А теперь книги про детей – в основном психология, но не только. В основном – попса, для быстрого поглощения информации родителями, у которых вечно нет времени, но не только. Enjoy.
Сначала самая попса, не вся супер-полезная, но в основном краткая и en masse создает в голове определенный настрой, позитивный фон и адекватный образ мыслей:
Когда ваш ребёнок сводит вас с ума (Эда Ле Шан) – вода и полторы полезные рекомендации. Дзен для родителей, понимание возрастных ограничений и ступеней развития, несколько полезных советов, в целом – можно пропустить, есть нагляднее и лучше. Такая иностранная «Петрановская», только менее наглядно и более сухо, суть советов – схожая, но намного менее увлекательно. 6/10
Что делать, чтобы дети (Юлия Гиппенрейтер) – у суперпопулярного психолога не так много приемов (в основном они крутятся вокруг активного слушания), но очень доходчивый стиль, читается легко и интересно. Почти вся книга – живые диалоги детей с родителями, где-то у них есть маркетингово-постановочный душок, но не критичный. Есть привычка загонять в сборники «повторы» - привычка весьма раздражающая для тех, кто зачем-то покупает бумажные книги. Ха-ха. 7/10
Тайная опора (Людмила Петрановская) – большая и полезная книга о привязанности – что и в каком возрасте происходит, какие бывают особенности, как поддержать, не обидеть ненароком и всё такое. Один из немногих прям мастридов для молодых родителей – просто, понятно, в хорошем стиле, советы не вместить на полторы страницы (редкость для авторов книг по психологии). Много примеров, много конкретики, немало внятной теории. Забавные примеры (С Пандорой, например), понятные идеи (вроде того, что потребности, блин удовлетворять надо перед муштрой, особенно лет до 3). Аналогии – хорошие, а-ля «можно ударом кулака заставить телевизор недолго работать. Починить – нельзя». Или «быть взрослым – поступать так, как считаешь нужным, даже если родители советуют то же самое». Дети еще не умеют лет до 6 делать назло и не понимают эмпатии. Воспитание – процесс не приказов и руководства, а мягкого и тонкого подталкивания в нужном направлении. 8/10
Если с ребёнком трудно (Людмила Петрановская) – здесь тот же стиль, еще больше конкретики, и в целом очень наглядно и даже можно сказать, что отрезвляюще. Много отменных примеров и «стоп-слов», которое постсоветское поколение отлично помнит («как в армию пойдет», «что из тебя вырастет» и прочее дерьмо), очень внятно и очень полезно. Родилеям надо помнить, что дети не слишком воспринимают концепцию будущего – «что будет через N лет». Что от плохих привычек избавляются постепенно, уважать личные границы, быть примером, ведь «дети будут слышать слова, но копировать поступки». Не пытаться торопить развитие, уважать чувства (особенно негативные), не манипулировать. 8/10
Целуйте меня (Карлос Гонсалес) – отличный автор, типа «испанский Комаровский», гг. Книга в противовес авторам-сторонникам авторитарного воспитания – может, их много, но я не встречал, сейчас тренды прямо противоположные. В целом же – центральная мысль очень наглядна и понятна: когда общаетесь с ребёнком, представьте, что на его месте – супруг(а). Если ей/ему скажете «ешь, а то получишь» или что-то в этом роде, то вы – идиот, хехе. Там есть несколько страниц с описанием ситуации, а-ля диалога на повышенных тонах с запретами и проч, и последовательная попытка представить, что речь о ребенке 3 лет, о ребенке 10 лет, о девушке 18 лет или о жене. Брр. Ну и так далее, и тому подобное. Типа «младенцы ко всему настроены негативно, ведут себя неразумно и полностью лишены представления о правах других людей». Заменить «младенцев» на «черных» или «женщин» и SJW вас сожжёт на костре. Надо помнить, что у детей иное мышление, но уважать их чувства, их особенности и не быть долбозвоном. Это вообще полезно помнить всем. 8/10
Что делать, если (I, II) (Людмила Петрановская) – книги для чтения детьми/с детьми. «что делать, если тебя берут на «слабо», что делать, если звонят в дверь незнакомцы, что делать, если ЧП, и все в таком духе. Очень качественно, наглядно, полезно, но мой пока мелкий, оценил не в полной мере. 7/10
Далее – любопытные книги с особенностями, которые можно рекомендовать не каждому, но своя аудитория найдётся. В своих сферах – наверняка архиважные, и упомянуть надо обязательно.
Мой ребёнок не хочет есть (Карлос Гонсалес) – для всех, кто переживает за «малоежек» - мастрид. Если кажется, что ребенок не есть, ну например: вы – бабушка-пикабушница, то читать обязательно. Рекомендаций мало – в основном крутятся вокруг «не заставляйте, блин», много юмора и убедительных доказательств, все остальное, по признанию автора, чтобы книга была потолще, а то брошюра в несколько страниц доверия не вызывает. Но это кокетство, объем полезный и интересный – с ВОЗ, приколами, художественными байками и всем таким. 8/10
Подарок на всю жизнь (Карлос Гонсалес) – «мужик, да про ГВ? Ну и что, что педиатр!» По идее подумают мамашки. Фиг знает, может, им понятнее, когда интерфейс «Ж-Ж», но эту можно смело рекомендовать папам. Так, чтобы понимали, что, зачем и почему происходит, и могли с холодной головой что-то посоветовать или объяснить. Тем более отдельные главы имеют классные интригующие названия («Что такое грудь и зачем она нужна?». Прелесть же). Прочитал поздновато, но в любом случае небесполезно. 7/10
Как любить ребёнка (Януш Корчак) – воспринимать вне контекста тяжело, эффект гало потрясающий. Корчак – человек удивительно героической судьбы, директор дома сирот во времена фашистов, погиб в газовой камере, отказавшись оставить подопечных. Но и сама книга очень крутая – у воспитателя, понятно, масштаб не тот, что у родителя, но много очень классных идей, очень классных примеров терпения и терпимости, внимания и любви. Читается, как художественная литература – увлекательно и здорово. 9/10
Мышление и речь (Лев Выготский) – классика начала прошлого века, до сих пор актуальная. Чтение тяжелое – научная книга, полная зубодробительных описаний методологии и чуть ли не научного словоблудия, но когда голова пухнет от практических советов психологов, на уровне «попсы», научный талмуд, объясняющий особенности детского развития помогает всё утрясти и разложить по полочкам. Вопросов остаётся мало, да еще параллельно исключает из обязательного чтения коллег (например, Пиаже: убедительно критикуя и разнося). Последовательно описывает, как именно развивается детское мышление, когда ребенок начинает мыслить понятиями, как речь переходит во «внутренний голос» и так далее. Не увлекательно, но очень и очень полезно. 8/10