С тех пор, как человек получил статус Homo Sapiens и стал осознавать себя как личность, тем самым отделив свое Я от окружающего мира, он безустанно пытается найти ответ на вопрос: что же такое счастье и как его достичь? Философия за всю свою многовековую историю, начиная от античной и заканчивая современной, дала множество рецептов обретения счастья, не говоря уже о бесчисленных религиозных и эзотерических учениях. Однако, несмотря на такой богатый опыт, в современном обществе этот вопрос до сих пор актуален и стоит наиболее остро. Почему же так вышло?
С того времени, как человечество ведет летопись своей истории нетрудно убедиться, что социальная сущность человека со своей животной тягой к иерархическим системам вкупе с почти полным отсутствием естествознания породила преобладание авторитарных религий, требующих подчинения и поклонения, что надолго отодвинуло социальное и умственное развития человека. Те времена - времена строго структурированного общества, где каждый человек знал свою роль, ценности и идеалы, которые диктовала ему религия. Лишь эпоха возрождения со своей новой культурной парадигмой, где главной ценностью стал сам человек, сумела вызвать истинный переворот в мировоззрении людей того времени. Ренессанс изменил общественные отношения и привычную систему ценностей, определяемые до этого во многом церковью. Последовавшие после этого периода одна за другой научные революции, давшие людям знания о законах природы и реформы в области образования, которое становилось все более доступным для разных слоев населения, кардинально изменили представление человека о мире, в том числе и мире субъективном. Следствием стала духовная разобщенность людей, обрекающая каждого человека на индивидуальный поиск ответов на экзистенцианальные вопросы.
Все было бы хорошо, если бы общество 21-ого века могло удовлетворить новый уровень духовных и интеллектуальных потребностей человека. В современном обществе, где насаждается идеология потребления, полностью отсутствует все то, что должно стимулировать развитие и раскрытие внутреннего потенциала человека, что впоследствии могло бы дать ему ощущение настоящего счастья. Какое счастье является настоящим и что следует под этим понимать, будет описано несколько позже, а сейчас я бы хотел разобрать, что такое счастье в понимании большинства с физиологической точки зрения.
Текущее состояние нейробиологии позволяет утверждать, что происходящие с нами эмоциональные процессы напрямую связаны с влиянием нейрогормонов, синтез которых осуществляется в трех органах головного мозга: гипофизе, гипоталамусе и эпифизе, а также в самих нейронах. Эти биологически активные вещества служат химическим передатчиком импульсов между нервными клетками через синаптическое пространство между нейронами. К числу самых важных нейромедиаторов мозга относятся ацетилхолин, норадреналин, серотонин, дофамин, глутамат, гамма-аминомасляная кислота, эндорфины и энкефалины. Некоторые из них воздействую только на определенные области мозга. Например, эндорфины обнаружены лишь в путях, проводящих болевые импульсы. Теперь рассмотрим действие некоторых нейромедиаторов на психику (более подробное описание см. в статье С. Корниенко "Химия эмоций"):
1. Серотонин - нейромедиатор, влияющий на когнитивные процессы, двигательную активность. Создает ощущение подъема настроения. Плюс к этому, серотонин ответственен за эмоциональную устойчивость.
2. Дофамин - вещество группы фенилэтиламинов, являющийся важной частью «системы поощрения» мозга, продуцирует чувство удовольствия, максимальный уровень которого обнаруживается во время еды и секса.
3. Эндорфины, воздействуя на опиоидные рецепторы вызывают чувство эйфории. В 1950 Джеймсом Олдсом и Питером Милнером был проведен эксперимент, в котором крысы с вживленными в мозг микроэлектродами, нажимая на педаль специального прибора, стимулировали "участки удовольствия" короткими слабыми ударами тока. Совсем скоро крысы начали стимулировать себя до семисот раз в час, умирая в последствии от истощения.
4. Фенилэтиламин - влюбленность. Выделение этого вещества повышает эмоциональную теплоту и симпатию, а по действию напоминает амфетамин. Синтез фенилэтиламина в мозгу и его распределение по всей нервной системе играют роль при возникновении возбуждения, охватывающего нас при взгляде на любимого человека, и стремления к нему, когда его нет с нами.
5. Окситоцин - доверие. В 2005 году была открыта психо-физиологическая роль окситоцина -нейромодулятора. В ходе нескольких экспериментов выяснилось, что окситоцин увеличивает степень доверия к конкретному человеку. Окситоцин участвует в формировании связей между людьми, в том числе связей между матерью и ребёнком. Окситоцин понижает уровень тревожности и напряжения человека при контактах с другими людьми. Стимулирует выработку эндорфинов, вызывающих ощущение "счастья". Кошка, которая мурлыкает в ответ на ваши поглаживания - типичный пример действия окситоцина. Физиологическое же действие окситоцина-гормона заключается в увеличении частоты сокращений матки и альвеолы молочных желез у женщин. В медицине окситоцин используется для стимуляции родовой деятельности.
6. Вазопрессин - привязанность. Среди исследованных человекоподобных обезьян уровень вазопрессина в центрах поощрения мозга у моногамных мартышек был выше, чем у немоногамных макак-резусов. Считается, что животные, устанавливающие прочные социальные отношения, поступают так благодаря наличию и особому расположению их рецепторов для восприятия вазопрессина и окситоцина. Чем больше рецепторов находится в областях, связанных с поощрением, тем большее удовольствие доставляет социальное взаимодействие.
5. Прогестерон - подготовка к зачатию. Исключительно женские половые гормоны. Основная их функция - обеспечение возможности наступления, а затем и поддержание беременности. Доказано, что уровень прогестерона повышается в организме женщины при одном взгляде на ребенка. Младенческая схема, запускающая женское родительское поведение, таким образом, имеет гормональную базу. Пухлое тельце, коротенькие ножки и ручки, большая голова и большие глаза — стимулирует мощный выброс прогестерона у женщины. Ничего подобного при контакте с младенцами у мужчин не происходит. Предрасположенность к гормональному ответу на младенческую схему у женщин столь сильна, что механизм этот запускается даже тогда, когда женщина видит котенка, щенка или просто игрушечного плюшевого мишку. Именно особенностями женского восприятия, связанными с врожденными материнскими инстинктами объясняется тот факт, что многие девушки и молодые женщины приходят в восторг от мягких плюшевых игрушек с пропорциями младенческого тела, тогда как длинные и тощие игрушки не вызывают у них никакой положительной реакции. У мужчин прогестерон не вырабатывается, и им просто непонятны взрывы умиления, которые взрослая женщина исторгает при виде маленькой плюшевой зверушки.
Из вышеописанного следует, что никакое счастье, построенное на чувственных наслаждениях, будь-то любовь, "счастье" материнства или нечто иное, невозможно. Притом, оно невозможно с физиологической точки зрения. Люди, зацикленные на получении такого счастья, вскоре становятся несчастными, ибо к любому источнику удовольствия возникает привыкание или утомление при истощении ресурсов органа, что впоследствии ведет к страданиям. Процессы, происходящие в мозгу таких людей, по сути, ничем не отличаются от процессов, происходящих в мозгу наркоманов. Мать, восхищающаяся видом своего ребенка, в общем (!) ничем не отличается от эйфории наркомана, как и ломка того же самого наркомана ничем не отличается от страданий от разорванных любовных отношений. Более того, если взглянуть на проблему еще глубже, то вскоре выяснится, что способность к ощущению тех или иных эмоций, чувств и настроений детерменированна генетически. Как сказал один немецкий философ: "Индивидуальность заранее определяет меру возможного для него счастья". Так в ходе одного исследования было выяснена связь между генотипом по гену серотонина и склонностью к депрессии. Оказалось, что люди с высокоактивным белком-транспортером серотонина чаще испытывают депрессию, чем те, у кого этот белок был менее активен. Если белка-транспортера много, то серотонин поступает в синаптическую щель и тут же начинает закачиваться обратно. Рецепторы даже не успевают толком на него среагировать – это случай склонности к депрессии и, возможно, повышенной частоты самоубийств. Лекарства от депрессии блокируют работу транспортера серотонина и дают возможность серотонину сделать свою работу.
Кто-то думает, что его счастье состоит в деньгах, карьере, славе или детях, а кто-то думает, что в любви, но все это имитация счастья. Таким счастьем быстро пресыщаются и в нем быстро разочаровываются. Настоящее счастье, по моему убеждению, не может полностью строиться на удовлетворении животных потребностей, таких как, например, статус. Настоящее счастье постоянно и достигается посредством его осознания без привлечения чувств. Чтобы этого достичь, нужно уметь понимать, почему вы чувствуете себя себя именно так, а не иначе и иметь навык объективно оценивать важность происходящих с вами событий в масштабе всей вашей жизни. Это довольно-таки сложный момент, который требует от человека способности к глубокой интроспекции.
Вышеизложенные рассуждения довольно очевидны и не несут в себе какие-то новые идеи. Подобные мысли были озвучены уже много лет назад и в религиозных учениях, и в философских трактатах. Например, в индийской философии есть понятие "Танха", которое в Буддизме понимается как источник страданий от жажды материальных объектов, чувственных удовольствий, психических и эмоциональных состояний. Танха возникает из представления о возможности достижения счастья путем исполнения желаний. Подобная вера ведет к умножению желаний и повторяющимся попыткам удовлетворить их. Графически данный процесс представлен Бхавачакрой (колесом бытия) — циклическим повторением психических состояний, вызванных желаниями и прив