Dawidov

Dawidov

Пикабушник
поставил 456 плюсов и 122 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
11К рейтинг 33 подписчика 27 подписок 140 постов 27 в горячем

Линн Лэнгмад. Бабочка

Линн Лэнгмад. Бабочка Бабочка, Рука, Черно-белое фото, Париж, Линн Лангмад, Изящность
Показать полностью 1

Ровесник пирамиды Хеопса: в Подмосковье обнаружен уникальный некрополь возрастом 4,5 тысячи лет

Подмосковная экспедиция Института археологии РАН обнаружила в Истринском районе некрополь, сооружённый 4,5 тыс. лет назад. Могильники принадлежат представителям фатьяновской культуры — первым скотоводам и земледельцам в северо-западной части России. В погребениях учёные нашли отлично сохранившиеся боевые топоры, наконечники копий и стрел. В будущем специалисты планируют провести ДНК-анализ останков фатьяновцев, чтобы выяснить их происхождение.

Ровесник пирамиды Хеопса: в Подмосковье обнаружен уникальный некрополь возрастом 4,5 тысячи лет Новости, История, Открытие, Наука, Археология, Интересное, Подмосковье, Московская область, Длиннопост

Боевой длиннолопастный каменный топор из некрополя на Истре


Учёные Института археологии РАН обнаружили в Истринском районе Московской области неизвестный ранее некрополь — археологический памятник «Павловская слобода». Находку удалось сделать во время проведения историко-культурной экспертизы участка перед строительством школы.


«Уникальность этой находки — в её исключительной редкости. Последний раз подобный некрополь был найден в Подмосковье 25 лет назад, а для науки такой срок весьма значителен. За это время появились новые технологии, благодаря которым мы сможем исследовать наши находки на абсолютно новом уровне», — сообщила заместитель директора по науке ИА РАН, начальник Подмосковной экспедиции Ася Энговатова.


Найденный некрополь принадлежит представителями фатьяновской культуры, распространённой на территории современной северо-западной части России.


Фатьяновская культура — это археологическая культура на территории центральной России, датируемая второй половиной III тысячелетия — серединой II тысячелетия до н. э. Культура получила такое название по могильнику, найденному археологом А. С. Уваровым в 1873 г. недалеко от деревни Фатьяново. Представители данной культуры — фатьяновцы — пришли, как предполагается, с запада и занимались как охотой и рыболовством, так и, вероятно, скотоводством и земледелием.


Учёные считают фатьяновскую культуру частным вариантом культуры шнуровой керамики, или, как её ещё называют, культуры боевых топоров. Своё наименование она получила из-за традиции класть в мужские погребения боевой каменный топор. Она была распространена в Восточной и Центральной Европе: Германии, Польше, Прибалтике, Финляндии, Белоруссии.


Считается, что в середине III тыс. до н. э. восточные представители культуры боевых топоров начали продвигаться на восток по долинам рек, пока не обосновались на северо-западе России. Однако споры о происхождении фатьяновской культуры, её периодизации, хронологии и этноса не утихают до сих пор.

Ровесник пирамиды Хеопса: в Подмосковье обнаружен уникальный некрополь возрастом 4,5 тысячи лет Новости, История, Открытие, Наука, Археология, Интересное, Подмосковье, Московская область, Длиннопост

Длиннолопастные каменные топоры.

Каменные боевые топоры из габбро-диорита представляли собой точные копии бронзовых топоров.


«Это боевой топор, который использовали на войне: им проламывали голову врагу. Топор тяжёлый и в сочетании с длинной рукояткой представляет собой грозное оружие. Есть захоронения с пробитыми черепами, и недооценивать силу таких вещей нельзя: если таким «томагавком» попасть в голову, то ранение будет смертельным», — отметила Энговатова.


Топор-клин из шлифованного кремня, по мнению специалистов, предназначался для выполнения неизвестных работ. Кремнёвые наконечники стрел и копий, а также длинные кремнёвые пластины могли использоваться в качестве лезвия ножа.


Кроме того, в захоронениях обнаружены лепные погребальные сосуды, украшенные орнаментом, который нанесли с помощью перевитого шнура. По мнению учёных, наконечники стрел и дротиков также являлись погребальным инвентарём — заупокойными дарами умершему.

Ровесник пирамиды Хеопса: в Подмосковье обнаружен уникальный некрополь возрастом 4,5 тысячи лет Новости, История, Открытие, Наука, Археология, Интересное, Подмосковье, Московская область, Длиннопост

Кремнёвые наконечники стрел



Весной учёные продолжат исследование уникального памятника. По словам Энговатовой, после завершения археологических работ находки могут быть переданы в областной музей в Истре. Также не исключено, что артефакты попадут в федеральные музеи, например, Государственный исторический, где их сможет увидеть большое количество людей.



Источники:

1) https://russian.rt.com/science/article/593093-nekropol-istra...

2) https://pikabu.ru/story/v_podmoskove_obnaruzhili_nekropol_vo...

Показать полностью 3

«Нормальность может трактоваться по-разному»: нейробиолог Эрик Кандель — об изучении головного мозга

Мозг — самый сложный орган человеческого тела. Гость программы Larry King Now на RT — лауреат Нобелевской премии нейробиолог Эрик Кандель — занимается изучением этой темы уже более 60 лет. В беседе с ведущим шоу Ларри Кингом он рассказал, что происходит с памятью в старости и какого прогресса достигли медики в борьбе с болезнью Альцгеймера. Кроме того, учёный изложил свой взгляд на современную науку и роль генов в функционировании мозга, а также поделился, что чувствует после того, как его выдвинули на самую престижную научную премию мира.

«Нормальность может трактоваться по-разному»: нейробиолог Эрик Кандель — об изучении головного мозга.

«Нормальность может трактоваться по-разному»: нейробиолог Эрик Кандель — об изучении головного мозга Новости, Интересное, Наука, Нейробиология, Познавательно, Длиннопост

— Добро пожаловать на «Шоу Ларри Кинга». Сегодня у нас в гостях первопроходец современной нейробиологии — профессор Эрик Кандель, удостоенный Нобелевской премии за изучение механизмов памяти. Недавно вышла его новая книга «Беспорядок в голове: что необычный мозг может рассказать нам о нас самих». Господин Кандель, какой мозг можно назвать необычным?


— Такой, которым, к примеру, обладаете вы. (Мозг. — RT) людей, которые делают что-то выдающееся, либо тех, кто испытывает необычные проблемы. В медицине мы очень многое узнаём благодаря механизму функционирования органов. Я, к примеру, изучаю работу мозга, чтобы понять, какую информацию нам это может дать.


— Почему вы написали эту книгу?


— Чтобы показать, что, как и в случае с остальными органами, нарушения работы мозга могут о многом нам рассказать. Кроме того, я хотел, чтобы больше людей заинтересовались этой темой. Многие считают, что мозг настолько сложен, что понять, как он функционирует, невозможно. Я же и в педагогике, и в жизни в целом придерживаюсь следующего подхода: всё можно объяснить, если уделить этому время. И я с удовольствием посвящаю его данному вопросу. Результатом моих исследований и стала новая книга.


— Какой вывод люди сделают, прочитав вашу книгу?


— Что наука доступна всем. Именно такой философии я придерживаюсь, когда пишу для широкого круга читателей. Что касается поддержки науки, то ключевое значение здесь имеет именно общественность. У людей есть право знать, что именно они поддерживают и что происходит в научной среде и окружающем их мире.


— Существует ли, если можно так выразиться, нормальный мозг?


— Нормальность может трактоваться по-разному: это и отсутствие каких-либо психических отклонений, и способность ясно мыслить или, к примеру, самому перейти улицу. Подобные вещи указывают на хорошо функционирующий мозг.


Однако в то же время у многих могут быть расстройства: кто-то боится перейти через дорогу, у кого-то есть трудности с выполнением простых задач, а кто-то испытывает эйфорию, когда сталкивается со сложностями, пусть даже небольшими. Нарушений работы мозга огромное множество.


— Есть ли разница между мозгом и умом?


— Ум — это набор функций, осуществляемых мозгом. Всё, что мы…


— Мозг посылает сигналы, а ум их выполняет?


— Ум — это функция мозга, которая получила такое название. Вот это — движение (показывает рукой), а это — мышление.


— Как одно влияет на другое?


— Есть рефлекторные движения, над которыми особо не задумываешься. Но, играя в теннис, я должен решать, например, куда направить мяч хорошим ударом слева. Даже в рутинной деятельности задействовано множество мыслительных процессов. Вот я беру кружку. Поднять её просто, но, когда ставишь обратно, нужно убедиться в том, что ставишь именно на стол. Вот тут и запускается мыслительный процесс.


— Вы получили Нобелевскую премию за открытия в области нейробиологии. А о своём мозге задумываетесь?


— Думать о мозге других людей для меня намного интереснее. На свой я особого внимания не обращаю. Но делаю определённые вещи, которые, на мой взгляд, ему помогут. Например, я старею, а людям в моём возрасте стоит беспокоиться о возрастной потере памяти. Да, существует болезнь Альцгеймера, но наиболее распространённым нарушением является всё же возрастная потеря памяти. По мере старения память людей ухудшается. Хотя у меня есть основания полагать, что мы сможем решить эту проблему.


— Как?


— При помощи ходьбы.


Наши кости — это та же эндокринная железа. Они производят гормон остеокальцин. В ходе опытов на животных я обнаружил, что данный гормон способствует преодолению возрастной потери памяти, поэтому сейчас практикую ходьбу на небольшие дистанции.


— Почему события 40-летней давности мне легче вспомнить, чем то, что было на прошлой неделе?


— Ваш мозг, когда в нём отложились эти воспоминания, был более гибким, чувствительным и воспринимал новую информацию с большим энтузиазмом, поскольку для вас всё это было новым. Теперь же многое из того, с чем вы сталкиваетесь, вам уже не в диковинку и не вызывает такого же интереса. В общем, дело здесь в мотивации и в большей способности молодого мозга удерживать информацию.


— А наследственность? Можно ли сказать, что я, например, унаследовал мозг своего отца?


— Нет. По наследству передаются гены, которые играют роль в формировании мозга. Но он будет именно вашим, а не вашего отца или матери. Хотя их гены в нём есть, и есть гены, которых не было ни у одного из ваших родителей. Таким образом, это комбинация генов ваших родителей, их наследия, а также ваших собственных генов. В отличие от всех остальных человеческих органов, на мозг больше всего влияет полученный опыт.


— Могу ли я это преодолеть? В смысле — свою генетику?


— Здесь следует говорить не о преодолении, а о компенсировании. Скажем, вы можете испытывать сложности с усваиванием определённых знаний, но если будете усердно трудиться и искать новые подходы, то сумеете компенсировать свой недостаток. Это очень важно.


Многие чрезвычайно успешные люди (возможно, в том числе и вы) не способны обработать весь массив знаний, который им доступен и в идеале должен быть освоен, но при этом они тем или иным образом компенсируют имеющиеся пробелы.


— А что стало крупнейшим прорывом с тех пор, как вы начали заниматься проблемами памяти?


— Прорывов здесь предостаточно. Когда я начинал свою работу, знаний в этой области было очень мало. Сейчас же нам известны некоторые из участков мозга, отвечающие за разные формы памяти. Мы поняли, что память не унитарна — существуют несколько её типов. Что-то хранится в гиппокампе, что-то — в префронтальной коре, а эмоциональная память вообще кодируется в миндалевидном теле. Таким образом, память распределяется по всему мозгу, но в основном находится в гиппокампе.


— А почему болезнь Альцгеймера представляет собой такую проблему?


— Потому что она возникает у пожилых людей, когда мозг крайне подвержен повреждениям. Это во-первых. Во-вторых, в настоящий момент излечить эту болезнь мы не можем.


— Есть ли прогресс в лечении болезни Альцгеймера?


— Нет. Но значительный прогресс наблюдается в том, как предотвратить возрастную потерю памяти. А это затрагивает ещё больший процент людей, чем сама болезнь. Думаю, прогресса мы добьёмся и здесь.


— Есть ли предел возможностей мозга?


— Разумеется.


Есть предел возможностей любого органа, любой машины. Но достигли ли его мы с вами? Или большинство людей? Пожалуй, нет.


— В 2000 году вы стали лауреатом Нобелевской премии за свои исследования в области нейробиологии. Каково это было?


— Это было утро Йом-Киппура — главного праздника в иудаизме. Телефон лежал на стороне кровати моей жены Дениз. Часов в пять или шесть раздался звонок. Меня попросили в течение нескольких часов никому об этом не говорить, пока не выйдет пресс-релиз. Вот так я и узнал, что стал нобелевским лауреатом наряду с ещё двумя людьми.


— Какое было чувство?


— Потрясающее. Просто невероятное. Я несколько дней был на седьмом небе.


Источник: https://russian.rt.com/science/article/593157-intervju-larri...

Показать полностью 1

В египетском оазисе нашли необычные гробницы

В Египте на археологическом участке Беэр-эль-Шагала в оазисе Дахла при раскопках ученые обнаружили две римские гробницы.

В египетском оазисе нашли необычные гробницы Наука, Интересное, Археология, Египет, История, Римляны, Гробницы, Хорошие новости

Как сообщает Ahram Online, объекты были обнаружены в пустыне примерно в 350 км от долины Нила. Они датированы Римским периодом и выполнены в соответствующей технике.


Так, главный зал одной из гробниц выложен из кирпича. Он имеет сводчатый потолок, частично разрушенный с течением времени. В гробнице находятся две погребальные камеры, к которым ведет лестница из 20 ступеней.


В Египте на археологическом участке Беэр-эль-Шагала в оазисе Дахла при раскопках ученые обнаружили две римские гробницы.


Как сообщает Ahram Online, объекты были обнаружены в пустыне примерно в 350 км от долины Нила. Они датированы Римским периодом и выполнены в соответствующей технике.


Так, главный зал одной из гробниц выложен из кирпича. Он имеет сводчатый потолок, частично разрушенный с течением времени. В гробнице находятся две погребальные камеры, к которым ведет лестница из 20 ступеней.


В камерах археологи обнаружили человеческие останки, а также керамические лампы и сосуды. Во второй гробнице к погребальной камере ведет коридор. В северной стене имеется ниша, над которой находится изображение со сценой процесса мумификации.


Яркие погребальные изображения были найдены и в другом захоронении. Отмечается, что гробницы построены в различных архитектурных стилях.


Источник: https://rg.ru/2019/01/16/neobychnye-grobnicy.html

Показать полностью 1

В Млечном Пути нашли черную дыру-невидимку

Исследователи из Национальной астрономической обсерватории Японии (NAOJ) впервые получили доказательства существования таинственной невидимой черной дыры, которая блуждает по нашей галактике.


Препринт статьи можно найти на сайте arXiv, а коротко об открытии рассказывает портал Science Alert. Авторы считают, что им удалось разгадать одну из космологических тайн.

В Млечном Пути нашли черную дыру-невидимку Интересное, Новости, Черная дыра, Космос, Астрономия

Известно, что существуют черные дыры, до 100 раз превышающие массу Солнца, и сверхмассивные, масса которых в 100 тысяч раз и более превышает солнечную. Считается, что в диапазоне между ними тоже должны существовать черные дыры. Однако до последнего времени обнаружить их не удавалось.


Ученые из Японии при помощи радиотелескопа Atacama Large Millimeter / Submillimeter Array (ALMA) обнаружили потоки молекулярного газа, вращающиеся вокруг невидимого массивного объекта.


По их мнению, этим объектом является блуждающая черная дыра, расположенная на расстоянии около 20 световых лет от центра Млечного Пути. Она получила название HCN-0,009-0,044. Расчеты показали, что масса неуловимой черной дыры составляет около 32 тысяч масс Солнц.


"Когда я впервые проверил данные ALMA, то был очень взволнован, - говорит астрофизик Шуния Такекава из NAOJ. - Наблюдаемый газ демонстрировал очевидные орбитальные движения, которые предполагают наличие невидимого массивного объекта".


Источник: https://rg.ru/2019/01/16/dyra-nevidimka.html

Показать полностью 1

Как победить слабость? Куда деваются силы и энергия? 9 причин слабости

Как победить слабость? Куда деваются силы и энергия? 9 причин слабости Интересное, Психология, Обессиленность, Длиннопост

Наверное, у многих случалась ситуация, когда силы куда-то девались, хотя ты особо ничего тяжелого и не делал. А всему виной наши привычки. Для того чтобы быть здоровым и счастливым, нужно не только заниматься физическими упражнениями, но и обращать внимание на развитие духовного мира. Восточная медицина утверждает, что именно проблемы с внутренним миром вызывают болезни. Обрати внимание на 9 причин, которые отнимают у тебя силы.


1. Дела, которые ты довел не до конца


Если ты не доводишь дела до конца, они тянут из тебя силы, даже если ты не обращаешь на это внимания. Старайся выполнять обещания, отдавать взятые в долг деньги и вещи, доводить всё до конца или не браться за дело, зная, что у тебя нет времени на его выполнение.


2. Ложь


Когда человек говорит неправду, он тратит много энергии на ее создание и поддержание образов, которые являются вымышленными. Не криви душой. Не ври себе и окружающим. Будь собой.


3. Страх, недоверие, враждебность


При страхе и недоверии очень быстро расходуются энергетические ресурсы, так как организм находится в стрессе, он готовится к худшему, и это выматывает.


4. Перегрузки разного рода, также нехватка физической активности и контакта с природой


Если ты весь в работе и переживаниях, тогда силы быстро растрачиваются. Также на переживания из-за пустяков расходуются гормоны коры надпочечников. Это может привести к почечной недостаточности.


5. Болтовня ни о чём и суетливость


На болтовню ни о чём часто уходит энергия. Ощутить это можно после практики молчания.


6. Обиды и самоизоляция


Каждый человек — это открытая энергетическая система. Если он будет в изоляции, то начнет слабеть. Общайся с родными, не держи обиду, встречайся чаще с друзьями.


7. Нехватка сна


Если ты не высыпаешься, организм не восстанавливается и не отдыхает. Также накапливаются токсины и сбиваются биоритмы.


8. Переедание и вредные привычки


При переедании и вредных привычках организм тратит силы на обезвреживание токсинов и их выведение. Это перегружает нервную систему, почки и кишечник.


9. Болезни, внешние обстоятельства и энергетические вампиры


На болезни и внешние обстоятельства также уходит много энергии. К этому пункту относится и общение с неприятными людьми.


Не растрачивай свои силы попусту, а лучше сохрани их для счастливой жизни.


Источник: интернет

Показать полностью

Пять веков чудес: как удалось сохранить фрески Дионисия

Ферапонтов монастырь — одно из чудес если не света, то России уж точно: более 500 лет назад стены собора Рождества Богородицы здесь расписал великий Дионисий. В стремлении сохранить уникальные фрески ученые в 1980-х годах провели консервацию, а уже в наше время занялись созданием высокоточной цифровой 3D-копии собора.


«Первым чудом стало то, что это уединенное место на берегу озера открылось монаху Ферапонту, когда тот решил основать обитель недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, – говорит Елена Шелкова, хранитель фондов Музея фресок Дионисия. – Второе состоит в том, что век спустя Ферапонтов монастырь привлек внимание иконописца Дионисия».


Моя собеседница человек от науки, а вовсе не от религии, как можно было бы предположить. Но пятивековая история, состоящая из череды счастливых случайностей, сберегших собор и его росписи до наших дней, любого заставит поверить в чудеса.


Место расположения обители, и правда, благодатное. Всего в 15 километрах отсюда, в уже упомянутом Кириллово-Белозерском монастыре, огромный музей, группы туристов со всего мира змейками курсируют за гидами. А в Ферапонтове выходишь из машины у монастырских стен – и удивляешься внезапной тишине. Слышно, как на лавочке у Бородаевского озера два местных мужика лузгают семечки. Мимо с ритмичным скрипом проезжает старик на ржавом велосипеде. Беззвучно горит охристый закат, отражаясь от беленых зданий архитектурного ансамбля из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Дионисий был сыном своей эпохи и одним из главных ее певцов. Когда в конце XV – самом начале XVI века стараниями Ивана III к Москве присоединяется Тверь, Новгород и Псков, Русские земли получают долгожданную независимость, появляется запрос на архитектуру, созвучную духу времени.


Чтобы подчеркнуть повышение статуса Москвы как центра единого государства, перестраивается Московский Кремль: заново возводятся Успенский и Благовещенский соборы, строится церковь Ризоположения. Иконописцы Андрей Рублев и Дионисий, наделенные талантом передать царящий духовный подъем Руси, невероятно популярны – им заказывают иконы, их привлекают к росписи главных храмов, свидетельствующих о государственной мощи, а видный церковный публицист Иосиф Волоцкий даже нарекает Дионисия «началохудожником живописания божественных и честных икон».


Годы жизни великого изографа точно не установлены: родился примерно в 1450-м, умер около 1520-го. Мы не знаем ни места рождения и смерти, ни имени человека, научившего его иконописи. Зато точно известен год росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтове: 7010 от сотворения мира (1502 от Рождества Христова), о чем свидетельствует его собственноручная заметка здесь же – на стене среди росписей. Скорее всего, автор позволил себе эту нескромность потому, что работал в монастыре безвозмездно.


Пространство Ферапонтова монаcтыря существует словно в нескольких измерениях. В одном – тишина, старина, красота. Кажется, здесь не приживается современное, а если приживается, то лишь ассимилировавшись, как, например, велопарковка у древних ворот, сколоченная из посеревших от времени досок. Внутри собора с фресками Дионисия почти все технологии, продлевающие жизнь стенописи, скрыты от глаз – в его втором, со-временном, измерении. Десятки датчиков прямо сейчас чувствуют мое присутствие в храме: каждый мой выдох добавляет влажности и повышает температуру внутри здания. К слову, температуру тут необходимо поддерживать на 2–3 градуса выше, чем в примыкающих постройках: это создает капиллярную циркуляцию внутристенной влаги в противоположную от росписей сторону. Время пребывания экскурсантов строго ограничено 20 минутами, иначе снаружи образуются очереди: одновременно в храме могут находиться лишь 23 человека, чтобы не нарушался строго контролируемый микроклимат.

Пять веков чудес: как удалось сохранить фрески Дионисия Интересное, Храм, Фреска, История, Искусство, Длиннопост

Стенопись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мужского монастыря – единственный сохранившийся полностью ансамбль росписей Дионисия. Фрески Дионисия, говорят искусствоведы, отличает тонкая красочная гамма, но, не посмотрев волшебную роспись в естественном освещении, непросто понять, что они вкладывают в эти слова. Еще в середине прошлого века бытовало мнение, что для создания уникальной цветовой гаммы Дионисий использовал гальки, собранные на берегу Бородаевского озера. Однако анализ материалов – химический, спектральный, рентгено-фазовый – показал, что местные гальки не соответствуют составу использованных красок. Очевидно, Дионисий пользовался красками, привезенными из Западной Европы, куда товар попадал из Индии и с Ближнего Востока. Гамма Дионисия – всего восемь пигментов. За красный и коричневый отвечали охры, за голубой – азурит, за белый – известковые белила, за черный – древесный уголь, а за зеленый – порошки малахита, псевдомалахита, познякита, глауконита.


Вот, сразу слева от входа, глубокой охрой полыхает геенна огненная; по правую руку остаются Райские врата, пленяющие нежным сиянием пастельных азуритовых тонов. Со всех сторон по стенам дрейфуют островки-сюжеты библейских притч, выше и в барабане – медальоны с изображениями праотцев, святых и архангелов.


По центру на полу (первом в истории стенописных памятников) стоит фильтр, который обеспыливает пространство, не повышая влажности. Фильтр, отдаленно напоминающий бытовой масляный радиатор, приходится то и дело выносить в соседний храм, где у мощей преподобного Мартиниана сохранился еще один фрагмент росписей Дионисия. По большим церковным праздникам, а также летом там проводят службы; правда, стараются не зажигать свечей, а если зажигают – ставят перед фреской защитный экран.


Над фильтром под самым куполом изображен Христос Вседержитель. Можно представить, какое впечатление он производил на прихожан: свет льется из оконных проемов на барабан храма, на образ, создавая эффект невесомости, незыблемости, бестелесности, но духовной мощи.


За 515 лет фрескам Дионисия не раз угрожало уничтожение – не случайно третьим чудом Ферапонтово хранитель музея Елена Шелкова считает то, что фрески уцелели, словно в течение пяти веков их берегли неведомые силы. Настенные росписи, в отличие от икон, в православии никогда не были предметами культа. Их предназначение – производить впечатление. Считалось, что, если краски поблек-ли или сменилась мода, можно записать стены заново. Но в Ферапонтове каждый раз этому что-то мешало. Только в 1738 году настоятель монастыря поновил росписи на участках утрат дионисиевского левкаса.


«Вода ведь камень точит, а представляете, как легко она уничтожила бы росписи? – размышляет Елена. – Конденсат, протекания крыши, иней – все это могло испортить творение Дионисия. Свечная копоть также наносит урон. Но, поскольку храм был неотапливаемым, в его стенах служили лишь несколько месяцев в году, (в остальное время здесь было слишком холодно) – во многом поэтому фрески и уцелели.

Пять веков чудес: как удалось сохранить фрески Дионисия Интересное, Храм, Фреска, История, Искусство, Длиннопост

Образ Иоанна Предтечи в жертвеннике собора. Анализ пигментов показал, что за синий цвет у Дионисия отвечал минерал азурит, который наносили на смесь белил и древесного угля. Работая в технике лессировки, то есть регулируя степень прозрачности цвета, Дионисий получал десятки оттенков синего.

Фото: Вадим Разумов


В начале 1980-х годов в Ферапонтове стартовала масштабная программа по сохранению стенописи Дионисия. К счастью, ученые вовремя решили вместо реставрации проводить консервацию, то есть минимизировать вмешательство и не восстанавливать утраченные участки росписей. С тех пор работы не прекращались – даже при отсутствии финансирования в 1990-е.


В бесконечных спорах ученых рождались ноу-хау в сложном деле консервации. Скопировать мировой опыт было невозможно: все подобные объекты расположены в более теплом и сухом климате, для Вологодской области передовые западные методы борьбы со временем не годились.


В разных частях храма установили первые приборы для замера температуры и влажности, провели под полом систему обогрева. Сам пол XVII века, пыливший микрочастицами кирпичной пыли, заменили на беспыльную плитку. Разработали специальную стерку на основе каолина – чтобы впитывала загрязнения, но не затрагивала красочный слой. Исправили немало ошибок предшественников. Так, некоторые участки живописи реставраторы середины XX века опрометчиво закрепили казеином. Чешуйки краски с нанесенным казеином со временем задеревенели, отслоились и деформировались. В 1980-е была разработана методика возвращения пластичности краске: на поверхность высаживались бактерии, съедавшие казеин, после чего пластина вновь становилась гибкой, и ее можно было прижать к стене.


Ферапонтовский сборник, где собраны все документы музея, порой напоминает не отчеты ученых, а, скорее, методичку начинающего колдуна. В борьбе с временем иногда требовались действия, скорее похожие на ворожбу. Воздушное пространство, прилегающее к стене, обрабатывали эфирными маслами, левкасные гвозди (их широкие шляпки фиксировали в старину свеженаложенную штукатурку) покрывали слоем свинцового сурика на натуральной олифе, давали этому подсохнуть «до отлипа» и посыпали рублеными волокнами льна. Так боролись с коррозией гвоздей, разрушающей фрески.


Инженерные исследования Института «Спецпроектреставрация» 1984 года показали: старая дренажная система сравнительно недавно вышла из строя, и вода из земли под естественным природным напором стала подниматься по стенам. Это означало только одно: памятнику нужны новые виды ухода, необходимости в которых ранее просто не было. «Значение памятника делает практическую работу на нем экспериментальной от начала и до конца», говорится в одном из отчетов.

Пять веков чудес: как удалось сохранить фрески Дионисия Интересное, Храм, Фреска, История, Искусство, Длиннопост

Пробная 3D-модель стенописи Собора Рождества Богородицы (на фото) была построена на основании снимков из учебной фотоэкспедиции в Ферапонтово 2016 года. Это лишь первый шаг, эскиз последующей работы.

Фото: Фонд


Идти на смелые эксперименты приходится в самых разных сферах. «Если не ухаживать за памятником, он может исчезнуть с лица земли, так что я на всякий случай отсканировал на досуге древнее дагестанское село Гамсутль, – рассказывает свадебный фотограф Шамиль Гаджидадаев, устроившись в домашнем кресле с бокалом вина сорта саперави, которое сделал сам – тоже на досуге. – Теперь каждый может скачать и отправить на 3D-принтер модель Гамсутля любого размера хоть сегодня, хоть через 100 лет».


Шамиль и его коллега Геннадий Викторов стали первыми в России специалистами по высокоточному объемному сканированию. Пройдя специальный конкурс, а затем курс обучения, они произвели оцифровку древних памятников дагестанского села Кола-Кореш по программе «Культурное наследие 2.0» благотворительного фонда Зиявудина Магомедова «Пери» и международного проекта Factum Arte. Последний занимается созданием высокоточных цифровых 3D-копий выдающихся памятников архитектуры. Недавно участники проекта провели оцифровку гробницы Тутанхамона, после чего была создана ее точная копия, куда теперь и водят туристов, чтобы оставить наконец в покое подлинник.


Ферапонтов монастырь – следующий в очереди на оцифровку. Ожидается, что собор Рож-дества Богородицы обретет цифровую копию уже в этом году, для работы на конкурсной основе отобраны и обучены местные фотографы. Как и Шамиль, по окончании работы над проектом они смогут продолжить оцифровку своей малой родины в удобном для себя режиме.


Произвели первое сканирование фресок Дионисия и Шамиль с Геннадием. Пробная съемка предполагала лишь фиксацию структуры с помощью сканера. Поверх структуры позже накладываются фотоизображения, порой более 300 на квадратный метр. «Мы снимали по ночам, – вспоминает Геннадий. – Самое обидное, что я не успел толком рассмотреть фрески: голова была забита поиском технических решений. Пространство собора изобилует изгибами, неплоскими структурами, мелкими деталями».


Объект – не поспоришь – очень непростой. «Мы закладываем на полную оцифровку собора не менее шести недель, то есть больше, чем потратил на роспись сам Дионисий, – говорит исполнительный директор фонда “Пери” Полина Филиппова. – И наша работа так же бескорыстна: все материалы мы передадим Вологодской области».


Наличие трехмерной копии фресок позволит отслеживать их состояние с небывалой детализацией, а также совершить прежде невозможное: показывать фрески Дионисия, распечатав собор на 3D-принтере, в любой точке мира в реальном масштабе и формах.


Война с разрушительным временем ведется не только на уровне микробиологии и цифровых технологий, но и нередко с помощью физического труда научных сотрудников.


Музейщики давно заметили: если древняя отмостка вокруг храма зарастает травой и мхом между булыжниками, то земля и само помещение собора перестают «дышать» – внутри увеличивается вероятность выпадения конденсата. Хранитель музея с конца 1980-х начинает рабочий день с осмотра отмосток и прополки травы.


Недавно к делу привлекли волонтеров. «Никто не верил, что, если кинуть клич, найдутся желающие бесплатно траву дергать в такой глуши, – смеется Алена Гудкова, курирующая работу волонтеров в Ферапонтове. – Но их много, больше даже, чем нам требуется!».


Авиаконструктор, певица, искусствоведы и, разумеется, студенты – вот неполный список тех, кто уже поработал здесь безвозмездно. «Пока сельский туризм в России развит негодно, – сетует преподаватель истории искусств Елена Юшкова, тоже приехавшая сюда волонтером. – Поэтому для отпуска я выбрала вот такой альтернативный вариант. Просто откликнулась на объявление в соцсети. Утром – простой облагораживающий труд на свежем воздухе, вечером – театральные постановки, интеллектуальные беседы с историками, выставки, купания в Бородаевском озере. А главное – ежедневное прикосновение к Вечному».


...Ранним по-северному зябким утром в Ферапонтове ни души. На траву и кургузую лавочку у озера выпала роса. С востока, откуда вот-вот выглянет солнце, доносится усердное жужжание коптера. Мы снимаем ансамбль монастыря с высоты. Именно так уже более пяти веков его видят местные птицы и, должно быть, Бог. Кажется, четвертое и главное чудо Ферапонтова в том, что это место всегда оказывается в зоне плодотворного эксперимента прогрессивных и неравнодушных людей. Появление здесь Ферапонта, а через сотню лет – Дионисия, консолидация усилий ведущих реставраторов Советского Союза, работа волонтеров и победа над временем через обретение вечной жизни фресок в цифровом формате. Вседержитель хранит это место, занося с высоты купола благословляющую десницу, а ученые хранят его земными – трудоемкими и менее изящными, – но, кажется, не менее эффективными методами.

Автор: Анастасия Клёпова

Источник: http://www.nat-geo.ru/planet/1113583-pyat-vekov-chudes-kak-u...

Показать полностью 3

Ералаш №128 "Сумасшедший дом"

Отличная работа, все прочитано!