annaandanna

На Пикабу
поставил 8664 плюса и 1783 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
3600 рейтинг 4 подписчика 25 подписок 14 постов 2 в горячем

Помогите вспомнить книгу Крапивина

Сижу на больничном с подозрение на корону, решила прочитать одну из впечатливших книг детства, найденную мной 10 летней в деревне и проглоченную за один день. Помню с образный шрам, стихи, поход на концерт, малиновый нагрудник на штанах, прыжок в крапиву и т.д. оказалось, что это две книги Тень каравеллы и сказки. В моей памяти они слились в одну. Но я помню еще один сюжет, который не нашла в эьих произведениях. Главный герой ходит питаться в столовую по талонам и видит там двух презираемых ребят - подьедал. У них мать лежит в больнице, а они потеряли карточки на еду. Главный герой берет над ними шефство. Его мать вводит девочку в женское отделение бани, они рисуют рисунки и относят в больницу. Как называлась эта книга?

Прибыль ber Alles! Американские корпорации и Гитлер (перевод статьи) Часть 3

Прибыль über Alles! Американские корпорации и Гитлер

Доктор Жак Р. Полвельс...


Global Research 8 июня 2004 года

Урл этой статьи:

https://www.globalresearch.ca/profits-ber-alles-american-cor...


Эта статьz результат тщательного исследования канадского историка доктора Жака Пауэлса была впервые опубликована Global Research 15 лет назад 8 июня 2004 года

Лицензия на работу на врага.

В США материнские корпорации немецких дочерних компаний очень старались убедить американскую общественность в своем патриотизме, чтобы ни один обычный американец не подумал, что GM, например, финансирующая дома антигерманские плакаты, вовлечена на дальних берегах Рейна в деятельность, которая равносильна измене. 57

Вашингтон был гораздо лучше проинформирован, чем Джон Доу, но американское правительство придерживалось неписаного правила, предусматривающего, что "то, что хорошо для General Motors, хорошо для Америки", и закрывало глаза на то, что американские корпорации накапливали богатства за счет своих инвестиций или торговли со страной, с которой США находились в состоянии войны.

Это во многом было связано с тем, что корпоративная Америка во время войны стала еще более влиятельной в Вашингтоне, чем до этого; действительно, после Перл-Харбора представители "крупного бизнеса" стекались в столицу, чтобы занять многие важные государственные посты.

Предположительно, они были мотивированы стерлинговым патриотизмом и предлагали свои услуги за гроши, и стали известны как "люди за доллар в год". Однако многие из них оказались там, чтобы защитить свое немецкое имущество. Бывший президент GM Вильям С. Кнудсен, открытый поклонник Гитлера с 1933 года и друг Геринга, стал директором Управления по управлению производством. Другой исполнительный директор GM, Эдвард Стеттиниус-младший, стал государственным секретарем, а Чарльз Э. Уилсон, президент General Electric, стал "могущественным человеком номер два в военном производственном совете". 58

Не удивительно ли, что в этих условиях американское правительство предпочитало смотреть в другую сторону, в то время как крупные корпорации страны работали на земле немецкого врага? На самом деле, Вашингтон фактически легитимировал эту деятельность. Буквально через неделю после нападения Японии на Перл-Харбор, 13 декабря 1941 года, сам президент Рузвельт сдержанно издал указ, разрешающий американским корпорациям вести дела с вражескими странами - или с нейтральными странами, которые были дружественными с врагами, - посредством специального разрешения. 59

Этот приказ явно противоречил якобы строгим законам против всех форм "торговли с врагом". Предположительно, Вашингтон не мог позволить себе обидеть крупные корпорации страны, чей опыт был необходим для успешного завершения войны. Как писал Чарльз Хайэм, администрации Рузвельта "пришлось лечь в постель с нефтяными компаниями [и другими крупными корпорациями], чтобы выиграть войну". Следовательно, государственные чиновники систематически закрывали глаза на непатриотичное поведение американского инвестиционного капитала за рубежом, но из этого общего правила были некоторые исключения. "Чтобы удовлетворить общественное мнение, - пишет Хайам, - в 1942 году был принят символический судебный иск против самого известного нарушителя законодательства о "торговле с врагом" - Standard Oil. Но Standard указывает, что она "подпитывала высокую процентную долю армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил, [тем самым] сделав возможным для Америки победу в войне".

Предприятие Рокфеллера в конце концов согласилось выплатить небольшой штраф "за то, что предало Америку", но ему разрешили продолжить прибыльную торговлю с врагами США. 60 Предварительное расследование предположительно предательской деятельности IBM на земле нацистского врага было также прервано, потому что США нуждались в технологии IBM так же сильно, как и нацисты. Эдвин Блэк пишет: "IBM была в некотором роде больше, чем война". Обе стороны не могли позволить себе обойтись без важной технологии компании. "Гитлеру нужна была IBM. Как и союзникам". (Black, 333 и 348) Дядя Сэм недолго вилял пальцем в Standard Oil и IBM, но большинство владельцев и менеджеров корпораций, которые вели дела с Гитлером, никогда не беспокоились. Связи ITT's Sosthenes Behn с нацистской Германией, например, были публичной тайной в Вашингтоне, но он никогда не испытывал никаких трудностей из-за них. Между тем, казалось бы, что штаб-квартиры западных союзников были заинтересованы в том, чтобы как можно легче обойтись без американских предприятий в Германии. По словам немецкого эксперта Ханса Г. Хельмса, высокопоставленный советник президента Рузвельта Бернард Барух отдал приказ не бомбить некоторые заводы в Германии и не бомбить их лишь слегка; неудивительно, что отраслевые заводы американских корпораций попали в эту категорию. И действительно, в то время как исторический центр Кельна был сравнят с землей в результате многократных бомбардировок, большой завод Ford на окраине города пользовался репутацией самого безопасного места в городе во время воздушных атак, хотя некоторые бомбы, конечно же, иногда падали на его территорию. (Биллштейн и др., 98-100) 61

После войны GM и другие американские корпорации не только не были наказаны, но даже получили компенсацию убытков, понесенных их немецкими дочерними компаниями в результате англо-американских бомбардировок. В качестве компенсации General Motors получила от американского правительства 33 миллиона долларов и 27 миллионов ITT. Форд-Верк понес относительно небольшой ущерб во время войны и получил более 100 000 долларов в качестве компенсации от самого нацистского режима; филиал Ford во Франции, тем временем, сумел получить компенсацию в 38 миллионов франков от Режима Виши. Тем не менее, Ford обратился в Вашингтон за 7 миллионами долларов убытков, и после долгих споров получил в общей сложности 785 321 доллар "за свою долю допустимых убытков, понесенных Фордом Верке и Австрийским Фордом во время войны", что компания признала в своем недавно опубликованном отчете. (Результаты исследований, 109)

Корпоративная Америка и послевоенная Германия

Когда закончилась война в Европе, корпоративная Америка имела все возможности для того, чтобы помочь определить, что произойдет с Германией в целом и с ее немецкими активами в частности. Задолго до того, как орудия затихли, Аллан Даллес со своего наблюдательного поста в Берне (Швейцария) установил контакт с немецкими коллегами из американских корпораций, в которых он ранее работал юристом в Sullivan & Cromwell, а когда весной 1945 года танки Паттона протолкнулись глубоко в Рейх, босс ITT Зостенес Бен наденет форму американского офицера и отправится в разгромленную Германию, чтобы лично проинспектировать там свои дочерние компании. Что еще более важно, администрация в американской оккупационной зоне Германии изобиловала представителями таких фирм, как GM и ITT. 62 Они были там, конечно, для того, чтобы Корпоративная Америка продолжала пользоваться всеми преимуществами своих выгодных инвестиций в побежденной и оккупированной Германии. Одной из их первых задач было воспрепятствовать осуществлению Плана Моргентау. Генри Моргентау был министром финансов Рузвельта, который предложил демонтировать немецкую промышленность, превратив тем самым Германию в отсталую, бедную и, следовательно, безобидную аграрную страну.

Владельцы и управляющие корпораций с немецкими активами прекрасно понимали, что реализация "Плана Моргентау" означала для их немецких дочерних компаний финансовую смерть; поэтому они боролись с этим зубами и гвоздями. Особенно откровенным противником плана был Альфред П. Слоан, влиятельный председатель правления GM. Слоан, другие капитаны промышленности, а также их представители и контакты в Вашингтоне и внутри американских оккупационных властей в Германии, выступали за альтернативный вариант: экономическую реконструкцию Германии, чтобы они могли вести бизнес и зарабатывать деньги в Германии, и в конце концов получили то, что хотели. После смерти Рузвельта "План Моргентау" был незаметно отложен на полку, а сам Моргентау 5 июля 1945 года будет смещен с занимаемой им высокой правительственной должности президентом Гарри Трумэном. Германия - или, по крайней мере, западная часть Германии - была бы реконструирована экономически, и американские дочерние компании оказались бы основными бенефициарами этого развития. 63

С другой проблемой столкнулись американские оккупационные власти в Германии в целом и агенты американских материнских компаний немецких дочерних компаний в частности в рамках этой администрации. После падения нацизма и европейского фашизма в целом общее настроение в Европе было - и оставалось бы таковым в течение нескольких коротких лет - решительно антифашистским и одновременно более или менее антикапиталистическим, так как в то время было широко понято, что фашизм был проявлением капитализма. Почти везде в Европе, и особенно в Германии, спонтанно возникли и стали влиятельными радикальные низовые объединения, такие как немецкие антифашистские группы или "Антифа". Профсоюзы и левые политические партии также пережили успешное возвращение; они пользовались широкой народной поддержкой, когда осуждали банкиров и промышленников Германии за приход Гитлера к власти и тесное сотрудничество с его режимом, а также когда они предлагали более или менее радикальные антикапиталистические реформы, такие как социализация некоторых фирм и отраслей промышленности.

Однако такие планы реформ нарушали американские догмы о неприкосновенности частной собственности и свободном предпринимательстве и, очевидно, вызывали серьезную озабоченность американских промышленников, владеющих активами в Германии. 64 Последние также были ошеломлены появлением в Германии демократически избранных "рабочих советов", которые требовали вклада в дела фирм. Что еще хуже, рабочие часто избирали коммунистов в эти советы. Это происходило на важнейших американских заводах, в Форд-Верке и Опеле.

Коммунисты играли важную роль в работе совета Opel до 1948 года, когда GM официально возобновила управление Opel и быстро положила конец эксперименту. Американские власти систематически выступали против антифашистов и саботировали их схемы социальных и экономических реформ на всех уровнях государственного управления, а также в частном бизнесе. Например, на заводе Opel в Рюссельхайме американские власти сотрудничали с антифашистами лишь с неохотой, делая при этом все, что в их силах, чтобы не допустить создания новых профсоюзов и не дать рабочим советам высказаться по поводу управления фирмой. Вместо того, чтобы позволить расцвести запланированным демократическим реформам "снизу вверх", американцы приступили к восстановлению авторитарных "нисходящих" структур там, где это было возможно.

Они оттеснили антифашистов в сторону в пользу консервативных, авторитарных, правых личностей, в том числе многих бывших нацистов. На Форд-Верке в Кельне антифашистское давление заставило американцев отстранить от должности нацистского генерального директора Роберта Шмидта, но благодаря Дирборну и американским оккупационным властям он и многие другие нацистские менеджеры вскоре снова твердо вернулись в седло. 65

Капитализм, демократия, фашизм и война.

"О том, о чем нельзя говорить, нужно молчать", - заявил известный философ Витгенштейн, а коллега Макс Хоркхаймер перефразировал его в отношении феномена фашизма и его немецкого многообразия, нацизма, подчеркнув, что, если человек хочет говорить о фашизме, нельзя молчать о капитализме.

Гитлеровский Третий Рейх был чудовищной системой, созданной высшими бизнес-лидерами Германии, и хотя он оказался катастрофой для миллионов людей, он функционировал как нирвана для корпоративной Германии. Предприятиям, принадлежащим иностранным владельцам, также было позволено пользоваться прекрасными услугами.

Гитлеровский режим предоставил дас Капитал, такие как ликвидация всех рабочих партий и профсоюзов, программа перевооружения, которая принесла им огромные прибыли, и война за завоевания, которая устранила иностранную конкуренцию и обеспечила новые рынки, дешевое сырье и неограниченные поставки еще более дешевой рабочей силы от военнопленных, иностранных рабовладельцев и заключенных концлагерей. Владельцы и руководители ведущих корпораций Америки восхищались Гитлером, потому что в его Третьем Рейхе они могли зарабатывать деньги, как нигде больше, и потому что он растоптал немецкий труд и поклялся уничтожить Советский Союз, родину международного коммунизма.

Эдвин Блэк ошибочно полагает, что IBM был нетипичным для американских корпораций в расцвете после великого фашистского праздника капитализма на берегах Рейна. Многие, если не все эти корпорации, в полной мере воспользовались ликвидацией профсоюзов и левых партий, а также оргией заказов и прибылей, ставшей возможной благодаря перевооружению и войне. Они предали свою страну, производя всевозможное оборудование для гитлеровской военной машины даже после Перл-Харбора, и объективно помогали нацистам совершать ужасные преступления.

Однако эти технические особенности, похоже, не возмутили владельцев и менеджеров в Германии и даже в США, которые были в курсе того, что происходит за рубежом. Все, что имело для них значение, очевидно, было то, что безоговорочное сотрудничество с Гитлером позволяло им получать прибыль, как никогда раньше; их девизом вполне могло быть: "прибыль превосходит всех". После войны капиталистические мастера и сподвижники фашистского монстра дистанцировались а-ля доктор Франкенштейн от своего создания и громко заявили о своем предпочтении демократическим формам правления. Сегодня большинство наших политических лидеров и СМИ хотят, чтобы мы верили, что "свободные рынки" - эвфемистическое кодовое слово для капитализма - и демократия - сиамские близнецы. Однако даже после Второй мировой войны капитализм, и особенно американский капитализм, продолжал уютно сотрудничать с фашистскими режимами в таких странах, как Испания, Португалия, Греция и Чили, поддерживая при этом крайне правые движения, в том числе "эскадроны смерти" и террористов, в Латинской Америке, Африке и других странах.

Можно сказать, что в штаб-квартирах корпораций, коллективный интерес которых четко отражен в политике американского правительства, затянулась ностальгия по старым добрым временам гитлеровского Третьего рейха, который был раем для немецких, а также американских и других иностранных фирм: ни левых партий, ни профсоюзов, ни неограниченного числа рабовладельцев, ни авторитарного государства, которое обеспечило необходимую дисциплину и устроило "бум вооружения", а в конце концов и войну, которая принесла "безграничные прибыли", как пишет Блэк, ссылаясь на случай с IBM.

От фашистской диктатуры этих выгод легче было бы ожидать, чем от подлинной демократии, отсюда и поддержка Франциска, Сухартоса и других Пиночетов послевоенного мира. Но даже в демократических обществах капитализм активно ищет дешевый и кроткий труд, который гитлеровский режим использовал на серебряном блюдечке, а в последнее время с помощью таких скрытых инструментов, как сокращение штатов и глобализация, а не как средство фашизма, американский и международный капитал стремился достичь корпоративной нирваны, о которой гитлеровская Германия дала дразнящее предвкушение.

Важные ссылки:

Эдвин Блэк, IBM и Холокост: Стратегический альянс между нацистской Германией и самой мощной корпорацией Америки (Лондон: 2001).

Вальтер Хофер и Герберт Р. Реджинбогин, Гитлер, der Westen und die Schweiz 1936-1945 (Цюрих: 2002)

Райнхольд Биллштейн, Карола Фингс, Анита Куглер и Николас Левис, работающий на врага: Форд, "Дженерал Моторс" и "Принудительный труд во время Второй мировой войны" (Нью-Йорк: Бергхан, 2000) Исследовательские выводы о Форд-Верке в условиях нацистского режима (Дирборн, Мичиган: Автомобильная компания Форд, 2001).

Показать полностью

Прибыль ber Alles! Американские корпорации и Гитлер (перевод статьи) Часть 2

Прибыль über Alles! Американские корпорации и Гитлер

Доктор Жак Р. Полвельс...

Global Research, 07 июня 2019 года

Global Research 8 июня 2004 года

Урл этой статьи:

https://www.globalresearch.ca/profits-ber-alles-american-cor...


Эта статья результат тщательного исследования я канадского историка доктора Жака Пауэлса была впервые опубликована Global Research 15 лет назад 8 июня 2004 года.

Какая чудесная война!

Девятнадцать сорок оказался исключительно хорошим годом для корпоративной Америки. Не только дочерние компании в Германии участвовали в трофеях гитлеровских триумфов, но и европейский конфликт создавал другие замечательные возможности. Америка сама готовилась к возможной войне, и из Вашингтона начали поступать заказы на грузовики, танки, самолеты и корабли. Более того, сначала на строгой основе "наличными", а затем через "Lend-Lease" президент Рузвельт разрешил американской промышленности поставлять в Великобританию военную технику и другое оборудование, что позволило храброму маленькому Альбиону продолжить войну против Гитлера бесконечно.

К концу 1940 года все воюющие страны, а также вооруженные нейтрали, такие как сами США, были снабжены оружием, выведенным из строя на заводах корпораций Америки, будь то в Великобритании (где у Форда и др. также были филиалы), или в Германии. Это была действительно замечательная война, и чем дольше она продолжалась, тем лучше - с корпоративной точки зрения.

Корпоративная Америка не хотела, чтобы Гитлер проиграл эту войну или выиграл ее; вместо этого они хотели, чтобы эта война продолжалась как можно дольше. Генри Форд изначально отказался от производства оружия для Великобритании, но теперь он изменил свою мелодию. По словам его биографа Дэвида Лэньера Льюиса, он "выразил надежду, что ни Союзники, ни Ось не выиграют [войну]", и предложил США снабдить и Союзников, и Силы Оси "инструментами для продолжения борьбы до тех пор, пока они оба не развалятся". 30

22 июня 1941 года вермахт перекатился через советскую границу, оснащенный двигателями Ford и GM, а также инструментами, произведенными в Германии американским капиталом и ноу-хау.

В то время как многие лидеры корпоративной Америки надеялись, что нацисты и Советы останутся запертыми как можно дольше в войне, которая ослабит их обоих, 31 таким образом затягивая европейскую войну, которая оказалась столь прибыльной, эксперты в Вашингтоне и Лондоне предсказывали, что вермахт раздавит Советов, "как яйцо". 32 СССР, однако, стал первой страной, в которой блицкриг зашел в тупик.

А 5 декабря 1941 года Красная Армия даже начала контрнаступление. 33 Отныне было очевидно, что немцы в течение длительного времени будут заняты на Восточном фронте, что это также позволит англичанам продолжать вести войну, и что прибыльный лизинговый бизнес, таким образом, будет продолжаться бесконечно. Ситуация стала еще более выгодной для корпоративной Америки, когда казалось, что отныне бизнес можно будет вести и с Советским Союзом. Действительно, в ноябре 1941 года, когда уже стало ясно, что Советский Союз не собирается распадаться, Вашингтон согласился предоставить кредит Москве и заключил с СССР соглашение о Lend-Lease, тем самым предоставив крупным американским корпорациям еще один рынок сбыта их продукции.

Американская помощь Советам... и нацистам...

После войны на Западе стало бы привычным утверждать, что неожиданный советский успех против нацистской Германии стал возможен благодаря массированной американской помощи, предоставленной по условиям соглашения об облегчении долгового бремени между Вашингтоном и Москвой, и что без этой помощи Советский Союз не пережил бы нацистской атаки. Это утверждение сомнительно.

Во-первых, американская материальная помощь не имела смысла до 1942 года, то есть еще долгое время после того, как Советский Союз в одиночку положил конец прогрессу, достигнутому вермахтом, и начал свое первое контрнаступление. Во-вторых, американская помощь никогда не составляла более четырех-пяти процентов от общего объема продукции советского военного времени, хотя следует признать, что даже такой незначительный запас может оказаться решающим в кризисной ситуации. В-третьих, сами советские войска вывели из строя все легкое и тяжелое высококачественное вооружение - такое, как танк Т-34, вероятно, лучший танк времен Второй мировой войны, что сделало возможным их успех в борьбе с вермахтом. 34 Наконец, широко разрекламированная Ленд-лизинговая помощь СССР была в значительной степени нейтрализована - и, пожалуй, карликово - неофициальной, сдержанной, но очень важной помощью, которую американские корпоративные источники оказывали германским врагам Советов. В 1940 и 1941 гг. американские нефтяные тресты увеличили прибыльный экспорт нефти в Германию; большие объемы нефти поставлялись в нацистскую Германию через нейтральные государства.

Американская доля импорта в Германию жизненно важного масла для смазки двигателей (Motorenöl) быстро росла - с 44 процентов в июле 1941 года до 94 процентов в сентябре 1941 года. По мнению немецкого историка Тобиаса Ерсака, авторитета в области американского "топлива для фюрера", без топлива, поставляемого США, нападение Германии на Советский Союз было бы невозможным. 35 Гитлер все еще размышлял о катастрофических новостях советского контрнаступления и провале Блицкрига на Востоке, когда узнал, что японцы начали внезапное нападение на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. Сейчас США находятся в состоянии войны с Японией, но Вашингтон не сделал никакого шага, чтобы объявить войну Германии.

Гитлер не обязан был спешить на помощь своим японским друзьям, но 11 декабря 1941 года он объявил войну США, вероятно, тщетно ожидая - как оказалось - что Япония ответит взаимностью, объявив войну Советскому Союзу. Бессмысленное объявление Гитлером войны, сопровождаемое столь же легкомысленным объявлением войны Италией, сделало США активным участником войны в Европе. Как это отразилось на немецких активах крупных американских корпораций? 36

Бизнес как обычно

Немецкие дочерние компании американских корпораций не были безжалостно конфискованы нацистами и полностью выведены из-под контроля штабов государственных корпораций вплоть до поражения Германии в 1945 году, как утверждали материнские компании после войны. Что касается активов Ford и GM, например, немецкий эксперт Ханс Хельмс утверждает, что "ни разу за время своего террористического режима нацисты не предприняли ни малейшей попытки изменить статус собственности Ford [т.е. Ford-Werke] или Opel". 37 Даже после Перл-Харбора компания Ford сохранила 52% акций компании Ford-Werke в Кельне, а компания GM осталась единоличным владельцем компании Opel. (Биллштейн и др., 74 и 141).

Более того, американские владельцы и менеджеры сохранили иногда значительную степень контроля над своими заводами-филиалами в Германии после объявления Германией войны США. Есть свидетельства того, что штаб-квартира компании в США и филиалы в Германии поддерживали связь друг с другом либо опосредованно, через дочерние компании в нейтральной Швейцарии, либо напрямую с помощью современных мировых систем связи. Последние были поставлены компанией ITT в сотрудничестве с Transradio, совместным предприятием самой компании ITT, RCA (другая американская корпорация), а также немецкими фирмами Siemens и Telefunken. 38

В своем недавнем отчете о деятельности в нацистской Германии компания Ford утверждает, что ее корпоративная штаб-квартира в Дирборне не имела прямого контакта с немецкой дочерней компанией после Перл-Харбора. Что касается возможности коммуникации через филиалы в нейтральных странах, то в отчете говорится, что "нет никаких признаков связи друг с другом через эти филиалы". (Результаты исследований, 88)

были утеряны или уничтожены до того, как авторам доклада был предоставлен доступ к соответствующим архивам; в конце концов, этот доступ к архивам был предоставлен только спустя более 50 лет после установления фактов. Кроме того, в самом докладе несколько противоречиво признается, что в 1943 г. один из руководителей Форд-Уэрке действительно приехал в Лиссабон для посещения филиала португальского Форда, и крайне маловероятно, что Дирборн об этом не знал. Что касается IBM, то Эдвин Блэк пишет, что во время войны ее генеральный менеджер по Европе, голландец Юрьян В. Шотте, находился в штаб-квартире компании в Нью-Йорке, где он "продолжал регулярно поддерживать связь с дочерними компаниями IBM на нацистской территории, такими как его родная Голландия и Бельгия". Кроме того, КБМ могла бы "следить за событиями и осуществлять полномочия в Европе через дочерние компании нейтральных стран", и особенно через свое швейцарское отделение в Женеве, директор которого, гражданин Швейцарии, "свободно путешествовал в Германию и из Германии, на оккупированные территории и в нейтральные страны".

Наконец, как и многие другие крупные американские корпорации, IBM может также полагаться на американских дипломатов, размещенных в оккупированных и нейтральных странах, для пересылки сообщений через дипломатические мешочки. (Black, 339, 376 и 392-5) Нацисты не только позволили американским владельцам сохранить владение и определенный административный контроль над своими немецкими активами и дочерними компаниями, но их собственное вмешательство в управление Opel и Ford-Werke, например, оставалось минимальным.

После объявления Германией войны против США американские сотрудники, по общему признанию, исчезли с места событий, но существующие немецкие менеджеры - доверенные лица боссов в США - в целом сохранили свои авторитетность и продолжили вести бизнес, тем самым не забывая об интересах головного офиса компании и акционеров в Америке.

Для Opel штаб-квартира GM в США сохранила практически полный контроль над менеджерами в Рюссельхайме; так пишет американский историк Брэдфорд Снелл (Bradford Snell), который уделил внимание этой теме в 1970-х годах, но чьи выводы были оспорены GM. Недавнее исследование немецкого исследователя Аниты Куглер (Anita Kugler) подтверждает рассказ Снелла, предоставляя более подробную и более нюансированную картину. После объявления войны США Германией она пишет, что нацисты изначально вообще не беспокоили руководство Opel. Лишь 25 ноября 1942 года Берлин назначил "хранителя имущества противника", но значение этого хода оказалось чисто символическим. Нацисты просто хотели создать немецкий имидж предприятия, которое на протяжении всей войны на 100% принадлежало GM. (Биллштейн и др., 61)

В Форд-Верке Роберт Шмидт, якобы ярый нацист, служил генеральным менеджером во время войны, и его выступление очень понравилось как берлинским властям, так и американским менеджерам Форда. Сообщения об одобрении и даже поздравления, подписанные Эдзелем Фордом, регулярно поступали из головного офиса Ford в Дирборне. Нацисты тоже были в восторге от работы Шмидта; со временем ему было присвоено звание "лидера в области военной экономики". Даже когда через несколько месяцев после Перл-Харбора был назначен смотритель для надзора за заводом Ford в Кельне, Шмидт сохранил свои прерогативы и свободу действий. 39 Военное время, проведенное IBM с хранителями Axis в Германии, Франции, Бельгии и других странах, также было далеко не травмирующим.

По словам Блэка, "они ревностно защищали активы, увеличивали производительность и прибыль"; кроме того, "существующие менеджеры IBM оставались на местах в качестве ежедневных менеджеров, а в некоторых случаях даже назначались заместителями кастодианов противника". (Black, 376, 400-2, 405 и 415) Нацисты гораздо меньше интересовались национальностью владельцев или личностью менеджеров, чем производством, потому что после провала их блицкригской стратегии в Советском Союзе они испытывали постоянно растущую потребность в серийных самолетах и грузовиках.

С тех пор, как Генри Форд стал пионером в использовании сборочного конвейера и другой техники "Фордиста", американские фирмы были лидерами в области промышленного массового производства, а американские заводы-филиалы в Германии, в том числе дочернее предприятие GM Opel, не стали исключением из этого общего правила. Нацистские проектировщики, такие как Геринг и Шпиер, понимали, что радикальные изменения в управлении Opel могут помешать производству в Бранденбурге и Рюссельхайме. Для поддержания производства Opel на высоком уровне ответственным руководителям было разрешено продолжать работу, так как они были знакомы с особенно эффективными американскими методами производства. Анита Куглер пришла к выводу, что Opel "предоставила нацистам все свое производство и исследования и, таким образом, - говоря объективно - способствовала повышению их долгосрочной способности вести войну". (Биллштейн и др., 81) 40

их филиалы в нацистской Германии. В качестве примеров они приводят полноприводные грузовики Opel, которые оказались чрезвычайно полезны немцам в грязи Восточного фронта и в пустыне Северной Африки, а также двигатели для совершенно нового ME-262, первого реактивного истребителя, также собранные Opel в Рюссельхайме. 41 Что касается Ford-Werke, то в 1939 г. эта фирма также разработала ультрасовременный грузовик - Maultier ("мул") - с колесами спереди и гусеницами сзади. Кроме того, Форд Верке создал "плащ-комбинат" Arendt GmbH для производства военной техники, не относящейся к транспортным средствам, в частности, для обработки деталей для самолетов. Но Форд утверждает, что это было сделано без ведома и одобрения Dearborn.

К концу войны этот завод занимался сверхсекретной разработкой турбин для печально известных ракет V-2, которые разоряли Лондон и Антверпен. (Результаты исследований, 41-2) ITT продолжал поставлять в Германию передовые системы связи после Перл-Харбора в ущерб самим американцам, дипломатический код которых был взломан нацистами с помощью такого оборудования. 42 До самого конца войны производственные мощности ITT в Германии, а также в нейтральных странах, таких как Швеция, Швейцария и Испания, обеспечивали вооруженные силы Германии самыми современными боевыми игрушками. Чарльз Хайам предлагает конкретику:

После Перл-Харбор немецкая армия, военно-морской флот и военно-воздушные силы заключили с ITT контракт на производство коммутаторов, телефонов, тревожных гонгов, буев, устройств оповещения о воздушном налете, радиолокационного оборудования и тридцати тысяч взрывателей в месяц для артиллерийских снарядов... К 1944 году это число должно было возрасти до пятидесяти тысяч в месяц. Кроме того, ITT поставляла ингредиенты для ракетных бомб, упавших на Лондон, селеновые ячейки для сухих выпрямителей, высокочастотное радиооборудование, а также комплекты фортификационных и полевых средств связи. Без этих поставок важнейших материалов немецкие ВВС не смогли бы убить американские и британские войска, немецкая армия - воевать с союзниками, Англия - подвергнуться бомбардировке, а корабли союзников - нападению в море. 43

Неудивительно, что немецкие филиалы американских предприятий считались "пионерами технологического развития" проектировщиками в Министерстве экономики Рейха и другими нацистскими властями, участвовавшими в военных действиях. 44

Эдвин Блэк также утверждает, что передовая технология перфокарт IBM, предшествовавшая компьютеру, позволила нацистам автоматизировать преследование. IBM якобы поместила фантастические числа в Холокост, потому что она снабдила гитлеровский режим вычислительными машинами Холлерита и другими инструментами, которые использовались для "составления списков евреев и других жертв, которые затем становились мишенью для депортации", а также для "регистрации заключенных [из концентрационных лагерей] и отслеживания рабского труда". (Black, xx) Однако критики исследования Блэка утверждают, что нацисты могли бы и добились бы своей смертельной эффективности без использования преимуществ технологии IBM. В любом случае, случай с IBM является ещё одним примером того, как американские корпорации поставляли нацистам современные технологии, и очевидно, что они не слишком заботились о том, для каких злых целей будет использоваться эта технология.

Прибыль über Alles!

Владельцам и руководителям головных фирм в США было мало дела до того, какие продукты были разработаны и раскатаны на немецких сборочных линиях. Для них и для акционеров была важна только прибыль. Отраслевые заводы американских корпораций в Германии во время войны получили значительные доходы, и эти деньги не были прикармануты нацистами. Для Форд-Уэрка имеются точные цифры.

Прибыль немецкой дочерней компании Dearborn выросла с 1,2 миллиона RM в 1939 году до 1,7 миллиона RM в 1940 году, 1,8 миллиона RM в 1941 году, 2,0 миллиона RM в 1942 году и 2,1 миллиона RM в 1943 году. (Результаты исследований, 136). 45 Дочерние компании Ford в оккупированной Франции, Голландии и Бельгии, где американский корпоративный гигант также внес промышленный вклад в нацистскую войну, также добились необычайного успеха. Например, Форд-Франция - не процветающая до войны фирма - стала очень прибыльной после 1940 г. благодаря безоговорочному сотрудничеству с немцами; в 1941 г. она зарегистрировала доход в 58 млн. франков, достижение, за которое ее тепло поздравил Эдсел Форд. (Billstein et al., 106; и Research Findings, 73-5) 46

Что касается Opel, то прибыль этой фирмы взлетела до такой степени, что нацистское министерство экономики запретило их публикацию, чтобы избежать дурной славы со стороны населения Германии, которое все чаще просили затянуть ее коллективный пояс. (Billstein et al, 73) 47 IBM не только испытала взлет прибыли на своем заводе в Германии, но, как и Ford, также увидела скачок прибыли в оккупированной Франции, в первую очередь, из-за бизнеса, созданного благодаря активному сотрудничеству с немецкими оккупационными властями. Вскоре возникла необходимость в строительстве новых заводов. Однако, прежде всего, IBM процветала в Германии и в оккупированных странах, потому что продавала нацистам технологические инструменты, необходимые для идентификации, депортации, геттоизации, порабощения и, в конечном счете, уничтожения миллионов европейских евреев, иными словами, для организации Холокоста. (Черный, 212, 253 и 297-9)

Отнюдь не ясно, что случилось с прибылью, полученной в Германии во время войны американскими дочерними компаниями, но тем не менее появились некоторые манящие лакомые кусочки информации. В 1930-х годах американские корпорации разработали различные стратегии обхода нацистского эмбарго на репатриацию прибыли. Головной офис IBM в Нью-Йорке, например, регулярно выставлял компании Dehomag счета за роялти, причитающиеся головной фирме, за погашение надуманных займов, а также за другие сборы и расходы; эта практика и другие византийские межфирменные сделки минимизировали прибыль в Германии и, таким образом, одновременно функционировали как эффективная схема избежания налогообложения. Кроме того, существовали и другие способы борьбы с эмбарго на репатриацию прибыли, такие как реинвестирование в пределах Германии, однако после 1939 года этот вариант больше не разрешался, по крайней мере, в теории.

На практике американским дочерним компаниям удалось таким образом значительно увеличить свои активы. Opel, например, в 1942 году приобрел литейный завод в Лейпциге. 48 Оставалась также возможность использовать прибыль для улучшения и модернизации собственной инфраструктуры филиала, что тоже произошло в случае с Opel.

Существовали также возможности для экспансии в оккупированных странах Европы. Дочернее предприятие Ford во Франции использовало свою прибыль в 1941 году для строительства танкового завода в Оране (Алжир); этот завод якобы снабжал Африканский корпус Роммеля оборудованием, необходимым для продвижения в Эль-Аламейн (Египет). В 1943 году Форд-Верке также создал литейный завод недалеко от Кельна, через бельгийскую границу недалеко от Льежа, для производства запасных частей. (Результаты исследований, 133) Кроме того, вероятно, что часть корыта, накопленного в Третьем рейхе, была каким-то образом возвращена в США, например, через нейтральную Швейцарию. Многие американские корпорации имели там офисы, которые служили посредниками между штабными офисами и их дочерними компаниями во враждебных или оккупированных странах, а также были вовлечены в "выкачивание прибыли", как пишет Эдвин Блэк в связи со швейцарским филиалом IBM. (Блэк, 73) 49

В целях репатриации прибыли корпорации могли бы также воспользоваться услугами опытных парижских отделений некоторых американских банков, таких как Chase Manhattan и J.P. Morgan, а также ряда швейцарских банков. Чейз Манхэттен был частью империи Рокфеллеров, а также американским партнером компании Standard Oil, входящей в состав IG Farben; его филиал в оккупированном немцами Париже оставался открытым на протяжении всей войны и получал неплохую прибыль от тесного сотрудничества с немецкими властями. С швейцарской стороны также были замешаны некоторые финансовые учреждения, которые, не задавая трудных вопросов, заботились о золоте, похищенном нацистами у евреев, ставших их жертвами. Важную роль в этом отношении сыграл Банк международных расчетов (BIS) в Базеле, предположительно международный банк, который был основан в 1930 г. в рамках "Молодого плана" с целью содействия немецким репарационным выплатам после Первой мировой войны.

Американские и немецкие банкиры (такие как Schacht) с самого начала доминировали в БМР и уютно сотрудничали в этом финансовом предприятии. Во время войны директором BIS был немец и член нацистской партии Пауль Хехлер, а президентом - американец Томас Х. Маккитрик. Маккитрик был хорошим другом американского посла в Берне и агента американской секретной службы [OSS, предшественника ЦРУ] в Швейцарии Аллена Даллеса. До войны Аллен Даллес и его брат Джон Фостер Даллес были партнерами в нью-йоркской юридической фирме Sullivan & Cromwell и специализировались на очень прибыльном бизнесе по работе с американскими инвестициями в Германии. У них были отличные связи с владельцами и топ-менеджерами американских корпораций, а также с банкирами, бизнесменами и государственными чиновниками - в том числе и нацистскими крупье - в Германии.

. После начала войны Джон Фостер стал корпоративным юристом BIS в Нью-Йорке, а Аллен поступил на работу в OSS и занял должность в Швейцарии, где случайно подружился с Маккитриком. Широко известно, что во время войны БМР имел дело с огромными суммами денег и золота, происходившими из нацистской Германии. 50 Неужели неразумно подозревать, что эти переводы могли быть связаны с американской прибылью американских филиалов, иными словами, с деньгами, накопленными клиентами и соратниками вездесущих братьев Даллесов?

Принесите рабский труд!

До войны немецкие корпорации охотно пользовались большим благосклонством, оказанным им нацистами, а именно ликвидацией профсоюзов и, как следствие, превращением бывшего воинствующего немецкого рабочего класса в кроткую "массу последователей". Неудивительно, что в нацистской Германии реальная заработная плата быстро снижалась, а прибыль соответственно увеличивалась. Во время войны цены продолжали расти, в то время как заработная плата постепенно снижалась, а рабочее время увеличивалось. 51 Таков был и опыт рабочей силы американских дочерних компаний. Для борьбы с нехваткой рабочей силы на фабриках нацисты все больше полагались на иностранных рабочих, которых заставляли работать в Германии, зачастую в нечеловеческих условиях.

Вместе с сотнями тысяч советских и других военнопленных, а также заключенных концлагерей эти фремдарбайтеры (подневольные рабочие) образовывали гигантский резерв рабочих, которые могли быть использованы по желанию того, кто их нанимал, в обмен на скромное вознаграждение, выплачиваемое эсэсовцам. Кроме того, эсэсовцы железной рукой поддерживали необходимую дисциплину и порядок. Затраты на заработную плату, таким образом, снизились до уровня, о котором сегодняшние сократители могут только мечтать, а прибыль предприятий соответственно увеличилась.

Немецкие филиалы американских корпораций также охотно использовали рабский труд, поставляемый нацистами, не только Фремдарбайтером, но и военнопленными и даже заключенными концлагерей. Например, производственная компания Yale & Towne, расположенная в Вельберте на земле Рейнланд, по сообщениям, полагалась на "помощь рабочих из Восточной Европы" для получения "значительных прибылей", 52 и Coca-Cola также получила выгоду от использования иностранных рабочих, а также военнопленных на своих заводах в Фанте. 53 Самыми яркими примерами использования принудительного труда американскими дочерними компаниями, однако, судя по всему, являются Ford и GM - два случая, которые в последнее время стали предметом тщательного расследования.

Из Форда-Верке утверждается, что начиная с 1942 г. эта фирма "ревностно, агрессивно и успешно" преследовала использование иностранных рабочих и военнопленных из Советского Союза, Франции, Бельгии и других оккупированных стран - по всей видимости, со знанием корпоративной штаб-квартиры в США. 54 Карола Фингс, немецкий исследователь, внимательно изучивший деятельность Форд-Верке в военное время, пишет:

[Форд] имел прекрасные дела с нацистами. Потому что ускорение производства во время войны открыло совершенно новые возможности для того, чтобы удержать уровень затрат на заработную плату на низком уровне. С 1941 года в Форд-Верке действовал общий мораторий на повышение заработной платы. Однако самая большая прибыль могла быть получена за счет использования так называемого "Остарбайтера" [подневольных рабочих из Восточной Европы]. 55 Тысячи иностранных подневольных рабочих, трудоустроенных в Форд-Верке, были вынуждены каждый день, кроме воскресенья, в течение двенадцати часов работать в качестве рабов, за что они не получали никакой заработной платы.

Предположительно, еще хуже было обращение с относительно небольшим количеством заключенных концлагеря Бухенвальд, которые летом 1944 года были предоставлены в распоряжение Форд Верка. (Результаты исследований, 45-72) В отличие от Форд Верка, в Опеле никогда не использовались заключенные концлагерей, по крайней мере, не на основных заводах фирмы в Рюссельхайме и Бранденбурге. Немецкая дочерняя компания GM, однако, имела ненасытный аппетит к другим видам принудительного труда, например, к военнопленным. Типичным использованием рабского труда на опельских фабриках, особенно когда речь шла о русских, пишет историк Анита Куглер, были "максимальная эксплуатация, наихудшее возможное обращение и... смертная казнь даже в случае незначительных правонарушений". Гестапо отвечало за надзор за иностранными рабочими. 56

Показать полностью

Прибыль ber Alles! Американские корпорации и Гитлер (перевод статьи) Часть 1

Прибыль über Alles! Американские корпорации и Гитлер

Доктор Жак Р. Полвельс...

Global Research, 07 июня 2019 года

Global Research 8 июня 2004 года


https://www.globalresearch.ca/profits-ber-alles-american-cor...

75 лет назад, в день памяти о вторжении США в Нормандию в 2019 году.

"Вторая мировая война широко отмечается как "крестовый поход", в котором США безоговорочно сражались на стороне демократии, свободы и справедливости против диктатуры".

В то время как Америка освободила Западную Европу в июне 1944 года, негласная правда заключается в том, что американские корпорации активно сотрудничали с нацистской Германией.

Эта стать результат тщательного исследования  канадского историка доктора Жака Пауэлса была впервые опубликована Global Research 15 лет назад 8 июня 2004 года.

***

В Соединенных Штатах Вторая мировая война известна как "хорошая война".

В отличие от некоторых, по общему признанию, плохих войн Америки, таких как войны индейцев, близкие к геноциду, и жестокий конфликт во Вьетнаме, Вторая мировая война широко отмечается как "крестовый поход", в котором США безоговорочно сражались на стороне демократии, свободы и справедливости против диктатуры.

Неудивительно, что президент Джордж Буш любит сравнивать свою непрекращающуюся "войну против терроризма" со Второй мировой войной, предполагая, что Америка вновь оказывается вовлеченной на правой стороне в апокалипсический конфликт между добром и злом. Войны, однако, никогда не бывают настолько черно-белыми, как хотелось бы господину Бушу, и это также относится ко Второй мировой войне. Америка, безусловно, заслуживает похвалы за свой важный вклад в победу в жесткой борьбе, которая, в конечном счете, была достигнута союзниками. Но роль корпоративной Америки в войне едва ли синтезируется утверждением президента Рузвельта о том, что США были "арсеналом демократии". Когда американцы высадились в Нормандии в июне 1944 г. и захватили свои первые немецкие грузовики, они обнаружили, что эти автомобили приводятся в движение двигателями, произведенными американскими фирмами, такими как Ford и General Motors. 1 Корпоративная Америка, как оказалось, также служила арсеналом нацизма.

Поклонники фюрера

Муссолини пользовался большим восхищением в корпоративной Америке с того момента, как пришел к власти в результате переворота, который был назван в штате "прекрасной молодой революцией". 2 Гитлер, с другой стороны, посылал смешанные сигналы. Как и их немецкие коллеги, американские бизнесмены долго беспокоились о намерениях и методах этого плебейского выскочка, чья идеология называлась национал-социализмом, чья партия отождествляла себя с рабочей, и который зловеще говорил о проведении революционных перемен. 3 Однако некоторые высокопоставленные лидеры корпоративной Америки, такие как Генри Форд, любили и восхищались фюрером на ранней стадии. 4

Другими первоклассными гитлеровцами были пресс-лорд Рандольф Хёрст и Ирене Дю-Пон, глава траста Дю-Пон, который, по словам Шарля Хайяма, уже "пристально следил за карьерой будущего фюрера в 1920-е годы" и оказывал ему финансовую поддержку. 5

В конце концов, большинство американских капитанов промышленности научились любить фюрера. Часто намекнули, что увлечение Гитлером было делом личностей, делом психологии. Авторитарные личности якобы не могли не любить и восхищаться человеком, который проповедовал добродетели "принципа руководства" и практиковал то, что проповедовал сначала в своей партии, а затем и в Германии в целом.

В остальном отличная книга IBM и Холокост, объясняет случай председателя IBM Томаса Дж. Ватсона, который встречался с Гитлером несколько раз в 1930-х годах и увлекся новым авторитарным правителем Германии. Но именно в сфере политэкономии, а не психологии, можно с наибольшей выгодой понять, почему корпоративная Америка приняла Гитлера.

В 1920-е годы многие крупные американские корпорации наслаждались значительными инвестициями в Германию. Перед первой мировой войной IBM основал немецкий филиал Dehomag, в 1920-х годах General Motors взял под свой контроль крупнейшего немецкого автопроизводителя Adam Opel AG, а Ford основал в Кельне филиал, позднее известный как Ford-Werke. Другие американские фирмы заключили договоры о стратегическом партнерстве с немецкими компаниями. Компания Standard Oil of New Jersey - сегодняшняя Exxon - установила тесные связи с немецким трастом IG Farben. К началу 1930-х годов элита из примерно двадцати крупнейших американских корпораций имела немецкие связи, включая Du Pont, Union Carbide, Westinghouse, General Electric, Gilette, Goodrich, Singer, Eastman Kodak, Coca-Cola, IBM и ITT. Наконец, многие американские юридические фирмы, инвестиционные компании и банки были глубоко вовлечены в инвестиционное наступление Америки на Германию, в том числе известная юридическая фирма Wall Street Sullivan & Cromwell, банки J. P. Morgan и Dillon, Read and Company, а также Union Bank of New York, принадлежащий Brown Brothers & Harriman.

Union Bank был тесно связан с финансовой и промышленной империей немецкого стального магната Тиссена, чья финансовая поддержка позволила Гитлеру прийти к власти. Этот банк управлялся Прескоттом Бушем, дедушкой Джорджа Буша. Прескотт Буш якобы также был горячим сторонником Гитлера, переправлял ему деньги через Тиссен, а взамен получал значительные прибыли, ведя дела с нацистской Германией; с прибылью он запустил в нефтяном бизнесе своего сына, впоследствии президента. 6 Американских зарубежных предприятий плохо развивались в начале 1930-х годов, так как Великая депрессия особенно сильно ударила по Германии. Производство и прибыль резко упали, политическая ситуация была крайне нестабильной, были постоянные забастовки и уличные бои между нацистами и коммунистами, и многие опасались, что страна созрела для "красной" революции, подобной той, которая привела к власти большевиков в России в 1917 году.

Однако, опираясь на власть и деньги немецких промышленников и банкиров, таких как Тиссен, Крупп и Шахт, Гитлер пришел к власти в январе 1933 года, и не только политическая, но и социально-экономическая ситуация кардинально изменилась.

Вскоре немецкие дочерние компании американских корпораций снова стали прибыльными. Почему? После прихода Гитлера к власти американские бизнес-лидеры, владеющие активами в Германии, к своему огромному удовлетворению обнаружили, что его так называемая революция уважает социально-экономическое положение вещей.

Тевтонская марка фашизма фюрера, как и все другие разновидности фашизма, была реакционной по своей природе и чрезвычайно полезной для капиталистических целей. Приведенный к власти ведущими немецкими бизнесменами и банкирами, Гитлер служил интересам своих "помощников". Его первой крупной инициативой было распустить профсоюзы и бросить коммунистов и многих воинствующих социалистов в тюрьмы и первые концентрационные лагеря, которые были специально созданы для размещения избыточного числа левых политических заключенных.

Эта безжалостная мера не только устранила угрозу революционных изменений, воплощенную коммунистами Германии, но и кастрировала немецкий рабочий класс и превратила его в бессильную "массу последователей" (Gefolgschaft), используя нацистскую терминологию, которая была безоговорочно предоставлена в распоряжение их работодателей, Тиссенов и Крупов. Большинство, если не все фирмы в Германии, в том числе и американские филиалы, охотно воспользовались этой ситуацией и резко сократили расходы на рабочую силу. Например, Форд-Верке сократил расходы на рабочую силу с пятнадцати процентов от объема бизнеса в 1933 году до всего одиннадцати процентов в 1938 году. (Результаты исследований, 135-6)

Завод по розливу бутылок Coca-Cola в Эссене значительно увеличил свою рентабельность, потому что в гитлеровском штате рабочие "были чуть больше, чем крепостным, которым было запрещено не только бастовать, но и менять работу", заставляли "работать усерднее [и] быстрее", в то время ка Не было никаких трудовых проблем, заслуживающих упоминания, поскольку любая попытка организовать забастовку немедленно вызвала вооруженную реакцию гестапо, что привело к арестам и увольнениям. Так было на заводе GM Opel в Рюссельхайме в июне 1936 года. (Биллштейн и др., 25) Как писал после войны тюрингский учитель и член антифашистского сопротивления Отто Йенссен, руководители немецких корпораций были счастливы, "что страх за концлагерь сделал немецких рабочих кроткими, как лапдоги". 8 Владельцы и руководители американских корпораций с инвестициями в Германии были не менее очарованы, и если они открыто выражали свое восхищение или Гитлеру - как это делали председатель правления General Motors Вильям Кнудсен и ITT-босс Зостенес Бен - то, несомненно, потому, что он решал социальные проблемы Германии таким образом, чтобы это отвечало их интересам. 9

Депрессия? Какая депрессия?

Гитлер оказался в корпоративной Америке по другой очень важной причине: он придумал решение огромной проблемы Великой Депрессии. Его лекарство оказалось своего рода кейнсианской уловкой, при которой госзаказ стимулировал спрос, возобновил производство и дал возможность фирмам в Германии - в том числе и иностранным - резко повысить уровень производства и достичь беспрецедентного уровня рентабельности.

Однако нацистское государство заказывало у немецкой промышленности военное оборудование, и вскоре стало ясно, что политика Гитлера по перевооружению неумолимо приведет к войне, потому что только добыча, полученная в результате победоносной войны, позволит режиму оплатить огромные счета, представленные поставщиками.

Нацистская программа перевооружения показала себя как прекрасное окно возможностей для дочерних компаний американских корпораций. Форд утверждает, что его филиал в Форд-Верке был дискриминирован нацистским режимом из-за своей иностранной собственности, но признает, что во второй половине 1930-х годов его филиал в Кельне был "официально сертифицирован [нацистскими властями] ... как имеющий немецкое происхождение" и, следовательно, "имеет право на получение государственных контрактов". (Результаты исследований, 21) Форд воспользовался этой возможностью, хотя государственные заказы были почти исключительно на военную технику. Немецкий филиал Ford понес большие потери в начале 1930-х годов, однако, с прибыльными государственными контрактами, благодаря гитлеровскому процессу перевооружения, годовая прибыль Ford-Werke значительно возросла с 63,000 рейхсмарков в 1935 году до 1,287,800 RM в 1939 году.

Завод компании GM Opel в Рюссельхайме недалеко от Майнца оказался еще лучше. Его доля на автомобильном рынке Германии выросла с 35 процентов в 1933 году до более чем 50 процентов в 1935 году, а дочерняя компания GM, потерявшая деньги в начале 1930-х годов, стала чрезвычайно прибыльной благодаря экономическому буму, вызванному гитлеровской программой перевооружения. Заработок в размере 35 миллионов RM - почти 14 миллионов долларов США - был зарегистрирован в 1938 году. (Результаты исследований, 135-6; и Биллштейн и др., 24) 10 В 1939 году, накануне войны, председатель правления GM Альфред П. Слоан публично оправдывал ведение бизнеса в гитлеровской Германии, указывая на высокорентабельный характер деятельности GM при Третьем рейхе. 11

Еще одной американской корпорацией, которая наслаждалась бонансами в Гитлеровском Третьем Рейхе, была IBM. Ее немецкая дочерняя компания Dehomag предоставила нацистам перфоратор - предшественник компьютера - необходимый для автоматизации производства в стране, и при этом IBM-Германия заработала кучу денег. В 1933 году, в год прихода Гитлера к власти, Dehomag получила прибыль в один миллион долларов, а в первые гитлеровские годы немецкий филиал заплатил компании IBM в США около 4,5 миллионов долларов в виде дивидендов. К 1938 году, еще в полной депрессии, "годовая прибыль составляла около 2,3 миллиона RM, что соответствовало 16 процентам прибыли на чистые активы", - пишет Эдвин Блэк. В 1939 году прибыль компании Dehomag вновь впечатляюще возросла и составила около четырех миллионов RM. (Блэк, 76-7, 86-7, 98, 119, 120-1, 164, 198 и 222).

Американские фирмы с филиалами в Германии были не единственными, кто заработал на гитлеровском перевооружении. Германия накапливала нефть для подготовки к войне, и большая часть этой нефти поставлялась американскими корпорациями. Texaco получало огромную прибыль от продаж в нацистскую Германию, и неудивительно, что его председатель Торкильд Рибер стал еще одним влиятельным американским предпринимателем, который восхищался Гитлером. Один из сотрудников немецкой секретной службы сообщил, что он "абсолютно прогерманский" и "искренний поклонник фюрера". Рибер также стал личным другом Геринга, экономического царя Гитлера. 12

Что касается Ford, то эта корпорация не только производила для нацистов в самой Германии, но и экспортировала частично собранные грузовики непосредственно из США в Германию. Эти автомобили были собраны в Форд-Верке в Кельне и были готовы к использованию весной 1939 г., в период гитлеровской оккупации той части Чехословакии, которая не была уступлена ему в печально известном Мюнхенском соглашении прошлого года. Кроме того, в конце 1930-х годов компания Ford отгружала стратегические сырьевые материалы в Германию, иногда через дочерние компании в третьих странах; только в начале 1937 года эти поставки включали в себя почти 2 миллиона фунтов каучука и 130 000 фунтов меди. (Результаты исследований, 24 и 28).

Американские корпорации заработали много денег в гитлеровской Германии; это, а не предполагаемая харизма фюрера, является причиной того, что владельцы и менеджеры этих корпораций обожали его. И наоборот, Гитлер и его дружки больше всего были довольны выступлением американского капитала в нацистском государстве. Действительно, производство военной техники американскими дочерними компаниями оправдало и даже превзошло ожидания нацистского руководства.

Берлин быстро оплатил счета, и Гитлер лично выразил свою признательность, вручив такие престижные награды, как Генри Форд, Томас Уотсон из IBM и директор GM по экспорту Джеймс Д. Муни. Акции американских инвестиций в Германии значительно выросли после прихода Гитлера к власти в 1933 году. Главной причиной этого было то, что нацистский режим не позволял репатриировать прибыль, полученную иностранными фирмами, по крайней мере, не в теории. В действительности, штаб-квартиры компаний могли обойти это эмбарго с помощью таких уловок, как выставление счетов немецкой дочерней компании за "роялти" и всевозможные "гонорары". Тем не менее, это ограничение означало, что прибыль в значительной степени реинвестировалась в землю возможностей, в которой Германия проявила себя в то время, например, в модернизацию существующих объектов, в строительство или приобретение новых заводов, а также в покупку рейх-облигаций и недвижимости. Таким образом, IBM реинвестировала свои значительные доходы в новый завод в Берлине-Лихтерфельде, в расширение производственных мощностей в Зиндельфингене под Штутгартом, в многочисленные филиалы по всему Рейху, а также в покупку арендованной недвижимости в Берлине и других объектов недвижимости и материальных активов. (Черный, 60, 99, 116 и 122-3).

В этих условиях стоимость немецкого предприятия IBM значительно возросла, к концу 1938 года чистая стоимость Dehomag удвоилась с 7,7 миллионов RM в 1934 году до более чем 14 миллионов RM. (Black, 76-7, 86-7, 98, 119-21, 164, 198 и 222) Стоимость общих активов Форд-Верке, также грибованных в 1930-х годах, с 25,8 млн RM в 1933 году до 60,4 млн RM в 1939 году. (Результаты исследований, 133) Таким образом, американские инвестиции в Германию при Гитлере продолжили расширяться и к моменту основания Перл-Харбора составили около 475 миллионов долларов США. (Результаты исследований, 6) 13

Лучше Гитлер, чем "Розенфельд".

На протяжении "грязных тридцатых годов" корпоративная прибыль в США оставалась в депрессии, в таких отечественных фирмах, как GM и Ford, благодаря Гитлеру можно было только мечтать о тех богатствах, которые накапливали их заводы-филиалы в Германии. Кроме того, у отечественных корпораций Америка испытывала проблемы с трудовыми активистами, коммунистами и другими радикалами. А как же порочные торговые марки личности и режима фюрера?

Не потревожили ли они лидеров корпоративной Америки? Очевидно, не особо, если вообще. Пропагандируемая Гитлером расовая ненависть, например, не слишком оскорбила их чувства. Ведь расизм против небелого оставался системным на всей территории США, а антисемитизм был распространен в корпоративном классе. В эксклюзивных клубах и прекрасных отелях, находящихся под патронажем капитанов промышленных предприятий, евреев принимали редко, а некоторые лидеры корпоративной Америки были откровенными антисемитами. 14

В начале 1920-х годов Генри Форд выпустил яростно антисемитскую книгу "Международный еврей", которая была переведена на многие языки; Гитлер прочитал немецкую версию и позже признал, что она дала ему вдохновение и ободрение. Другим печально известным антисемитским американским магнатом была Irénée Du Pont, несмотря на то, что у семьи Du Pont были еврейские предшественники. 15 Корпоративный антисемитизм Америки сильно напоминал антисемитизм Гитлера, чей взгляд на иудаизм был тесно переплетен с его взглядом на марксизм, как убедительно доказывал Арно Дж. 16

Гитлер утверждал, что он социалист, но он должен был быть "национальным" социализмом, социализмом только для расово чистых немцев. Что касается подлинного социализма, проповедовавшего международную солидарность рабочего класса и нашедшего свое вдохновение в творчестве Карла Маркса, то Гитлер презирал его как еврейскую идеологию, претендовавшую на порабощение или даже уничтожение немцев и других "арийцев". Гитлер ненавидел как "еврей" все формы марксизма, но не более чем коммунизм (или "большевизм") и осуждал Советский Союз как родину "еврейского" интернационального социализма.

В 1930-е годы антисемитизм корпоративной Америки также проявил себя как противоположная сторона медали антисоциализма, антимарксизма и "красной приманки". Большинство американских бизнесменов осудили "Новый курс" Рузвельта как "социалистическое" вмешательство в экономику. Антисемиты корпоративной Америки считали Рузвельта крипто-коммунистом и агентом еврейских интересов, если не самим евреем; его постоянно называли "Розенфельдом", а его "Новый курс" очерняли как "еврейский курс". 17

В своей книге "Король Фливвера" Эптон Синклер описал печально известную антисемитскую мечту Генри Форда об американском фашистском движении, которое "обязалось сместить красных и сохранить имущественные интересы страны; изгнать большевика [Рузвельта] из Белого дома и всех его розовых профессоров с государственных служб... [и] превратить в перестрелку разговоры о коммунизме или объявление забастовки". 18 Другие американские магнаты также жаждали фашистского спасителя, который мог бы избавить Америку от ее "красных" и тем самым восстановить процветание и прибыльность. Дюпон оказал щедрую финансовую поддержку собственным фашистским организациям Америки, таким как печально известный "Черный легион", и даже участвовал в планах фашистского государственного переворота в Вашингтоне. (Хофер и Реджинбогин, 585-6) 19

Зачем беспокоиться о грядущей войне?

Было совершенно очевидно, что Гитлер, рано или поздно перевооружавший Германию до зубов, собирался развязать большую войну. Какие бы опасения ни возникали у американских капитанов промышленности в этом отношении вскоре рассеялись, потому что знатоки международной дипломатии и бизнеса в 1930-е гг. широко ожидали, что Гитлер пощадит западные страны, вместо того, чтобы нападать на Советский Союз и уничтожать его, как обещали в Майн-Кампфе. Поощрять и помогать ему в выполнении задачи, которую он считал своей великой жизненной миссией, 20 было скрытой целью печально известной политики умиротворения, проводимой Лондоном и Парижем, и молчаливо одобренной Вашингтоном. 21

Корпоративные лидеры всех западных стран, в том числе, в первую очередь, США, ненавидели Советский Союз, потому что это государство было колыбелью коммунистической "системы противодействия" международному капиталистическому порядку вещей, а также источником вдохновения для собственных "красных" Америки. Кроме того, они сочли особенно оскорбительным то, что родина коммунизма не стала жертвой Великой депрессии, а пережила промышленную революцию, которую американский историк Джон Х. Бакер положительно отозвался о широко прославленном "экономическом чуде" Западной Германии после Второй мировой войны. 22

Политика умиротворения представляет собой хитрую схему, реальную цель которой необходимо скрывать от британской и французской общественности. Она отступила зрелищно, потому что ее искажения в конце концов заставили Гитлера заподозрить истинные намерения Лондона и Парижа, что заставило его заключить сделку со Сталиным, и, таким образом, привело к войне Германии против Франции и Великобритании, а не Советского Союза.

Тем не менее, мечта о немецком крестовом походе против коммунистического Советского Союза от имени капиталистического Запада отказалась умереть. Лондон и Париж только начали "Войну подделок" против Германии, надеясь, что в конце концов Гитлер все-таки обратится против Советского Союза. Такова была и идея квази-официальных миссий в Лондон и Берлин, предпринятых Джеймсом Д. Муни (James D. Mooney), который очень старался - как и посол США в Лондоне Джозеф Кеннеди, отец Джона Ф. Кеннеди - убедить немецких и британских лидеров разрешить их неудобный конфликт, чтобы Гитлер мог посвятить свое безраздельное внимание своему великому восточному проекту. На встрече с Гитлером в марте 1940 года Муни выступил с мольбой о мире в Западной Европе, предположив, что "американцы понимают точку зрения Германии в отношении вопроса о жилом пространстве" - иными словами, что они ничего не имеют против его территориальных притязаний на Востоке. (Биллштейн и др., 37-44) 23

Однако эти американские инициативы не принесли ожидаемых результатов. Владельцы и руководители американских корпораций с филиалами в Германии, несомненно, сожалели, что развязанная Гитлером в 1939 году война была войной против Запада, но в конечном счете это не имело никакого значения. Важно было то, что помощь Гитлеру в подготовке к войне была хорошим делом, а сама война открыла еще более экстравагантные перспективы для ведения бизнеса и получения прибыли.

Поставить Блицкриг в блицкриг

Военные успехи Германии 1939 и 1940 годов основывались на новой и чрезвычайно мобильной форме войны - Блицкриге, состоящей из чрезвычайно быстрых и высокосинхронизированных атак с воздуха и суши.

Для ведения "молниеносной войны" Гитлеру потребовались двигатели, танки, грузовики, самолеты, моторное масло, бензин, резина и сложные системы связи, чтобы штуки могли нанести удар в тандеме с панцирями. Большая часть этого оборудования поставлялась американскими фирмами, в основном немецкими филиалами крупных американских корпораций, но часть экспортировалась из США, хотя обычно через третьи страны. Без такой американской поддержки фюрер мог только мечтать о "молниеносных войнах", за которыми последовали "молниеносные победы" в 1939 и 1940 годах.

Многие из гитлеровских колес и крыльев производились в немецких филиалах GM и Ford. К концу 1930-х гг. эти предприятия свернули гражданское производство, сосредоточившись исключительно на разработке военной техники для немецкой армии и военно-воздушных сил.

Этот переход, затребованный - если не по заказу - нацистскими властями, не только был одобрен, но даже активно поощрялся штаб-квартирой корпорации в США. Форд-верк в Кельне приступил к постройке не только бесчисленных грузовиков и перевозчиков, но и двигателей и запасных частей для вермахта. Новый завод компании GM в Бранденбурге выпустил грузовики "Блиц" для вермахта, в то время как главный завод в Рюссельхайме производил в основном для люфтваффе, собирая такие самолеты, как JU-88, рабочая лошадь немецкого флота бомбардировщиков. В какой-то момент GM и Ford вместе составляли, по имеющимся сведениям, не менее половины всего производства танков в Германии. (Биллштейн и др., 25,) 24

Между тем ITT приобрела четверть акций производителя самолетов Focke-Wulf, и таким образом помогла построить истребители. 25 Возможно, немцы могли бы собирать машины и самолеты без помощи американцев. Но Германии отчаянно не хватало стратегического сырья, такого как резина и нефть, которое было бы необходимо для ведения войны, основанной на мобильности и скорости. На помощь пришли американские корпорации.

Как упоминалось ранее, Тексако помог нацистам с запасами топлива. Кроме того, по мере начала войны в Европе большое количество дизельного топлива, смазочного масла и других нефтепродуктов отгружалось в Германию не только компанией "Texaco", но и компанией "Standard Oil", в основном через испанские порты. (Военно-морской флот Германии, кстати, снабжался топливом техасский нефтяник Уильям Родс Дэвис). 26 В 1930-х годах Standard Oil помогла IG Farben разработать синтетическое топливо в качестве альтернативы обычной нефти, которую Германия должна была импортировать каждую каплю. (Хофер и Реджинбогин, 588-9)

Альберт Шпер, гитлеровский архитектор и министр вооружений военного времени, заявил после войны, что без определенных видов синтетического топлива, предоставленных американскими фирмами, Гитлер "никогда бы не подумал о вторжении в Польшу". 27 Что касается Focke-Wulfs и других быстрых немецких истребителей, то они не смогли бы достичь своей смертельной скорости без компонента в их топливе, известного как синтетический тетраэтил; сами немцы позже признали, что без тетраэтила вся концепция войны в Блицкриге была бы немыслима.

Этот волшебный ингредиент был произведен предприятием под названием Ethyl GmbH, дочерней фирмой трио, образованной Standard Oil, немецким партнером Standard IG Farben и GM. (Хофер и Реджинбогин, 589) 28 Блицкригская война включала в себя идеально синхронизированные наземные и воздушные атаки, и для этого требовалось очень сложное коммуникационное оборудование. Немецкое дочернее предприятие ITT поставило большую часть этого оборудования, в то время как другие современные технологии, полезные для целей блицкрига, были дополнены компанией IBM, через ее немецкий филиал, Dehomag. По словам Эдвина Блэка, ноу-хау компании IBM позволили нацистской военной машине "достичь масштаба, скорости, эффективности"; IBM, заключает он, "положить "блиц" в криг для нацистской Германии". (Black, 208) С точки зрения корпоративной Америки не было катастрофой того, что Германия установила свое господство на европейском континенте к лету 1940 года.

Некоторые немецкие филиалы американских корпораций - например, завод по розливу напитков Ford-Werke и Coca-Cola в Эссене - расширялись в оккупированные страны, оседлавая хвосты победившего вермахта. Президент IBM Томас Ватсон был уверен, что его немецкий филиал получит преимущество от гитлеровских триумфов. Блэк пишет: "Как и многие [другие американские бизнесмены], Ватсон ожидал", что Германия останется хозяином Европы, и что IBM извлечет из этого выгоду, "управляя доменом данных", то есть предоставив Германии технологические инструменты для полного контроля. (Black, 212)

26 июня 1940 года немецкий коммерческий делегат организовал ужин в нью-йоркском отеле Waldorf-Astoria, чтобы поболеть за победы вермахта в Западной Европе. На нем присутствовали многие ведущие промышленники, в том числе Джеймс Д. Муни, руководитель немецкого отделения GM. Пять дней спустя немецкие победы снова отпраздновали в Нью-Йорке, на этот раз на вечеринке, организованной фило-фашистом Рибер, боссом Тексако. Среди лидеров корпоративной Америки присутствовали Джеймс Д. Муни и сын Генри Форда, Эдсел. 29

Показать полностью

Художественная помощь Пикабу

Сидим как все дома с маленьким сыном, и увидел он в книжке Затейники с иллюстрациями Г.Огородникова, нарисованную книгу про трёх поросят и уже который день просит купить. То, что книге такой нет, он не понимает. Вдруг кто ищет себе занятие на карантине, не могли бы вы нарисовать иллюстрации в стиле огородникова к сказке три поросёнка? Фото прилагаю

Художественная помощь Пикабу Без рейтинга, Иллюстрации, Длиннопост
Художественная помощь Пикабу Без рейтинга, Иллюстрации, Длиннопост
Показать полностью 2

Реклама на Пикабу

@moderaror, реклама мошенников в ленте напрягает. Можно на нее какой то фильтр ставить?

Реклама на Пикабу Реклама, Без рейтинга, Дети
Показать полностью 1

DW: новости раздела Культура и стиль жизни

DW: новости раздела Культура и стиль жизни Новости, Великая Отечественная война
Показать полностью 1

Памяти одного из лучших мэров  современной России Н. Г. Булакина

Сегодня в автомобильной аварии погиб Николай Генрихович Булакин, мэр города Абакан, мэр, который по мнению местных жителей и жителей соседних городов был одним из лучших мэров России.


Это мой частный некролог о нем.

Памяти одного из лучших мэров  современной России Н. Г. Булакина Без рейтинга, Память, Текст, Некролог, Видео, Длиннопост, Негатив, Смерть

Николай Генрихович, Вы стали мэром в начале 90х, когда я училась в школе, так случилось, что мы были соседями, и я помню, как коммунальные службы посыпали песком в гололед дорожку от вашего подьезда до крыльца мэрии, и как они получили втык за это.

Я помню, как каждое утро, когда я шла в школу, в институт, а потом на работу, вы тоже пешком шли на работу в мэрию.  А Ваши 60+ было необычно видеть Вас , едущим на работу на электросамокате.

Гуляю по городу в выходные дни, мы привыкли видеть Вас с внуками, гуляющего в детском парке или скромно стоящего в общей очереди за билетами на аттракционы. Можно было столкнуться с Вами и в очереди в кассу в банке.

Вы всегда были открыты и доступны. Задолго до пришедшей моды на электронное правительство, открыли на сайте мэрии форум "Вопрос мэру", где откликались на просьбы горожан и отвечали на разные, порой нелицеприятные вопросы. Сколько моих мелких, но таких важных обращений решилось благодаря этому форуму,  начинаю от Жэка, не желающего менять батарею и заканчивая "ловлей за руку" коммерсантов, которые незаконно рубили деревья в скверах под свои палатки.

Я помню, что в каждую предвыборную компанию Вы уходили в отпуск, не участвовали в агитации и неизменно получали свои 80% за от любящих Ваш горожан. Вся наша республика мечтала, что бы Вы стали губернатором, но вы раз за разом отказывались выбираться и отказывали  Москве в этом.

Я помню Вашу удивительную программу по перестройке города, что мы, город в сибирской глубинке вдруг стали одним из самых быстрорастущих городов России. Музыкальная школа, художественная школа, программа каждый год по новому  детскому садику, бесчисленное количество новых домов, на месте частного сектора, скульптуры и лавочки.

Я помню, как в конце 90х в передаче Вас спрашивали, зачем вы ставите художественные лавочки и фонари их же ломают, а Вы ответили, ничего, постепенно привыкнут и станут ценить. Так и оказалось. Сколько скверов и фонтанов вы открыли,  сколько скульптур. А как Вы восстановили заброшенный парк "Зона отдыха", превратившийся из свалки, где было опасно гулять для жизни, в одно из самых популярных мест в городе.

Спорткомплекс "Абакан" с аренами, на которых можно проводить международные соревнования, многие в начале смеялись, кому это нужно в провинциальном городе, а теперь там не протолкнуться.

Вы превратили пару заброшенный пустырь-болото в центре города в прекрасный Преображенский парк, который стал одной из наших главных достопримечательностей.  Построили две 6 полосных улицы в центре города, постоянно закупали новые троллейбусы. Начали облагораживать набережные на дренажных каналах, поучаствовали в строительства двух прекрасных храмов. Я помню как в воскресные службы, Вы скромно входили через боковой проход, ставили свечу, молились и также тихо, что бы никому не помешать, уходили.

Как удивлялись мои гости из других городов, когда проехав с Вами в лифте, я позже говорила, что сейчас в видели мэра нашего города.

Вроде только вчера Вы придерживали дверь в подъезде и терпеливо ждали, когда мы с маленьким сыном пройдем, уговаривали его слушаться маму.

А сегодня, исполнив свою мечту, открыв современную школу, Вы вдруг отправились в бессрочную командировку.

Сколько еще не успели сделать, мы же с Вами всем городом мечтали о расширении виадука через железную дорогу, еще же Вы не успели открыть два новых садики и еще одну школу, продлить улицу Кирова до улицы Итыгина, сделать набережную дренажному каналу по улице Крылова, сколько еще у Вас было планов.

Пусть у Вас было много недостатков, и многие были с Вами не согласны, но Вы были лучшим, что могло случиться с городом Абаканом.

Пусть покоиться Ваша душа покоиться с миром.

Показать полностью 1 1
Отличная работа, все прочитано!