«Летов умер — что может быть нелепее?»
11 лет назад у себя в квартире в Омске скончался, возможно один из самых великих поэтов современности, непонятая и неординарная личность -Игорь Федорович Летов. Он стал олицетворением той непростой эпохи, того времени.
Егор (Игорь Федорович) Летов — музыкант, поэт, продюсер, художник. Родился 10 сентября 1964 в Омске. Первый проект «Посев» организовал в 1982 году. В конце 1984 года вместе с Константином (Кузя УО) Рябиновым основал группу «Гражданская Оборона».Их бурная деятельность не осталась без внимания компетентных органов в лице МВД и КГБ. В результате в конце 1985 года юноша принудительно попал в психиатрическую больницу, где пробыл с 8 декабря до 7 марта. Там он сумел не лишиться рассудка, по его словам, только благодаря ежедневному творчеству. Его ежедневно пичкали ударными дозами нейролептиков (после одного случая он на время ослеп). Чтобы выйти из больницы, ему пришлось пригрозить побегом и самоубийством. В период 1987-1989 гг. музыкант выпустил целый ряд пластинок. Это «Красный альбом», включивший песню «Зоопарк», ставшую своеобразным гимном поклонников его творчества; диск «Хорошо!!», куда вошли композиции «Хороший царь и знакомая вонь», «Психоделический камешек», «Черный понедельник». Можно отметить также альбом «Мышеловка», который он считал «наивным, но очень живым», «Некрофилию», «Тоталитаризм» и другие.
Известно, что при записи этой серии альбомов партии всех музыкальных инструментов исполнял он сам, накладывая их на пленку поочередно. Запись велась в его домашней студии «ГрОб-рекордс», расположившейся в одной из комнат маленькой хрущевки – бывшей детской Егора и его брата.К 1990 году союз охватила «гробомания». Пресытившись популярностью и решив, что ГО превращается в «низкопробную попсу», Летов дал последний концерт группы в Таллине, затем сообщил о распаде группы. Музыканты стали играть под непечатным названием «Егор и Опи***невшие». Изменились и песни, напоминавшие об экспериментах Летова с психоделиками и практиками по расширению сознания, походах по тайге, смерти Янки Дягилевой и перенесенным им энцефалитом, подхваченным от клеща.Под этим названием группа существовала до 1993 года, выпустив альбомы «Прыг-скок» и «Сто лет одиночества».
В 1993 роду он вновь работал и гастролировал в составе реанимированного коллектива «ГО». Были записаны пластинки «Невыносимая легкость бытия», «Солнцеворот».В 2000-х свет увидели диски «Звездопад», «Реанимация», «Долгая счастливая жизнь», «Психоделия Tomorrow», «Зачем снятся сны?». Последние альбомы группы характеризовались как «гаражный психоделик-рок» и были тепло приняты музыкальными критиками.
В разное время участник и продюсер проектов «П.О.Г.О.», Великие Октябри с Янкой Дягелевой, «Черный Лукич», «Враг Народа», «Цыганята и Я с Ильича», «Христосы на Паперти»...
За время своей творческой деятельности выпустил более 50 альбомов, два сборника стихов.
С творчеством Игоря Федоровича я познакомился,как и многие, уже после его смерти. И у каждого наверняка есть история знакомства с его творчеством. Как-то после удручающего зимнего дня залипал ВК наткнулся на пост с подборкой ГО. Настроение тогда было паршивое,приближались экзамены, да и вообще стоял вопрос о закрытии филиала универа в нашем небольшом городке,и,собственно,переезде. Включил я первую песню, не помню, либо это была " Моя оборона", либо "Он увидел солнце". Записи были именно те,сделанные им собственноручно. Квинэссенция того звучания,тех текстов песен, и голос Егора, в котором чувствовалась и его боль, и его радость, и его злость, и его переживания - его искренность - покорили меня. И потом еще всю ночь слушал,скачал на телефон несколько альбомов, а потом еще и еще. И подсадил на его творчество пару друзей. Символизм в текстах Егора приходит в жизнь с годами. Порой сидишь,слушаешь уже давно знакомую песню и на тебя спускается озарение, и начинаешь иначе воспринимать давно казавшийся понятный текст.
Егор был очень необычным человеком с непростой судьбой и предназначением. "Есть люди, которые знают себе цену; а есть те, кто сознает, в чем их миссия. Егор был из вторых — совершенно точно. Он был настоящим творцом в эпоху прирожденных комментаторов. И музыка у него такая получалась, потому что он не просто верил во что-то, а еще и элементарно и доподлинно знал. Поэтому по большому счету не нуждался он ни в последователях, ни в ниспровергателях, ни в каком-то дополнительном признании, ни в стимулирующем наезде. Ему правда не надо было никакого телевидения. Он хотел просто спокойно делать свою музыку, осмысленность и силу которой гарантировал стопроцентно. Иногда мне казалось, что географические границы РФ были для него просто вынужденной мерой пресечения. Никогда Летов не стремился стать русским национальным достоянием, да и не смог бы в силу своей глубокой и продуманной нездешнести. Ему вообще, по моим наблюдениям, было здесь не слишком хорошо, но он сносил пребывание на русском поле экспериментов по-солдатски — раз послали сюда, значит, так тому и быть. А вообще же он был доподлинный гражданин мира, причем той его части, где поменьше людей, а больше деревьев, животных, картин, пластинок и книг. Любил Израиль, обожал Сан-Франциско, очень мечтал хоть раз увидеть Австралию"
У Игоря Федоровича есть немало цитат, противоречивых,острых,мотивирующих,демотивирующих,побуждающих к действию, но самое главное - искренних. Он никогда ничего не боялся и говорил то,что думает, не задумываясь о том, как на это отреагирует общество. И он познал эту жизнь.
"Не теряйте надежды и совести, не впадайте в грех уныния, не складывайте оружия, не опускайте рук. Хватит заживо гнить в своих уютных капканах. Покиньте свои пыльные, затхлые закоулки — выйдите на свет безбожный, вдохните полной грудью. Родина ждeт вас — безнадeжно-молодых, отчаянных и непокорных. Требуйте и достигайте невозможного! Наступите на горло своей тоске, апатии, лени. Казните свой страх. Действуйте так, чтобы Смерть бежала от вас в ужасе. Мир держится — пока ещe держится! — на каждом из нас — живом и непобедимом. И пусть нас мало — нас и всегда было немного — но именно мы двигали и движем историю, гоним еe вперeд по сияющей спирали. Туда, где времени не было, нет и не будет. В вечность. Так не позорьте же себя и своe будущее. Встаньте!"