Feolla

Feolla

Пикабушница
поставилa 24 плюса и 0 минусов
отредактировалa 0 постов
проголосовалa за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
1179 рейтинг 13 подписчиков 1 подписка 9 постов 9 в горячем

История огнива + Видео, как высечь искру средневековым огнивом

Видео от наших друзей-реконструкторов


Огонь — это не только опасная стихия, но и, без преувеличения, Жизнь с самых древних времен. Вкусная еда, освещение и тепло, защита от диких животных. Все это давало пламя. Поэтому человечество постоянно искало средство, чтобы его раздобыть. А раздобыв, хранило, как зеницу ока.


Утратив огонь, нужно было снова ждать лесного пожара или удара молнии в дерево. Либо часами тереть кусок палки о сухую дощечку — это и было первым инструментов добывания огня. Любопытно, что уже во времена первых цивилизаций человечество все еще хранило память о таких приспособлениях.


Так в могиле Тутанхамона, о котором мы уже подробно писали, нашли интересный инструмент для добывания огня. Он был найден вместе с набором фигурок из слоновой кости для игры сенет. И представлял собой приспособление для получения огня путем трения лука о пластинку из твердой древесины с лунками.

История огнива + Видео, как высечь искру средневековым огнивом История, Выживание, Видео, Гифка, Длиннопост

Разумеется, фараон не утруждался самостоятельной добычей огня. Да и очаг в то время был в любой хижине. Но то, что такую вещь сочли достойной, чтобы сопровождать фараона в загробной жизни, говорит о многом.


Такой способ извлечения огня требовал терпения, выдержки, физической подготовки и зачастую нескольких часов. Поэтому люди окончательно вздохнули спокойно только с открытием инструмента, который позволял добыть пламя достаточно быстро. И это произошло с открытием огнива. Его конструкция оказалась настолько универсальной, что практически не изменялась до самого позднего времени.


Наиболее широкое распространение оно получило в 17 веке и было фактически похоронено в веке 19-м, когда появились спички. Хотя в некоторых районах Европы огниво можно было встретить даже в начале 20 века. А В.Песков, который описывал уединенную жизнь старообрядцев Лыковых, упоминает, что они добывали огонь только при помощи огнива.

История огнива + Видео, как высечь искру средневековым огнивом История, Выживание, Видео, Гифка, Длиннопост

Огниво состоит из трех составляющих:

Кресало (от древнеславянского слова “кресать” — “тесать камень” или “высекать огонь”) — металл или сплав, который легко разогревается от удара.


Кремень — не зря стойкого человека сравнивают с кремнем. Этот очень крепкий камень не боится металла и гораздо крепче его. Кроме кремня, в этой роли может выступать еще и кварц.


Трут — кусочек обожженной льняной или, как это ни странно, вареный с золой и высушенный гриб трутовик. Трутом может быть кора, сухая трава, стружки, вата или вощеная бумага.

История огнива + Видео, как высечь искру средневековым огнивом История, Выживание, Видео, Гифка, Длиннопост

Как высекается огонь

Кресалом нужно ударить о кремень. При этом от кресала откалываются мельчайшие стружки, которые воспламеняются от контакта с воздухом. Искры должны лететь на трут. При попадании горящей частицы трут начинает тлеть. После этого на него нужно дуть, разжигая огонь. Хотя трут хорошего качества воспламеняется сам. Дальше пламя можно перенести в очаг или костер.

История огнива + Видео, как высечь искру средневековым огнивом История, Выживание, Видео, Гифка, Длиннопост

Как видим, процесс не самый простой и требует сноровки. Но набив руку, можно добывать огонь всего за пару минут. Драгоценный инструмент носили у пояса в мешочке, часто с заранее заготовленным трутом. И вместе с вещами, которые всегда должны были быть под рукой — с ножом, ключами, деньгами и т. д.


Кстати такой мирный инструмент использовался и для войны. Вернее не само огниво, а принцип его действия. С 16 до 19 века для воспламенения пороха в огнестрельном оружии использовалось трение кремня и кресала с помощью пружины.

История огнива + Видео, как высечь искру средневековым огнивом История, Выживание, Видео, Гифка, Длиннопост
Показать полностью 5

"Кошачья музыка" или позорное шествие

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

“...Хриплый вой труб, грохот кастрюль, дикие вопли, в которых громкое пение мешалось с выкриками и улюлюканьем, веселые крики и издевательский хохот. Во всем этом было что-то неприятное и даже пугающее...


...За ними следовал осел с двумя седоками, привязанными к его спине. Женщина сидела лицом к толпе — ее широкое лицо было красным, глаза казались пустыми. Спиной к ней и лицом к ослиному хвосту сидел маленький человек, очень бледный, с испуганными глазами. В руках у женщины была поварешка, которой она лупила мужчину по голове. Он же отчаянно вертел веретено и сучил нить…”


Так описывает унизительную процессию писатель Джейн Фэйзер. Это было не шутовское шествие, а форма протеста, иногда весьма жестокая. Личность, к которой это действо было относилось, подвергалась остракизму. А иногда даже была вынуждена переехать или поканчивала жизнь самоубийством.


У этого обычая много разновидностей и названий. Процессия Скимингтона, шаривари или кошачья музыка. Она была распространена еще в 17 веке и кое-где встречалась еще в начале и середине 20 века. Очень отдаленное ее подобие мы встречаем и в наше время. Когда к машине, везущей новобрачных, приматываются жестяные банки, издающие грохот и скрежет. Если говорить упрощенно, то все такие процессии объединяло одно: максимальный шум, сопровождающий неординарное событие.

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

Самая невинная разновидность “кошачьей музыки” происходила во время свадьбы. Шутники старались расшуметься, чтобы позабавить толпу. Но процессия Скиммингтона известна не этим, а своими более зловещими формами.


Частенько шаривари устраивали новобрачным сельские общины, когда их брак казался остальным мезальянсом. Например, при большой разнице в возрасте, при вступлении в союз пожилого вдовца и гораздо более молодой женщины. Или при слишком раннем повторном браке, когда, говоря словами Шекспира, супруг или супруга “даже башмаков не износила, в которых шла за гробом мужа”. Все это казалось суровым нарушением правил, и сообщество таким образом выражало свое неодобрение.


Какой же была “кошачья музыка”? Ее “исполняли”, ударяя в горшки, сковородки, чайники, другую кухонную или садовую утварь. Люди дули в рога или выкрикивали песни собственного сочинения. Словом, цель была одна — создать настоящую какофонию.

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

Это было скорее деревенское, нежели городское явление. Такие процессии возникали независимо друг от друга во многих сельских обществах, например во Франции, Англии, Италии, Уэльсе и Германии. С помощью такого принудительного “будь, как все” они пытались сохранить и навязать “отступникам” общие стандарты.


Изолированность, которая имела место в США в первые десятилетия их существования, способствовала распространению шаривари. Общины были небольшими, верховодили там пуритане, поэтому обычай попал на благодатную почву. Яркий пример “Алая буква” - классика американской литературы. В книге описана история женщины, которая забеременела во время отсутствия мужа. Когда община уличила ее в этом, куда бы она ни пошла, за ней ходил барабанщик и выбивал дробь. А на груди она обязана была носить вышитую алую букву “А” — “адюльтер”.

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

В другой книге Натаниэля Готорна “Мой родич майор Молинью” герой становится свидетелем такой процессии, которую устроили его родственнику. Другие герои книги рассуждают о деталях расправы “вымазать ли его смолой и обвалять в перьях, прокатить ли по городу верхом на жерди или подвергнуть освежающему омовению у той самой водокачки”.


Виновниками процессии становились мужья, которые били своих жен, рогоносцы, которые мирились с неверностью супруги, а также любимые герои художников, изображавших шаривари — мужья-подкаблучники и их жены. Именно такая процессия Скиммингтона описана во вступлении. Ведь, цитируя ту же книгу:


“Когда муж позволяет верховодить жене, соседи принимают меры. Мужчина под каблуком у жены — плохой пример для остальных, и соседи таким образом выражают свое неодобрение. Разве ты не читала Священное Писание? Мужчина — наместник Господа на земле и царит возле своего очага”

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

Когда люди планировали устроить такую процессию, они назначали место встречи. Дальше новость о предстоящем действе передавалась из уст в уста. Любопытно, что женщины оказывали всяческую поддержку при подготовке позорного шествия. Процессия шла через все селение пешком к дому “обвиняемых”, издавая оглушительный шум.


Если участникам действа не удавалось заполучить настоящих виновников для участия в процессии, они использовали чучела, которые их изображали. Человека или чучело усаживали на жердь или осла и катали по населенному пункту. Можно представить, как были напуганы люди, если соглашались участвовать в подобной процессии, их порочащей.

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

Кроме того, большинство людей в те времена жили всю жизнь в одном и том же месте и общались только с жителями своего населенного пункта. Можно представить, какая слава преследовала их всю жизнь. Насмешки, нежелание общаться со стороны соседей. Поэтому некоторые люди не выдерживали общественной изоляции и поканчивали жизнь самоубийством. 

"Кошачья музыка" или позорное шествие Позор, Вчеразавр, Длиннопост, Измена

Мы есть и Вконтакте. Можете следить за нашими записями там.

Показать полностью 6

Древние истоки молитвенной позы

Тот, кто знаком с иконографией или часто ходит в храмы, хорошо знает Оранту — один из четырех основных типов изображений Богоматери. Она стоит подняв согнутые в локтях руки, а ладони при этом направлены в сторону смотрящего.

Древние истоки молитвенной позы Богиня, Вчеразавр, Религия, История религий, Длиннопост

Однако, такая поза в сакральной истории человечества — вовсе не принадлежность исключительно христианства. Ее корни лежат в глубокой древности. О них мы сегодня и поговорим.


С одной стороны, такая поза изначально символизировала обращение к небу и богам. Представление о том, что демиург обитает на небе, имеет очень древние корни. Даже ритуальное возжигание благовоний было направлено на то, чтобы ароматный дым достиг неба и умилостивил божеств.


Протягивание рук к тебу — это попытка обратиться к божеству, привлечь его внимание и молитва о подании благ. Историки, которые изучают жречество в античности, говорят, что часто встречается поза, изображающая жриц с поднятыми руками, только их ладони повернуты к небу. Это уже более однозначное обращение к небесным силам.


С другой стороны, протягивание рук к объекту почитания (не обязательно находящемуся на небе) тоже является очень древним. Психологи считают, что он символизирует открытость ребенка к получению тепла от матери. Либо, как можно предположить, готовность выразить покорность божеству и готовность принять дары от него. Вот пример подобной позы из Древнего Египта.

Древние истоки молитвенной позы Богиня, Вчеразавр, Религия, История религий, Длиннопост

В. Фомин в своей книге «Единое Учение о Едином Боге в духовно-посвятительной традиции» пишет: «Очевидно соответствие ритуальных поз Великой Богини, которые символизируются «трезубцем» с непропорционально большими ладонями и раскрытыми пальцами. Таковы изображения древнеиндийской богини Кали и древнерусской Макоши». Вот как выглядит вышивка Макоши или “рожаницы”:

Древние истоки молитвенной позы Богиня, Вчеразавр, Религия, История религий, Длиннопост

Культ Великой Богини, по мнению ученых, зародился во времена палеолита. И был широко распространен от Африки и Ближнего Востока, до южной Европы и Закавказья. Ниже изображения фигурок, принадлежащие разным культурам:

Древние истоки молитвенной позы Богиня, Вчеразавр, Религия, История религий, Длиннопост

Руки богинь не всегда пустые, но тем не менее подняты примерно одинаково. На память невольно приходит известнейшая критская “Богиня со змеями”. Руки у нее заняты, но все так же направлены вверх и согнуты локтях:

Древние истоки молитвенной позы Богиня, Вчеразавр, Религия, История религий, Длиннопост

И еще одна критская богиня:

Древние истоки молитвенной позы Богиня, Вчеразавр, Религия, История религий, Длиннопост

А вот Астарта:

Древние истоки молитвенной позы Богиня, Вчеразавр, Религия, История религий, Длиннопост

Интересно, что у многих древних изображений молящихся преувеличенно большие ладони. С одной стороны, это можно расценить как желание получить “чем больше, тем лучше”. Но вероятней, что такое изображение делалось ради акцентирования внимания на молитвенном жесте. Аналогично, как у статуй молящихся иногда делали преувеличенно большие глаза. Это делалось, чтобы подчеркнуть, что человек полон внимания и готов узреть и услышать божество. Также есть версия, что растопыренные пальцы и большие ладони символизируют священное древо — тоже символ богини. А возможно, такая поза в исполнении богини символизирует ее могущество и всесилие.

Древние истоки молитвенной позы Богиня, Вчеразавр, Религия, История религий, Длиннопост

На стенах римских катакомб сохранились фрески, на которых видно, что в этой позе молились первые христиане.

Древние истоки молитвенной позы Богиня, Вчеразавр, Религия, История религий, Длиннопост

При раскопках трипольской культуры ученые также находили множество статуэток, предположительно изображающих богиню. Некоторые из них имеют "зачатки" рук, которые тоже направлены вверх.

Древние истоки молитвенной позы Богиня, Вчеразавр, Религия, История религий, Длиннопост

Как видим, проходя через века, эта поза становилась то символом молящегося, то атрибутом небожителя. В любом случае, она принадлежит к сфере сакрального, и ее невозможно перепутать ни с чем.


Кстати, у нас есть сообщество Вконтакте, куда мы делаем перепост всех статей на Пикабу. Если вам удобней их читать там, милости просим.

Показать полностью 9

Волшебные лампы Густава Гуршнера

Волшебная лампа не обязательно заключает в себя джинна. Когда за ее изготовление берется скульптор, который идеально знает пластику женского тела, получается настоящая магия.


Таковы творения Густава Гуршнера (1873-1970), работу которого мы уже выкладывали в посте “Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду” . Австрийский скульптор не гнушался и дизайном повседневных предметов, которые получались просто завораживающими.

Волшебные лампы Густава Гуршнера Модерн, Ар-нуво, Лампа, Вчеразавр, Длиннопост

Его работы относятся к стилю модерн или ар-нуво. Это течение не признавало острых линий, прямых углов, скучной и помпезной официальности. Всего того, чего не существует в дикой природе. Плавные изгибы, текучесть, богатые растительные орнаменты, раковины. Его творения, пожалуй, могли бы стоять во дворце у феи. Настолько они причудливые, изогнутые и навеянные образами природы.

Волшебные лампы Густава Гуршнера Модерн, Ар-нуво, Лампа, Вчеразавр, Длиннопост

В лампах скульптора можно найти все отличительные черты ар-нуво:


1. Изогнутые линии. Вызывают ощущение легкости и воздушности.

Волшебные лампы Густава Гуршнера Модерн, Ар-нуво, Лампа, Вчеразавр, Длиннопост

2. Растительные мотивы. Колыхающиеся водоросли, травинки, нагнувшиеся под тяжестью росы, ветви и прихотливые изгибы лепестков — вот основные источники вдохновения.

Волшебные лампы Густава Гуршнера Модерн, Ар-нуво, Лампа, Вчеразавр, Длиннопост
Волшебные лампы Густава Гуршнера Модерн, Ар-нуво, Лампа, Вчеразавр, Длиннопост

3. Раковины. Имеют большое значение в работах Гуршнера. Они тоже подчеркивают связь с природой. Их причудливые формы напоминают о свободной и текучей стихии моря.

Волшебные лампы Густава Гуршнера Модерн, Ар-нуво, Лампа, Вчеразавр, Длиннопост
Волшебные лампы Густава Гуршнера Модерн, Ар-нуво, Лампа, Вчеразавр, Длиннопост
Волшебные лампы Густава Гуршнера Модерн, Ар-нуво, Лампа, Вчеразавр, Длиннопост

4. Ассиметричность. В природе не существует строгой симметрии, двух абсолютно одинаковых цветков и деревьев. Все слишком правильное скучно и сковывает полет фантазии.

Волшебные лампы Густава Гуршнера Модерн, Ар-нуво, Лампа, Вчеразавр, Длиннопост
Волшебные лампы Густава Гуршнера Модерн, Ар-нуво, Лампа, Вчеразавр, Длиннопост

У нас впереди много интересного. Подписывайтесь! Если вам удобней следить за нами в контакте, мы есть и там.

Показать полностью 10

Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду

Сейчас в это сложно поверить, но в “ревущие двадцатые” Тутанхамон был чем-то вроде селебрити. Молодой фараон, который при жизни не запомнился ничем примечательным, в 20 веке стал самым известным египетским правителем. Как говорил археолог Говард Картер: «Мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».

Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду Древний Египет, Вчеразавр, Тутанхамон, Ар-деко, 1920-е, Видео, Длиннопост

Вернее не совсем там. Примечательным было то, что до его гробницы в Долине Царей возле Фив не добрались расхитители могил. И она открылась взору археологов абсолютно нетронутой. А это редчайший случай для богатых захоронений. 26 ноября 1922 года Картер и лорд Карнарвон стали первыми людьми за 3000 лет, которые спустились в гробницу. Их глазам открылись сотни драгоценных произведений искусства ложа, светильники, украшения, одежда. Даже пучок волос бабушки фараона и позолоченная колесница.


Открытие произвело эффект разорвавшейся бомбы. Оно повлияло даже на сферы, невообразимо далекие от истории и археологии, например, на прически, бижутерию и даже американскую архитектуру. Почему так вышло? Случись событие подобного масштаба в наше время, общество тоже было бы под впечатлением. Но уже спустя неделю обсуждало бы другие новости. Но с открытием гробницы Тутанхамона дела обстояли иначе.

Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду Древний Египет, Вчеразавр, Тутанхамон, Ар-деко, 1920-е, Видео, Длиннопост

В 20-е эпоха масс-медиа только начиналась. Газета The Times заплатила Карнарвону за доступ к гробнице и право эксклюзивной публикации новостей с раскопок и фотографий захоронения. Снимки находок тиражировались средствами массовой информации и еще долго будоражили фантазию читателей.


Была и другая причина. Не так давно закончилась Первая Мировая война. Люди еще не отошли от ее ужасов и бесконечных трагических передовиц в прессе. Новости с раскопок давали возможность переключиться. Погрузиться в мир экзотики, ориентализма, древности и мистики. Люди того времени все еще воспринимали эти новости сквозь призму войны. В 1923 году The New York Times писала: “Когда объекты извлекали на свет, наблюдатели заметили, что манера, с которой их переносили на носилках, напоминала об останках, которые доставали из траншей…”


Картер объясняет взрыв популярности египетской темы так: «Надо полагать, что в то время, когда было сделано открытие, широкая публика была глубоко утомлена новостями о репарациях, конференциях, мандатах и жаждала новой темы ... Идея захороненного сокровища - это то, что нравится большинству из нас».

Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду Древний Египет, Вчеразавр, Тутанхамон, Ар-деко, 1920-е, Видео, Длиннопост

Мир устал от нищеты и трагедий. В 20-е культивировалась беззаботность, гламур и роскошь. Все небудничное и противоположное серым будням. Атмосфера, которой был окутан Тутанхамон перекликалась с этими настроениями. 20-летний юноша, проживший жизнь среди развлечений и золота. Похороненный среди несметных богатств и утонченных произведений искусства. Все это было вполне в духе времени. Популярность нового кумира подкреплялась широко распространенными фотогарфиями из гробницы.


Кристофер Фрейлинг писал в книге “Лицо Тутанхамона: “Он был молод, следил за модой. И ему, очевидно, нравилось окружать себя последними предметами роскоши: его погребальная камера наводила на мысль о похоронах с любимым 35-литровым гоночным Bugatti”


Итак, Тутанхамон обрел вторую жизнь. И новое имя. Теперь его называли Король Тут “King Tut”. Под таким именем его и прославил одноименный хит того времени. “Старый король Тут” Гарри фон Тильцера был написан в 1923 году и получил широкую популярность.


“Во времена старого короля Тут-Тут-Тутанхамона

Танцоры танцевали так, что даже старый сфинкс улыбнулся бы,

Во времена старого короля Тут-Тут-Тутанхамона,

На песке пустыни ансамбль старого корола Тута играл, а девушки покачивались”.


Ниже видео, где эта песня исполняется в современном фильме про 20-е годы:

Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду Древний Египет, Вчеразавр, Тутанхамон, Ар-деко, 1920-е, Видео, Длиннопост

Название “Король Тут” стали носить самые разные товары, фирмы. Так звали даже собаку президента Гувера. Жертвами “египетской эпидемии” пали музыка, живопись, кино и дизайн украшений. Египетские стулья, египетские книжные переплеты, египетские трансатлантические лайнеры. Доктор Коллинз писал: “Тутанхамон, лорд Карнарвон и Картер стали почти звездами. Это был просто невероятный поток игр, керамики, костюмов и постеров. Каждый хотел немного Тута”.

Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду Древний Египет, Вчеразавр, Тутанхамон, Ар-деко, 1920-е, Видео, Длиннопост

Разумеется, этот бум не обошел и кинематограф. Чего только стоит полный эротизма “египетский” танец из “Метрополиса” (1927).

Мода всегда очень живо реагирует на новые веяния. Египетская тема оказалась благодатной почвой для фантазий ювелиров и модельеров. Дизайнеры драгоценностей, включая бренд Ван Клиф и Арпельса, начали буквально фонтанировать брошами, браслетами, серьгами, шпильками и другие безделушками, украшенные древними египетскими мотивами — изображениями богов с головами животных, соколов и скарабеев.Визитная карточка 20-х - прическа боб, аналог каре, тоже имеет много общего с формой египетских париков. В The Los Angeles Times были такие строки “Древний Египет снова ожил в Голливуде: Даже прическа боб реинкарнировалась со времен, когда строились гробницы”.

Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду Древний Египет, Вчеразавр, Тутанхамон, Ар-деко, 1920-е, Видео, Длиннопост
Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду Древний Египет, Вчеразавр, Тутанхамон, Ар-деко, 1920-е, Видео, Длиннопост

Визитная карточка 20-х - прическа боб, аналог каре, тоже имеет много общего с формой египетских париков. В The Los Angeles Times были такие строки “Древний Египет снова ожил в Голливуде: Даже прическа боб пережила реинкарнацию со времен, когда строились гробницы”.

Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду Древний Египет, Вчеразавр, Тутанхамон, Ар-деко, 1920-е, Видео, Длиннопост

Об одежде и говорить нечего. Платья, жакеты, плащи — египетские орнаменты предоставляли широкий простор для дизайнерских идей. Газеты того времени даже говорят о вечернем наряде под названием “мантия мумии”. 

Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду Древний Египет, Вчеразавр, Тутанхамон, Ар-деко, 1920-е, Видео, Длиннопост
Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду Древний Египет, Вчеразавр, Тутанхамон, Ар-деко, 1920-е, Видео, Длиннопост

Египетский стиль просочился даже в архитектуру. Например, кинотеатр Карлтон в северном Лондоне был построен в 1930 году. Архитектор Джордж Коулс спроектировал для этого роскошного здания великолепный фасад в египетском стиле, украшенный разноцветными плитками.

Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду Древний Египет, Вчеразавр, Тутанхамон, Ар-деко, 1920-е, Видео, Длиннопост

Роберт Грейвз и Алан Ходж, которые исследовали быт Британии в промежуток между двумя войнами, писали: “На полном серьез предлагалась, назвать участок метро от Мордена до Эджворта — Тутанкемден. Потому что он проходил через Тутинг и Кемден Таун”.

Да в самом стиле ар-деко, который царил в 20-е много отсылок к египетскому стилю. Например, любовь к золотистым оттенкам, пилоны, скарабеи, колонны, расширяющиеся кверху — все это мир видел уже тысячи лет назад,


Не исключением был и дизайн интерьера. Ниже фото египетской лампы известного швейцарского скульптора и художника Альберто Джиакометти 1933 года. При ее создании он вдохновлялся алебастровой масляной лампой в форме трех цветков лотоса, которая была найдена в гробнице фараона.

Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду Древний Египет, Вчеразавр, Тутанхамон, Ар-деко, 1920-е, Видео, Длиннопост

А вот скульптура “Рабыня” 1922 года потрясающего скульптора Густава Гуршнера.

Тутанхомания: как открытие гробницы перевернуло моду Древний Египет, Вчеразавр, Тутанхамон, Ар-деко, 1920-е, Видео, Длиннопост

Вот так правитель, который не сделал ничего примечательного в жизни, спустя тысячи лет удостоился народного поклонения.

Кстати сообщество есть и в Контакте, если вам удобней читать новости там.

Показать полностью 12 2

Секретное оружие черкесских красавиц — корсет

Секретное оружие черкесских красавиц — корсет Корсет, История, Одежда, Вчеразавр, Длиннопост

Османская черкешенка, 20 век

Продолжая тему корсетов, о которых был пост около месяца назад, мы решили рассказать об этой детали гардероба родом из Адыгеи. Несколько веков назад существовал стереотип, что черкешенки — редкостные красавицы. Причем он был настолько силен, что начиная с 18 века косметические продукты рекламировались с упоминанием слова “черкесский” в названии.


Черкешенки были самыми желаемыми обитательницами гарема для коллекционеров наложниц: Д.Дорис писал: «Контингент гарема набирается почти исключительно из представительниц черкесской расы – самой красивой на Востоке... Выбранные за свою раннюю красоту, почти все одалиски куплены еще девочками специальными агентами Двора».


Такая слава неудивительна. Тем более, что в числе сильных сторон их наружности обязательно упоминался “гибкий стан”. В гардеробе жительниц этой исторической области на юге России был аксессуар, который с детства влиял на их стать и стройность. Все это накладывало отпечаток изящества и утонченности на образ черкесской женщины.

Секретное оружие черкесских красавиц — корсет Корсет, История, Одежда, Вчеразавр, Длиннопост

Кажется, что корсет — наследие исключительно европейской культуры. Но это вовсе не так. Англичанин Джемс Белл писал: «Я не знаю, какой путешествующий или странствующий по свету парижанин внушил черкесам мысль улучшить божье создание стягиванием бедер юных девушек тугим кожаным поясом!»


О том, что у черкессов (или адыгов) широко было распространено ношение корсета, упоминают почти все авторы 17 - первой половины 19 века. Например, французский консул в Крыму, Ксаверио Главани, в начале 18 века писал, что в Черкессии «женщины гордятся своим стройным станом и носят особый род корсета». К сожалению, несмотря на такую популярность, в наше время осталось всего 3 корсета, которые хранятся в музеях.

Секретное оружие черкесских красавиц — корсет Корсет, История, Одежда, Вчеразавр, Длиннопост

Почему же черкешенки носили этот предмет гардероба? Дело в том, что у адыгских народов идеал красоты был таков — стройная фигура, плоская грудь и талия по тонкости «равная по объему завязке для ноговиц», т. е. 50—55 см. Этим они разительно отличаются от большого количества народов, которые до самого позднего времени считали, что толстая женщина = красивая. Вспомнить хотя бы кустодиевских купчих.

Секретное оружие черкесских красавиц — корсет Корсет, История, Одежда, Вчеразавр, Длиннопост

Добиться стройности пытались разными способами. Например, до замужества девушка не должна была спать на мягкой постели. Черкесам любого пола запрещалось есть любые блюда, способствующие ожирению. Но этого было недостаточно, чтобы приблизиться к идеалу красоты. В ход шел корсет.


Его надевали на девочку 10-12 лет и туго зашнуровывали. Хотя мнения ученых, относительно этого возраста, расходятся. Это было своего рода посвящением в девушки. Ведь корсет надевался именно тогда, когда фигура начинала формироваться. Причем он очень плотно стягивал и грудь.

Секретное оружие черкесских красавиц — корсет Корсет, История, Одежда, Вчеразавр, Длиннопост

Перед этой процедурой девочка должна была обхватить указательным и большим пальцем запястье. Если у нее это не получалось, то ее сажали на малокалорийную диету. Причем этот “экзамен” повторялся всякий раз, когда корсет меняли на соответствующий росту. Корсет носился постоянно. Девочки в нем спали и снимали только во время мытья или для починки этой детали гардероба.

Секретное оружие черкесских красавиц — корсет Корсет, История, Одежда, Вчеразавр, Длиннопост

В зависимости от достатка семьи изменялся и материал корсета. Он мог быть из сафьяна, козьей кожи или кожи более примитивной выделки. Крымский князь Хан-Гирей и по совместительству этнограф и фольклорист писал, что у девушек высшего класса будничный корсет был из желтого сафьяна. Праздничный - из красного сафьяна или бархата, обшивают серебряными и золотыми галунами, в таком случае он бывал с короткими полами и серебряными застежками на груди. Такой корсет одевался сверх рубашки, под верхней одеждой и не так часто носился. У девушек простого сословия корсет был из телячьей или козьей кожи.

Секретное оружие черкесских красавиц — корсет Корсет, История, Одежда, Вчеразавр, Длиннопост

Очень красивое описание оставил тот же Белл, которого мы цитировали выше: «Девушка же, у которой узко стянут корсет, покрытый спереди серебряными аграфами, также как и шапочка, украшенная серебряными пуговицами и галуном, - имеет воинственный вид, как будто ее невинность вооружена во всю и неуязвима для всех атак, в то время как волнистые локоны ее длинных волос, ее развевающееся платье и ее скромная походка придают ее фигуре женственность, а если она высока ростом, то достоинство и грацию».

Секретное оружие черкесских красавиц — корсет Корсет, История, Одежда, Вчеразавр, Длиннопост

Корсет такой начинался очень высоко, почти от плеч и заканчивался до бедер. Спереди в материал для жесткости конструкции вставляли две широкие деревянные пластинки. Они прижимали грудь и препятствовали ее росту. На спине тоже была деревянная пластинка. Тугая шнуровка находилась спереди. Она проходила через дырочки или серебряные крючки.

Обхватывание запястья, про которое мы писали выше, служило еще и способом снятия мерки. Два обхвата запястья условно равнялись объему шеи, а два объема шеи или же четыре обхвата запястья должны были соответствовать объему талии. Исходя из этих мерок и шился корсет.


Прощались девушки с этим аксессуаром только в первую брачную ночь. Причем женщины, которые наряжали невесту, специально путали шнуровку, чтобы подразнить жениха. Если после брачной ночи было замечено, что шнурок разрезан или порван - над нетерпеливостью молодожена смеялись :)


Впрочем Хан-Гирей считал, что черкешенки были стройными благодаря умеренности в еде, а не корсету. А он был виной тому, что грудь даже у зрелых адыгеек часто была неприметна. Несмотря на это, серьезного урона здоровью черкесских девушек он не наносил. Они были плодовитыми и рожали не менее 4-7 детей.

Секретное оружие черкесских красавиц — корсет Корсет, История, Одежда, Вчеразавр, Длиннопост

Кстати, мы есть и Вконтакте, если вам там удобней следить за нашими новостями.

Показать полностью 9

Мужской пирсинг ушей сквозь века

Ни для кого ни секрет, что в прошлые времена мужчины украшали себя примерно так же, как женщины. Красили глаза, завивали волосы, носили парики и пудрились. Пирсинг ушей в те времена не был прерогативой женского пола. И сохранялось такое положение дел достаточно долго.

Мужской пирсинг ушей сквозь века Вчеразавр, Пирсинг, История, Мода, Длиннопост

Первым человеком, на котором были найдены признаки пирсинга ушей был именно мужчина. В Альпах обнаружили тело мужчины, которому около 5300 лет. Возможно, вам приходилось о нем слышать, это достаточно известный посмертно мужчина, которого ученые прозвали “Ötzi”. Он был тем еще модником, помимо дырок в ушах у него насчитали 61 татуировку. В ушах у него были практически “тоннели” диамером 7-10мм.


По мнению ученых, ношение сережек было символом знатного происхождения и зажиточности. Что неудивительно, ведь они изготавливались из благородных металлов. Не раз были находили мумии мужчин со следами пирсинга в ушах. Хотя чему еще можно удивляться, если мужчины-египтяне красили глаза?


Не отставали от египтян и другие народы. На ассирийских барельефах можно увидеть, что “сильные мира того” не только завивали бороду, но и носили серьги.

Мужской пирсинг ушей сквозь века Вчеразавр, Пирсинг, История, Мода, Длиннопост

Ацтеки строго регламентировали, какой пирсинг мог носить член общества в зависимости от места в иерархии. Правители и представители высшей аристократии имели право носить серьги-”затычки” из золота и драгоценных камней не только в ушах, но и в губах, и в ноздрях.

Мужской пирсинг ушей сквозь века Вчеразавр, Пирсинг, История, Мода, Длиннопост

То же самое касалось индийских раджей и северно-американских индейцев. Причем в последнем случае можно предположить, что это осколки обычая, когда пирсинг ушей был частью инициации юношей. Когда необходимо было пережить различные болезненные процедуры, чтобы доказать, что мальчик достоин звания воина. А антрополог Тед Полемус считает, что изначально дырки в мочках делались для того, чтобы через них вышли злые духи.Но и он не отрицает, что делались они в знак полового созревания.


Жители африканских племен всегда носили и носят до сих пор серьги в ушах. Это заставляет ученых думать, что такая инициация была распространена повсеместна, но в Европе просто исчезла раньше, чем в более глухих точках земного шара.

Мужской пирсинг ушей сквозь века Вчеразавр, Пирсинг, История, Мода, Длиннопост

В средние века церковь не сильно жаловала “уродование” человеческого облика, который был создан по божьему образу и подобию. Поэтому серьги надолго исчезли из обихода. Однако, их с большим удовольствием носили скандинавы. А в Европе - деклассированные элементы, например, артисты и разбойники. В книге “Medieval Salento: Art and Identity in Southern Italy” пишется, что в северной Италии одну серьгу надевали рабам обоих полов.


Если верить Филипу Стаббсу, английскому автору памфлетов, в 16 веке ношение сережек было гораздо популярнее среди мужчин, чем среди женщин. То же самое подтверждает хронист Рафаэль Холиншед, который как и Стаббс нападал на обычаи того времени. Согласно его записям, серьги носили в основном “развратные придворные” и “рыцари удачи”.


В те времена практика прокалывать уши среди мужчин пришла, очевидно, из Испании. Так как испанская мода царила тогда в Европе повсеместно - мужской пирсинг распространился при дворе Генриха III Французского, а оттуда попала в елизаветинскую Англию. При том мужчины их носили в одном ухе. Среди знаменитых любителей той моды Роберт Карр, 1-й граф Сомерсет, Чарльз I Английский и Шекспир.

Мужской пирсинг ушей сквозь века Вчеразавр, Пирсинг, История, Мода, Длиннопост

1600-е годы были золотым временем для мужчин, которые любили носить серьги. Молодые представители европейского дворянства с помощью пирсинга из драгоценных камней и металлов рекламировали себя на “рынке женихов”. Самыми популярными были сережки из крупного жемчуга.

Мужской пирсинг ушей сквозь века Вчеразавр, Пирсинг, История, Мода, Длиннопост

Например, серьги носили сэр Уолтер Рэйли и Френсис Дрейк. Даже ребенок знает, что серьга - отличительная черта пиратского облика. Проколотые уши выступали свидетельством опытности морехода. Правда тут существуют разные трактовки. Доводилось слышать о том, что пирсинга ушей удостаивается тот, кто совершил кругосветку, либо тот, кто пересек экватор.


Есть мнение, что моряки прокалывали уши и вдевали в них сережки из драгоценных металлов с другой целью. В случае если судно терпело крушение и мореход погибал, серьги должны были выступать платой за подобающее христианское погребение. Но, по правде говоря, невозможно утверждать, что мы знаем об истоках этой традиции наверняка.

Мужской пирсинг ушей сквозь века Вчеразавр, Пирсинг, История, Мода, Длиннопост

Если говорить о славянских реалиях, то и тут встречался пирсинг в ушах. Изначально среди древнерусской знати. Византиец Лев Диакон так описывает Святослава “В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами.” Среди казаков серьги также пользовались популярностью. Их количество означало место в роду. Единственный сын у мате­ри носил одну серьгу в левом ухе, последний в роду носил серьгу в правом ухе. Если козак носил две серь­ги, это значило, что он единственный ре­бенок у родителей.

Мужской пирсинг ушей сквозь века Вчеразавр, Пирсинг, История, Мода, Длиннопост

Поговорка”Для милого дружка не жаль сережку из ушка” восходит ко временам Павла I. Причем такие подаренные любимой женщиной серьги не обязательно носили в ухе. Женщины верили, что они защищают от оружия и напоминают сердечному другу о той, что ждет его на родине. А вот носить их можно было в качестве талисмана, даже нашив на одежду или в качестве подвески. Такое тоже практиковалось.


Так что прежде чем клеймить современных мужчин с пирсингом давайте будем помнить, что серьги как раз изначально были именно мужским атрибутом.

Кстати Вконтакте мы тоже есть, если вам удобней следить за нами там.

Показать полностью 7

Супергибкие "люди-змеи" и история искусства конторсии

Супергибкие "люди-змеи" и история искусства конторсии Акробатика, Вчеразавр, Развлечения, История, Длиннопост

Супергибкие “люди-змеи” поражают воображение людей уже сотни лет. Их еще называют артистами жанра каучук. Фантастическая пластичность этих людей объясняется гипермобильностью их суставов. Поэтому если человек гнется не лучше, чем Буратино, развить такое умение не получится. Как правило, актеры этого жанра отбираются по врожденным способностям к необычайной гибкости и с возрастом постоянно развивают ее тренировками.


Такие люди издревле зарабатывали на хлеб демонстрацией своих необычных способностей. Такое искусство называется конторсия и процветало еще в древнем мире.  

Супергибкие "люди-змеи" и история искусства конторсии Акробатика, Вчеразавр, Развлечения, История, Длиннопост

Артист жанра каучук позирует в студии, 1880 год


Это искусство было известно уже в древнем Египте, Греции, Этрурии, Риме. Античные конторсисты выступали с театральными труппами наравне с силачами, канатными плясунами и фокусниками, шокируя и впечатляя публику. Кроме этого, они показывали трагические пантомимы в театрах, на стадионах и в частных домах.

Супергибкие "люди-змеи" и история искусства конторсии Акробатика, Вчеразавр, Развлечения, История, Длиннопост

Древнегреческий сосуд. 330-340г. до н. э.


Логично, что во времена христианства конторсия пережила упадок. И сохранилась только как развлечение высших слоев общества наравне с карликами, уродцами и шутами. Но даже в эту эпоху упадка она была увековечена в виде скульптур, украшающих церкви. Например, в нефе Руанского собора изображена Саломея, которая танцует на руках во время пира Ирода, а ее согнутые ноги свисают над головой. Ниже фигура акробата, которая украшает пилястр колонны в другом соборе (около 1150г.):

Супергибкие "люди-змеи" и история искусства конторсии Акробатика, Вчеразавр, Развлечения, История, Длиннопост

В Азии это искусство известно в первую очередь как часть ритуала. В Монголии и Китае традиционные буддийские танцы Цам включают в себя конторсию в движении.

Кстати, в Монголии конторсия имеет национальное значение как часть местной культуры. Детей, предназначенных для этой профессии, здесь начинают тренировать с 5 лет. Современные монгольские артистки каучук успешно покоряют сцены мира.

Супергибкие "люди-змеи" и история искусства конторсии Акробатика, Вчеразавр, Развлечения, История, Длиннопост

Отго Валлер, известная конторсионистка из Лас-Вегаса


В Индии некоторые псевдо-садху (святые люди) или факиры традиционно развлекают туристов такими сложными позами. А европейцы их ошибочно считают йогами. Хотя конечная цель таких людей исключительно заработок.


В Европе как публичное зрелище конторсия возродилась только в 18 веке. А уже в веке 20 стала достаточно популярна в первую очередь благодаря женщинам-исполнительницам. В 1890-х годах в варьете выступала госпожа Бартольди - “женщина-змея”.

Супергибкие "люди-змеи" и история искусства конторсии Акробатика, Вчеразавр, Развлечения, История, Длиннопост

Расцвет конторсии пришелся на 30-40-е годы прошлого века. Она стала целым костюмированным представлением с подобием сюжета и эффектной подсветкой. В автобиографическом “рассказе конторсионистки” упоминается о том, как одна актриса однажды дома спустилась по лестнице, как лягушка, а с ее домовладелицей из-за этого зрелища случилась истерика. Там же говорится о том, как публика ужасается, слыша хруст костей во время номера, а одна женщина даже упала в обморок.

Супергибкие "люди-змеи" и история искусства конторсии Акробатика, Вчеразавр, Развлечения, История, Длиннопост

Сильфида (Эдит Ламбелль Лангерфельд) американская конторсионистка и танцовщица


Изначально войдя в культуру как религиозная практика, конторсия перекочевала в цирки и на площади. А в наше время все чаще встречается в ночных клубах, кабаре, на концертах и выставках. Кстати, среди самых известных современных артистов каучук много славянских имен. Это Наталья Василюк, Татьяна Басаргина, Кристина Киреева. И эффектная Злата, которая родилась в Казахстане, но теперь выступает по всему миру. Ее называют “богиней гибкости”.

Супергибкие "люди-змеи" и история искусства конторсии Акробатика, Вчеразавр, Развлечения, История, Длиннопост

С ходом времени интерес человечества к необычному на грани жуткого ничуть не уменьшается. Ну а нас интересует человеческая культура во всех ее проявлениях. Поэтому оставайтесь с нами, подписывайтесь на сообщество - и мы вам расскажем еще много интересного.


Не забывайте, что мы есть еще и Вконтакте, читать наши посты с Пикабу можно и там.

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!