страна, но у родителей есть право не отдавать ребенка в школу. И это прекрасно! Есть несколько форм внешкольного обучения, при которых ребенок получит заветный аттестат, но не заплатит за него столь большую цену. И, кстати, получит шанс развить свою личность пусть и не "всесторонне и гармонично", зато счастливо.
Я одного никак не могу понять, — сказал юный удав, только недавно научившийся глотать кроликов, — почему кролики не убегают, когда я на них смотрю, ведь они обычно очень быстро бегают? (Ф.Искандер, Кролики и удавы)
Страх нужно и можно преодолеть. У меня есть план.