В предыдущем посте Почему большинство советов по выбору психолога не работают подробно рассказал про всякие рекомендации по выбору психолога и почему они не работают.
И как джентльмен, должен рассказать как по-моему, всё-таки стоит его выбирать.
Пост получился как огромная простыня. Я предупредил. НО!
Для ЛЛ в конце есть краткое содержание тезисами. Можно мотнуть.
Итак, как выбрать психолога? Ответ читайте в новой книге.
Все вот так вот плохо, да.
Давайте поясню.
Как выбрать мастера маникюра? Как выбрать автослесаря? Как
выбрать программиста для создания сайта? Как выбрать фитнес-тренера?
Согласитесь, непростые задачи.
Казалось бы - ну просто попробуй, если тебе сделали все хорошо, то оставайся. Если
плохо - уходи. Так?
В принципе, конечно, да. Но тут есть главная большая проблема.
Для того, чтобы оценить насколько хороший маникюр вам сделали, нужно разбираться
в маникюре и знать хотя бы приблизительно критерии качественного его выполнения.
Автослесарь может починить вам машину и вас будет все устраивать, но вы не будете
знать, что работа сделана плохо и скоро у вас сломается что-то другое.
Ваш фитнес-тренер может выглядеть как Аполлон. Но вы не будете знать что это -
результат применения препаратов, а не головы. И не будете подозревать что ваши тренировки построены совершенно бездарно и не эффективно. Уставать вы будете, а результата - не будет.
Такое вполне возможно. И с психологами та же засада.
Проблема: чтобы оценить качество работы специалиста, нужно самому хорошо
разбираться в теме.
Это - очень большая и важная проблема. И я хочу помочь вам ее решить.
Не обязательно становиться профессионалом, чтобы выбирать профессионала. Если
подумать, то нужно знать следующее:
- Как оценить успешность работы
- Чего точно не должно быть
- Что должно быть обязательно
Остальное - это вариации на тему. А эти три пункта - не так уж много, если вдуматься.
И я сейчас их попробую сформулировать со своей точки зрения.
=== Как оценить успешность работы психолога ===
Вообще, стоит сказать, что это - большая проблема и головная боль психологов всего мира. Вопрос оценки эффективности психотерапии решить очень трудно и ученые всего мира не могут сделать этого до сих пор.
Предлагаются разные системы, разные критерии, разные идеи. Они даже как-то применяются на практике. Ведь что-то надо применять! Особенно в исследовательских целях и целях контроля (государство, страховые компании и т.д.) Но четкого ответа на вопрос “как оценить эффективность психотерапии” нет.
НО!
В том, что эффект от психотерапии присутствует, никто не сомневается. Вопрос только в том, как его измерить. Но это, пожалуй, задачка, важная для ученых. Но не для клиентов.
По большому счету, не важно что именно делает психолог, лишь бы работало и не было побочных эффектов и рисков, так? Чуть быстрее или чуть медленнее - это уже дело десятое. Главное, чтобы в итоге эффект был.
И иногда все очевидно.
Вот я пришел и у меня проблема. Мы поработали и мне все стало понятно, напряжение ушло, эмоции успокоились и проблемы больше нет.
Но так бывает не всегда.
Точнее, почти никогда не бывает так, что прям хоп! И как рукой. Как правило, в результате работы наступает некоторое облегчение, понимание, просветление. Но зачастую требуется некоторое время, чтобы научиться реагировать по-другому, по-новому. И это время может быть очень большим.
А еще бывает так, что сразу после посещения психолога человек чувствует себя явно лучше. Прям облегчение. Но через день-два уже ему опять плохо. Снова идет к психологу - снова облегчение. И такой цикл повторяется много раз.
Если спросить у психолога почему так, он может сказать что процесс идет и проблема не решается с наскоку, требуется время и регулярные посещения.
Проблема в том, что это может быть как правдой, так и ложью. Причем в силу того, что на рынке полно некомпетентных психологов, эта ложь может быть бессознательной, то есть сам психолог может в нее верить.
=== Как понять что работа эффективна? ===
Есть разные критерии, кому что. У меня есть свой и я считаю его хорошим.
Вот мой критерий оценки эффективности:
Если клиент в результате работы с тобой узнал о себе нечто новое, получил новый опыт, осознал что-то, иначе посмотрел на известное ему, с нового ракурса, то работа прошла не зря.
Если ничего нового клиент не получил, то вы говорили о том, что он и так знает и толку от такой работы - ноль.
Почему так?
Я считаю, что сферический человек в вакууме не имеет особых психологических проблем и трудностей. Попадая в тяжелую ситуацию, он может испытывать стресс и неприятные переживания, но быстро выходит из них, приспосабливаясь.
Трудности клиентов возникают, когда человеку не удается быстро приспособиться и найти способ комфортно жить в сложившихся обстоятельствах.
Разумеется, любой человек, оказавшись в некомфортной ситуации, стремится из нее
выйти. Почему же не получается у некоторых клиентов?
Все просто! Потому что они просто не осознают, что не попробовали какие-то решения. Или не осознают, что какие-то части системы оказывают влияние на эту ситуацию. Или даже что сам клиент отчасти создает и поддерживает ее. Не осознают чего они на самом деле хотят, что ими движет и что им мешает изменить поведение и реагировать иначе. Не знают что вызывает ту или иную реакцию.
То есть, изнутри проблемы клиенту не видно как он в нее попадает и как можно выбраться. А те способы, что он видит - не работают.
Соответственно решение - это увидеть какие-то новыерешения. Увидеть новые связи, новые возможности, новую точку зрения. Лучше понять анатомию своей проблемы. Короче, всегда должно быть что-то новое.
Новизна - неотъемлемый компонент успешного продвижения.
Ошибочно считать, что психолог что-то делает с клиентом, что ему становится хорошо. Психолог - не врач. Он лишь помогает клиенту осознать то, что раньше было не осознано. После этого клиент становится вполне способен решить свои проблемы сам.
А главное, в следующий раз в похожей проблеме, он сможет опять же, сам сориентироваться.Если клиент за время работы с психологом не получил ничего нового, то это значит только одно: он просто повторил то, что уже знал. Никаких новых возможностей для
того, чтобы решить задачку не открылось.
Соответственно, единственный главный критерий, который я выделяю как критерий
эффективности - это новизна.
Гештальтистов вообще учат в конце консультации спрашивать у клиента “Что было для тебя новым на этой встрече?”. Формулировки могут меняться, но смысл такой же. Это нужно заодно и для психолога, чтобы следить за продвижением.
Новизна - это не обязательно инсайты. Инсайт - это когда новизны очень много разом.
То есть, когда новая информация изменяет вашу точку зрения и отношение к старому опыту. Тогда “мир меняется” и “глаза открываются” и все такое.
Но это вовсе не обязательно. Достаточно просто чего-то нового.
Например, участники моих курсов постоянно повторяют “А что, так можно было?” :)
Это хороший знак.
Соответственно, когда вы поработали с психологом - спросите себя было ли что-то новое или вы просто проговорили все известное и ничего не прояснили и не узнали?
Если второе, то это говорит о том, что работа прошла не эффективно.
Значит ли это, что психолог, с которым вы работали - плохой или не профессионал?
Если строго, то нет, не значит. Но вообще довольно трудно за час работы не найти ничего нового для клиента, если мы говорим о консультациях.Если за пару консультаций новизны нет, то даже если психолог профессионал и никакой не лохотронщик, вероятно, вы просто друг другу не подходите и он не может помочь именно вам именно с этой проблемой.
Если речь о курсе, лекции, тренинге, то там вообще все сложней. Вполне может получиться так, что информация с них вам просто уже известна. И это скорее говорит о несовпадении уровня мероприятия и вашего уровня подготовки. А психолог может знать и больше, просто в рамках этого мероприятия ограничивается.
Итого мысль раздела: Работа психолога эффективна, если вы получили новизну.
=== Что должно быть обязательно? ===
Новизна. Ну про это уже поговорили.
Единственный, на мой взгляд, вариант, когда нет новизны, но вы довольны - это тупо разговор по душам с принимающим человеком. И да, это может быть потребностью и запросом.
Прийти к психологу “хочу рассказать как дела, а ты слушай”. Вполне. Но по понятным причинам - это большая редкость. Но тогда новизны может не быть.
Тогда функция психолога - слушать и принимать. Дать выговориться. И тогда он реально не сильно отличается от друга, умеющего слушать. Или, например, кота:) Но тут кто что предпочитает.
Вас принимают.
Совершенно однозначно, на консультации вы должны чувствовать, что психолог вас принимает.
Что это значит? Значит, не отвергает:) Не критикует.
Психологов учат быть максимально открытыми и толерантными. Если вы говорите что фантазируете отгрызть коту ноги, чтобы не топал ночами, то психолог не должен реагировать в духе “нормального человека” типа “фублин! Хрень какая! Как ты можешь о таком думать?”
Его реакция должна быть в духе “Я услышал что у тебя это так. Если хочешь, можем исследовать причины. Кстати, какие чувства у тебя самого по поводу этих твоих фантазий?”
То есть, психолог должен быть готов встретиться со всякой дичью и аморальщиной, чем-то постыдным, грязным и т.д. Потому что психолог должен понимать, что это все -просто части человеческой природы. Что это - нормально. И кстати, в идеале, привести к этому вас:)
В социуме “хочу переспать с дочерью моего друга” - это ужасный ужас.
В кабинете психолога это должно быть принято без осуждения, а скорее даже наоборот: “очень круто, что ты признался мне в таком желании. Как ты себя сейчас чувствуешь? Хочешь обсудить?"
Вами интересуются и слушают
Психолог встретился с вами не для того, чтобы наполнить вас собой.
Да, есть популярное мнение, что психолог должен сказать что делать, посоветовать, поделиться своим богатым житейским опытом, рассказать как правильно, научить и всячески передать вам то, что есть у него.
Исходя из этого, как раз, есть ожидание, что психолог должен быть пожилым (ведь у него больше жизненного опыта).
Но это - мифы.
Психолог по большей части задает вам вопросы, слушает ответы и обсуждает с вами вас.
Да, иногда психолог может рассказать что-то о себе. (не во всех парадигмах, но это возможно).
Но это должен быть короткий рассказ, по теме вашего разговора и с прицелом, что для вас это может быть полезным.
Например, если вы работаете с изменой, а психолог сам пережил измену, он может коротко поделиться с вами собственной историей и тем, что помогло справиться ему.
Но при этом это не должно превращаться в исповедь психолога, который вещает вам мемуары на 10-20 минут. Это несколько минут по делу.
Но в большинстве своем, психолог задает вам вопросы. Что вы думаете? Что вы чувствуете? Как вы реагируете? Что собираетесь делать? Какие желания у вас есть? Каких ценностей вы придерживаетесь? Как вы делаете одни вещи в своей жизни важными, а другие - не важными?
Психологу необходимы ответы на эти вопросы. Поэтому он не просто задает их, но и внимательно слушает ответы. Причем хороший психолог отловит момент, когда задал вопрос, вы начали отвечать, но бессознательно срулили с темы и не дали ответа. Или дали ответ на другой вопрос.
Правильный психолог заметит это и поможет вам сосредоточиться именно на том вопросе, что он задал. Если есть трудность с прямым ответом на него, вероятно, за этим что-то новое для вас. А это, как мы помним, хорошо.В принципе, терапевтический эффект иногда достигается только тем фактом, что психолог вас реально слушает.
Клиент обычно находится наедине с собой и своими мыслями. Все это носится у него в голове. Проблемы, вопросы и решения. Но он, например, может просто не удосуживаться реально сформулировать ответы на правильные вопросы, которые задает сам себе.
А тут вот психолог. Сидит, смотрит глазами своими и ждет пока вы расскажете. Приходится формулировать. Иногда просто эта необходимость проливает много света.
Что называется “пока рассказывал - сам все понял”. Это не шутка, таких случаев в моей практике было достаточно много.
И тут нельзя сказать что психолог ничего не сделал. Психолог присутствовал для клиента. Он внимательно слушал и был погружен. Таким образом, он создал условия, в которых клиент сам все понял. А это не так уж плохо.
Да, такие условия можно было получить и вне кабинета. Но раз клиент оказался тут, значит, ему не удавалось это сделать. А с психологом - удалось.
== Ваше слово - последнее
Это - очень важный принцип качественной работы психолога, отличающий его от дилетанта или шарлатана.
Как я говорил выше, психолог большей частью, сосредоточен на вас и ваших внутренних процессах и явлениях.
Доступ к этим процессам и явлениям есть только у вас. Психолог не может знать что вы хотите или чувствуете. Он может только предполагать.
Предположив, он может спросить у вас прав ли он. И вы можете сказать да или нет, прислушавшись к себе.
И ваш ответ должен быть принят.
Часто дилетанты и шарлатаны считают себя умнее клиента. Ведь они же настолько крутые, что консультируют! А значит, им видней.
И они начинают впаривать клиенту свое видение. Типа “ты завидуешь, поэтому злишься”. И если вы, заглядывая в себя, видите злость, но не видите зависть - это не принимается в расчет.
Говнопсихолог считает себя правым, а ваше несогласие начинает рассматривать как сопротивление или проявление каких-то ваших “тараканов”.
Некоторые психологи любят техники и упражнения. И плевать что вы об этом думаете. Они услышали запрос, начинают работать как им нравится. Они начинают говорить вам делать упражнение или технику. А если вам не нравится, вы чувствуете себя неуютно и не хотите этого делать, начинают продавливать и говорить что это обязательно, иначе никак.
Ваше слово тут тоже последнее. Если вы не хотите что-то выполнять, то нормальный психолог может обсудить это с вами, но продавливать не будет. Вы всегда можете отказаться от какой-то техники.
Точно так же, вы можете отказаться обсуждать какую-то тему. Конечно, иногда это означает невозможность дальнейшей работы по запросу. Но часто бывает так, что психолог лезет куда не надо. И если вам это не комфортно, вы можете отказаться.
Итак, ваше слово - последнее. В вашем внутреннем мире эксперт - вы. Психолог - эксперт по психологии, но не по вашей психике.
Если вы чувствуете что-то, то именно вы правы и ваши слова должны быть приняты. Если вы чего-то не чувствуете - то же самое. Если гипотеза психолога вам не откликается, не можете ее подтвердить, значит, либо вы еще не готовы, либо она не верна. В любом случае, ее нужно пока отбросить. Если вы говорите что не будете что-то делать, то вас не должны заставлять.
== Вы понимаете что происходит
Показатель плохой работы - это растерянность клиента и ощущение, будто вы на допросе. Как будто психолог знает о вас или вашей ситуации больше, чем вы. И сейчас чуть ли не издевается, задавая вопросы.
Если у вас ощущение, что психолог пытается загадывать вам загадку, на которую только он знает ответ, а ваша задача при помощи наводящих вопросов найти правильный ответ - это очень плохое ощущение.
Оно нарушает принцип “последнего слова”. Потому что в этом случае последнее слово за психологом, ведь только он знает правильный ответ. А мы говорили что все наоборот. Правильные ответы знает только клиент.
У вас должен быть установлен “терапевтический альянс”. Это тип отношений, когда вы с психологом образуете команду. Вы определяете над чем работаете и у кого какая роль. И совместно двигаетесь к этой цели.
Если психолог вдруг задает вопросы, а вы вообще не понимаете каким боком они относятся к вашей проблеме и запросу, то это говорит о том, что ваш альянс разрушен. Психолог что-то делает, куда-то гребет, а вы не при делах. Вы уже не команда.
И это - не конструктивно.
Такое может случиться, но хороший психолог должен это заметить и вырулить. Либо объяснить почему он делает то что делает, чтобы вы снова были в теме. Либо как-то еще восстановить ваше взаимодействие.
Иными словами, вы должны понимать что сейчас происходит в сессии, почему вы говорите о том или другом, как вы оказались в этой области вашей психики.
У вас должно быть ощущение, что вы реально разговариваете о важном, о том, что поможет вам решить обозначенные проблемы. Если такого ощущения нет - вы в праве спросить у психолога “а чем мы вообще заняты и зачем делаем то, что делаем”.
==== Чего быть точно не должно? ====
Кроме некоторых критериев, которые должны быть в работе с любым психологом, есть некоторые факторы, которых быть точно не должно.
Некоторые из них логически противоположны “положительному списку”. Но все равно их стоит перечислить.
== Указания как поступать
Психолог не дает советы. Если вы хотите узнать как лучше поступить, чтобы ваш парень начал делать уборку и готовить, то вы вряд ли услышите список действий в духе “делай раз-два-три”.
Психолог в лучшем случае, может выдать некоторые общие рекомендации или собственное видение. Но это никогда не будут четкие инструкции как у гадалок в духе “на полной луне засунь в нос головку чеснока на могиле бабки суженого”.
В некоторых парадигмах допускаются домашние задания. Но они не должны касаться конкретной ситуации или должны носить общий характер. Типа “попробуй поговорить с
мужем об этом” - это еще нормально, хотя я бы тоже напрягся. А вот “скажи ему это и вот это” - это уже точно фигня.
Смысл психотерапии в том, чтобы помочь человеку быть более взрослым, самостоятельно решать возникшие трудности, приспосабливаться и принимать собственные решения.
Если психолог начинает принимать решения за вас - тут что-то не так.
== Навязывания своего мнения
В обществе есть представление о психологе как о неком мудреце, к которому идут, чтобы от него что-то взять, чему-то научиться.
Выше я говорил что это не так. И описывал как на самом деле.
Но так как некоторые психологи не компетентны или вообще никак не учились, то они могут разделять такое представление о работе психолога. Собственно, зачастую для этого они в психологи и подаются - чтобы иметь полномочия учить людей быть правильными. Разумеется, правильность психолог берет из своего опыта.
Тут уже не пахнет никаким принятием (ведь нужно быть таким и не быть другим). И будет мало интереса к вам, больше - к себе и к тому, чтобы вы впитывали мудрость-то:)
Поэтому начинаются лекции и поучение.
Если психолог навязывает вам свое мнение о чем-то, свои идеи, мировоззрение, видение вашей ситуации, собственные оценки и т.д. - это очень-очень плохой знак.
Вероятнее всего, терапии у этого “психолога” вы не получите.
Не должно быть каких-то пространных лекций об устройстве мира. О каких-то женских и мужских природах, правильном способе думать, одеваться, питаться и т.д.
Если вам говорят срочно стать веганом и чистить чакры - вы понимаете что происходит.
Конечно, вы можете уже быть веганом и верить в чакры. В этом случае, вы говорите на одном
языке. Но это так же не имеет особо ничего общего с терапией.
Потому что вам просто говорят что делать. Выдают предписания.
А смысл терапии в изучении что же у вас там происходит, что есть сейчас, что мешает вам жить.
Я, например, не верю в чакры и реинкарнацию, в потоки энергии и материальность мыслей. Но если мой клиент будет в это верить, то я не буду его переубеждать.
Я буду либо обсуждать с ним то, что дает ему эта вера, либо буду говорить в терминах этой веры (то есть, мы можем обсуждать чакры, хотя я в них не верю, да), либо мы будем просто говорить о чем-то другом, другими словами.
Плохой психолог же будет настаивать на том, чтобы клиент принял его систему мировоззрения. Если психолог верующий, а пришел атеист - такой психолог будет тащить его в веру. И наоборот.
Признак хорошего психолога - принятие мировоззрения клиента и отсутствие стремления переделать его.
== Принуждения
Если вы не готовы что-то обсуждать или делать какие-то техники, психолог не должен вас принуждать к этому.
Если вы не готовы сделать какие-то поступки в жизни - давления тоже не должно быть. Вообще психолог должен оставлять вам максимум свободы. Привыкните к мысли, что клиент психолога имеет право делать что угодно. А задача психолога - исследовать это.
== Игр в угадайку
Тоже говорил об этом. Не должно быть такого, что психолог типа все про вас понял и теперь задает вам вопросы, чтобы наконец, доперло и до вас.
Это - плохая тактика, которая говорит о том, что психолог считает себя правее и умнее всех. И упивается своей гениальностью. Вместо того, чтобы работать на эффективное решение вашей проблемы и помощь.
== Игнорирования
Бывает, клиент что-то рассказывает, а психолог игнорирует это и просто задает следующий вопрос, который не относится к тому, что клиент только что рассказал.
И клиент может почувствовать себя брошенным. Как будто он только что рассказал что-то важное, выдал это психологу, а психолог просто не глядя выкинул это в мусорное ведро.
Такого быть не должно.
== Нарушения конфиденциальности
Вы должны быть полностью уверены, что психолог не рассказывает о вас каким-то левым людям.
Психолог может рассказывать о вашей ситуации, обсуждать работу с вами только с супервизором или коллегами.
При этом, не должно называться ваше имя и все признаки, по которым вас можно однозначно определить.
Например, если у вас ожог на пол лица и психолог говорит коллегам, что у его клиентки ожог на пол лица, это довольно явно указывает на вас. Такого быть не должно. Психолог должен выбрать более обтекаемую формулировку типа “у нее заметная физическая травма, сильно влияет на внешность”. И это нужно делать только по делу, когда это нужная информация для получения им помощи.
Разбазаривания в духе “Приходила Ленка, рассказала всякое. Похоже, ей муж изменяет” - это вопиющий непрофессионализм.
То же относится к публикации случаев в интернете. Хороший тон - это когда психолог просит разрешения на анонимную публикацию. Типа “можно я использую твой случай для написания статьи? Не буду указывать ни имя, ни детали.” И если вы запрещаете, психолог должен это уважать.
== Претензий к вам
Если вы соблюдаете установленные формальные правила: время и дни посещения, правила отмены консультации, своевременность оплаты и т.д, то претензий к вам психолог иметь не
может.
Наезд в духе “ты плохой клиент и ведешь себя плохо, хороший клиент должен делать то и то” говорят о некомпетентности психолога.Клиент не может быть каким-то не таким.
Вы можете вообще молчать всю сессию. Или вдруг начать раздеваться. Вы можете быть глупым клиентом, который ничего не понимает. Или сильно тормозить. Постоянно забывать о чем вы говорили и что нашли.
Быть косноязычным человеком, который не может сформулировать мысль. Клиент имеет право быть любым. Психолог обязан построить работу с вами.
Если у него этого не получается, он может отказаться от работы с вами, сославшись на то, что у вас не получается создать эффективный альянс. Но требовать от вас другого поведения он не может.
Предложить, попросить, обсудить - да. Требовать, наезжать, негативно оценивать ваше поведение, как клиента - нет.
== Морализаторства и воспитания
Психолог не в праве навязывать вам свою систему морали и ценностей. Это не родитель, который вас воспитывает. У психолога нет функции трансляции вам морали.
Более того, морализаторство подразумевает, что в том виде, в каком вы есть, вы плохи. А это - активное непринятие вас. И это нарушает важнейший принцип.
Поэтому если сталкиваетесь с таким - высока вероятность, что это как минимум, ошибка психолога. А максимум - признак его профнепригодности.
=== Ну вот ===
Я постарался написать подробное и полезное, наглядное руководство по выбору психолога.
Думаю, сейчас понятно, что по формальным признакам выбрать психолога крайне трудно. Можно почитать его статьи, если он пишет. Посмотреть видео, вебинары, если он активен в сети.
Это даст некое представление о нем. И может сразу обнажить недостатки.
Но в принципе, работает принцип “не попробуешь - не узнаешь”.
Это руководство, во многом, я составил для того, чтобы попробовав, вы могли аргументированно и прозрачно оценить то, с чем столкнулись. И понять профессионал ли перед вами или нет.
== Нравится - не нравится
Есть мнение, что психолог, которого вы выбираете, должен вам нравиться. Вам должно быть комфортно с ним как с человеком.И это, опять же, трудно оценить по формальным признакам.
Только через взаимодействие. Хотя бы через видео или тексты.
Но есть и альтернативное мнение.
Дело в том, что если вы видите, что психолог - профессионал и делает все нормально, но почему-то не очень приятен вам, это может быть поводом для исследования.
То есть да, вы можете легко обратиться к психологу и сказать “чувак, все круто, но
почему-то ты мне не нравишься. Есть какое-то личное отторжение. Давай разберем
почему?”
Нормальный психолог не обидится на такое. Он возьмет это в работу и с готовностью может предложить обсудить эту неприязнь. И вполне возможно, что вы найдете что-то интересное.
Однако, это больше подходит для работы на некоторый личностный рост. То есть, на терапию без яркого запроса.
Большинство людей, все-таки, обращаются к психологу, чтобы решить конкретные проблемы. И тут действительно правильней выбирать специалиста, который близок вам по духу, с которым вам комфортно, которому вы доверяете.
Уф. Вот это простыня. Закончил)
Для ЛЛ:
- Чтобы оценить компетентность специалиста часто нужно самому иметь квалификацию. И это проблема.
- Можно иметь возможность оценить компетентность, если знать три вещи:
---- Как вообще оценить эффективность работы
---- Что точно должно присутствовать в работе
---- Чего точно быть не должно.
- Эффективность работы я предлагаю оценивать по присутствию новизны. Если на сессии было что-то новое, то всё не зря. Если не было - то ты с чем пришел, с тем ушел.
- Что точно должно быть:
---- Новизна
---- Принятие вас психологом
---- Вас слушают и интерес направлен на вас
---- Вы имеете последнее слово
---- Вы понимаете что происходит в сессии и что вы делаете сейчас с психологом
- Чего быть не должно
---- Указаний как поступать
---- Навязывания своего мнения
---- Принуждения
---- Игр в угадайку в духе "я знаю что с тобой, теперь ты отгадай"
---- Игнорирования
---- Нарушения конфиденциальности
---- Претензий к вам что вы плохой клиент и ведете себя не так, сопротивляетесь и т.д.
---- Морализаторства и воспитания
- В большинстве случаев лучше выбирать психолога, который вам чем-то близок и симпатичен.
Моя группа где больше статей: https://vk.com/non_popular_psychology