Маяки Ленобласти #1 Нижний Николаевский маяк
Небольшое предисловие.
Всем привет. Я люблю и делаю походы. Иногда интересные и необычные. В конце прошлого года пришла идея сделать серию походов выходного дня, объединенных общей целью - посетить все значимые маяки Ленинградской области. Так родился проект "Маяки Ленобласти - 2019". Маяков у нас в округе действительно много, каждый из них оригинален по-своему. Для реализации идеи было отобрано 18 маяков.
Сегодня представляю вашему вниманию отчёт о вылазке к нижнему николаевскому маяку.
Прежде, чем вы продолжите читать, обращаю внимание, что выход на лёд без соответствующего снаряжения и опыта опасен для жизни! Никогда не выходите на лёд в одиночку, всегда изучайте прогноз ледовой обстановки и не переоценивайте свои силы.
А теперь начнем.
Николаевские (ранее Кронштадские) створные маяки расположены на николаевской батарее Форта Корншлот, что в 1 км южнее от набережной Кронштадта. Но добраться до них зимой можно только с южной стороны, из Ломоносова. Летом можно подойти к ним на катере, но высадится не всегда получится.
Как видно из схемы, с запада и с востока проходят фарватеры к Ломоносову и порту Бронка. Единственный вариант добраться до маяков - выйти на лёд между ними.
Начинаем наш путь от ж/д станции Ораниенбаум 2. Через дачные участки выходим на заболоченный берег, тут, к слову, природный заказник.
Февраль в этом году не холодный, болото не промерзло и идти местами мокро. Находим относительно сухую тропу через камышовые заросли. Идёшь как будто в джунглях по тропе вьетконговцев.
Выходим к замерзшей протоке, готовим верёвку, надеваем "ледоходы" (без них идти сложно - ветер сдувает) и выходим на лёд.
Отсюда до маяка 5,5 км. по прямой.
Погода не очень удачная: сильный западный ветер и пурга. Обычно отсюда уже видно все маяки и берег Кронштадта. Сегодня же впереди лишь белая пелена. Идём по азимуту
Кстати, на этой фотке хорошо видно трещину во льду. Она - под этой полосой мокрого снега. Такие места всегда нужно прощупывать палкой.
Через два часа снег прекращается, а мы подходим к маяку.
Немного истории.
Первые створные огни на форте Корншлот появились в 1857 году и были деревянными. Но простояли они не долго. Нижний (передний) маяк был низкий и бывало, что их свет заслоняли корабли, стоящие на рейде. В 1861 году их укрепили и сделали выше. Вместо нижнего деревянного знака поставили чугунную башню.
Через 20 лет закончилось строительство глубоководного фарватера и маяки опять потребовали модернизации. Именно в это время они приобрели свой современный вид. В 1891 году на механическом заводе Ф. Сан-Галли изготовили железные башни маяков. Считается, что эти маяки стали первыми цельнометаллическими маяками, изготовленными в России (но это не точно). Световое оборудование для маяков было приобретено в Париже.
Но и в таком виде они проработали не долго. Вскоре расстояние между маяками оказалось недостаточным для современной навигации и в 1915 году началось строительство более высокого заднего маяка, уже на острове Котлин. Нижний Николаевский маяк отправили на пенсию, а верхний стал выполнять функцию переднего створного маяка. Так закончилась служба Нижнего маяка. Теперь он стоит открытый, привлекая взгляды своей необычной конструкцией.
Ну что, заглянем внутрь.
Металлическая лестница маяка.
Ступени.
Вид из окна маяка.
Обходная галерея и металлическая труба, при помощи которой создавался световой луч маяка.
Вид из фонарного помещения через трубу.
Вид с обходной галереи на Николаевскую батарею форта Корншлот и верхний Николаевский маяк.
Прогуляемся к нему поближе.
Верхний маяк, хоть и тоже выведен из состава, но на данный момент закрыт, так как на нем по слухам сохранилось ламповое оборудование и линза.
На маяке висит табличка о принадлежности к войсковой части номер 81357, за которым скрывается гидрографическая служба ВМФ. На действующих же маяках указывается его штатный номер и о принадлежности к службе написано прямо.
Конечно, дверь закрыта. Мы не вандалы, так что просто делаем фото на фоне и идём обратно.
На обратном пути зашли к действующему переднему створного маяку Санкт-Петербургского морского канала, но о нем расскажу в следующий раз.
На берег оказалось идти ещё сложнее, снег прекратился, но ветер усилился и просто сносил в сторону ломоносовского фарватера. Приходилось забирать западнее и идти против ветра.
В общей сложности прогулка заняла 6 часов, было пройдено 15 км.
Спасибо за внимание, надеюсь вам было интересно. Задавайте вопросы в комментариях, о желании присоединится к походам пишите в лс