CormorantEL

На Пикабу
Дата рождения: 03 июня 1997
поставил 88 плюсов и 75 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
10К рейтинг 225 подписчиков 6 подписок 3 поста 2 в горячем

Ответ на пост «Не делай себе кумира... Исход 20:4»

Написано не в Библии (тем более вы Ветхий Завет приводите, там совсем иная фишка), но на Втором Никейском Соборе.

"Как спасительные источники Господь Христос даровал нам останки святых, источающие немощным многообразные благодеяния, изливающие благовонное миро и прогоняющие демонов."

"Будем же ныне все делать со страхом Божиим, прося ходатайства непорочной Владычицы нашей, воистину Богородицы и Приснодевы Марии, святых ангелов, и всех святых; будем лобызать честные останки их для того, чтобы получить от них освящение"

Ну и там разная трактовка отдельных фраз Нового Завета...

Решения Вселенских Соборов как бы считаются волей Святого Духа, если что.

Короче объясняю популярно: мы живём в греховном мире, тут плохо всем и муторно. Бог в своей любви и милости к нам посылает нам свою благодать чтобы полегче было. Не за что-то (типа за хорошие дела) а просто так, потому что любит. Ну, как солнце светит лучиками и от их энергии всем становится хорошо, вплоть до изменений реальности (чудес).

(Там у паламистов реально греческий термин "энергия" используется, правда в ином значении).

Но не все способны эти лучи благодати поймать, "настроиться" на них. У грешных людей вроде как окно через которое эти лучи влетают грязное и в копоти.

А у праведников, святых и прочих благостных старцев вроде как это окно чистое и через него больше благодати проникает, да так что те кто рядом стоят могут кусочек себе получить. Вот решили что и их останки они тоже как бы сохраняют это свойство и через них можно чуть больше божественной благодати урвать.

Т.е. тут нет идолопочитания так как молятся не самим мощам а Богу "за ними", тут по идее человек должен относиться к ним с уважением, но вполне утилитарно - как средство чуть ближе к Богу стать и не забывать что первичен тут Бог а святые мощи всего лишь "посредник" между Ним и человеком.

Именно поэтому, кстати, в Православии где учение Паламы нашло больше всего сторонников, так популярны и паломничества в "святые места" и всякие старцы-схимники, и чудотворные иконы, итд.

Кстати сами иконы почитаются чуть по другой причине (но тоже на Втором Никейском закрепленной) — мол, когда человек смотрит на них и думает об образах на них изображенных, он чуть ближе постигает их ПЕРВО-образы, проникается к ним почтению. Причём там прямым текстом сказано что иконы не надо почитать так же как Бога - это же не Бог, это просто дощечка с образом, попытка изобразить Трансцендентное, к ним нужно относиться... просто с почтением и уважением, а поклоняться реальному Трансцендентному как бы "через них", "Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.".

... вообще это все проще будет понять если слегка "вкурить" античную философию, те же Эйдосы Платона — мол, есть у нас в бытии реальная вещь (допустим, стол) с вполне конкретными характеристиками и есть кореллирующая ему концепция именно этого стола в мире "идеальном", в мире мышлений, образов. Типа, когда мы посмотрели на стол и закрыли глаза представили его в воображении, то это мы как раз "вынули" именно этот "стол в идеальном мире".

А тут, типа, некоторые концепции не имеют ВООБЩЕ представлений в реальном мире. "Глаза закрыли - объект есть, а в реальности его нет, его можно лишь ограниченно познать создав какое-то подобие его в этом мире". Но вообще рассказ о том как христианство "впитывало и переосмысляло" идеи греческих философов вроде того же Аристотеля (попутно страдая от мыслей уровня "блин, он же язычник некрещенный, а мы его идеи заимствуем, уж больно здорово ложатся на наше учение, что же делать") - отдельная история совсем, там много и интересно, может когда-нибудь запилю.

... к сожалению, много среди православных не понимает этих тонкостей и скатывается в "народное православие", которое действительно идолопоклонничество как оно есть. Это было и в 19 веке, это остаётся и сейчас. И ещё тогда иерархи Церкви с этого негодовали но понимали что особо не поделаешь ничего, дремучие люди, а начнёшь ломать об колено, так они же на тебя первого и обозлятся - вспоминаем епископа который был растерзан толпой за то, что во время эпидемии чумы убрал икону к которой толпа уже больных и ещё не очень ходила прикладываться (целовать).

P.S. За упрощения и мелкие неточности извиняюсь, все же текст популярный, а не научная статья.

Сразу говорю, сам я некрещённый атеист, но историю Церкви и её философско-религиоведческий аспект довольно немало изучал, оно интересно.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!