Привет тебе, дорогой друг!
Вдохновившись несколькими постами о том, как люди сшили себе пару обуви и посмотрев трезвым взглядом на свою пару зимних ботинок - твердо решил обновиться.
Начал, конечно же, с выкройки (вру, с Ютуба я начал). Посмотрел несколько роликов, глянув детальнее на две-три пары обуви на работе (я ремонтирую обувь), определился с дизайном - классика с минимумом наворотов. Чем больше наворотов, дырочек а-ля "брогги", элементов выкройки и т.д., тем большая вероятность где-то что-то испортить или оно порвется в процессе носки. Взял колодку своего размера, налепил малярной ленты и нарисовал, что хотел. Потом это все вырезал, добавил по сантиметру-полтора на припуски, завороты и т.д.
Попутно на уже вырезанных деталях отмечал места стыков и наложений. Лишнее потом обрезалось. Как показала практика, лучше размечать или мылом (тонким остатком "смылком"), или гелевой ручкой. И то, и то легко убирается без проблем.
Дальше на боковых деталях отметил место под шнурки и пробойником сделал отверстия под блочки. Они нужны, чтобы кожа не рвалась со временем.
Затем отметил приблизительно, где будет идти соединительная строчка, сбрусовал (сделал тоньше) внутреннюю часть тех мест, где кожа будет накладываться и зашиваться, чтобы не резало в ногу.
Приступил к склейке задней, пяточной части ботинка. Выбрал такой способ, так как по опыту, в случае разрывов, починить такое соединение проще всего.
Затем отмерил необходимый кусок меха с бывшей дубленки и нашил ее на полоску кожи. Важно, чтобы этот кусок меха и сама полоска была короче внешней части кожи, иначе при сборке может получиться большая и неудобная складка. Этот момент в большей мере касается толстых и объемных материалов. На летних туфлях разница будет минимальной.
Вот такая заготовка получилась в итоге. На данном этапе так же следовало пустить декоративные строчки, какие только душа желает, но мне тогда казалось, что и так будет норм. Как глуп и наивен я был ))
Дальше передняя часть ("союзка", носок) сшивается с мехом и задней частью уже готовой заготовки.
Следующим этапом было вклеить задник и подносок между мехом и наружной кожей. На подносок я взял термопласт (термокартон, кто как называет) потоньше, на пятку - потолще. Так же края картона, которые могут давить на ногу, нужно обязательно сбрусовать. Поверьте, лучше это сделать.
Итак, заготовка практически готова. Дальше берем чепрак прибиваем 3мя гвоздями к колодке и по размеру стопы (колодки) обрезаем. Шляпки у этих гвоздей так же лучше откусить, иначе после поклейки подошвы, у вас будет проблема. Нет, не так. У вас будет ГЕМОР шокапец. Так как протащить шляпку через 5-6 мм кожу колодкой обуви будет НУ ОЧЕНЬ утомительно.
А теперь самое трудное - затяжка. Натягиваем нашу заготовку на колодку и тут же прибиваем гвоздями. Делается это специальными щипцами с ударной частью, чтобы затянуть и тут же бить гвоздь одним инструментом. Больше всего гвоздей нужно забить в носок, чуть меньше в пятку. Потому что мы хотим хороший округлый или, не доведи Господи, квадратный носок.
Еще совет - начинать нужно с выставления центра по ширине в пятке. Зафиксировав его, приступаем к затяжке носка, затем попеременно бока союзки. В целом нужно тянуть постепенно, равномерно растягивая кожу по колодке. Гвозди бьют не до конца, чтобы свободной частью потом прижать кожу к чепрачной стельке.
Заготовка должна ровно лечь по колодке. Для формирования крепкого носка и задника необходимо прогреть эти части. Заодно и кожа немного разровняется.
Набив гвоздей от души, мажем клеем стельку и кожу и прижимаем гвоздями. Лишние складки можно убирать кусачками или ножем.
Далее оставляем нашу пару принимать форму на пару дней. Срок зависит от толщины и податливости материала.
После того, как кожа приняла форму и может держаться самостоятельно, гвозди убираются и готовится место под подошву. Кожу нужно выровнять, складки подрезать, пристучать молотком.
Опытные мастера и особенно на летней обуви сразу бы приступили к затяжке ранта и подошве из кожи растительного дубления, наборным каблукам из кожи и т.д. Я же немного ленивая жопа и прагматик, потому опять таки трезво оценив свои навыки и время на вот это вот все + нашу зиму со снегом, слякотью и химией, решил - нафиг надо. Пошел в магазин, выбрал подошву из полиуретана с "красивым кантиком" (который, по факту, не рекомендую обычным людям ввиду его ненадежности) и хорошо обезжирив, приклеил.
В идеале лишь после приклеивания подошвы, снимается колодка. Делают так потому, что при нагреве клея и посадке подошвы, заготовка может немного потерять форму. А колодка у нас на гвоздях, не забыли? То-то же.))
И на выходе получилось то, что получилось. После готовности пару можно дополнительно обработать разными пропитками, восками и кремами, если не сделали этого на этапе раскроя. Некоторые мастера красят и обрабатывают обувь уже в самом конце. Все зависит от формы и деталей пары, наличия вставок из других материалов, обработка которых отличается от основного материала. Но это все опыт, навыки и "труд над собой".
Напоследок, пару советов, которые я почерпнул как из личного опыта, так и с интернетов:
- обувь нужно просушивать и чистить вечером, после нОски,
- стельки не вечны и сами не очищаются. На зиму эконом вариант - это войлочные копеечные стельки. Если денег у вас побольше - берите на меху, овчине или просто кожаные,
- крем для обуви желательно с воском. Он и пахнет приятнее и в целом надежнее и долговечнее. Да еще и от природы воск водоотталкивающий.
- для замшевой, нубуковой обуви не забывайте и не жадничайте на пропитку (есть спреи, есть жидкости). Сухие - это в первую очередь ЗДОРОВЫЕ, а потом и не пахнущие мертвецами в гостях ноги
- для осушки обуви используйте специальные электрические устройства. Они стоят не дорого, сушат щадяще изнутри и не разрушают клей в подошве. Не сушите обувь на батареях, только ПОД ними.
Кожаные намокшие подошвы после дождевого дня просто погнуться и вернуть им былой вид будет практически нереально.
Вроде бы все. На весну планирую попробовать сделать кожаную подошву для своих туфель. Там посмотрим.