Какие времена, такие и просьбы
Улыбнуло.
Улыбнуло.
Здравствуйте, друзья!
Муж мой в студенческие годы состоял в отряде проводников, ездил дальними маршрутами из Владивостока: через всю страну и даже на Украину. Случаев, забавных и не очень, конечно, было много. И вот мы решили поделиться этими воспоминаниями с вами. Рассказ от мужа, художественная обработка от меня.
Этот рассказ о том, как картежники "работают" в поездах.
Все записки в профиле.
Рассказ от первого лица.
Форма 36 - это общепринятое название людей, которые ходят по вагонам, и относительно "честно" забирают деньги у людей, игрой в карты или другими азартными играми. Оттого и название 36 - 36 карт в колоде.
Зачастую нам рассказывают об этом на обучении. Если заходит в вагон представитель формы 36, дело проводника пропустить его в вагон, и не соваться к нему, ибо может выйти себе дороже.
Обычно это компания из троих людей, и они всегда выглядят примерно одинаково: один пожилой прихрамывающий человек, один совсем молодой невысокого роста, и один средних лет высокий. Сколько раз я видел такие компании, каждый раз это был примерно описанный состав. Почему именно так - не знаю.
Они заходят в поезд уверенно, никого не боясь (с кем следует все договорено), говоря проводнику - форма 36 (как бы "представляясь"), присматриваются, кто из пассажиров в каком состоянии: кто уже подпил, кто выглядит побогаче. Подсаживаются, заводят беседу, предлагают сыграть в игру, что-нибудь продать, в итоге входят в доверие и облапошивают человека. За проезд, естественно, не платят.
Начальники поездов тоже в курсе ситуации и предпочитают не вмешиваться.
Пока человек ничего не понимает, они выходят на ближайшей станции, либо могут даже дернуть стоп-кран и спрыгнуть в любом месте. Когда человек осознает, что случилось, уже поздно. Кто-то не жаловался проводнику, кто-то подходил и просил вызвать транспортную милицию. В таком случае проводник отправляет пассажира к начальнику поезда, и дальше уже он разбирается в ситуации. Обычно все это заканчивалось ничем.
Один раз был у меня такой случай. Зашли в вагон картёжники, прошлись по вагону, и один из них подошел ко мне, и засунул что-то в карман - мол, мы тут хорошо наварились, вот тебе на чай. И компания тут же выскочила на станции. Я посмотрел, что это - оказалось, деньги, 200 или 300 рублей. На 2004 год хорошая сумма.
Проводников всегда предупреждают, что эти люди достаточно опасны. Мне рассказывали случай, когда проводница-студентка сунулась к такой компании наводить справедливость, а те ее выбросили из поезда. Чем дело кончилось, не знаю. Как проводникам, так и пассажирам нужно быть бдительными, меньше рассказывать о своих деньгах, и не ввязываться в азартные игры с незнакомцами. Можно и без штанов остаться, проигравшись.
Так что, граждане, пользуясь поездами дальнего следования, будьте осторожны. Еще Михаил Афанасьевич Булгаков нас учил, что не стоит разговаривать с неизвестными. А в поезде и подавно.
Здравствуйте, друзья!
Муж мой в студенческие годы состоял в отряде проводников, ездил дальними маршрутами из Владивостока: через всю страну и даже на Украину. Случаев, забавных и не очень, конечно, было много. И вот мы решили поделиться этими воспоминаниями с вами. Рассказ от мужа, художественная обработка от меня.
Сейчас расскажу о том, откуда в поезде берутся вода и отопление.
Все записки в профиле.
Вода в поезде находится под крышей: там устроены специальные баки, в которых она хранится. Вода заполняется на начальной станции, и в пути - на специальных технических станциях, где специальный шланг присоединяют к вагону, и по нему вода попадает в баки. Качество этой воды, конечно, оставляет желать лучшего, но другой нет.
Отопление в вагонах водяное и электрическое. Есть калориферы, которые включаются тумблером, и греют вагон. Если калориферов нет, то нужно топить специальный котел в котельной. В тамбуре стоят специальные рундуки для угля. Нужно разжечь огонь в котле, и постоянно подбрасывать в него уголь. Вода нагревается, и специальным рычагом прокачивается в батареи. Это особенно актуально в начале лета, когда одни регионы нашей страны уже достаточно прогрелись, а в других еще холодно. То же самое происходило в августе-сентябре, а в октябре уже и подавно был мороз. Поэтому нужно было топить котел, чтобы не мерзли ни пассажиры, ни проводники.
Зимой подключается электроотопление: вагоны соединяются специальными проводами, и батареи нагреваются засчет электричества.
Продолжение следует...
Здравствуйте, друзья!
Муж мой в студенческие годы состоял в отряде проводников, ездил через всю страну и даже на Украину. Случаев, забавных и не очень, конечно, было много. И вот мы решили поделиться этими воспоминаниями с вами. Рассказ от мужа, художественная обработка от меня.
Этот рассказ о том, что входит в обязанности проводника при сдаче вагона следующей смене.
Все записки в профиле.
Рассказ от первого лица.
Приезжая в пункт оборота (конечная точка маршрута) - Москву, проводник должен провести поверхностную уборку: свернуть матрасы, собрать мусор, вымыть пол в вагоне. После этого у проводника свободное время до отправления, он может пойти гулять в город. Вечером в поезд садятся пассажиры, и едем обратно - во Владивосток.
В конечном пункте, во Владивостоке, на уборку вагона давалась целая ночь. Вечером поезд прибывал, и проводник должен был приступить к делу. У нас бывало по-разному. Либо мы забивали, к нам приходили друзья, и мы всю ночь праздновали наш приезд, а наутро с больной головой кое-как проводили уборку. Но чаще всего старались сразу по приезду убраться за 3-4 часа: убрать в вагоне, свернуть матрасы, почистить туалеты, вымыть тамбур, собрать мусор, помыть полы, протереть полки, окна, в общем подготовить вагон к сдаче.
Очень часто приходили на вокзал женщины и мужчины, которые за определенную плату были готовы убраться в вагоне. Были среди них и бомжи, которых и в вагон-то пускать не хотелось, а были вполне приличные люди, которые просто хотели подзаработать. Уборка вагона тогда, на 2002 год, стоила примерно 100-150 рублей.
Мы, студенты, не особо располагая деньгами, мыли сами, а многие кадровые проводники использовали труд помощников, уже зная, кто хорошо работает. Потом они и нам советовали, кого можно взять для уборки, за чью работу не будет стыдно. Человек оставался на ночь в вагоне, наводил порядок, и потом там ночевал до утра.
Сдача происходила следующим образом. Приходила новая смена, начинала осмотр, и тыкала везде пальцем: мне здесь не нравится, тут протрите, тут переделайте. Приходилось бороться с ними, что-то отстаивали, что-то перемывали.
Также в конечном пункте нужно было сдать грязное постельное белье. К поезду приходила машина, куда загружались матрасы, и нужно было составить список грязного белья. Через час приходил проверяющий для сверки белья. При проводнике все мешки с грязным бельем пересчитывали. Если все сходилось, то проводнику подписывали путевой лист.
Если была недостача, то проводник мог либо сразу ее покрыть из своих денег (сумма за недостающее белье - у каждой единицы белья своя цена), если не было возможности покрыть сразу, то выписывался акт о недостаче, и эту сумму вычитали из зарплаты.
По мере обретения проводником опыта, он начинал копить заначку из белья, чтобы в случае необходимости покрывать ей недостачу. То есть, отдавать это белье взамен недостающего. Бывало, что в постельные комплекты клали лишние экземпляры, либо были лишние комплекты.
После пересчета белья возвращаешься в вагон, а напарник там сдает по описи стаканы, вешалки, полки - все имущество вагона было строго расписано, и все должно было совпадать.
Если в течение поездки разбивались стаканы, их нужно было сдавать и получать взамен новые. Но новых могло и не хватать на всех. Тогда посуду нужно было покупать за свой счет, или могли вычесть из зарплаты. Но опытные проводники делали и посудную заначку. Разбивали 3-4 стакана или кружки, складывали осколки в пакет, и говорили, что там 5 или 6 стаканов. Начальство пыталось по ручкам кружек посчитать, сколько их, но мы били помельче, чтобы было непонятно. Вот так и появлялся излишек. Еще пассажиры крали посуду, которую тоже нужно было возместить при пересчете. Если так не хитрить, останешься без зарплаты из-за вычета недостачи.
Та же история была и с подстаканниками, а они были самым дорогим имуществом.
По окончанию проверки. если все в порядке, принимающие проводники ставили подписи в путевых листах сдающих вагон. Этот путевой лист нужно было сдать в депо и все - ты свободен. Можно идти записываться на следующий рейс.
Продолжение следует...
Здравствуйте, друзья!
Муж мой в студенческие годы состоял в отряде проводников, ездил через всю страну и даже на Украину. Случаев, забавных и не очень, конечно, было много. И вот мы решили поделиться этими воспоминаниями с вами. Рассказ от мужа, художественная обработка от меня.
Этот рассказ о первой посылке в проводниковской карьере.
Все записки в профиле.
Рассказ от первого лица.
Ни для кого не секрет, что у проводников существует множество ухищрений, как можно подзаработать. На зарплату проводника сытно не проживешь, вот и крутились.
В то время отношение к посылкам было не таким строгим, вот проводники и брали грузы на борт. Брали и зайцев на недалекие расстояния. Естественно кадровые проводники были опытнее, а начальник поезда самым умным, оттого при проверках все проходило нормально.
Когда мы взяли первую посылку, было страшно, хотя это был всего лишь конверт с документами. Мы думали, что за нами все следят, всех подозревали, но первая удача и первые шальные деньги убедили нас продолжать этот бизнес.
Конечно, риски были, но нам, студентам, терять было нечего. Один раз мы везли из Владивостока в Улан-Удэ полвагона дубовых веников. В вагоне у нас стоял приятный запах дуба, веники довезли.
Начальники поезда, особенно опытные, тоже широко промышляли перевозкой посылок. Опытный начальник всегда мог договориться с любой проверкой, но и проводники должны были принять участие в сборе для подмасливания. С нас, студентов, либо вообще ничего не брали, либо брали по минимуму. Плюсом этого было то, что ты знал, что начальник тебя прикроет, и ты можешь подзаработать.
Еще в пути можно было заработать продажей алкоголя, что, кстати, было запрещено, но запретный плод сладок. Я, например, набирал водки в поездку, а в вагоне продавал ее дешевле на 50 рублей, чем в вагоне-ресторане. Кроме того, нам начальство выдавало на продажу пиво. Оно быстро расходилось, и я знал, где на станциях взять еще. Продавал по цене как в поезде, навар в карман.
Продавали проводники и свой кофе, черный и с молоком, чай лучше стандартного из набора, чай с лимоном - этим тоже можно было неплохо подзаработать.
Еще проводнику выдается в поездку стандартный чайный набор - чай, кофе, шоколад. Нужно все продать пассажирам и выполнить план, чтобы не урезали зарплату. Чтобы это сделать, нужно отбросить стеснение, набрать продукцию на поднос, и вперед - предлагать пассажирам в вагоне. Особенно хорошо было, когда среди пассажиров были дети - им всегда хотелось шоколадок, и они упрашивали родителей купить.
Вот такие способы дополнительного заработка были у проводников.
Продолжение следует...
Здравствуйте, друзья!
Муж мой в студенческие годы состоял в отряде проводников, ездил через всю страну и даже на Украину. Случаев, забавных и не очень, конечно, было много. И вот мы решили поделиться этими воспоминаниями с вами. Рассказ от мужа, художественная обработка от меня.
Этот рассказ о воспоминаниях, связанных с рейсами в Благовещенск (Амурская область).
Все записки в профиле.
Рассказ от первого лица.
В наши студенческие годы были следующие маршруты: Владивосток-Москва, Владивосток-Благовещенск, Владивосток-Советская Гавань, чуть позже появились Владивосток-Хабаровск, Владивосток-Харьков, еще позже Владивосток-Пенза, но последний я уже не застал.
Расскажу вам о маршруте Владивосток-Благовещенск.
Ехать туда два дня, через Хабаровск, потом Амурская область и Благовещенск. Благовещенск стоит на берегу реки Амур, на другой стороне которого уже Китай - город Хэйхэ.
Пять лет я ездил тем маршрутом. За это время Благовещенск оставался неизменным, только убрали троллейбус и испортились дороги, а Хэйхэ все рос и рос.
С каждым годом наших поездок мы не переставали удивляться, сколько в Хэйхэ появилось высоток, огромных каруселей, как он быстро развивался в отличие от Благовещенска...
В Благовещенск ездить нам нравилось. И рейс недалекий, и город интересно смотреть, очень нравилось гулять вдоль Амура по набережной, где можно было выпить немного пива, прокатиться на каруселях, да и просто расслабиться. Любили мы сесть на троллейбус и кататься по городу, осматривать новые места.
А еще мы ходили из пункта отстоя поездов до реки Зея, где можно было искупаться. В Амуре мы не купались из-за загрязненности, а вот Зея была вполне приличной.
К сожалению, часто такие купания заканчивались трагедиями... Изрядно выпившие проводники заходили дальше разрешенной зоны, и несколько человек утонули.
Хороша в Амурской области и природа.
По приезду в Благовещенск мне нравилось приходить к ларьку, где продавали свежие круассаны и другую выпечку. Купить амурского молока, и все это с аппетитом умять.
Если будет у вас возможность, посетите этот милый городок с Китаем на другом берегу реки.
Продолжение следует...
Здравствуйте, друзья!
Муж мой в студенческие годы состоял в отряде проводников, ездил через всю страну и даже на Украину. Случаев, забавных и не очень, конечно, было много. И вот мы решили поделиться этими воспоминаниями с вами. Рассказ от мужа, художественная обработка от меня.
Сейчас расскажу об особенностях поездок из Владивостока в Совгавань (Советская Гавань, Хабаровский край).
Все записки в профиле.
Рассказ от первого лица.
Именно на этом маршруте можно было хорошо заработать. Он пролегал в северо-восточную часть Хабаровского края - Совгавань, порт Ванино (переправа на Сахалин).
Прибыльным он был за счет того, что на севере продавалась икра, ягода: брусника, голубика, клюква.
Опытные проводники брали с собой побольше ведер, денег, и в Совгавани все это скупали. Ведро ягоды стоило 200-300 рублей. Во Владивостоке ее раскупали еще на вокзале по 500-600 рублей.
Икру в то время (2002 год) в Совгавани можно было купить по 150-250 рублей за литр. Во Владивостоке прямо с вокзала ее скупали по 500-600 рублей. Возили мы и на заказ, но большую часть раскупали на вокзале. Стопроцентная прибыль!
То было время, когда на этих маршрутах можно было хорошо зарабатывать.
Плюс из Совгавани мы везли рыбу - на продажу и домой.
В Совгавань мы везли разные овощи: закупали в Спасске-Дальнем картошку, помидоры, огурцы, а по приезду продавали их прямо на вокзале. Так как в Совгавани климат северный, овощи растут тяжело, люди очень ценили привозимую проводниками продукцию.
Позже появилась нормальная автомобильная дорога, стали больше везти овощей из Хабаровска, и наш овощной бизнес перестал пользоваться большим успехом.
Еще из Совгавани во Владивосток ездило много моряков, они всегда были при деньгах, поэтому с удовольствием покупали у проводников продукцию: чайную, водку, пиво. А это делало план и прибавляло зарплату.
Хороший был маршрут!
Продолжение следует...
Здравствуйте, друзья!
Муж мой в студенческие годы состоял в отряде проводников, ездил через всю страну и даже на Украину. Случаев, забавных и не очень, конечно, было много. И вот мы решили поделиться этими воспоминаниями с вами. Рассказ от мужа, художественная обработка от меня.
Сегодня рассказ о неадекватных пассажирах.
Все записки в профиле.
Рассказ от первого лица.
Сели во Владивостоке два пассажира: женщина и мужчина. Мужчина был какой-то потерянный, женщина предоставила справку, что она сопровождающая, сказала, что он под действием препарата, спокойный, и должен нормально доехать.
Но не успели мы и часа проехать, как мужчина взбесился - бегал по всему вагону, как обезьяна, прыгал с полки на полку. пугал пассажиров, орал, у него шла пена. В общем, с трудом удалось его успокоить, на следующей остановке вызвали скорую помощь, и его забрали.
Были и те, кто напивался сверх меры.
Был такой случай: мужчина пошел в вагон-ресторан, напился там, и поздно ночью возвращался в свой вагон. Сижу в своем купе и вижу, как проходит этот человек, пьяный в хлам. Кое-как залез на свою полку, и вроде уснул. Тут среди ночи раздался грохот - этот грузный товарищ свалился с полки. Причем перед сном он разделся догола, и в таком виде и упал в проем между полками. Тетки начали голосить - что за срам!
Добудиться мужчину мы не могли, как ни пытались: и горячей водой поливали, и холодной; поднять его невозможно - он тяжеленный.
Люди, проходящие мимо, смеялись над ним, и подшучивали, чтобы никто не наступил на вымя.
Вызвали мы милицию. Те разбудили его заправским приемом, нажав в нужную точку. Пришел мужик в себя, оформили акт, и сняли его с поезда.
В Совгавани сел один моряк. С виду вроде нормальный, и в разговоре был адекватен. Но в пути начал выпивать, и вдруг поймал белочку. Начал с ножом бегать по вагону и угрожать всем. Еле-еле его успокоили и вызвали милицию. Высаживать его - а у него документов нет. А я в это время убирал вагон. Открыл мусорку и увидел стопку всех его документов: паспорт моряка, обычные документы, в общем, весь комплект. Оказывается, ему что-то почудилось, и он решил спрятать документы. В итоге его ссадили с поезда.
К сожалению, случаи выхода алкоголиков из берегов приличия происходили часто. Приходилось пользоваться своим правом высаживать таких пассажиров, чтобы другие могли спокойно ехать в вагоне, и не бояться за свою жизнь. Ставили в известность начальника поезда, составляли акт о невменяемости пассажира, приходила милиция, подписывали акт и ссаживали пассажира.
Продолжение следует...