PROculturu

PROculturu

На Пикабу
поставил 2 плюса и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
1437 рейтинг 9 подписчиков 3 подписки 6 постов 1 в горячем

Il Castrato. История о божественном голосе

Мир не стоит на месте, а вместе с ним не стоит на месте и наша культура. Стремительность, с которой digital-эра рождает новые жанры, стили и направления в различных областях искусства поражает и даже пугает. Осталось ли при таком богатстве выбора хоть что-то , что еще способно нас удивить? Что способно вызвать в нас волнение и трепет?


Таким удивительным явлением на сегодняшний день можно по праву назвать звучание контртенора — редчайшего высокого мужского голоса, затмевающего в своей кристальной чистоте любое женское сопрано и контральто.

Только вслушайтесь в этот завораживающий голос. Секрет его удивительного звучания кроется в особенностях строения мужского голосового аппарата. Особенная форма и толщина хрящевой ткани гортани, а также строение и упругость связок позволяют голосу звучать более глубоко и объемно.


Высота звучания у контртенора достигается при помощи искусственного перехода в верхний регистр, так называемый фальцет, основная суть которого состоит в увеличении частоты импульсов, передаваемых мозгом к голосовым связкам. При этом связки частично смыкаются, искусственно укорачиваясь, что позволяет брать гораздо более высокие ноты, чем в обычном грудном регистре.

Il Castrato. История о божественном голосе Кастрат, Мужской вокал, Музыка, Классическая музыка, История, Интересное, Видео, Длиннопост

Безусловно, современные контртеноры звучат несколько иначе, чем их исторические предшественники — легендарные певцы-кастраты, уникальные голоса которых буквально сводили с ума весь музыкальный мир.


Многие знатоки оперы считают голоса контртеноров более скудными, лишенными уникальных обертонов, которыми обладали кастраты. Ведь им не нужно было переходить на фальцет, чтобы с легкостью исполнить любую, даже самую сложную партитуру. За этот удивительный дар они платили страшную цену.


Чтобы голос сохранил свое звонкое чистое звучание необходимо, чтобы хрящи гортани не костенели, как это обычно происходит у мужчин в период полового созревания. Именно этот процесс мы обычно называем «ломкой» голоса. Из-за опускания гортани связки удаляются от резонирующей полости, и голос приобретает более низкий тембр.


Единственным способом избежать данных изменений было искусственное прерывание гормональной перестройки организма, которое можно было осуществить только через оскопление (неполную кастрацию). До этой чудовищной идеи впервые додумались византийские церковные хормейстеры, желавшие сохранить божественное звучание юных голосов на литургии. Первые упоминания об этом явлении относятся к 400 г. н.э.

Il Castrato. История о божественном голосе Кастрат, Мужской вокал, Музыка, Классическая музыка, История, Интересное, Видео, Длиннопост

Триста лет спустя, в эпоху позднего возрождения, воспевающего красоту человеческого тела и воскрешение идеалов античной культуры, на мировую сцену пришла итальянская опера, а вместе с ней и кастраты.


Определяющую роль в их популяризации сыграл запрет на появление женщин в капеллах (согласно наказу св.Павла "женщины должны соблюдать тишину в церкви") и, как следствие, на сцене. Таким образом, все женские партии были вынуждены исполнять исключительно мужчины.


Кастраты сразу же завоевали невероятную популярность. В погоне за прибылью директора театров были готовы объездить весь мир, чтобы найти лучших вокалистов. Безумный спрос, разумеется, рождал предложение. В итоге, количество юных певцов, подвергшихся оскоплению, достигало иногда более четырех тысяч человек в год.


К слову сказать, далеко не все из них удостаивались места на сцене. Лишь лучшие из лучших получали мировую славу. Тем не менее, количество операций не уменьшалось. Для многих итальянских семей воспитание юного певца-кастрата было чуть ли не единственным шансом вырваться из нищеты. О печальной судьбе молодых несостоявшихся певцов никто, конечно же, не заботился.

Il Castrato. История о божественном голосе Кастрат, Мужской вокал, Музыка, Классическая музыка, История, Интересное, Видео, Длиннопост

А тем временем лучшие композиторы эпохи писали свои произведения для мужчин-кастратов, поддерживая невероятную любовь публики к их удивительным голосам. Гендель, Моцарт, Бетховен, Глюк, Вивальди и даже Бах были очарованы их вокальными данными. Величайшие произведения эпохи исполняли такие великие певцы, как несравненный Фаринелли, Карло Скальци, Валентино, Сенезино, Каффарелли, Урбани и многие другие.


Не смотря на любовь публики к голосам кастратов, судьбы певцов вряд ли можно было назвать счастливыми. Они не могли вступать в брак, поскольку церковь запрещала браки евнухам. Так же они не могли иметь детей, из-за чего искренне страдали. Их откровенно презирали, считая уродами, соединяющими в себе черты чудовища и ангела. При этом стоит отметить, что все они сохраняли прекрасную вокальную форму до глубокой старости. Голос и музыка были зачастую единственными сокровищами, что приносили им счастье.


Последним великим оперным кастратом стал Джованни Веллути, для которого в 1824 году была написана ария Армандо в опере Джакомо Мейербера «Крестоносец в Египте». Это была последняя ария в истории, созданная специально для кастрата.


Вскоре, 22 ноября 1903 года папа Пий X выпустил буллу, в которой официально запретил использование кастратов в церкви. Так завершилась великая эпоха кастратов.


К сожалению, мы никогда не сможем услышать пения этих легендарных певцов. До нас дошла единственная звукозапись с голосами кастратов, сделанная в 1902 году. В числе немногих произведений в ней представлены «Аве Мария» Баха, «Распятие» Россини, «Идеале» Тости и оратория Oremus Pro Pontifice в исполнении Алессандро Морески, 59-летнего Джованни Сезари и 47-летнего Доменико Сальватори.

Il Castrato. История о божественном голосе Кастрат, Мужской вокал, Музыка, Классическая музыка, История, Интересное, Видео, Длиннопост

Множество арий, созданных специально для мужского сопрано, долгое время исполняли исключительно женщины, до тех пор, пока интерес публики к высокому мужскому голосу не возродил британский певец Альфрел Деллер, впервые исполнивший на Би-Би-Си произведения известного английского композитора Генри Пёрселла.


Именно благодаря Деллеру, в 1943-м году появился новый вокальный термин — «контртенор». Вслед за Деллером на сцене появились новые контртеноры: Джеймс Боумэн, Дэвид Дэниэлс и Андреас Шолль. Все они внесли значительный вклад в возрождение мужского вокала, прежде присущего лишь кастратам.


Не малую роль в популяризации контретеноров сыграла, как ни странно, и эстрадная музыка. И здесь мы не можем обойти своим вниманием невероятно талантливого певца-авангардиста Клауса Номи, который не боялся шокировать публику необычным внешним видом и тем более вокалом.

Интерес современной публики к барочной опере также позволил контртенорам выйти из тени и занять достойное место среди выдающихся оперных певцов. И теперь такие выдающиеся исполнители как Энтони Рот Костанцо, Филипп Жаруски, Беджуна Мета, Пол Эссвуда, Йестин Дэвиса, Эмануэль Ценчич, Артем Крутько, Олег Безинских, Эрик Курмангалиев, и, конечно, Якуб Юзеф Орлинский — радуют нас своими удивительными ангельскими голосами.


P.S. Автор лишь делится с вами своим субьективным мнением, не навязывая свою точку зрения окружающим.

Показать полностью 4 1

Поговорим о косплее

В Петербурге только что подошел к концу Международный фестиваль фантастики, кино и компьютерных игр Epic Con 2019, на котором прошли выступления косплееров, были организованы встречи с писателями, актерами и художниками, построены тематические стенды, и царила самая настоящая атмосфера праздника жизни. Где, как не здесь, стоило напомнить самим себе и немножечко остальным - откуда все это появилось. Как зародился косплей, кто был первым косплеером, и почему эта традиция не теряет популярности по сей день.

Поговорим о косплее Косплей, Фестиваль, Русский косплей, Фантастика, Гик, Гик-культура, Epic Con, Длиннопост, Видео

Как известно, косплей – это популярное направление современной культуры, широко распространенное по всему миру. Основной его особенностью является не просто изготовление костюма, а вживание в роль любимого персонажа, слившись с которым внешне и внутренне, можно наконец-то освободиться от комплексов и раскрыть свой потенциал.


Не смотря на расхожее мнение о том, что косплей пришел к нам из Японии, на самом деле он зародился в Америке. Самым первым косплеером по праву является Forrest J. Ackerman, писатель-фантаст и основатель фантастического фэндома. (Именно благодаря ему литературный мир познакомился с работами Рэя Бредбери, Айзека Азимова и Рона Хаббарда).

Поговорим о косплее Косплей, Фестиваль, Русский косплей, Фантастика, Гик, Гик-культура, Epic Con, Длиннопост, Видео

На самой первой Всемирной конвенции научной фантастики известной как Worldcon, состоявшейся в 1939 году, мистер Ackerman вместе со своей подругой Myrtle Douglas надели блестящие костюмы, вдохновленные образами из журналов "Science Wonder Stories" и "Astounding Stories of Super-Science".


Он сам описывал этот опыт так: "Это было что-то в духе Кларка Кента, когда он шел в телефонной будке, чтобы предстать перед всеми в костюме Супермена. Когда я надел костюм, и прошелся в нем по улицам Нью-Йорка, маленькие дети вопили, что это Флэш Гордон или Бак Роджерс."


Его смелый эксперимент породил волну подражаний, и уже к 1956-му году Sci-Fi косплей стал весьма популярен не только на разного рода костюмированных вечеринках, но и среди фанатов фантастики.

Поговорим о косплее Косплей, Фестиваль, Русский косплей, Фантастика, Гик, Гик-культура, Epic Con, Длиннопост, Видео

Конец пятидесятых в Америке совпал с развитием массовых общественных движений. Молодежь активно выступала против холодной войны, за гражданские права женщин и цветного населения.


Именно в пятидесятые появились хипстеры, зародился рок-н-ролл, подчеркивался уход от "нормальности", стремление к индивидуализации, к поиску новых ценностей и истин. Молодежи было необходимо высказать общественности свою гражданскую и личную позицию, громко заявить о себе на весь мир.


Но среди них были и те, кто не мог найти места ни среди протестующих, ни среди тех, кто верит в "американскую мечту", так называемые неудачники-отщепенцы, "ботаники", влюбленные в истории о победах, совершенных при помощи собственного интеллекта, мечтающие о покорении космоса, о торжестве науки.

Поговорим о косплее Косплей, Фестиваль, Русский косплей, Фантастика, Гик, Гик-культура, Epic Con, Длиннопост, Видео

Фантастика, комиксы и даже фэнтези давали им для этого необходимую пищу. Сотни фанатов с удовольствием примеряли на себя не просто костюмы, но целые образы, становились с любимыми героями одним целым, отбрасывая реальность, в которой они чувствовали себя ненужными.


Справедливости ради стоит отметить, что именно тогда зародилась так называемая ГИК-культура, объединившая людей, страстно, буквально до фанатизма влюбленных в высокие технологии, фантастику, фэнтези, игры и соответствующие направления популярной культуры.


Стоит ли говорить о том, что к тому времени уже вышел легендарный сериал "Стартрек", фильмы "Фантастическое путешествие", "Планета обезьян", вышли крупнейшие серии комиксов DC и Марвел, начались первые массовые сходки толкинистов, сильно повлиявших на развитие движения косплея во всем мире, в том числе и в России.


В 1984 году в Лос-Анжелесе прошел 42-й WorldCon, известный как L.A.con II, который посетил молодой поклонник манги Нобуюки Такахаси (в последствии ставший режиссером, и продюсером компании Studio Hard Deluxe), который впоследствии напишет известную статью в журнале "My anime", в котором впервые употребил слово "косплей" от "costume play" - костюмированная игра.

Поговорим о косплее Косплей, Фестиваль, Русский косплей, Фантастика, Гик, Гик-культура, Epic Con, Длиннопост, Видео

Идея перевоплощения в любимого персонажа полюбилась поклонникам аниме и мгновенно стала общенациональным феноменом. Стремительно набирающая обороты игровая индустрия, а также издательства манги активно использовали косплей в качестве рекламного инструмента, что также способствовало увеличению числа его фанатов.


Несомненно, именно японцы сделали косплей невероятно популярным, в том числе в России, куда он пришел вместе с горячей любовью к японской анимации.


В начале двухтысячных косплеер в России означал практически то же самое, что "анимешник", "отаку", поскольку как правило, первые косплееры надевали на себя образы любимых героев из аниме, в дальнейшем к ним присоединились персонажи компьютерных игр, j-rock, k-pop кумиры, а затем, постепенно добавились и неазиатские источники.


Первопроходцами в мире косплея стали Москва, Петербург, Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар, где появлялись первые организованные аниме-фестивали, выставки и вечеринки. (Самый первый аниме-фестиваль в России прошел в городе Воронеж). Но главным толчком к развитию культуры косплея стал конечно же первый фестиваль Comic Con Russia, который прошел в 2014 году.

Поговорим о косплее Косплей, Фестиваль, Русский косплей, Фантастика, Гик, Гик-культура, Epic Con, Длиннопост, Видео

Хорошей традицией фестивалей фантастики является не только возможность общения фанатов друг с другом, но и встречи с известными писателями, актерами, учеными и художниками. Например, в этом году Epic con посетил североирландский актер Иэн Маккэлхинни, известный по роли сира Барристана в сериле «Игра престолов».

Поговорим о косплее Косплей, Фестиваль, Русский косплей, Фантастика, Гик, Гик-культура, Epic Con, Длиннопост, Видео

С каждым годом уровень косплея растет все выше. Некоторые костюмы поражают воображение своим исполнением. Все чаще используются современные технологии, светодиоды, роботизированные детали, совершенствуется грим.


Некоторые костюмы могут изготавливаться целый год и стоить при этом баснословных денег. Но самым главным остается одно - невероятное удовольствие, которое получают сами косплееры и гости фестивалей. Ведь наравне с компьютерными играми и увлечением сериалами, косплей позволяет уйти от однообразной серой повседневности в яркий мир фантазии, где каждый может стать кем хочет.


Конвент -это яркое фееричное шоу, объединяющее людей разных возрастов, национальностей и взглядов, дающее возможность не только найти друзей, но и обрести себя.


ФОТО: Юрий Дизордер


Наш блог ВКонтакте: https://vk.com/pro_culturu

Показать полностью 7

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии

Как известно, группа Rammstein славится не только отличной музыкой и провокационными текстами песен, но и эпатажным многослойным видеорядом, в котором прячутся различные скрытые намеки и отсылки к произведениям различных деятелей искусства и собственному творчеству.


Каждый их клип - это всегда яркая, запоминающаяся история с глубоким подтекстом, обычно, ироничная, высмеивающая пороки общества в целом и человека в частности, раскрывающая глубину страдания одинокой, отвергнутой души, жаждущей любви. Как ни странно, но именно этот образ лежит в основе поэтического творчества Тилля Линдеманна, и соответственно музыкального наследия группы.


Недавняя премьера клипа Deutchland, которую с нетерпением ждали фанаты по всему миру, не стала исключением. Это по-прежнему провокационное, весьма неоднозначное видео, которое взорвало общественность еще до своего появления. Как мы с вами видим, Rammstein все еще умеют вызвать сильные эмоции и создать целое событие из премьеры собственного клипа.


Сразу оговоримся, мы не приветствуем идею эксплуатации "страданий и гибели миллионов людей в развлекательных целях", и ни в коем случае не оправдываем эстетическое решение, выбранное режиссером клипа, Specter Berlin, в том числе обращение к нацистской символике, мы лишь хотим разобраться в том, что же на самом деле хотели рассказать музыканты легендарной группы в своем творении.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Действие клипа, судя по всему, происходит в альтернативной вселенной, поскольку указанная в титрах дата "16 a.d." - 16 год нашей эры - имеет мало общего с происходящем на экране.


Надпись "Germania Magna" - в переводе с латыни означает "Великая Германия", именно так называлась земля между Рейном и Эльбой, ставшая к 7 веку до н.э. провинцией Римской империи благодаря завоеваниям командующего Тиберия под руководством императора Августа.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Военные доспехи, надетые на главных героях, не соответствуют рыцарскому облачению 16-го века, это утепленные стилизованные доспехи римских легионеров. Они выглядят измотанными, избитыми, раненными, проигравшими, медленно бредут они по мрачному осеннему влажному лесу.


Это не обычный художественный образ, а знаменитый Тевтобурский лес, где в сентябре 9 года н.э. состоялось важнейшее для германцев сражение. Именно здесь восставшие германцы под предводительством национального героя Арминия (в последствии ставшего мифологическим персонажем Германном) при помощи хитрости и блестящей тактики полностью уничтожили порядка 20 000 римских легионеров, возглавляемых пропретором Варом. Так Германия показала Римской империи, что больше ей не принадлежит.


Победа в Тентобурском лесу это, безусловно, один из самых важных сюжетов в истории Германии. Вы спросите - почему? Потому что эта легенда со временем стала символом единения германских народов против общего романского врага. Это сюжет, к которому снова и снова обращались немецкие интеллектуалы во времена Тридцателетней войны, затем войны с Наполеоном, накануне Первой мировой и, конечно же, перед Второй мировой войной. Умелые пропагандисты разглядели в этой героической победе символ надежды на реванш за унизительные условия Версальского мира 1919 г. Образ Армения (Германна) нещадно эксплуатировался в пропагандистских целях, формируя в головах немецких граждан убеждение в необходимости войны.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Здесь же в лесу мы видим сияющий красный столп света, бьющий в небо (кстати весьма распространенный символ, широко использующийся как на Западе, так и на Востоке). Обычно он изображается в геральдике в виде вертикальной красной линии и обозначает пламя, мужское начало, стремление к победе, призыв не сдаваться. К слову, вертикально поднятое копье или меч издревле олицетворяли Мировое Древо, соединяющее мир мертвых, живых и Богов.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Таким образом, меч, устремленный острием ввысь, равно как и алый столп света, в мировой культуре означают несгибаемую волю, намерение биться до самого конца. Здесь может скрываться не только аллюзия на исторические войны, в которых участвовала Германия, но и на Битву добра со злом, что ведется в душе каждого человека, на вечную надежду молящихся детей, желающих спасти свою родину.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Движемся дальше, и здесь мы с вами видим сцену, в которой девушка отрезает голову римскому легионеру. Если мы снова обратимся к сюжету Тентобурского леса, то обнаружим, что Арминий в знак победы над римскими войсками, отрубил пропертатору (наместнику) Вару голову, которую в последствии захоронят в его фамильном склепе. Однако, скорее всего здесь подразумевается отсылка к популярному ветхозаветному сюжету, нашедшему воплощение в полотнах Ботичелли, Караваджо и даже Микеланджело. Это история еврейской вдовы Юдифь, отрезавшей голову полководца Олоферна, и спасшей тем самым родной город от нашествия ассирийцев.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

В иконографии, скульптуре и живописи весьма популярен сюжет с отсеченной головой, лежащей на блюде (Иоанн Креститель), с завязанными глазами (апостол Павел) или насаженной на кол (Давид), демонстрирующий, как ни странно, вечную жизнь. Согласно христианскому учению, душа не принадлежит никому, кроме Бога, а значит, даже смерть физического тела не сделает человека мертвым. Он продолжит жить в Царстве Божьем. Означает ли это, что внешние или внутренние враги Германии никогда не исчезнут, сколько бы раз им не отсекали голову? Все может быть.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Главная героиня клипа, темнокожая девушка, указанная в финальных титрах как "Германия". Это собирательный образ современной страны, имеющей по-настоящему сложную, можно даже сказать "черную" историю. Современная Германия наблюдает за своим мрачным прошлым и принимает его со всей скорбью, с какой мать способна принять заблудшее чадо.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Среди начальных кадров клипа мелькают старые мраморные скульптуры крупных исторических деятелей, среди которых угадывается фигура Альбрехта Медведя (основателя и первого маркграфа Брандербурга, ведшего активную экспансионистскую политику в отношении восточных земель).

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Мы видим Хрустальный гроб, знаменитый сюжет фольклора русских, немецкий, итальянских и даже арабских сказок. Этот гроб проносят ранее мимо космического корабля, стилизованного под легендарную немецкую субмарину U-boot.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Перед нами снова появляется Германия, прошедшая через Первую мировую войну, искалеченная и задушенная золотым ошейником мирного договора, буквально "обрубившего" ноги, оставив страну прикованной к добротному инвалидному креслу. На ее коленях все еще покоится отрубленная голова, бесполезный, горький трофей - враги Германии были повержены, но они все-таки поставили ее на колени.


Теперь перед нами предстает арена по кулачному бою. Такого рода бои без боксерских перчаток были невероятно популярны в начале двадцатых годов в Германии. Двое бойцов символизируют столкновение двух центральных политических сил Германии, возникших в результате революции 1018 года, коммунистов и нацистов.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

В одном из кадров боец становится невероятно похож на молодого Адольфа Гитлера.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Германия в золотых доспехах с характерным двуглавым орлом на кирасе символизирует золотой век Священной Римской Империи. Доспехи легионеров подчеркивают ту же самую идею. Воинов пронзают копьями, поскольку Священная Римская империя защищала католиков Европы от турок в постоянных войнах.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Пылающие конструкции, перед которыми идут музыканты, напоминают нам о трагедии, произошедшей в 1937 году, когда на авиабазе Лейкхерст в городе Манчестер-Тауншип загорелся и рухнул на землю дирижабль "Гиндебург", самый большой дирижабль в мире, построенный в нацистской Германии. Третий Рейх, какой бы основательной не казалась его конструкция, также рухнул подобно этому дирижаблю, оставив после себя горящие руины.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Партийная верхушка ГДР в окружении традиционных гипсовых бюстов Маркса и Энгельса, пульта управления атомной электростанции, в компании космонавта и с кучей орденов на груди.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Средневековая церковь открыто пирует на теле Германии, пряча под белоснежной скатертью страдающих людей, чьи рты закрыты намордниками церковного закона (здесь явно прослеживается визуальная эстетика альбома "Liebe ist fur Alle da"). К слову, традиция поглощения пищи с обнаженного человеческого тела, которой вдохновились авторы клипа, зародилась в Японии. Ниотамори, так называется это специфическое развлечение, было чрезвычайно популярно в домах Якудзы.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Тюрьма - символ поражения, оккупации после поражения во Второй мировой войне. Летящие с потолка купюры символизируют американский план Маршалла 1947 года, основной смысл которого состоял в значительных денежных дотациях, направленных на восстановление стран Европы.

Взлетающая ракета ФАУ-2, символизирует технологический прогресс нацистов, построенный в буквальном смысле этого слова на костях узников концлагерей.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Участники группы, сами оказавшиеся на виселице, играют не только жертв концлагерей (слева-направо: гомосексуалист, еврей, политический еврей, коммунист), но и простых жителей Германии, на чьей шее завязалась петля нацизма. Глаза у Германии в этот момент горят красным. Она одержима своими страшными идеями настолько, что почти вплотную приблизившись к Дьяволу.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Ни от кого не укрылся один из самых ярких образов видеоклипа - Ульрики Майнхоф, весьма эксцентричной особы. Эта талантливая журналистка стала соорганизатором "Фракции Красной Армии", самой жестокой террористической группировки, устроившей на территории ФРГ и Западного Берлина целую серию вооруженных нападений, подрывов и ограблений. Ее появление здесь не случайно.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

В то время, как сытые отупевшие члены партийной верхушки ГДР весело распивают водку, простые жители бок о бок с террористами бросаются на амбразуру во имя свободы. В разорванной на две части стране никак не может прекратиться внутренняя война. Германия связана по рукам и ногам и заминирована.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Очистительный огонь Церкви так же легко сжигает запрещенные в Третьем Рейхе книги, как когда-то сжигал людей во времена Инквизиции. Объятия священника и нациста символизирует конкордат, заключенный между Ватиканом и Третьим рейхом в 1933 году. Согласно этому договору церковь сохраняла некоторую свободу, но обязана была полностью выйти из политической игры.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Проходит время, Германия снова становится единой. Казалось бы, теперь ее жизнь должна наладиться, но даже теперь окутанная гламурным лоском, она продолжает страдать от внутренних противоречий.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Германия в образе непорочной Девы Марии, в окружении традиционных церковных символов: оленей и белоснежных голубей, стоит позади посмертных гипсовых бюстов-масок, небольшой визуальной аллюзии на оформление альбома "Made in Germany".


Дева Мария ждет ребенка, перед ней на коленях стоят херувимы-космонавты, прославляющие скорое пришествие Спасителя.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Роды у Германии принимает кардинал, однако вместо долгожданного спасителя она производит на свет волосатых черных щенков. И вряд ли здесь идет аналогия со средневековой верой в детей дьявола, скорее всего Rammstein намекают на проблемы с мигрантами, которых с каждым годом становится все больше на фоне общего демографического спада.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост

Безгрешная душа Германии распята и умирает, терзаемая расколами, войнами и собственной миграционной политикой.


Тело Германии лежит в хрустальном гробу, который направляется прямо в открытый космос. Но на сей раз Белоснежка не проснется (помните историю "Sonne"?). Ведь здесь, в бескрайнем ледяном космосе никто не разбудит ее от вечного сна сладким поцелуем любви.


Неужели современная Германия вскоре умрет, а эта песня - ничто иное как реквием по мечте? Но мы видим вдалеке тонкий алый луч света, исходящий из древнего Тевтобурского леса. Это яростное желание немецких сыновей бороться до конца, их вечная надежда на то, что Германия все-таки однажды воспрянет из пепла.

Разбор клипа Deutschland с точки зрения культурологии Rammstein, Rammstein Deutschland, Анализ, Клип, Германия, Интересное, Длиннопост
Показать полностью 25

5 разоблачающих фактов о Шерлоке Холмсе

Появление Суперзвезды под именем Шерлок Холмс на небосводе литературы 1887 года вывело детективный жанр на новый уровень. И это вполне объяснимо. Персонаж оказался на удивление универсальным - его понимают и принимают во всех странах мира, на любом языке и в любом прочтении.

5 разоблачающих фактов о Шерлоке Холмсе Шерлок Холмс, Шерлок Холмси Доктор Ватсон, Интересно узнать, Длиннопост, Мифы и реальность

ФАКТ 1 Шерлок Холмс мог иметь совершенно другое имя.


Мало кто знает, что изначально Артур Конан Дойл хотел назвать своего героя Шерринфордом Хоупом (возможно, в честь корабля, на котором он сам некогда нес службу), однако его супруга, а в последствии даже издатели, высказались против этого неблагозвучного имени.


Стоит отметить, что имя "Шерлок" хоть и имеет древние британские корни, не является типичным для английской культуры. Существует несколько версий, согласно которым Артур Конан Дойл выбрал это имя своему герою. Возможно, оно было взято у Альфреда Шерлока, известного скрипача, возможно у Фрэнка Шерлока, игрока в крикет, но скорее всего оно позаимствовано у Патрика Шерлока, соученика писателя по школе в Стонихерсте.


ФАКТ 2  Прототип Шерлока Холмса.


Всем известно, что образы и имена главных героев своих рассказов Артур Конан Дойл заимствовал из реальной жизни. Прототипами Шерлока Холмса является сразу несколько человек. Сам автор открыто называл лишь известного хирурга Джозефа Бэлла, наставника будущего писателя.

5 разоблачающих фактов о Шерлоке Холмсе Шерлок Холмс, Шерлок Холмси Доктор Ватсон, Интересно узнать, Длиннопост, Мифы и реальность

Бэлл был не только выдающимся врачом, но и мог с легкостью определить характер и род деятельности пациента по мельчайшим признакам. Например, он узнавал кровельщика по специфическим уплотнениям на указательном и большом пальцах руки, а сапожника по порванной штанине под коленом. Он всегда использовал в практике не только свой ум, но и наблюдение, что вошло в главный метод работы Холмса.


Еще одним прототипом для сыщика стал Оливер Уенделл Холмс - врач, поэт и писатель. Именно он ввел в обиход термин "анестезия", существенно изменил подход к стерилизации медицинских инструментов, активно использовал дедукцию в своей работе и кроме плодов медицинской деятельности оставил после себя три художественных романа, а также множество стихотворений.


На создание образа легендарного детектива также повлияли некоторые литературные герои: Задиг (Вольтер), инспектор Бакет (Диккенс), сержант Карре (Уилки Коллинз), и, конечно, Огюст Дюпен (Эдгара По). Конан Дойл признавал,что позаимствовал некоторые мелочи у По, такие как курение трубки, приступы "грустной задумчивости", привычку размышлять вслух, и некоторые хитрые сюжетные приемы.


ФАКТ 3 Изначально Шерлок не курил трубку и не носил твидовой кепки.


Образ Шерлока Холмса, к которому мы с вами так привыкли, продолжал формироваться уже после выхода в свет рассказов Конан Дойла.


Знаете ли вы, что изначально он не носил твидовой кепки и трости и не курил знаменитую изогнутую трубку? Многое из этого привнес Уильям Жиллет, американский актер, который играл роль Шерлока в театре, а затем и в кино в течение тридцати лет.

5 разоблачающих фактов о Шерлоке Холмсе Шерлок Холмс, Шерлок Холмси Доктор Ватсон, Интересно узнать, Длиннопост, Мифы и реальность

Именно он сменил обычную трубку на изогнутую, поскольку она не закрывала лица и была более удобна при произнесении реплик, а также начал использовать в своей игре увеличительное стекло и скрипку. А еще Уильям Жиллет является автором знаменитой фразы: "Это элементарно, друг мой!", ставшей впоследствии каноничной.


Кроме того, на внешний облик сыщика повлиял Сидни Пэджет, британский художник, автор знаменитых иллюстраций к произведениям Конан Дойла в журнале the Strand Magazine.


Сидни Пэджет изобразил Шерлока весьма импозантным мужчиной, благодаря чему детектив стал еще более популярен. Ходили слухи, что в качестве модели он использовал своего младшего брата Уолтера, однако сам художник отрицал это.

5 разоблачающих фактов о Шерлоке Холмсе Шерлок Холмс, Шерлок Холмси Доктор Ватсон, Интересно узнать, Длиннопост, Мифы и реальность

На иллюстрациях Пэджета читатели впервые встретили Шерлока Холмса в оригинальном головном уборе - шляпе охотника за оленями, весьма распространенном в сельской Англии, а также в шотландский плащ-пелерину (в отличие от литературного оригинала, где он носил ольстер, викторианское пальто с рукавами). Именно так был одет сыщик на рисунках, сопровождающих рассказ "Тайна Боскомской долины", вышедшего в 1891 году.


ФАКТ 4 Шерлок Холмс был весьма молодым человеком.


Экранизации рассказов о Шерлоке Холмсе, а также многочисленные иллюстрации к рассказам преподносят его и его друга, доктора Ватсона как умудренных опытом мужчин среднего опыта. Однако, это не совсем так. Не смотря на то, что Ватсон успел побывать на войне, а Холмс к тому моменту имел блестящую репутацию, им было не более 25-ти лет. Считается, что Шерлок родился в 1854 году, а со своим другом и соратником он познакомился в 1881 году.


Едва они стали друзьями, как сразу же оказались вовлечены в пучину приключений, так что большая часть их выдающихся историй случилась, когда обоим героям было совсем немного лет.


ФАКТ 5 (любопытный) По мотивам историй о Шерлоке Холмсе был поставлен балет.


На данный момент о Шерлоке Холмсе написано более ста пятидесяти крупных литературных произведений, издано четыреста тридцать восемь сборников рассказов, снято более двухсот фильмов, выпущено сорок две компьютерные игры, поставлено множество спектаклей, радиоспектаклей, два мюзикла и даже (!) балет.


Балет-детектив на музыку Георга Генделя, Франца Шуберта и ирландскую фольклорную музыку был поставлен хореографом детского музыкального театра Еленой Богданович. В основе постановки лежит сюжетная линия рассказа «Человек с рассеченной губой».


Разумеется, дедуктивный метод великого сыщика невозможно передать одними лишь танцевальными па, поэтому в спектакле присутствует закадровый текст. В любом случае, на сегодняшний день - это, пожалуй, одно из наиболее оригинальных произведений, рожденных под влиянием Конан Дойля.

Показать полностью 3

Весна в картинах русских художников

Великие русские художники воспели в своих бессмертных картинах утонченную поэзию весны, подарив нам возможность наслаждаться дивной красотой пробуждающей от зимнего сна природы.

Весна в картинах русских художников Искусство, Живопись, Культура, Художник, Весна, Картина, Холст, Длиннопост

Б.М. Кустодиев. "Весна"

Весна в картинах русских художников Искусство, Живопись, Культура, Художник, Весна, Картина, Холст, Длиннопост

А.Г. Венецианов "На пашне. Весна"

Весна в картинах русских художников Искусство, Живопись, Культура, Художник, Весна, Картина, Холст, Длиннопост

И.С, Остроухов. "Первая зелень"

Весна в картинах русских художников Искусство, Живопись, Культура, Художник, Весна, Картина, Холст, Длиннопост

К.Ф. Юэн "Весенний солнечный день"

Весна в картинах русских художников Искусство, Живопись, Культура, Художник, Весна, Картина, Холст, Длиннопост

С.А. Виноградов "Весна идет"

Весна в картинах русских художников Искусство, Живопись, Культура, Художник, Весна, Картина, Холст, Длиннопост

И. Левитан "Весна. Большая вода"

Весна в картинах русских художников Искусство, Живопись, Культура, Художник, Весна, Картина, Холст, Длиннопост

В.Н. Бакшеев "Голубая весна"

Показать полностью 7

Потешные листки - первые древнерусские комиксы

Все мы думаем, что комиксы - продукт американской культуры, появившийся в нашей стране сравнительно недавно. Но что если я вам скажу, что это не так?

Потешные листки - первые древнерусские комиксы Культура, Комиксы, История, Карикатура, Сатира, Искусство, Длиннопост

Для начала давайте разберемся, что же такое комиксы и откуда они взялись?


Привычное нам слово "комикс" происходит от английского comic, что значит смешной. Иными словами это развлекательная, забавная, иногда, смешная история, рассказанная в картинках.


Самые первые народные картинки развлекательного характера появились в Китае в период правления династии Сунь, примерно в XI -XIII веке. Они выросли из культовых изображений буддистских божеств с сопроводительными молитвами и как правило рисовались от руки.

Потешные листки - первые древнерусские комиксы Культура, Комиксы, История, Карикатура, Сатира, Искусство, Длиннопост

К XII веку красочные картинки появились и в Европе. И немудрено, ведь это был едва ли не единственный из доходчивых способов донести до необразованной публики такие сложные вещи как библейские сюжеты, грядущий Апокалипсис, а также целый свод церковных законов, предполагающих послушание и неукоснительное соблюдение.


Вскоре, к концу XVI века подобные гравюры появились в России. Изначально они также носили религиозный характер и были посвящены, в основном, житиям святых.


Их прямой предок - испанские цветные гравюры - назывались "алиллуи" и печатались на небольших листочках бумаги. Древнерусские картинки, "фряжские", "потешные листы" или просто "лубки", дошедшие до наших дней, так же печатались на бумаге и были необычайно популярны у простой публики.

Потешные листки - первые древнерусские комиксы Культура, Комиксы, История, Карикатура, Сатира, Искусство, Длиннопост

Почему именно лубки? Дело в том, что для изготовления цветной гравюры будущий рисунок наносился на липовую доску, которая называлась луба. Необходимые детали вырезались ножом, затем доска смазывалась краской и укладывалась под пресс, где оставляла четкий красивый отпечаток на бумаге.


Сюжеты лубков были настолько разнообразны, что могли бы найти себе почитателей и в наши дни: исторические события, сказки, былины, басни, карикатуры, шутки, переводы из зарубежных газет, календари, даже описания судебных процессов.


Лубочные картинки заменяли простым людям газеты, журналы, книги и были поистине самым популярным видом изобразительного искусства в народе в течение многих веков. Более того, они остались любимым жанром даже в эпоху Советского Союза, когда к запрету на распространение элементов западной культуры прибавились комиксы и карикатуры.

Потешные листки - первые древнерусские комиксы Культура, Комиксы, История, Карикатура, Сатира, Искусство, Длиннопост

Многие из вас наверняка помнят легендарный сатирический журнал "Крокодил", который выпускался целых 84 года (с небольшими перерывами), а также любимые детские журналы с рассказами-иллюстрациями: "Мурзилку" и "Веселые картинки". Самые что ни на есть настоящие русские комиксы!


Подробнее об этом мы поговорим в следующий раз, а пока поведем нехитрые итоги: мы можем по-разному относиться к комиксам, но одного отрицать не можем - они являются неотъемлемой частью современной культуры и даже(!) мировой истории.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!