ЛиАЗ-677
9 постов
9 постов
6 постов
Привет, Пикабу!
Я тут немного приболел, и по сему случаю руки наконец-то дошли до ремонта многолетних "долгов". Да и опыта в ремонте за эти годы поднабрался, так что, приступим.
Будем восстанавливать в рабочее состояние недоремонтированные мной в 2016 году часы "Электроника 2-08". Часы принадлежали моему деду и исправно служили с 1988 по 2016 год. Вот они:
В часах был выгоревший индикатор, вытекшие и высохшие конденсаторы, цварц держался на честном слове, т.к. поплавал в живительном электролите... Всё это дело было заменено, но успехом ремонт не увенчался: часы периодически "убегали" и выдавали глюки на индикаторе. Увы, тогда эти проблемы мне победить не удалось и часы были положены в "долгий ящик", из которого, спустя 8 лет, были, наконец, извлечены.
Подключив часы к сети, убеждаемся, что глюки никуда не ушли:
В старшем разряде часов должна быть цифра 1, однако остальные сегменты тоже немного засвечиваются. "Убегание" я проверять не стал: и так понятно, что оно никуда не делось.
Для понимания причины засвета старшего разряда часов подключим осциллограф к сеткам первого и второго разрядов. Сетка в подобных индикаторах отвечает за выбор разряда, который показывается в данный момент в условиях динамической индикации.
На осциллографе ожидаемо видим всплеск напряжения на обеих сетках сразу. Такого быть не должно. Как показала диагностика, это происходило из-за разлитого по плате электролита из старых конденсаторов, который я не до конца вычистил в 2016 году. Чтож, берём безворсовую салфетку, спирт, щётку и тщательно чистим всю плату:
После чего проверяем мегаомметром с пределом 200 МОм сопротивление в разных близких точках платы:
Везде больше 200 МОм. Порядок.
После чистки глюк с засветом первого разряда убрался:
Кроме чистки поменял кварц на более крупный (с ним проще запускается генерация):
Ну и, на всякий случай, зашунтировал микросхему генератора сигналов керамикой:
Возможно, это лишнее, но хуже точно не будет.
Архитектура этих часов - "стандартная" для СССР: они собраны на трёх микросхемах 176-й серии: ИЕ18 - это генератор сигналов на основе кварца, ИЕ13 - собственно, часы с будильником, ИД3 - двоично-десятичный дешифратор для вывода времени на вакуумный индикатор. Зарубежных аналогов этих микросхем, кстати, не существует. Это полностью отечественная разработка.
Часы стали работать нормально, поэтому собираем их обратно в корпус и ставим на полку, работать следующие 20+ лет :)
Пикабу канефоледымный :)
P.S. Эта статья в формате видео: https://dzen.ru/video/watch/65e755abaf6b8a158ff0627c
P.P.S. Напоминаю, что с приходом тепла буду заниматься восстановлением исторической системы освещения вокруг одного из панельных домов в Москве, в связи с чем крайне нуждаюсь в Ваших донатах :) Подробнее: https://dzen.ru/b/ZcJAa0IDw2fWR-Of
Привет, Пикабу! Этим постом я завершаю тему электрики на раннем автобусе ЛиАЗ-677. Кто не видел, обязательно посмотрите, как мы восстанавливали его родной селеновый выпрямитель и люминисцентное освещение.
И вот, мы вновь в мастерской Вегабус. Лёня уже своим ходом заезжает в бокс. За рулём Пётр Петрович.
К сожалению, из-за проблем с предохранителями и зарядкой, люминисцентное освещение салона почти полностью отвалилось:
Будем лечить. Вот так выглядит его родная панель предохранителей: одни жуки и прогары
Разметим все провода, какой куда был подключен. Даже если что-то подключено неправильно, исправлять будем потом.
На вновь сделанной реплике этой панели приведём в соответствие шинки с обратной стороны: понять, что они соединяли, можно было только сняв панель.
Новая панель установлена. Начинаем расключение проводов.
Всего предохранителей - 18, из них используются только 15, три последних достались в наследство от самой ранней версии автобуса, где люминисцентных ламп было в 2 раза больше.
На первом предохранителе должны висеть повороты, стопы и зуммер остановки по требованию.
На втором - часы:
На третьем - трафаретницы и освещение задней двери:
На 4-м - карлсон в кабине:
На 5-м освещение кабины водителя, освещение моторного отсека и розетки для переносной лампы.
На 6-м и 7-м висят две катушки возбуждения генератора. Всё это было сделано через соплю в обход предохранителей, так что пришлось возвращать оригинальную проводку:
На 8-м висит панель приборов со всеми её лампочками и показометрами:
На 9 - фары, на 10 - габариты.
На 11 - сигнал с руля:
На 12 - дежурное освещение в салоне:
Ну и, наконец, на 13, 14 и 15 висит люминисцентное освещение. 16, 17, 18 - как сказал ранее, резерв.
Вот так выглядит полностью расключённая новая панель:
Теперь разберёмся с зарядкой, ибо на холостых она почти совсем пропадает. Для этого надо настроить реле-регулятор РР-5. Настраивается оно путём подкручивания барашков по часовой стрелке на реле, которые натягивают пружины якорей. За напряжение отвечают два дальних реле:
После настройки напряжение заряда на холостых не падает ниже 14 вольт.
Теперь переходим к приборке. Тут надо было подключить неподключённые часы, исправить кое-какую коммутацию и подключить несколько сигнальных лампочек, в частности, указатели работы панели приборов (зелёный глазок на спидометре), указатель дальнего света (почти не видимый синий):
Лампа индикации перегрева воды в радиаторе тоже отсутствовала:
В отсек с предохранителями вернули реле защиты, и теперь автобус можно завести только на положении "нейтраль" селектора ГМП, а не на любой передаче, как было ранее:
С заменой панели предохранителей и настройкой реле-регулятора в салон автобуса вернулся люминисцентный свет:
И на этом проблемы с проводкой у этого автобуса закончились :) Лёня поехал в новую жизнь.
P.S. Как всегда, видео-версию поста можно найти тут.
P.P.S. Уважаемые пикабушники! Я активизирую старый-новый проект по восстановлению исторического освещения вокруг раннего дома серии П3. (Я о ней уже делал несколько постов)
Одному такое, как понимаете, утянуть затруднительно (только на первом этапе будет восстановление участка из 200 ламп). Посему буду крайне рад вашим донатам: сделаем вместе благое дело! :)
Привет, Пикабу!
Отвлечёмся ненадолго от бутылкозвенящих постов о восстановлении автобуса детства и посмотрим на ещё один мой давний наконец оживший проект :)
Как-то давно я уже писал про эпичную систему освещения вокруг ранних домов серии П3. С тех пор много воды утекло. К сожалению, по современным законам данная система освещения не является общедомовым имуществом, о чём я выправил бумагу:
Как, собственно, и сами навесы, крышу пристроенных помещений делят, собственно, собственники этих помещений. Таким образом, общая задача восстановления освещения делится на подзадачи восстановления участков, принадлежащих каждому из собственников.
На данный момент интерес к восстановлению выразили Почта России и ДК "Берендей" (а это около 80% от сохранившейся световой полосы).
Почте, оно, конечно, интересно, но у них нет денег (но они держатся):
У ДК, как понимаю, с этим проблем нет:
Есть ещё стоматология и продовольственная лавка, но там совсем небольшая длина полосы.
В итоге, я планирую начать работы с ДК где-то ближе к маю, а пока потихоньку закупаю провода, лестницу, лампочки... На это всё нужны деньги и немаленькие, поэтому: если вдруг кому интересен проект, то прошу скинуться на него, сколько Вам не жалко :)
Донаты к посту включены. По поводу банковской карты - не знаю, можно ли выкладывать в посте реквизиты, поэтому прошу помощи @moderator в этом вопросе.
Как-то так. Сделаем вместе этот мир немного ярче :) Пикабу светодиодно-ламповый :)
P.S. Современное состояние системы и рендер того, как оно будет после восстановления :)
С меня - посты и видео процесса восстановления, это как всегда :)
Привет, Пикабу!
Набралось материалов по ремонту красного 677-го, чем и спешу поделиться с сообществом :)
В прошлый раз мы закончили на приборной панели, и, в частности, на неработающих указателях поворота. Вот с них и начнём.
Как видно, автобус теперь обитает в ангаре, дабы не обморозить руки, копаясь в винтах и клеммах :)
Как и прежде, у нас работает только аварийка, реакции на подрулевой переключатель поворотов и аварийный выключатель нет, индикации поворотов на приборке нет.
Арбайтен
Нихт арбайтен
Тоже нихт арбайтен
Для понимания процесса прикрепим к посту один из вариантов электросхемы автобуса (надеюсь, Пикабу его не сильно сожмёт и всё будет читаемо):
Расследование причин поломки начнём с измерения напряжения на центральном контакте подрулевого переключателя (на схеме обозначен номером 45).
А там - какие-то непонятные 2 вольта вместо 12, но если включить кнопку аварийной сигнализации (на схеме под номером 43), то появляются полноценные 12В. Как оказалось, происходит это из-за того, что нет контакта в держателе предохранителя номер 7, который питает реле поворотов РС950:
При включённой же аварийной сигнализации питание реле поворотов берётся с 1-го предохранителя, где с контактом всё в порядке, поэтому аварийка без проблем мигает. Исправляем контакт:
...и левые поворотники ожили, правые, впрочем тоже. Подрулевой переключатель теперь тоже работает :)
Осталась контрольная лампочка указателей поворотов и аварийный выключатель. С лампочкой всё просто - нужный сигнал не выдаёт реле поворотов, поэтому меняем его и:
...всё замигало.
С аварийным же выключателем всё сложнее. Судя по ощущениям, родной развалился внутри, поэтому меняем его на тот, что был замком зажигания, а сам замок зажигания поставим новый, чтобы был с ключом:
Замок зажигания теперь стал именно замком, а не выключателем
А выключатель зажигания переехал на место аварийного выключателя
Ну и лампу индикатора зажигания (на схеме за номером 11) заменили и правильно подключили:
Маленькая зелёная лампочка под спидометром - "индикатор приборы", она же - индикатор включённого зажигания
После замены аварийного выключателя, его функционал почти восстановился: с первым поворотом отключается возбуждение генератора, но пока не включается аварийка, со вторым - выключается масса.
Проблема с невключением аварийки решилась просто: предыдущий электрик забыл скоммутировать провода на клемму включения поворотов:
После восстановления коммутации и возвращения колодки на её законное место с выражениями повышенной этажности аварийка (и контрольная лампа, на схеме за номером 46) при включении аварийного выключателя заработали:
Попутно, с заменой лампы, загорелся контрольный индикатор "воздух":
Ну а дальше - было подключение ТГУ, про которое я уже делал пост ранее.
На этом - пока всё. В следующей части, думаю, закончим с проводкой этого автобуса :)
Как всегда, видео-версия поста тут.
Всем всех благ и удачи!
Пикабу бутылкозвенящий :)
Предновогодней суеты видео :)
Привет, Пикабу!
В видео про радиостанцию на одном транзисторе случилась небывалая (для моих скромных показателей) активность, поэтому, как и обещал, выкладываю пост (и видео) про принцип стереовещания в диапазоне FM и его простейшую реализацию :)
Для начала - как оно всё там работает. В этих ваших интернетах достаточно много статей, описывающих принцип кодирования стереозвука в FM диапазоне, однако все они либо чересчур заумные, либо слишком поверхностные. А между тем - всё очень просто: берём сигналы левого и правого канала и поочерёдно их коммутируем со входом передатчика с частотой 38 кГц. В итоге на входе передатчика у нас получается "вереница из кусочков", выдернутых поочерёдно из левого и правого каналов.
Всё, что нам надо для восстановления на стороне приёмника двух каналов звука, это знать, когда эту "вереницу" коммутировать обратно в левый и правый каналы. С этой целью на частоте вдвое меньшей, чем частота коммутации, мы передаём сигнал синхронизации. Приёмник умножает эту частоту на 2 и получает тот сигнал, с помощью которого мы коммутировали стерео (вновь на частоте 38кГц). Вот и всё!
Для чего это всё было придумано именно так? Да для совместимости с моно-приёмниками. Оказывается, если пропустить сигнал, о котором говорили выше, через фильтр низких частот, на выходе получим моно-звук :)
А теперь - к схеме:
Состоит она всего из 6 транзисторов. Первые два стоят в симметричном мультивибраторе, настроенном на частоту 38кГц. Этот мультивибратор поочерёдно мигает светодиодами оптопар, которые коммутируют то левый, то правый канал на вход передатчика. Следующий транзистор - технический, он просто инвертирует фронт сигнала 38кГц. Дальше на двух транзисторах собран простейший счётный триггер. Он делит частоту 38кГц на два, получая на выходе частоту 19кГц. Диаграммы входа (жёлтый) и выхода (синий) делителя на 2:
Смешиваем сигналы, коммутируемые из двух каналов, и частоту 19кГц и подаём этот микс на модулятор на последнем, шестом транзисторе, который был рассмотрен в прошлый раз.
Собственно, всё :) Как и говорил ранее, всё очень просто :)
Видео-версия поста, где можно послушать результат: тыц
Пикабу познавательный :)