Мир глазами личинки инженера
Инженеры и нормальные люди, любящие авиацию и космос – этот пост для вас. Не так давно преподаватель нашей кафедры организовал нам экскурсию на предприятие, производящее системы жизнеобеспечения для всего что летает высоко и очень высоко. В этом посте я сделаю краткий обзор того, что мне показалось интересным и чем поделиться мне разрешили.
Начну с того что летает высоко.
Кресло такого типа таскает внутри известный боевой птиц. Оно выстреливает пилота из кабины быстрее чем твой нос выстреливает соплю, когда ты чихаешь. Для любителей цифр - перегрузки при катапультировании до 40g (да, много. Но она действует в направлении спина-грудь. Жить можно) при открытии парашюта около 16g.
Че тут есть?
Шлем: Да, выглядит круто. Да, стоит дорого. Система связи, приборы ночного видения, светофильтр – всего лишь базовая комплектация. Этот ваш SHOEI покажется дешевым ширпотребом.
Маска: Крепится к шлему. Доставляет живительную смесь из двигателя прямо в легкие несчастного. Ну почти. Воздух отбирается из компрессора 7+ ступени, проходит через бортовую кислородо-добывающую установку и потом в маску. А че хотели? На их высотах иногда приходится дышать даже чистым кислородом. Дайверы вам расскажут тонкости подбора дыхательной смеси для различных глубин и высот.
Костюм: Штаны с такой шириной найдут признание у модного рэпера или опытного штангиста. Летчики на них смотрят как на средство выживания. Дело в том, что в них есть специальная камера, которая обжимает ноги давлением и доставляет живительную кровь из ног в мозг. Перегрузки, сэр, от 8g вынуждають. Это я рассказал про противоперегрузочный. Есть высотно-компенсирующие костюмы – по тому же принципу костюм обжимает не только ноги, но и все тело. Материал похож на кевлар. Именно этот материал по многим причинам. Одна из них ниже.
Черная хреновина перед лицом – дефлектор. Зачем? Спроси мотоциклистов. Тут тебя не просто сдувает, а еще хорошо греет. Умеющим в математику предлагаю оценить энтальпию и температуру заторможенного газа со скорости 1300км/ч. А может ли воздух работать как наждак? Может. Потому и кевлар. Упоры в локти нужны чтобы врачам руки не пришлось ремонтировать. Собственных сил не хватит удержаться.
Стальная хреновина типа подзорной трубы за плечом пилота – телескопический стабилизатор. Их по одному с каждой стороны. Почему стабилизатор именно такой и никакой другой – не знаю.
Парашют: Весь прикол не в форме парашюта, а в правильном времени его открытия. С одной стороны, нам бы не разбиться, с другой нам бы не убить пилота ударной перегрузкой раскрытия. И это только два основных граничных условия. Всю эту сложную автоматику по открытию парашута не показывали. А я бы все равно не понял.
То, что летает очень высоко.
Крышка Барокамеры для испытаний костюмов на жалких людишках-космонавтах. Жалкие людишки-инженеры для масштаба. Содержимое барокамеры показывать не разрешили.
Внутри скафандра. Самостоятельно в такой не влезть. По многим причинам. Я пробовал. В моем случае это еще осложнилось тем, что я жирный.
Вы когда-нибудь видели космический мотоцикл? Я видел.
Теперь вы тоже.
Вопросы для разминки ума:
Какое давление в скафандре и почему оно такое?
На какой высоте примерно уже надо дышать чистым кислородом?
Почему на скафандре стоит сублиматор а не испаритель, радиационный теплообменник или что-то еще?