Войти
Войти
 

Регистрация

Уже есть аккаунт?
Полная версия Пикабу

Китай

452 поста 1718 подписчиков
Описание и правила

Китайцы и китайский язык - иное мнение

в

Не люблю я вступления к постам, но тут придется...

Пост мой вызван постом камрада @iksshrek


Данный пост вызвал неимоверное жжение у меня ниже поясницы. Промучавшись сутки я таки понял, что унять я его смогу только ответным постом, который вы уже читаете. К сути.


Сначала о себе. Живу во Владивостоке, в 2009 году окончил Восточный Институт ДВГУ по специальности "Экономика КНР". До Восточки китайский я не учил. После обучения в РФ я прожил в КНР, учась в местных универах (Харбин и Пекин), еще полтора года, после чего вернулся в РФ и с того момента по сей день моя работа связана с Китаем.


Из описанного выше, думаю, понятно, что некое понимание Китая и китайцев, а также их языка у меня таки есть. Возьмемся за разбор поста, упомянутого выше. Будет мат, уж простите.


Для того, чтобы начинать хоть чуть-чуть понимать китайцев, правильнее всего было надо было бы начать повествование с самого китайского языка.

Ну вот хуй знает с самого начала. Может с истории таки? С их литературы, обзора современного блог-пространства, да много с чего... Но не суть. Кстати, отдельной цитатой пустил бы то, что автору бы выставить в самое начало своего поста:

Честно признаюсь, я не то чтобы писать, говорить толком по-китайски не умею.
...хочу напомнить, что мои последние 10 лет жизни в Китае проходили на юге...

По мне - это очень круто. За десять лет владеть лексиконом студента первокурсника и с таким апломбом размышлять о культуре и традициях нации, основываясь на своих познаниях в языке. Маэстро.


Да, кстати, статья не является целиком и полностью воспаленным бредом, факты таки проскакивают, не отнять, за что автору отдельно благодарен. Едем дальше


Если в древние времена иероглифы были похожи на картинки, и по ним можно было угадать, что они обозначают, то теперь их нужно тупо учить. Именно зубрешка основная методика изучения китайской письменности.

Китайские иероглифы (Хань Цзы, "символы" Хань (в дословном переводе) - титульной нации КНР) состоят из ключей. Иногда ключи сами собой являются иероглифами, но могут и выступать частью более сложных. Ключей, если интернет мне не врет, всего 214. Вот их надо запомнить. По сути они аналогичны буквам в алфавитах других языков - как из букв состоят слова, так и из ключей состоят иероглифы. Да, 214 это больше наших 33 букв, но, согласитесь, никак не тысячи. Помимо этого каждый ключ имеет свое значение, и, зная ключи иероглифа, можно примерно догадаться о его значении. Например, ключ chuang (чуан)

Китайцы и китайский язык - иное мнение Китайский язык, Ненависть, Длиннопост, Ответ на пост, Китай, Язык

Если вы видите иероглиф с таким ключом, то он с вероятностью 99% будет иметь отношение к болезням, медицине, либо каким-либо дефектам. Соответственно и тезис, что по упрощенным иероглифам ничего не понять и остается только зубрить, это, мягко говоря, хуйня ебаная. По количеству иероглифов - не нашел пруфов, поэтому считайте субъективным мнением, порядка 2000 иероглифов это что-то вроде минимума для грамотного человека, с этим можно жить. 5-7 тысяч для высшего образования.

Пусть вас эта цифра не пугает, задайте один вопрос себе - сколько слов в русском языке вы знаете? Как думаете, больше пяти тысяч? Я думаю, да. Тогда почему 5000 иероглифов кажется чем-то невероятным? Да все дело в восприятии и таких вот товарищах, как автор поста. В китайском языке есть система, по которой его можно выучить. Единственное препятствие, с которым вы можете столкнуться, это очень плохой слух и дефекты речи. Вас будут плохо понимать. Но, если сталкивались с иностранцами, говорящими с акцентом по-русски, вы сможете провести аналогию - вас поймут. Может не с первого раза, может не все тонкости того, что вы хотите передать, но поймут, общаться вы сможете.


Максимально известно больше 85 тысяч иероглифов. Но сейчас, ввиду очень сильного многоступенчатого упрощения китайской письменности, достаточно знать около 2500 иероглифов чтобы читать современные тексты. Теперь можете сами сделать вывод, как упростилась китайская письменность – с нескольких десятков тысяч до 2-3-ех тысяч.

Китайцы и китайский язык - иное мнение Китайский язык, Ненависть, Длиннопост, Ответ на пост, Китай, Язык

Идем дальше.

Но вся проблема в том, что звуки в китайской транскрипции читаются совершенно по другому, нежели та же транскрипция английского языка. Если вы изучали то же английский и будете пытаться прочитать Пиньин, то получится полная ерунда.
...
Плюс меня бесит разночтение символов Пиньина с нормальной английской транскрипцией.

Пиздец, уникальная проблема китайского языка. Beaucoup (боку), Peugeot (Пежо), aout (у! У сукабля!) - норм? Все произносится? Ну и тезис о том, что если учили один язык, то вам будет трудно читать на другом языке меня особенно изумляет. Тупорылый арабский язык, я учил английский и китайский, а по-арабски читать не получается, вот уроды. Язык на то и язык, чтобы знать его нормы и правила, пиньин упростил изучения языка до пиздец какого доступного уровня, и то что оно, видите ли, блять, читается не так, как хочется, это вообще проблема индейцев, а не шерифа. И кстати, на всякий, Xiaomi читается как сяо ми и никак иначе, или горите в аду за свое ксяоми шаоми и прочее. Но вернемся к теме.


Если говорить о разговорном китайском языке вообще, то он деградировал не меньше письменности. Изначально китайский язык тональный. В нем существует четыре основных тона и один нейтральный. Т.е. существует много слов одинаковых по нейтральному произношению и даже по написанию. Только правильно указанный тон может прояснить смысл сказанного.
Но в современном Китае в тонах говорят только старики, дикторы и профессиональные ораторы с трибуны.

Ять и ер больше не пользуем, деградировала речь родная. Ну и то, что на тоны все забили хуэй - это тоже как бы дичь. То, что автор их не различает, не говорит об этом как о факте. Да, не так акцентируют внимание на них, это да.


Дело в том, что в китайском языке нельзя тупо составить предложение из слов. Точнее сказать, составить то можно, но такая хрень получиться! Есть методический прием ярко иллюстрирующий эту особенность языка, когда берут одно конкретное предложение и меняя в нем слова дают соответствующий перевод. Видел такой пример у студентов. Так вот, каждый раз получается предложение с абсолютно иным смыслом. Т.е. китайский язык штамповый. И такие штампы в их речи сплошь и рядом. Возможно, он стал таковым в результате постоянного упрощения в народе

Возьмите любое предложение, поменяйте в нем слова и будет другой смысл...

Китайцы и китайский язык - иное мнение Китайский язык, Ненависть, Длиннопост, Ответ на пост, Китай, Язык

То есть китайский язык штамповый... Это вообще рука лицо. В их речи часто употребляются так называемые чэнъюй - идиомы, пословицы, обычно состоящие из четырех иероглифов. Китайский язык - это язык образов и форм, а не язык точности, уж простите меня за столь непрофессиональное описание. Использование данных идиом есть придание языку большей степени художественности, эмоциональности. Обычно данные идиомы исходят либо из поэзии и литературы, либо из исторических повествований. Их использование показывает, что говорящий знает историю, литературу и в целом культуру страны, это, блять, целый ебаный пласт культурного наследия нации, штампы, блять!

И я не упомянул, что даже сейчас, имея один государственный язык, южане не понимают северян и наоборот.

Такое может быть. Особенно если каждый будет рубить на своем диалекте. Если оба будут говорить на Путунхуа - то поймут. Как они бизнес тогда делают друг с другом, как мигрируют, да дохера всяких "Как?"! Да, необразованные неграмотные люди (обычно родом с деревень) путунхуа не понимают, они говорят лишь на своем местечковом диалекте, но то вопрос не к языку, а к уровню грамотности.

Это все исторически сложившиеся моменты. Есть еще у них другой прикол, который мне часто резал мой итак хреновый слух. Китайцы любят варьировать парные звуки, типа сэ-щэ, бэ-пэ. Например, они легко могут одинаково применять в своей речи слова Санья-Шанья, Путин-Бутин.

Не путают они нихуа. Южане, пардон, "сыкают", то есть вместо звуков "ш" и "щ" произносят звук "с". Узнал я об этом впервые на стажировке в Гуанчжоу (юг КНР) после первого курса. В магазинах обычно сильно мешало. Цифра четыре по-китайски звучит как "сы", а десять - "ши". Сказав "десять четыре" (ши сы) по-китайски вы скажете "четырнадцать", а "четыре десять" (сы ши) - "сорок". А так как они "ш" не произносят, то на вопрос "сколько стоит" могут ответить "сы сы", и вот думай, сорок это или четырнадцать, второй раз повторяют с более сильным акцентированием тонов и все встает на места. Про "б" и "п" впервые слышу. Может тоже подобное, может просто путают буквы в иностранных словах или именах, которые для них как для непосвященных иероглифы.

Внимательно разобрав такие простые слова обиходного общения начинаешь понимать что для китайцев важнее всего – пожрать и не «отхватить бобов».

Китайцы и китайский язык - иное мнение Китайский язык, Ненависть, Длиннопост, Ответ на пост, Китай, Язык

Это просто за гранью добра и зла. Это уже классический Задорнов в позднем периоде, когда начал загонять про славян, эти его "Ура - это "У Ра", Ра бог солнца, мы у бога, мы избранные".


Я, пожалуй, остановлюсь в цитировании уважаемого товарища, ибо, чую, начну скатываться в оскорбления, а это не моя война. Просто уж очень сильно не люблю, когда люди, которые ни черта не шарят в предмете, начинают рассуждать о нем с уверенным видом эксперта. Все всегда многогранней и сложнее, чем может показаться со стороны.


Вроде бы интенсивность теплового излучения спала до толерантного уровня, дымок почти не идет, а за сим и заканчиваю этот пост. Всем здоровья.

Показать полностью 4
  •  
  • 1307
  •  

Когда за проходной действительно полно желающих

в

Очередь желающих устроиться на работу на завод Foxconn по сборке техники Apple в городе Тайюань провинции Шаньси.


Зарплата на период ученичества 1900 юаней. После официального принятия - 2100 юаней + сверхурочная работа. Со сверхурочной работой зарплаты от 4000 юаней и выше. Прибавьте нолик и будет вам зарплата в рублях. Ограничения по возрасту от 18 до 45 лет.


Источник

  •  
  • 672
  •  

"Странности" Китая

в

После недавней поездки в Китай, а точнее на курортный остров Хайнань, я решил написать о некоторых ньюансах, которые поразили лично меня. Эти странности будут относиться прежде всего к самому острову так как за его границами я не был.

Первое что хочется отметить, это обилие русских туристов, что в свою очередь послужило обилию криво дублированных китайских надписей на русский. И "криво" это еще мягко сказано.

"Странности" Китая Путешествия, Китай, Поездка, Странности, Отдых, Длиннопост
Показать полностью 2
  •  
  •  

Новости Китая на сегодня.

в

Седьмая Пекинская сельскохозяйственная ярмарка открылась в китайской столице.

Новости Китая на сегодня. Китай, Новости, Мир, Видео, Длиннопост
Показать полностью 18 1
  •  
  • 85
  •  

Слышали ли вы когда-нибудь песни Metallica на китайском?

в

Китайская девочка сделала свою кавер версию песни группы Metallica Nothing Else Matters

  •  
  • 11
  •  

"Золотые" невесты Китая

в

В Китае озабочены ростом «цен на невест».


В прошлом жених предлагал родителям своей невесты около 11 тыс. юаней ($1639). Теперь будущие родственники требуют по меньшей мере три цзиня (1,5 кг) купюр достоинством в 100 юаней, машину и дом. В южной части северного Китая молодой человек, желающий жениться, должен будет потратить около 700 тыс. юаней (более $104 275). В сельских районах, где ежегодные доходы на душу населения составляют около 15 тыс. юаней ($2234), безудержный рост «цен на невест» делает вступление в брак недоступным.


Источники первый и второй.

  •  
  • 90
  •  

Когда батя после тренировки сказал: "Перед следующей треней постираю"

в

И больше никогда не ходил на тренировку.

Когда батя после тренировки сказал: "Перед следующей треней постираю" Китай, Кроссовки, Мох, Время, Сила природы, Китайцы
  •  
  • 21
  •  

Хороший бросок

в
  •  
  • 2635
  •  

9 августа - международный день китайской водки Байцзю

в
9 августа - международный день китайской водки Байцзю Китай, Водка, Байцзю

Отмечаем день в календаре.


Источник

  •  
  • 6
  •  

На переменке в китайской школе.

в
  •  
  • 1602
  •  

Когда даже смартфон не нужен

в

Дополнение к посту "Магазин без касс по китайски". В этот раз есть касса и продавец, но для оплаты нужно только лицо и пару раз ткнуть пальцем.

Что по вашему удобнее?



Источник

  •  
  • 11
  •  

Олимпийский резерв

в

Источник

  •  
  • 2110
  •  

Китайские истории. Европейские туристы в Санья.

в

Навеяно статьей о Польше, прочитанной мной сегодня здесь на Пикабу.


В нулевых и первой половине второго десятилетия в подавляющем большинстве, основными туристами в местечке Санья были русские люди. Но и из других уголков земного шара приезжал народ погреть свои телеса под теплым тропическим солнцем. В силу специфики моей деятельности приходилось встречать народ из самых разных стран. Из Европы на отдых чаще приезжали немцы. Хотя и других представителей Евросоюза тоже было не мало. В 15-ом году или так совпало, или действительно, зачастили Поляки. Было несколько компаний. В силу того, что представители старшего и среднего поколения из стран бывшего соц. лагеря владели навыками русского языка, со многими получалось общаться довольно плодотворно, а иногда и забавно. Вот несколько историй из моей рабочей практики.


Поляки


Запомнилась одна польская компания из пяти человек, которая ужинала у нас в ресторане. Обычно, когда к нам приходили иностранцы, не говорившие по-китайски или по-русски, под танки бросали меня, как единственного владеющего английским языком. Но один из этой компании, судя по внешности, самый старший очень хорошо говорил по-русски. Поэтому проблем с принятием заказа у посетителей не возникло. Я мельком пробежал по заказу, оценил его с учетом того, чтобы посетители не ушли от нас голодными, и убежал по своим делам на кухню. Кстати, польские товарищи не только покушали, но и винцом размялись. Обычно старался у всех новых посетителей узнать мнение о качестве кухни и обслуживания по окончанию оного. Но в тот раз, в силу своей занятости, упустил момент, когда эта польская компания покинула наш ресторан.

На следующий день встречаю этих же польских товарищей на пляже. Хотя они и были в купальных нарядах, я узнал их и поинтересовался о том, как они поужинали у нас накануне вечером. Этот вопрос адресовал тому поляку, который говорил со мной по-русски в ресторане. Изначально я думал, что только он владеет русским языком. Но на мой вопрос вызывается отвечать дама средних лет, буквально, перебивая уже готового ответить своего спутника по компании. Отвечала на русском, хоть и не идеальном, но вполне понятно. Полячка – (П), я – (Я):

П: - Да, покушали вкусно, но очень дорого! Как в Париже побывали!

Я: - Да, есть такое дело, Санья становится дорогим местом отдыха.

П: - А я знаю почему здесь все стало так дорого!

Я: - И почему же?

П: - Это все потому, что мы, поляки русским давали-давали деньги, а они на эти деньги здесь сделали все так дорого!

Диалог приведен практически дословно, с учетом ее ограниченного владения русским языком.

Адекватного ответа на столь громкое заявление у меня не нашлось. Дабы не накалять международную политическую обстановку я оставил эту компанию с их собственными мыслями и удалился. Больше мы у себя в ресторане их не видели.


Семья из Прибалтики.


Была у нас одна семейная пара с ребенком из какой-то прибалтийской страны, бывшей когда-то в составе Советского Союза. То ли Латыши, то ли Литовцы. Мне это было не суть важно, и я не стал заострять на этом внимание. Гостили они у нас где-то 7-10 дней. Первый раз, зайдя с опаской, проверили качество нашей кухни. Судя по всему, остались довольны и потом, в течение всего своего отдыха в Санья приходили к нам кушать каждый день. Общался с нами на хорошем русском только отец семейства. Парень примерно 30-35 лет. Между собой они говорили на своем родном языке, из которого я ничего не понимал. Да и не надо мне это. Его спутница ни разу даже не пыталась с нами завязать разговор. Из чего я сделал вывод, что она не говорил по-русски. И вот, в последний день пребывания в гостинице, эта семья приходит к нам не в полном составе. Похоже, отец семейства сдавал свой номер по выезду из отеля. Как только появилась мама с сыном, им было подано наше меню, и я предложил свои услуги принять заказ. Общаться пробовал как на русском, так и на английском. Дама жестом показала, что не нуждается в моих услугах и решила дождаться мужа. У того, похоже, возникли какие-то проблемы в отеле и он очень долго не появлялся. Минут через 30-40 его отсутствия, ловя голодные взгляды иностранных посетителей, я предпринял попытку принять заказ, указывая на картинки в меню. Благо, оно у нас было иллюстрированным. И тут, к своему изумлению, услышал, как эта дама заговорила на вполне приличном русском языке! «Голод не тетка – пирожка не подаст!» Заказ был успешно принят. А через небольшой промежуток времени и сам отец семейства смог присоединиться к своим спутникам.


Нидерланды.


Как я уже говорил, если появлялись европейцы не говорящие по-русски, моя жена прибегала к моим услугам переводчика при  общении с ними. Как-то к нам стала захаживать семейная чета европейца и китаянки. Но первым «на разведку» зашел один мужчина. Моя супруга видя  то, что он не понимает ее по-русски, автоматом переключается на китайский. И тут этот посетитель ей так отвечает на китайском языке. Контакт был моментально налажен. Как потом выяснилось, что жена у него китаянка и он довольно сносно говорит по- китайски.  Приходил он к нам почти каждый вечер пивка попить. У нас было неплохое разливное пиво, к которому мы подавали жареные орешки. Потреблял он все это сидя за стойкой бара, на которой в пол разворота стоял монитор системы видео-наблюдения. Одна из камер которой была установлена на кухне где  я работал. Так как в моих услугах переводчика проблем не возникало, я обычно пропадал на кухне, выполняя свои заказы и контролируя китайских поваров. Только в один из последних вечером у меня выдалось время с ним пообщаться подольше. Дядька оказался очень веселый и общительный. На мой вопрос, откуда он приехал в Китай, ответил, что его родина Нидерланды. На что я сразу отметил, что это там, где легализованы наркотики.

«Да, это так» – отвечает голландец.

«Поэтому мы, голландцы, все такие веселые. И вообще, я тут здорово устроился. Сижу, пью хорошее пиво. Заедаю халявными орешками, и абсолютно бесплатно смотрю реалити-шоу с ваших камер на мониторе. Все вижу как ты там на кухне стряпаешь.» 

Общение с такими позитивными людьми здорово поднимало настроение во время не легких трудовых будней.

Показать полностью
  •  
  • 60
  •  

Магазин без касс по китайски

в

Источник

  •  
  • 9
  •  

Лови!

в

Источник

  •  
  • 6
  •  

Ты - не ты, когда голоден

в

Источник

  •  
  • 5
  •  

Совет по работе и проживании в Китае

в

Читаю пикабу с 2011 года, но ни разу не было активного желания написать пост о чем либо. И вот этот день настал, мне нужен совет о том как или где можно получить интересующую меня информацию.

Обстоятельства в жизни складываются таким образом, что, возможно, осенью я поеду в Китай, на длительный срок. Знание китайского языка у меня отсутствует, но за 5-6 месяцев можно выучить основные выражения. Умею говорить и писать на английском (хотя английский там не в ходу, за исключением Гонконга), причем на уровне upper-intermediate, могу осуществлять технический перевод документации. По образованию - инженер АСУ ТП с небольшим опытом работы.

Ориентировочное место моего прибывания - город Ухань, где-то читал что там сосредоточена значительная часть промышленности, хотя ее может хватать на всей территории Китая. И собственно сам вопрос ради которого я все это пишу:

1) Охотно ли берут китайцы на работу иностранцев и на какой уровень зп вообще можно рассчитывать?

2) Какой уровень цен на жилье (съем комнаты или квартиры), на еду?

3) Стоит ли лезть в оптовую торговлю если нет опыта в этой сфере от слова совсем? Т.к. сейчас это одно из "хайповых" направлений и где со всех сторон в уши льют о нереальной прибыльности этого дела.

Конечно в инете полно разной инфы на этот счет, но как правило, она более туристической направленности и досточно обобщенная. Меня же больше интересуют детали и конечно мнение людей которые жили или в данный момент живут в Китае.

Спасибо за внимание, если будут новые вопросы - то дополню ими данный пост.

  •  
  • 4
  •  

От Дэна до моста в Гонконг. Как откат стал двигателем китайской экономики

в

Цель – не построить мост, а потратить деньги. Китайские строители и производители стройматериалов получают новые заказы. Чиновники и посредники получают свой интерес в красных конвертах или на счет в зарубежном банке. Чем больше строим, тем лучше. Об экономической целесообразности мало кто задумывается

От Дэна до моста в Гонконг. Как откат стал двигателем китайской экономики


На открывшейся в Пекине сессии Всекитайского народного собрания (全国人民代表大会), высшего законодательного органа КНР, премьер Госсовета Ли Кэцян (李克强) объявил, что целевой ориентир роста ВВП на 2019 год – 6–6,5%. Как и в прошлом году, важный вклад в экономический рост должно внести строительство инфраструктуры. В своем докладе об итогах работы Госсовета премьер с гордостью отметил, что в Китае за 2018 год построили еще 4100 км высокоскоростных железных дорог.


Прошедший год также принес в копилку китайских инфраструктурных чудес еще одно достижение – завершение строительства самого длинного в мире 55-километрового моста между китайскими городами Гонконг, Чжухай и Макао (港珠澳大桥). Открытие моста широко освещалось мировыми СМИ в октябре, но не вызвало особого энтузиазма у жителей этих городов. Собеседники автора неоднократно уверяли, что им этот мост не нужен. Зачем же тогда власти потратили $18 млрд?


Рациональное объяснение этого и многих других инфраструктурных проектов в Китае заключается в том, что строительство поддерживает на необходимом высоком уровне загруженность производственных мощностей и занятость населения, новая инфраструктура создает новые условия для развития местной экономики. Однако есть и другой фактор. Это то, что в России называется словом «откат».


Обратившись к истории экономических реформ в Китае, можно проследить, что на протяжении всех сорока лет политики реформ и открытости откат был если не главным, то весьма значимым двигателем китайского экономического чуда.


История


В экономические реформы 1980-х годов Китай вошел в значительной степени децентрализованным государством. Пекин определял общее направление развития, но практически не контролировал действия властей на местах. Региональные чиновники близко к сердцу восприняли лозунг Дэн Сяопина (邓小平) «Обогащайтесь!» и на деле показывали верность курсу Пекина, образуя аффилированные с местными «народными правительствами» (人民政府) коммерческие компании.


Феномену чиновников-предпринимателей 1980-х посвящено множество исследований, общий вывод которых таков: на определенной стадии это способствовало формированию рыночной системы, хотя в какой-то момент едва не привело к дроблению национальной экономики из-за локального протекционизма, когда, защищая интересы собственных компаний, местные чиновники вводили ограничения на продажу продукции из других провинций.


Смычка интересов местного бизнеса и политических элит была практически узаконена, но постепенно перестала отвечать интересам центра, который к тому же уступал регионам большую часть собираемых налогов. В результате в 1994 году провели фискальную реформу: большую часть налогов стали направлять в центр, а ряд налогов (например, на местную продукцию, который платился в местный бюджет вне зависимости от прибыльности предприятий) и вовсе отменили.


Как следствие, у региональных властей исчезли стимулы содержать многие убыточные местные предприятия, те стали разоряться, а чиновники начали ориентироваться на взаимодействие с крупными компаниями, имеющими коммерческие интересы в нескольких регионах.


Золотой жилой оказалась работа с государственными строительными корпорациями. Местные правительства получали у госбанков займы и тратили их на инфраструктурные проекты, подряды на которые получали такие компании. Чиновники, выступавшие в этой схеме в качестве связующего звена, за свои услуги брали откаты. Примерно десять лет назад для них начались подлинно золотые времена из-за того, что на фоне мирового финансового кризиса 2007–2008 годов Китай начал вкладываться в «большую стройку».


Мировой кризис принципиально изменил формулу успеха китайской экономики: спрос на китайский экспорт на Западе падал, и, чтобы предотвратить замедление роста ВВП, о пагубном воздействии которого для социальной стабильности ученые говорили с 1990-х годов, Пекин перешел к инвестициям, щедро тратя миллионы юаней из кубышки, накопленной после фискальной реформы.


Правительство снизило налоги на недвижимость и призвало банки давать ссуды. Посредством кредитов и прямых траншей власти начали вкладываться в железные дороги, шоссе, порты и строительство жилья. Строительный бум породил у чиновников грандиозные амбиции, помноженные на надежды получить свою личную долю.

От Дэна до моста в Гонконг. Как откат стал двигателем китайской экономики Китай, Экономика, Коррупция, Длиннопост

В городе Ухань (武汉), название которого ни о чем не говорит большей части жителей России, в 2010 году начали строить небоскреб (в августе 2017-го строительство приостановили на 96-м этаже), а местные чиновники заявили о планах за семь лет построить 225 километров метро. Как язвительно отмечает в своей книге «Век амбиций: богатство, истина и вера в новом Китае» американский журналист Эван Ознос: «В это же время Нью-Йорк отказался строить 3,2 километра линии метро Второй авеню».

Тот же Ознос в своей книге приводит многочисленные свидетельства коррупции, сопровождавшей создание самого впечатляющего из китайских инфраструктурных чудес – сети высокоскоростных железных дорог (ВСМ, 高铁). Инициатор стремительного расширения сети китайских ВСМ – бывший министр железных дорог Лю Чжицзюнь (刘志军) – в 2011 году был обвинен в получении взяток, исключен из Коммунистической партии Китая и приговорен к смертной казни с отсрочкой (позже, как это часто бывает в Китае, помилован с заменой казни на пожизненное заключение).


Впрочем, Лю был лишь верхушкой коррупционного айсберга: в коррупции оказалось замешано все министерство, упраздненное в 2013 году, и множество фирм, получавших подряды и субподряды на выполнение железнодорожных работ. Огромные прибыли получали не только чиновники, но и посредники, организующие контракты с нужными подрядчиками. Посредники могли рассчитывать на 1–6% отката. Если проект стоил $4,5 млрд, посредник получал $200 млн. И все, конечно, молчали.


Спустя несколько месяцев после отставки Лю, в июле 2011 года, произошло крушение высокоскоростного поезда вблизи города Вэньчжоу (温州).

От Дэна до моста в Гонконг. Как откат стал двигателем китайской экономики Китай, Экономика, Коррупция, Длиннопост

Вскоре было доказано, что инцидент произошел из-за неисправной системы оповещения, введенной в эксплуатацию в спешке (линию торопились сдать к 90-летнему юбилею Коммунистической партии Китая). В трагедии погибло 40 человек, еще 192 было ранено. Для сравнения: за 47 лет существования ВСМ в Японии погиб всего один человек – его прищемило дверью.

В 2012 году к власти в Китае пришел Си Цзиньпин (习近平), запустивший беспрецедентную по масштабу антикоррупционную кампанию, волей-неволей обнажившую масштабы взяточничества во всех сферах китайской экономики.


Удалось ли председателю Си побороть тотальную коррупцию в Китае – вопрос открытый. Но большая часть масштабных инфраструктурных проектов в Китае по-прежнему строится дольше, чем планировалась, и стоит больше, чем было заложено в смету.


И современность


Мост Гонконг – Чжухай – Макао не исключение. Его начали строить в 2009 году, рассчитывая завершить строительство в 2016-м. В дальнейшем дата открытия неоднократно переносилась, а общая смета возросла по меньшей мере на 30% и в конечном итоге достигла $18 млрд (в некоторых источниках указывается цифра $20 млрд), что примерно в 4,5 раза больше сметы Крымского моста.

От Дэна до моста в Гонконг. Как откат стал двигателем китайской экономики Китай, Экономика, Коррупция, Длиннопост

Мост выполнен в форме буквы «Y» и соединяет три точки: автономный район Гонконг (бывшая британская колония) – автономный район Макао (бывшая португальская колония) и город Чжухай, административно относящийся к провинции Гуандун. В Гонконге и Макао до 2047–2049 годов действует особый режим, предполагающий значительную степень автономии, включая собственный пограничный и таможенный контроль.

До строительства моста пассажирское сообщение между двумя берегами реки Чжуцзян осуществлялось на паромах. Вместительные и удобные корабли ходят каждые 20–30 минут, а их маршруты покрывают собой всю дельту реки. Например, двигаясь в Гонконг, можно прибыть прямо в аэропорт Чхеклапкок, а можно в центр города. Иными словами, проблемы с транспортом между двумя берегами не существовало. Как не было и проблем c перевозкой грузов между Макао и Гонконгом – эти два города между собой практически не торгуют.


Мост открылся 15 октября 2018 года, и уже в первые выходные на нем образовались многокилометровые пробки на подъезде к пунктам погранпропуска (в последующие дни, впрочем, исчезнувшие). О востребованности местными жителями моста это ничего не говорит – львиную долю трафика составили пассажирские автобусы с туристами из континентального Китая (大陆), то есть собственно КНР, которым продавались пакетные туры с посещением моста и трех городов. Иначе говоря, на юге Китая появилась новая туристическая достопримечательность. Проблема в том, что ее создание обошлось почти в $20 млрд, а местным жителям она не нужна.


Помимо стандартных пограничных процедур, чтобы въехать из одного административного района в другой на личном автомобиле, необходимо иметь соответствующее разрешение для машины и водителя. Так что для посещения соседнего города паром удобнее и быстрее. Ведь в отличие от паромов мост ведет не в центр города, а на окраину, откуда до центра по пробкам ехать больше часа.


Для сравнения: билет на катер Чжухай – Гонконг (район Чимсачёй; 尖沙咀) обойдется в 175 юаней, а время в дороге займет чуть больше часа. Аналогичный маршрут на автобусе будет стоить от 120 юаней, но займет более двух часов, из которых на передвижение по самому мосту придется около 15 минут.


Зачем же он вообще нужен? Изучение проекта позволяет сделать простой вывод. Цель – не построить мост, а потратить деньги. Китайские строители и производители стройматериалов получают новые заказы. Чиновники и посредники получают свой интерес в красных конвертах или на счет в зарубежном банке (собеседники утверждают, что стандартная такса в размере 1–6% со времен «дела Лю Чжицзюня» не изменилась). Накладные расходы в виде ужинов в мишленовских ресторанах и ВИП-проституток из Восточной Европы в борделях Макао в таком серьезном деле никто даже не считает.


Для большинства крупных инфраструктурных проектов, которые осуществляет Китай, справедлива та же самая логика. Чем больше строим – тем лучше. Об экономической целесообразности мало кто задумывается. Во-первых, потому, что инфраструктура – это инвестиции в будущее, и обычное сведение дебета и кредита здесь не всегда показательно. Во-вторых, потому, что нужно освоить бюджет, а потом хоть потоп.


Китайские проекты для зарубежных партнеров – из той же серии. Например, чиновники из приграничных провинций Цзилинь и Хэйлунцзян на полном серьезе предлагают построить высокоскоростную железную дорогу из Китая во Владивосток. Да не просто так, а с десятикилометровым железнодорожным мостом через Амурский залив стоимостью более $6 млрд. Знакомая маниловщина непонятно за чей счет.

От Дэна до моста в Гонконг. Как откат стал двигателем китайской экономики Китай, Экономика, Коррупция, Длиннопост

То, куда и во что вбухивают средства китайцы внутри своей страны, – это их проблемы. Однако строить свои инфраструктурные чудеса безвозмездно китайцы пока отказываются. В случае с Россией, равно как и в других странах «Пояса и Пути», речь идет о связанных кредитах, подрядах и других вещах, на которых Китай хочет заработать, а не потратиться.


Некоторые страны уже изменили свое мнение о привлекательности схемы, по которой инфраструктурные чудеса строятся по инициативе и за счет китайских кредитов (см. пример Малайзии и Пакистана). А другие, например Шри-Ланка, не успели. Перед лицом долгового дефолта Шри-Ланка была вынуждена передать Китаю глубоководный порт Хамбантота в аренду на 99 лет (на тот же срок, что и британцы арендовали в свое время «новые территории» Гонконга; 香港新区).


Очевидно, схожее будущее ожидает и другие страны, одной ногой стоящие в капкане китайских кредитов. Эксперты обычно выделяют восемь таких стран. Среди них, например, Таджикистан и Киргизия. А еще хорошо известная русским туристам Черногория.


В общем, оценивая очередной китайский мегапроект, не стоит спешить восторгаться. У них есть и другая сторона, связанная с личным интересом тех, кто эти проекты продвигает и курирует. Хорошо понятная и в России – недаром же мы с китайцами стратегические партнеры.


Источник


PS вот вам один из примеров как китайцы уже "завоевывают", а точнее, покупают мир.

Показать полностью 4
  •  
  • 17
  •  

Китайцы об Ольхоне (оз. Байкал)

в

Возможно кому-нибудь интересно, что думают жители Поднебесной об Ольхоне, самом большом острове на Байкале. Данная статья взята из независимой газеты острова Ольхон

Китайцы об Ольхоне (оз. Байкал) Китайцы, Отзыв, Путешествие по России, Байкал, Ольхон, Длиннопост
Показать полностью 6
  •  
  • 5
  •  

Титановые яйца

в

Источник

  •  
  • 4
  •  

У «Пикабу» будет своя банковская карта, и вы можете выбрать ее уникальный дизайн

У «Пикабу» будет своя банковская карта, и вы можете выбрать ее уникальный дизайн Длиннопост

У каждого большого классного сообщества должны быть свой маскот и свой мерч. А что, если бы еще была своя дебетовая карта с уникальным дизайном? Вместе с «Тинькофф Банком» мы планируем выпустить такую карту — специально для пикабушников.


У нас есть несколько идей дизайна карты, но нам хочется, чтобы ее внешний вид был по душе как можно большему числу пикабушников (а иначе какой смысл все это затевать!). Вы даже можете предложить свой вариант, и, если другие пикабушники его одобрят, мы нарисуем макет карты по вашей идее. А теперь давайте обо всем по порядку.


Почему именно «Тинькофф Банк»?

Потому что у «Тинькофф Банка» есть крутая дебетовая карта Tinkoff Black. Хороший кешбэк в рублях, процент на остаток каждый месяц, партнерские предложения и акции, удобное мобильное приложение. Если вы никогда не слышали о карте Tinkoff Black, прочитайте о ее преимуществах в этом посте, и сразу поймете, почему мы выбрали именно ее.

Показать полностью 2
  •  
  •