invis.unicorn

invis.unicorn

На Пикабу
поставил 38 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
17К рейтинг 76 подписчиков 2 подписки 165 постов 114 в горячем

Ричард Вольф: "Почему религию называют опиумом народа?"

Перевод видеоролика американского марксиста Ричарда Вольфа, профессора экономики Массачусетского университета. Вольф здесь на некоторое время отвлёкся от вопросов экономики, чтобы ответить подписчикам на присланный ему вопрос о том, является ли религия "опиумом народа".

Ричард Вольф: "Иммиграция, её цена, выгода и как на неё реагировать"

Для того, чтобы началась миграция людей из одной страны в другую, необходимы два главных условия. Первое – неблагоприятная ситуация на родине мигрантов. Конечно, иногда речь может идти о серьёзном политическом кризисе, о войне (в том числе гражданской), а порой и о масштабном природном бедствии или экологической катастрофе. Но в основном неблагоприятная ситуация связана с зависимостью "периферийной" страны от "центра" и со следующими из этой зависимости отсталостью и бедностью.

Второе важное условие для начала массовой миграции – наличие в принимающей стране (относящейся к "центру" либо к "полупериферии", как Российская Федерация) спроса на рабочую силу. Конечно же, имеется в виду дешёвая рабочая сила. Немалое число капиталистов, действующих в разных сферах экономики (не важно, американские ли это капиталисты или какие-либо иные), заинтересованы нанять таких работников, которые обойдутся им дешевле, чем местные жители. За счёт низких зарплат наниматели получают более высокую прибыль (а прибыль нанимателей нелегальных иммигрантов ещё выше).

Американский экономист Ричард Вольф, профессор экономики Массачусетского университета, в этом своём небольшом выступлении говорит не только о причинах миграции. Он также затрагивает её экономические последствия и даёт ответ на вопрос о том, какова же лучшая реакция на иммиграцию.

Разумеется, предлагаемый Вольфом способ реагировать на иммиграцию отвергается ультраправыми активистами, а также обывателями с националистическими/расистскими предубеждениями. Во втором случае, вероятно, есть смысл бороться с такими предубеждениями, ведя контрпропаганду.

Показать полностью 1

Билл Флетчер-младший о "чёрном марксизме"

Франц Фанон, Уолтер Родни, Хьюи Ньютон, Бобби Сил, Анджела Дэвис, Тома Санкара (прозванный "африканским Че Геварой") – это лишь некоторые из ключевых фигур, имена которых вспоминаются при словах "чёрный марксизм".

Билл Флетчер-младший является научным сотрудником института политических исследований, членом редакционного совета журнала Black Commentator, автором книг и публицистических статей; в прошлом он был рабочим (сварщиком на верфи), участником рабочего движения, профсоюзным деятелем. В этом небольшом видео Билл рассказывает о вкладе темнокожих людей в марксизм и о том, почему его раздражают некоторые из активистов-афроамериканцев, считающие, что марксизм – это "теория белых".

Текстовая расшифровка:

(эпиграф) "Труд белых не может освободиться там, где труд чёрных носит на себе позорное клеймо". Карл Маркс.

"Один из моментов, всегда привлекавших меня к Марксу и марксизму – это мысль из «Капитала» о том, что труд белых не может освободиться там, где труд чёрных носит на себе позорное клеймо.

Карл Маркс демонстрировал очень глубокое понимание истории Соединённых Штатов; но занятая им позиция – это как раз то, чего левые в США всё ещё не понимают в достаточной степени. У белых рабочих нет возможности освободиться, или, другими словами, у рабочего класса в целом нет возможности освободиться, не развив понимание проблемы расовой дискриминации и её решения.


Термин «чёрный марксизм» может пониматься по-разному; можно вспомнить знаменитую одноимённую книгу Седрика Робинсона, можно понимать под этим термином вклад темнокожих людей в марксизм.


Не было никакого абстрактного «чистого» капитализма, к которому со временем добавлялись бы другие особенности; капитализм с самого начала носил колониальный и глобальный характер. Не было бы развития капитализма без колонизации Западного полушария и работорговли. И этот факт вынуждает нас отказаться от того мнения, согласно которому расовые проблемы и африканский опыт можно анализировать отдельно от происходящего на планете, от происходящего с другими угнетёнными людьми.


Термин «чёрный марксизм» выражает также то, что на развитие марксизма большое влияние оказали Африка, Латинская Америка и Азия, особенно в отношении расового вопроса и так называемого национального или колониального вопроса.


Меня всегда раздражало, когда кто-то из движения за освобождение темнокожих говорил мне, что марксизм – это, дескать, теория белого человека. Это довольно абсурдная позиция. Заявлять подобное при том, что темнокожие люди тоже внесли свой вклад в марксизм – это просто фантастика какая-то.


Я рассматриваю марксизм как теорию эмансипации (теорию освобождения), как основу для анализа истории и общества и как метод мышления.

Одной из проблем, с которой мы столкнулись, стал рост популярности постмодернизма, который, полагаю, является для левых своеобразной раковой опухолью.

Некоторые люди изначально занимались критикой абсолютного экономического детерминизма, что в известном отношении вполне уместно, но затем эти люди ушли от марксизма в направлении постмодернизма, начав практически романтизировать своё поражение.

Я же считаю, что теория должна быть революционизирована.


Задача старшего поколения теоретиков и активистов – способствовать пониманию людьми единства теории и практики. Это то, что мы обязаны сделать.

В течение многих лет происходило обесценивание идеи создания организации, идеи самоорганизации. Похоже, некоторым людям достаточно самоутвердиться за счёт активизма, в то время как в действительности нам необходимо создавать организации, которые будут способны преобразовать общество. Но я убеждён, что со временем молодёжь всё лучше и лучше будет понимать, что именно нужно делать.


Многие из нас рассматривали марксизм, марксизм-ленинизм, маоизм и так далее как готовый план действий и в результате совершили серьёзные ошибки. В некоторых случаях эти ошибки стоили неоправданно большого количества человеческих жизней. Лучшими в своём анализе оказались те, кто понял, что никаких чертежей не было. Есть один только метод.


Становление истины всегда происходит среди меньшинства. Это вовсе не означает, что меньшинство всегда право; но истина начинается с меньшинства, первыми её обычно открывают те, кто ставит под сомнение нечто, считающееся частью установленного порядка.

И это относится как к марксизму, так и к другим вещам: мы должны понимать, что в области теории тоже нужно совершать революции.

Теории развиваются; сначала вы должны их критически воспринять, а затем решить, в полной ли мере они соответствуют текущей реальности.

Это один из самых важных уроков, которые я стремлюсь передать молодёжи, потому что считаю, что марксизм можно развить, но не победить".

Показать полностью

Нэнси Фрейзер: Маркс и феминизм

Небольшое интервью с американской учёной Нэнси Фрейзер, преподающей политические и социальные науки, а также философию. Фрейзер рассуждает о взглядах Карла Маркса и Фридриха Энгельса на социальное воспроизводство, о пересечениях между классом, полом и расой, а также необходимости "феминизма для 99 процентов".

Текстовая расшифровка:

"Я думаю, прошли те времена, когда феминизм контрастировал с социализмом и марксизмом. И это хорошо.

Полагаю, проблема заключалась в том, что сам Карл Маркс систематически не проработал «женский вопрос». Не теоретизировал и не осмыслил его как один из ключевых аспектов капиталистического общества.

Когда Маркс говорит о стоимости рабочей силы как специфического товара, его волнует её денежное измерение. Упускать из вида неоплачиваемый труд – это не обязательно ошибочно. Но, поскольку существует необходимость в воспроизводстве самого рабочего класса, необходимо пояснить, что заработная плата должна покрывать не только расходы отдельно взятого человека, что в ней также должны быть учтены все расходы, включая расходы на содержание семьи, детей...

Как известно, Фридрих Энгельс действительно пытался систематически работать над этой проблемой. Недавно в Соединённых Штатах я читала лекции по работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»... и должна сказать, что, несмотря на некоторые возражения, Энгельс блестяще отстаивает идею о том, что социализм есть нечто гораздо большее, чем общественная собственность на средства производства – и Маркс, вероятно, согласился бы с ним.

Социализм также означает общественный контроль за репродуктивным трудом и перекладывание на общественные институты домашней работы. Энгельс прямо говорит об этом: об определении репродуктивной (то есть воспроизводственной) работы, как мы её называем, о придании ей той же ценности, что и продуктивной (производственной), и о важности всестороннего понимания того, как они пересекаются и влияют друг на друга.

Сегодня большое значение имеют: сокращение государственного сектора экономики и массовая занятость женщин в качестве наёмных работниц. И тут возникает вопрос: а как происходит воспроизводство населения? Кто конкретно им занимается?


Что касается труда по уходу. Я бы сказала, что сегодня он имеет двойственный характер. С одной стороны, есть люди, которые с финансовой точки зрения могут себе позволить нанимать частным образом, как правило, женщин-иммигранток или принадлежащих к дискриминируемым расам. За низкую заработную плату и при тяжёлых условиях труда. Это – пример труда по уходу, который оплачивается.

А с другой стороны, есть рабочий класс. Бедные люди, которым не хватит денег, чтобы оплатить такие услуги.


Неолиберализм – это современная глобальная форма капитализма. Он ведёт к падению уровня жизни трудящихся во всём мире. К снижению реальной заработной платы. В то время как небольшая прослойка, состоящая из капиталистов, венчурных инвесторов, квалифицированных специалистов из высокотехнологичных отраслей, менеджеров, чувствует себя очень хорошо.

Но подавляющее большинство населения сталкивается с ухудшением уровня жизни.

Неолиберальные деятели демонтировали социальное государство и дали понять дезорганизованным трудящимся, что те должны решать свои проблемы самостоятельно. Свою цель неолибералы определили как обслуживание финансовых рынков. Затем различные разновидности либеральной идеологии были адаптированы к неолиберальному мировоззрению. С его ключевыми фразами о современности, открытости, глобальном мире, мультикультурализме, разнообразии и расширении прав и возможностей – со всеми этими модными словами. Однако подавляющее большинство осталось в стороне, включая массу женщин, небелое население, людей нетрадиционной ориентации и прочих. Они являются частью рабочего класса. Вот как я это вижу.

Я полагаю, что те люди, которые говорят, что мы должны сосредоточиться только на классовом противостоянии, но не на гендерных проблемах, не на расизме и не на гомофобии, сильно ошибаются. Потому что вопросы пола (а в США, например, ещё и расовые проблемы), не являются альтернативой классу, а тесно переплетены с проблемами класса.


Я думаю, что каждое общественное движение должно провести разделительную линию. Мы должны прояснить, что устали от того феминизма, который сосредоточен на одном только «стеклянном потолке» для женщин на руководящих должностях; что нам надоели экологические активисты, выступающие за капитализм; что нам не близка та форма антирасизма, которая сводится лишь к желанию отдельных лиц прорваться в органы власти разного уровня.


Я работаю с левыми феминистками над тем, что мы называем феминизмом для девяноста девяти процентов. Сужение проблем до преодоления «стеклянного потолка» и тому подобного актуально лишь для одного процента, а нам нужен феминизм для девяноста девяти процентов. Он касается трудовых прав, оплачиваемой и неоплачиваемой работы женщин, иммиграции, проблем небелых женщин, проблем прекариата и так далее.

И мы предлагаем мужчинам, разделяющим этот подход, объединиться с нами".

Показать полностью

Угнетённое большинство

Французский короткометражный художественный фильм, в котором "отзеркаливается" системная дискриминация женщин и демонстрируется то, как выглядел бы наш мир, если бы мужчины и женщины поменялись местами.

Как марсоход Perseverance будет искать следы древней жизни на Марсе?

30 июля 2020 года Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) запустило с космодрома на мысе Канаверал исследовательскую миссию под названием "Марс-2020". Миссия направлена на то, чтобы доставить марсоход Perseverance ("Настойчивость") в кратер Езеро – древнее высохшее озеро, изучение которого может предоставить новые данные о климатической истории Марса.

Марсоход Perseverance оснащён манипулятором, буром, научными инструментами и миниатюрным беспилотным вертолётом, а также набором из нескольких десятков пробирок для доставки на Землю собранных образцов, которая планируется в ходе последующей совместной миссии НАСА и Европейского космического агентства. Содержащиеся в образцах органические соединения могут свидетельствовать о наличии в древности микроорганизмов на Красной планете. Таким образом, в случае успешной работы марсохода "Настойчивость" человечество может получить доказательство существования внеземной жизни.

Подробнее – в видеоролике канала Science magazine, переведённом на русский язык.

Откуда берётся еда на наших столах?

В этом небольшом видеоролике участники Международного форума сельскохозяйственных работников, состоявшегося пару лет назад, рассказывают о том, как люди из разных стран, производящие значительную часть продовольственной продукции, получают крайне низкую заработную плату, страдают от плохих условий труда и жизни, а иногда сами голодают.

Ричард Вольф: "Как капитализм эксплуатирует нас (и какова альтернатива)"

Некоторые люди полагают, что главной характерной чертой капитализма является рынок. Но, как объясняется в данном видеоролике, сущность капитализма – в том, что формально свободные работники, не имеющие никаких нетрудовых источников дохода, вынуждены наниматься на работу и производить для собственников средств производства (капиталистов) прибавочную стоимость, то есть излишек сверх того, что необходимо для поддержания жизни самих работников. Всё это именуется политэкономическим термином "эксплуатация".

Видео является результатом сотрудничества между YouTube-каналами Sustainable Human и Democracy At Work. Автор и ведущий второго канала – Ричард Вольф (Richard D. Wolff), американский экономист, профессор экономики Массачусетского университета. В оригинале он читает текст за кадром.

Отличная работа, все прочитано!