Neabka

Neabka

Трансцендентальная решётка бытия несгибаемого абразивного кабачка, чье воплощенье в интернете этот профиль.
Пикабушник
поставил 4293 плюса и 319 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабуболее 1000 подписчиков
48К рейтинг 1810 подписчиков 34 подписки 58 постов 43 в горячем

Обложка для книги. Личный опыт

В жизни начинающего писателя настаёт момент, когда он готовится выложить в интернете свою литературную деятельность. И тут на пути публикации встаёт один вопрос – ОБЛОЖКА. Теоретически, можно выложить работу и без неё, но это, кхм, несколько снижает шансы того, что на ваше откровение кто-то обратит внимание. Автор этих строк решил не рисковать и вплотную занялся данным вопросом.

Вариант 1. Нейросети.

Сначала я хотел приобщиться к Midjourney. Проблема в том, что нейросеть платная. И заплатить из России несколько проблематично. Есть обходные варианты, но, посмотрев на цену(тогда было 3500 р), я решил, что оно того не стоит.

Пришлось перейти к плану Б. Blue Willow (https://vc.ru/u/1602467-besedy-s-ii/689067-blue-willow-bespl...) работает через дискорд, ЕМНИП, первые 15 запросов бесплатны. Икон k-popa и пожилых негров эта нейросеть рисует великолепно. Но мои вкусы специфичны, дорогая нейросеть, покажи мне брутального античного бога войны. Увы, на мои запросы эта штука раз за разом выдавала марвеловских супергероев в пластмассовых доспехах с дышащей мембраной.

План Б превратился в план П.

Вариант 2.

Отрицание

Торг

Депрессия

Принятие

И я иду на поклон к художнику. Скажу сразу, карты с отметками, где водятся творцы изобразительного жанра, здесь не будет. Мне помогла одна хорошая знакомая.

Полтора часа разработки концепта, обстоятельная переписка, меня (человека, разбирающегося в изобразительном искусстве на уровне каляки-маляки) даже попросили показать примеры плохой и хорошей обложки. Работа закипела.

А затем я на собственном опыте познал закон Мёрфи. Который « Всё, что может быть истолковано неправильно, будет истолковано неправильно». Суть в чём: на фоне я предлагал изобразить флаги противостоящих сторон. И приложил в качестве примера первую попавшуюся картинку из интернета, мол, посмотри, имеет ли смысл такой вариант.

Надо ли говорить, что на лайне красовалась эта самая картинка из интернета? В этот момент я почувствовал тем самым заказчиком из типичного пикабушного поста.

На этом же лайне глаз зацепился совсем не античные элементы доспеха. На мой вежливый вопрос: «Что послужило основой изображения?» последовал ответ: «это нейросеть сгенерировала по запросу доспехи античного бога войны».

В голове у меня пронеслось: «#@*&!!! Так я и обратился к художнику, чтобы не видеть эту нейросеть!!!»

Ну а в сообщении приложил картинки - примеры и попросил исправить эти части.

В-общем, исчерпывающе формулируйте ТЗ, вежливо обговаривайте спорные моменты, добывайтесь взаимопонимания и будет вам счастье.

Итоговый результат:

Обложка для книги. Личный опыт Писательство, Нейронные сети, Личный опыт, Длиннопост

Флаги противостоящих сторон в качестве фона – есть.

Бог войны, поливающий землю кровью из рога изобилия – есть.

Три ворона как отсылка на балладу – есть.

Моя довольна.

Показать полностью 1

От "Властелина колец" до "Колец власти": причины упадка

Всего лишь за два десятилетия мы прошли путь от "Властелина колец" до "Колец власти". От первой "Матрицы" до четвертой. Мы больше не радуемся известию о том, что любимая книга получит экранизацию, а классический фильм - продолжение или римейк. Сценаристы и "шоураннеры" буквально соревнуются, кто эффектнее вытрет ноги об оригинальное произведение, кто сумеет придумать максимально нелепый сюжетный ход и развязку.


С одной стороны рассказывание истории превратилось в науку, дотошно и тщательно разобранный технологический процесс. Множество умных людей десятилетиями разбирались в скрытых механизмах сторителлинга, препарировали сотни выдающихся произведений искусства, и таки преуспели. Если вы почитаете соответствующие труды – Макки, Пропп, Воглер и другие – вы как повар, готовящий по технической карте, шедевр, может быть, и не напишете, но по крайней мере ваше произведение можно будет читать.
С другой…
Все очень, очень плохо…

1. Статистика, клиповость, оглупление


Поскольку бизнес - это статистика и учет, "познай потребителя своего", то основные игроки на медийном поле составляли обобщённый портрет своего смотрителя и пришли к непростым выводам, основу для которых заложили еще университетские исследования.
Во-первых, явственно прослеживается падение общего интеллектуального уровня и качества ума. При этом здесь имеет значение еще и расширения доступа к контенту, как по географии, так и по возрасту и прочим параметрам.
Во-вторых, современный человек перегружен потоком ежедневной и ежечасной информации.
Таким образом, формируется то, что принято называть "клиповым мышлением". Фактически, применительно к видеоконтенту, это неспособность держать в уме целостную картину дольше 10-11 минут повествования.

Итак, у нас есть одна масштабная проблема – наш среднестатистический зритель качественно изменился, ощутимо и отнюдь не в лучшую сторону. Кроме того, если мы говорим о кино, произошла… ну, наверное, это можно назвать глобальной структурной перестройкой всей системы потребления. Тут рекомендую почитать книгу «Экономика Голливуда», там много интересного, например связь кинотеатров и попкорна.
В общем, оказалось, что необходимо использовать какие-то специальные крючки, чтобы цеплять зрителя более глубоко и надежно.
Индустрия развлечений ответила на вызов.

Следствие 1 - дробление повествования

Всем известна классическая схема построения истории, она трехчастная. Завязка, развитие событий, кульминация с финалом.
Существует немало методик раскрытия сюжета, они оперируют разными составляющими, по-своему делят и структурируют основные элементы, но, так или иначе - в пределах этой общей схемы.

От "Властелина колец" до "Колец власти": причины упадка Культура, Фильмы, Российское кино, Писательство, Видео, YouTube, Длиннопост

Так вот, эффективные творцы сделали очень хитрый финт. Они пошли в сторону максимального упрощения глобальных сюжетов и стали дробить общее повествование на отдельные фрагменты, каждый из которых представляет собой законченную сцену - секвенцию - не дольше 9-10 минут, от восьми на фильм, чем больше, тем лучше. Внутри каждого такого блока трехчастность соблюдается весьма точно, эти сценки, будучи сделаны предельно технологично, вызывают живой эмоциональный отклик у "клипового человека". А вот - и тут наступает главный момент - в рамках общей истории целостность уже не нужна и ее никто не пытается соблюсти. То есть вместо ожерелья на единой нити на зрителя опрокидывают ведро отдельных бусин, каждая их которых прекрасно отшлифована.

Следствие 2 - эмоции любой ценой

Одна сценаристка:
«Когда зрители, искренне переживающие за любимых героев, говорят - почему они сначала не расфигачили Серсею, забрав все ее армии, припасы, дикий огонь, а потом уже двинулись бы на короля ночи? … да чтобы все переживали и много спорили!»

Ваши персонажи сделали нарочитую глупость? Это на самом деле великолепно – про эту глупость напишут стопицот комментариев, вынеся упоминание о контенте в топы. Это само по себе хорошо, а еще те, кто еще не охвачен процессом, узнают, что есть вот такая интересная гадость и кто-то наверняка подумает: а так ли все плохо?.. Надо бы посмотреть, оценить.

Следствие 3 - отношеньки! концентрация на сугубо личном

Предполагается, что зритель искушен, прошарен, его уже нельзя удивить ничем, потому что он все в той или иной форме уже видел. Потеря памяти персонажем, превращение его в злодея и так далее, и так далее…
Поэтому зацепить зрителя можно только апеллируя к, так сказать, нутряному, цепляя его буквально за душу, за личное.

Цитата одного отечественного сценариста (Ариф Алиев), который работает уже, по-моему, лет 20 и вел сценарные мастер-классы (как сейчас не знаю). Очень важная цитата, потому что она показывает буквально квинтэссенцию общего подхода:

«Хороший сценарист пытается любую из целей свести к любви. Иначе говоря, у хорошего сценариста главный герой, как правило, имеет целью ЛЮБОВЬ (в самом широком понимании, от материнской, сыновней, братской любви до любви в самом плотском её понимании; во избежание недоразумений спешу заметить, что любовь в драматургии всегда применяется к человеку либо очеловеченному существу, но никак не к родине или к царю, вождю, родному городу, родной партии и т.п.)»

Отсюда, кстати, все несообразности нашего современного военного синематографа.
Это не идеологическая мина, не саботаж, это просто очень добросовестное следование методичке, намертво заученному шаблону.

«Зоя». Булочка и трамвайчик.

"Т-34". Немецкий рукопожатный танкист – в рамках сугубо персонального противостояния в духе Киплинга – «сильный с сильным лицом к лицу на краю земли встает» - отчего бы и не пожать руку благородному противнику?

«Девятаев».Он же бро! Воинский долг, присяга, защита Родины – это все некая абстракция. А вот Настоящая Дружба, настоящее слово честного посона, вот, что главное.

В результате, например, вымерло такое явление как «производственный роман», точнее оно оказалось в гетто полицейских процедуралов. Вспомните, когда вы последний раз видели сериал в стиле «Костей» или «Хауза», где сюжет крутился вокруг сложных узкоспециальных вопросов?

Следствие 4 – все через конфликт

Доведено до предела Нетфликсами. Однако начало развиваться намного раньше.
Обратите внимание, насколько истеричны и конфликтны персонажи современных сериалов, да и кинов тоже.

Тот же отечественный сценарист:
«Герой никогда и ни с кем не соглашается. Ещё раз, чтобы не было даже попытки спора: никогда и ни с кем. Герой совершает только лишь судьбоносные (необратимые) поступки. Эти правила абсолютны и нерушимы. Если вам захочется нарушить хотя бы одно, знайте, вы проиграете»

И как учит нас уже современное поколение писателей:
«Герой должен постоянно быть в конфликте. Важно даже для философских произведений!»

Сериал «В ночь» как дистиллированный пример.
История жюльверновского размаха - люди против Природы - превращается в убогий междусобойчик не-друзьяшек с мелочными претензиями.

Отсюда же, кстати, образ так называемой «сильной независимой женщины». То есть она должна быть, но… ее нельзя показывать традиционными способами, это харам. Потому что классические героини золотой поры голливуда – Рипли, Коннор, Джейми ли Кертис из «Голубой стали», Кэтрин из «Основного инстинкта» и другие – это на самом деле жертва патриархата, которые вынуждены реализовываться и пробиваться по чужим правилам в системе угнетения и подавления их самости.
Поэтому возьмите любую СНЖ современности – она этакая Мэри Сью, которая прекрасна и удивительна сама по себе. Ей поклоняются просто потому, что она есть. Ее величие и крутизна демонстрируются за счет демонстрации ничтожества окружающих мужчин. Ее самость опять же идет через бычку на всех вокруг.
До идеала этот момент был доведен в Капитанке_Марвел (уважаем фемитивы!). «К чему что-то доказывать?»

Отечественный пример:

Баженов обвинил его в плагиате, а также открытой лжи, так что творцу пришлось в итоге давать какие-то пояснения, и он выдал чудесный пост в ФБ.

Nikolay Kulikov
7 июня 2018 г., выдержка
«Кино строится на конфликте, на сопротивлении, на драматичных выборах героев. В идеале — чтобы у каждого героя была своя дилемма, равная по силе вызову в «Выборе Софи»: там героине пришлось решать, какому ребенку жить, а какому нет.
При этом я понимаю, что когда про твоего родственника в сценарии пишут, будто он возит валюту, это может вызвать твое возмущение: это же преступление, и этого на самом деле не было. Но художественное кино — не протокол и не исторический документ. Когда мы вводили подобные драматичные выборы в сценарий, мы стремились показать этих людей героями, чтобы в сложной ситуации они сделали максимально поразительный выбор.
Просто мы говорим на языке драмы, а родственники — на языке родственной любви. Конечно, понять нас и оправдать им сложно, это же разные языки.
И ещё кое-что хочу сказать коллегам-сценаристам. Экранизации реальных событий будут снимать всегда. Помните, что показать ВСЮ ПРАВДУ И ТОЛЬКО ПРАВДУ за два часа невозможно. Вся эта ситуация дана и вам тоже, чтобы сделать выводы и подготовиться к вызовам, которые ставит перед автором жанр экранизации. Я по-прежнему убеждён, что в кино мы идём за сказкой, за мифом и за переживаниями, которые сказка и миф вызывают»

Что мы тут видим? Тапку в пол, эмоции любой ценой, отношеньки, все через раздрай и конфликт.
По факту горе-мастер публично, собственноручно расписывается в абсолютной творческой импотенции. Он, получив на руки удивительную историю настоящей, непридуманной спортивной драмы, не смог рассказать ее адекватно и выжал тапку в пол, придумывая бредовый, лживый, нечестный обвес яркой и красивой реальности.

Четыре пункта, которые также следует упомянуть.

1) Негры и женщины все еще стоят в найме дешевле (так говорят).
Как любит говорить Гоблин – все на самом деле про деньги, в основе любой проблемы и явления лежит сугубо материальный фундамент. Тезис не бесспорный, но вполне разумный. И для современного "диверсити" он вполне справедлив.
Шаг 1– пафосно объявляем, что мы за разнообразие, негры играют хоббитов, а в новом властелине кольцов все режиссеры будут женщины.
Шаг 2 – получаем двойную выгоду в виде хорошего пиара и экономии средств.
Кроме того критики просто не посмеют ругать плохих актеров, а комментарии рядовых зрителей можно массово тереть и банить, потому что расизм и мизогиния!

Шаг 3 ???
Шаг 4 Профит!

2) Последствия забастовки специалистов.
Забастовка Гильдии сценаристов США — крупнейшая за 20 лет забастовка сценаристов в США, начавшаяся 5 ноября 2007 года и продлившаяся до 12 февраля 2008 года.
Она показала, что есть одно узкое место, которое следует расшивать – это сценарная работа. И ее постарались сделать как можно более технологичной, безликой и заменяемой: сшить, переделать, объединить и так далее.

3) Подписка.

Вопрос – но куда же смотрят боссы? Ведь мы объективно видим, как все это категорически ухудшает продукт. Казалось бы, раньше вы продавали хороший товар, теперь вы продаете плохой товар и должны нести убытки. То есть простая логика диктует необходимость возврата к идее хорошего товара, не так ли?

Первый сезон ИП обходился в 6-7 млн. за серию, при этом шоураннеры впоследствии признавались, что просто не имели опыта, поэтому серьезно перерасходовали средства.
Ведьмак – 8 млн в 1 сезоне, 10 во втором. И обратите внимание, насколько хуже выглядит Вычер. Насколько беднее реквизит, натурные съемки.
Властелин кольцов – это вообще что-то немыслимое. Посмотрите классическую трилогию и сравните работу с реквизитом тогда и сейчас. Объективный регресс, который отражается и в материальном воплощении.

Тем не менее, дегенератам, которые сожгли вагоны денег, дают крематорий побольше,пусть продолжают. Потому что вместо продажи конкретного продукта за деньги ныне продается подписка. То есть отдельно взятые титлы не нужны и не важны, главное - вал продукции, среди которой чисто статистически найдётся произведение, которое окупит подписку.

4) А ведь они правы, это работает...
Но самое главное – а ведь "криэйторы" правы. И они действительно в значительной мере дают зрителю то, что ему, в самом деле, нужно.

Дисней поставил большой натурный эксперимент.
ЗВ №7 - 2 миллиарда сборов
Изгой 1 – миллиард
ЗВ №8 - миллиард 300 млн., т.е. очень сильная просадка, но все-таки на 300 больше Изгоя
Соло - феерический провал

Андор – вот то, чего мы так давно хотели. Не лучший сериал в истории, однако интрига, драма, Империя с человеческим лицом, Скарсгард, великолепный диалог «чем ты пожертвовал». И… самый непопулярный сериал из всей линейки ТВ-ЗВ. Как мне говорили американоговорящие знакомые, «там» просто массовый вопль зрителей и фоннатов – «зачем вы лезете в нашу сказку немытыми сапогами поганого реализма?!»

То есть (и у нас тоже) сформировалась вполне эффективная Петля Обратной Связи.
Плохие создатели делают низкокачественный контент, зрители привыкают к нему и роняют планку ожиданий еще ниже, творцы с энтузиазмом принимают вызов и отвечают на него очередной ставкой на понижение.

Вывод.

Кризис есть, он вполне определен и будет развиваться. Но разорвать петлю обратной связи непросто. Ну и денег в индустрии крутится столько, что они долгое время будут более-менее эффективно смягчать самые ужасные провалы. Поэтому если не случится какого-нибудь форс-мажора, еще лет 5-7 это все продержится точно. Может и дольше. так что запасаемся попокрном.

Оригинал: https://red-atomic-tank.livejournal.com/2797747.html?view=co...

Показать полностью 1 6

Позиционная война

UPD. Уточнение #comment_283618858

Битва на р Сомма, 1916 год. Маленький квадрат здесь - 500×500 метров. Синяя цифра в квадрате - количество убитых, найденных в этом месте.

Позиционная война Первая мировая война, Военная история, Карта боевых действий

P.S. Квадрат Т1 - скорее всего то самое место, где впервые были применены танки.

Показать полностью 1

Стрелковые отделения участников Второй мировой войны

Британское отделение от апреля 1943 года.

Стрелковые отделения участников Второй мировой войны Вторая мировая война, Аниме, Оружие, Тактика, Длиннопост

Немецкое  отделение. Беглым гуглением не нашёл документа, может, кто подскажет.

Стрелковые отделения участников Второй мировой войны Вторая мировая война, Аниме, Оружие, Тактика, Длиннопост

Итальянское отделение. Фактически, два отделения в одном.

Стрелковые отделения участников Второй мировой войны Вторая мировая война, Аниме, Оружие, Тактика, Длиннопост

Советское отделение по Боевому уставу пехоты Красной Армии 1942 года. Скорее, это не реальный штат, а нечто среднее. Касательно заметки: согласно штату 04/401 от 5.04.1941 года советское стрелковое отделение состояло из 11 человек, винтовочных гранатомётов и снайперских винтовок в нём не было.  Художник из Таиланда, можно понять и простить)

Стрелковые отделения участников Второй мировой войны Вторая мировая война, Аниме, Оружие, Тактика, Длиннопост

Стрелковое отделение Армии США от 26 февраля 1944 года. Кроме помощника КО, в отделении должно быть ещё два бойца с винтовочными гранатомётами, однако, на картинке этого нет.

Стрелковые отделения участников Второй мировой войны Вторая мировая война, Аниме, Оружие, Тактика, Длиннопост

Японское отделение.

Стрелковые отделения участников Второй мировой войны Вторая мировая война, Аниме, Оружие, Тактика, Длиннопост

Переводчик: https://elven-tankmen.livejournal.com/

Показать полностью 6

USS Constellation Корабль - подделка

Фрегат Constellation был спущен на воду 7 сентября 1797 года. В феврале 1799 года корабль одержал победу над французским фрегатом "L'Insurgente".

USS Constellation Корабль - подделка Корабль, История, Фальсификация, Длиннопост

Это была первая победа судна, спроектированного и построенного американцами. Затем была долгая служба: от боевых действий в Триполитании до Гражданской войны в США. В 1864, после утилизации USS United States, фрегат Constellation оказался ещё и старейшим кораблём ВМС США. В его честь назвали линейный крейсер и авианосец. Предложение о сохранении легенды флота в качестве музея появилось в 30-х годах ХХ века, но серьёзные работы начались только после Второй мировой. Однако...

Первым, кто заметил неладное, был Говард И. Шапель. В своей книге "История американского парусного флота", опубликованной в 1949 году, он прямо написал, что корпус судна

USS Constellation Корабль - подделка Корабль, История, Фальсификация, Длиннопост

не соответствует чертежам 1797 года.

Тем не менее, в 1954 году флот торжественно передал корабль городу Балтимор. Контр-адмирал Джон Р. Хефферман заверил граждан в оригинальности фрегата, заявив, что "Нигде в записях нет никаких указаний на то, что первоначальное "Созвездие", спущенное на воду в 1797 году, на самом деле было разбито, выброшено на мель, разобрано или иным образом утилизировано".

Правда, в ходе реконструкции пришлось признать, что да, корабль за 150 лет службы немного изменился за несколько ремонтов и его нужно переделать по чертежам 1797 года. В таком виде судно было признано Национальным историческим памятником.



Скандал разразился в 1991 году. Криминалисты ФБР и BATF пришли к выводу что около 25-30 документов, подтверждающих оригинальность судна, на самом деле подделки. А историки выяснили, что корабль, стоящий в Балтиморе, построен с нуля в 1853 году, при этом легендарный фрегат был утилизирован. Проблема в том, что разрешение на строительство нового корабля даёт конгресс, а ремонтировать можно и без разрешения.  Моряки по каким-то причинам решили не ждать решения конгресса, продали старый корабль на дрова, заложили новый, и оформили всё это как "ремонт".

Правление фонда, отвечавшее за Constellation, ушло в отставку. А новое правление принялось за новую реконструкцию корабля, теперь уже по чертежам 1854 года. Впрочем, не все американцы смирились с утратой легенды, по различным изданиям ходит история, что какие-то детали старого корабля были использованы при строительстве нового. Документов, подтверждающих это, нет, но зачем верующим документы.

USS Constellation Корабль - подделка Корабль, История, Фальсификация, Длиннопост
Показать полностью 3

Ищу рассказ[ Найдено: Страна качества Марк-Уве Клинг ]

Добрый день! Ищу недочитанный рассказ. Будущее, дивный новый мир, где люди не покупают товары, а компьютер решает за людей, что им нужно. ГГ человек простой,  которому компьютер однажды предписал пользоваться фаллоитатором в форме дельфина.

Головоногие для чайников.

Из развитых многоклеточных животных головоногие моллюски, пожалуй, самые непохожие на нас существа. Даже членистоногие, при всей их инаковости, всё-таки интуитивно более понятны:  голова спереди, задница сзади, лапки по бокам туловища... А вот осьминоги, живущие с нами вроде на одной планете, произошедшие от наших с ними общих предков, живших, правда, когда-то в эдиакаре, заставляют испытывать сомнения по поводу наличия в мирах у далеких звезд хоть сколько-нибудь человекоподобных красоток.

Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост

Итак, что же представляет собой любой головоногий ? По сути, согнутую продвинутую улитку (взгляд, конечно, очень варварский, но верный).

Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост
Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост

Вон тот мешок - это туловище, у предков современных головоногих оно располагалось в раковине, у нынешних, кроме наутилусов, раковина редуцирована, у осьминога от нее остались две крохотные "косточки" в толще тканей. Точнее, то что вы видите - не туловище, а мантия, мускулистый чехол, полностью прикрывающий собственно туловище от кончика до шеи. Собственно, чехлы кальмаров продаются в континентальных супермаркетах под ценником "кальмары".

Мышечная масса водного обитателя составляет даже больший процент массы от веса тела, чем у наземных существ: мы-то пользуемся при движении рычагами-костями, а осьминог нет. Мышечная работа требует кислорода, и головоногие (за исключением нескольких малоподвижных глубоководных видов и опять-таки наутилусов) к его содержанию в воде очень требовательны, больше, чем рыбы. У них три сердца - помимо основного, есть еще дополнительная пара штук, прогоняющих кровь через жабры. В - общем, аналог наших левого предсердия и правого желудочка, гонящих кровь через легкие, но у нас вся система объединена в одном органе, а у них вот так независимо развилось. Есть у них и независимо развившийся аналог нашего гемоглобина - гемоцианин, только он содержится не в эритроцитах, а прямо в плазме крови, и придает крови не красный, а голубой цвет. Чтобы края мантии не полоскало, у большинства головоногих они "пристегиваются" к телу в паре мест специальными хрящевыми застежками или сращены с телом в области "шеи", оставляя одну или две узкие щели.

Просто представьте, что ваше туловище отделено от внешнего мира мускульным чехлом, который можно в нескольких местах оттянуть, просунуть руку и пощупать сердце или почки. Для головоногих это нормально.

Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост

У улиток под туловищем располагается нога - мускулистая подошва, которой они ползают. У головоногих она превратилась в торчащую из-под мантии мускулистую трубку.

Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост
На примере наутилуса можно наблюдать промежуточный этап ее эволюции - у него нога еще не трубка, а просто сворачивается в незамкнутый фунтик:
Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост
Когда надо двигаться быстро, головоногое набирает полну мантию воды через щель, потом плотно замыкает ее края (у кого есть застежки - закрывает на застежки) и с силой её сокращает,  выпуская воду через трубку.

У большинства видов сопло трубки (правильно говорить воронка сифона) поворотное, но быстрее все равно получается попой вперед.
У обитающих в толще воды кальмаров такие реактивные импульсы могут следовать один за другим долгое время с огромной частотой, в результате чего животное может двигаться со скоростью до полусотни километров в час (некоторые виды) и на ходу охотиться.

Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост
В мантийную полость открываются анус, протоки половых желез и чернильного мешка - ну, про последний, думаю, все знают, добавлю только, что чернила выбрасываются наружу именно через воронку.
Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост

Между туловищем и щупальцами у осьминога голова, на голове глаза, а в голове мозги - всё как у людей. Но не совсем. Во-первых, глаза: они развились опять-таки независимо, но при этом очень похожи на глаза позвоночных - просто потому, что работают по тем же оптическим принципам, только для фокусировки изменяется не кривизна хрусталика, как у нас, а кривизна самого глаза (как выдвижной объектив фотоаппарата).

Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост

Во-вторых,  мозг. Он у них, как и у нас, развился из окологлоточного нервного кольца далеких червеобразных предков. Позвоночные развили нижнюю его часть, насекомые, что помозговитей - верхнюю, а головоногие, как и пауки, превратили в мозг все окологлоточное кольцо целиком - в результате через мозг посередине проходит пищевод. Глотать большие куски осьминог не может - будет болеть голова - и использует для измельчения пищи клюв, точь-в-точь как у попугая, только перевернутый (блин, у них всё вроде так, да не так!) - нижняя челюсть перекрывает верхнюю.

Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост

Кроме того, от далёких предков головоногим досталась радула - язык-терка со множеством зубчиков.

Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост

Осьминог своим языком-радулой может, например, просверлить-проковырять раковину моллюска и впрыснуть туда яд.

Даже крупнейшие осьминоги человеку совершенно не опасны, мы со своими костями-рычагами и прочными связками гораздо сильнее и прочнее любого из них, и на человека сами не нападают, всегда предпочитая удрать.  Яд большинства осьминогов действует только на первичноротых и для человека не опасен, за исключением яда крохотных и невероятно красивых тихоокеанских синекольчатых осьминогов, способных едиственным совсем не больным укусом укокошить человека.



Мозг устроен довольно сложно, имеет множество долей. По количеству нейронов осьминоги - самые мозговитые из беспозвоночных. Нервная система обыкновенного осьминога состоит из 500 миллионов нейронов (для сравнения - у крысы 200 млн, у кошки 700 млн).  Но большая их часть сосредоточена не в мозгу, а в конечностях, и значительное количество в нервных узлах по всему телу. Причем они образуют не только проводящие пути к центру, но и сложные связи в самом теле. Можно сказать, что осьминог в каком-то смысле думает не только головой, но и руками. Каждая из них может действовать в какой-то мере самостоятельно - решать простейшие задачи (находить путь в лабиринте или манипулировать сложными предметами), они  обладают собственной моторной памятью, чувствуют вкус и запах (одновременно, как усики у насекомых) и могут независимо управлять каждой из десятков присосок.

Руки расположены по кругу венчиком вокруг рта, на конце морды, если можно так выразиться. Осьминог ходит на руках, да. Растущих из кончика морды.


Головоногие не напрягаются в процессе присасывания, наоборот,  напрягая, спрут делает присоску плоской, а при расслаблении она за счет упругости обратно принимает форму чашки и присасывается.

Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост
Одна - две руки у головоногих заточены под спаривание. Ими спрут извлекает из-под своей мантии или подхватывает, выбрасывая из воронки, сперму, заключенную в пакеты-сперматофоры и передает их самке - в руки, или клеит на определенный участок ее тела, или пихает прямо под мантию куда полагается - у разных видов по-разному.
Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост

У некоторых осьминогов рука вообще отрывается от тела хозяина, прихватывает парочку сперматофоров и... отправляется в самостоятельное плавание по морю-океану в поисках самки. Находит - по запаху и вкусу - догоняет, заползает ей под мантию и там самостоятельно делает всё, чего надо, не отвлекая бывшего хозяина.


Благодаря распределённой нервной системе головоногие умудряются мгновенно менять свой облик, маскируясь под обстановку. Для этого есть целых три механизма.

Первый - цветовая мимикрия. По всему телу моллюска в коже находятся мешочки с пигментами - красным, желтым и коричневым. В спокойном состоянии они выглядят как крошечные точки, но по желанию осьминог (и каракатица, и кальмар) может сдавить любой из них специальными мускулами, и верхняя его часть расплывается под кожей в цветное пятнышко. Это можно сравнить с тем, как если вы спрячете в кулаке слегка наполненный водой маленький воздушный шарик. Его не видно, но сожмите его прокрепче - и он выдавится между пальцев цветными пузырями. Ловко управляя размерами мешочков, осьминог способен менять узоры на коже — от пятен до волнистых линий и полосок.

Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост

Причем он способен покрываться не только красно-коричневыми, но и зелеными, и синими пятнами, хотя таких пигментов у него нет. Зато есть клетки, содержащие вместо пигментов отражающие и преломляющие цвет кристаллы, и положением этих кристаллов головоногий тоже способен управлять - происходит то же самое, что и с черным оперением вороны. Помимо "основных" глаз его коже сосредоточено множество светочувствительных клеток, он как бы "видит" всем телом одновременно во все стороны и способен "отражать" видимое.

Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост
Второй механизм - способность менять текстуру кожи. Задействуя лежащие в ее толще мышечные волокна, осьминог из гладкого может стать бугристым, шипастым и даже "лохматым", словно кусок водоросли, что в сочетании со сменой окраски дает потрясающий эффект.

Третий - способность изменять форму собственно бескостного тела. Особенно в этом преуспел осьминог-имитатор Thaumoctopus mimicus.

Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост

Большинство видов головоногих живут недолго, год-два, редко три-четыре. Это девственник Ктулху может существовать вечность, обыкновенные головоногие умирают сразу после размножения. Самцы обычно сразу после спаривания, а самки - от истощения, отложив яйца и дождавшись выхода из них детенышей. Маленькие осьминожки постигают всё своим умом, на своем опыте, за полгода-год, и не передают накопленные знания следующему поколению - разве что в виде закрепленных естественным отбором навыков.

Головоногие для чайников. Осьминог, Головоногие, Текст, Гифка, Видео, Длиннопост

Взято здесь: https://haritonoff.livejournal.com/339765.html

Показать полностью 17 1

Первого паука я съела в возрасте трёх дней. Мантиспа.

Первого паука я съела в возрасте трёх дней. Мантиспа. Насекомые, Природа, Фотография, Длиннопост
Семейство Мантисп относится к отряду сетчатокрылых. Эти насекомые достигли небывалого расцвета во времена Юрского периода. Затем случилась цветочная революция цветковых растений, в ходе которой отряд превратился в жалкое зрелище, не выдержав конкуренции с бабочками и перепончатокрылыми. Мантиспы смогли приспособиться к новым условиям существования.

Само семейство насчитывает примерно 400 видов, большая часть которых обитает в тропических широтах.

Что из себя представляет типичная мантиспа? Мелкое хищное насекомое, которое работает из засады. А ещё у неё передние конечности "как у богомола".

Первого паука я съела в возрасте трёх дней. Мантиспа. Насекомые, Природа, Фотография, Длиннопост
Но, в отличии от этого тараконообразного, мантиспы малоизвестны. Внешность не впечатляет: златоглазка-мутант со скромными габаритами и неяркой раскраской.
Первого паука я съела в возрасте трёх дней. Мантиспа. Насекомые, Природа, Фотография, Длиннопост

Другой вариант прославиться - иметь интересную особенность. Как самка богомола.

Увы, насекомые живут обыкновенной жизнью, не едят партнёров во время размножения,

Первого паука я съела в возрасте трёх дней. Мантиспа. Насекомые, Природа, Фотография, Длиннопост

добычу особо извращённым образом не ловят.

Первого паука я съела в возрасте трёх дней. Мантиспа. Насекомые, Природа, Фотография, Длиннопост

Словом, и рассказать не о чем.

Впрочем, одна особенность у мантисп имеется. Детство у них весьма суровое, до взрослой стадии доживают очень немногие.

Самочка откладывает множество яиц.

Первого паука я съела в возрасте трёх дней. Мантиспа. Насекомые, Природа, Фотография, Длиннопост

В то время, как другие насекомые ради детей ищут побеги понежнее, прорываются в охраняемые гнёзда, суровые мантиспы вообще не заморачиваются заботой о потомстве. Пищу оно будет искать самостоятельно.

Из яиц выводятся стройные, подвижные личинки.

Первого паука я съела в возрасте трёх дней. Мантиспа. Насекомые, Природа, Фотография, Длиннопост

Подвижность нужна для того, чтобы личинка могла найти паука, желательно, женского пола. Поиск осуществляется  методом "прыгай на всё похожее, там по запаху разберёмся". Прямо как в Морровинде.


Пауки - существа не особо публичные, поэтому большая часть личинок гибнет в на этом этапе.

Радоваться рано даже если цель найдена. Пол личинка определять не умеет, поэтому тем, кто нашёл самца, просто не повезло. Она просто будет сосать гемолимфу, гулять по лёгочному мешку, пока паук не окочурится.

Но не всё так однозначно. Триллер "Мантиспа": паучиха съела своего партнёра прямо во время секса ради потомства. Но с поедаемого тела на самку перебрался паразит, который оставил её без детей.

Первого паука я съела в возрасте трёх дней. Мантиспа. Насекомые, Природа, Фотография, Длиннопост

Дело в том, что личинка ждёт, когда паучиха будет плести кокон, чтобы переселиться в него. Всё, мантиспа пришла к успеху. Бегать никуда не надо, еды (паучьих яиц) много, поэтому стройняшка быстро отъедается. (Длина лапок на картинке внизу одинаковая).

Первого паука я съела в возрасте трёх дней. Мантиспа. Насекомые, Природа, Фотография, Длиннопост

А через некоторое время из кокона вылезает уже взрослая мантиспа.

Первого паука я съела в возрасте трёх дней. Мантиспа. Насекомые, Природа, Фотография, Длиннопост

Использованные материалы:

https://elementy.ru/kartinka_dnya/809/Mantispidy_istrebiteli...

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!