Конец холодной войны, высотные самолёты разведчики и системы спутникового наблюдения только начинают зарождаться. Стратегический бомбардировщик B-29 Суперфортресс по прозвищу "Kee Bird" 46й/72й разведывательной эскадрильи с экипажем из 11 человек совершает секретный разведывательный вылет (радиомолчание, всё вот это вот) с целью обнаружения русских подводных лодок.
Команда на фоне героя нашеё истории.
Маршрут был с вылетом с военного аэродрома Лэдд, Аляска, через географический Северный полюс и возвращением к месту вылета. На самолёте было установлено оборудование для фото-видео, а также радио разведки, при этом бомбовый отсек и оборонительное вооружение остались нетронутыми. 21 февраля 1947го года радиостанция на мысе Барроу начала принимать сигналы бедствия от нашего самолёта, из сообщений выходило что пилот после нескольких разворотов потерял ориентацию в направлении, что топлива осталось на 4 минуты полёта и экипаж собирается совершать аварийную посадку на сушу или лёд. Из всей имеющейся информации, командование разумно предположило что посадка была совершена где - то вдоль северного побережья Аляски. Начали готовить спасательную операцию. Наших героев искали и самолётами, и кораблями, и таки нашли, в Гренландии. Посадка прошла успешно, никто из бравых лётчиков даже шишки себе не набил. Команду эвакуировали, затем, отвинтив, отклеив и собрав, эвакуировали всё секретное. Самолёт решено было оставить на замёрзшем озере, куда он совершил посадку. Но история не об этом.
47 лет спустя, в июле 1994 года группа реставраторов , после 3х летнего поиска спонсоров и необходимых деталей, основав ООО (по ихнему - limited liability company, короче ООО) "Kee Bird" и заручившись поддержкой частных инвесторов прибыли к месту аварийной посадки.
Так как самолёт совершил вполне успешную посадку, он остался относительно нетронутым, его собрались восстановить до полётного состояния и отправить на авиабазу Туле (не Тула, а Ту́ле — авиабаза США на севере Гренландии), где он должен был быть реставрирован и затем отправлен в США.
В течении лета, к месту работ были доставлены новые двигатели, кран для подъёма и установки этих самых двигателей, новые пропеллеры, шины, инструменты, органы управления и бульдозер.
Самолёт выкатили из озера и начались работы по замене и восстановлению критически важных для полёта элементов.
Команда успешно заменила двигатели и воздушные винты, были установлены новые шины, и поверхности управления самолета. Но неожиданно случается трагедия, во время зимнего снегопада заболевает главный инженер, он был доставлен в больницу где спустя две недели и умирает (умирает правда почему-то от тромба). Несмотря на то, что самолет был почти готов к полету, в связи с плохими погодными условиями команда была вынуждена покинуть площадку.
В мае 1995 года наша группа вернулась, да еще и с дополнительным персоналом. Ремонтные работы были завершены , и самолет был готов вылететь из замерзшего озера к 21 мая 1995 Бульдозером была расчищена взлётная полоса. Новые двигатели успешно завелись начался взлёт.
Глава экспедиции Darryl Greenamyer выруливает на полосу иии... и загорается топливо просочившееся из импровизированного бака в хвостовой части фюзеляжа. Огонь вспыхнул и быстро распространился на остальные части самолета. Кабина экипажа остаётся невредимой, но инженер-механик, который визуально наблюдал за двигателями из задней части самолёта получает травмы от ожогов и вдыхания ядовитого дыма.
Самолёт горит аки факел и разваливается на части.
Его пытаются потушить снаружи, но огонь распространяется внутри, да и чем тушить, снегом закидывать только.
Попытки попытками, но реставраторы были честны сами с собой.
Долгие месяцы труда, крови и пота, превратились в бесполезную груду металла.
Было опасение что когда озеро оттает, обломки уйдут на дно, но по состоянию на 2014 год, обломки "крепости" лежат на ледяном шельфе, на поверхности.
P.S. Десятиминутная нарезка из фильма "B-29 застывшими во времени"
P.P.S. Координаты финальной трагедии(только географическое расположение, обломков не видно) 80.262686,-60.529175