lamerkin

На Пикабу
поставил 745 плюсов и 226 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
3452 рейтинг 30 подписчиков 4 подписки 17 постов 11 в горячем

Пикабушнег, бойся! СберТех зохавает твой моск!

Сегодня я читал хабр и ради интереса перешёл по ссылке на список вакансий СберТеха. Для справки, "Акционерное общество «Сбербанк-Технологии» (АО «СберТех») - российская ИТ-компания, входящая в Группу Сбербанк." По крайней мере, по мнению hh.ru


Где и заметил сей шедевр дизайнерской мысли.

Пикабушнег, бойся! СберТех зохавает твой моск! Сбербанк, НЛП, Цирк, Кто это?, Сбертех

Для тех, кто не понял юмора, поясняю - цветными линиями выделен чуть выделяющийся текст, написанный, как я понимаю, после прочтения очередной "мотивирующей" литературы серии "НЛП даже для таких, как ты". При том в полноэкранном режиме, в отличие от уменьшенной версии, текст выделяется слабо. Желающие могут зайти сами и составить своё мнение.


Я ничего не могу сказать о технической стороне, коллективе и, тем более, менеджменте СберТеха. Но...


Знаете, господа, я всё понимаю, но, в конце концов, у вас ресурс не для домохозяек, озабоченных проблемой как разбогатеть, втюхивая китайскую косметику сестрам по разуму. Он явно для людей, которые себя ценят (иногда немного выше, чем они стоят на самом деле - прим. человека, знакомого с процессом разработки) и предполагают, что будут работать  преимущественно, головой, решая интеллектуальные задачи.


При том в остальном сайт, на мой вкус, выполнен весьма профессионально. Видно, что сайт делали руками. В остальном же дизайн за этим редким исключением лаконичен, там нет пустых строк, место рационально используется, а в коде нет совсем уж диких решений. Не совсем понял, если честно, зачем делать такое выделение через отдельный span, ну ок.


И тем не менее такие мелочи - решают. Это как купить электромобиль, и наклеить под ветровое стекло монетки, бахрому и другие шедевры советского тюнинга. Лично мне такое просто не пришло бы в голову. Конечно, хозяин-барин, и волен сделать как ему хочется. Имеет право. Но на мой взгляд, всё-таки это как-то... не солидно.

Показать полностью 1

Deus Ex

Когда-то давно мне стало просто для себя интересно - почему же первая часть Deus Ex стала "игрой года", а с выходом Human Revolurion так и культовой серией.


На мой взгляд рецепт прост - авторы "просто" выкинули из классики жанра весь этот "привет из восьмидесятых", все эти классические, но непонятные на начало двадцатого века широкой публике штампы и заменили их вполне понятными. Вот и весь секрет. Как стать миллионером? Нужно ПРОСТО научиться зарабатывать миллионы.


1. Классика

В далеком двухтысячном вышла первая игра серии. Чем же она подкупала игроков? Во-первых, огромным игровым миром. "Пробежать" её, не вникнув в сюжет, было достаточно сложновато. Там было более 30 мини-эпизодов (правда, некоторые из них происходили на одних и тех же картах), а многие задания были "на подумать". Во-вторых, сам сюжет захватывал. В третьих, всё это было в строго выдержанной атмосферы. Так, например, почти вся игра проходит в ночное время, за редкими исключениями (Авиабаза Ванденберг) - закат.


Что ещё? Музыка. Если саму игру курировал широко известный в узких кругах Уоррен Спектор (который отметился в таких культовых шедеврах как Ultima Underworld, System Shock и Thief), то музыку писал не менее знаменитый в тех же кругах Александр Брэндон.

Вся жвачка в одном месте © Внимательные могут обнаружить композиции, не вошедшие в саму игру.


Сама же серия подкупала тем, что характерные киберпанковские атрибуты (роботы, ИИ) не сильно-то бросались в глаза и были расположены в мире, более-менее похожий на современный "по Станиславскому". Хотя действие разворачивалось в 2050х, проблемы были... не сказать чтобы сильно уж далекие от наших: терроризм, война непонятно кого с непонятно кем за непонятно что, перманентный экономический кризис, президент с рейтингом одобрения 35%. Впрочем, кое-что было и похуже. Во-первых, кризис немного отличался в плане "шуток про сыр с плесенью меньше, проблем больше"; во-вторых, чтобы было совсем "хорошо" (сильным мира сего), человечество поразила очередная эпиземия, на этот раз - искусственно сконструированного нановируса.

Deus Ex Киберпанк, Deus Ex, Видео, Длиннопост

Рекламный слоган "НЕ СМЕШНО". Смешно.


Игра получилась как раз на стыке двух эпох - двадцатого и двадцать первого, киберпанка и посткиберпанка. И, чтобы угодить всем, во многих вещах пришлось пойти на компромисс: сделать мир чуть менее лоскутным, а в качестве связующей силы взять не "вдруг откуда не возьмись" вышедшие на политическую арену корпорации, а старых добрых Иллюминатов. Впрочем, как вам подскажет любой человек в теме, Иллюминаты - просто очередной бренд, нужный для того, чтобы богатенькие инвесторы легче расставались с деньгами.

Deus Ex Киберпанк, Deus Ex, Видео, Длиннопост

А вот сейчас не смешно.


Вообще, по части сюжета в игре очень скажем так, "своя атмосфера" - чтобы понимать львиную долю шуточек, нужно быть в курсе конспирологических веяний, популярных для американских интернетов той поры. Однако не смотря на наличие в некоторых местах совсем уж специфичных шуточек вроде искусственно выведенных "серых человечков" и откровенной клюквы (желающие могут погуглить тему русско-мексиканских отношений в сеттинге), игра в общем-то по большому счёту "не про это".


А про что же? На мой взгляд, авторы просто хотели рассказать киберпанковскую историю в понятных для современников выражениях. Поэтому самая первая игра не тычет в лицо зрителю навешиванием аугментаций на каждого встречного утырка и откровенным плагиатом из Бегущего по Лезвию, хотя отсылки к классике там где надо сделаны. Искусственные интеллекты, нано-что-то-там, фантастическое оружие - просто декорации; игра же для людей и про людей. Большую часть сюжета занимает не вытаскивание очередного рояля в кустах, а постепенное изложение подробной истории, и подсовывание игроку новых, сочных подробностей об уже известных ему персонажах и силах.

Deus Ex Киберпанк, Deus Ex, Видео, Длиннопост

Сейчас тут будет самурайская дуэль. На плазмомётах.


На мой взгляд, это, скорее, фича, чем баг. Вместо того чтобы стыдливо отворачиваться от вечных тем - политки, взаимоотношения бедных и богатых, DE предполагает "поговорить об этом", не особо навязывая своего мнения, как, например, авторы Тропико или того симулятора разработчика игр.

Deus Ex Киберпанк, Deus Ex, Видео, Длиннопост

Ну вы поняли...


2. Второй блин комом.

Deus Ex Invisible War фанаты особо не приняли. Причина, на мой взгляд, в том, что сильно уж многое там упростили в плане геймплея, а действие передвинули ещё дальше в будущее. Дружба с консолями, которая в случае ряда разработчиков автоматически означает кривой интерфейс, тоже не пошла на пользу.

Deus Ex Киберпанк, Deus Ex, Видео, Длиннопост

Зато теперь можно взламывать не только банкоматы, но и воровать шоколадки из аппаратов по их продаже. И содовую.


Однако игра не так плоха, как может показаться на первый взгляд. Самое главное в неё - это то, что история получает своё логическое продолжение. Решения, принятые в первой части, меняют мир, вчерашние союзники Джей Си Дентона тянут одеяло на себя и поливают человека, сделавшего всю грязную работу, последними словами.

Deus Ex Киберпанк, Deus Ex, Видео, Длиннопост

... воот! С девочками, а не этой политической пгаституткой Дюмье! В две тысячи семидесятых наш квестодатель из первой части ведет по головизору передачу "До чего Дентон страну довёл". А ведь Дентон его в своё время, считай, спас.


Что же до антуража, то тут уже меньше киберпанка и больше фантастики. Скорее, тут уже "нанопанк". Так, например, канистрами с наноаугментациями торгуют на каждом углу, а у любого оружия нет патронов. Вообще. Вместо них - некие контейнеры с наночастицами, из которых нужные боеприпасы изготавливаются "в прямом эфире".

Deus Ex Киберпанк, Deus Ex, Видео, Длиннопост

Сиэттл. Киииборги...


3. Триумфальное возвращение.

Когда казалось, что серия так и останется в истории, в 2011 парни из Square Enix при поддержке Эйдосов порадовали мир достойным продолжением первой части. И не одним. Здесь и далее я не стану их особо разделять, поскольку их действие развивается в примерно одно и то же время - ДО событий первой части. Всё-таки разработчики сделали выводы из истории со скомканной Invisible War и решили поступить с точностью до наоборот: передвинуть действие и повестку дня ещё ближе к нашим дням, а проблематику - ещё ближе к текущей повестке дня, чтобы достичь эффекта "смотришь и веришь".

Deus Ex Киберпанк, Deus Ex, Видео, Длиннопост

Человек, похожий на прокурора, на предмете, похожий на матрац. Война никогда не меняется.


На этот раз "нано-" только разрабатывается и опробывается в закрытых лабораториях и... восточноазиатском регионе, а на сцену выходят вполне себе механически аугментированные люди с целым ворхом проблем, которые такие модификации несут обществу.

Deus Ex Киберпанк, Deus Ex, Видео, Длиннопост

Пройдите взад!


Проще говоря, всего, за что любили первую часть, здесь стало больше. Ну кроме разве что ночной атмосферы. И самое главное - больше этого "делового подхода": "панка" больше, "кибера" - пропорционально. Синяя лампочка на каждом сортире? Я вас умоляю. А как насчёт положить целый жилой комплекс просто чтобы не трахать мозги с агентурной работой?

Изменился и сам геймплей. Теперь "мочить" приходится не только из пушек, но и в социальных битвах - специально для любителей ставить диагнозы по аватарке в игру добавлен набор "юный психолог". В общем, мне понравилось.

Deus Ex Киберпанк, Deus Ex, Видео, Длиннопост

Дженсен. А. Ван Брюгген А. "Как вычислить по айпи и набить еб". Москва, Детгиз. Серия "тайные операции даже для таких как ты".


Кроме того, в лучших традициях современного игроделания, всю игру можно пройти без лишних жертв - список людей, которых НАДО убить, не так уж и большой. Как и в первой части, вокруг ненужных свидетелей можно прокрасться по вентиляции, подобрать код к задней двери, а то и просто вырубить.


Но самое главное - это всё та же, только ещё лучшая многовариантность и обилие квестов с яркими персонажами. Протагонист всё так же, ни много ни мало, меняет мир.


Скажу честно, с пражской серией я толком не ознакомился. По крайней мере пока что. Однако даже с такой вводной хочется верить, что и Mankind Divided - не последняя в серии. Уж сильно хорошо начало получаться.

Показать полностью 10 1

Классика жанра: игры

Вообще, обзор было бы честнее начинать с фильмов. Однако каждый отдельный фильм тянет на соответствующий обзор, так что я решил оставить их на потом.


Syndicate (1993)

Вообще я придерживаюсь принципа, что обзоры должны быть про то, что человек сам видел хотя бы в виде прохождения на ютубе. Как минимум. А в идеале ещё и сам играл-смотрел. Однако есть исключения, не упомянуть о которых было бы как минимум невежливо. Синдикат представляет собой именно такое исключение.

Классика жанра: игры Киберпанк, Игры, Видео, Длиннопост

Планета...

Классика жанра: игры Киберпанк, Игры, Видео, Длиннопост

Кииборги...

Классика жанра: игры Киберпанк, Игры, Видео, Длиннопост

Заполонили всё...

Одна из первых популярных игр "про это", по сюжету "всех убить, одному остаться", по содержанию - тактика а-ля Jagged Alliance, по графике... может, икс-ком? В экономике, так сказать необходима.


BloodNet (1993)

Вообще говорить о ней сложно, особенно кратко. "Всего лишь" игра про эээ... хакера, которого покусал вампир... и при этом ему надо срочно провести расследование, чтобы сохранить человечность... которая обеспечивается специмплантом... ресурс которого тоже не безграничен. И, нет, игру делали не индусы. И не бразильцы.

Классика жанра: игры Киберпанк, Игры, Видео, Длиннопост

When you see it...

Классика жанра: игры Киберпанк, Игры, Видео, Длиннопост

Одного терабайта хватит всем. © Шеф TransTechnicals


Несмотря на свой пёстрый антураж и противоестественную связь с Ван Хельсингом, игра представляет собой ТОТ САМЫЙ киберпанк. К сожалению, слишком, на мой взгляд, хардкорный - я так и не прошёл.


System Shock (1994) и System Shock 2 (1999)

Космическая разновидность жанра или рассуждение о том что было бы если бы в "чужом" людям довелось иметь дело не с каким-то там биологическим объектом, а с вышедшим из под контроля ИИ. Впрочем, ко второй части идейный продолжатель плохиша из первой полез-таки в биологию и долгое время успешно прикидывался инопланетной формой жизни.

Классика жанра: игры Киберпанк, Игры, Видео, Длиннопост

Игра - просто праздник для любителей лута.

Классика жанра: игры Киберпанк, Игры, Видео, Длиннопост

Тошнилиум бээээ. А что вы хотите, у нас - пришельцы. Вроде.


Вообще игра представляет собой достаточно годный хоррор в антураже НФ но при этом со всеми классичесикми атрибутами - непонятный противник, зомбиапокалипсис (или что-то вроде того), привидения (вы не ослышались) и даже банальные выскакивания из-за угла. Вот идёте вы такой расслабленный по космической станции, а из-за угла выруливает тётя-киборг.. у которой вместо лица - череп с глазами. И лезет вам этим самым черепом в экран. И всё это на фоне дистопичной Земли и чисто киберпанковского быта и культуры.


Серия Deus Ex.

Пожалуй, одна первых игр "классики жанра", разработчики которой хотели "поговорить об этом", отойдя от канонов классики. Дело в том, что всю свою карьеру серия хоть и пыталась быть "тем самым киберпанком", но старалась особо не тыкать Гибсоно-Диковским антуражем в лицо зрителю. Мегакорпорации стеснительно жались по углам, импланты были только у кого надо, а на первый план вышли Иллюминаты, Тамплиеры, политика и прочие закулисье.


По геймплею - бодрое сочетание квеста, экшена и ролевой с возможностью отыгрыша совершенно как шпиона-тихушника, так и Терминатора, взрывающего направленные на него снаряды силой мысли особыми наночастицами.

Классика жанра: игры Киберпанк, Игры, Видео, Длиннопост

Писатель-фантаст Александр Киборгов не обошёл своим вниманием и сей проект...


Игра радовала многовариантностью, и совсем уж упоротыми концовками, вроде "я вам сейчас всё телевидение испорчу". Всё-таки авторы смотрели картины тех времён и мотали на ус.

Извиняюсь что на английском, но суть, думаю, понятна.


Потом была средней успешности вторая часть, а затем и третья, перемещенная ближе к нашему времени, где тему раскрыли уже вдоль и поперёк.

Классика жанра: игры Киберпанк, Игры, Видео, Длиннопост

Ну и где шляется этот славянский шкаф?


Разработчики даже сделали финт ушами и раскрыли тему не только генномодифицированных бойцов невидимого фронта, но и всяких мимо подвернувшихся, "которые знали того мужика который набил морду Дженсену" вроде Бена Саксона.

Классика жанра: игры Киберпанк, Игры, Видео, Длиннопост

Современное кино авторы тоже посматривают.


Следует заметить, что к третьей части франшиза не ударила в грязь лицом (в отличие от Тиранов - как сказал бы циничный Ургант), и, вероятно, в дальнейшем будет развиваться.


Заключает наш обзор серия Shadowrun, которая из-за своих порочащих связей с фентези всегда стояла немного особняком, однако является достаточно древней. Да что там, игры по мотивам сеттинга выходили ещё на NES (то бишь Денди) аж с 1993 года

Классика жанра: игры Киберпанк, Игры, Видео, Длиннопост

Еду, понимаешь, в трамвае...

Классика жанра: игры Киберпанк, Игры, Видео, Длиннопост

А тут, паимаишь, электорат!


В 2010х серию решили возрождать. Тут же вышел Shadowrun Returns в современной графике, а вслед за ним - модули уже про Берлин и Гонконг.

Классика жанра: игры Киберпанк, Игры, Видео, Длиннопост

Просто толстый тролль. В окне выбора оружия - очередная "отличная шутка" из категории "супертолсто".


Несмотря на... своеобразный сеттинг отличными шуточками вида "Раса: эльф; национальность: монгол", "кибера" в Шедоуране ничуть не меньше, а порой и больше, чем в других именитых франшизах. И, более того, всё это мастерски подаётся игроку так, что он только успевает следить за развитием сюжета, ужасаться омерзительной продажности корпоратов, награждать невиновных и подозревать непричастных, попутно вступая в противостояниями со всем кем только можно.


Как и полагается обзору, при столь краткой информации он получился достаточно длинным, но содержит всего ничего информации по той или иной франшизе. Мораль? Мораль заключается в том, что каждая из них заслуживает не менее длинного поста с подробным описанием хитросплетений сюжета, игровой вселенной и вообще.

Показать полностью 13 1

По памятным местам

Моя небольшая слабость - замечать фантастические мотивы в реальных местах. Особенно хорошо получалось в детстве. Поэтому данный пост - скорее, "по местам боевой славы" тех или иных киберпанковских франшиз.


1. КОУЛУН.

Ничего необычного, просто городской квартал Гонконга из серии "само выросло", с плотностью населения больше чем в Токио, построенный в духе "я его слепила из того что было".

По памятным местам Киберпанк, Местоположение, География, Длиннопост

Чисто для справки: 1987 год, общая площадь 2,6 га, численность около 33 тысяч человек. Кустарные коммуникации, электричество и сама застройка. Что там с контролем правопорядка - думаю, сами понимаете. Терпели это великолепие ровно до девяностых, после чего снесли.

По памятным местам Киберпанк, Местоположение, География, Длиннопост

Электрикам это место тоже нравилось.


При чём тут киберпанк? Малоконтроллируемая сверхзаселенная территория, где население занимается непонятно чем, выросшая по недосмотру властей.


Где засветилась? Во-первых, как гласит викия, "Коулун стал прообразом виртуального города-крепости хакеров (Walled City) в романе Уильяма Гибсона «Идору», о чём автор упоминает в предисловии." Во-вторых, в недавно вышедшей Shadowrun: Hong Kong, где по всему этому великолепию можно побродить.

По памятным местам Киберпанк, Местоположение, География, Длиннопост

Мрачная и безысходная атмосфера.


2. ДЕТРОЙТ.

Город на границе с Канадой стал для Америки своего рода мемом. Во-первых, он достаточно быстро разросся во время бума автомобильной промышленности; во-вторых, он точно так же быстро пришёл в упадок, когда сильные мира сего пришли к мнению, что автомобильной промышленностью более прилично заниматься где-нибудь в Китае. Нефтяной кризис 1973 года спросу на автомобили так же не способствовал.


В результате численность населения уменьшилась, а в городе появилось много очень много весьма колоритных заброшек, и, до кучи, этническая диспропорция.

По памятным местам Киберпанк, Местоположение, География, Длиннопост

Как-то так. Точка установлена в положение 2009 года.


Вообще, насколько мне не изменяет память, негров в США около 13%. В Детройте же их... на мой взгляд, "немного" больше, со всеми из этого факта следующими: преступностью, межэтническими трениями и т.д. и т.п. На этой почве даже случился бунт в 1967 году.

К чему я это рассказываю? Да по сути, только к тому, что когда парням из Square Enix по сути, ничего и выдумывать особо не пришлось: взять Детройт, добавить сеттинговых фишек - вот и получилась киберпанковская атмосфера.

По памятным местам Киберпанк, Местоположение, География, Длиннопост

Шариф приехал, клоуны остались.


3. ШАНХАЙ

Когда говорят "Шанхай", у людей особо не возникает эмоций. Ну китайский мегаполис, ну и дальше-то что? И совершенно зря.


"Киберпанк" в Шанхае начал проклёвываться ещё в начале двадцатого века. К началу ВМВ в Шанхае жило более 3 миллионов человек (желающие могут сопоставить с другими крупными мегаполисами), солидная часть из них была иностранцами, живших в "городе в горде". Называлась эта территория просто и бесхитростно - Шанхайский международный сеттлмент, там действовали свои законы и делались свои европейские дела.

По памятным местам Киберпанк, Местоположение, География, Длиннопост

Этаа... коммунальная... коммунальная... страна!


В 1943 году праздник кончился одновременно с началом японских военных действий. Белые обезьяны посовещались и решили, так уж и быть, город отдать обратно под китайскую юрисюдикцию. Ну как отдать... в формате "тебе нужен, ты и забирай".


В общем с такой вводной понятно, что у города будущее будет большое.

По памятным местам Киберпанк, Местоположение, География, Длиннопост

Шанхай - це Брiтания! Улавливаете, откуда дизайн особняка "Королевы драконов"?


Так что те же самые эниксовцы решили особо не городить огорды, и просто поместили действие в Шанхай, где всем заправляет британская ЧВК Беллтауэр. Где-то я это уже слышал...

По памятным местам Киберпанк, Местоположение, География, Длиннопост

Кстати, в реальности Хенгша, где происходит солидная часть действия Deus Ex - маленький островок с малоэтажной застройкой. Все те картинки, которые попадались мне по данному запросу и не относились к Deus Ex, отображали какую-то чуть ли не деревенскую пастораль.

По памятным местам Киберпанк, Местоположение, География, Длиннопост

Гермиона сильно изменилась за лето...


4. ТОКИО

В принципе в эту категорию можно записывать многие японские города, как собирательный образ той странной непонятной Японии, где промышленные конгломераты управляются кланами "своих людей", каждый из конгломератов содержит как минимум свой банк (иначе несолидно), в отдельных кварталах горожане предаются чисто японским развлечениям, а ниндзи и гейши, поголовно состоящие в рйуский мафьйийя якудзе внимательно следят, чтобы фильмы с ними собирали ничуть не меньшую кассу, чем про заснеженную Россию, медведей и балалайки.


Вообще про Японию можно рассказывать долго. И про специфику, и про кварталы знаменитых городов (в том числе и кварталы красных фонарей) и про то как устроены дзайбацу и за что их так любили классики киберпанка, но... я совершенно не японист. Ну так вышло. Если таковые тут есть - прошу, напишите отдельный пост про роль Японии в киберпанке и почему многие классики так в неё втюрились. Ну а я просто запощу соответствующие картиночки.

По памятным местам Киберпанк, Местоположение, География, Длиннопост
По памятным местам Киберпанк, Местоположение, География, Длиннопост

Блин, я даже не знаю как фонетически правильно выговорить некоторые названия.


5. ГОНКОНГ

Районом Гонконга я начал, им же, как отдельным городом я свой пост и закончу. Долгое время он находился во владении Великобритании и только в 1997 году его так уж и быть "вернули взад". Как следствие, там сложилась своя атмосфера и весьма пёстрое сообщество с характерным языком и менталитетом. Пожалуй, лучшего места для международной корпорации не найти.


Засветился Гонконг сразу в двух франшизах - Shadowrun и Deus Ex. Почему же?


Во-первых, этот не совсем понятный до 1997 года с точки зрения сторонников традиционных государств, статус. В Deus Ex тему полностью раскрыли, в Shadowrun ограничились культурной эклектикой.


Во-вторых, маленький клочок земли стал внезапно нужен большому числу людей, которых объединяла одна цель - делать деньги. Во-вторых, рынок под них подстроился. Гонконг - это дорогая земля, высотная застройка и атмосфера буйного капитализма, местами переходящего в антиутопию.

По памятным местам Киберпанк, Местоположение, География, Длиннопост

На мой взгляд, если бы Skynet задался целью не уничтожить человечество, а компактно разместить его на ограниченном пространстве, у него получилось бы что-то вроде этого. Сухая машинная логика, не стеснённая эргономикой, эстетикой и другой "гуманитарщиной". "А чо такого, вы ж биологические, хрущёвки и башни у вас в культурный код вшиты". Ле Корбюзье под спидами.


Обзор получился достаточно кратким, поскольку каждый из городов заслуживает особого внимания. Ещё больше прообразов осталось без моего внимания так как просто не в лезли в формат такого вот длиннопоста, да ещё и с картинками. Не раскрыта тема других регионов, не упомянуты всякие забавные парадоксы. Например, тот факт, что футуристические Пекин и Ньюарк в "Джонни-мнемонике" снимались в Канаде. Кстати, о Канаде. Монреаль, если кто не знал, это не только одна из локаций в Deus Ex, но ещё и... дефолтный город для системы Shadowrun.


В общем-то все эти темы ждут того, кто их как следует раскроет и, я думаю, когда-нибудь дождутся.

Показать полностью 11

Про разоблачалкиных

Или по мотивам очередной активности "разоблачителей" тоталитарного советского режима, коммуняк™ и лично Сталина.


Вообще, как уже хорошо знают те, кто подписался на меня в политических ветках, меня в симпатиях к советскому строю и его деятелям упрекнуть крайне трудно. Я как бы даже наоборот. Тем не менее "разоблачения" как жанр я считаю феерической дурью.


Почему? Прежде всего, потому что чтобы научиться ходить, надо сначала научиться стоять на ногах. В девяностых люди в буквальном смысле слова учились жить в обществе, лишенном идеологической стерильности, вырабатывая иммунитет к совсем уж детскими болезнями вроде "Новодворской" и всенародных голосованием сердцем. Однако ничего позорного в этом нет. В жизни каждого человека был период, когда он, пардон муа, клал под себя, и... дальше-то что?


Именно в этой атмосфере и полезли разоблачалкины. Вот представьте: ребенок, полноценный, здоровый, бедный разве что да с не очень благополучным детством, читает книжки. В книжках кораблики, паровозики и связанные с ними истории. И вот к нему подсаживается умный дяденька и начинает рассказывать уже совсем другие истории. Про то что

1. Двоюродная бабушка была алкашкой

2. Дядя зарубил тётю топором на почве бытовой ревности

3. Дядя Женя был не лётчком-испытателем, как сказала мама, а пьяницей с белой горячкой.


Истории в общем-то житейские, из серии "бывает", хотя и весьма пикантные. Семейные, можно сказать. Семья, если кто не знает - это не только красивая свадьба, поцелуи и ношение на руках жены, но ещё и пеленки, совместное решение бытовых проблем и весьма щекотливые нюансы, которые супруги непременно узнают друг о друге. Так что слово "семейный" весьма точное.


Так вот, кем на ваш взгляд является такой персонаж, взявшийся проводить подобные агитбеседы? На мой взгляд, идиотом. Потому что никакой "истины" он от подростка не добился бы даже в том случае, если бы таковую цель себе ставил. Максимум - так это неприятие и всякие идеологические аберрации вида "антисоветский, а значит антирусский" ©, как говорил один сантехник-переводчик, в свободное время пробавляющийся объяснениями того, что вокруг него исключительно тупорылые™ граждане, не понимающие... истин примерно подобного же пошиба.


И тем не менее наш гипотетический разоблачающий дяденька, хоть и выглядит дураком, и сам это понимает, ничего иного говорить не может. В принципе. Потому что в этом его интерес. Можно сказать, шкурный. Связанный с тем, будет ли у него дальше хлебное место, сеть рестораций или какой другой бизнес, возникший исключительно по причине собственной гениальности и по просьбам трудящихся.


Дело в том, что "мальчик" взрослеет, и входит в ту фазу, когда историей своей семьи начинают интересоваться для себя. Без прикрас, просто чтобы знать, чего от себя ожидать и где подстелить соломки. Детство у русских закончилось в 2014 году. В глаза стали бросаться многие "взрослые" вещи. Сразу стало понятно почему Хрущёв при жизни был матёрым хамлом и почему отдал Крым Украине just for lulz, даже не заморачиваясь с правовым обеспечением. И что, вероятно, такой поступок был как-то связан с его национальностью и общей политикой, характерной для тогдашних реалий.


Так вот, а теперь к самому главному. Знаете, есть такая криминальная присказка, обычно следующая сразу после перечисления угроз: "а ментам скажу, что так и было!".


Так вот публичные разоблачалкины почему-то почти поголовно состоят из людей, которые всеми силами стремятся доказать что "так и было". Потому что если историю читать внимательно, то можно с удивлением обнаружить самих "разоблачителей" рядом с разоблачаемыми ими коммунистами. Люди ездили в те же номенклатурные дома отдыха, кушали ту же колбасу из распределителя, отдыхали и общались с теми же самыми деятелями советской эпохи, от дружбы с которыми сейчас открещиваются или стараются помалкивать. А если читать про современность, то получается ещё смешнее. В девяностых у всех этих людей внезапно возникают непыльные синекуры, гранты, блат, капиталы, недвижимость - и всё это за пределами того что может себе позволить типичный мужик "из простых", который решил "сделать себя". Почему же? Только и исключительно потому что наши разоблачалкины - люди Талантливые. Гениальные. Не то что всякое там быдло™.


Наблюдать за этим процессом, зная предысторию, забавно. С каждым годом враньё становится всё глупее, а накал - истеричнее. Но что мне особенно нравится - так это то, что мнения, аналогичные моему, встречаются всё чаще. В двухтысячных это было экзоткой, в том числе и для меня.


Потому что ничего другого из истории, какая она есть, и не следует. Хоть её читать "за" Сталина, хоть "против". Полностью противоположные выводы, конечно, могут получиться, только обычно они подкрепляются не ссылками на конкретные события, а... всё теми же плюшками, полученными в советский период. "Талантливый человек талантлив во всём".


Вот такая прикладная социология.

Показать полностью

Cyberpunk 2020

В прошлом посте я упомянул такую настолку как Cyberpunk 2020, по которой CD Project Red обещает выпустить свой Cyberpunk 2077. На мой взгляд, стоит остановиться на ней подробнее, поскольку игра представляет собой концентрированную выжимку всех штампов, характерных для той эпохи киберпанка.


Небольшое пояснение: настолка - это не только игра с карточками или миниатюрами, но ещё и такая штука, которую называют tabletop rpg - то есть попытка играть в RPG без компьютера. Мастер рассказывает некую историю, игроки делают заявки в нужных местах, мастер изображает реакцию мира. Иногда действие прерывается броском кубиков и высчитыванием необходимых результат. Выглядит процесс как-то так:

Эпоха настолок была очень популярна в США и Европе в 80х и многие из них легли в основу для дальнейших RPG-новелл.


Написал эту игру Майк Пондсмит в 1990 году, при том, насколько мне известно, Майк и сейчас входит в творческий коллектив Cyberpunk 2077. Собственно, это он сам:

Cyberpunk 2020 Настольные игры, Cyberpunk 2077, Видео, Длиннопост

Отношения с публикой у Майка... специфичные...

Cyberpunk 2020 Настольные игры, Cyberpunk 2077, Видео, Длиннопост

...однако своё дело он знает.


Итак, что же есть Cyberpunk 2020? Прежде всего, это несколько солидных печатных книг, ещё больше дополнений Chrome Magazine и бесчисленное множество материалов фанатов. К сожалению, в отличие от шедоурана, большинство из них так и не было переведено на русский, хотя, справедливости ради скажем, что сами книжки написаны на не очень заумном английском.

Cyberpunk 2020 Настольные игры, Cyberpunk 2077, Видео, Длиннопост

Про что же сами книжки? Про альтернативную вселенную, развивавшуюся скорее по канонам жанра, чем по каким-либо историческим закономерностям. Кстати, действие книги начинается в ту же эпоху, когда она и была написана - то есть в 1990х, в книге упомянуты, например, Горбачев и другие места и события, характерные для того времени. Однако как бы то ни было, история пошла другим путем и в результате за 30 с лишним лет всё доросло до полного киберпанка.


На момент начала игры в 2020 мир стал совсем другим. Разработано полноценное киберпространство с возможностью погружения, импланты стали такой же распространенной вещью, как и мобильники. Но самое главное - изменился сам уклад общества. Копы уже не справляются с преступностью, которая стала, скорее, разновидностью профессии, чем бичом общества, а всеми делами заправляют всемогущие корпораты, разбирающиеся с конкурентами с помощью услуг людей вроде Кларенса Боддикера.

Cyberpunk 2020 Настольные игры, Cyberpunk 2077, Видео, Длиннопост

Где-то я подобный дизайн уже видел...

Cyberpunk 2020 Настольные игры, Cyberpunk 2077, Видео, Длиннопост

Однако гораздо чаще в дело вступают хакеры и Соло - профессиональные наемники, посвятившие жизнь решению проблем... "more direct methods", как гласила заставка к очередному фильму со Шварцем. На подтанцовке выступают (не)продажные журналисты в бронежилетах, которые лезут в самый эпицентр событий и стремятся донести правду до обывателя, а так же... рокеры, обладающие властью поднимать толпу на совершение противоправных действий против сильных мира сего.


Да, "киберпанк 2020" - целиком продукт той эпохи, поэтому некоторые вещи оттуда выглядят для нашего современника достаточно дико, и это не только гигантские ящики ноутбуков с функционалом Спектрума. Однако, стоит заметить, что сама система во многом написана "по приколу". Так, например, среди характеристик персонажа вроде силы и ловкости есть так называемая Cool - что-то вроде готовности ворваться с пистолетом наголо в помещение и всех там положить, и только затем думать о том, насколько это безопасно.


Действие происходит в футуристическом мегаполисе Night City.

Cyberpunk 2020 Настольные игры, Cyberpunk 2077, Видео, Длиннопост

Город Ночи представляет собой что-то среднее между киберпанковским Лос-Анджелесом (тянет их прямо на этот Лос-Анджелес) и Сан-Франциско, где базируются крупнейшие мегакорпорации Делаются Дела и происходят типичные киберпанковские истории.


Однако далеко не всё действие ограничевается этим городом

Cyberpunk 2020 Настольные игры, Cyberpunk 2077, Видео, Длиннопост

За городом обитают племена кочевников - отринутых пост-рейгановским форматом общества людей, которые, судя по всему, восприняли слишком близко к сердцу Безумного Макса и карпенеровский "Побег из Нью-Йорка". Собственно, за пределами крупных городов жизнь вообще... "на любителя", что как бы намекает нам, что до корпоративной вольницы Америка докатилась после серьёзного кризиса и военного положения.

Cyberpunk 2020 Настольные игры, Cyberpunk 2077, Видео, Длиннопост

Впрочем, не Америкой единой. Япония тоже жарит в своём репертуаре, стабильно поставляя киберпанковскому миру японских киборгов, якудз и прочих гейш.

Cyberpunk 2020 Настольные игры, Cyberpunk 2077, Видео, Длиннопост

Европе так же есть, что сказать, ведь туда съехались местный аналог IBM и ряд других корпораций. Кстати, все цены в книжке даны в виде так называемых "eb" или евробаксов. Ну и в качестве вишенки на торте среди корпораций возвышается Неосоветский нефтяной гигант SovOil, конкурирующий с техасской Petrochem. Майкл явно что-то знал. :)


В заключении хочу сказать, что внешне статичный мир киберпанка не стоит на месте. В 1997 году из Cyberpunk 2020 вырос Cyberpunk 203X, где вселенную, как это и полагается, основательно переписали, убили особо одиозных злодеев, наградили невиновных, и сделали всё вообще "про другое". Однако, на мой взгляд, какой-то особой популярности они на снискала.


PS: Кстати, я тут подумал что будет лучше если в том или ином обзорном материале в итоге публиковать список ссылок по теме.


Ссылки:

http://ru.cyberpunk.wikia.com/wiki/Киберпанк_Вики - достаточно скудная вики по объединенным вселенным 2020-2077.

http://ru.rpg.wikia.com/wiki/Cyberpunk_2020 - то же самое на ролевой викии.

https://vk.com/cyberpunk2020 - тематическое сообщество.


Англоязычные ссылки:

https://en.wikipedia.org/wiki/Cyberpunk_2020 - более-менее подробное описание вселенной, в отличие от куцей русскоязычной статьи на той же вики.

http://datafortress2020.com - крупный любительский фан-сайт, который мне удалось разыскать. Много компиляций и фанфиков по теме.

Показать полностью 9

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре

Итак, сообщество создано и теперь у любителей киберпанка тоже будет своя ниша на Пикабу.


В интернете часто спорят о том, что принадлежит киберпанку, а что нет. А "Матрица" - киберпанк? А "Робокоп"? А "Терминатор".


На мой взгляд, как фаната жанра, вопрос это сложный. Примерно как "что такое философия" - все прекрасно понимают, о чём идёт речь, но если дать чёткое определение, то оно будет или неполным или вызывать некоторые вопросы. Поэтому я решил написать небольшой гайд и по совместительству введение в историю жанра. Разумеется, это только моё мнение и на абсолютную истину я, как всегда, не претендую. :)


Обычно такие вещи пишутся в журналистской манере разной степени скучности. Обязательно упоминаются мэтры жанра, такие как Гибсон, их программные произведения ("Джонни-мнемоник", "Снятся ли андроидам электроовцы"), журнал "Дешёвая правда", строятся литературоведческие аналогии с Берроузом и другими предшественниками... мде. Я решил обойтись без этого и написать своими словами, особо не фиксируя внимание на преданиях старины седой.


Прежде всего, что такое "-панк". Вот представьте типичную научную фантастику шестидесятых. Её вводная проста: скоро человечество преодолеет все трудности: войны, болезни, бедствия, устроит идеальное общество и полетит в космос. Всё будет хорошо и прекрасно, а грядущие вызовы превратятся в увлекательную интеллектуальную задачу для будущих поколений.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

И вот, когда все уже расслабились и приготовились вкушать светлое будущее, на сцену вылезает наш герой - его величество Панк, мрачно демонстрирует фигу (в кармане) и говорит: ага, ЩАЗ! Закатай губу, ботанчик! Технологии несут не только новые решения, но и новые проблемы, люди совершенно не собираются перевоспитываться, и вообще у прогресса есть и оборотная сторона медали. После чего начинает сыпать примерами из реальности.


Вот это и есть чисто "панковский" подход. "-панк" - это всегда конфликт, война, философские вопросы и долгие рассуждения о язвах общества. По крайней мере таковой "панк" планировался по техзаданию. На практике же жизнь общества пошла немного другим руслом, ядерной войны не случилось, особой глобализации пока что тоже и мрачные киберпанковские картины стали ассоциироваться для нас и наших западных же собратьев по разуму с детством, фильмами эпохи VHS и характерными постерами. Тем более что жанр, вытащенный из гибсоновско-стерлинговских закромов и более-менее прилизанный Голливудом был не лишен определенной романтики.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Да, это одна из особенностей жанра - "чистый", "тот самый" киберпанк эпохи восьмидесятых сквозит такой безнадёгой и отсутствием хеппи-енда, что им можно пугать детей.


Как же такое вообще выросло? Во-первых, таков был общий контекст эпохи. Люди жили в преддверии ядерного апокалипсиса и прекрасно понимали, что технологии меняют мир, но не всегда в лучшую сторону. Кроме того, люди уже знали про информационную технологию и более-менее ощущали себе её потенциал: стало понятно, что компьютеры и массовые коммуникации изменят мир, но как именно - никто не знал.


Однако, помимо отцов-основателей (Гибсона, Стивенсона, Стерлинга и многих других), придумавших Чёрный Лёд, дзайбацу и героический образ одиночки, действующего несмотря ни на что, я думаю, было бы уместно вспоминить ещё одного человека, о котором традиционно забывают в журналистско-литературоведческих исследованиях.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Рональд Уилсон Рейган. Поскольку пост не о политике, я не буду подробно останавливаться на его "достижениях", скажу лишь что, на мой взгляд, именно он способствовал популяризации рассказов, которые гики писали для таких же гиков, среди широких масс населения. Представьте себе что вы - типичный американец той эпохи. Просыпаетесь как-то утром, смотрите налоговую декларацию, слушаете по телевизору Рейгана и как-то ловите себя на мысли, что, походу, до транснациональных корпораций, якудзы и злыдней-капиталистов дело такими темпами всё-таки дойдёт.


В общем, как бы то ни было, на киберпанковскую литературу обратил свой взгляд Голливуд, оценив так сказать потенциал. Рассказики были подчищены для того чтобы втиснуться в рейтинги (желающие могут, например, почитать текстовый прототип Джонни-Мнемоника, а потом сравнить с кинокартиной), в нужных местах нарисовали хеппиенды, и на широкие экраны один за другим пошли "Бегущий по лезвию" (1982), "Джонни-Мнемоник" (1995) и, вслед за ними, остальные картины.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Кстати, обратите внимание, что многие фильмы той эпохи, которые вообще "не про киберпанк", активно используют киберпанковскую атрибутику. Публика распробовала дистопию - так, в Робокопе (1987) нарисовалась злобная корпорация (а в третьей части - так и прямые заигрывания с настолкой Cyberpunk 2020), а в Бегущем Человеке (1987) - мрачный город и не менее мрачная постановка вопроса.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Ничего необычного, чувак, просто тоталитарный Лос Анджелес.


Не отставали и игроделы. В 1990 году Майкл Пондсмит выпустил настолку Cyberpunk 2020, чуть ранее вышла первая редакция Shadowrun.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Следом настала эпоха ПК-гейминга и бесчисленные студии наводнили рынок соответствующими играми, как "экранизациями" популярных фильмов (вроде Блейдраннера), так и совсем уж оригинальными фантазиями на заданную тему.


Однако... всё кончилось так же внезапно, как и началось. Прошла эпоха восьмидесятых-девяностых, наступили двухтысячные. Стало понятно что "кина не будет", информационные технологии более-менее освоены, а дедушка Рейган со своими проЭктами так и остался в истории. Фанаты жанра повзрослели и обзавелись работой и семьями, а тут ещё как назло подоспел теракт 9/11, после которого как-то само собой стало понятно, что киберпанк, если он и будет, то будет явно про другое - не про пушки у каждого школьника и тотальную свободу, а совсем-совсем наоборот - с тотальным контролем и чипами RFID на каждом банном полотенце. Так зародился жанр посткиберпанка.


Собственно, именно к этому жанру и относится серия Deus Ex, где авторы весьма оригинально выкрутились с иллюминатами, угодив "и вашим и нашим".

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Видишь сговор закулисных сил, меняющих мир по своему вкусу? Что, совсем не видишь? Ну дык, ёщё бы! Тут, батенька, работы аналитическому центру не на один месяц.


Теперь публику интересуют немного другие вопросы, уже не те, что раньше. Однако, как бы то ни было, убирать со сцены киберпанк было бы ошибкой. Киберпанк существует не только в своём логическом продолжении, но и под маркой ретро и ностальгии.

Показать полностью 7

Сообщество про киберпанк

Приветствую. Искал что-то похожее - не нашёл. Если есть - ткните где именно, если нет, возможно, имеет смысл создать.


Цель сообщества - обсуждения такого течения как киберпанк и посткиберпанк, соответствующих ему книг, фильмов и игр.

Сообщество про киберпанк Киберпанк, Создать сообщество

У меня есть некоторые идеи для постов и определенная компетенция в заданной теме, а вот самих постов на заданную тему пока что, к сожалению, нет. Так что готов оказать информационную поддержку :). Проще говоря, сообщество, на мой взгляд, не будет очередной строчкой в длинном списке, куда всё равно никто не пишет. Слишком уж обширная данная тема, слишком много по ней снято, написанно и сделанно.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!