madiarka

На Пикабу
поставил 2034 плюса и 251 минус
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
10 лет на Пикабу
1983 рейтинг 6 подписчиков 6 подписок 18 постов 0 в горячем

Русская тройка (без картинок)

О скольких ты поэтов вдохновляла!

Ты будоражила великие сердца!

Дарила счастье, от беды спасала

Одним лишь только звоном бубенца (с) Моё.


Уникальная русская запряжка родилась благодаря уникальным русским дорогам. Точнее, их отсутствию. Для успешной перевозки грузов по глинистым распутицам и глубоким сугробам требовалось большое сцепление движка с дорогой. Решение было найдено во второй половине 17 века, но особую популярность русская тройка получила лишь через сто лет. Да, русская запряжка трех лошадей в ряд относительно молода по историческим меркам, сверкнула быстро, но так ярко, что до сих пор является одним из символов России.


До тройки лошадь запрягали одну, в дуговую упряжь. Кстати, оглобельно-дуговая запряжка так же является исконно русской. Дуга предотвращает выворачивание клещей хомута, в результате лошадь может тянуть с большей силой, на транспортных работах в местах с плохими дорогами обеспечивает смягчение толчков. Для придания устойчивости применяют седёлку с чересседельником. Именно оглобельно-дуговая запряжка, плавный ход и свобода лошади относительно повозки в пятидесятых годах прошлого столетия натолкнули Гавриила Абрамовича Илизарова на создание ортопедического аппарата для сращивания костей (!).


Для перевозки тяжелой дичи русские охотники припрягали к основной пристяжную лошадь, чаще всего слева. Обуславливалось это , скорее всего тем, что правой рукой легче управлять коренником. Для проезда по узким лесным тропам левую пристяжку быстро перепрягали вперед коренника, т.е. цугом. Более того, на пристяжку часто вместо седёлки надевали седло, чтобы при необходимости ее можно было вообще выпрячь из упряжки и использовать как верховую, для разведки дороги, например, или погони за раненой добычей.


В начале 18 века стали припрягать и вторую, правую пристяжную лошадь. Высокая проходимость, скорость и выносливость к концу века позволила официально узаконить тройку для перевозки почты, курьеров и пассажиров. На ямщицких станциях слышали тройку издалека и готовили сменных лошадей заранее. Однако, вскоре появилась неразбериха из-за того, что было непонятно, государственная почта едет, или частник, готовить лошадей, или погодить? Поэтому был утвержден закон, по которому частным упряжкам запрещалось использовать колокольчики - только бубенцы. Дело в том, что звон колокольчика слышен далеко, за две версты, а в тихую морозную погоду и дальше. А бубенчики, хоть и звучат не менее красиво, но все же намного тише. У каждой тройки было свое, неповторимое звучание, голос, по которому люди с музыкальным слухом могли узнать ее издалека. Поддужный колокольчик крепился к дуге сыромятным ремнем. Ошибочно предполагать, что колокольчик вешали на кольцо в центре дуги. Кольцо называется зга и служит для крепления повода коренника, чтобы он не опускал голову. Одна из версий значения поговорки "не видно ни зги" - именно это кольцо, когда в темень или пургу его не видно. Иногда колокольчиков было несколько. По своему опыту скажу, что звучание одного колокольчика довольно утомляет, всю ночь во сне потом в голове колокольчики-бубенчики звенят... Чем разноголосее "оркестр", тем веселее езда.


"Лежит - ниже кошки, а встанет - выше лошади". Дуга являлась символом и визитной карточкой хозяина любой упряжки. Дуги расписывали народными росписями, вензелями, украшали резьбой, мастера ставили свои автографы, как на картинах. Дуги беговые тонкие вязовые, выездные высокие черемуховые, мощные ломовые дубовые... В росписи дуги преобладал золотой цвет, чтобы дуга "горела", была видна издалека. В разные времена была разная мода на цвет и роспись дуги. То это был крупный цветочный орнамент, то райские птицы, то мелкая вязь, то геометрический рисунок.


В упряжи нет ни одной лишней детали. Пожалуй, только кисти, которые летом немного отгоняют назойливых насекомых. Но украшали сбрую поистине богато! Клепками, литыми вставками - кладоискателю не нужно перечислять, "конина" часто встречающийся элемент.


Всем известен ход русской тройки - коренник должен бежать ровной рысью, а пристяжки - галопом. Поэтому и породы лошадей подбирали соответственно: рысак (допустим, орловский) и две верховые ( пусть будут терские).Однако, лошадям простых, местных пород, например, вяткам, разрешено всем троим скакать галопом. Элитная тройка должна подбираться одной масти, это учитывается до сих пор на спортивных соревнованиях троек. Коренник должен быть немного крупнее пристяжек. Гривы зачесываются у пристяжек на внешние стороны.Непослушный конский волос укрощали, обматывая прическу на ночь влажной мешковиной. Бегущая тройка - зрелище захватывающее дух, однако, такая поездка весьма опасна. Чтобы тройка была красива и озорна - подбирали горячих, злых лошадей, чтобы все плясало и искрилось. Три огромных пугливых зверя со своими мыслями и тараканами в каждой голове... Поэтому лошади должны быть безупречно выезжены каждая в отдельности и затем съезжены воедино вместе. Более того, в лошадином коллективе безоговорочным лидером должен быть именно коренник, который может даже наказать нерадивую пристяжку серьезным кусманом. Бывает так, что высококлассные сами по себе, лошади никак не могут ужиться в тройке. И вся работа на смарку, все сначала... Лошади выезжались до такой степени, что управлялись голосом и легкими движениями вожжей. Самая слабая лошадь сильнее самого сильного человека. Удержать силой такую машину просто невозможно, даже втроем. При заездке бывает, что пристяжки только движением шеи вытаскивают помощников (а заезжают тройку не менее трех человек) из повозки.Русская тройка - это продукт каждодневного труда, огромной любви, вагона опыта и знаний. Русская тройка - единый организм трех великолепных животных и дирижера-кучера. Руки кучера должны быть чуткими, пальцы гибкими, как у музыканта, недаром кучеров многолошадных упряжек обязывали овладевать любым музыкальным инструментом - для тренировки и развития рук.


Совершенно неправильно сложился образ пьяного извозчика - вроде как лошадь дорогу знает, сама довезет. С пьяным кучером, как Вы, надеюсь, поняли, на тройке далеко не уедешь. Дорога - это всегда опасность, требующая от водителя силы, смекалки и обостренного внимания. Однако, на Руси существовал древний алкогольный обычай, перед выездом подавать стременную рюмку. Небольшое количество алкоголя помогало снять напряжение в руках и сделать движения немного плавнее.


В современном мире русская тройка не умерла. Она до сих пор является популярным сопровождением народных гуляний. Рождество, масленица, троица. Заказать тройку на свадьбу стало очень модным и престижным - стоит это удовольствие дороже приевшегося лимузина и по карману не всякому.


Существуют соревнования троек, которые регулярно проводят на ипподромах. Двоеборье (Фигурная и призовая езды) троек популярны как в России, так и зарубежом. Оценивается внешний вид, съезженность лошадей,движение, скорость и послушание. Троечник - это не обидное название нерадивого школьника - Троечник - это мастер своего дела, влюбленный в лошадей и посвятивший Русской Тройке всю свою жизнь.



Будьте увлечёнными и удачливыми!

Показать полностью

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?....

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?....

Всем котиков!

Всем котиков!

Следуй за мной

Следуй за мной

Нарушение

Нарушение

Титькогриб

Титькогриб

На штрафстоянку?

На штрафстоянку?

Нижегородский гламур

Нижегородский гламур
Отличная работа, все прочитано!