PKMuser

PKMuser

Пикабушник
поставил 10 плюсов и 12 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
2323 рейтинг 44 подписчика 12 подписок 9 постов 6 в горячем

Аптечка "дальнобойщика"

Аптечка "дальнобойщика" Мото, Мотопутешествие, Аптечка, Походная аптечка, Длиннопост

Привет всем подписчикам и гостям!

Мои посты не слишком заходят, но я продолжаю публикации, кому-то они полезны, судя по комментариям.

Текст с моего "мотокрафта", тег "мое". В соавторстве с провизором и профи-водилой.


Что может пригодиться в пути.

1. Бинт стерильный. Пластырь тоже не помешает, нужны как полоски разных размеров, так и пластырь лентой, лучше шириной 25мм, на тканевой основе с гипоаллергенным слоем (по фирмам — Урго, Космос). Клей БФ — на любителя, максимум при легких ссадинах, что бы не превращаться в мумию.


2. Анальгин, а лучше вместо анальгина лучше взять Ибупрофен, не менее дешево, так же хорошо снимает температуру, но менее токсичен (=можно легко принимать 3-4 раза в день).


3. Капли для глаз — альбуцид. Визин не подходит, а Альбуцид плох так как неустойчив к высокой температуре (в аптеках хранится в холодильнике, а температура в инструментальном ящике мотоцикла высока) и сильно раздражает глаза. Адекватная замена — капли глазные и ушные Ципрофлоксацин (лучше брать производства Румынии, дешево и хорошо сделано).


4. Противоаллергический препарат — Тавегил, Супрастин. Кларитин надо принимать заранее, поэтому лучше не брать (если не знаешь, что аллергия железно есть на что-то). Надо учитывать что они могут вызывать сонливость. Есть более удобный препарат, Рупафин, найти удастся не в каждой аптеке, однако принимается раз в день, равен по силе, действует так же быстро и НЕ вызывает сонливости.


5. Перекись водорода не очень хорошо переносит повышенные (более 25С) температуры и тряску, лучше взять Хлоргексидин.


6. Жгут.


7. Пищеварение — Смекта, Энтерол (если аптекари попытаются впарить Энтерофурил — шлите лесом). Дорого, но хорошо - Энтеросгель.


8. Антибиотики широкого спектра - либо Ципрофлоксацин (дешево и сердито) либо Левофлоксацин (посильнее). К тому же эти антибиотики универсальны: применяются при всех инфекционных процессах за исключением менингита и энцефалита. Это и раневые, и кишечные, и легочные, и особенно почечные инфекции. При ранах их стоит применять для профилактики воспаления (перорально). Флемоклав — имеет менее широкий спектр действия, к тому же к нему уже много кто из гадов приспособился.


9. Для обработки свежих ран следует взять так же порошок Стрептоцида либо Банеоцин (он лучше, но дороже), ПОРОШОК, не мазь. Для гнойных ран — Левомеколь,либо мазь Вишневского (Линимент бальзамический по Вишневскому).


10. Спазмолитик: Дротаверин (он же — русская НоШпа). "НоШпа" - бренд, иппуче дороже Дротаверина.


11. Противошоковое - Нироглицерин, Валидол, но важно знать симптомы. Наугад лучше не применять.


12. Противовирусное: Циклоферон (сочетание цена-качество) либо Ингавирин. (хороший эффект, удобно применять). Важно — прием следует начинать при первых симптомах. Капли в нос — Нафтизин.


11. Антисептик: для протирки всякого — спирт этиловый (просто так не укупишься, ищите знакомых докторов, хотя встречал и в свободной продаже), либо настойка календулы.


12. Гипотермический пакет: для охлаждения мест ушибов, ссадин и ОБЯЗАТЕЛЬНО при серьезных травмах, сужает сосуды, снижает кровотечение.


Из полезного, но не обязательного:


1. Пакет перевязочный (так и называется, он же ИПП) — удобно при перевязке. Армейцы в курсе, для гражданских поясню - резиновая оболочка огромный помощник при полостных (в частности, пневмоторокальных) ранениях. Плюс, неограниченный срок хранения и требований к условиям.


2. Космопор — стерильный пластырь для ран большой площади, оптимальный размер 10*8см.


3. ОЧЕНЬ сложно достать, но иногда спасает жизнь — Промедол, хотя бы один шприц-тюбик. При серьезных и очень серьезных повреждения, для снятия шока. Он плохо переносит высокие температуры, посему после похода проще выбросить, ибо портится и становится бесполезен. Внимание! По состоянию на сегодня Промедол относится к наркотическим препаратам, при обнаружении сотрудниками правоохранительных органов могут быть очень большие неприятности. Ну его нахер, но реально спасает жизнь при тяжелых ранениях. И да, при травмах головы промедол не  положен.


При применении лекарств и наложении жгута в серьезных случаях обязательно писать что и когда дадено зеленкой/маркером/ручкой на руке или любой доступной части тушки. Если оказываешь помощь кому-то то без сознания, как это ни смешно — писать на лбу.


Еще имеет смысл взять "шипучие" витамины для изготовления «энергетика». Рецепт прост: бодяжим минералку в объеме 1 литр / 1 таблетку растворимых витаминов. Минералку лучше соленую, обязательно газированную. Такая атомная смесь отлично утоляет жажду и, главное, бодрит. Литра хватает на 12-14 часов за рулем. Лично я заливаю ее в гидратор, позволяет не отвлекаться и пить потихоньку.


От моего товарища: В качестве носимого энергетика очень хорошо подходят специально обученные быстрорастворимые таблетки из магазинов для спортсменов/бодибилдеров.

Я пользую такие вот: http://_www.25energy._com/

Очень удобная туба на 5 таблеток. Эффект не как у покупных жидких, «выпил-прет два часа-хочется жрать и спать одновременно» а более растянутый во времени. Когда ехал в ноябре с Беларуси, спал перед дорогой около 4х часов, на границе понял что плыву, на заправке купил 0.5 воды, растворил, выпил, минут через 10 ощущение что очень хорошо выспался. Доехал до Питера без малейших позывов поспать.

Продается как тубами по 5 таблеток, так и отдельными таблетками, в индивидуальных упаковках, стоит что-то типа 25-30р за штуку.

Я покупал на Пионерской, Коломяжский 15к2, магазин рядом с «BeerHouse».


Как совсем аварийный вариант — две ложки растворимого кофе на 0.5 колы. Пить потихоньку. Крайне НЕ рекомендуется если есть какие-то проблемы с сердцем.


Да, все понимают что пить перед дорогой нельзя. Но тем не менее вечером удержаться от кружки-другой пива бывает очень сложно. Очень полезная смесь:

1. Аскорбиновая кислота

2. Янтарная кислота

3. Активированный уголь

Весь комплект обходится в 30-50р.

Я на свои 110 кг съедаю по 4-6 таблеток каждого вида, ни похмелья, ни головной боли, да и вообще пьянеешь существенно слабее. ЗЫ. По какой-то неведомой мне причине янтарную кислоту продают далеко не во всех аптеках, поэтому по возможности ее стоит держать в запасе, все остальное продается повсеместно.


Баянометр ругался, видимо, из-за картинки армейской медсумки. Почему-то на Шолохова и медаль эпохи Александра 2....

Показать полностью

О необходимости менять масло вместе с фильтром

О необходимости менять масло вместе с фильтром Мото, Ктм, Моторное масло, Техническое обслуживание, Ремонт техники, Длиннопост

Итак, мои посты про XR и ленобласть не особо понравились моим подписчикам. Поэтому продолжу чуть в другом ключе - об очевидных вещах. Капитан Очевидность рекомендует... но некоторые клиенты настойчиво просят объяснить. Вот отсюда и родился этот пост.


С моего закрывшегося форума мотокрафт, тег "мое". Кому надо, спрашивайте скайп, вк или еще что - я не скрываюсь.

И еще раз - не надо ругаться, это материал не для матерых адептус механикус))


Погнали! (пост не привязан ко времени, это опыт).


Ысь вам, друзья! В выходные столкнулся с моргающим лампочкой давления масла Super Duke'ом. При этом симптоматика неисправности весьма редкая (но не исключительная).

Со слов владельца:

- Если первый после ночной стоянки (время - ранняя весна, начало марта) запуск двигателя осуществляется при температуре 3-5 градусов, то с вероятностью 50% через пару минут после старта начинает моргать лампа давления и раздается легкий стук. Глушишь движок - при повторном запуске через минуту все в порядке. Крайне редко может проявиться при повторном старте.

- При запуске в тепле (хотя бы 10 градусов) или через 7-8 часов после крайней поездки (например, в конце рабочего дня) проблема проявлялась пару раз за месяц.


Окей, продолжаем опрос (я не сторонник лезть куда-то, не выяснив предысторию проблемы, тем более, когда мотоцикл обслуживался не у меня в сервисе).

Замена сцепления меньше тысячи километров назад. Замена масла, естественно, тоже. Все.


Завел (шум не проявился), послушал. Посторонних звуков нет, работает ровно (небольшой рассинхрон карбюраторов не в счет). Выжал сцепление - явных изменений нет (исключил проблему с выжимным подшипником или ослабшими пружинами). Сцепление меняли комплектом? Да. Значит, вряд ли оно, да и при езде обязательно бы проявилось.


Отловил момент, когда появился шум (пришлось помучиться - завел-остудил-завел-...). Звук похож на стрекотание натяжителей ГРМ, только гораздо глуше. Но тон похожий. Замерил давление в маслосистеме. Ничего криминального, на грани сработки датчика, чуть ниже положенного, при увеличении газа входит в допустимые рамки. На полностью прогретом - все в норме, в допуски попадает "без натяга".

Значит, не регулятор давления (OPR). Заменил датчик давления (чтобы точно узнать, связан ли шум в двигателе и моргание лампы) - опять не то. Пошел третий день диагностики, ибо запустить-остудить-отловить мигающую лампу не так-то и быстро получается (да и другие машины в ремонте, а отсылать человека, если взялся - не в моих правилах). Смущало то, что проблема "плавает" - давление при холодном пуске то нормальное, то слегка занижено.


Вспомнил про технический лист завода, посвященный проблемам с давлением масла и их диагностике. Вроде бы все проверено и исключено...

Для очистки совести я спросил владельца: "А фильтр-то масляный стоковый поставили, или, может, K&N какой-нибудь?" Кстати, не ставьте на двигатели LC8 маслофильтры K&N - запорете движок, уж больно плохо они пропускают непрогретое масло (между прочим, даже в руководстве по ремонту специально подчеркнуто: "не используйте масляные фильтры сторонних производителей"; про воздушный фильтр такого нет)... Ответ поразил меня. "А хрен его знает, не меняли".


Не поменять при замене масла бумажный(!) фильтр - это просто верх лени и наплевательского отношения к технике. Такой фильтр и так-то забивается неплохо всякой дрянью, так ведь он может быть практически закупорен охлаждающей жидкостью, прорвавшейся в масло через сальник помпы (известная проблема LC8 определенных серий выпуска, лечится ребилдом крыльчатки с валом и сальником). А в данном случае, скорее всего, засоренный фильтр дополнительно набрался частиц фрикционов сцепления во время обкатки...


Отправив человека в магазин за маслом (Motul 7100 10w60, рекомендовано калифорнийскими владельцами больших рыжиков, хотя я лично за Моторекс, но его хрен просто так найдешь) я слил старое и вытащил oil screen и фильтр. На кассете мусора не оказалось, а вот фильтр мне не понравился сразу - сероватого цвета с черными разводами. На пальцах после прикосновения к ребрам оставалась субстанция, похожая на сильно разбавленную графитовую смазку.

Дождавшись владельца, я продолжил опрос. Выяснилось следующее: некий друг хозяина за скромные пару банок пива "помог" поменять масло и сцепление. Но сделал он это довольно странно - сказав, что материалы и железки купит сам (расчет по факту), просто поставил мотоцикл к себе в гараж, слил масло, разобрал пакет дисков и оставил мотоцикл в таком состоянии на три недели (заказав, блин, диски в какой-то непонятной конторе). После позвал владельца, получил обещанный литр "Балтики 9", деньги за запчасти, собрал сцепление (не вымачивая фрикционы!!!) и залил масло. Ко всему прочему, пробег между заменами составил примерно 10 тысяч километров.


Итак, что же получилось: забитый изначально фильтр (10к км - это не кот наплакал) получил щедрую порцию фрикционной пыли в процессе прикатки дисков сцепления, которые не были правильным образом подготовлены к установке. Поэтому довольно густое (10w60) масло не всегда нормально проходило через фильтр при низкой температуре (а для +3 10w слишком уж вязкое), что и вызывало падение давления и шум натяжителей. Проявление шумов при нормальной температуре было связано с крайней степенью засоренности масляного фильтра.

Таким образом, наглядно подтвердилось требование: "Меняй масло всегда вместе с фильтром".


Проблема решилась фактически путем выполнения рекомендации третьего пункта упомянутого раньше технического листа.


P.S. Не забываем, что уплотнительная прокладка крышки фильтрационной кассеты (oil screen'а) должна меняться после очистки оной. В противном случае получим "отпотевание" в 9 из 10 случаев. Прокладка эта одноразовая, хоть и сделана из резины.


P.P.S. Эксплуатация техники с такими (именно такими, как я описал в статье!) симптомами не является смертным грехом и, скорее всего, не нанесет какого-либо серьезного ущерба двигателю. Например, вот что говорит один владелец KTM 950 Adv (по движку идентичен Super Duke'у) из Индии (мото - не индюк, настоящий австрияка из Матинхоффена):


The older 950's would lose hydraulic pressure in the cam chain tensioners, causing a loud racket. They eventually pump up again and the rattling stops. For mine, it most often occurred when restarting after a spirited ride that worked the motor.

Sometimes I would get a flickering oil pressure light at idle as well. Sometimes it would rattle from a cold start and not stop until full operating temp. I rode it that way for some 100,000km. The clacking was loud enough for my friends to comment. Mine was a 2004. I heard it on most of the 2003-2005 models I ran across. BTW, mine is still going strong after I sold it and the new owner beats her pretty hard.


Разумеется, речь идет про эксплуатацию не с горящей лампой давления и постоянно гремящими натяжителями. Кстати, обратите внимание на указанный пробег (да помню я, помню, про свой-то со 160+). Это к разговору о ненадежности KTM. "Ты просто не умеешь их готовить!".


На сегодня все. Удачи. С вами был я, PKMuser, для друзей - Василич, мотомехан.

Показать полностью 1

Ленобласть выходного дня

Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост

Еще раз привет, друзья. Мой пост про XR250 пока не зашел, поэтому ожидаю отзывов и предложений - писать ли про Рыжика с адским пробегом или еще что.

А пока разбавлю небольшим рассказом о поездке по Ленобласти. Местные достопримечательности, так сказать.

Опубликован на мототревелс, тег "мое".

Однажды по необходимости очутился я на улице Типанова. И как-то подумалось : «А

кто был этот Типанов, почему улица названа в его честь?». Поиск информации привел к следующему:

DK1 – Амбразуру этого ДОТа закрыл собой рядовой Александр Типанов. Единственный из немецких объектов превращённый в памятник. Расположен вблизи Красного Села, на высоте 112,0, которую принято называть Лысой горой. Найти его можно, двигаясь по шоссе Красное Село – Пушкин, приблизительно через 3 километра после железнодорожного моста, слева от дороги находится указатель, от него по дороге на юг.

С высоты прекрасно просматриваются Красное Село, Пушкин, Пулковские высоты, низины перед ними и сам Ленинград. ДОТ попал в полосу наступления Советских войск во время снятия блокады Ленинграда. Наступление было начато силами 42 армии с Пулковских высот 15 января 1944 года. 17.01.1944 к высоте подошёл 191-й гвардейский СП, 64-ой гвардейской СД. Когда рота советских солдат приблизилась к гребню высоты внезапно на них обрушился пулемётный огонь хорошо замаскированного ДОТа фашистов. Рядовой Типанов оказался ближе всех к огневой точке. Метнув две гранаты, и воспользовавшись молчанием пулемёта, длившимся несколько мгновений, сумел приблизиться к амбразуре. Огонь возобновился, и Александр закрыл пулемёт своим телом.


Решено было ехать. Попутно я наметил еще несколько пунктов, и не прогадал - в один прекрасный день удалось посетить все и сразу.

Стартовали с другом. Я на CB600F Hornet, он на ZZR1100. Несмотря на разницу в кубатуре и классе (ветрозащита и т.п. у зизера) местами валили на все деньги - за 200 км/ч. Гаишники удрученно кивали вслед...


Найти ДОТ сразу не удалось - сначала мы уперлись в недействующий артиллерийский учебный центр, затем в какую-то в/ч, и только с третьей попытки углядели неприметный знак, указывающий начало дороги к памятнику:

Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост

Дорога привела нас непосредственно к мемориалу. Он состоит из памятной стены, композиции из бетонных стрел, и непосредственно самого ДОТа.

Видно, что посещается памятник только к торжествам типа Дня Победы или дня снятия Блокады... Территория заросла.

Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост

Сам ДОТ имеет очень интересную конструкцию. Вход выполнен в виде узкого лаза, пробраться можно только ползком. То ли это конструктивно так, то ли сама конструкция осела в землю. Думаю, что это оседание, и вход был повыше - так как сам ДОТ сейчас находится как бы в канаве, что нелогично - уж очень узкий сектор обстрела получается...

Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост

Предполагаю, что насыпи слева и справа сделаны при строительстве мемориала.

Второе, на что обратил внимание - двойная амбразура. Похоже, верхняя (смотровая) щель использовалась для обзора, а в нижней размещался ствол пулемета. Таким образом, перемычка посередине прикрывала грудь стрелка от осколков и пуль? Странно, но как целиться? Или два варианта - стрельба с колена и лежа? Честно, не разбирался...


Воздав почести Герою, мы решили посетить второй объект. Крематорий в Изваре. На самом деле, нет четких свидетельств, что это был крематорий. Но точно известно, что на территории завода в Изваре в годы Блокады располагался немецкий концентрационный лагерь для военнопленных. У завода были печи, следовательно, они могли использоваться в качестве лагерного крематория. Лагерь точно был. А воткрематорий - не факт.


Вот что удалось узнать:

В марте 1935 года в Изваре заработал Волосовский известковый завод, заброшенные башни которого ныне напоминают средневековые сооружения.

Начали его строить в 1932 году. Автор проекта - Буткевич, директор строительства - Громов.

Имена стахановцев И. Коптюхова, Г. Кондратьева появлялись в областных газетах.

Мощность завода составляла более 100 тонн извести в сутки. Вокруг завода возник жилгородок. Действовали своя электростанция, телефонный узел. В годы Великой Отечественной войны Извара была оккупирована фашистами и при заводе был концлагерь. В 1980-х завод перестал функционировать, замороженные печи треснули и теперь восстановлению не подлежат.


Для того, чтобы подобраться поближе, пришлось месить грязь на обычной дорожной

резине) Метров 100, но не очень приятно.

Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост

И мы на месте:

Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост

Что характерно, местная молодежь о таких фактах вообще не знает. Да, был завод, брошен еще до того, как я в школу пошел. Что раньше было? Наверное, завод. А в войну? В какую? Ах, в отечественную... Не, не знаем.

Удалось найти какого-то деда, который клялся и божился, что мол, да, крематорий был.


Далее мы направились к третьему объекту- военным граффити.

На стене воинской части в Гатчине (ул 7 Армии) набомбили граффити. Но не обычные:


На заборе В/Ч изображены солдаты, корабли, самолеты и прочее. Отдельного упоминания заслуживает работа "Афган". Смотрите сами. Пронимает до костей (на фото работа не закончена, насколько сужу по более поздним снимкам оттуда).

Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост

Следующая цель - ИЛ-2. Памятник Защитникам ленинградского неба. Поселок Лебяжье.

Отправились. Пролетая какой-то населенный пункт, увидели крепость. Оказалось - Копорье (как-то сразу и не сообразили)). Не планировали, но пошли смотреть. И не прогадали - во дворе вовсю махали мечами реконструкторы))

Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост

Турнир был небольшим, но весьма красочным. Бои на копьях, мечах, стрельба из лука. Узрев нас со шлемами и в куртках, рыцари предложили нам сразиться, но мы позорно отказались, сославшись на отсутствие внедорожных подков у наших коней))

Однако, погода начала портиться, и мы направились далее по маршруту.

Под ЛАЭС нас застиг свирепый ливень, впрочем, умчавшийся в сторону питера очень быстро. Мы шутили, что теперь будем светиться в ночи.

Сама атомная станция производит сильное впечатление. Мощь атома, так сказать. К сожалению, панорамный снимок в грозу сервак пикабу не съел... "Сталкер" прям...


Далее пересекли рубеж Блокады с запада. В таких местах поневоле задумываешься о

цене, которую заплатили наши деды и прадеды за ту жизнь, которой мы теперь живем. Так давайте же не забывать, что кроме карьеры и материальных благ, есть иные ценности, ради которых можно и умереть.

Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост
Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост

Памятник защитникам.

Штурмовик Ил-2 на постаменте в составе мемориала лётчикам Великой Отечественной войны. Самолёт был поднят из озера Белое Тосненского района и отреставрирован в 1979 году. Экипаж, по имеющимся данным, погиб [Подтверждено, штурмовик был расстрелян двумя истребителями, летчики не выпрыгнули - свидетельство очевидцев воздушного боя].

Ленобласть выходного дня Мотопутешествие, Мото, История, Ленинградская область, Блокада Ленинграда, Копорье, Ил-2, Лаэс, Длиннопост

Домой вернулись вечером, уставшие, но довольные.

Я тут же сел за поиск военных памятников и малоизвестных достопримечательностей (или даже неформальных) и, скажу, был приятно удивлен. Можно очень интересно провести выходной, что называется, "не отходя от кассы". Чего всем и советую.


Если что, готов поделиться контактами, вдруг есть вопросы или желание скооперироваться и куда-нибудь рвануть)

Показать полностью 25

"Универсальный" мотоцикл?

"Универсальный" мотоцикл? Мото, Xr250r, Чекушка, Offroad, Эндуро, Универсальный мотоцикл, Длиннопост

"Универсальный" мотоцикл?

Текст мой, тег "мое".


Приветствую вас, подписчики и гости!

Как обычно, предупреждаю - холивар неуместен, каждому свое. Просто поведаю свое мнение об "универсальности" мотоциклов.


Итак, от одного из комментаторов поступил, собственно, обычный вопрос - а что же выбрать в качестве первого мотоцикла, обозначив его как "универсальный"? То есть, предполагается и дорожная, и грунтовая, и даже внедорожная эксплуатация - и "за хлебушком в деревне прокатиться, и на работу в городе съездить". При этом, должно быть достаточно комфортно крупному (~100кг) водителю.


Первое - универсального мотоцикла, все же, быть не может. Перекос в какую-либо сторону все равно будет. Но попробуем порассуждать...


Сразу в голове всплыла тройка "чекушек" - "Хрюша" (Honda XR250 и ее старший брат XLR250), "Тетеря" (Yamaha TTR - не путать с китайцем Irbis TTR, хотя они весьма похожи. Китайцев пока отложим) и "Дюбель" (Suzuki Jebel и его "предок DR250). Это неувядающая классика японских хард-эндуро.

Намеренно исключаю Кавасаки KLX из-за своих предубеждений относительно надежности - это всего лишь мое мнение, но видел очень много их движков с поведенными головами, трещинами и изначально не очень качественной сборкой в целом. Хотя, вполне себе имеет право на жизнь - знаю и тех, кто благополучно катается.


Итак, рассмотрим "чекушки" на примере XR/XLR 250. Оговорюсь сразу, что, на мой взгляд, в качестве универсала можно брать и 400ссм, а вот больше уже, наверное, будет теряться именно внедорожная составляющая - вес все же начинает ощущаться. Да и нужно ли оно? Эндурки, все же, должны быть легкими и маневренными из-за универсальности дорог и ландшафтов, иначе они начинают превращаться сначала в туристические эндуро и легкие раллийники (типа BMW F650GS, Honda Transalp), а потом уже в полноценные раллийники и туристические эндуро (KTM 1190Adv, Honda Varadero). Не, я видел даже Валькирью на камнях Заполярья, но мы же говорим о простой в управлении на любой дороге легкой машинке? Погнали дальше!


В общем, субъективно об XR250 (к "чесоткам" тоже применимо).


Плюсы:

- Малый вес. Обычный мотоциклист может спокойно поднять упавший мотоцикл (что важно на грунте и в оффроуде), или поставить его брюхом на ящик (для проведения ТО перьев, например).

- Компоновка (широкий руль, узкий корпус и бак) позволяет легко выскользнуть из-под рухнувшей техники, или быстро выкарабкаться, будучи придавленным.

- Великолепная маневренность и проходимость. Большие колеса "глотают" любые неровности (я однажды проскочил открытый люк - только спицы протянуть пришлось на переднем колесе), переползать всякие поленья и девревца - никаких проблем. Развернуться почти на месте сможет и новичок. За счет того, что руль находится выше зеркал большинства легковушек, лазить в междурядье получается легко и весело (но аккуратнее, резко притормозив, можно клюнуть вилкой и влепить "лопухом" по зеркалу авто)).

- Низкий расход топлива.

- Простота ремонта. Даже движок можно спокойно вытащить из рамы одному. До любого узла можно добраться быстро и без затруднений. С запчастями, ка правило, проблем нет. То, чего нет в наличии, везется под заказ очень быстро. Запчасти весьма недорогие.

- Как ни странно - грузоподъемность. Благодаря наличию багажника туда можно навесить уйму всего. Я возил резиновую лодку, эщик водки и снасти (сидел, правда, чуть ли не на баке). Главное, при этом поаккуратнее с газом - ибо чекушки и так встают просто с газа в свечку (при нормально настроенном карбюраторе и правильно натянутой цепи), а закозлить с перегруженной задницей - вообще как два байта переслать.


Ну, вот и минусы:

- Посадка. Придется учиться ездить в стойке. Сидушка напоминает мотокроссовую (но все же помягче). Поэтому сначала едешь сидя, потом стоя на подножках. По карйней мере на приличные расстояния.

- Опять посадка. Пассажиру сзади уместиться... ну, хрен знает. На чекушках так точно мучение. На четырехсотках получше.

- Слабый штатный свет (кроме XR Baja).

- Маленький бак, что при дальних заездах легко компенсируется канистрой.

- Попадаются откровенно ушатанные экземпляры с предпродажной подготовкой (ушатанность не удивляет, но можно сильно попасть).


Вроде, ничего не забыл.


На что смотреть:

- Если брать XLR, надо быть готовым к некоторым сложностям с поиском запчастей на ЦПГ. Поршни XLR отличаются по форме от более поздних Иксеровских. Также различаются детали декомпрессора. Главное - если на движке XLR'а виднеются зеленые (ремонтные прокладки) горшка или, еще хуже, картера - лучше не брать, так как попадаются гибриды - колено родное (убитое) - поршни китайские, вал коробки родной, шестерни XR.

- Штатный свет хлам. Внимательно смотрите состояние отражателя. Если он потрескавшийся, возможно, тачку регулярно топили или она стояла просто под открытым небом - может быть окислена проводка и контакты в пультах. Если на аппарате без аккумулятора (с киком) слегка мерцает свет, но движок работает ровно - лучше отказаться от приобретения (либо торговаться), могут быть проблемы с генератором.

- Если на аппарате стоит обычный карбюратор, а не с ускорителем (типа Keihin FCR), имеет смысл поторговаться или поискать уже с "ускоренным". По наблюдениям, карб с ускорителем не даст прироста скорости, но сделает более "мясными" низы и снизит расход в режиме туринга (где-то на литр).

- Труба глушителя - слабое место в районе соединения с банкой. Там обычно скапливается дохрена грязи и все сгнивает напрочь. Видите обмотку теплоотводной лентой - торгуйтесь на стоимость нового глушака. Теплоотвод нахрен не нужен, глушак прикрыт экраном.

- Есть защита картера - отлично. Нет - раскошельтесь.

- Как и на защиту рамы в районе голеностопа.

- Складывающиеся зеркала - бонус, ибо втречаются случаи, когда нескладные вырывало с мясом из креплений на машинком...

- Лцчше брать аппарат в стоковом кузове. MX-стайл крылья - понты, либо вы намереваетесь на аппарате прыгать (а еще вероятнее, то же самое делали до вас и подвеске кирдык - ну не для этого эндурные чекушки). Кроме того, быдете в говне спереди и сзади в любой дождь, а уж тем более на грунтовке/в оффроуде.

- Багажник должен быть. Мы ведь говорим об универсальной тачке? Так вот, если его нет - заипесся искать. А он очень удобен (в т.ч. там ручки, за которые можно мотоцикл таскать).

- Кожухи вилки (гофры) - слабое место. Часто потрескавшиеся или рваные. Оригиналы недешевы, поэтому можно поторговаться - придирайтесь к этому, так как сальники перьев без защиты загрязняться будут очень активно. Как альтернативу можно использовать по паре кожухов шрусов от 2109 на перо, только не забудьте сделать отверстия для слива воды в нижней части.

- Есть такая подлая штука - сальник декомпрессора (у аппаратов с кик-стартером). Нередко он сопливит. Это лечится легко, но может говорить о том, что за такими вещами не следили.

- В районе аммортизатора торчит шланг. Посмотрите, есть ли в нем масло, выдернув из него пробку. Если нет, снимите левую облицовку и откройте короб воздушного фильтра. Если там есть масло и немало - значит, либо проблемы с ЦПГ, либо аппрат очень сильно крутили + ездили в свечке/стоппились (при этом переливая масло в двигатель).

- Не игнорируйте заднюю штатную сумку - вещь объемная.

- Хорошо, если поворотники перенесены к фаре, иначе легко снести их при падении. Демонтированные поворотники часто свидетельствуют об очень жесткой эксплуатации в эндуро-режиме.


И еще чуток:

- Неплохая резина - "Петрошина". Можно выбрать как для дороги, так и оффроудную. Мягкая, но липнет хорошо даже зимой.

- Масло, как правило, жрут. Поэтому каждую тысячу или реже - проверять уровень. Менять не реже раза в 5 тысяч.

- Рулевые подшипники дохнут при интенсивной езде в смешанном режиме, менять на игольчатые -AllBalls.

- топливный кран у некоторых сопливит, при покупке имеет смысл его несколько раз закрыть/открыть, бывает, начинает ссаться прямо сразу же, если дохлый.


В общем, как мне кажется, XR250 и ему подобные чекушки (именно хард, с высокой подвеской, большими колесами) - наиболее универсальный вариант первого мотоцикла для смешанного стиля езды. Как минимум, свобода выбора маршрутов доставит много удовольствия. А в целом, позволит определиться, в какую сторону смотреть дальше.

Прокатиться на дальняк - не проблема. Питер-Кострома за один день) Повезло, что было сухо, так как крылья - МХ, весь бы изговнякался в сырость. Шел примерно 100-120.

"Универсальный" мотоцикл? Мото, Xr250r, Чекушка, Offroad, Эндуро, Универсальный мотоцикл, Длиннопост

Вариант со стоковым обвесом, самое оно. Ну, + защита картера, рамы, глушитель Summit.

"Универсальный" мотоцикл? Мото, Xr250r, Чекушка, Offroad, Эндуро, Универсальный мотоцикл, Длиннопост

Пробуксовки, развороты с заносом и прочие радости? Легко!

"Универсальный" мотоцикл? Мото, Xr250r, Чекушка, Offroad, Эндуро, Универсальный мотоцикл, Длиннопост

Палатка, спальник, кое-что пожрать, чехол, куртка, бензин - все умещается.

"Универсальный" мотоцикл? Мото, Xr250r, Чекушка, Offroad, Эндуро, Универсальный мотоцикл, Длиннопост

Можно катать и по снегу...

"Универсальный" мотоцикл? Мото, Xr250r, Чекушка, Offroad, Эндуро, Универсальный мотоцикл, Длиннопост

И все же, универсальных мотоциклов нет...

"Универсальный" мотоцикл? Мото, Xr250r, Чекушка, Offroad, Эндуро, Универсальный мотоцикл, Длиннопост
Показать полностью 7

Пытаемся лечить сальники вилки без замены

Пытаемся лечить сальники вилки без замены Мото, Ремонт, Полевой ремонт, Мотокросс, Мотопутешествие, Ремонт в дороге, Ремонт техники, Длиннопост

Итак, рискую разместить в сообществе "мото".

Мой предыдущий пост неожиданно для меня собрал плюсов и одобрений. Что ж, рискну опубликовать еще несколько материалов по теме моторемонта.

Ребята и девчата, прошу холиварить конструктивно - я пишу только о том, что проверено на собственном опыте (для себя или для клиентов моего сервиса) и что действительно работает после моих действий)) Не надо писать "а вот там крутой байкер %bikername% сказал, что это фуфло" - описывайте свой опыт, пожалуйста.


И да, товарищи, я помню - и про Рыжика с огромным пробегом будет, и про Иксера будет. Либо вечером, либо завтра - сегодня выездной день ремонтов, нужно сделать ТО китайскому квадрику)


Итак, лечим (или пытаемся) ссущиеся сальники вилки.

Напоминаю - статья с моего портала "мотокрафт", закрытого довольно давно. Так что тег "мое".

Ысь вам!

В этой небольшой заметке я хочу рассказать о простом и довольно эффективном способе устранения течи сальников вилки. Сразу оговорюсь - если течь вызвана естественным износом или сальник серьезно поврежден, или течь порождена неправильной установкой, то данный метод вряд ли поможет. Да и вообще он не является 100% выходом из ситуации и может не сработать. Однако, как показывает практика, в случае возникновения "соплей" по причине засорения (например, после езды по грязной дороге в дождь) описанный ниже способ с высокой вероятностью устранит проблему.


Итак, первым шагом будет обеспечение свободного доступа к пыльникам и сальникам. В зависимости от класса мотоцикла это потребует определенных действий - например, на Honda Shadow VT750 для этого придется снять кожухи перьев (а это невозможно без снятия самих перьев - если это не экстренный ремонт в походе, то, может, стоит сразу поставить новые сальники?), а на каком-нибудь кроссаче не потребуется ничего, кроме демонтажа защитных экранов (по три болта на каждый, две минуты работы).


Далее нам потребуется кусок очень тонкого пластика. Самым лучшим вариантом будет обрезок старой пленки для фотоаппарата, сойдет так же "окошко" от упаковки игрушечной машинки, тонкий пластик от крышки торта (ой, осторожнее - именно очень тонкий! как окошко в картонной коробке, не монолитная крышка!) или что-то подобное.

Сгодится и верхняя часть пластикового стаканчика (та, на которой нет рифления). Но это тоже не совсем хорошо.

Внимание! Категорически запрещено искользовать стенки пластиковых бутылок (слишком толстый материал)! Пластик должен быть очень тонким, но в то же время сохранять жесткость.


Следуюшим шагом является снятие пыльников. Это просто. Берем плоскую отвертку (желательно, чтобы жало было достаточно широким, иначе есть риск повредить пыльник) и выдавливаем пыльник из трубы. В зависимости от модели вилки перед этой операцией может потребоваться снятие стопорного кольца или какие-то иные действия - читайте свой мануал, хотя обычно никаких хитростей тут нет.

Пытаемся лечить сальники вилки без замены Мото, Ремонт, Полевой ремонт, Мотокросс, Мотопутешествие, Ремонт в дороге, Ремонт техники, Длиннопост

Теперь аккуратно (очень, б***ь, аккуратно) запихиваем пленку (или иную пластиковую хрень) между поверхностью пера и юбкой сальника. Очень нежно и плавно! Заталкиваем с запасом (на сантиметр-полтора внутрь трубы) и обводим перо по кругу пару-тройку раз. Еще раз говорю - мягко и плавно. Не идет, сдай чуть назад, попробуй еще. Не пошло снова - вытащи пленку, посмотри, нет ли задира на ней, не погнулась ли она. Кстати, удобнее всего держать пленку так, как показано на фото (уголком внутрь):

Пытаемся лечить сальники вилки без замены Мото, Ремонт, Полевой ремонт, Мотокросс, Мотопутешествие, Ремонт в дороге, Ремонт техники, Длиннопост

После такого прохода по кругу вытаскиваем пленку. На ней, скорее всего, окажутся мелкие частицы. Слишком мелкие и мягкие, чтобы поцарапать зеркало вилки или порвать резину сальника, но достаточные для того, чтобы вызвать течь:

Пытаемся лечить сальники вилки без замены Мото, Ремонт, Полевой ремонт, Мотокросс, Мотопутешествие, Ремонт в дороге, Ремонт техники, Длиннопост

Повторяем предыдущие два пункта несколько раз - до тех пор, пока пленка не будет выходить из-под сальника чистой.

После этого качаем вилку семь-восемь раз, чтобы убедиться в отсутствии "соплей". На зеркале не должно оставаться явных следов масла. Если не помогло - спасет только замена сальников, увы.

Еще раз повторяю - метод не стопроцентный и при кривых руках способен только ухудшить ситуацию. Действуйте на свой страх и риск. Короче, помни: не уверен - не лезь!


Удачи на дорогах и вне их!


p.s. Еще раз напоминаю, дорогие мои внезапно материализовавшиеся подписчики - обещанные посты будут)


p.p.s. Если кому надо, готов оставить почту, вк, скайп - чтобы можно было обсудить что-либо оперативно.

Показать полностью 3

Лампа давления масла ДВС или "idiot light"

Лампа давления масла ДВС или "idiot light" Сообщество ремонтеров, Мото, Ktm, Моторное масло, Мифы и реальность, Длиннопост

Приветствую. Вдохновившись постом о ремонте бензопилы, решил разместить пост о давлении масла в ДВС мотоцикла (на примере КТМ Adv950). Вкратце - лампа не является информативным индикатором, в большинстве случаев она загорается только когда пришел полный и окончательный кирдык. Однако, не надо верить "официалам" и бежать на капиталку, если она все же загорелась...


Об этом этот пост.

Я писал его для своего портала motocraft, поэтому тэг "мое". Портал закрыт из-за воровства статей... но я попробую выкладывать что-то здесь. Материала уйма, ибо ремонтом и обслуживанием мото занимаюсь давно (начинал с гаражей, продолжаю в своем сервисе).


Итак...

Я расскажу вам о том, как у меня зашевелились и поседели волосы на джоппе.

Однажды осенью я жизнерадостно мчался по грунтовке в своей любимой деревне. Хорошая погода (по эндурным меркам)), "Металлика" в плеере, Рыжий зверь под задницей и

грунт под колесами - что нужно еще для счастья простому раздолбаю-раллисту?


Но толстый полярный лис подкрался внезапно. Переваливаясь через очередное полено на дороге я глянул на приборную панель и охренел - часто-часто моргала лампа давления масла! Когда я полностью остановился, то почувствовал, что седею: аварийный сигнал горел аццким ровным красным светом. Перед глазами пронеслись безрадостные картины - дефектовка, переборка, настройка, обкатка. Вместо того, чтобы гонять по степям весной - тошнить по областным дорожкам. И хорошо, если весной, зная нашу почту...


Но старого эндураста и механа просто так не возьмешь. Я снял шлем, чтобы слышать движок лучше. Завелся. И охренел во второй раз. Лампа горела, но Света не давала... эээ, но движок не издавал никаких посторонних звуков! Просто работал, как и раньше. А ведь при малейшем падении давления начинают стучать гидравлические натяжители цепей ГРМ (справедливо для KTM и BMW). И слышно этот грохот очень хорошо...


Плюнув на все, я погнал в нору. Спрятался.


Изучение мануала дало безрадостную картину: светило колоть движок и менять масляный насос вместе с регулятором давления (oil pressure relief valve). Но ведь шумов-то нет! Значит, давление может и не упало. Что ж, обратился за консультацией к американским коллегам-раллистам.


Вот что получил:

Замечу, что заокеанские гонщики полностью исключили то, чем так любят пугать в наших сервисах и на форумах - износ вкладышей, подшипников и подобной мандулы.


Low Oil Pressure:


There are several things that can cause low oil pressure, including but not limited to (in no particular order of importance):

•Clogged oil filter and/or screens. - не наше, утечки антифриза в масло нет

•Sticking check valve in the oil return line. - не наше, клапан поменян меньше тысячи назад

•Tear in the oil return line. - течь устранена (кстати, так совпало, что лампа загорелась после устранения утечки масла)

•Weak bypass valve spring. - может быть, но не факт, опять же, нет шумов

•Too low viscosity of oil. – масло с большим пробегом, но 10w60; да и износ не так сильно же сказывается на вязкости

•Too large or missing clutch oil jet. - исключено

•Worn out oil. – ну не настолько же?!


Они считают, что эти причины наступают при пробегах более 150 тысяч (километров, мне был назван пробег в милях), или при издевательстве над Рыжами - например, при езде без фильтров (и такое, оказывается, бывает!) или без масла. Отдельно было упомянуто, что падение давления в системе сопровождается шумами в ГРМ (как раз то, о чем я говорил выше).


Итак, я спрятал зверя в нору и начал разбирать.

Лампа давления масла ДВС или "idiot light" Сообщество ремонтеров, Мото, Ktm, Моторное масло, Мифы и реальность, Длиннопост

Начинать было решено с самого простого, то есть, с проверки электрической цепи аварийной сигнализации давления. Причина горения "красной лампочки" обнаружилась сразу же - датчик явно вышел из строя. Он покрыт слоем масла.

Очевидно, от вибраций бакелитовый модуль самого датчика отошел от металлической опрессовки:

Лампа давления масла ДВС или "idiot light" Сообщество ремонтеров, Мото, Ktm, Моторное масло, Мифы и реальность, Длиннопост

Но для верности я проверил давление в системе смазки:

Ввинтил адаптер на место датчика давления. Под отверстие датчика подложил тряпку, так как при выкручивании из него вытекает немного масла.

Лампа давления масла ДВС или "idiot light" Сообщество ремонтеров, Мото, Ktm, Моторное масло, Мифы и реальность, Длиннопост

Подключил манометр через быстросъемный разъем с переходником.

Лампа давления масла ДВС или "idiot light" Сообщество ремонтеров, Мото, Ktm, Моторное масло, Мифы и реальность, Длиннопост

На 1400 оборотах (холостой ход) - 35 PSI (на фото чуть меньше, так как работал без фильтров и обороты ощутимо плавали). И 42 PSI на 6000 оборотах. Фото нет, поскольку держать ручку, манометр, прижимать карбюраторы (чтобы не соскочили на ослабленных хомутах) и фотографировать одновременно нереально.


Обратимся к мануалу и технической спецификации:

На холостых (~1400 RPM ) - не менее 0.8 bar (11 PSI)

На рабочих оборотах 2.4 - 3.5 bar (35 - 50 PSI) (зависит от вязкости и марки масла, а также состояния двигателя).

Это при температуре 100 градусов для охлаждающей жидкости (пять "палок" на приборке, или при включении вентилятора).

Лампа давления масла ДВС или "idiot light" Сообщество ремонтеров, Мото, Ktm, Моторное масло, Мифы и реальность, Длиннопост

Итак, горит лампа давления масла на прогретом двигателе. Не надо паники.

Послушай, оцени шумы, почитай. Не насилуй машину, не езди, не выполнив диагностику, если не собираешься делать КРД. И не паникуй. Помни главный принцип умных механиков - KISS. Keep it simple, stupid. Начинай от простого, не мучай себя и мотоцикл.


p.s. Профессиональные гонщики называют лампу аварийного датчика не иначе, как "idiot light". Связано это с тем, что исправный датчик срабатывает только в ситуациях SNAFU* и FUBAR**, но никаким образом не предупреждает о приближающемся армагеддеце. То есть, когда лампа горит - уже поздно что-либо делать (но и сразу паниковать не стоит). Поэтому уважающий себя раллист ставит на приборную панель полноценный манометр на приборку. Что я и сделал.


За сим откланиваюсь, надеюсь, будет полезно.


* SNAFU - Situation normal, all fucked up - Все в порядке, всему п****ц

**FUBAR - fucked up beyond all/any recognition/repair - Полный п****ц

Показать полностью 6

Оружейный кот

Рискну отметиться вместе с Марычем тут. Котейка любит оружие и дичь. Фото дичи не публикую, ибо совсем не надо - а вот кота с оружием - на Ваше усмотрение.

Заминусуете? Не страшно - просто хочу показать то, что меня радует.

Оружейный кот Кот, Это он еще котенок, Мейн-кун, Оружие, Длиннопост
Оружейный кот Кот, Это он еще котенок, Мейн-кун, Оружие, Длиннопост

Марыч держит лапкой свежевыкованные заготовки под финки...

Оружейный кот Кот, Это он еще котенок, Мейн-кун, Оружие, Длиннопост

Кот в складном варианте, а карабин - наоборот - приклад разложен

Оружейный кот Кот, Это он еще котенок, Мейн-кун, Оружие, Длиннопост

Кому 7.62? Ах, НАТОвские кошки тут есть? Ща найду их...

Оружейный кот Кот, Это он еще котенок, Мейн-кун, Оружие, Длиннопост

Красные жалюзи... кровавый кот)

Оружейный кот Кот, Это он еще котенок, Мейн-кун, Оружие, Длиннопост
Показать полностью 6

Два варианта одного и того-же котана

Два варианта длины одного и того же котана - полуторогодовалого мейн-куна Марыча.

Вариант первый - укороченный. Так сказать, "кот-укорот".

Два варианта одного и того-же котана Мейн-кун, Кот, Длиннопост

Вариант второй - разложенный, он же "колбаса".

Два варианта одного и того-же котана Мейн-кун, Кот, Длиннопост
Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!