AlexZhAk

AlexZhAk

Пикабушник
Дата рождения: 14 ноября 1990
KudiAn
Гость и еще 1 донатер
поставил 1002 плюса и 51 минус
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
Награды:
5 лет на Пикабу
22К рейтинг 303 подписчика 112 подписок 74 поста 31 в горячем

Ремонт часов "Электроника 2-08"

Привет, Пикабу!

Я тут немного приболел, и по сему случаю руки наконец-то дошли до ремонта многолетних "долгов". Да и опыта в ремонте за эти годы поднабрался, так что, приступим.

Будем восстанавливать в рабочее состояние недоремонтированные мной в 2016 году часы "Электроника 2-08". Часы принадлежали моему деду и исправно служили с 1988 по 2016 год. Вот они:

Ремонт часов "Электроника 2-08" Реставрация, Ретро, Сделано в СССР, Электроника, Ремонт техники, Ламповые часы, Винтаж, Познавательно, Длиннопост

В часах был выгоревший индикатор, вытекшие и высохшие конденсаторы, цварц держался на честном слове, т.к. поплавал в живительном электролите... Всё это дело было заменено, но успехом ремонт не увенчался: часы периодически "убегали" и выдавали глюки на индикаторе. Увы, тогда эти проблемы мне победить не удалось и часы были положены в "долгий ящик", из которого, спустя 8 лет, были, наконец, извлечены.

Подключив часы к сети, убеждаемся, что глюки никуда не ушли:

Ремонт часов "Электроника 2-08" Реставрация, Ретро, Сделано в СССР, Электроника, Ремонт техники, Ламповые часы, Винтаж, Познавательно, Длиннопост

В старшем разряде часов должна быть цифра 1, однако остальные сегменты тоже немного засвечиваются. "Убегание" я проверять не стал: и так понятно, что оно никуда не делось.

Для понимания причины засвета старшего разряда часов подключим осциллограф к сеткам первого и второго разрядов. Сетка в подобных индикаторах отвечает за выбор разряда, который показывается в данный момент в условиях динамической индикации.

Ремонт часов "Электроника 2-08" Реставрация, Ретро, Сделано в СССР, Электроника, Ремонт техники, Ламповые часы, Винтаж, Познавательно, Длиннопост

На осциллографе ожидаемо видим всплеск напряжения на обеих сетках сразу. Такого быть не должно. Как показала диагностика, это происходило из-за разлитого по плате электролита из старых конденсаторов, который я не до конца вычистил в 2016 году. Чтож, берём безворсовую салфетку, спирт, щётку и тщательно чистим всю плату:

Ремонт часов "Электроника 2-08" Реставрация, Ретро, Сделано в СССР, Электроника, Ремонт техники, Ламповые часы, Винтаж, Познавательно, Длиннопост

После чего проверяем мегаомметром с пределом 200 МОм сопротивление в разных близких точках платы:

Ремонт часов "Электроника 2-08" Реставрация, Ретро, Сделано в СССР, Электроника, Ремонт техники, Ламповые часы, Винтаж, Познавательно, Длиннопост

Везде больше 200 МОм. Порядок.

После чистки глюк с засветом первого разряда убрался:

Ремонт часов "Электроника 2-08" Реставрация, Ретро, Сделано в СССР, Электроника, Ремонт техники, Ламповые часы, Винтаж, Познавательно, Длиннопост

Кроме чистки поменял кварц на более крупный (с ним проще запускается генерация):

Ремонт часов "Электроника 2-08" Реставрация, Ретро, Сделано в СССР, Электроника, Ремонт техники, Ламповые часы, Винтаж, Познавательно, Длиннопост

Ну и, на всякий случай, зашунтировал микросхему генератора сигналов керамикой:

Ремонт часов "Электроника 2-08" Реставрация, Ретро, Сделано в СССР, Электроника, Ремонт техники, Ламповые часы, Винтаж, Познавательно, Длиннопост

Возможно, это лишнее, но хуже точно не будет.

Архитектура этих часов - "стандартная" для СССР: они собраны на трёх микросхемах 176-й серии: ИЕ18 - это генератор сигналов на основе кварца, ИЕ13 - собственно, часы с будильником, ИД3 - двоично-десятичный дешифратор для вывода времени на вакуумный индикатор. Зарубежных аналогов этих микросхем, кстати, не существует. Это полностью отечественная разработка.

Ремонт часов "Электроника 2-08" Реставрация, Ретро, Сделано в СССР, Электроника, Ремонт техники, Ламповые часы, Винтаж, Познавательно, Длиннопост

Часы стали работать нормально, поэтому собираем их обратно в корпус и ставим на полку, работать следующие 20+ лет :)

Ремонт часов "Электроника 2-08" Реставрация, Ретро, Сделано в СССР, Электроника, Ремонт техники, Ламповые часы, Винтаж, Познавательно, Длиннопост

Пикабу канефоледымный :)

P.S. Эта статья в формате видео: https://dzen.ru/video/watch/65e755abaf6b8a158ff0627c

P.P.S. Напоминаю, что с приходом тепла буду заниматься восстановлением исторической системы освещения вокруг одного из панельных домов в Москве, в связи с чем крайне нуждаюсь в Ваших донатах :) Подробнее: https://dzen.ru/b/ZcJAa0IDw2fWR-Of

Показать полностью 9

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён!

Привет, Пикабу! Этим постом я завершаю тему электрики на раннем автобусе ЛиАЗ-677. Кто не видел, обязательно посмотрите, как мы восстанавливали его родной селеновый выпрямитель и люминисцентное освещение.

И вот, мы вновь в мастерской Вегабус. Лёня уже своим ходом заезжает в бокс. За рулём Пётр Петрович.

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

К сожалению, из-за проблем с предохранителями и зарядкой, люминисцентное освещение салона почти полностью отвалилось:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Будем лечить. Вот так выглядит его родная панель предохранителей: одни жуки и прогары

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Разметим все провода, какой куда был подключен. Даже если что-то подключено неправильно, исправлять будем потом.

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На вновь сделанной реплике этой панели приведём в соответствие шинки с обратной стороны: понять, что они соединяли, можно было только сняв панель.

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Новая панель установлена. Начинаем расключение проводов.

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Всего предохранителей - 18, из них используются только 15, три последних достались в наследство от самой ранней версии автобуса, где люминисцентных ламп было в 2 раза больше.

На первом предохранителе должны висеть повороты, стопы и зуммер остановки по требованию.

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На втором - часы:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На третьем - трафаретницы и освещение задней двери:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На 4-м - карлсон в кабине:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На 5-м освещение кабины водителя, освещение моторного отсека и розетки для переносной лампы.

На 6-м и 7-м висят две катушки возбуждения генератора. Всё это было сделано через соплю в обход предохранителей, так что пришлось возвращать оригинальную проводку:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На 8-м висит панель приборов со всеми её лампочками и показометрами:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На 9 - фары, на 10 - габариты.

На 11 - сигнал с руля:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

На 12 - дежурное освещение в салоне:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Ну и, наконец, на 13, 14 и 15 висит люминисцентное освещение. 16, 17, 18 - как сказал ранее, резерв.

Вот так выглядит полностью расключённая новая панель:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Теперь разберёмся с зарядкой, ибо на холостых она почти совсем пропадает. Для этого надо настроить реле-регулятор РР-5. Настраивается оно путём подкручивания барашков по часовой стрелке на реле, которые натягивают пружины якорей. За напряжение отвечают два дальних реле:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно
Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

После настройки напряжение заряда на холостых не падает ниже 14 вольт.

Теперь переходим к приборке. Тут надо было подключить неподключённые часы, исправить кое-какую коммутацию и подключить несколько сигнальных лампочек, в частности, указатели работы панели приборов (зелёный глазок на спидометре), указатель дальнего света (почти не видимый синий):

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Лампа индикации перегрева воды в радиаторе тоже отсутствовала:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

В отсек с предохранителями вернули реле защиты, и теперь автобус можно завести только на положении "нейтраль" селектора ГМП, а не на любой передаче, как было ранее:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно
Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

С заменой панели предохранителей и настройкой реле-регулятора в салон автобуса вернулся люминисцентный свет:

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

И на этом проблемы с проводкой у этого автобуса закончились :) Лёня поехал в новую жизнь.

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

P.S. Как всегда, видео-версию поста можно найти тут.

P.P.S. Уважаемые пикабушники! Я активизирую старый-новый проект по восстановлению исторического освещения вокруг раннего дома серии П3. (Я о ней уже делал несколько постов)

Замена панели предохранителей в автобусе ЛиАЗ-677. Проект "Лёня" завершён! Реставрация, Электрика, Ремонт техники, Лиаз-677, Лиаз, Автоэлектрика, Автобус, СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретро, Ретроавтомобиль, Длиннопост, Познавательно

Одному такое, как понимаете, утянуть затруднительно (только на первом этапе будет восстановление участка из 200 ламп). Посему буду крайне рад вашим донатам: сделаем вместе благое дело! :)

Показать полностью 23

Начинаем восстановление системы освещения вокруг дома серии П3, о котором писал ранее

Привет, Пикабу!

Отвлечёмся ненадолго от бутылкозвенящих постов о восстановлении автобуса детства и посмотрим на ещё один мой давний наконец оживший проект :)

Как-то давно я уже писал про эпичную систему освещения вокруг ранних домов серии П3. С тех пор много воды утекло. К сожалению, по современным законам данная система освещения не является общедомовым имуществом, о чём я выправил бумагу:

Начинаем восстановление системы освещения вокруг дома серии П3, о котором писал ранее Реставрация, Освещение, Уличное освещение, Сделано в СССР, Дом, Благотворительность, Благоустройство, Длиннопост

Как, собственно, и сами навесы, крышу пристроенных помещений делят, собственно, собственники этих помещений. Таким образом, общая задача восстановления освещения делится на подзадачи восстановления участков, принадлежащих каждому из собственников.

На данный момент интерес к восстановлению выразили Почта России и ДК "Берендей" (а это около 80% от сохранившейся световой полосы).

Почте, оно, конечно, интересно, но у них нет денег (но они держатся):

Начинаем восстановление системы освещения вокруг дома серии П3, о котором писал ранее Реставрация, Освещение, Уличное освещение, Сделано в СССР, Дом, Благотворительность, Благоустройство, Длиннопост

У ДК, как понимаю, с этим проблем нет:

Начинаем восстановление системы освещения вокруг дома серии П3, о котором писал ранее Реставрация, Освещение, Уличное освещение, Сделано в СССР, Дом, Благотворительность, Благоустройство, Длиннопост
Начинаем восстановление системы освещения вокруг дома серии П3, о котором писал ранее Реставрация, Освещение, Уличное освещение, Сделано в СССР, Дом, Благотворительность, Благоустройство, Длиннопост

Есть ещё стоматология и продовольственная лавка, но там совсем небольшая длина полосы.

В итоге, я планирую начать работы с ДК где-то ближе к маю, а пока потихоньку закупаю провода, лестницу, лампочки... На это всё нужны деньги и немаленькие, поэтому: если вдруг кому интересен проект, то прошу скинуться на него, сколько Вам не жалко :)

Донаты к посту включены. По поводу банковской карты - не знаю, можно ли выкладывать в посте реквизиты, поэтому прошу помощи @moderator в этом вопросе.

Как-то так. Сделаем вместе этот мир немного ярче :) Пикабу светодиодно-ламповый :)

P.S. Современное состояние системы и рендер того, как оно будет после восстановления :)

С меня - посты и видео процесса восстановления, это как всегда :)

Начинаем восстановление системы освещения вокруг дома серии П3, о котором писал ранее Реставрация, Освещение, Уличное освещение, Сделано в СССР, Дом, Благотворительность, Благоустройство, Длиннопост
Начинаем восстановление системы освещения вокруг дома серии П3, о котором писал ранее Реставрация, Освещение, Уличное освещение, Сделано в СССР, Дом, Благотворительность, Благоустройство, Длиннопост
Показать полностью 6

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я

Привет, Пикабу!

Набралось материалов по ремонту красного 677-го, чем и спешу поделиться с сообществом :)

В прошлый раз мы закончили на приборной панели, и, в частности, на неработающих указателях поворота. Вот с них и начнём.

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Как видно, автобус теперь обитает в ангаре, дабы не обморозить руки, копаясь в винтах и клеммах :)

Как и прежде, у нас работает только аварийка, реакции на подрулевой переключатель поворотов и аварийный выключатель нет, индикации поворотов на приборке нет.

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Арбайтен

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Нихт арбайтен

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Тоже нихт арбайтен

Для понимания процесса прикрепим к посту один из вариантов электросхемы автобуса (надеюсь, Пикабу его не сильно сожмёт и всё будет читаемо):

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Расследование причин поломки начнём с измерения напряжения на центральном контакте подрулевого переключателя (на схеме обозначен номером 45).

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

А там - какие-то непонятные 2 вольта вместо 12, но если включить кнопку аварийной сигнализации (на схеме под номером 43), то появляются полноценные 12В. Как оказалось, происходит это из-за того, что нет контакта в держателе предохранителя номер 7, который питает реле поворотов РС950:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

При включённой же аварийной сигнализации питание реле поворотов берётся с 1-го предохранителя, где с контактом всё в порядке, поэтому аварийка без проблем мигает. Исправляем контакт:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

...и левые поворотники ожили, правые, впрочем тоже. Подрулевой переключатель теперь тоже работает :)

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Осталась контрольная лампочка указателей поворотов и аварийный выключатель. С лампочкой всё просто - нужный сигнал не выдаёт реле поворотов, поэтому меняем его и:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

...всё замигало.

С аварийным же выключателем всё сложнее. Судя по ощущениям, родной развалился внутри, поэтому меняем его на тот, что был замком зажигания, а сам замок зажигания поставим новый, чтобы был с ключом:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Замок зажигания теперь стал именно замком, а не выключателем

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

А выключатель зажигания переехал на место аварийного выключателя

Ну и лампу индикатора зажигания (на схеме за номером 11) заменили и правильно подключили:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Маленькая зелёная лампочка под спидометром - "индикатор приборы", она же - индикатор включённого зажигания

После замены аварийного выключателя, его функционал почти восстановился: с первым поворотом отключается возбуждение генератора, но пока не включается аварийка, со вторым - выключается масса.

Проблема с невключением аварийки решилась просто: предыдущий электрик забыл скоммутировать провода на клемму включения поворотов:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

После восстановления коммутации и возвращения колодки на её законное место с выражениями повышенной этажности аварийка (и контрольная лампа, на схеме за номером 46) при включении аварийного выключателя заработали:

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Попутно, с заменой лампы, загорелся контрольный индикатор "воздух":

Ремонт проводки в автобусе ЛиАЗ-677М.Часть 3-я Лиаз-677, Реставрация, Автоэлектрика, Ретро, Познавательно, Сделано в СССР, Длиннопост

Ну а дальше - было подключение ТГУ, про которое я уже делал пост ранее.

На этом - пока всё. В следующей части, думаю, закончим с проводкой этого автобуса :)

Как всегда, видео-версия поста тут.

Всем всех благ и удачи!

Пикабу бутылкозвенящий :)

Показать полностью 15

Откопал тут новогодний шедевр :) Старушка Халфа всё ещё рулит :)

Находим сгоревшую лампочку в гирлянде из 1960-х годов

Предновогодней суеты видео :)

Новогоднее ретронастроение

Собираем простейшую стерео FM радиостанцию на 6 транзисторах

Привет, Пикабу!

В видео про радиостанцию на одном транзисторе случилась небывалая (для моих скромных показателей) активность, поэтому, как и обещал, выкладываю пост (и видео) про принцип стереовещания в диапазоне FM и его простейшую реализацию :)

Собираем простейшую стерео FM радиостанцию на 6 транзисторах Познавательно, Радио, Стерео, Своими руками, Длиннопост

Для начала - как оно всё там работает. В этих ваших интернетах достаточно много статей, описывающих принцип кодирования стереозвука в FM диапазоне, однако все они либо чересчур заумные, либо слишком поверхностные. А между тем - всё очень просто: берём сигналы левого и правого канала и поочерёдно их коммутируем со входом передатчика с частотой 38 кГц. В итоге на входе передатчика у нас получается "вереница из кусочков", выдернутых поочерёдно из левого и правого каналов.

Собираем простейшую стерео FM радиостанцию на 6 транзисторах Познавательно, Радио, Стерео, Своими руками, Длиннопост

Всё, что нам надо для восстановления на стороне приёмника двух каналов звука, это знать, когда эту "вереницу" коммутировать обратно в левый и правый каналы. С этой целью на частоте вдвое меньшей, чем частота коммутации, мы передаём сигнал синхронизации. Приёмник умножает эту частоту на 2 и получает тот сигнал, с помощью которого мы коммутировали стерео (вновь на частоте 38кГц). Вот и всё!

Для чего это всё было придумано именно так? Да для совместимости с моно-приёмниками. Оказывается, если пропустить сигнал, о котором говорили выше, через фильтр низких частот, на выходе получим моно-звук :)

А теперь - к схеме:

Собираем простейшую стерео FM радиостанцию на 6 транзисторах Познавательно, Радио, Стерео, Своими руками, Длиннопост

Состоит она всего из 6 транзисторов. Первые два стоят в симметричном мультивибраторе, настроенном на частоту 38кГц. Этот мультивибратор поочерёдно мигает светодиодами оптопар, которые коммутируют то левый, то правый канал на вход передатчика. Следующий транзистор - технический, он просто инвертирует фронт сигнала 38кГц. Дальше на двух транзисторах собран простейший счётный триггер. Он делит частоту 38кГц на два, получая на выходе частоту 19кГц. Диаграммы входа (жёлтый) и выхода (синий) делителя на 2:

Собираем простейшую стерео FM радиостанцию на 6 транзисторах Познавательно, Радио, Стерео, Своими руками, Длиннопост

Смешиваем сигналы, коммутируемые из двух каналов, и частоту 19кГц и подаём этот микс на модулятор на последнем, шестом транзисторе, который был рассмотрен в прошлый раз.

Собственно, всё :) Как и говорил ранее, всё очень просто :)

Видео-версия поста, где можно послушать результат: тыц

Пикабу познавательный :)

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!