19 марта 1989 года совершил первый полет прототип Bell Boeing V-22 Osprey в вертолетном режиме. Это первый и единственный серийный конвертоплан на сегодняшний день. Свое название конвертоплан получил от хищной птицы отряда ястребиных, которая умеет зависать на месте в воздухе.
14 марта 2024 года 75 км севернее Северо-Эвенского района Магаданской области вертолет Ми-8, следовавший по маршруту "посадочная площадка Кварцевый – аэропорт Омсукчан" совершил аварийную посадку. На борту находились 3 члена экипажа и 17 пассажиров. По предварительным данным бортинженер погиб, КВС и двое пассажиров в тяжелом состоянии, второй пилот в состоянии средней тяжести. По докладу второго пилота, после взлета, в 13 км от посадочной площадки "Кварцевая" вертолет попал в обледенение и произошло самовыключение двигателя. При выполнении вынужденной посадки вертолет опрокинулся и получитил значительные повреждения.
Вертолет Ми-8Т RA-24467 принадлежит Дальнереченск Авиа, заводской номер 98628659, дата изготовления 13.10.1986 Улан-уденский авиационный завод, СЛГ выдан 21.08.2023 до 13.10.2026 или до наработки 3000 летных часов, 40 лет. Метеоусловия: значительная облачность с нижней границей 1200м, местами ливневый снег, видимость 10 км, ветер по направлению 110 градусов силой 5м/с, температура -11 градусов.
В ходе последующей аварийно-спасательной операции пострадавших эвакуировали в Магадан. По факту инцидента следственными органами возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). https://mak-iac.org/rassledovaniya/mi-8t-ra-24467-14-03-2024...
Оказывается, контракт стоимостью $1 млрд на производство 200 вертолетов Ка-226 для Индии, анонсированный еще в 2015 году, так и не был подписан. Осторожно сообщается что он заморожен, несмотря на созданное в мае 2017 года СП по производству вертолетов с участием Hindustan Aeronautics Limited (50,5%) и АО «Вертолеты России» (49,5%) при участии ГК «Ростех» и АО «Рособоронэкспорт». А причина заморозки проста – Индия решила поддержать отечественного производителя, того самого Hindustan Aeronautics Limited, выбрав ее проект HAL LUH вместо Ка-226Т. Первый прототип HAL LUH выполнил первый полет в 2016 году, а завод по серийному производству открыт в феврале 2023 года. Закрыв таким образом спрос военного сектора на данный класс вертолетов.
HAL Light Utility Helicopter
Интересно что Airbus собирается построить в Индии линию по сборке Н125. Наладить производство обещают уже в 2026 году. А это единственный вертолет совершивший посадку на Эвересте на площадку 8848 м!
Airbus Helicopters H125
Можно было бы отнестись к обещаниям скептически, если бы не одно большое но - в Индии уже работают более 100 вертолетов Airbus, включая модели H125, H130, H135, H145 и AS365 Dauphin, построен официальный сервисный центр и сертификаты на обслуживание еврокоптеров уже начали получать местные компании. Таким образом Airbus уже занимает половину внутреннего гражданского рынка. Казалось бы причем тут гражданский рынок? А вертолеты Airbus уже сегодня используются как в муниципальной службе Urban Air Mobility (UAM), так и в срочной медицинской помощи HEMS, а еще внутренними силовыми ведомствами Airborne Law Enforcement (ALE) Индии. И Индия уже производила Alouette III (смешные вертолеты в виде слонов) и Lama по лицензии для военных, а европейский вертолетный консорциум оказывал инженерную поддержку HAL в разработке ALH Dhruv. Таким образом Airbus уже очень плотно интегрирован в вертолетную отрасль Индии. И разводить зоопарк вертолетов разных производителей в нынешних условиях не имеет смысла.
Впрочем сертифицировать Ка-226Т с российскими двигателями ВК-650В обещают уже в следующем, 2025 году.
Однако это будет ремоторизация старых вертолетов. Комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года планов по производству вертолётов Ка-226Т не содержит. Запланирован выпуск только одной штуки (?!) вертолёта этого типа в 2027 году.
16 февраля 1946 года выполнил свой первый полет прототип вертолета Sikorsky S-51, NX92800.
Это был первый вертолёт оснащённый автопилотом, а также первый коммерческий вертолет. Применялся во время войны в Корее. Всего было построено 379 вертолётов различных модификаций.
Небезынтересна также и личность Дмитрия Винера, летчика пилотировшего вертолет в этом первом полете.
Дмитрий (“Jimmy”) Винер и Sikorsky S-51
Дмитрий Винер родился 2 октября в Киеве и был племянником Игоря Сикорского. Эмигрировал в Америку с родителями в 1923 году, где и устроился работать на завод своего дяди. Прошел трудовой путь от посыльного до ведущего летчика-испытателя фирмы Сикорский. Прослужил 44 года в авиации и получил признание как самый выдающийся летчик-испытатель вертолетов.