А сейчас продолжение с более практической информацией. Здесь, как и в том посте, отражается лишь моё мнение, которое не претендует на звание "норвежской истины".
Тезисы - не совсем тезисы, а довольно длинные штуки:).
Кому не очень интересно про транспорт и погоду, почитайте пункты с 7 по 20.
1. Сезонность. Хорошие варианты для посещения страны - июнь, начало июля и первая половина осени. Летом в Норвегии может быть тепло и даже жарко, а осенью наступает облепиховая симпатичность, как и у нас. Плюсы лета: все тропы открыты, ходят дополнительные маршруты автобусов, возникает желание купаться во фьорде (это на любителя, редко можно встретить воду теплее 18 градусов). Минус очевиден - толпы желающих порадовать свои глаза. Тем и прекрасно начало июля - всё уже открыто, а толпы только начинаются. В июне что-то может быть закрыто, но зато людей сильно меньше. А ещё всё уже заиграло разными красками, но снега в горах пока довольно много. Контрасты - это красиво.
Зимой слишком короткий световой день, зато можно увидеть северное сияние. Но за ним можно и в Мурманскую область поехать. Весной тоже есть свои плюсы - мощные водопады и сравнительно дешёвые цены. Фото - начало июля. Платье не для понтов (но это не точно:).
Тезис без номера (точнее 1 на ниточке). Транспорт. По Норвегии вполне можно путешествовать на поездах и автобусах, но с таким вариантом путешествия желательно покупать и стыковать всё заранее. Мне очень понравился местный транспорт - чистые окна, много личного пространства, пунктуальность (автобусы иногда чуть задерживались, но не сильно).
2. Поезда. Если на большую часть автобусов билет брать заранее не нужно, то с поездами определиться лучше до поездки. На некоторых направлениях можно купить билеты в вагон, в котором есть неограниченный доступ к кофе, какао и чаю (а ещё больше места и удобнее сидения). Они быстро заканчиваются, стоят на 100 крон (~700 р. или около 3 чашек капучино) дороже. Для путешествия длиной в 6-7 часов, наверное, это разумно. На короткие расстояния, думаю, смысла мало. Только если вы не собираетесь выпить весь автомат за пару часов.
www.vy.no/en - сайт железных дорог. komfort - вагон с дополнительным местом и напитками. Ещё можно выбрать вагон без животных и вагон с детским уголком (две эти функции бесплатны, ни в чём себе не отказывайте).
Цена за билет Осло - Берген - около 6,5 т.р. В пути около 6,5 часов. Дорого, но зато легко ориентироваться в ж.д. ценах. Расстояние - около 500 км.
Основная причина покупать билеты раньше (особенно в сезон) - их свойство заканчиваться. И, конечно, цена ниже (кстати, буквально в соседние два дня разница может быть довольно существенной, так что можно поиграться с датами, если вам не критично). Продажа начинается за 90 дней. Студентам скидки - 25%.
Ночные поезда обычно дешевле, но без учёта доплаты за спальную кабинку, т.е. сидячие места. Со спальным местом - дороже (на этом месте автору резко захотелось залечь в поезд спать). Но я бы не советовала ночной маршрут (разве что в белую ночь).
Периодически дороги ремонтируют, поэтому на некоторых станциях могут пересаживать весь поезд по автобусам, которые доедут до той станции, от которой снова можно ехать. Этакий северный караван. В июле и августе вероятность ремонта, насколько я поняла, снижается. Нам повезло ехать без пересадок. На сайте при покупке билетов эта инфа обычно указывается.
На поезде можно доехать совсем не до всех мест. Но до многих.
Самые популярные маршруты для путешествий:
Осло - Берген (садиться живописнее слева).
Осло - Åndalsnes (и тоже слева).
Осло - Ставангер (про сторону не знаю, но по карте можно понять).
Осло - Флом (тот же поезд, что в Берген, но сходишь раньше, и пересаживаешься на исторический поезд, который едет не очень долго, но с большим перепадом высот. И опять слева:).
Многие думают, стоит ли включать в маршрут исторический поезд Myrdal - Flam (есть на карте). Билет в одну сторону стоит больше 2 тысяч рублей. Расстояние совсем небольшое - 20 км.
Зато большой перепад высот - 867 м (Флом находится на берегу фьорда, а Мюрдаль - в горах). Виды красивые, но в Норвегии есть и лучше. Много тоннелей. Есть остановка у водопада.
Решайте сами:). А вот останавливаться во Фломе я не советую - невероятное количество людей на маленьком клочке берега. Отели в основном дорогие и бесполезные (здесь у нас была самая дорогая в Норвегии ночь, к которой прилагались дополнительные бонусы в виде узких кроватей без спинки и санузел, в который можно влезть только на очень голодный желудок, да и то лишь одной половиной). Было весело, но повторять не хочется. Виды с местной ж.д.:
3. Автобусы. Эта вещь осталась для меня самой запутанной. Здесь нет такого единства, как с железными дорогами. Но зато и с билетами сложностей не было - почти везде можно было заплатить водителю на месте. В начале июля недостатка мест не было, но в середине месяца и позже на популярных направлениях он может быть.
Вот сайт, на котором есть большая часть направлений. Некоторые билеты можно взять заранее. Людям до 25 лет обычно предоставляется скидка.
https://www.nettbuss.com/
Почти любой автобус считает свои долгом сделать передышку на пароме. Паромы ходят часто, поэтому автобусу обычно не очень страшно на него опоздать, но они стараются так не делать.
Некоторые чудесные куски страны (внутри большого синего круга на карте) достижимы обычными автобусами лишь с пересадкой. Именно поэтому мы воспользовались также и услугами специфических автобусных компаний. Кстати, пересадка - это иногда плюс и возможность побывать ещё в одном месте. У меня несколько раз бывало так, что пересадочный пункт нравился больше конечного.
Какие есть полезные автобусы:
https://www.fjordtours.com/things-to-do-in-norway/sightseein... ЮНЕСКО - маршрут соединяет фьорд, внесённый в список всемирного наследия, - масштабный открыточный Гейрангер - с регионом Согне-фьорда (это где Флом, узкий красивый Nærøyfjord и всякие живописные деревни). Никто, кстати, не сказал, что надо обязательно ехать сразу весь маршрут. Советую задержаться на несколько дней в городке Loen или Olden - там канатная дорога, красивые леса, горные маршруты. Это, наверное, одно из любимых мест в стране. А Гейрангер - красиво, но попса с толпами.
Маршрут ЮНЕСКО - это обалденная красота. Концентрат эстетики и полное счастье от втыкания в окно.
Обратите внимание, что маршрут действует только с 24 июня по 1 сентября. Поэтому в самом начале я намекала, что лучше ехать чуть позже. Билеты нужно брать заранее.
Есть ещё сайт, помогающий в автобусных маршрутах в районе самого популярного фьорда - Гейрангера. Эти маршруты помогут доехать в Олесунн или, например, в Ондалснес, из которого есть поезд в Осло. https://fram.trekksoft.com/en_GB - вот этот сайт.
Ориентир на цены - около 2000 р. за 100 км пути (в среднем).
4. Паромы. Вот тут уже порадостнее: дешевле, есть бар, на компанию (от 2 человек и больше) бывают скидки. Места обычно не выбираешь: пришёл на посадку раньше - занял место у окна. Можно выходить на палубу. Есть почти везде, ходят обычно даже поздней ночью. Если это паром в стиле "переплыл бы сам, но прослойки жира не хватает", то скорее всего он ходит очень часто и может быть бесплатным для пешеходов и велосипедистов. На большие расстояния может быть всего 1-2 парома в день. Единого паромного сайта всея Норвегии нет, полной подборки не будет, потому что автор хочет спать. Но могу сказать точно, что считаю очень полезным маршрут Берген - Флом. Он, кстати, позволяет побывать во Фломе, не используя ту самую платиновую железную дорогу. Зачем тогда вообще ехать во Флом? Оттуда ходит на пару часов электрический кораблик, который позволяет посмотреть прекрасный нависающе-скальный Nærøyfjord. А потом можно двинуть на север - в сторону Гейрангера.
https://www.norled.no/en/ - паромный сайт.
У местных маленьких паромов сайты обычно свои. Например, www.fjord1.no/eng
Интерьер парома и какие-то чуваки.
5. Такси. Очень быстрый пункт. Считайте, что его не существует. Одна девушка в своём блоге рассказывала, как ехала 24 километра за 7000 рублей. Возможно, есть нюансы, но я не в курсе.
6. Самолёты. Никто не заставляет лететь в Осло, если вам туда не хочется. Можно прилететь в Берген, а улететь из Олесунна, например. Вариантов много, но пересадки в данном случае не избежать. Удивительно, но этот вид транспорта является практически самым дешёвым при перемещениях по стране. Из Осло в Берген можно долететь всего за 1700 р.+. Конечно, сюда придётся добавить дорогу в аэропорт (так что сразу станет в два раза дороже:)). Мы такой вариант не рассматривали, потому что хотелось исследовать поезда и посмотреть в окно на страну и смену ландшафтов.
7. Загадка. Какой город-архипелаг в Норвегии в перевёрнутом виде можно прочитать примерно как "ммда, деревня"?
8. Самые крутые места и дороги по мнению автора: Берген, Олесунн, Лоен с канаткой, Лофотенские острова, дорога от Согндала до Гейрангера, Nærøyfjord, ж.д. из Осло в Берген (западная часть круче), ж.д. Ондалснес - Думбос (там снимались некоторые мосты для Гарри Поттера). Нюанс про Берген: в хорошую погоду (а там часто по 17 дождливых дней в месяц).
А ещё есть очень красивый национальный парк Jotunheimen, в котором располагается и высшая точка страны. Кстати, летом на её вершине - 2469 м - можно даже выпить кофе (и не только).
Наверное, ещё очень красиво доплыть в Олесунн из Гейрангера на пароме. Городок Ставангер многим тоже нравится. Лестница троллей красивая.
9. Наверное, все спросят про язык и прочие части тела тролля. Да, это захватывающие места. Кафедра проповедника (Preikestolen) , Горошина (Kjeragbolten), Язык Тролля (Trolltunga). Туда можно совершить увлекательные восхождения, сделать красивые фото. Вам просто не повезло - я не ценитель такого (здесь стоит пафосно добавить "стояния в очереди на фото", но не буду, потому что считаю, что это тоже интересный опыт - особенно если учесть, что сначала надо совершить не самую простую прогулку). Люди, фоткающиеся на горошине, вы очень смелые!
Вас тоже бесит, что я то на русском пишу названия, то нет? Сложно найти грань, когда на русском название кажется достаточно внятным. Nærøyfjord не могу писать.....но вроде это Нёрей-фьорд.
10. Водопады в Норвегии прекрасны. Но почему-то главные воспоминания не о них, а о природе в целом. В основном они узкие и длинные. В Гейрангере можно забраться в пещерку под водопадом (страшно и страшно красиво). Сфотографировать гармонично их довольно сложно.
11. Если вы путешествуете на машине, то можно забить на 2-6 пункты. Останется посмотреть информацию про паромы и откладывать заначки на бензин. Норвегия - главная нефтяная страна Зарубежной Европы, которая старается минимизировать использование её продуктов переработки. Электромобили составляют уже около 30% всех новых машин.
Кемпингов в Норвегии много, так что в принципе автомобильный вариант годится даже для тех людей, которые до последнего не знают, как там с домом №2 у Юпитера.
12. Несколько рекомендаций про маршрут.
-Найти с помощью, booking (или подобного сайта) отель, находящийся в горах или, к примеру, в милой деревне на берегу Согне-фьорда. Провести там пару спокойных дней без толп людей. Летом наверняка будет много черники и кабанов.
-Начать путешествие с исследования запада Норвегии, а вернуться домой через север и Мурманск (но на это надо больше времени).
-Не торчать во Фломе. Хотя его окрестности вполне милы, так что если вы там застряли, будет чем заняться. Например, в соседнем Гудвангене есть деревня викингов. И отель с травой на крыше. Что, впрочем, не странно для Норвегии.
13. Отели. Офигительно дорогие, сравнимы с гостиницами Москвы. Поэтому в большинстве случаев лучше жить в кемпингах, которые можно, к примеру, всё-таки разбавить несколькими ночёвками в отелях (пока жаба спит). Даже если она уже проснулась, можно поискать акции (если не лень). Один из самых приятных моментов почти всех гостиниц - завтраки с рыбой и всякими вкусными штуками.
Некоторые представители отелей в Норвегии.
Гейрангер:
Utsikten - отель с открыточным видом на фьорд. Наверное, стоит здесь остановиться на одну ночь, если есть такая опция. Ради вида. Минус - под окнами дорога (цена, естественно, тоже, но это и так ясно). Останавливаться не с видом на фьорд смысла, мне кажется, нет.
Union - большой отель с бассейном, выставкой ретро-автомобилей и людьми из кучи стран. Располагается близко ко всему, но не у самой воды (и это плюс).
Vinje - кемпинг, но там есть и домики. Уютный, с личным водопадом. Терпимые цены.
После поездки в Гейрангер можно посмотреть фильм-катастрофу "Волна" (2015 г.), который был снят не на самом пустом месте.
Осло:
Thon Rosenkrantz- отель с очень-очень-очень вкусным завтраком. Про этот завтрак знают даже многие жители города. Находится в центре.
Берген:
Norge by Scandic.
Отели действительно очень дорогие, поэтому мне кажется неплохим вариантом жить в кемпингах, а на 2-3 ночи в течение путешествия остановиться в гостинице.
Airbnb тут вполне работает. Как и бесплатный каучсёрфинг.
Про кемпинги - их много, они есть почти везде, в большинстве всегда найдётся место. Кстати, и они тоже бывают пятизвёздочными (так же, как и 1-звёздочными).
Сайтов про палаточные городки много.
Например, вот такой: https://www.camping.no/
14. Палатка. Довольно удачное средство проживания в летней Норвегии. Правила простые: нельзя жить возле чужих домов, поля фермеров тоже лучше оставить в покое. В горах проблем никаких (не считая, конечно, весёлых зверят), а на равнине может быть сложнее (нашла странное правило, что надо менять место ночёвки через 2 ночи....интересно, а на 15 метров сдвинуться считается?). Местные рекомендуют уточнять нюансы, потому что в разных местах могут быть разные правила.
15. Чаевые. Приятный пункт! Никто не обижается, если их не оставить. Многие просто округляют немного сумму счёта. Наверное, это как-то связано с тем, что норвежцы предпочитают кофе - потребление на душу населения этого напитка одно из самых высоких.
16. Хотя я и сказала, что в Осло можно не ехать, мне там понравилось (просто природа Норвегии - это совсем другое). Осло порадовал живой яркой атмосферой, разноплановостью и районом современной архитектуры Акер-Брюгге. Летом город выглядел совсем не северным.
17. Давайте я ещё раз напомню, что кран из воды пить можно. Возможно, это даже пользёт приносу.
18. Почти у любой туристической локации вроде Флома и Гейрангера есть свой сайт, на котором можно купить разные экскурсии, билеты и посмотреть инфу. А у некоторых целых несколько.
https://www.visitflam.com/
https://www.geirangerfjord.no/english
19. Автостоп в Норвегии существует, но мы его не опробовали. Знакомые путешественники особо не жаловались, хотя сложности были (например, не всегда было просто найти место старта). Зато в одной сельской гостинице мы заказывали трансфер на несколько километров, который был вполне сопоставим с ценой на автобус.
20. Очень практически полезная подборка фотографий. Она тянет аж на три пункта!
Это пример домика в Гейрангере (мне кажется, получилось похоже на Гэндальфа)
А это самый бестолковый номер за поездку (Флом).
А это вполне стандартный ужин.
Местные деревенские памятники архитектуры.
И немного местной кошачьей и просто красоты.