Mucko

Mucko

Пикабушник
Дата рождения: 19 ноября 1990
поставил 1034 плюса и 25 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
3345 рейтинг 9 подписчиков 16 подписок 1 пост 1 в горячем

Длиннопост. 5 занимательных фактов, о которых хочу рассказать после 5 лет работы в банке

Привет! Во времена длительной карантинной фрустрации у меня созрела мысль написать свой первый пост, который связан с моей работой. Какой-то определённой поучительной цели не несу - многое из того, что я написал, знает каждый. Но по опыту работы с клиентами оказалось, что для кого-то такие факты - целое открытие, особенно для старшего поколения. Возможно, у кого-то есть родители, бабушки/дедушки, которые пользуются услугами банка - некоторые моменты из этого поста помогут им сэкономить время, нервы, а иногда и деньги. :)

1. SIM-карту, которая привязана к вашему банковскому договору, можно заменить.

Длиннопост. 5 занимательных фактов, о которых хочу рассказать после 5 лет работы в банке Банк, Клиенты, Обман клиентов, Банковская карта, Длиннопост

С одной стороны - это очевидно, но, как оказалось, далеко не всем... ОЧЕНЬ много людей этого не знают. Часто обращаются примерно так: "Здравствуйте! Потерял мобильный. Как изменить номер телефона, который привязан к карте?". Тратят время, покупают новую симку и действительно меняют номер телефона. Как правило, у любого оператора, чтобы поменять SIM-карту, достаточно паспорта и 5 минут вашего свободного времени. Когда менял SIM-карту отцу, мама с грустным голосом спрашивала: "И что теперь делать со старым номером? :(".


Кстати, если поменяете SIM-ку, некоторые банки могут не отправлять SMS до тех пор, пока вы не позвоните им, и не поменяете IMEI. :) Также, если вы теряете паспорт, карту, телефон - не ленитесь сообщить об этом в банк.


2. Чем банковский перевод лучше перевода по номеру карты?

Длиннопост. 5 занимательных фактов, о которых хочу рассказать после 5 лет работы в банке Банк, Клиенты, Обман клиентов, Банковская карта, Длиннопост

Когда люди начинают пользоваться банковской картой, то, кроме перевода по номеру карты/телефона, если нужно перевести средства, ничем больше не пользуются. И это понятно: реквизитов много водить не надо, перевод, как правило, моментальный и многие банки дают переводить небольшие суммы без комиссии. Однако, когда речь заходит о какой-то крупной сумме, то перевод по номеру карты в другой банк может обойтись с внушительной комиссией. Конечно, тут всё зависит от условий тарифа вашего банка, но нужно помнить, что за такой перевод платёжная система берёт у вашего банка комиссию в % соотношении.


Когда лимит на бесплатные переводы израсходован (если он есть), на помощь может придти банковский перевод. Не все о нём знают. Комиссию за перевод с банка здесь берет ЦБ: с банка-отправителя и с банка-получателя по 3 рубля за переводы от 6000 до 600000 рублей, итого 6(шесть) рублей, почти бесплатно. Кто-то из банков принципиально не берет комиссию с клиентов за банковский перевод (знаю про Тинькофф, Совкомбанк, Открытие, Газпромбанк, но это не точно), у кого-то есть лимит на определённый период, а кто-то берёт без условий комиссию больше, чем за перевод по номеру карты.


Для перевода физ. лицу достаточно знать номер счёта, БИК и наименование получателя. Другие реквизиты нужно указывать, только, если об этом просит банк-получатель. Срок зачисления банковского перевода составляет 2 рабочих дня, не считая день перевода, но сейчас многие банки зачисляют их в будни (до 18:30) в течение часа. Тем не менее, если у вас есть кредит, помните, что перевод поступит только в рабочий день.


Если вы ошиблись в реквизитах и банк не смог определить получателя, средства вернутся обратно в течение 5 рабочих дней. Кстати, банковский счёт - это тоже целая система. Если вы резидент РФ и счёт открыт на физическое лицо, то у вас он начинаться будет так: 408 17 810...( ещё 12 цифр). 810 - это код валюты счёта, к нему я вернусь позже.


В общем рекомендую посмотреть тариф или обратиться в службу поддержки - возможно такой способ перевода поможет сэкономить вам или вашим близким. :)


3. Особенности номера банковской карты и как можно проверять мошенников.
Длиннопост. 5 занимательных фактов, о которых хочу рассказать после 5 лет работы в банке Банк, Клиенты, Обман клиентов, Банковская карта, Длиннопост

Тут никакой магии: с помощью первых 6 цифр вы можете узнать, какая платёжная система у карты и кто её эмитент. Первые 6 цифр ещё называют BIN карты (Bank Identification Number). Возможно, вы видели, что в некоторых квитанциях или чеках указаны только первые 6 и последние 4 цифры номера карты. Указывать таким образом реквизиты карты - безопасно, поэтому они общедоступны. Кто любит статьи на Вики, может почитать про [Алгоритм Луна] (https://ru.wikipedia.org/wiki/Алгоритм_Луна), но рассказать я хотел о другом.


Многие видели душераздирающие полотна текста о каком-нибудь больном ребёнке, которому нужна операция, но она стоит огромных денег. И просят любую помощь. Возможно, это реальное письмо от человека, который в отчаянии и пишет всем, кому попало, но, как правило, проверить это просто. В таких сообщениях обязательно указан номер карты и его название. Заходим в гугл и вбиваем "проверить BIN карты". Можно для частоты эксперимента проверить дополнительно на каком-нибудь банковском сайте, которые тоже определяет карту, после её ввода. На таких проверках такие письма сразу разбиваются, потому что, если карта оказалась другого банка, то доверять такой просьбе точно не стоит. Также такие ситуации касаются мошенничества в социальных сетях, когда взламывают друзей и просят перевести деньги, указывая номер карты и банк.


Такой приём делается для того, чтобы притормозить людей, которые находят время сообщить в банк указанный мошенником. Если банк не тот, то в поддержке ничего не сделают, поскольку сотрудник маловероятно сам проверит по BIN и подскажет, куда обратиться. Доходило до того, что мне в руки попал запрос полиции, где сотрудники запрашивали у нас информацию о карте банка, ссылаясь только на слова потерпевшего.


В таких ситуациях, если не лень, то надо проверить карту по BIN и обратиться в службу поддержки банка в чате или на почту, приложив скриншоты переписки/письма. Искать мошенника будет только полиция, но банк может заблокировать договор, да и в целом помешать злоумышленнику делать грязные делишки с помощью указанной карты.


4. Другие способы мошенничества, с которыми могут столкнуться клиенты банка.

Длиннопост. 5 занимательных фактов, о которых хочу рассказать после 5 лет работы в банке Банк, Клиенты, Обман клиентов, Банковская карта, Длиннопост

Сейчас участились случаи (прям беда), когда клиенты спешат пополнить карту и пользуются непроверенными сайтами. Вводят "погасить кредит онлайн без комиссии", и  паутина выдаёт целую кучу вариантов. Простой сайт даст ввести реквизиты карты и без лишних вопрос сделает перевод. Вроде все реквизиты правильные, СМС о переводе в нужный банк пришла, а денег на нужной карте нет. День ждут, два. Денег нет, пишут в банк-получатель. Он видит такую картину: перевод действительно был, при этом был сделан по форме банка-получателя, но сайт подменил реквизиты получателя и деньги ушли мошеннику.


Сделать тут банк ничего не может - такие переводы безотзывны и разбираться надо будет с полицией. Если у вас есть знакомые, которым сложно разобраться самостоятельно, и они регулярно пользуются переводами (например, погашают кредит), расскажите им, где лучше делать такие операции (сайт банка, проверенные сервисы для перевода), потому что вернуть деньги будет непросто.


Ещё один способ мошенничества, который бушует в нашей стране: когда звонят якобы из банка и представляются сотрудником безопасности. Они могут просто сделать перевод по звонку или даже заставить снять деньги и положить наличными на счёт другого банка через банкомат - звучит безумно, но таких случаев великое множество. Мне попадались записи таких диалогов. В одном из них клиент не растерялся, и на просьбу положить деньги через банкомат, чтобы "обезопасить их от мошенников", не растерялась и ответила: "А зачем? Они у меня и так на руках...". Придумывали какие-то штрафные санкции и пугали судом, если она так не переведет деньги. :D


Как работают такие мошенники известно, но что делать, если сами попали в такую ситуацию? Что посоветовать родным? В первую очередь - не паниковать: если вам позвонили из банка, из настоящего банка, потому что по вашему счету есть подозрительная операция, то она уже заблокирована. Вам не будут говорить: "По вашему счету проходят подозрительные операции, нужно срочно вывести деньги". Во-вторых, запишите номер горячей линии банка в контакты - не надо звонить по номеру, который вам сообщили, если нужно перезвонить или проверить личность сотрудника. Если сомневаетесь, что звонят из банка, смело вешайте трубку и звоните на горячую линию, там должны знать, если у вас заблокирована операция.


5. Антиколлекторы, просроченная задолженность, должники.

Длиннопост. 5 занимательных фактов, о которых хочу рассказать после 5 лет работы в банке Банк, Клиенты, Обман клиентов, Банковская карта, Длиннопост

Моя прямая деятельность не связана с взысканием задолженности, но мне всё равно попадаются обращения клиентов, которые "защищаются" с помощью антиколлекторов. Когда  клиентам нечем платить, а звонки достали, то они могут воспользоваться услугами таких организаций. Как правило, они предлагают юридическое сопровождение кредитного дела: будут отвечать на звонки, защищать законные интересы и так далее. Звучит заманчиво, учитывая, что многие не разбираются в нашем законодательстве, поэтому с радостью оплачивают услуги. Уверен, что есть серьёзные агенства, но сколько бы я ни работал с такими случаями - везде было одно и то же: с электронного адреса их агенства, представившись клиентом, приходит письмо, где, ссылаясь на 230-ФЗ, просят прекратить много звонить и выставляют другие требования. К сожалению, такие сообщения просто игнорируются, поскольку они противоречат договору или не могут быть исполнены без надлежащего оформления. Клиент думает, что за него всё решают, меняет контактные данные на контактные данные агенства, а на деле всё доходит до судебных разбирательств, где клиенту влетает сумма долга с процентами и издержками за судебный иск. Да, можно будет потом разбираться, отменять судебные приказы, оспаривать сумму долга, но такой вариант решения заберет много нервов. В данном случае рекомендую с осторожностью рассматривать предложения от таких организациях, ведь их деятельность тоже направлена на получение прибыли, и далеко не всегда их "помощь" приносит нужный результат.


Вообще клиенты с просроченной задолженностью самые запоминающиеся. Кто только ни писал: "живые" люди, граждане СССР, жители Российской Империи. Была волна клиентов, которая не хотела вносить оплату, потому что мы используем старый код валюты рубля 810 (RUR), а не 643 (RUB). Про код валюты разъяснено в положении 385 о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на территории РФ, но объяснять таким людям позицию банка просто невозможно. :) Был клиент, который не хотел вносить оплату, потому что председатель правления - иностранный гражданин, и клиент получается спонсирует НАТО, оплачивая свой кредит, а это уголовная ответственность. :)


А так моя рекомендация следующая: если возникает ситуация, когда нет возможности платить, то не надо ждать, когда позвонят с требованием погасить просроченную задолженность. Если случилась реальная беда и платить нечем, то можно попросить банк о реструктуризации долга. Например, у вас кредитная карта и кредит наличными. Если у клиента финансовые сложности, банк может рассмотреть возможность объединить все кредиты в один и уменьшить платёж, чтобы снизить нагрузку. Кредитной картой уже не получится воспользоваться, но зато долг теперь будет проще погашать. Не всегда банк идёт навстречу, поэтому, если откажут, есть другой вариант - воспользоваться рефинансированием. Это новый кредит в другом банке, который выдают для погашения своих обязательств. Лучше начинать суетиться, когда нет просрочки, поскольку могут смотреть и на кредитную историю. Но в первую очередь, конечно, лучше договариваться с банком, чтобы он знал о вашей ситуации и мог сам предложить варианты погашения, если они будут.



Прошу строго не судить - мой первый пост, писал ночью. :) Комментариям и вопросам - рад. :) Если пост покажется интересным, возможно, смогу написать следующий. :)

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!