Про концерты с точки зрения музыканта
Привет! Не знаю будет ли это интересно здесь, но почему бы и нет)
Периодически буду писать посты о жизни "с той стороны сцены", своей профессии, организации концертов и тд.. Сразу уточняю, разговор пойдёт про классическую музыку, которой я, собственно, в разных вариантах и занимаюсь.
Сегодня мой пост об аранжировках.
Казалось бы, пришла кому -то в голову хорошая идея, подобрался состав музыкантов, формат концерта найден и даже репертуар уже практически придуман... Иди репетируй, чего тебе ещё надо?( тут должен быть мем из фильма Иван Васильич меняет профессию).
И вот тут мы упираемся в вопрос состава и наличия нот для него. Например, сольных произведений для гитары - огромное количество, не переиграть за 10 жизней, дуэтов - меньше, но хватает. Но когда мы говорим об аккомпанементах, всё гораздо, нет ГОРАЗДО скромнее.
Если для голоса с фортепиано, как для самого распространённого камерного сочетания в классической музыке, готовых аккомпанементов существует довольно много( и то, с современным репертуаром не всё так просто), то при любом другом варианте, музыканты либо пишут всё сами, либо заказывают специально обученным людям (коих немного и стоит это очень недёшево). Такая вот подводная часть айсберга, о которой обычно зрители не знают, или догадываются крайне смутно (что естественно).
Я обычно занимаюсь этим самостоятельно, тк багаж приобретённых знаний и опыта позволяет и просто клавир (ноты для фортепиано) и партитуру( ноты для ансамбля или оркестра) переложить, и даже придумать аранжировку, когда нот нет вообще, только аудиозапись песни.
Иногда, как в этом видео, нужно просто взять и адаптировать музыкальный текст, написанный для фортепиано так, чтобы сыграть его на гитаре ( или, в нашем случае есть вариант- на двух, что сильно расширяет возможности), сохранив стилистику произведения.
Иногда, +- "снять" на слух уже кем -то придуманный аккомпанемент, если он подходит и понравился.
Иногда просто придумать самому, вот совсем из головы ( тут уже истории близкие к сочинению музыки).
К какой песне какой подход применить, каждый музыкант решает сам в силу своего образования, технических возможностей, опыта, наличия времени ( что тоже немаловажно), вкусовых предпочтений и ещё множества разных факторов (вплоть до знания физики).
И вот только, когда аранжировки готовы, можно начинать, непосредственно саму репетиционную работу. Обычно часть программы уже учится и параллельно дописывается остальное.
PS: сейчас конечно очень облегчают этот процесс программы для набора нот. Эдакий музыкальный ворд, в котором можно и поправить набранное, и скопировать - вставить, и сами нотки красивые, а не вот это своë "курица лапой"разбирать потом.
PPS: я пыталась залить видео прям сюда, но почему- то несчастные 80 мб за 10 минут не загрузились.