amakedonsky

amakedonsky

Пикабушник
Дата рождения: 29 сентября 1988
поставил 5051 плюс и 3156 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 3 редактирования
Награды:
С Днем рождения, Пикабу!5 лет на Пикабу
5336 рейтинг 4 подписчика 38 подписок 8 постов 3 в горячем

О пропаганде, реддите и трагедии MH17

Предисловие: я не из "сбежавших", я читаю реддит с некоторой периодичностью довольно давно. Второе, мне довелось работать и общаться и с Нидерландцами и с Американцами, я не испытываю какой то ненависти по национальному признаку.


На реддите вышел новостной пост: "Россия запустила троллей чтобы скрыть убийство 298 человек на MH17".

О пропаганде, реддите и трагедии MH17 Без рейтинга, Reddit, Boeing mh17, Пропаганда, Длиннопост

https://www.reddit.com/r/worldnews/comments/bv5e19/russia_de...

За 2 дня пост набрал 52,5 тысячи плюсов, 87% положительных оценок. Но еще сильнее порадовали некоторые топовые комментарии.

О пропаганде, реддите и трагедии MH17 Без рейтинга, Reddit, Boeing mh17, Пропаганда, Длиннопост

"Буквально никто не верит, что Россия не сбивала авиалайнер и не убила 298 невинных людей .... кроме русских."

О пропаганде, реддите и трагедии MH17 Без рейтинга, Reddit, Boeing mh17, Пропаганда, Длиннопост

"Давайте на чистоту. Россия - враг свободного мира."

В тот же день выходит другой новостной пост - "Премьер-министр Малайзии заявил, что не видит никаких доказательств вины России в сбивании MH17".

https://www.reddit.com/r/EndlessWar/comments/bv8cqh/mh17_mal...

Этот пост набрал за 2 дня - 12 плюсов и 72% положительных оценок. Такие посты никому не нужны и не интересны, несмотря даже на миграцию пикабушников на реддит.

Никто не ставит под сомнение вину России, расследования с иными точками зрения не интересны.

Реддит это вроде как наш любимый "свободный" интернет и там люди, которым не промывают мозги из телевизора. Активно обсуждаем русскую пропаганду, но никто не хочет обсудить не пропаганда ли сам реддит, не подвержены ли они не русской пропаганде.


Я не призываю к ненависти или "джихаду" на реддит. Я призываю к активному участию в международном общении, привносить больше различных взглядов и мнений на разнообразные события. Чтобы у иностранцев было представление о русских и России из первых уст. Чтобы так сказать "обесчеловечивание" предполагаемого противника не проходило так легко.Чтобы вы имели представление о мнении американцев и взглядах иностранных СМИ, для полноты картины.

Показать полностью 3

Ройзман глумится над трагедией в КНДР

Ройзман глумится над трагедией в КНДР Евгений Ройзман, Северная Корея, Twitter

Мэр Екатеринбурга, которого мы заслужили, видимо.

https://twitter.com/roizmangbn/status/925387596083195904

https://ura.news/news/1052310952

Настроение "Лето-2017"

Настроение "Лето-2017" Грусть, Самоед, Фотография, Дождь, Черно-белое, Burger King, Усталость

оригинал фото в комментах

Показать полностью 1

Попугаи оптом

Подруга хочет купить попугая Жако и нашла такой прекрасный образец адекватности авито.

Попугаи оптом Авито, Продавец, Неадекват, Нищеброд, Жако

Так то. Цена может и адекватная, а вот ответы как то не очень.

Показать полностью 1

Кавер на Pen-Pineapple-Apple-Pen от Кокляева

Полотна шариковой ручкой

Helena Hauss - иллюстратор из Парижа, рисует свои большеформатные творения, используя преимущественно шариковые ручки. Картины размером около 100*70 см занимают у неё сотни часов работы. Зачем? Не знаю, но выглядит интересно, процесс рисования - завораживает и есть в этих иллюстрациях какой то дух современности, паста вместо масла.

http://www.helenahauss.net/

Полотна шариковой ручкой Длиннопост, Helena Hauss, Рисунок ручкой, Шариковая ручка
Полотна шариковой ручкой Длиннопост, Helena Hauss, Рисунок ручкой, Шариковая ручка
Полотна шариковой ручкой Длиннопост, Helena Hauss, Рисунок ручкой, Шариковая ручка
Полотна шариковой ручкой Длиннопост, Helena Hauss, Рисунок ручкой, Шариковая ручка
Показать полностью 4

Советский аналоговый синтезатор "Поливокс"

«Поливокс» был разработан на уральском предприятии «Вектор» в 1982г., производство осуществлялось на Качканарском радиозаводе «Форманта». Он должен был стать доступной советским музыкантам заменой американских и японских синтезаторов, выпускавшихся компаниями Roland, Moog и Korg. Схемотехника синтезатора была разработана ведущим инженером Владимиром Кузьминым. Ведущим дизайнером была его жена Олимпиада, черпавшая вдохновение в дизайне советских военных радиостанций. Розничная цена синтезатора составляла 920 рублей. Точное количество выпущенных синтезаторов неизвестно.

Советский аналоговый синтезатор "Поливокс" Поливокс, Polivoks, Синтезатор, Ламповость, СССР, Урал, Rammstein, Длиннопост, Видео

Интервью изобретателя, Владимира Кузьмина:

"В 1980-м мне было 24 года и я работал на уральском предприятии "Вектор" уже более четырех лет. За плечами был опыт участия в разработке других электромузыкальных инструментов и знание современных тенденций в развитии ЭМИ. Меня обуревало огромное желание разработать и выпускать что-нибудь из того, что можно было услышать только на зарубежных записях или видеть мельком у гастролирующих коллективов. Такие магические названия, как электропиано, пиано-стрингс или синтезатор, были тогда на слуху у профессиональных и любительских коллективов, и они хотели иметь их в пользовании. Но лишь очень немногим удавалось получить эти клавишные по линии импортных поставок или купить за большие деньги у фарцовщиков или у тех же гастролеров. И это, в основном, в Москве, Ленинграде или в столицах прибалтийских республик. А что делать всем остальным во всей огромной стране? Оставалось только "бомбить" заводы письмами с упреками, что промышленность не может производить таких нужных людям вещей (на всех заводах, даже военных, были отделы рекламаций для обратной связи, а в паспортах на изделия указывался адрес и телефон). Такие письма приходили и на наше предприятие, что, конечно, не могло не сказаться на дальнейших его планах.


Мне, как инициатору этой темы, и было поручено возглавить разработку. Надо сказать, что добиться согласия руководства было нелегко, ведь даже само слово "синтезатор" тогда было чем-то "западным" и "не нашим", а сами синтезаторы казались просто веянием моды, которая быстро пройдет. Тем не менее, надо отдать должное руководству – оно согласилось-таки.


Над этой темой я думал и раньше, и втихаря в свободное время на работе или дома чертил и паял схемки, рисовал образ изделия. Изначально я думал, что наш синтезатор будет с каким-нибудь минимально необходимым набором функций, например один генератор, несложный фильтр, упрощенный генератор огибающей, небольшая клавиатура. И в чемоданчике с крышечкой! Потом решил: если уж разрабатывать, то что-нибудь не хуже аналогов.

Советский аналоговый синтезатор "Поливокс" Поливокс, Polivoks, Синтезатор, Ламповость, СССР, Урал, Rammstein, Длиннопост, Видео

Но информации катастрофически не хватало. Ведь было понятно, что синтезатор – это не электроорган, имеет иную структуру, определенный набор функций и необходимые пределы регулировки требуемых параметров исполнителем. Соответственно и схемотехника радикально отличается от традиционных электроорганов. Поэтому требовалось, прежде всего, изучение аналогов и примененных в них схемотехнических решений. А они в то время были недоступны. На начальном этапе мы просто напрашивались в гости к заезжим ансамблям, чтобы посмотреть, покрутить ручки, сфотографировать "Муги", "Корги", "Роланды", "Ямахи", "Крумары", чтобы получить представление о строении, работе узлов, наборе необходимых ручек и переключателей. Некоторые удавалось взять на время домой, потому что они частенько были с всякими неисправностями и меня просили привести их в порядок.


Но самым главным все-таки было отсутствие информации по схемотехнике. Однажды удалось достать чуть ли не вручную перерисованную схему MiniMoog. Но она оказалась практически вся на транзисторах, а было уже время широкого использования аналоговых интегральных схем, так что практической пользы она не принесла. Да и повторять чужую схемотехнику было нам не к лицу, да и нельзя по патентным соображениям, поскольку за патентной чистотой у нас на предприятии следило очень сильное патентное бюро. Проверка схемных решений на патентную чистоту входила и в наши прямые обязанности. А вдруг тянет на изобретение? Или, наоборот, можно было сильно "влипнуть" при поставках на экспорт, если поймают на аналогах.


Помогло знакомство с Юрой Запаловым, звукооператором ленинградского ансамбля "Поющие гитары" и очень хорошим инженером-электронщиком. Они приехали на гастроли в тогдашний Свердловск с оперой "Орфей и Эвридика", в которой использовался синтезатор для некоторых звуковых эффектов (после первых спектаклей с оркестром опера шла под фонограмму оркестра плюс живая группа). Оказалось, что Юра сам изготовил синтезатор, который использовался в опере, и готов был поделиться схемами. Я уговорил руководство завода заключить с Юрой трудовое соглашение на разработку схем. По мере их изготовления мы получили, таким образом, полный комплект схем его синтезатора.


Но… применять их оказалось совершенно невозможно. Хоть эти схемы и были выполнены в основном на современной элементной базе, но оказались совершенно непригодны для серийного производства, потому что в них либо использовались не разрешенные в бытовой технике детали, либо требовалось большое количество подстроечных работ. Так что пришлось в конце концов рисовать, макетировать, настраивать самому все узлы. Много пришлось думать и о том, сколько и каких узлов, с какими органами управления должен быть синтезатор, сколько октав в клавиатуре, какой корпус, наконец.


На время разработки обычно создается группа из ведущего инженера, ведущего конструктора и ведущего дизайнера. Я был ведущим инженером, Юрий Феофилов ведущим конструктором, а моя жена Олимпиада Кузьмина, работавшая в группе дизайнеров на нашем предприятии, – ведущим дизайнером. В дальнейшем к теме присоединился пришедший на предприятие Игорь Федосеев.


Насмотревшись на зарубежные синтезаторы, я понял многие их минусы, приводящие к неудобству в работе, а также плюсы, которые, однако, воплотить с нашим уровнем технологии было просто невозможно. Например, вся электроника синтезаторов располагалась обычно на одной общей печатной плате большого размера, какие на нашем предприятии изготовить было нельзя. Одна плата позволяет, конечно, сократить издержки при производстве, зато создает большие трудности при ремонте. Вот и было решено отдельные схемотехнические узлы размещать на своих печатных платах. Это и при производстве удобно (на каждый узел был в дальнейшем разработан стенд для проверки и настройки, что хорошо для конвейера), и при ремонте, а также при дальнейшей модернизации. Получался почти модульный синтезатор – некая ступень к большим студийным синтезаторам!

Советский аналоговый синтезатор "Поливокс" Поливокс, Polivoks, Синтезатор, Ламповость, СССР, Урал, Rammstein, Длиннопост, Видео

Или другой пример – передняя панель синтезаторов с органами управления. Для инструмента с четырехоктавной клавиатурой панель получается небольшого размера, поэтому накатать надписи целиком невозможно, а разбивать ее на кусочки не хотелось. Или уж если разбивать, то как-то это обыграть. Так родилась идея графику передней панели нанести на отдельные пластмассовые пластинки, каждая из которых предназначалась для органов управления отдельными узлами-модулями. Это и по технологии очень удобно, и хорошо по эстетике.

Вообще о дизайне "Поливокса" стоит сказать особо, поскольку все впервые его увидевшие, в том числе иностранцы, очень восхищаются его необычным видом. Все привыкли к чисто функциональному дизайну и графике: плоские передние панели, стандартные ручки, заурядная графика надписей. А тут все так объемно на передней панели, все так модульно. Многие музыканты так и говорят, что уже один внешний вид этого синтезатора вдохновляет на творчество. И эти боковины, похожие на гусеницы танка! "Поливокс" так часто и называют на Западе: "советский военный синтезатор". Ну, конечно, в то время т.н. military style с успехом применялся в зарубежном дизайне, и мы решили взять эту концепцию, и, как оказалось, воплотили ее очень удачно. При этом все так просто при производстве!


В общем, образ "Поливокса" рождался постепенно… Сколько мы бумаги извели, набрасывая разные варианты расположения органов управления, угла наклона передней панели и других конструктивных и дизайнерских решений! Название "Поливокс" было выбрано из нами же составленного большого списка. В общем, ни до, ни после "Поливокса" синтезаторов в стиле military никто в мире не делал.

Советский аналоговый синтезатор "Поливокс" Поливокс, Polivoks, Синтезатор, Ламповость, СССР, Урал, Rammstein, Длиннопост, Видео

Главными, определяющими все звуковое качество синтезатора узлами являются генераторы, управляемый фильтр и генераторы огибающей. Генераторы, управляемые напряжением, должны иметь очень высокую линейность преобразования напряжения в частоту во всем диапазоне частот (четыре октавы клавиатуры плюс четыре октавы смещения) и высокую температурную стабильность. Поскольку с клавиатуры шло линейное напряжение, необходим экспоненциальный преобразователь. Экспоненциальный полупроводниковый преобразователь имеет рабочую область в несколько десятков милливольт для всего диапазона работы генераторов, то есть на одну ноту приходится менее одного милливольта. Но полупроводник имеет значительный температурный дрейф, около 2 мВ на один градус. Можно представить, как уходит строй при разной температуре!

Но если бы строй просто уходил в какую-нибудь сторону, то еще не очень страшно – в процессе игры можно было бы просто подстраивать. Но в системах с экспоненциальным преобразователем строй еще и просто "расплывается", то есть нет правильных нот. Вот почему в таких системах требуется стабилизация температуры преобразователя или хотя бы схема компенсации температурных уходов. В "Поливоксе" следящая схема держит микросхему в подогретом состоянии с очень высокой точностью. Кстати, очень много нареканий поступало от владельцев и магазинов как раз на то, что синтезатор не держит строй. Ну, представляете, скажем, из Новгорода приходит письмо, что в магазине лежат пять не держащих строй синтезаторов? Главный инженер и начальник отдела – в ярости. Чтобы разобраться, посылают бригаду из трех человек – меня как представителя конструкторского бюро, настройщика-регулировщика от сборочного цеха и представителя ОТК, как ответственного за выпуск брака. Как оказалось, схема температурной стабилизации просто не была настроена в цехе-изготовителе, даже потенциометры для выставления температуры все как есть в одном крайнем положении.


Генераторов в "Поливоксе" два. В принципе их может быть сколько угодно: три как в MiniMoog, два как в Moog Prodigy, один как в Moog MicroMoog. Один – сочли убого, три многовато. К тому же в "Поливоксе" реализована схема двухголосия, когда каждый генератор следит за своей нотой: один за верхней нажатой, другой – за нижней, поэтому два – в самый раз. Генераторы выдавали пять форм выходного напряжения: треугольную, пилообразную и три прямоугольные формы с разной скважностью. Портаменто в режиме одноголосия идет на оба генератора, а в режиме двухголосия только на один, что дает специфический эффект, похожий на «подтяжку» одной струны к ноте другой струны гитары. В один генератор можно плавно вводить выходной сигнал с другого генератора, получая разные эффекты типа ринг-модулятора.


Далее в микшере можно плавно смешивать сигналы с обоих генераторов, генератора шума и внешнего источника.

Советский аналоговый синтезатор "Поливокс" Поливокс, Polivoks, Синтезатор, Ламповость, СССР, Урал, Rammstein, Длиннопост, Видео

После изготовления опытных образцов наступает этап утверждения изделия к выпуску. Самый муторный и неблагодарный этап… Опять приходится обходить кучу инстанций, получать заключения и подписи на документации. Инстанции раскиданы по всей Москве, и таскаться с двадцатикилограммовым инструментом – занятие малоприятное. Вот когда проклял тот день, когда решил, что инструмент будет таких размеров! И почти везде на тебя смотрят, как на назойливую муху, свысока. Неприятно, а делать нечего, без подписей лучше не возвращаться. Приходилось и умасливать, чем могли… Последняя инстанция – это Экспертный совет при Министерстве торговли СССР. Даже если все предыдущие инстанции удалось пройти удачно, здесь могли "срезать" запросто, например, если не нравилась розничная цена или просто считали, что такой товар не нужен или хуже зарубежных аналогов. Эту инстанцию боялись больше всего. Но и ее прошли удачно, ведь такого изделия еще никто никогда не видел.


Когда пошли первые изделия, приходилось неделями сидеть на этом заводе. Что-то не шло в серии, что-то не настраивалось… Приходилось на месте вносить изменения в документацию, в методику измерений и контроля. Были и курьезы. Например, оригинальные ручки управления тоже были сделаны по спецпроекту под стиль синтезатора и отливались на заводе. Их не красили, но работник цеха должен был белой нитрокрасочкой залить специальное углубление напротив «клювика». И вот однажды я оставался в цехе допоздна, уже начинали гасить свет. Десятки "Поливоксов" стоят на боку в ряд, готовые к следующим операциям. Гаснет свет, и что я вижу? Все "Поливоксы" светятся зеленоватым светом! Не сами "Поливоксы", а те самые точечки на ручечках. И их сотни! Зрелище завораживающее, как звездное небо. А дело было в том, что послали девушку за краской в другой цех, ну ей и налили краски с содержанием фосфора, которая применялась для каких-то других изделий. Переделывать ничего не стали, так что теперь у кого-то есть эксклюзивные экземпляры "Поливокса" со светящимися в темноте ручками. Так сказать, Limited Edition.

В 1982 году началось серийное производство. Синтезатор получил бронзовую медаль ВДНХ, а ведущие разработчики – авторское свидетельство на промышленный образец и премию. Самые большие объемы производства были достигнуты в размере 200…300 изделий в месяц, когда изделие было хорошо отработано в серии и хорошо продавалось. Синтезатор выпускался вплоть до 1991 года. Затрудняюсь сказать, сколько всего их было выпущено, но, видимо, настолько приличное количество, что и сейчас их хватает, чтобы достался каждому желающему. Он практически неубиваем и долговечен, восстанавливается из любого состояния, хорошо подвержен модернизации, во все узлы после несложной доработки можно легко добавить управление по MIDI. Клавиатура вечная (только желтеет), без труда ремонтируется благодаря блочной структуре, всем деталям до сих пор есть замена на аналогичные или импортные лучшего качества (например, обычно заменяют все древние ширпотребовские "шуршащие" переменные резисторы на импортные).


В последние годы "Поливокс" стал известен во всем мире, его используют многие группы, например Franz Ferdinand и Rammstein. Западные музыканты признают своеобразную красоту его внешнего вида и уникальность звука. Мы не старались именно этого добиться, скорей, наоборот, идеалом было звучание синтезаторов Муга. Но получилось то, что получилось, и сейчас я даже рад, что получилось именно так."


Запись на которой Flake играет на Поливоксе:

И еще одно демо этого инструмента:

Показать полностью 5 2

3 декабря 1898 года родился создатель "танка победы" Т-34

Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в деревне Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья рабочего Кошкина была многодетной и бедной. В 1905 году отец, тяжело трудясь на лесоразработках, надорвался и умер. Мать вынуждена была батрачить. Михаил с братом Сергеем учились в церковно-приходской школе, в свободное время пасли свиней, чтобы хоть немного заработать на жизнь.

3 декабря 1898 года родился создатель "танка победы" Т-34 Кот, Т-34, Длиннопост, Много букв

Дочь М. Кошкина Елизавета Михайловна через много лет рассказывала: «Миша, как старший, чтобы помочь матери, ушел на заработки в Москву, пешком с торбой сухарей за плечами и лаптями наперевес, как тот Ломоносов. Он направлялся к какому-то родственнику матери, она дала ему записку с адресом. Но буквально в первый день, не дойдя до места, он наткнулся на драку, несколько сильных мальчишек избивали одного слабого. Он вмешался, выручил того, кто слабее, но в драке потерял записку. Он остался один без денег и знакомых, но тут его подобрал рабочий Московской кондитерской фабрики. Этот мастер и его жена выходили моего отца и устроили на фабрику». На фабрике подросток проявил усердие и склонность к обучению, быстро прошел путь от подсобника до мастера цеха.


В 1917 году, уже в период руководства страной Временного правительства, незадолго до октябрьских событий, Кошкин был призван на службу в армию. После Октябрьской революции вступил в ряды 58-го пехотного полка Красной армии и был отправлен на Западный фронт, получил ранение, лечился в Москве, где и был демобилизован.


15 апреля 1918 года Михаил добровольно поступил в Московский железнодорожный отряд Красной армии, в составе которого воевал под Царицыном. В следующем году был переведен в 3-й железнодорожный батальон на должность заместителя командира военного подразделения по политическому руководству, участвовал во взятии Архангельска, в боях против английских интервентов.


После окончания Гражданской войны политрук Кошкин был направлен в Коммунистический университет имени Свердлова, где проучился с 1921 по 1924 годы. В годы учебы Кошкин сблизился с известным военачальником РККА Михаилом Тухачевским, известно также о его контактах с советскими государственными деятелями Кировым и Орджоникидзе.


После окончания Коммунистического университета Кошкин был направлен в Вятку (ныне Киров) на кондитерскую фабрику, где вскоре вышел в директора, сделав фабрику одним из самых прибыльных и процветающих предприятий в городе. Сохранился фрагмент протокола заседания комитета фабрики, где рассматривается просьба коллектива задержать М. Кошкина на должности директора, дабы он подготовил достойного преемника.


В Вятке Кошкин повстречался со своей будущей женой. Дочь Елизавета о том периоде рассказывала: «Я родилась в Вятке, в келье Трифонового монастыря, где мы и жили. Там же отец организовал курсы ликбеза, учился сам и учил других. Он окончил всего лишь два класса церковно-приходской школы и всю жизнь писал с ошибками, но был при этом человеком знания. Кстати, на эти же курсы он отправил мою няньку, а потом способствовал ее поступлению в медицинский институт. Он всегда заботился о людях. Еще один яркий пример: будучи начальником фабрики в день выдачи зарплаты он собирал у себя в кабинете жен своих сотрудников с детьми. Детей угощал конфетами, а зарплату выдавал на руки женам, чтобы вятские мужики не пропили все деньги».


Во второй половине 20-х годов Кошкин преуспел и как партийный функционер, пройдя путь от заведующего агитационно-пропагандистским отделом райкома до губернского комитета партии. В 1929 году Кошкина по требованию Кирова в счет «партийной тысячи» направили учиться в Ленинградский политехнический институт на кафедру «Автомобили и тракторы».


Эта кафедра выпустила много квалифицированных специалистов для будущего танкостроения: помимо М. И. Кошкина, конструктора Т-34, были выпущены С. П. Изотов, конструктор газотурбинного двигателя танка Т-80, а также Н. Ф. Шашмурин, создатель танков ИС-2, ИС-7, Пт-76, БТР-50 п.


Практика М. Кошкина проходила на известном Горьковском автозаводе, а во время преддипломной подготовки Кошкина направили в конструкторский отдел Ленинградского завода № 185, где впервые доверили заниматься проектировкой экспериментальных танковых образцов. В документальной повести «Сотворение брони» Я. Резник писал: «Не раз, указывая на Кошкина, Сергей Миронович (Киров — автор) советовал: нагружайте его хорошенько, не бойтесь поручать сложную работу. Удивительно башковитый и цельный мужик. Этому по плечу большие дела, этот себя покажет». На этом заводе Кошкин остался и после окончания института в 1934 году, заняв должность заместителя начальника конструкторского бюро. Под его началом были созданы танки Т-46-5 и Т-29.


В 1936 году Михаил Кошкин был назначен начальником конструкторского бюро завода № 183 в Харькове. В момент прибытия нового начальника КБ на заводе в производстве уже были танки БТ-5 и БТ-7 и имелись собственные разработки танков Т-12 и Т-24. Кошкин влился в коллектив, быстро заслужив уважение сотрудников своим трудолюбием и принципиальностью. За год работы М. Кошкин вместе с помощниками Н. Кучеренко и А. Морозовым осуществили модернизацию танка БТ-7, установив на нем двигатель В-2, тем самым был создан первый в мире танк с дизельным двигателем.


В сентябре 1937 года Автобронетанковое управление РККА поставило задачу разработать новый маневренный колесно-гусеничный танк. В кратчайшие сроки под руководством Кошкина КБ разработало новый танк А-20. В процессе долгих конструкторских дискуссий от колесного хода, который плохо проявил себя в бою, полностью отказались, сделав боевую машину чисто гусеничной. Так появился новый танк, получивший индекс А-32.


На рассмотрение И. Сталину тогда было представлено два проекта. Глава государства незамедлительно велел изготовить оба и сравнить их по результатам испытаний. В 1939 году экспериментальные образцы танков А-20 и А-32 были готовы для испытаний.


«Когда он работал над своей “тридцатьчетверкой”, то дневал и ночевал на заводе — все его силы, мысли, время были поглощены новым танком, — писала Е. Кошкина. — Мы, дочери, редко видели его дома. Просыпаемся — папы уже нет, засыпаем — он еще не пришел. А когда выдавался свободный вечерок и отец принимался лепить пельмени, он непременно брал меня в помощницы. А маме, пытавшейся нам помочь, говорил: «Не надо, Верочка, мы уж с Лизой сами как-нибудь. Все будет в полном порядке». Исключительно нетребовательный в быту, в отношении к собственным нуждам, он был напорист, принципиален и требователен в работе. Не терпел разгильдяйства, халатности. Это был человек одержимый. Он ничего не делал вполсердца, вполсилы».


В середине – конце лета 1939 года в Харькове проходили испытания новые образцы танков. Был принято заключение комиссии, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее...» Но предпочтения ни одному из танков отдано не было, хотя и было замечено что они «выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках». 


Вопрос о типе ходовой части оставался открытым. Именно М. И. Кошкину пришлось убеждать руководство армии и страны, что танк на гусеничном ходу обладает дополнительными резервами для увеличения толщины брони, повышения боевой массы не в ущерб скорости и маневренности. В то же время у колесно-гусеничного танка такого запаса нет, а на снегу или пашне он без гусениц сразу же застрянет. А ведь у Кошкина хватало серьезных и влиятельных оппонентов из числа сторонников комбинированной ходовой части.


Чтобы окончательно доказать правоту Кошкина, зимой 1939-1940 годов на заводе построили два опытных танка А-34, у которых гусеничный ход с пятью опорными катками позволил увеличить по сравнению с А-20 и А-32 боевую массу примерно на 10 тонн, и поднять толщину брони с 20 до 40-45 мм. Это были первые прототипы будущего Т-34.


Еще одной заслугой М.И. Кошкина стал безошибочный выбор типа двигателя. Харьковские конструкторы К.Ф. Челпан, И.Я. Трашутин, Я.Е. Викман, И.С. Бер и их товарищи спроектировали новый дизельный двигатель В-2 мощностью 400-500 л.с. Первые образцы нового мотора установили на танки БТ-7 взамен бензинового авиационного М-17. Но узлы трансмиссии БТ, рассчитанные на меньшие нагрузки, не выдерживали и выходили из строя. Ресурс первых В-2, которые завод еще не научился изготавливать, тоже оставлял желать лучшего. Кстати, поломки БТ-7 с В-2 стали одной из причин отстранения от должности и уголовного преследования А.О. Фирсова. Отстаивая необходимость использования именно дизеля В-2, М.И. Кошкин тоже шел на риск.


На 17 марта 1940 года был назначен показ в Кремле высшим руководителям страны новых образцов танковой техники. Изготовление двух прототипов Т-34 только-только завершилось, танки уже ездили своим ходом, у них работали все механизмы. Но спидометры машин только-только отсчитывали первые сотни километров пробега. По действовавшим тогда нормативам пробег допущенных к показу и испытаниям танков должен был составлять более двух тысяч километров. Чтобы успеть произвести обкатку и намотать необходимый пробег, Михаил Ильич Кошкин принял решение перегнать опытные машины из Харькова в Москву своим ходом. Это было рискованное решение: сами танки являлись секретным изделием, которое никак нельзя было показывать населению. Один факт выезда на дороги общего пользования, правоохранительные органы могли расценить, как разглашение государственной тайны. На тысячекилометровом пути не обкатанная, толком незнакомая механикам-водителям и ремонтникам техника могла встать из-за любых поломок, попасть в аварию. К тому же начало марта – это еще зима. Но в то же время пробег предоставлял уникальный шанс опробовать новые машины в экстремальных условиях, проверить правильность выбранных технических решений, выявить достоинства и недостатки узлов и агрегатов танка.


Кошкин лично взял на себя огромную ответственность за этот пробег. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из Харькова вышла колонна – два закамуфлированных танка в сопровождении тягачей «Ворошиловец», один из которых был загружен горючим, инструментами и запчастями, а на втором стоял пассажирский кузов наподобие «кунга» для отдыха участников. Часть пути Кошкин сам вел новые танки, садясь за их рычаги попеременно с заводскими механиками-водителями. Маршрут для секретности пролегал вне дорог по заснеженным лесам, полям и пересеченной местности Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей. На бездорожье, зимой агрегаты работали на пределе, пришлось устранять немало мелких поломок, производить необходимые регулировки.


Но до Москвы будущие Т-34 все же дошли 12 марта, а 17 числа их перегнали с танкоремонтного завода в Кремль. За время пробега М.И. Кошкин простудился. На показе он сильно кашлял, на что обратили внимание даже члены правительства. Однако сам показ стал триумфом новинки. Два танка, ведомые испытателями Н.Носиком и В.Дюкановым, разъехались по Ивановской площади Кремля – один к Троицким, другой к Боровицким воротам. Не доезжая ворот, они эффектно развернулись и понеслись навстречу друг другу, высекая искры из брусчатки, остановились, развернулись, сделали несколько кругов на высокой скорости, затормозили на прежнем месте. И.В. Сталину понравилась изящная быстрая машина. Его слова разные источники передают по-разному. Одни очевидцы утверждают, что Иосиф Виссарионович сказал: «Это будет ласточка в танковых войсках», по словам других, фраза звучала иначе: «Это первая ласточка танковых войск».


В апреле, возвращаясь в Харьков своим ходом, один из танков упал в воду. Кошкин лично участвовал в спасении машины и опять сильно простудился. Однако, невзирая на болезнь и госпитализацию, лично участвовал в окончательной доработке конструкции и налаживании серийного производства танка. Недуг стремительно прогрессировал, пришлось удалить отказавшее легкое. Однако усилия врачей оказались тщетными — 26 сентября 1940 года М. И. Кошкин скончался.


Работы над освоением танка Т-34 продолжал товарищ Кошкина новый Главный конструктор А.А. Морозов.


В 1942 году М.И. Кошкин, А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко за создание Т-34 стали лауреатами Сталинской премии, для Михаила Ильича она оказалась посмертной. К счастью, он успел дать "34-ке" жизнь.


Использованные материалы:

http://gvtm.ru/konstruktor-t-34-m.i.-koshkin

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9141

http://www.konkurs.senat.org/article/130.html

http://m.odnarodyna.org/node/11149

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!