Необходимо войти или зарегистрироваться

Авторизация

Введите логин, email или номер телефона, начинающийся с символа «+»
Забыли пароль? Регистрация

Новый пароль

Авторизация

Восстановление пароля

Авторизация

Регистрация

Выберите, пожалуйста, ник на пикабу
Номер будет виден только вам.
Отправка смс бесплатна
У меня уже есть аккаунт с ником Отменить привязку?

Регистрация

Номер будет виден только вам.
Отправка смс бесплатна
Создавая аккаунт, я соглашаюсь с правилами Пикабу и даю согласие на обработку персональных данных.
Авторизация

Сообщество

Сообщество

118 постов 3 542 подписчика
Полная информация
Правила сообщества

Когда появился первый букварь

StartThink в Лига каллиграфов

Всем нам с детства знаком букварь. Но когда появился первый букварь? Что представляли собой древние буквари?

Возникновение письменности

Исследователи предполагают, что развитие письменности напрямую связано с появлением первых государств. Для управления обществом требовалось осуществлять политическую деятельность, издавать соответствующие указы, вести делопроизводство, заниматься переписью населения, имущества и т.п.

Первые языковые графики использовали иероглифы. Это делало письменность сложной, так как требовалось много символов для обозначения отдельных предметов или явлений природы. Для упрощения и был изобретен алфавит – система букв, из которых «конструируются» слова и фразы. Это стало новым этапом развития языка.

Алфавитное письмо

Одним из старейших алфавитов считается финикийский, состоящий из 22 символов для передачи согласных звуков. Достаточно было увидеть основу слова, чтобы понять, о чем идет речь, так как в финикийском языке гласные не играли особой роли.

Слово «алфавит» также финикийского происхождения. «Алеф» и «бет» – первые буквы, которые возникли, по мнению ученых, на основе древнеегипетских иероглифов. В Древнем Египте ими обозначали слова «бык» и «дом».

Под влиянием финикийского письма возник древнегреческий алфавит, где гласным уделялось больше внимания. Древнегреческое письмо повлияло на становление латинского языка, ставшего языком Древнего Рима. После раскола государства на Византию и Западную Римскую империю латынь сохранила свое влияние в Риме, тогда как Константинополь заимствовал греческую письменность.

Глаголица и кириллица

Ученые точно не знают, когда появилась славянская письменность. Наиболее распространенная версия гласит, что первую азбуку – глаголицу – внедрили греческие монахи Кирилл и Мефодий, чтобы адаптировать тексты Евангелия к славянским наречиям. Их ученик Климент Охридский разработал кириллицу, состоящую из 24 букв греческого алфавита и 19 букв глаголицы. Она стала основой старославянской письменности.

Кириллица создана под влиянием греческого алфавита, поэтому несколько изменила славянскую фонетику. Например, в протославянском языке отсутствовал звук «ф», тогда как в древнегреческом языке много слов, в которых встречается данный звук. При этом кириллица учитывала ряд особенностей праславянской фонетики. Для передачи звуков «ч», «ш» и «щ» в кирилличной азбуке есть соответствующие буквы, тогда как в той же латинице их нет, потому что такие фонемы не характерны для латыни.

Первые буквари. Когда же они появились

Первые рукописные кирилличные азбуки относятся к XI в., их можно встретить на берестяных грамотах и на стенах церкви Святой Софии в Киеве. Рукописные азбуковники появились в XIII в., а к XVI в. азбука уже выделилась в отдельный раздел языкознания.

Первый печатный букварь старославянского языка был издан Иваном Федоровым в Львове в 1574 г. Книга не имела названия, состояла из 80-ти листов, на каждом из которых по 15 строк. Использован метод буквенного сложения, что предполагает заучивание наизусть слогов. В книге содержатся базовые сведения о старославянской грамматике, а также упражнения для чтения – молитвы, притчи царя Соломона и послания апостола Павла.

В 1618-м году в Вильно (на тот момент Вильно – столица Великого Княжества Литовского) был издан букварь, составленный монахами православного братства. Чуть позже, в 1631-м году, там же издается букварь Спиридона Соболя.

Букварь Василия Бурцова был издан в Москве в 1634 г. Он составлен по образцу букваря Федорова, также содержит элементы грамматики и поучительных текстов для упражнений в чтении.

В 1679-м году выходит букварь древнерусского языка Симеона Полоцкого.

Азбука, которой мы пользуемся сегодня

Во времена Петра I старая кириллица была заменена «гражданским» шрифтом: буквы приобрели новые начертания, вводились заглавные и строчные символы. В XVIII–XIX вв. изменился состав азбуки. Часть букв вышла из обращения, в то же время появились новые, например, буква «ё». Последняя крупная реформа языка состоялась после прихода к власти большевиков, в результате чего мы и получили современную азбуку, состоящую из 33 букв.

Когда появился первый букварь Первый букварь, Письменность, Славянская письменность, Иван Федоров, Букварь Федорова, Длиннопост
Показать полностью 1

Готический шрифт «Фрактура». Один из самых любимых шрифтов

valerakaplan в Лига каллиграфов

На видео готический шрифт «Фрактура» в моём исполнении. Фрактура (от лат. fractura надлом, перелом) разновидность готического шрифта. Основной особенностью является «шип» образованный в соединении штрихов под острым углом. Фрактура возникла примерно в XV веке, считается позднеготическим письмом или шрифтом «немецкого Возрождения». Буквы с одной стороны круглые, а с другой угловатые.

Cамый древний и классический готический шрифт «Текстура»

valerakaplan в Лига каллиграфов

На видео самый древний и классический готический шрифт «Текстура» в моем исполнении. Он начал распространяться в европейских странах с середины 12 века. Отличительные черты - излом линий, вытянутость пропорций букв, тесная постановка букв, резкий контраст толщин штрихов, наличие соединительных штрихов.


Готическое письмо считается шедевром латинской каллиграфии. Многие современные художники-каллиграфы и сегодня работают с этим письмом, используя элементы букв готических шрифтов для создания своих работ.Нравится ли вам готическая каллиграфия? Хотите познакомиться с другими шрифтами? Напишите в комментариях!

Каллиграфия не для всех

omskrussia в Лига каллиграфов

В СССР на протяжении десятилетий слова «каллиграфия» и «чистописание» считались синонимами. Уроки каллиграфии являлись обязательной и очень важной частью школьной программы. Каллиграфический почерк был тем, что принадлежало каждому советскому человеку от первого класса школы и до глубокой старости.


А что же сегодня? Сегодня почерк школьников — это то, что заставляет учителей проверять детские письменные работы «по диагонали», чтобы не сойти с ума от прыгающих, скачущих и заваливающихся в разные стороны неразборчивых каракулей.


Другой стала и каллиграфия. В наше время — это то, что встречается лишь в музеях и на выставках. Это утончённое искусство декоративного письма, гармонично встроенного в удивительные рисунки. Это элитное искусство неторопливого рисования непростых букв с кудельками и завитушками. Искусство, не имеющее абсолютно никакого отношения к тому простому разборчивому почерку, который необходим школьникам каждый день и каждый урок — в классе и дома, в диктантах и контрольных, в сочинениях и изложениях, в самостоятельных и лабораторных работах.


Пришло время восхищаться очаровательными произведениями мастеров каллиграфии.


Каллиграфии не для всех.

Современная готическая каллиграфия

yaroslavyarko в Лига каллиграфов

Занимаюсь каллиграфией уже пятый год, за это время сформировались авторские шрифты, основанные на классической готике. Часто идеи для свои работ беру из масскульта, который меня окружает. Пока смотрю фильмы, слушаю музыку и т.д. появляется концепция буквенной композиции, через которую я пытаюсь передать эмоциональный посыл произведения.

Обязательно нужно отметить, что я не ставлю перед собой цель сохранить читаемость букв, мне нравится играть с формами букв, искажать их и добавлять новые детали. С помощью этих приемов и создается композиция.

______________________________________________________________________________________________________


BREATHING.

Альбом канадского синт-поп дуэта Electric Youth. Очень интересная концепция, и очень атмосферный звук.

Современная готическая каллиграфия Каллиграфия, Буквы, Творчество, Современное искусство, Готика, Длиннопост

______________________________________________________________________________________________________


HARDCORE

Тут вдохновением был целый музыкальный жанр. Я люблю очень разную музыку, разной тяжести и с разным количеством гитар. И вот результат плотного прослушивания хардкор-техно.

Современная готическая каллиграфия Каллиграфия, Буквы, Творчество, Современное искусство, Готика, Длиннопост

______________________________________________________________________________________________________


METROPOLIS

Все просто -- фильм Metropolis, черно-белая немая классика.

Современная готическая каллиграфия Каллиграфия, Буквы, Творчество, Современное искусство, Готика, Длиннопост

______________________________________________________________________________________________________


ORIGINAL SIN

По мотивам Divinity: Original Sin, где-то на пятидесятом часу прохождения появилась эта работа

Современная готическая каллиграфия Каллиграфия, Буквы, Творчество, Современное искусство, Готика, Длиннопост

______________________________________________________________________________________________________


RAGE QUIT

Работа под трек Scarlxrd

Современная готическая каллиграфия Каллиграфия, Буквы, Творчество, Современное искусство, Готика, Длиннопост

______________________________________________________________________________________________________


САМОРАЗРУШЕНИЕ

Здесь смешался очередной просмотр Бойцовского клуба, отторжение Тошноты Сартра и саундтреком сверху единственная песня Психеи, которая мне нравится

Современная готическая каллиграфия Каллиграфия, Буквы, Творчество, Современное искусство, Готика, Длиннопост

______________________________________________________________________________________________________


THE YOUNG POPE

Вдохновился сериалом невероятной красоты Молодой Папа

Современная готическая каллиграфия Каллиграфия, Буквы, Творчество, Современное искусство, Готика, Длиннопост

______________________________________________________________________________________________________


ТЯЖЕЛО И МЕДЛЕННО

Песня группы Пионерлагерь Пыльная радуга. Визуализация трудовых будней

Современная готическая каллиграфия Каллиграфия, Буквы, Творчество, Современное искусство, Готика, Длиннопост

______________________________________________________________________________________________________


АЛФАВИТ

Просто вариации графем латинского алфавита

Современная готическая каллиграфия Каллиграфия, Буквы, Творчество, Современное искусство, Готика, Длиннопост

______________________________________________________________________________________________________


Если интересно, то можно найти ещё здесь:

https://www.instagram.com/yaroslavyarko/

https://vk.com/yaroslavyarko

Показать полностью 8

Диафильм «История шрифта» (1964)

omskrussia в Лига каллиграфов

Чёрные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, кто их разгадает. И если вы это читаете, то уже наверняка разгадали! Разгадали благодаря как раз этим графическим значкам — буквам с определённым размером и рисунком. Значкам, которые известны нам, как шрифт.


Мы привыкли к тому, что шрифт сопровождает нас повсюду. Разнообразнейшие шрифты окружают нас дома и на работе, на улице и в транспорте, в книгах и газетах, по телевизору и в интернете. Откуда вообще взялся шрифт, какова его история — об этом сегодня нам расскажет учебный диафильм — слайдшоу, которое показывалось с помощью специального устройства под названием фильмоскоп.


Впрочем, может быть, будет лучше самим посмотреть и вспомнить, как это выглядело в старых-добрых шестидесятых.

Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет»

NikVikond в Лига каллиграфов

Для начала давайте знакомиться: меня зовут Степа, мне 22, и я занимаюсь каллиграфией и леттерингом уже больше 6 лет. Весь мой творческий путь можно отследить по инстаграмму @nik_vikond , который я веду с первых проб себя в этом непростом искусстве. А сейчас я немного расскажу про один классный проект и свою историю участия в нем.


Металлург пишет

В марте 2018 года, топ менеджер металлургического завода на Урале(!) Мария Осипова решила создать книгу в коллаборации с российскими каллиграфами. Маша пишет прекрасные тексты, лаконичные и очень точные, заставляющие погружаться в тему за считанные секунды и проживать моменты, которые никогда не происходили в вашей жизни. Писать каллиграфию на них одно удовольствие, только послушайте:


Интроверты живут на севере,
носят теплые свитеры, шарфы.
Вечерами пьют чай,
листают книги.

Говорят тихо, и холод
превращает слова в снежинки.
Из рассказа о Брейгеле-старшем
шел снегопад.

Холод замедляет
движение взгляда
с предмета на предмет,
позволяя увидеть
больше, чем нужно
для простой, понятной
жизни.

Холод окружает интроверта белым,
учит красоте серого.
Слой за слоем
(белье-майка-свитер-шарфв3оборота-пуховик)
отделяет его от внешнего.
Делает хрупким.
Делает его осторожным.

Одновременно этому южное солнце
раздевает экстраверта до плавок,
прыгает его со скал Коста Брава.
Выныривает его,
заполняя светом, яркими красками, радостью.
Мчит его жизнь на скорости,
на которой
становится видно
больше, чем нужно
для простой, понятной
жизни.

Этот текст, кстати, стал абсолютным фаворитом среди каллиграфов.


По словам автора, проект стал международным по чистой случайности (подробности можно прочесть в любом из многочисленных интервью Маши, в том числе и в газете московского метро). Книгу можно найти в букинистических магазинах Перми и Екатеринбурга. Авторов иллюстраций книги - в Финляндии, Германии, Северной Корее, Италии, Бразилии и многих других странах.


Так уж вышло, что о проекте я узнал уже в мае, когда многие коллеги по цеху уже приняли в нем активное участие. Но тогда прокрастинация победила, и я ничего не предпринял. Только спустя месяц, когда проект вошёл в завершающую фазу, набрав достаточное количество авторов, и был выпущен на краудфандинг-платформу, я решил написать Марие. Наш диалог выглядел примерно так:


- Где продать душу, чтобы поучаствовать в проекте?

- Душу продавать не надо, лучше станьте спонсором на краудфандинге.

- Но я бы хотел, как каллиграф!

- Вы немного опоздали, хотя мне нравятся ваши работы, поэтому давайте попробуем. Стенку сделать осилите?

- Хоть 2!


На том и порешили.


Буквально в тот же день я поехал закупать краску-валик-раскатку-перчатки и выбирать стенку. Вспомнил, что недалеко от родного города Пушкино, есть мамонтовский мост и его новые опоры. Сходил, посмотрел - место хорошее, бетон ровный, рядом природа и вода. Красота, одним словом.


Через 2 дня я пришёл и закрасил одну из сторон опоры в белый цвет, написал фрагмент текста «Расскажи мне», который уж очень пришёлся мне по душе и хорошо вписывался в окружающую обстановку. Пускай даже речка Серебрянка немного не дотягивала до моря, упомянутого в тексте.

Расскажи мне, как это зимовать у моря,
чтоб не снег за окном и не темень.
Чтобы соль в волосах, песок в сандалях
и читать только детские книги.
Расскажи мне, как это все здесь оставить,
как это выключить посреди дня телефон,
закрыть глаза и услышать
море.
Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия

На фото видно, что текст "поплыл", сказалось отсутствие стремянки.

Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия

Выравнивание по левому краю выглядит не лучшим решением на симметричной опоре.

Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия

Грубый бетон дает красивую текстуру буквам.

Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия

Цвет не передает нужного ощущения легкости и морского бриза.

Писал я без разметки и без эскиза. Вышло слабовато: сказалась спешка и переоценка своих сил. Верхняя строчка вялая, да и плотный интерлиньяж явно не помогает считывать текст.


Решил на следующий день прийти и все переделать, благо краска осталась и время меня не поджимало. Основательно подготовившись, сделав эскиз на кальке в масштабе 1:2, вооружившись терпением и перфекционизмом, я все закрасил, сделал качественную разметку с помощью строительного уровня и отвеса (любой грузик на нитке для соблюдения вертикали), разогрел руку на соседних опорах и очень внимательно взялся за дело. Писал я плоской синтетической кистью фирмы mr. Painter и разбавленным акрилом Ладога, что дало неравномерный штрих и глубину буквам. Цвет намешал бирюзовый с небольшим добавлением черного и воды в соотношении примерно 3:1:1 Интерлиньяж выбрал равный высоте строки, чтобы выносные элементы не чувствовали себя зажатыми, но в тоже время создавали плотный узор между строчками. В процессе использовал стремянку, которую мне одолжил хороший друг живущий по соседству.

Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия
Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия
Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия
Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия
Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия
Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия
Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия
Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия
Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия
Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия
Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия

Спустя пару дней приехал и отснял результат на зеркалку. Рисунок вызвал большой отклик, и множество людей восхищались им. А ещё через неделю один известный в узких кругах Москвы вандал написал поверх него своё имя.

На вопрос «Зачем?, он ответил просто: «Ничего личного, оно все не вечно. Хороший получился коллаб». Вот такой философ попался на моем жизненном пути.

Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия

Фото eigma_kuutar

А работа всё-таки пошла в книгу, и теперь красуется рядом с платьем расписанным Витей Фицнером. Книга прекрасна, но еще прекраснее история, стоящая за ней. С проектом и его развитием можно ознакомиться нв его инстаграмм странице @mashapishet_knigu

Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия
Как я местность украшал или История участия в проекте «Маша пишет» Каллиграфия, Леттеринг, Буквы, Международный, Длиннопост, Стрит-Арт, Россия

Спасибо, что дочитали статью до конца! Желаю вам успехов в ваших начинаниях и смелости, чтобы доводить их до результата.

Показать полностью 18

Каллиграфу и летерреру. Русскоязычные ресурсы. #01.2019

dedar в Лига каллиграфов
Каллиграфу и летерреру. Русскоязычные ресурсы. #01.2019 Каллиграфия, Частично моё, Леттеринг, Ссылки внутри, Сборник, Длиннопост

Начиная свою дорогу в каллиграфии я первым делом стал собирать ссылки на ресурсы по теме. Таких сборников в сети пока не встречал, потому сделал свой. Конечно, этот список неполон, но со временем соберу побольше ссылок.

NB. Данный материал - просто линк-справочник, который поможет тебе в изучении потрясающей области искусства - каллиграфии и леттеринга.
В шапке использован фрагмент росписи "Запорожца" Виктора Пушкарева.


Персоны. Молодые каллиграфы


Покрас Лампас https://pokraslampas.com

Виктор Пушкарев https://vk.com/vi_ktor

Сергей Шапиро https://www.sergeyshapiro.com

Гоша Waf https://vk.com/goshawaf1


Персоны. Выдающиеся шрифтовики


Петр Чобитько http://calligraphyschoolspb.ru/?page_id=1007

Валерий Голыженков http://typoholic.ru

Юрий Гордон https://yurigordon.com

Юрий Гулитов http://www.gulitovdesign.ru/new/index.php

Евгений Добровинский http://litteraincognita.ru/about/

Евгений Дробязин http://calligraphy-expo.com/participants/Evgeny_Drobyazin

Вера Евстафьева http://calligraphy-expo.com/participants/Vera_Evstafieva

Юрий Ковердяев https://www.kalligrafik.info/kopiya-lebedev-artem-vasilevich

Сергей Кружавский https://www.hse.ru/org/persons/96086272

Олег Мацуев http://omtype.com

Елена Новоселова https://type.today/ru/designer/enovoselova

Илья Рудерман https://typographyby.wordpress.com/tag/илья-рудерман/

Александр Тарбеев https://ru.wikipedia.org/wiki/Тарбеев,_Александр_Владимирович


Проекты


Международная выставка каллиграфии http://calligraphy-expo.com

Национальный Союз Каллиграфии http://calligraphy-union.ru

Современный музей каллиграфии https://www.calligraphy-museum.com

Рукописная Конституция РФ http://constitution.sokolniki.com

Penlovers http://penlovers.ru

Книги по каллиграфии http://www.surworks.ru/library/

Древние манускрипты https://www.flickr.com/photos/e-codices/

Русские автографы http://expositions.nlr.ru/rusautograph/


Сообщества ВК


Каллиграфия. Рукописный шрифт https://vk.com/calliclub 

Каллиграфия & Леттеринг https://vk.com/calligraphy_good_lettering 

Corabook https://vk.com/corabook 

Каллиграфская https://vk.com/calligraphy 

Каллиграфия, искусство, живопись https://vk.com/bukvoved 

Open calligraphy https://vk.com/opencalligraphy

Lettering / Сalligraphy / Typography Inspiration https://vk.com/letter_forms


Инстаграмм. Парни


Покрас Лампас https://www.instagram.com/pokraslampas/

Виктор Пушкарев https://www.instagram.com/mynameisviktor/ 

Андрей Мартынов https://www.instagram.com/remrk/

Артем Степанов https://www.instagram.com/meisographic/ 

Дмитрий Фадеев https://www.instagram.com/dimapenlover/

Антон Лебедев https://www.instagram.com/a.lebedev_ivix/

Александр Торцев https://www.instagram.com/alextortsev/

Дима Ткачев https://www.instagram.com/dimaphew/

Юрий Орлов https://www.instagram.com/graphicmaniac/

Евгений Берд https://www.instagram.com/tre.zen/ 

Миша Но https://www.instagram.com/calligraphy_one/ 

Стив Севен https://www.instagram.com/steveseventypes/

Дима Ламонов https://www.instagram.com/dimalamonov/


Инстаграмм. Девушки


Школа U0026 https://www.instagram.com/u_0026/

Ксения Лейбина https://www.instagram.com/xenia_cinnamon/

Евгения Пестова https://www.instagram.com/pestova.de/

Анна Цымбал https://www.instagram.com/aeronaft/

Юлия Богатырева https://www.instagram.com/inkart_/

Алена Коробанова https://www.instagram.com/fox_in_rocks/

Шерри Боббинс https://www.instagram.com/sherry_bobbins/

Марина Марьина https://www.instagram.com/marina.marjina/

Дарина Дарвин https://www.instagram.com/hloke_dd/ 

Ульяна Базарова https://www.instagram.com/ulyandex/

Соня Гришенко https://www.instagram.com/sonya.gri/

Виктория Лаврикова https://www.instagram.com/viccalligraphy/


Телеграмм-каналы


Шрифтовой дизайн @typeschool

Школа шрифтового дизайна @typeschool

Канал Сергея Рассказова @dёsigп

Канал Евгения Берда @Calligraphy

Callygraphy Yoga @calligraphy_yoga

Каллиграфия и все-все-все @calligrafika


Дзен-каналы


Каллиграфия и творчество https://zen.yandex.ru/id/5ad8b62aa936f4f329e8affe

Каллиграфия как вид искусства https://zen.yandex.ru/id/5b290551b3638a00a9a5f046

Онлайн-школа каллиграфии https://zen.yandex.ru/id/5ad9737f1410c3d9fc1ca5b1

Каллиграфия https://zen.yandex.ru/id/5b540807a646b200a9f13eac


Курсы. По всей России


Курсы Санкт-Петербургской школы телевидения
http://videoforme.ru/course/kalligrfiya_and_lettering-moskva


Курсы. Москва


Курсы от Современного музея каллиграфии

https://www.calligraphy-museum.com/calligraphyschool/kursy-po-kalligrafii-i-letteringu-dla-vzroslyh

Школа Добровинского http://litteraincognita.ru/about/spontaneouscalligraphy/

Школа Вероники Калачевой https://kalachevaschool.ru/lettering/moscow

UOO26. Школа Юлии Кузнецовой http://u0026.ru

Nikoletta https://www.nikolietta.com

Каллиграфик https://www.kalligrafik.info

Института Бизнеса и дизайна http://obe.ru/programs/intensivnyj-kurs-kalligrafii/

Курс Елены Бобковой https://www.etudesite.ru/courses/kopperpleyt-1-stupen/

Школа рисования https://www.art-creativity.ru/kalligrafija/


Курсы. Санкт-Петербург


Study Calligraphy https://studycalligraphy.com/studio/

Студия Каллиграфии http://calligraphyschoolspb.ru

Школа шрифтового дизайна http://school.rs

Школа Вероники Калачевой https://kalachevaschool.ru/spb/programs/calligraphy


Прописи


Penlovers "Готика" http://penlovers.ru/gothic-rus-small/

Прописи Рольской https://lettering-school.com/calligrafia

Прописи Музея Современной Каллиграфии https://www.calligraphy-museum.com/visit/propisi

Прописи от Студии Каллиграфии (Древняя Русь) http://calligraphyschoolspb.ru/?cat=107

Прописи от Pilot Parallels Pen (Анны Суворовой, в шапке) https://pilotrus.ru/category/kalligrafiya/

Art of Calligraphy https://vk.com/doc-8632804_118137041?dl=807cd0804bcc88bd60


Разметка и сетка


https://studycalligraphy.com/worksheet/

https://studycalligraphy.com/grids/

https://www.printablepaper.net/category/calligraphy


Магазины


Blue Pumpkin Shop http://bluepumpkin.ru

Study Calligraphy https://studycalligraphy.com

Арт-маркет "Каллиграф" http://kancboom.ru

Nikoletta https://www.nikolietta.com/shop

Scribblers (eng) https://www.scribblers.co.uk

Kallipos (de) https://shop.kallipos.de/de

Красный карандаш https://krasniykarandash.ru/kalligrafiya/

Этюд https://www.etudesite.ru/structure/kalligrafiya/

Передвижник https://www.peredvizhnik.ru/catalog/kalligrafiya/

GetPen https://getpen.ru/calligraphy/t/9

Цветные понедельники https://colormondays.ru/collection/Каллиграфия_и_тушь

Арт-квартал https://artkvartal.ru/catalog/93-Kalligrafiya.html

Хобби-маркет "Леонардо" https://leonardohobby.ru/ishop/

Арт-маркет Янка https://yanka.shop


Пока всё. Собирал Вадим Филиппов @dedar

Показать полностью

Зарисовки

Eliseeva.Art в Лига каллиграфов

Как только выдаётся свободное время, расслабляюсь за созданием рисунков разной тематики. В основном использую в работе акварель, маркеры и жидкий контур.


До идеала конечно далеко, но зато есть к чему стремиться.

Зарисовки Рисунок, Творчество, Своими руками, Арт, Работа, Каллиграфия, Пикабу, Длиннопост
Зарисовки Рисунок, Творчество, Своими руками, Арт, Работа, Каллиграфия, Пикабу, Длиннопост
Зарисовки Рисунок, Творчество, Своими руками, Арт, Работа, Каллиграфия, Пикабу, Длиннопост

Хочу так же передать "Приветик" моим 22 подписчикам 😊🤘

Ребятки, спасибо, что вы тут со мной!) Буду стараться выкладывать чаще, больше и лучше😄💕

Показать полностью 2

Леттеринг. Сколько шрифтов использовать?

AlexTortsev в Лига каллиграфов

Уже неоднократно сталкиваюсь с тем, что мне говорят: "Использовать более двух шрифтов в композиции - это не комильфо."


Думаю пора разобраться в этом вопросе.


От куда всё началось? Я не знаю точный ответ. Но первые упоминания о "двух шрифтах и не более" я встречал в книгах по типографике. Вообще книг о вёрстке, типографии и шрифтах я прочитал больше чем о леттеринге. Раньше тема буклетов, визиток, вёрстки книг меня интересовала больше чем каллиграфия и леттеринг.


Для меня самой "понятной" из первых книг о типографии стала:


Книга по верстке - Уильямс Робин (Wilams_Robin_-_Kniga_po_verstke)


Есть несколько переизданий этой книги. Мне больше нравятся первые издания. В последних изданиях добавили цвета и на мой взгляд лишних декораций и книгу стало читать сложнее.


И если бы я писал книгу по леттерингу, она выглядела примерно так же, как это книга по вёрстке.


В книги описываются все базовые приёмы составления композиций:

• Близость

• Выравнивание

• Повторение

• Контраст


Так же в книге рассказывается всё основное про все разновидности шрифтов:

• Шрифты старого стиля (с засечками)

• Современные шрифты

• Шрифты с горизонтальными толстыми засечками (брусковые)

• Шрифты без засечек

• Рукописные шрифты

• Декоративные шрифты


Все эти приёмы точно так же используются в леттеринге.


Так почему именно два шрифта?

Ноги растут (как мне кажется) из понятия Контраст.


Этот контраст нужен для Эстетической привлекательности и для Передачи смысловой нагрузки.

Леттеринг. Сколько шрифтов использовать? Леттеринг, Шрифт, Длиннопост

Два шрифта. Рукописный и Без засечек.

В книге описываются ещё приёмы использования контраста. Не только за счёт разных шрифтов.


Именно сравнение двух элементов (большого и маленького, толстого и тонкого) демонстрирует максимальный контраст между ними. Если будет три элемента, эффект контраста будет не так заметен. Четыре элемента - ещё менее заметен эффект контраста.

Леттеринг. Сколько шрифтов использовать? Леттеринг, Шрифт, Длиннопост

Два контрастных шрифта. Размеры их не сильно отличаются, но из-за того, что они относятся к разным семействам (Universr - рукописный шрифт, Cover Band - шрифт без засечек), мы можем понять (даже не зная английского), что у этих фраз два разных смысловых значения. Слово в центре скорее всего название, а фраза внизу является пояснением к этому названию. Если всё выполнить одним шрифтом - считывание информации затрудниться.


Но композиции в леттеринге строятся не только на основе контраста.

Общая форма композиции, направление и наклон текста, декоративные элементы и многое другое. Всё зависит от того, что вы хотите передать своим рисунком.


Пример:

Возьмём фразу "Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь... (А. Экзюпери)"


Давайте подумаем, что мы хотим сказать этой фразой?


Варианты такие: Выделить главные слова в фразе (сделать их большими и заметными), а второстепенные слова сделать маленькими и другим шрифтом. Так мы достигнем контраста и передадим основной посыл фразы. Так какие слова вынести на первый план? Если честно, у меня этого не получилось сделать. Может у вас получится, попробуйте.

Леттеринг. Сколько шрифтов использовать? Леттеринг, Шрифт, Длиннопост

Для меня нету Главных слов в этой фразе. Вся фраза несёт общий посыл.

Поэтому было принято решение писать эту надпись одним шрифтом.

Леттеринг. Сколько шрифтов использовать? Леттеринг, Шрифт, Длиннопост

Финального результата нету. Пока всё на стадии набросков.

Единственный контраст - это имя автора. Даже если не знать фразу и автора, то сразу становится понятно, что мелким шрифтом без засечек в нижнем углу - это автор фразы. Если автора написать тем же шрифтом - это намного затруднит считывание фразы.


Расскажу немного больше про эту композицию в следующей статье.


Значит количество шрифтов зависит от смысла, который мы хотим передать?

Для меня это именно так. Можно использовать два шрифта для подчёркивания контраста. А можно использовать шесть шрифтов да ещё каждый шрифт в нескольких размерах. Почему бы и да? Всё зависит от ситуации =)


Вот к примеру фраза: " Нельзя быть одновременно веселым, трезвым и умным."


Я бы её написал 4-мя шрифтами. Почему? Я вижу тут два основных блока.


Первый: Нельзя быть одновременно


Второй: веселым, трезвым и умным.


"Нельзя быть одновременно" - пишем спокойным шрифтом без засечек.


А вот слова: "веселым, трезвым и умным" - каждое слово написать своим шрифтом. Весёлый - декоративным весёлым шрифтом (ну оно само тут напрашивается). Трезвым - брусковым шрифтом. Такими широкими буквами с широкими засечками. Буквы крепко стоят на ногах. Умным - шрифтом с засечками. Изящный старый шрифт, подчёркивает аристократичность и ум. Предлог "и" - написать первым тонким шрифтом без засечек или вообще исключить из фразы.


Итого получается аж 4-ре шрифта.

Леттеринг. Сколько шрифтов использовать? Леттеринг, Шрифт, Длиннопост

Да, тут шрифт Comic Sans )) Качественный брусковый кириллический шрифт так и не нашёл. Шрифт Time.

Я считаю так. Количество шрифтов должно соответствовать ситуации.

Самым трудным в создании леттеринг композиций - это определиться со смыслом этой композиции, выделить главное, что хочется передать зрителю. Составить внешний облик фразы. Работа с ритмом. Первое что бросается в глаза - это целостность композиции. А вот какие шрифты и сколько их использовать - мне кажется это приходит именно в процессе рассуждения о смысле фразы, когда обдумываешь наброски, пытаешься выделить главные слова, составить образ всей композиции.


Так что просто пробуйте )) И всё придёт в процессе =)

Показать полностью 5

Как быстро создавать Леттеринг композиции.

AlexTortsev в Лига каллиграфов

Статья для совсем новичков. Кто может совсем никогда не занимался леттерингом или нарисовал парочку композиций.


Суть именно в быстром создании таких композиций. Включил компьютер, посмотрел на просторах интернета крутые иллюстрации с леттерингом, зарядился энергией и бац! А с чего вообще начать-то?


Вообще на создание качественного леттеринга иногда уходят неделя. Но это статья не про качественный леттеринг =) Статья про алгоритм создания композиций.


Леттеринг делался для оформления упаковки подарка. Вместо обёрточной бумаги использовались остатки жёлтых обоев.

Как быстро создавать Леттеринг композиции. Леттеринг, Каллиграфия, Длиннопост
Как быстро создавать Леттеринг композиции. Леттеринг, Каллиграфия, Длиннопост

Итак. Первое.


1. Была выбрана тема для всех композиций. Это мультик Гравити Фолз.


2. Были выбраны формы рисунков. Это Круг, Треугольник и Прямоугольник. Это довольно важный пункт. Выбрать форму заранее. Это происходит примерно так:


Хочу круглую композицию. Всё, решено. Первый рисунок буду вписывать в круг. И наброски сразу делаются в круге. Это ооочень упрощает задачу.


Потом в мультике есть треугольный персонаж Билл Шифр. Вторую композицию делаю треугольной.


Ну а третья композиция получается прямоугольной, потому что коробка, на которую она будет наноситься прямоугольной формы.


3. Использовать в композиции элементы из мультика (элементы темы, которую вы выбрала). На первом рисунке фраза "Будь любопытной как Диппер". Тут можно нарисовать самого персонажа или элементы которые явно к нему относятся. В мультике это знак Ёлка и дневник с шестипалой ладонью и цифрой 3. Вот этих элементов и достаточно.


Второй рисунок треугольный. В нём зашифрован персонаж Билл Шифр. Но прямо в открытую я его рисовать не хотел. Да и фраза была "Радуйся жизни как Пухля". Пухля это свинка из мультика. А треугольный персонаж любил принимать облик других персонажей и всячески им пакостить. Поэтому в этой композиции Пухля это не Пухля, а Билл. И об этом говорит шляпа на голове. Такую шляпу носил Билл. Ещё особенностью треугольника в том, что вверху невозможно что-либо написать, там мало места. Поэтому верхний угол надо было заполнить чем-нибудь небольшим и треугольным. Для этого идеально подошёл гном из мультика. У него острая шляпа и он весёлый.


Третий рисунок прямоугольный. Символом персонажа Мейбл является Комета. Вот эту падающую звезду я и разместил по центру. А слова разбросал вокруг.


Выше можно проследить мой небольшой мозговой штурм по составлению композиций.

На этом этапе можно просто записывать свои мысли в строчку и помечать важное. Важное это типа: Впишу композиции в простые фигуры, буду использовать символы из мультика.


Далее.

Далее делаем первые набрости. Наброски должны быть маленькие. Их суть определить примерное расположение элементов. Примерное! Вырисовывать ничего не нужно. Слова пишем обычным своим почерком. Выглядит примерно вот так.

Как быстро создавать Леттеринг композиции. Леттеринг, Каллиграфия, Длиннопост

А потом начинаем уже делать полноценные наброски. Размеры подобных иллюстраций А5. Но и для этих набросков лучше всего немного подготовиться. Я создал в Иллюстраторе шаблон с кругом и разлиновкой. Он на фото сверху слева. Подкладывая его под листы можно быстро и ровно рисовать буквы и не вылезать за границы круга.


Шаблон важная вещь. Он экономит очень много времени.

Да и рисовать каждый раз набросок заново тоже не нужно. Нарисовали первый набросок, подложили его под новый чистый лист и перевели понравившиеся элементы на новый набросок. Это тоже дико экономит время.


Шаблон можно нарисовать от руки. Я это делаю в программе. Эскизы тоже можно доводить до финала на бумаге - но это долго. Я сканирую сырые наброски и загоняю их в Иллюстратор. Предварительно немного почистит в фотошопе. В Иллюстраторе я трассирую изображение (перевожу в вектор) и уже векторные элементы двигаю на более удачное место.


Выглядит это примерно так.

Финальный набросок переносится на чистый лист контурами. Обводить можно гелиевой ручной, фломастером. Я обвожу пером LAMY Safary. Потом этот рисунок сканируется. Подчищается в фотошопе. А потом я переношу его в Иллюстратор.

Как быстро создавать Леттеринг композиции. Леттеринг, Каллиграфия, Длиннопост

И уже в Иллюстраторе я корректирую размеры букв, выравниваю их, двигаю элементы. В общем создаю финальную композицию. В программе намного проще видеть финальную композицию. На бумаге, если что-то захочется уменьшить, нужно будет перерисовывать элементы. В программе достаточно просто уменьшить. И это занимает секунду. Да и в "чистой" композиции намного лучше видны все огрехи. Увеличить, уменьшить, подвинуть, растянуть, сжать, добавить заливку - всё это намного быстрее делать в программе. Можно в Иллюстраторе, а можно и в том же Фотошопе.

Как быстро создавать Леттеринг композиции. Леттеринг, Каллиграфия, Длиннопост

К картинке выше я добавил заливку букв в виде полосочек.

Как быстро создавать Леттеринг композиции. Леттеринг, Каллиграфия, Длиннопост

Статья получилась довольно длинной.

Описывать так же подробно две другие композиции не буду, но опишу несколько приёмов из них, которые не упоминал выше.


Как рисовать персонажей. Свинку, гномика, Мейбл.

Вырисовывать их тоже не нужно. Эти картинки я подобрал в интернете. Выделил из них чёрный контур в фотошопе. И уже этот контур в программе приделал к иллюстрации.


Вот пример наброска треугольной иллюстрации. На самом первом гном и свинья просто ужасны - потому что я рисовал их по памяти. Затем я отсканировал лист, выделил треугольную форму иллюстрации. Поместил на неё уже готовых гнома и поросёнка (картинки взял из интернета), добавил разлиновку и распечатал этот шаблон. И прямо на этом шаблоне размещал слова. Когда композиция более-менее устроила, я перевёл отдельные её части на чистый лист. Это сделал затем, что они в композиции смотрелись все большими и очень близко друг к другу. А в программе я могу их по отдельности быстро уменьшить, растянуть и поместить в нужные мета.

Как быстро создавать Леттеринг композиции. Леттеринг, Каллиграфия, Длиннопост

И после манипуляций в программе финальная картинка выглядит вот так.

Как быстро создавать Леттеринг композиции. Леттеринг, Каллиграфия, Длиннопост

С последней композицией примерно всё тоже самое.

Маленькие наброски. Шаблон с разлиновкой. Большой набросок. Переводим набросок в компьютер. Добавляем персонажа их интернета. И корректируем финальную композицию.

Как быстро создавать Леттеринг композиции. Леттеринг, Каллиграфия, Длиннопост
Как быстро создавать Леттеринг композиции. Леттеринг, Каллиграфия, Длиннопост

А на обёртки подарков я переводил эти рисунки с помощью прозрачного листа оргстекла и лампы, лежащим под ним. Всё хочу приобрести себе световой планшет (лайтбокс), но пока руки не доходят)


Такой алгоритм работы кажется сложным и запутанным. Но на самом деле он очень ускоряет работу.


Сами работы не претендуют на какие-то шедевры. Они были созданы быстро и с целью порадовать именинницу.


В статье не рассказываю про то, как я писал буквы, какие шрифты подбирал и подобное. Это уже тема для другой статьи.


Если понравился материал, ставьте лайки и пишите комментарии =) Всем удачи)

Как быстро создавать Леттеринг композиции. Леттеринг, Каллиграфия, Длиннопост
Показать полностью 11

Антиоткрытки с каллиграфией

Kistipero в Лига каллиграфов

Если честно, я раньше не любила открытки. Считала их мусором, а от ванильных пожеланий хотелось блевать. Пришлось делать свои открытки. Теперь я их люблю.

Антиоткрытки с каллиграфией Каллиграфия, Антиоткрытки, Мат, Нецензурщина, Открытка, Леттеринг, Дудл, Ручная работа, Длиннопост
Антиоткрытки с каллиграфией Каллиграфия, Антиоткрытки, Мат, Нецензурщина, Открытка, Леттеринг, Дудл, Ручная работа, Длиннопост
Антиоткрытки с каллиграфией Каллиграфия, Антиоткрытки, Мат, Нецензурщина, Открытка, Леттеринг, Дудл, Ручная работа, Длиннопост
Антиоткрытки с каллиграфией Каллиграфия, Антиоткрытки, Мат, Нецензурщина, Открытка, Леттеринг, Дудл, Ручная работа, Длиннопост
Показать полностью 3

Советские прописи

omskrussia в Лига каллиграфов

Школьные прописи в СССР выполняли не только учебную, но и идеологическую функцию, рассказывая детям о Родине и мире, Ленине и коммунизме. Но именно они помогали миллионам советских детей выработать красивый почерк, который сохранялся на всю жизнь.


В школах СССР красоте почерка на уроках каллиграфии уделяли особое внимание. Замдиректора Омского музея просвещения Александр Жидченко рассказывает о содержании советских прописей и обучении чистописанию в Советском Союзе.

Не так прост, как кажется

omskrussia в Лига каллиграфов

Ну, казалось бы, что может быть проще, чем простой карандаш? Между тем, эта простота лишь кажущаяся. У простого карандаша — совсем непростая история.


Вот о ней-то я и попросил рассказать своих друзей из Омского музея просвещения и был очень рад, что они помогли создать небольшой видеосюжет об этом замечательном предмете.


Надеюсь, что вам тоже будет интересно узнать некоторые любопытные обстоятельства, предшествующие изобретению простого карандаша, а также проследить его не такую уж простую судьбу вплоть до нашего времени.

РАЗЫСКИВАЕТСЯ ПЕЧЕНЬКА!

specials спoнсорский пост
РАЗЫСКИВАЕТСЯ ПЕЧЕНЬКА!

Срочно нужна помощь пикабушниц и пикабушников, которым небезразлична судьба символа нашего сайта. Печенька, также известный как Печенюх, пропал! Наши источники сообщают, что его видели на стримерской платформе WASD.TV.


Все обстоятельства дела изложены на специальной странице, там же все добровольцы могут изучить доступные улики и приступить к поискам. Лучшие детективы, которые сыграют ключевую роль в поисках, получат щедрые награды.

Отличная работа, все прочитано!