На волне предыдущего поста и случаи из собственной жизни
Я работаю поваром. Я ценю и уважаю свою профессию до глубины своей души. Я многое знаю и, как ни странно, с учетом моего характера, когда-то во мне нашли педагогический дар и бросили на амбразуру перед студентами-второкурсниками.
Тут началась отдельная ступень моего развития как личности, повара и наставника. Моей прямой задачей было вбить в эти юные головы определенную информацию, да так, чтоб она хотя бы до первой сессии там продержалась, что казалось крайне трудной задачей, как я тогда думала. О чем думает 16-18и летний юноша, когда видит лежащие рядом свареные морковь и два яйца? Правильно, в большинстве случаев, юноши видят в этом имитацию члена и начинают гомерически хохотать и отпускать пошлые шуточки. Девчонки ловят их настроение, некоторые смущаются, но в целом - настроение на учебу потеряно и мысли уплыли совершенно в другую сторону. Но это ладно - студенты поржут, нарежут-таки пару салатиков, запишут что то в свою практическую тетрадь и пойдут домой. А что делать педагогу по профориентации и домоводству, когда он попал в детдом?
Признаюсь, первым моим желанием было сбежать из этого кабинета и вообще забросить свои альируистические намерения принести хоть какие-то знания в их светлые головы - давила сама атмосфера и дети были совершенно не при чем.
Большинство детей на мой первый урок просто загнали насильно и никакого интереса в их глазах не было. Но, и тем не менее, уметь сварить макарошки должен уметь каждый самостоятельный гражданин.
Бегло познакомившись с ними, я приступила к объяснениям о стандартной продуктовой корзине, как хранить крупы/овощи/фрукты/мясо. Опять таки морковь и два яйца оказались рядом и тут до меня из тумана допирает мысль, что они над этим не ржут, хотя аналогия явно была проведена, судя по некоторым лицам. Просто не ржут, не шутят и вообще посмотрели на это, как на что-то совершенно стандартное: хрен? - и хрен с ним. Я оглядела аудиторию - обычные дети 12-16 лет. Мальчики, девочки, основная половина стоит с отсутствующим взглядом и молчит. И, из того же тумана ко мне приплывает вторая мысль. Они на столько привыкли к самостоятельности что, что я для них сейчас выгляжу абсолютной идиоткой и клоуном. И мне почему-то стало их жалко. По-сути они никому не нужны и они это прекрасно знают. И большинство из них не видит необходимости иметь какие-то хозяйственные навыки.
В том момент я просто отложила все продукты, попросила всех сесть кому-где нравится и устроила с ними более подробное знакомство. Я расспрашивала каждого о его интересах, друзьях(если такие имелись) о первой любви и прочее. По-началу разговор вообще не клеился и я билась головой об бетонную стену - на столько они были непрошибаемы. К сожалению, время у нас было ограничено, но, у нас с ними был целый трехмесячный курс который я по собственной инициативе попросила продлить еще хотябы на 6 занятий. Мне никто денег за это не платил, я и не просила, так как никто изначально меня не принуждал тащиться в детский дом. Я сама туда пришла по ненавязчивому приглашению в свой выходной.
Первые три занятия к продуктам мы не прикасались. Я с каждого из них, как с луковки, снимала по одному слою за беседу, пытаясь наладить с ними общий язык. Почему-то именно в тот момент я хотела быть именно наставником, а не просто профориентатором.
У большинства из них оказалась огромная душа и очень трогательные мечтания. Кто то даже хотел стать архитектором или учителем. Но потихоньку каждый из них пришел к мысли, что все-таки нужно уметь варить макарошки. Тогда мы приступили к практическим занятиям и я с радостью заметила, что почти у всех в глазах загорелся интерес к тому, что я пыталась до них донести. Но моя работа наставника на этом не закончилась. Я продолжала искать у них дружбы и общения, со временем они даже стали просить дать им какой-то то совет. Кто-то даже попросился показать ему настоящую кухню настоящего ресторана (это вообще был отдельный гемор, но мы сумели). Тихо и неспеша я специально затронула тему отношений между мальчиками и девочками. И тут открылась настоящая бездна незнания и червоточин.
И копаться в этом было морально тяжело. Они все прекрасно знали от куда берутся дети, как нужно пользоваться прокладками, мальчики прекрасно знали, как пользоваться своим прибором и какие функции он несет. Но никто из них не знал собственной природы: как вырабатывается сперма, для чего и почему идут месячные, как происходит оплодотворение, а институт семьи для многих был вообще темным лесом и больной гнойной раной. По вполне понятнным причинам. Им никто ничего не рассказывал и не приводил примеров. Многие даже не знали правил оказания первой помощи и чем сбивать температуру, чего уж тут говорить.
Тут маленькое отступление: мне пришлось ночами штудировать анатомию и педагогическую психологию - ради последней я даже записалась в библиотеку.
Далее дети опять превратились в луковицы, с которых пришлось снимать слои - но разговоры уже шли легче, так как было больше доверия в нашем общении. Я общалась со всеми ними как со взрослыми людьми и уважала каждую точку зрения и мысль и это была основа моего с ними общения. Как то ко мне подошла их старшая воспитатель и предложила устроиться к ним на полставки. Сказала, что молодёж начала вести себя немного иначе и что в принципе я благотоворно на них влияю, хотя с некоторыми моими методами она была в корне не согласна. Я замяла этот разговор тогда, если честно.
Скажу по правде, я тогда начала много плакать, хотя мой характер к этому мало располагал на тот момент. У меня у самой поменялись многие ценности и некоторые основы моего личного мировозрения. Я по-другому начала смотреть на жизнь в целом. Сейчас, обдумывая по-новой те моменты я вижу некоторые свои ошибки, но тем не менее, это был бесценный жизненный опыт.
Честно, я полностью не знаю условий жизни в детском доме и вполне возможно, что во многих своих суждениях я не права, прошу меня за это не винить. Я не знаю всех тяжестей, которые им приходится тащить. Но я точно знаю, что трое из ребят устроились работать в хорошие рестораны с хорошей зарплатой, а несколько девочек смогли вполне удачно выйти замуж и создать крепкую семью. Те, кто хочет - до сих пор поддерживают со мной общение, а я и рада знать, что кому-то я пригодилась и помогла. Но больше профориентатором в детский дом я не пойду. Не по силам мне эта ноша.
Мораль каждый найдет свою. Просто эти воспоминания долгое время тяжелым грузом лежали где-то в глубине моих маленьких поварских мозгов. Спасибо, что дочитали эту простыню и не закидывайте кирпичами.