Я тут посмотрел данный и довольно замечательный фильм и сел почитать отзывы. И понял, что многие для себя впервые открыли именно такого Мартина Макдону. А для некоторых данный фильм не открыл ничего нового. Давайте копнём, что же произошло на самом деле.
Да, маленькая заметка: Я буду писать Макдонах, так как в театральный мир он пришёл с такой ошибочной фамилией (перевод с чешского).
Итак, многие в России для себя открыли этого режиссёра после нашумевших Билбордов. Безусловно, был и Шестизарядник, и Брюгге и Психопаты, и даже работы его брата. Но главный бум произошёл на Билбордах, и не случайно. Это самое Голливудское кино, которое он делал. Однако, театральный мир познал Мартина гораздо, и даже гораздо раньше. Макдонах пишет театральные пьесы с конца 90-х. Не буду вдаваться в ту, информацию, что можно почерпнуть из Вики. Скажу кратко есть ранний Макдонах, и поздний.
Ранний это две театральные трилогии. Трилогия Линейна и Островная трилогия.
Островная происходит в 20-е годы 20 века и включает в себя историю трёх островов. Но в виде пьесы выпущены только две:
Калека с Инишимана. Фото Театра " У Моста". Объясню почему
И Лейтенант с Инишмор. Кажется, Томский театр
Третья пьеса же вышла спустя 20 лет в виде фильма. Раньше Макдонах говорил, что недоволен ей, видать дописал. Все эти три пьесы написаны в одном стиле, поэтому кто видел Калеку и Лейтенанта, тот ничему не удивился. Это Максимально классический ранний Макдонах. Это история Ирландии, мелкие свары, кровь и боль. Калека в этом плане самый пацифистичный, поэтому его ставят чаще других. Лейтенант самый трешовый, поэтому постановки даже если где и числятся, особым спросом не пользуются. Но веселый материал.
Вторая трилогия - это трилогия Линейна, хотя хронологически он её писать раньше начал. Это уже 90-е годы 20 века. Ирландская деревня, гопники, и вообще такой "Голяк" по Ирландски. Но мы же говорим про театр, поэтому поймите сами. Где "Голяк" увидите, а где рафинированную милоту. Тут очень сильно от театра зависит
Королева красоты или Красавица из Линейна. Первая пьеса Макдонаха на Российской сцене. Поставили её Пермяки, именно поэтому я повесил их версию Калеки на фото (ибо Калека у них действительно интересный, а вот Королева мне совсем не нравится). Сейчас я буду богохульствовать. Театр " У моста" и Сергей Федотов (режиссёр их) считаются главными спецами в России. Я так не считаю. Федотов крутой визуалист, и его спектакли безумно атмосферны, но его Макдонах мне вообще не нравится. Критики, конечно же заявляют, что только так надо ставить, но если ставить так, тогда надо запрещать Мартину снимать фильмы по своим сценариям. Королева красоты это классный материал, чтобы познакомиться с Макдонахом в театре. Кстати, обе трилогии можно смотреть в любом порядке. Островная совсем не связана, Линейн связан условно.
Вторая часть - Череп из Коннемары. Чёрная история о могилокопателях. Интересно, и драматично.
И третья Сиротливый запад. Это прям вот чернушка добротная) и смешно и драматично. Два брата выясняют отношения. Много параллелей с Голгофой Джона Макдонаха. Особенно смешно её смотреть, если учесть, что героям за 50 должно быть. Но нигде так не ставят.
Главная же проблема данной трилогии в России. Она просто убого переведена. Когда мы работали с данным материалом, мы просто частично считывали с оригинала. Например, вот уже 20 лет Королеву играют с одной и той же ошибкой все театры страны. Переводчик намеренно неправильно перевёл кусок текста. И всё бы ничего, но этот момент должен играть во второй части спектакля, а он не играет. И актёры просто бубнят кто во что горазд, так как не понимают о чём речь.
Это Макдонах ранний. До кинокарьеры. Вот именно поэтому Банши ничем не удивил тех, кто бы с ним знаком до кино.
Поздний же тоже очень крут в театре
Одноркий из Спокана - трешовая бредятина в духе 4-х комнат. Если актёры ловят настроение, то очень весело. Есть даже мюзикл с Бортич)
Шла на Бродвее в таком вот составе:
Палачи. Сильно любима британцами. Камерная история в духе Омерзительной восмёрки
Мой любимый Человек-Подушка. Это прям....Короче скажу так. Если попадёте на хорошую постановку, будет офигенно. Если на плохую, то сочувствую. Крайне тяжёлый материал, но потрясающий финал. Смотрите тайминг. Хороший спектакль без сокращений не может идти меньше 2,5 часов
Есть вот даже версия с Дэвидом. Он первый исполнитель этой роли
Есть ещё крутая пьеса "Очень-очень-очень тёмная материя", но в России не представлена в виду условий автора по наличию одноногой карлицы негритянки на сцене (не знаю правда или нет). Есть постановка студентов МХАТ, но это не полноценный спектакль, а эскиз.
В общем, хорошего вам Макдонаха. Рекомендую посмотреть, есть ли в вашем городе данные спектакли, и попробовать сходить. Даже если спектакль будет не очень, абстрагируйтесь и выделите для себя сценарий. Он будет отличный.