Современный Узбекистан. Часть 2
Всем привет! Первая часть поста тут Современный Узбекистан. Часть 1
В этом посте я хочу описать экономическое состояние Узбекистана, его природные ресурсы.
После развала СССР, вся инфраструктура остаётся тут и за этим как-то надо следить и развивать. Увы, большая проблема состояла в том, чтобы это все содержать требовались не малые средства. А откуда их взять в 90-е, если все экономические процессы уничтожены между бывшими странами СССР?
На другой чаше весов остаётся большое население Узбекистана которое тоже нужно кормить и социально обеспечивать.
В Узбекистане есть средние запасы природного газа, немного угля невысокого качества. Нефти незначительно. При этом газ нужен не только большому населению для своих нужд, но и для валютного притока в бюджет страны. Газификация в стране более менее, но сохраняются проблемы с его поставкой населению. Низкое давление с недавних пор стало местами нормой даже в столице в Ташкенте. Возможно это ещё связано с большими стройками жилья в Ташкенте, где часто используется индивидуальное отопление.
С электричеством в регионах вообще беда. Постоянные его отключения стало нормой. В этом плане в энергетику нужно вкладываться и вкладываться. При этом гидроресурсов мало, в отличие от соседа Таджикистана. У таджиков с постепенным вводом Рогунской ГЭС появляется избыток электричества. Ещё, при Каримове все страны Средней Азии вышли из существовавшей центральной энергосистемы. Оставались также большие противоречия между Узбекистаном и Таджикистаном, из-за строительства Рогунской ГЭС, так как это может влиять на сток реки Амударья, впадающая в Аральское море. В ответ Узбекистан тоже прижимал Таджикистан, например вся ЖД сеть проходит через Уз... Сейчас же, отношения пытаются восстановить с приходом новой власти.
С бензином и дизелем, в отличие от соседа богатого нефтью Казахстана, тоже напряги.
Тут надо бы за валюту покупать нефть и самим перерабатывать, но дорого. Поэтому бензин делается из газоконденсата, низкого октана АИ-80, которого еще был большой дефицит. Соответственно, были свои приколы в регионах. Кто-то из заправок умудрялись продавать АИ-80 по завышенным ценам под видом АИ-91. А были вообще товарищи частники, которые за наличку торговали бензином с канистр у дорог. В Ташкенте же просто весь лимит бензина раскупался и заправки закрывались. А когда снова открывались, возникали огромные очереди. И только с недавнего времени вопрос бензина устаканился, во всяком случае в Ташкенте.
Но все равно нужно строить хорошие НПЗ, а это инвестиции с кредиты.
Тема автомобилей в Узе тоже специфичная и интересная. В конце 90-х запускают отверточное производство в Асаке автомобилей под маркой Дэу. Впоследствии это Chevrolet GM по понятным причинам. А теперь следите за руками. Вводят монополию путем растаможки на ввозимый автомобиль в Уз в 110%. Причем неважно, новый он или нет, все пошлины берутся по полной. Итого мы получаем, что можно делать повозки какие угодно, любого качества и ущербности модели и брать за это стабильно высокие цены. Причем деньги наперед и налом. А если повышение цены автомобиля, то ещё и доплатишь, пока твой автомобиль "производится". А по началу вообще этих автомобилей в салонах не было. Приближенные люди выкупали автомобили из салонов и везли эти автомобили на Автобазар, где они, по сути, с неким процентом перепродавались. В этом плане легче то ввести запреты? Не правда ли, а зачем разбираться в таком рынке? Да и лениво было властям. Итогом вводят запрет на перепродажу автомобиля нового длительностью в один год. Теперь автосалоны сами начинают воду мутить и создавать искуственные очереди и дефицит. А за ускорение, за выбор нужной комплектации и цвета автомобиля (автомобиль должен быть белым) нужно было договариваться, не за просто так конечно. Бывало и такое, что когда производитель открывал очереди и можно было записаться на покупку автомобиля, нужно было штурмом брать автосалон.
Надо ли говорить, что официальные цены в Узе намного выше, чем цены на эти же автомобили в России например? Но есть и несколько положительных стороны, в силу старости и удачности самих моделей (Нексия, Матиз, Лачетти), они были относительно надежны и долго не делали узбеку проблем. А в сухом климате даже Нексия особо не гниёт. Сейчас же многое изменилось, да, легче купить автомобиль в салоне. Но иностранных автомобилей кроме АвтоВАЗа не наблюдается. Фольксваген хотели ввести на рынок Уза. Но все затихло вроде, да и европейские двигатели очень требовательны к качеству топлива. А про топливо выше я писал.
Сельское хозяйство. Почвы каменистые во многих местах, серозем. Дождей бывает мало, поэтому для полива используется ирригация. Тут хорошо, что географически имеются горы и есть откуда течь рекам.
А для того, чтобы урожай ещё был более менее вносят удобрения, ибо почвы бедны. И большинство территорий Узбекистана не пригодны для земледелия, так как пустыни и степи. Плюсы же здесь выявляются от жаркого климата. Выращенные на ярком солнышке фрукты и овощи очень вкусные и пользуются спросом зарубежом, в России например.
Плавно перешли на хавку. Что что, а готовить вкусно тут могут. Вспоминаем узбекский плов, шашлык, самсу. Местное население, по возможности, много употребляет мяса, особенно говядину, курицу и баранину, ибо религия. Практически в любое место, куда вы не пойдете кушать национальную кухню, будет все вкусно недорого. Конечно, обслуживание совсем простое, но дешево.
В последнее время плавно развиваются сети супермаркетов где можно все купить, с оговорками конечно. Развитие супермаркеты получили именно из-за карт оплаты. Там они всегда принимались. Но, понятно, что на базарах всегда дешевле.
На сегодня все, если будут вопросы прошу писать, в следующий раз постараюсь это описать.
P.S.
Все вышесказанное имеет мое субъективное мнение и на стопроцентную истину я не претендую.