Итоговый проект в 9 и 11 классах - как делать?
Источник - ru.freepic.com by pikisuperstar
С недавних пор в российских школах нововведение - теперь в школьной программе с 9-11 классы появляется Итоговый проект, который делают в течение учебного года и защищают в конце. В этой статье я напишу про критерии выполнения, сроки, правила работы и опишу свой опыт сдачи этого проекта в 9 и 11 классах.
Приятного чтения!💗
0. Зачем нужен итоговый проект
1. Грамотный выбор темы
2. Правила оформления работы
3. Источники для информации и бесплатные программы для работы
4. Примеры чужих удач и ошибок в итоговом проекте
5. Критерии оценивания работы
0. Зачем нужен итоговый проект?
Если вкратце - итоговый проект это тренировка перед учебной жизнью в университете, все критерии и формат защиты в общем совпадает с этим уровнем (по крайней мере стараются). Согласно различным источникам, количество старшеклассников, идущих в колледжи, а не в ВУЗы колеблется от 50% до 63%, поэтому вероятно, что итоговый проект может заинтересовать школьника реализовываться в науке и поступить в институт (лично мой наивный домысел) и заранее узнать каким образом обстоит работа в стенах ВУЗа. Так же это возможность подробнее разобраться в том, что ему интересно на научном уровне. Ученик должен выбрать научного руководителя - педагога по соответствующему его проекту предмету.
Оценка и тема итогового проекта идёт в аттестат!
1. Грамотный выбор темы
Тема итогового проекта должна быть актуальной и суженной по временным, географическим или иным критериям.
Примеры грамотных тем для итогового проекта (некоторые из них были успешно защищены при мне):
Особенности перевода зарубежных киноафиш
Применение нейросетей в медицине
Гжельное ремесло в 2010-2030 г.г. в России: ошибки и перспективы
Новаторские косметологические исследования в странах европейского союза в 2015-2025 г.г.
Проблема мошенничества на рынке труда психологов в России в 2020-2024 г.г.
Управление эффективностью в футболе
Детские лагеря и санатории как образовательные площадки
Тенденции в городской архитектуре в странах 3-го мира начиная с 2010-х годов
Перестроечное кино 1985-1991 г. г. как пример романтизма и свободы слова в отечественном кинематографе. (тема моего проекта)
Таким образом, самый правильный подход к выбору темы это выбрать интересную для себя самого и сузить по нужным критериям. Однако, работу по выбранной теме нужно размещать в жесткие рамки - найти и гипотезу, и задачи, и актуальность и многое другое (см. далее).
Работа должна быть актуальной для своего времени. Работы типа "Искусственный интеллект", "Проблемы зависимости подростков от компьютерных игр", "Вред косметики" и т.п. не подойдут, так как они были в тренде научной среды аж прошлого века, а в российских школах были на повестке ещё в 00-е, сам помню скучноватые стенды в школе и социальную рекламу в электричках ещё в 2011-2012. В 9 классе обычно к проекту относятся менее серьёзно и может быть, подобное пропустят, но не понимаю, почему не сделать сразу хорошо хотя бы для себя?..
2. Правила оформления работы
Для письменной работы: Кегль (размер текста) 14, для таблиц 12, для сносок (про них чуть позже) подойдёт 10, шрифт только Times New Roman и весть текст чёрного цвета. Выравнивание по ширине у всего текста, все иллюстрации и таблицы должны нумероваться по схеме №главы.№параграфа.№рисунка, то есть таблица 1 во втором параграфе из 3 главы подписываем как 3.2.1
Рисунки и диаграммы нумеруются отдельно, в своей работе я их размещал в самом конце в приложении, так, на мой взгляд, удобнее и правилами дозволяется.
Абзацный отступ по всему тексту (кроме таблиц) - 1,25 см или 1,27 см - он выставляется в Word во вкладке "Главная" в подвкладке "Абзац".
Уровень текста - основной текст, поля листа обычные. Межстрочный интервал в 1,5. Для этих настроек выделяйте сразу весь текст работы.
Структура
Проект состоит из письменной научной работы, презентации и продукта исследования. В работе должны в хронологии идти введение - актуальность работы - цели - задачи - объект - предмет - гипотеза - методы - структура исследования. В конце заключение (вывод) + список источников.
Пояснения:
1. Введение - своего рода предисловие
2. Актуальность - пояснение, почему исследование на данную тему важно. В мире сейчас что-то меняется/изменилось/становится популярно в интернете и СМИ, в моде/есть перспективы для развития и поэтому данное исследование важно, а продукт будет нести пользу.
3. Цели проектной работы - общий круг действий, который школьник собирается проделать в ходе исследования (изучить и создать какой-то продукт)
4. Задачи проектной работы - более детальный алгоритм исследования - рассмотреть, проанализировать, провести опрос, изучить, протестировать и т.п.
5. Объект проектной работы - сама тема как явление (архитектура Мумбаи, отечественный кинематограф, косметологические компании и т.п.)
6. Предмет проектной работы - научная область темы (урбанистика, кинематограф, косметология и т.п.)
7. Гипотеза - мысль, которая управляет исследованием, это вопрос, который можно опровергнуть или подтвердить работой. Пример - "Среднеэтажная застройка является наиболее комфортным решением для городских жителей г. Мумбаи", "Методы косметологических исследований становятся более щадящими по отношению к животным, поэтому нет необходимости их запрещать", "Кинофильмы стиля Нуар имеют шанс на успех у современных зрителей".
8. Методы исследования - анализ литературы по теме, сравнение, наблюдение, дискуссия, беседа, моделирование, тестирование и др. действия, выполняемые в процессе работы.
9. Структура исследования - "работа состоит из введения, теоретических и практических глав по 2 и 4 абзаца соответственно...заключения, списка использованных источников и 1 приложения"
В самом же начале - титульный лист по образцу (уточнить в вашей школе) и Оглавление на следующем листе.
Так выглядел мой титульный лист - текст снизу - рецензия педагога - научного руководителя допускается в письменном виде с подписью
Итоговый проект не сочиняется, всё исследование строится на цитируемых научных текстах, поэтому чтобы соблюдать требования оформления и не заниматься плагиатом важно указывать сноски (см. ниже).
сноски автоматически распределяются по счёту внизу страниц
Как написал выше, продукт должен быть обязательно. Он может быть в виде рекомендаций, методической разработки, афиши, изобретения (ну мало ли), чертежа, программы действий, цифрового объекта и т.п.
3. Источники для информации и программы для работы
Также в комплекте обязательно идёт презентация. В неё должно быть минимум текста(!), только диаграммы, иллюстрации, чертежи и другой визуал с подписями или например цитатами. Презентация это визуализация проекта, поэтому важно её сделать лаконичной, читаемой и красивой. Если есть лишнее время, то попробуйте работу с анимацией. Её можно создавать либо вручную в PowerPoint, либо по шаблону, как в Visme - конструкторе анимированных презентаций, откуда можно будет скачать снова в PW. А можно просто сделать красивую презентацию, лишь соблюдая читаемость и сочетания цветов (см. ниже).
Иллюстрации и элементы декора ищите в Pinterest, а для картинок на белом фоне в PW я часто использую "удалить фон" так получается создать png картинку. На моей странице в Pinterest подобных штук сохранено очень много, можете заглянуть и сохранить себе что-то при желании.
Писать научную работу проще всего в Word, но в случае его отсутствия есть Google Documents, с наиболее похожим интерфейсом.
Для самого текста работы используйте сайт Киберленинка - там собраны научные публикации российских учёных, журналистов, студентов на самые узкие темы. Для использования иностранной литературы и научных работ со всего мира используйте Гугл Академию, ведь это возможность построить свою работу ссылаясь на работы из Оксфорда, Кембриджа или РАН.
Будьте готовы к каверзным вопросам! Эксперт онлайн-журнала Альвадис и участница проектных комиссий Герда Петровна делится вопросами, которые она предпочитает задавать ученикам:
👉👉👉👉👉❤️👈👈👈👈👈👈
4. Примеры чужих ошибок в итоговом проекте
К слову, если эта статья полезна, подпишитесь на канал и нажмите лайк, так её сможет прочитать больше людей.🫂
1. Неудачной выбор темы - она неактуальна, слишком широкая по смыслу или она ненаучна. "Футбол", "Астрологический прогноз", "Польза и вред компьютерных игр", "Законные права и обязанности подростков", "Как сшить слюнявчик своими руками".
2. Несоответствие критериям или они раскрыты не так, как должны (см. "Структура" во 2 части статьи).
3. Тема раскрыта неполностью.
4. Допущены фактические ошибки в работе, противоречия самому себе.
5. Неграмотное оформление - мне запомнилась презентация, в которой были буквы красного цвета на фиолетовом фоне... жесть.
6. Неумелое представление - обычно просят уложиться в пять минут, включая время, когда ученик отвечает на вопросы. Не давайте комиссии зевать)
5. Критерии оценивания работы
Скажу сразу, количество баллов почему-то в разных школах считается по разному, по итогу они всё равно переводятся в оценку по нашей 5-бальной шкале.
❗Как именно проходит процесс защиты проекта и как его успешно пройти рассказал в статье Итоговый проект - как защищать?
По каждому из 5 критериев член комиссия даёт от 0 до 5 баллов:
К-1 – Раскрытие темы научно-исследовательской работы
К-2 – Цель, задачи, гипотеза работы
К-3 –Теоретическая часть исследования
К-4 – Практическая часть
К-5 – Оформление проектной работы, выступление на защите
Критерии выставления итоговой оценки:
«Неудовлетворительно» - от 0 баллов до 60 баллов = 2 (не сдача)
«Удовлетворительно» - от 61 балла до 120 баллов = 3
«Хорошо» - от 121 балла до 140 баллов = 4
«Отлично» - от 141 балла до 150 баллов = 5
Итак, я благодарю всех, кто дочитал эту статью. Обязательно поделитесь своим мнением или вопросами в комментариях. Почитайте другие статьи и подпишитесь на канал, этим Вы меня очень сильно поддержите!
🔥новинка:
Всем удачи! 🫶