Что не так с Вестеросом? Технологический прогресс, а точнее его отсутствие
Нелепый пролог:
"8.000 лет с момента прихода Первых Людей в Вестерос" - так считают многие Мейстеры Цитадели, и потому большинство людей на континенте (если хоть кому-то есть до этого дело).
Не менее нелепое введение:
Дж. Р. Р. Мартин никогда не скрывал, что он воодушевлялся действительной историей человечества, а в частности, средневековой Европы при написании романов, где война роз (как ее именовал У. Шекспир) фактически легла в качестве основы всего сюжета. Однако, всем этим событиям меньше 600 лет, и средние века длились, впрочем, не больше 1.000 лет, так почему, спрашивается, Вестерос такой отсталый? Почему человечество на земле за 1.500 лет сумело пройти путь от деревянных колесниц до полетов в космос, в то время, как в Вестеросе как били друг друга мечами тысячи лет назад, так и продолжают? Об этом и немного другом читайте ниже (если, конечно, хотите).
Если вы неплохи в английском, то посмотрите видео ниже - избавьте себя от нужды читать нудный краткий пересказ в следующих паре-тройке абзацах, а затем сразу перейдите на параграф "Недочеты, допущенные в видео и многое другое" ниже.
Однако, СПОЙЛЕР: драконы далеко не главная причина, а возможно и вовсе не причина.
Свободный пересказ того, что в видео:
Рыцари, замки, лорды и беззащитные, вечно голодающие крестьяне - Средневековье, страдающее средневековье; хотя, пожалуй, еще щепотки фантастики в виде драконов, ходячих мертвецом и магии, и мы получаем то, где происходят почти все страдания - Вестерос. В Вестеросе все предельно просто: у каждого лорда есть замок (или его подобие), все прилегающие земли его, да даже местная экономика под его началом - никому нет дела, что происходит у соседей на районе; собираются все вместе вокруг главного лорда только по важным событиям, например, перед войной. Итак, нет и в помине сильного единого органа управления. Все, в конечном итоге, сводится на честное слово присяги и верности каждого лорда своему сеньору и/или королю - чем не Средневековье?
Теперь по теме, если замок крепок и надежен, то его лорду нечего боятся - никакая армия не сможет взять его штурмом, за исключением только больших армий; правда, победа для последней будет пиррова и вряд ли она останется после этого большой. А теперь еще ближе к теме - Мехмед II. Да-да, считается, что именно взятие Константинополя османскими войсками с помощью пушек символизирует окончание средних веков (насчет вступления в что-то новое речи еще не было). Теперь необязательно взбираться на стены замка, отмахиваясь от защитников топором в правой руке и держась за лестницу левой, при этом пытаясь не свариться в кипящем масле или не размозжить голову об булыжник, летящим сверху. Нет, достаточно прикатить пушки, разнести стены и вперед - грабить замок!
Теперь, когда лорды не могут спрятаться в домике, а должны встретить врага в чистом поле, да желательнее подальше от своих владений, чтобы супостат не смел буянить и громить, где ему не положено, нужна настоящая армия - не кучка крестьян, вырванных с полей мелкими лордами, вперемешку с горсткой рыцарей и солдат. На примитивной агрикультуре далеко не уйдешь (вспомните 20.000 солдат Робба против 50.000 Тайвина) - нужно больше золота. Если у вас нет под боком неиссякаемых рудников золота (даже у Ланнистеров они иссякли), тогда нужно лучше изымать налоги с населения, а чтобы сделать это, нужна центральная власть (на самом деле из этого вытекает намного больше, но мы ведь тут не рассуждать собрались).
Вместо пушек Вестерос получил драконов - да уж, не лучшая альтернатива. Если пушки может собрать каждый, то драконов оседлать могут только потомки старой Валерии, то есть Таргариены. Что мы получаем: драконы - сверхоружие, подвластные только одной правящей семье и только, и как следствие, они будут из кожи вон лезть, чтобы остаться в абсолютной монополии, предотвращая любые попытки создания контр-оружия, пока они у власти.
Итак, если орудовать только этой информацией, то мы получаем следующий вывод: драконы - это плохо: плохо для экономики; плохо для социального развития общества; плохо для технологического развития, да плохо для всего и всех, кроме самих драконов и их хозяев.
Недочеты, допущенные в видео и многое другое:
Если вам не наскучило еще читать, и вы жаждете узнать, кто и что все-таки сдерживает прогресс Вестероса, то предлагаю глянуть вот эту статью (опять же, если вы на "ты" с английским). А всех остальных милости прошу к нашему шалашу ознакомиться с идеями ниже и высказать свое мнение по любой из них в комментариях.
Часть I: "Зима близко. Надень шапку!": может быть во всем виновата погода?
Никто в Вестеросе не может предугадать смену времен года (можно ли называть их еще "времена года" после этого?), даже Мейстеры могут только выдавать уже очевидные прогнозы, когда сезоны подходят к своему концу (Ха! Уже 6 сезонов не оканчивается лето! Ой, мы ведь не про сериал сейчас). Слова Старков: "Зима близко" - наверное, единственный прототип прогноза погоды, которым владеют жители Вестероса, схожим, кстати, по точности с нашими современными ежедневными прогнозами, но это совсем другая история. Итак, зиму предугадать сложно, длятся они, зараза, вечность и еще немного; как результат - долгосрочные вложения денег в развитие агрикультуры являются крайне рискованным делом, поэтому излишков еды вряд ли когда-либо будет.
Постойте-постойте, так ведь под снегом оказываются не все земли! Летние Острова и Дорн, к примеру. Да даже если погода и вправду замедляет развитие, никто никогда не поверит, что она - единственный фактор, мешавший людям в течении 8.000 лет развиваться!
Часть II: "Вассал моего вассала - не мой вассал", "Это не мы такие, это жизнь такая" и прочее в таком духе.
Может быть социальный строй всему помеха?
Экономист и историк, МакКлоски в своей недавней работе резюмировала причину индустриальной революции следующим образом:
Не рост буржуазии как таковой, а подъем буржуазии в глазах масс дает толчок к экономическому развитию
Довольно умничать, вот простыми словами: в феодальном обществе Вестероса у простолюдин нет никакой инициативы развивать как орудия труда, так и трудовой процесс, а все потому что как только какой-нибудь смекалистый крестьянин придумает, например, улучшенный плуг, то тут же появится лорд и отберет его изобретение, присвоив себе. Как итог, никакого предпринимательства. Да, в этом плане у Вестероса надежд на просвещение невелики - если за 8.000 лет строй не изменился, то вряд ли он изменится в обозримом будущем, исключая, конечно, непредвиденные обстоятельства такие как, приход Белых Ходоков (у этих парней, надеемся, идея насчет социального строя будут лучше).
Часть III: Во всем виноваты "серые крысы" - Барбери Дастин. Мейстеры не такие уж белые и пушистые.
Кто бы мог подумать? Орден Мейстеров - по всему видимому, единственное подобие университета, где ведутся хоть какие-то исследования, и которое имеет непосредственное влияние на все без исключения знатные семьи Вестероса, - все, даже на королевскую. Да они клянутся принимать нейтральную позицию в политике; да, они кажутся все безобидными и даже положительными героями (не считая, конечно, Пицеля), но все же сам Орден, сама система имеет массу изъянов, да таких, чтобы препятствовать развитию страны с самого своего основания.
Монополисты. Мейстеры - настоящие монополисты, когда дело доходит до исторических сведений и научных знаний. Все, что нужно сделать обычному человеку в Вестеросе, чтобы получить доступ к этим знаниям - это всего-то навсего быть мужчиной, поклясться воздерживаться до конца жизни и пообещать служить случайно выбранному лорду где-то на отшибе Вестероса, опять же, до конца своих дней. Школы при монастырях католической церкви в Европе имели примерно такие же требования к абитуриентам, но позднее он эволюционировали в то, что сегодня мы называем университетами и произошел этот метаморфоз за короткий, по меркам развития Вестероса, срок. Орден Мейстеров, однако, никак не давал ход такому развитию событий, ревностно защищая свою монополию, тем самым обеспечивая себе доступ в каждый замок, в каждую знатную семью, в каждую ячейку правящего класса - при такой скрытой силе они наверняка могут оказаться серыми кардиналами, дергающими за такие нитки, какие невиданны и Мизинцу, и Варису (а вы думали почему Пицель притворяется таким немощным в их обществе?) В прочем, это уже совсем другая история.
Система выдачи верительных грамот так же, как и современная система образования в нашей стране, настолько устарела, что действует, наоборот, против развития науки в Вестеросе. Когда ученик проходит обучение в Цитаделе, он кует себе звенья для цепи, которую будет носить на шее до конца своих дней: по одному звену на каждое мастерство по мере окончания изучения такового. Как только цепь достаточно длинна, новоиспеченный мейстер покидает "кузню знаний" (скорее цепей) для службы в каком-нибудь замке. Видите изъян? А он есть. В итоге, Цитадель выпускает эрудитов, людей обширных, но поверхностных знаний, далеко не специалистов, как это принято сегодня. Мейстеров заставляют изучать все существующие знания вместо того, чтобы специализироваться и расширять горизонты в определенном направлении. Представьте, если достаточно одной жизни, чтобы изучить все, то наверное не так много знаний открыто мейстерами на момент происходящего.
Квиберн - отличный пример мыслящего человека, который видит все изъяны Ордена.
Они изучают - не учатся , гордо передавая следующим поколениям те же знания, что получили в свою очередь от предшественников без никаких собственных вложений.
Квиберн не боялся задавать вопросы и находить на них ответы; вопросы, которые другие мейстеры боялись даже задавать. Если таких прогрессивно мыслящих людей, как Квиберн, недолюбливает Орден, то не мудрено, что Вестерос просто обречен быть в вечном застое.
Квиберн не единственный, кому Орден перешел дорогу. Гильдия Алхимиков фокусировалась на изучении мистических тайн трансмутации металлов и создании новых веществ. Именно они создали "Дикий Огонь", уничтоживший флот Станнис, да и в целом, способный уничтожить, что угодно, подобно дыханию дракону. Да, они жутковаты и кажутся безумными (не зря их услугами пользовался Безумный Король), но это ни в коем случае не делает их открытия и достижения менее впечатляющими. Мейстеры, однако, были готовы из кожи вон лезть, чтобы единолично занять место под солнцем, вытеснив Гильдию. Конечно, после того, как один король умирает, выпив продукт алхимиков, а другой использует его для публичного сжигания людей, Гильдия в конце концов была изгнана из общества, тем самым Орден Мейстеров одержал закулисную победу.
Мейстеры известны не только своим недоверием к какому-либо виду магии, но и своим целеустремленным планом искоренить магию из Вестероса подчистую (отсюда растут ноги теории, что мейстеры медленно, но уверенно подрывали власть Таргариенов). Дикий Огонь в их глазах - магия, несмотря на то, что эта удивительная субстанция имеет огромную силу, которая, если обуздана, может послужить источником энергии при индустриальной революции. Да, почему бы и нет? У Дикого Огня сумасшедшее количество заключенной энергии на грамм материи, оно может быть безопасно перевезено на дальние дистанции (конечно, при должных мерах безопасности), и оно сохраняет свои свойства в течении необычайно долгого времени. К тому же, об угле или нефти в Вестеросе мы пока ничего не слышали. Дикий Огонь - это, можно сказать, подобие динамита или ядерной энергии: оно вначале используется для разрушения во время войны, но может быть использовано для развития общества в мирное время.
Неприязнь и возможная боязнь магии мейстерами послужила причиной упадку и последующему изгнанию из общества единственной группы людей, способных создавать и контролировать Дикий Огонь. Сделав такой шаг, Орден, по сути, растоптал единственный шанс для Семи Королевств выйти из экономического застоя путем технологического развития.
Только представьте, что могло бы произойти, если бы мейстеры, наоборот, объединили усилия с Гильдией, посвятив время изучению и улучшению Огня? Паровые двигатели на Диком Огне, горнодобывающие инструменты на Диком Огне, долго горящие уличные лампы на Диком Огне...
Поразительная утонченность, с которой Мартин кроит вселенную "Песни Льда и Пламени" позволяет истории человечества не только предстать под другим углом, но и заиграть совсем новыми красками. Мы имеем возможность прогнать, так сказать, симуляцию нашей истории, меняя параметры и переменные, добавляя новое, изменяя правила, при этом узнавая новое о себе; об обществе; о мире. Хочется закончить цитатой из того самого видео, выводы в котором мы подвергли сомнению:
Эволюция цивилизаций не всегда неизбежна, она всецело зависит от действий одних людей и побуждений к таковым, как результат, других.
На этом рассказ пока прерывается, а кто слушал тому, кто дочитал до конца спасибо.
P.S.
Эх... все же почему Дж. Р.Р. Мартин так долго пишет книги? Ваш верный писака считает, что создавая свою вселенную, Мартин хочет ее сделать логичной, без ошибок, с собственной жизнью; такой жизнью, чтобы одной статьи-анализа было недостаточно, чтобы породить кучу теорий, чтобы вселенная не ограничивалась только тем, что написано на бумаге. Он мог бы быстро состряпать пару книжек, основанных исключительно на сюжете или уйти во все тяжкие, начав фан-сервис, как в сериале. Тем не менее, лучше медленно и качественно, чем быстро, да с таким количеством изъянов, что только главная идея остается драгоценностью, как это, например, случилось со "Звездными Войнами" и "Гарри Поттером".