Возможно кому-то будет интересно узнать про осбенности работы продавцом-консультантом (менеджером торгового зала) в веломагазине высокого уровня. Выводы о том, простая ли это интеллектульно и физически, низкооплачиваемая или нет, имеющая ли право на существование работа - оставлю на усмотрение читателя, а сам постараюсь развернуто описать эту специальность с нюансами. Осторожно, далее будет много слов.
1) Велосипед - как товар. Казалось бы, что тут сложного, с учётом того, сколько велосипеды уже существуют и продаются? Однако технологии не стоят на месте и сейчас существуют десятки различных и даже визуально похожих категорий велосипедов (наприм. грэвел или эндуранс или циклокросс - многим может показаться, что это один и тот же велосипед, но нет), стандартов одних и тех же узлов (особенно кареток, переключателей, шатунов и рулевых колонок), производственных технологий, самих производителей и иных всяких скрытых на первый взгляд нюансов.
Консультант, продающий условные "ашанбайки" и консультант, продающий велосипед уровня s-works - это огромный разрыв в пласте знаний. Я работаю в велоиндустрии с 13 года, а катаюсь сам и того раньше, но я все ещё набираю опыт и предела я не вижу - постоянно выходят новые технологии, старые устаревают, даже концепция велосипедов может меняться (например появление гравийных двухподвесов с бараном или эндуро-велосипедов с мотор-ассистом).
2) Помимо знаний о железе, ты обязан клиента правильно "посадить" на велосипед. Есть различные виды посадок, есть даже специальные сервисы выставления правильной посадки (наприм. Retül), но консультант должен уметь подобрать под желания и цели клиента правильную базовую посадку. Сразу отмечу, что правильная посадка - не всегда удобная, поэтому этот момент очень деликатный и во многом зависит от желания клиента. Для правильной посадки ты должен понимать особенности конкретных велосипедов, их предназначение, а также учитывать анатомические особенности клиента. К примеру рост клиента может быть идеален под ростовку S, но у него могут быть нестандартно длинные ноги или руки, что повлечет за собой или выбор другого размера колёс, или самой рамы, выноса и т.д., ты должен понимать, как должна идти нагрузка на конечности и спину, под какими углами должны работать те или иные суставы. От тебя не требуется быть фит-техником (специалистом по выставлению посадки), но понять, что конкретному человеку нужно и скорректировать базовую посадку, от которой он в дальнейшем будет производить корректировки, ты должен уметь. В сегменте недорогих велосипедов с этим не заморачиваются, а в сегменте профессиональной гоночной техники и в премиуме это строго обязательно.
3) Ты обязан уметь собирать и настраивать велосипеды, а также проводить базовый ремонт. Опять же, качество и сложность велосипедов сильно разнится, поэтому если в сегменте дешевых магазинов-ларьков вам соберут и настроят велосипед кое-как, то и ехать он будет соответственно, особенно с учётом качества комплектующих. Консультант высокого уровня должен уметь собирать и настраивать велосипеды на уровне неплохих мастеров, должен уметь настроить шоссейные групсеты или, например, разбираться в настройке AXS. Может прокачать гидравлику не залив колодки маслом или дотом, а при необходимости проложить внутреннюю проводку гидролинии или дроппера. Да, технически сложные велосипеды собирают и настраивают мастера, но ты также должен это уметь и хотя бы знать, как работает тот или иной узел, который ты не обслуживаешь в своей работе (например амортизаторы обслуживают обычно только специализированные мастера).
4) Ты должен уметь грамотно и вежливо общаться с клиентами. Причём могут быть как клиенты, которым нужен велосипед за любые деньги, но 10000₽ - это уже дорого, так и клиенты, которые покупают велосипед за миллион и понимают, что общаются с профессионалом и доверяют тебе свой выбор и прислушиваются к твоим словам. Клиенты крайне разные и стрессоустойчивость должна быть железобетонная: ты должен всегда держать себя в руках, вне зависимости от нагрузки, усталости, личных проблем и, конечно, от неизбежных закидонов некоторых людей. Для некоторых ты специалист с соответствующими профильными знаниями, а для некоторых ты "никто и обслуживающий мусор". К сожалению, неадекваты будут всегда и ты должен уметь с ними совладать и свести конфликт на нет или принять меры, чтобы они не доставили проблем другим. Важным отличием профи от барыги является то, что профи применяет свои знания в работе с клиентами даже самых бюджетных велосипедов и может спокойно проконсультировать по всем вопросам. Не должно быть разделения по достатку клиентов в плане качества обслуживания. Да, естественно в некоторых моментах фирма будет отдавать приоритет на дорогие заказы и это естественно, но как консультант ты должен с любым клиентом любого достатка работать одинаково профессионально.
5) В закулисье работы: тебе придется проводить по 12 часов на ногах в ТЗ (торговом зале), принимать поставки с велосипедами и запчастями, регулярно их поднимать и строить порой 3х-этажные стены из велосипедов, а помимо этого применять физическую силу при их обслуживании, а также у тебя будет полное отсутствие свободного времени в сезон, даже на полноценный перекус. Ты должен общаться с клиентами и коллегами, решать их проблемы, а также конфликтные ситуации. Должен понимать психологию продаж и при этом не впаривать товар клиенту, а подбирать наиболее оптимальный, даже если конкретно сейчас этого товара нет. Следить за ТЗ, за товаром, делать переучеты и заниматься выкладкой товара, уметь работать с 1С, битрикс и кассовой техникой. Девушек на этой должности крайне мало, в основном из-за высокой физической нагрузки и необходимости производить сборку и настройку, а также ремонт велосипедов, поэтому в большинстве своем менеджеры веломагазинов - парни и мужчины. Девушки бывают, но это исключение из правил.
6) Надо понимать, что это сезонная работа, а также твой оклад и процент зависит как напрямую от тебя, твоих навыков и знаний, так и от конкретного веломагазина. В небольших регионах и в веломагазинах, торгующих дешевыми велосипедами, как правило, не требуются особенные знания и умения, а среднегодовая зарплата будет в районе 25-35тыс.руб. В ведущих веломгазинах твоя зп может составлять в сезонном пике более 100 и даже более 120тыс.руб, а среднегодовая - на уровне 50-75тыс. Понятно, что требования там совершенно другие, а люди работают там годами, но вырости до такого уровня и устроиться туда можно, хоть и крайне сложно. Из бонусов стоит отметить, что тебе будут доступны скидки сотрудникам и если ты катаешься (а ты точно катаешься), то ты сможешь собирать себе велосипеды с определённой скидкой. Еще из особенностей - никаких отпусков в сезон, весной и летом ты привязан к работе, график работы может быть максимально плавающим в зависимости от нагрузки, оформление может быть как официальное, так и работа с зп "в конвертах".
Выводы об этой работе я оставляю читателю.
Я не задавался целью поменять чьё-то мнение, у каждого оно своё. А собственное мнение об этой работе из-за отсутствия вышеназванной цели я оставлю при себе, по крайней мере в рамках этой публикации:)
P.s. Я сейчас не работаю продавцом консультантом, однако такой опыт у меня был и опыт был довольно широкий. Всего в велоиндустрии у меня есть опыт работы от складского кладовщика до старшего менеджера интернет-магазина, с личным курированием сверхдорогих, а также некоторых оптовых заказов. Поэтому если будут какие-то вопросы по работе в том или ином отделе - спрашивайте, возможно получится ответить интересно и развернуто:)