Vanija49

Пикабушник
поставил 11618 плюсов и 1105 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
1899 рейтинг 27 подписчиков 29 подписок 3 поста 3 в горячем

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 2.

Решил все таки на выходных написать вторую часть рассказа, про реставрацию своего мотоцикла. Как и обещал расскажу про восстановление электропроводки и электрооборудования, сборку мотоцикла, доводку и настройку двигателя.

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 2. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Для начала свинтили раму, она на этом мотоцикле составная, из трех частей. Собирать решили в соседском гараже, который нам дали в бесплатное пользование с единственным условием, что мы по весне будем следить, чтобы подвал не затопило, но, как говорит один телеведущий, это совсем другая история..))

Закрепили мотоцикл с помощью веревок, далее начали один за другим навешивать подготовленные к сборке узлы и агрегаты. После установки заднего колеса поняли, что рама гнутая. Пришлось снять со "стапелей", закрепить в дверном проеме мастерской и с помощью системы досок и гидравлического домкрата выправить ее. Спицы красили кисточкой вручную и даже расписались на внутренней части тормозного барабана)) После установки колес мотоцикл был спущен на воду.. то есть на землю))

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 2. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Родные болты зачищали, красили, оборачивали тонким слоем полиэтилена и закручивали, чтобы краску с них не царапать. Коленья глушителей пришлось красить термостойкой краской, к сожалению гальваники в нашем городе нет.. 

Оставалось лишь довести до ума электрооборудование и проводку. Главный принцип которым мы руководствовались в работе это - "Восстановление до оригинала по максимуму". Поэтому никаких тракторных "магнето", генераторов от "Восхода" и "Минска", все должно быть родное!

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 2. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Главным узлом электрооборудования на Иж-49 является "распред. коробка", в ней спрятано все основное: катушка зажигания, реле-регулятор, предохранитель и замок зажигания с ключом, очень необычной формы. (На фото черная коробка с красным проводом). Радовало то, что когда мы привезли мотоцикл из ГИБДД и попытались его завести, на свече была искра. Значит катушка зажигания исправна! Осталось выяснить исправность реле регулятора, но для этого надо было завести мотоцикл, поэтому мы решили проверить его в конце всей работы.

К слову, на последующих мотоциклах, (Иж-56, Планета и д.р.) применялись другой реле-регулятор, поэтому в случае неисправности придется либо его отремонтировать либо, искать родной, а это ой как не просто... Провода, конечно, все новые, нашли лампочки 6 Вольт нужных типов на "блошином" рынке. Монтаж особых трудностей не вызывает, просто прокладывали провода нужных цветов по схеме там где они были раньше.

Батя за обедом после этого выдал:

Все мигает и горит,

Ближний, дальний габарит..)))

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 2. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Наконец сборка была завершена, осталось лишь заправить бак, залить масло в коробку и можно было запускать двигатель.

Пару кубиков топлива из шприца в цилиндр.. включаем зажигание и Пуск!!! Мотоцикл ожил на радость нам и толпе мужиков из близлежащих гаражей которые все это время болели за нас!)) Как же это замечательно, после всей проделанной работы услышать это прекрасный звук двигателя в стиле "пол оборота в минуту", а главное прокатиться на мотоцикле в который ты вложил душу.

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 2. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

К сожалению, после такой работы всегда найдутся изъяны. Конец сборки и запуск пришелся на начало октября поэтому устранение проблем мы отложили до лета. Сначала выявился серьезный дефект с двигателем. Он глох после 15 минут езды, оказалось, что человек который занимался расточкой цилиндра слишком "туго" его расточил. Мы знали это, но он нас заверил, что он всегда так делает и проблем не будет. Решили проблему путем подбора поршня под цилиндр. Хотя конечно, правильнее растачивать цилиндр под поршень.


Следующая проблема заключалась в том, что мотоцикл отказывался набирать больше 60км\ч и двигатель явно не развивал свою мощность. Долго ломали голову над этой проблемой, мы были уверены, что все сделали правильно. Нас насторожил черный нагар на свече зажигания, попытки отрегулировать смесь не принесли результатов. Свеча все равно оставалась черная. Мы решили перебрать карбюратор и наконец поняли в чем дело. Оказалось, что прежний хозяин поставил поплавковую камеру от другого карбюратора (Видимо более поздние мотоциклы ИЖ Планета 2-3). Они очень похожи разница только в объеме и уровне относительно жиклера. После установки родной камеры, двигатель заработал как надо.

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 2. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Ну и наконец последнее, самое сложное для нас, зарядка была недостаточной.. Заряд батареи на этом мотоцикле обеспечивает генератор и реле-регулятор. Пару недель ломали голову, ставили реле РР-1 от более поздних мотоциклов Иж, меняли якорь, генератор. В итоге оказалось, что прежний хозяин, по незнанию, установил реле от мотоцикла Иж-56. С виду оно очень похоже на реле от 49ого. Единственное отличие, обмотка сопротивления, которая на 49ом встроена в реле, а на 56ом эта обмотка перенесена в корпус генератора... Плюс еще неправильный зазор в контактах этой злополучной релюшки. В итоге мы справились и с этой проблемой))

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 2. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

После 49ого я ездил, на почти новом Юпитере-5. Потом два сезона на спортивном SUZUKI GSX-R 400R, который, к слову, мне ооочень понравился, но я все равно не перестаю получать удовольствие от езды на Иж-49. На нем не хочется спешить куда-то, просто едешь по вечерним улицам города и наслаждаешься каждым пройденным километром.

На этом все. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы)

Предыдущая часть: http://pikabu.ru/story/istoriya_vosstanovleniya_mototsikla_i...

Показать полностью 7

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1.

По просьбам трудящихся, постарался рассказать о восстановлении мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. К сожалению, когда шла работа своего цифрового фотоаппарата у нас не было поэтому снимали на пленочную "мыльницу" и фотографий сохранилось немного. Крупные планы делал фотограф на открытии мотосезона в нашем городе. Остальные фотографии готового мотоцикла можно посмотреть в моем предыдущем посте.

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Начну наверное с небольшого рассказа, как появилась вся эта идея с реставрацией. На тот момент у меня был советский мопед Верховина-3 и мотоцикл Иж Планета-4. Планету мы так же разбирали до винтика, красили, собирали и все это зимой, в 2008-ом году, за два года до получения мной прав. Поэтому опыт подобной работы уже был. Как то на даче Батя поделился воспоминаниями о своем детстве. У соседа напротив, был Иж-49, а своего мотоцикла у них тогда не было и он очень мечтал о таком же Иже. Тогда мы и подумали, а почему бы нам не попытаться найти его сейчас?

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Начались поиски, дали объявления в газеты, спрашивали друзей и знакомых из деревни, повесили объявление на местном "блошином рынке". Через пару месяцев удалось найти два мотоцикла, а в процессе работ еще один. Документы были только к одному мотоциклу(он же на всех фото), поэтому решено было на его раме и собирать.


На фото мотоцикл только, что привезли из ГИБДД, вечером он уже был разобран на узлы и агрегаты.

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Хозяин рассказал, что мотоцикл пролежал всю зиму в огороде под снегом, а весной он его перекатил в загон для свиней и вообще через пару недель он собирался сдать его в металлом. Мотоцикл был куплен за 5 т.р..

На металке ему бы конечно намного меньше дали, но тогда нам было не до торгов.


Первым делом нужно было его разобрать и отмыть. Мыть решили на автомойке, по частям, но хозяин автомойки сказал, что он потом весь "ангар" будет отмывать от этой смеси грязи, песка и автола. Поэтому, только налил нам странную жидкость под названием "дека" и сказал, что сами ей все легко отмоете. Особенно хорошо ей отмывались детали двигателя, половины картера и крышки по бокам. Отсюда и такой блеск поверхности. Оставленный мной раствор этой гадости даже проел цинковое ведро со временем.

На фото я мою карбюратор, амортизаторы и еще кое-какие мелочи бензином)))

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Далее проварили раму, у 49ого она является слабым местом, особенно заднее крепление двигателя и швы. Подправили вмятины, заварили трещины на крыльях, во общем готовили детали, которые после покраски следует сушить в камере. Красить отдали на ремзавод. 


Пока шла покраска, решили делать двигатель. Разобрав мотор, обнаружили в картере перемешанную воду с маслом. Естественно подшипники и сальники почти все на замену, благо найти их проблем нет, потому, что в Планетах стоят точно такие же. Повезло с коленвалом, нижняя шейка шатуна не выношенная, без люфта. Поразила выработка цилиндра, на мотоцикле стоял родной именно 49ошный чугунный цилиндр без окон (на последующих Иж-56 с окнами для чистки каналов) и на нем было всего пара мелких задиров. После расточки цилиндра, начали собирать двигатель, в инструкции сказано соединять половины двигателя используя какой-то лак и металлическую пудру, но мы посадили на краску, что в принципе тоже надежно. 


На фото Батя настраивает зажигание по самому тогда современному для нас методу, "по Цешке"))

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Коробка передач вообще была в идеальном состоянии, у них она обычно проблем не доставляет. Повезло с барабаном сцепления, попался в хорошем состоянии. На них ставили барабаны с однорядной цепью, а на последующих мотоциклах ставились двухрядные. То есть если он изнашивается нужно искать именно от 49ого, новые просто не влезут по ширине.


Пока основное "железо" было все еще в покраске, ремонтировали переднюю вилку и задние амортизаторы. Сальники вилки были довольно подношены, но они не такие как на планете, поэтому пришлось просто немного поджать пружинки на них. Гнутые перья вилки заменили ровными со второго мотоцикл. Заднюю свечную подвеску имели в то время не все иностранные мотоциклы, а на нашем Иж-49 она была. Амортизаторы конечно дубовые, но с учетом сиденья на пружине, довольно мягко идет по проселочной дороге. Мы их разобрали промыли, заменили втулки и покрасили корпуса.

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Вообще искать оригинальные запчасти трудно. Некоторые не нашли до сих пор, например родной текстолитовый сигнал и переключатель света на руле. (поставили похожее от Явы 6V) Долго искали центральную подножку, и грузики опережения зажигания. У кого был советский двухтактный мотоцикл (все кроме Урала и Днепра) наверное помнят как из-за раннего зажигания кикстартер мог ударить обратно в ногу при попытке завести мотоцикл. Так вот на Иж-49 стоял центробежный регулятор, который должен был устранять это явление. Перед запуском стояло позднее зажигание (мотоцикл не "лягнет"), а после запуска грузики под действием центробежной силы разбегались, сдвигали кулачок и устанавливали нормальное опережение. На Иж-56 и далее его убрали, по непонятным причинам.

На фото тот самый автомат.

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

Наконец привезли детали из покраски. Красили только в черный цвет, но надо было нарисовать цировки (это серебристые полоски на баке, раме и крыльях) и самое главное надпись "ИЖ" слева на баке.(Крупный план на первой фотографии) Пришлось повозиться, это наверное была самая нудная часть работы. Долго и упорно обклеивали лентой для аэрографии, а потом красили. Хотя конечно работали не зря, на мой взгляд получилось очень красиво.

Отличительная черта 49ого, рычаг КПП на баке. Передачи можно переключать и рукой и ножным рычагом, как обычно. 

История восстановления мотоцикла Иж-49, 1956 года выпуска. Часть 1. Мото, Ретро, Родители и дети, Отечественное, СССР, Длиннопост

На сегодня все. В следующий раз расскажу о восстановлении электропроводки и электрооборудования, сборке мотоцикла, доводке и настройке двигателя.

Надеюсь вам понравился мой рассказ)

Показать полностью 8

Восстановленный Иж-49 1956 года выпуска.

Решил поделиться фотографиями с результатом проделанной работы. Восстанавливали вдвоем с Отцом еще в 2009-ом году, мне тогда было 15 лет. На всю работу ушло четыре месяца и около 25 т.р. с учетом стоимости этого и еще двух мотоциклов для запчастей.

Восстановленный Иж-49 1956 года выпуска. Мото, Ретро, Отечественное, Родители и дети, Видео, Длиннопост, СССР

 Фото сделано сразу после завершения работ и пробного пуска двигателя.

Восстановленный Иж-49 1956 года выпуска. Мото, Ретро, Отечественное, Родители и дети, Видео, Длиннопост, СССР

На фото мотоцикл только, что привезли и выгрузили, к концу дня он был весь разобран на агрегаты(двигатель, вилки, колеса).  Мотоцикл пролежал под снегом всю зиму, при разборке в двигателе было обнаружено пару стаканов воды с маслом. 

Восстановленный Иж-49 1956 года выпуска. Мото, Ретро, Отечественное, Родители и дети, Видео, Длиннопост, СССР

Иж-49 представляет собой дальнейшее развитие мотоцикла Иж-350, который после войны был почти полностью скопирован с немецкого довоенного  DKW NZ 350.  Зажигание и свет включается поворотом ключа в распред. коробке(черный ящик с красным проводом). Вообще довольно умно сделано, практически все электрооборудование спрятано там.

Восстановленный Иж-49 1956 года выпуска. Мото, Ретро, Отечественное, Родители и дети, Видео, Длиннопост, СССР

Это более позднее фото, был найден родной насос, кронштейны руля и другие разные мелочи. Стоит отметить интересные особенности этого мотоцикла, передачи можно переключать либо ногой(как на основной массе мотоциклов), либо рукой, рычагом на баке.

Восстановленный Иж-49 1956 года выпуска. Мото, Ретро, Отечественное, Родители и дети, Видео, Длиннопост, СССР

Пару недель катался с желтым номером, потом решил вернуть обычный белый, с которым он на учете стоит. 

P.S. - если интересно могу сделать пост, более подробно описывающий весь процесс.

Показать полностью 5 1
Отличная работа, все прочитано!