MrValerka
Интервью с инженером-светотехником (человеком, который занимается светом на фестивалях)
Предисловие:
Это интервью я взял для небольшого блога про электронную музыку у человека, который занимается освещением на различных фестивалях . В нем мы поговорили про то, как происходит управление светом на сценах, как его программируют, сколько стоит дизайн сцены и многое другое. Так что если вы любите концерты, вне зависимости от направления музыки, вам это будет интересно! Приятного прочтения!
"Фестивальный сезон в самом разгаре, а это значит, что миллионы людей по всему миру восторгаются выступлениями любимых артистов на великолепных сценах. Однако это становится возможным только благодаря тысячам людей, работа которых остается за кадром, и им есть о чем рассказать.
На днях мы поговорили с Кристианом – инженером-светотехником из Сиэтла, который в свои 24 года успел поработать над светом таких музыкантов как Skrillex, Dillon Francis, Marshmello, разрабатывал дизайн сцен для Coachella и многих других фестивалей. За 40 минут разговора мы успели обсудить множество интересных тем, и представляем вам выжимку самого интересного из нашего диалога.
Интервью с Кристианом Джексоном
SP – Привет, Кристиан. Для начала, представься нашим читателям, расскажи коротко про твою работу, и назови, с кем ты успел посотрудничать.
CJ – Да, привет! Меня зовут Кристиан Джексон, я – ¬инженер-светотехник из Сиэтла, и в мою работу входят три основные вещи: я разрабатываю дизайн сцен, я программирую световое оборудование, непосредственно управляю им на фестивалях. В данный момент я фрилансер, и меня нанимают либо фестивали, либо артисты. Я часто работаю с Диллоном Фрэнсисом, а мой главный клиент на данный момент – лейбл Anjunabeats.
SP – Думаю, будет логично начать непосредственно с дизайна сцен. Как происходит процесс работы над ней?
CJ – На самом деле, процесс достаточно простой. Заказчик, будь то фестиваль или артист, организует тендер, участникам которого сообщает основной концепт и бюджет. Спустя какое-то время компании показывают результат своей работы, предоставляют рендеры сцен (цифровые макеты - прим. ред.) и в деталях объясняют, что, как, и за какую сумму они могут сделать. В результате организатор выбирает одного подрядчика и заказывает у него весь сервис.
После завершения стадии переговоров, мы сталкиваемся с технической стороной вопроса. Необходимо убедиться, что у нас есть необходимые специалисты, которые могут собрать сцену и обслуживать ее во время фестиваля, что у нас есть доступ к достаточным источникам питания и так далее.
Когда решены и эти вопросы, наступает стадия непосредственного монтажа сцены на месте фестиваля. Чем-то это похоже на съемки фильма, где подготовительная часть занимает гораздо больше время, чем непосредственно съемки.
SP – Сколько по времени занимает разработка сцены?
CJ – В случае небольших проектов можно уложиться в несколько недель. Если же говорить о крупных мероприятиях, например, Coachella, то в таких случаях работа может отнять 6-8 месяцев.
SP – Сколько может стоить эта работа?
CJ – Стоимость очень сильно зависит от объема и уровня сложности работ.
Например, если это маленькая сцена на 500-1000 человек, то цена иногда может не превышать $1000. В случае же крупных мероприятий, рассчитанных на десятки тысяч людей, организаторы тратят сотни тысяч, иногда даже миллионы долларов только за дизайн сцен.
Помимо этого стоимость включает в себя аренду оборудования, транспортные расходы, расходы на электричество, монтаж и демонтаж сцены, услуги инженеров, которые определяют структурную целостность сцены, а также стоимость всевозможных разрешений различных госслужб.
SP – Вторая часть твоей работы – программирование светового оборудования на фестивалях, куда ты приезжаешь со своим шоу-файлом. Можешь объяснить, что это за файл, и как он работает?
CJ – Шоу-файл, это, по сути, запрограммированное шоу, которое включает в себя информацию о тысячах всевозможных световых элементах и эффектах для них. Когда я приезжаю на фестиваль, я трансформирую его под конкретную сцену, с которой мне предстоит работать. После этого я вношу коррективы в некоторые эффекты, чтобы они лучше всего подходили для данного случая.
Мой шоу-файл, над которым я работаю уже 3-4 года, позволяет мне адаптироваться к любой сцене в мире буквально за 20 минут.
SP – Когда закончены все стадии предварительной подготовки, наступает непосредственно время фестиваля. Как происходит управление светом во время шоу?
CJ – Есть два основных способа: вручную и автоматически. Когда я управляю светом вручную, то, упрощая процесс, я выбираю для каждого светового элемента эффект и цвет, и стараюсь подстроить оформление сцены под настроение трека. Во втором случае все работает автоматически.
SP – Есть миф, что если свет синхронизирован с выступлением артиста, то у него пред-записанный микс. Объясни, как это работает на самом деле.
CJ – Это работает при помощи тайм-кода. По сути, каждому моменту времени в треке задается момент видео, и всё это синхронизируется при помощи основного источника времени, который находится на сцене. Данный инструмент позволяет определить, какой момент трека и с какой скоростью воспроизводится в конкретный момент времени, что позволяет синхронизировать визуальные эффекты на сцене с аудио-рядом.
В подавляющем большинстве случаев, диджеи используют тайм код только во время интро, после него шоу управляется вручную.
SP – Сколько диджеев на самом деле используют готовые миксы на выступлениях.
CJ – Я бы сказал, что таких практически нет, по крайней мере, я не могу вспомнить. Сейчас это слишком очевидно для зрителя. Однако есть артисты, которые используют длинные эдиты. Звучит так, словно они сводят треки довольно быстро, хотя в действительности это просто пятиминутные сегменты, которые уже сводит артист.
SP – Слегка читерство.
CJ – Я бы так не сказал, но, наверное, всё зависит от того, что в понимании человека должен делать диджей во время выступления. Ведь большинство этих артистов зовут на фестивали не из-за их диджейских навыков.
SP – Когда ты управляешь светом вручную, от чего зависит выбор цвета и эфффектов?
CJ – В плане интенсивности света, все довольно просто – во время дропа я использую резкие и быстрые прожекторы, а во время ямы – что-то более мягкое. Главное – попасть в настроение трека. Цвета я подбираю в зависимости от того, какие частоты звучат в треке. Например, когда я управлял светом на сете Marshmello, а у него множество различных «слоев» мелодии, то я выбирал несколько разных цветов. Если же это что-то более спокойное и монотонное, например техно, то я выбираю схожие цвета. Но они все должны быть комплементарны, поэтому выбираются на основе цветового круга.
SP – Как ты комбинируешь свои действия с тем, что происходит на экранах?
CJ – Да, я стараюсь подстраивать световые эффекты под видео на экранах, но это делается исключительно вручную. При этом зачастую человек, который управляет видеорядом, имеет преимущество надо мной, поскольку видео-контент предоставляется артистом. Чаще всего я стою рядом с человеком, который отвечает за видео, и зачастую подглядываю к нему в экран, чтобы узнать, что будет дальше, и подстраиваю свои действия под него.
SP – Сколько зарабатывают люди, которые работают операторами на фестивалях?
CJ – Я могу назвать только цифры из своего личного опыта работы в Америке. Мне платят от $450 до $800 в день, в зависимости от уровня ответственности на шоу. Однако есть эксперты, которые значительно выше меня уровнем, и они зарабатывают в 2-3 раза больше. Всё зависит от опыта.
SP – Как часто так бывает такое, что ты зафэйлил, но никто другой не заметил?
CJ – Хах, на самом деле, это действительно иногда происходит, примерно 1 раз в час, но не думаю, что кто-то замечает. Чаще всего это случается, если я не слышал трек раньше, и диджей как бы обманывает толпу, словно будет мощный дроп, а его на самом деле не происходит. Иногда я тоже на это попадаюсь, и на полную врубаю все эффекты. В таких случаях просто быстро, но плавно уводишь всё обратно.
Перед тем, как завершить наше интервью, мы задали Кристиану несколько быстрых вопросов.
SP — Сколько времени занимает обучения до твоего уровня?
CJ — Я думаю, что если бы я стал сейчас обучать кого-то с нуля, то у меня ушло бы на это около 9 месяцев. Однако они бы просто умели управлять светом на сцене, моя же ценность заключается в том, что я могу решить любую возникшую проблему со световым оборудованием, и на обучение этому уходит гораздо больше времени.
SP – Какая сцена на твой взгляд сейчас лучшая?
CJ – Я всегда вдохновляюсь сценами Defqon и Q-Dance, для меня они однозначно самые лучшие.
SP – У какого артиста лучшее шоу на данный момент?
CJ – Deadmau5.
Еще раз спасибо Кристиану за интервью. Если оно вам показалось интересным, и вы хотите узнать больше про его работу, обязательно подписывайтесь на его канал:
Тут было много постов про почту России, но вроде тут появилось что-то новое
Подруга отправляла мне несколько бумаг по почте и прислала фотографию чека, чтобы я мог отследить письмо. Всё бы ничего, но один из пунктов в нём меня удивил.
Заметили? Да, 9 рублей и 50 копеек за то, что сотрудница почты наклеила марки на конверт.
P.S. Возможно, это всем уже известно, и меня тогда справедливо заминусят, но я, и все друзья, которым показал, сталкиваются с подобным впервые.
Когда всё против тебя...
Другу очень долго не получалось привести девушку к себе домой. В прошлые выходные получил от него сообщение, что какая-то красотка в баре была очень польщена коктейлями, и он едет с ней домой на такси. Дальнейшую историю я узнал только сегодня, и дальше с его слов:
"Мы едем с ней в такси, и знаешь, это чувство, когда осознаешь, что ЭТО СЕКС, ЭТО ПРОИЗОЙДЕТ, У МЕНЯ ВОТ-ВОТ БУДЕТ СЕКС!!! Так вот, это чувство просто зашкаливало, когда мы подъезжали к моему дому. Я кинул таксисту 1000 рублей, вместо 300 с чем-то, стараясь все еще оставаться в образе того крутого чувака, на которого клюнула она, явно не зная, что я привожу ее в квартиру только по той причине, что родители уехали на дачу. Мы заходим в подъезд, уже целуясь на ходу, и там, бл*ть, скорчившись лежит и стонет чувак со СЛОМАННОЙ ЛОДЫЖКОЙ!
Вот до чего у меня недотрах, после этого вообще секса не хотелось. Но самое тупое, как этот дибил там оказался.
Он опаздывал на встречу с друзьями, выбежал из лифта, и вспомнил, что забыл телефон дома. Развернувшись, он пытался успеть к дверям лифта, которые уже стали закрываться, и на бегу старался подставить ногу в двери так, чтобы они не закрылись. Что-то не рассчитав, он врезался в двери лифта, и после этого уже не мог встать. Телефона позвонить у него не было, квартир на первом этаже тоже у нас нет - кричать бесполезно, в итоге всё, что ему осталось - лежать и ждать, когда на него кто-то наткнется. И КОНЕЧНО ЖЕ, БЛЕ*ТЬ, ЭТО БЫЛИ МЫ!
Пока мы вызывали ему скорую и бегали за анальгином, желание секса пропало начисто. В какой-то момент, когда мы с врачом скорой несли парня в их машину, девушка пропала из вида (ее понять можно), а я в итоге остался без денег, потраченных на напитки в клубе и на такси, без секса, и с видом скорчившегося парня в парадной."
Илья, если ты это читаешь, не отчаивайся...
Постер по борьбе со СПИДом, который нам нужен
Сделано по мотивам картинки, недавно найденной в интернетах
Нам надо больше камер!
Метро Невский проспект, СПб