Antares610

Antares610

Андрей Хомич http://zen.yandex.ru/zabroshki
Пикабушник
поставил 11 плюсов и 3 минуса
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
Награды:
5 лет на Пикабу
20К рейтинг 85 подписчиков 0 подписок 36 постов 26 в горячем

В Центральном музее Военно-воздушных сил в Монино восстановили уникальный самолёт МиГ-23МЛАЭ

Этот самолёт многие годы находился в полуразобранном состоянии в запаснике (т.н. «отстойнике») Музея. В 2019 году началось его восстановление силами волонтёров и сотрудников Музея. Осенью 2021 года самолёт был покрашен грунт-эмалью ФА-1533, предоставленной в виде спонсорской помощи ООО «Лаборатория "Евростиль"». Скоро восстановленный МиГ-23 займёт место в основной экспозиции.

В Центральном музее Военно-воздушных сил в Монино восстановили уникальный самолёт МиГ-23МЛАЭ Авиация, Самолет, Техника, Монино, Музей ВВС, Музей авиации, Миг-23, СССР, Военная техника, Истребитель, Длиннопост

Самолёт с зав.н. 2960325365 имеет необычную историю.

Изначально это был МиГ-23МЛ (23-12Б), предназначенный для поставки в «третьи страны» (индексом «А» обозначались самолёты для стран Варшавского договора, «Б» ‒ для прочих заказчиков). В 1982 году его оснастили более современным оборудованием: радаром Н003Э (Сапфир-23МЛАЭ, который устанавливали на самолёты типа 23-12А), станцией предупреждения об облучении СПО-15 («Берёза»), системой ближней навигации «Клистрон» и блоками выброса помех КДС-23 в подфюзеляжном пилоне. Доработанный самолёт получил индекс 23-19 и бортовой «19-красный». Предположительно, в заводских документах эта модель обозначалась как МиГ-23МЛАЭ. В таком виде самолёт предлагался различным иностранным заказчикам, но безрезультатно.

В Центральном музее Военно-воздушных сил в Монино восстановили уникальный самолёт МиГ-23МЛАЭ Авиация, Самолет, Техника, Монино, Музей ВВС, Музей авиации, Миг-23, СССР, Военная техника, Истребитель, Длиннопост

16 февраля 1985 года борт передали на 121 АРЗ, где 4 июля 1986 года переоборудовали в вариант 23-22Б (МиГ-23МЛАЭ-2 по заводской документации). С 24 ноября 1986 года самолёт служил в строевой части, а 27 августа 1991 года стал учебным пособием на Монинской учебной аэродромной базе (МУАБ) ВВИА им. Н.Е. Жуковского. Зимой 1993-1994 годов в МАУБ произошло обрушение двух старых авиационных ангаров. МиГ-23 получил повреждение левой консоли крыла и 17 октября 1994 года директивой Главного штаба ВВС был передан в Музей. Так самолёту удалось спастись от неминуемой утилизации.

В Центральном музее Военно-воздушных сил в Монино восстановили уникальный самолёт МиГ-23МЛАЭ Авиация, Самолет, Техника, Монино, Музей ВВС, Музей авиации, Миг-23, СССР, Военная техника, Истребитель, Длиннопост
Показать полностью 3

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»?

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Самолёт Т-4, или «изделие 100», более известный как «Сотка» ‒ один из самых знаменитых проектов «сумрачного советского гения». Это сверхзвуковой ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец, при постройке которого широко применялись титановые сплавы и нержавеющая сталь.

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Самолёт был выполнен по схеме с отклоняемым носовой частью. При скоростях выше 700 км/ч носовая часть переводилась в горизонтальное положение и полностью закрывала обзор из кабины. Дальнейший полёт производился «по приборам».

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Первый полёт Т-4 состоялся в 1972 году, но уже спустя четыре года программа была закрыта, а в 1982 году ставший ненужным самолёт передали в музей ВВС. Разумеется, о перегонке в музей своим ходом речи не шло. Кроме того, самолёт предварительно «выпотрошили»: сняли двигатели и всё оборудование, из кабины лётчиков демонтировали приборы и катапультные кресла. Самолёт расстыковали и на специальном перекатном шасси доставили по земле из Жуковского в Монино.

Вот абсолютно уникальное фото, сделанное 26 марта 1982 года. Т-4 ещё без отклоняемой носовой части, которую везли отдельно. Окончательно сборка самолёта заводской бригадой завершилась осенью того же года.

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Дальше всё было благополучно, пока в 1994 году посетители музея не застали вот такую удивительную картину.

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Носовой обтекатель «Сотки» отвалился и через проложенную покрышку опирался на стремянку.

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Самолёт был огорожен по периметру и украшен табличкой «Осторожно! Экспонат на реставрации».

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Но как такое могло произойти? Первая версия, которая приходит на ум ‒ снеговая нагрузка. Но разве должен был рассчитанный на высокие нагрузки от набегающего потока воздуха обтекатель отломиться от нескольких десятков килограмм снега? Вряд ли.

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

На снимке выше я специально указал стрелкой на подпорку, установленную под хвостовой частью самолёта. Судя по старым фотографиям, её не было на этом месте вплоть до 1995 года. Значит, поломка носовой части была связана с опрокидыванием самолёта на хвост. Но что стало причиной этого опрокидывания?

Неужели четыре дембеля из соседней в/ч, которые залезли в сопла двигателей?

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Понятно, что нет. Реальной причиной явился всё-таки снег. Ключ к пониманию произошедшего дал мне один из участников самого первого волонтёрского движения в музее. Слово neman_1944:

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Я специально выделил фразу про очистку ангаров от снега. Я бывал в том самом ангаре ВВА им. Гагарина до того, как его разобрали на металл. Картина разрушений была чудовищная. Но только теперь я узнал, когда и почему ангар разрушился.

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Теперь мы знаем, что зима 1993-1994 годов была очень снежной. Неудивительно, что скопившийся на 300 кв. метрах крыла Т-4 снег перевесил и опрокинул самолёт на хвост. Даже несмотря на то, что располагавшиеся в хвосте двигатели давно демонтированы и хранятся отдельно.

Но в таком случае на хвостовой части должны были остаться заметные повреждения. И они действительно были.

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

В 1994 году Т-4 выглядел непривычно не только со стороны носа, но и со стороны хвостовой части. Всё из-за того, что с гондолы были сняты жаропрочные экраны, предназначенные для теплозащиты фюзеляжа от реактивной струи из форсажных камер двигателей.

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

А следующее фото объясняет нам, что случилось с экранами: именно они приняли на себя удар, когда самолёт «присел на хвост».

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Теперь нетрудно восстановить всю цепочку произошедшего. Итак:

- От снеговой нагрузки самолёт опрокинулся на хвост, помяв жаропрочные экраны;

- По тому же принципу, как разгружается кузов самосвала, произошла «саморазгрузка» крыла. Снег просто съехал на землю, ведь крыло у Т-4 не покрашено и не подвержено коррозии, благодаря чему очень чистое и скользкое (однажды я мог убедиться в этом лично);

- Нагрузка на хвостовую часть исчезла, и самолёт вернулся в исходное положение. Разумеется, при этом он со всей силы ударился носовой стойкой шасси об бетонную плиту;

- От удара тяжелая носовая часть сорвалась с креплений и рухнула вниз.

Ремонт носовой части выполнялся силами сотрудников музея и сильно затянулся. В ноябре 1994 года самолёт всё ещё представал перед посетителями с опущенным обтекателем и с замотанной брезентом кабиной.

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

В 1995 году под хвостовой частью установили подпорку, а обтекатель подняли, но сразу до конца не получилось. На фото под остеклением кабины видно козырёк, который в штатном положении должен быть скрыт под обтекателем.

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Следующее фото наглядно показывает, на чём сейчас держится отклоняемая носовая часть. В месте её примыкания к фюзеляжу прикручены металлические полосы, работающие сверху на растяжение, а снизу ‒ на сжатие. Дёшево и сердито, как говорится.

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Конечно, было бы правильным восстановить штатное крепление отклоняемой носовой части, и удалить с уникального самолёта нештатные элементы. Но это задача уже для будущих реставраторов самолёта Т-4.

Почему отвалился нос у знаменитого самолёта Т-4 «Сотка»? Монино, Музей ВВС, Авиация, Т-4, Сотка, Самолет, СССР, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Фото: Кирилл Гнусарёв, Сергей Пахотин, R.A. Scholefield, Александр Бельтюков, Николай Якубович, Игорь Колоколов, Alan Lord, Colin W. Prentice, Владимир Воробьёв, Alan Wilson, Александр Лебедев, из группы «В/Ч 77117» на сайте ok.ru и с сайта aviahistory.ucoz.ru

Показать полностью 17

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии?

В своих недавних статьях я развенчал уже семь мифов, которые настырно повторялись в комментариях под различными публикациями, посвящённых Центральному музею ВВС. Сегодня я развею ещё один стереотип, настолько важный и всеобъемлющий, что придётся снова посвятить ему всю статью целиком.

Миф №8

Монино нельзя считать музеем, ведь самолёты находятся не в лётном состоянии

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии? Монино, Музей ВВС, Авиация, Самолет, Полет, Ретро, Видео, Длиннопост

В этом мифе смешались два фактора ‒ завышенные ожидания и низкая информированность.

Во-первых, попадая в богатый американский или европейский музей, некоторым посетителям кажется, что раз самолёты идеально отреставрированы снаружи, покрашены и аж сияют ‒ то они хоть завтра могут отправиться в полёт. Я очень завидую их незамутнённой наивности :)

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии? Монино, Музей ВВС, Авиация, Самолет, Полет, Ретро, Видео, Длиннопост

Во-вторых, люди по умолчанию относят любой ретро-самолёт к музейным экспонатам. Даже если тот находится в полёте. На деле же каждый летающий ретро-самолёт (или реплика) ‒ частный, принадлежит богатому коллекционеру или какому-нибудь фонду.

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии? Монино, Музей ВВС, Авиация, Самолет, Полет, Ретро, Видео, Длиннопост

Крупнейшим в мире коллекционером летающих ретро-самолётов является американский миллионер Кермит Уикс. Его коллекция насчитывает более 140 гражданских и военных самолетов, оригиналов и реплик.

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии? Монино, Музей ВВС, Авиация, Самолет, Полет, Ретро, Видео, Длиннопост

Широко известны частные коллекции соучредителя корпорации Microsoft Пола Аллена, а также новозеландца Тима Воллиса, у которого самолётов больше, чем у новозеландских ВВС.

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии? Монино, Музей ВВС, Авиация, Самолет, Полет, Ретро, Видео, Длиннопост

Самолёты и другую технику из бывшей коллекции покойного Пола Аллена можно увидеть в Flying Heritage & Combat Armor Museum в пригороде Сиэтла. Но это уникальный случай, таких музеев в мире больше нет.

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии? Монино, Музей ВВС, Авиация, Самолет, Полет, Ретро, Видео, Длиннопост

Кроме того, собственным парком летающих ретро-самолётов обладают различные некоммерческие объединения и организации, такие как: The Flying Bulls (Австрия), Vormezeele Collection (Бельгия), The Red Bull (Швейцария), Meier Brothers (Германия). Одним из важнейших мировых спонсоров для таких фондов является австрийская компания Red Bull GmbH, поэтому многие ретро-самолёты несут на себе рекламу этого энергетического напитка.

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии? Монино, Музей ВВС, Авиация, Самолет, Полет, Ретро, Видео, Длиннопост

К сожалению, из-за сложности в управлении и обслуживании, проблем с запчастями и общей усталости ретро-самолёты регулярно попадают в аварии, нередко унося с собой жизни пилотов и пассажиров.

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии? Монино, Музей ВВС, Авиация, Самолет, Полет, Ретро, Видео, Длиннопост

Поэтому любой уважающий себя музей занимается прежде всего сохранением ценнейших экземпляров, а не гоняет их по авиасалонам по всему миру.

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии? Монино, Музей ВВС, Авиация, Самолет, Полет, Ретро, Видео, Длиннопост

В России ситуация обстоит точно таким же образом, как в США и других цивилизованных странах: музеи предназначены для статического экспонирования авиатехники, а эксплуатацией летающих самолётов занимаются частники. Было бы наивно думать, что государство разрешит поднимать в воздух исторические реликвии, сохранившиеся в единственном экземпляре. И ещё более наивно ‒ что богачи будут вкладывать средства в музейные самолёты, которые им не принадлежат.

У нас есть замечательный фонд «Крылатая память Победы» под руководством Бориса Осятинского, который за тридцать лет восстановил и поднял в воздух самолёты Ил-2, МиГ-3, И-15 бис, И-15 ДИТ, И-153 «Чайка», И-16, По-2, Texan Т-6, AVRO 504, Sopwith Camel, Fokker Dr-I и D-VII. Фонд существует в форме некоммерческой организации, и статусом музея, разумеется, не наделён.

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии? Монино, Музей ВВС, Авиация, Самолет, Полет, Ретро, Видео, Длиннопост

Самолётами «Крылатая память Победы» владеет совместно с частным Музеем техники Вадима Задорожного.

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии? Монино, Музей ВВС, Авиация, Самолет, Полет, Ретро, Видео, Длиннопост

Вот только, придя в музей Задорожного, ни одного из этих самолётов вы не увидите. Вам покажут только нелетающие и неработоспособные фюзеляжи, точно так же, как в Монино. И тут не на что обижаться. Зачем держать в музейных залах самолёты, из которых подтекает масло, которые требуют постоянной заботы и обслуживания? Вопрос риторический. А тот же Вася, который вчера требовал от музея предоставить ему самолёты в лётном состоянии, придёт и скажет «Фи, грязные потёки. Фу, бензином воняет. А можно я деточку в кабину посажу, он ручки подёргает?»

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии? Монино, Музей ВВС, Авиация, Самолет, Полет, Ретро, Видео, Длиннопост

Есть и другой немаловажный аспект. В России любой владелец техники сталкивается с проблемой транспортного налога, который платится из расчёта мощности двигателя в лошадиных силах, даже если самолёт всё время стоит на земле. Вадим Задорожный ещё в 2012-2013 годах обозначил проблему, которая с тех пор не только не решена, а только усугубилась:

За военно-исторические самолёты мы платим транспортный налог. Я плачу также все налоги, у меня нет никаких льгот. То есть я как обычная организация, выполняющая социальную, государственную задачу, я обложен со всех сторон. За 12 самолётов казна получает 4,5 млн рублей в год.

Оно и понятно ‒ ведь в случае введения льгот для учреждений культуры любой предприимчивый директор музея накупит стареньких Як-18 и начнёт «стричь зелень», катая на них всех желающих. Сплошное разорение для бюджета выйдет!

Поэтому, покупая билет в музей Задорожного, вы помогаете оплатить налог на летающие самолёты «Крылатой памяти Победы», даже не видя самих самолётов.

Между тем, именно в вопросе летающих экспонатов монинский музей превосходит все технические музеи в России. Прямо сейчас вы можете приехать в Монино, зайти в ангар №8 «Уникальные летательные аппараты», и своими глазами посмотреть на настоящий, «живой», летающий ретро-самолёт Як-18А. Такие самолёты выпускались в СССР с 1957 по 1960 год.

Однако, не удивляйтесь, что вас к зачехлённому самолёту и близко не подпустят, ведь он частный. Что не делает его менее уникальным, ведь он оригинальный до последнего винтика. Его хозяин, бывший киносценарист Олег Сергеевич Колесников 20 лет (с 1986 года) устанавливал на самолёт только «родные» запчасти и в 2006 году получил сертификат лётной годности (СЛГ).

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии? Монино, Музей ВВС, Авиация, Самолет, Полет, Ретро, Видео, Длиннопост
Показать полностью 13 1

Как волонтёры отмывали самый «чумазый» экспонат монинского музея авиации

Третья серия фильма о восстановлении самолёта Як-42 в Центральном музее ВВС в Монино.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой?

Я продолжаю развенчивать мифы о монинском музее авиации. В предыдущих двух частях (первая, вторая) я развенчал шесть мифов. Сегодня я опровергну ещё одно недостоверное утверждение, но на этот раз ‒ не произнесённое «ноунеймами из Интернета», а высказанное в эфире федерального СМИ одним очень уважаемым человеком. Оно затрагивает настолько важную тему, что пришлось посвятить ей целую статью.

Миф №7

В музейном пожаре 2005 года погибла коллекция авиационных двигателей времён Первой мировой войны

Значимости и веса данному мифу придаёт тот факт, что его озвучил сам Вадим Задорожный ‒ основатель и владелец крупнейшего в России частного Музея техники, в настоящее время директор государственного музея-усадьбы «Архангельское».

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

В эфире программы «Арсенал» на «Эхе Москвы» 6 мая 2013 года Вадим Николаевич произнёс такие слова, цитата:

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Насчёт «у нас не сохранилось раритетов по Первой мировой войне» сразу могу успокоить. В одном только Монино, среди только летательных аппаратов представлено сразу два самолёта времён Первой мировой: лёгкий бомбардировщик Voisin LAS и истребитель Sopwith Triplane. И это отнюдь не макеты, а подлинные самолёты, которым ещё в 1920-е годы посчастливилось попасть в Аэрохиммузей.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Но Задорожный поднял вопрос сохранности именно авиадвигателей того периода, в частности, моторов «Гном». Поэтому на них и сконцентрируемся.

Это длинная история, так что устраивайтесь поудобнее, ставьте чаёк, и поехали.

Монинский музей ВВС в 1958 году разместился в помещении, освободившемся от ликвидированных мастерских по ремонту самолётов Ту-4. Деревянный ангар постройки 1935 года уже тогда находился в полуразрушенном состоянии, но был восстановлен силами специалистов Военно-воздушной академии.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Ангар хоть и был построен на совесть и на страх, к началу XXI века всё-таки наконец пришёл в аварийное состояние. В 2002 году все находившиеся в нём уникальные экспонаты, среди которых Ла-7 Ивана Кожедуба, были перемещены в экспозиционный ангар №8 «Уникальные летательные аппараты».

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Был подготовлен проект полностью нового здания музея с двумя ангарами, и Минобороны выделило средства на его постройку.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Старый ангар был разобран, начался монтаж стального каркаса нового ангара. По старинной русской традиции, всё шло хорошо, пока не настал август.

19 августа 2005 года произошёл пожар, вызванный, по всей видимости, сварочными работами (что тоже является многолетней традицией). Огонь охватил около 1000 кв. м старого крыла музея, вплотную прилегающего к стройплощадке.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Это крыло было ещё не выведено из эксплуатации, ведь его планировалось «реновировать» во вторую очередь. Огонь уничтожил здание почти полностью, внутри всё оказалось завалено остатками сгоревшей деревянной крыши. Так музей выглядел в ноябре 2005 года: мусор, руины, стройка, волонтёры.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

В сгоревшем крыле музея располагалась касса, некоторые административные отделы (бухгалтерия), а также музейные залы №№ 1 и 3. Там находилась коллекция формы знаменитых лётчиков, награды, документы. Возможно, после начала пожара почти всё успели вынести, или же не успели, точных данных нет. Личные вещи Петра Нестерова, вроде как, спасли. Однако, уникальную коллекцию авиационных двигателей конца XIX - начала XX века эвакуировать из горящего здания не успели.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

К моменту пожара в музее уже два месяца как работала волонтёрская организация, сегодня широко известная. Поэтому неудивительно, что спустя неделю волонтёры вместе с солдатами из ближайшей в/ч занимались разбором завалов и переносом пострадавших двигателей в музейное хранилище. С сентябре началась многолетняя работа по восстановлению двигателей, первым этапом которой была их очистка от копоти и гари. Двигатели по одному выносили из хранилища и бережно оттирали щётками.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

На фото выше волонтёры очищают единственный сохранившийся авиационный мотор типа «Калеп-80». Разработанные в 1913 году на основе 7-цилиндрового французского мотора Gnome, эти двигатели строились в Риге на заводе Теодора Калепа. Их устанавливали на самолёты «Ньюпор», «Хиони», «Стеглау» и др. Вот так «Калеп-80» выглядит сегодня, после реставрации.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Кроме «Калеп-80» в Монино хранились и хранятся целых три оригинальных двигателя фирмы Gnome, о которых сокрушался Вадим Задорожный: один 7-цилиндровый (модель Lambda), а также два 9-цилиндровых «Гном тип В» и «Гном-Рон Д». Все они в настоящее время отреставрированы и возвращены в экспозицию.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост
Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост
Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Но это не самые уникальные экспонаты, пострадавшие в том злополучном пожаре. Огромную ценность представляет паровая машина, построенная в 1887 г. французским инженером Габриэлем Ионом для проектируемого для России дирижабля. В начале 2011 года машина Иона была отреставрирована до максимально возможной идентичности первоначальному состоянию научным сотрудником музейного отдела научно-фондовой работы М.Я. Стребковым, сотрудником реставрационных мастерских М.А. Сегренёвым и волонтёром Е. Овсянниковым.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Также нужно упомянуть первый авиационный двигатель внутреннего сгорания, сконструированный Огнеславом Костовичем для дирижабля «Россия» в 1889 году. Двигатель был отреставрирован в начале 2012 года М.Я. Стребковым, работником мастерских М.Я. Крючковым, волонтёрами Фёдором Смолко и Евгением Овсянниковым.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Вообще, вызывает огромное уважение великий труд, вложенный Михаилом Яковлевичем Стребковым в реставрацию монинской коллекции двигателей.

В январе 2012 года волонтёры начали перемещать отреставрированные двигатели во вновь построенное, светлое и просторное крыло музея.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Это крыло построено аккурат на месте сгоревшего.

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Сейчас двигатели находятся в экспозиции «Зарождение и развитие воздухоплавания и авиации в России» и любой желающий может приехать и убедиться лично, что двигатели не сгорели, их не «списали» и не «разворовали».

Правда ли, что в Монино сгорела коллекция авиационных двигателей времён Первой Мировой? Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост
Показать полностью 19

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино

Центральный музей ВВС в Монино ‒ один из крупнейших технических музеев мира, «Мекка» для всех любителей авиации. Неудивительно, что такое популярное место обросло толстым слоем различных легенд, мифов, слухов и сплетен.

Миф №4

Монино ‒ плохой музей, ведь там не дают подходить к экспонатам

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Это ОЧЕНЬ частая претензия, предъявляемая музею. Действительно, порядка трёх десятков самолётов и вертолётов в Монино сейчас стоят так, что невооружённым взглядом рассмотреть их затруднительно. Разумеется, нужно переставлять экспонаты ближе и «лицом» к зрителю, нужно строить новые дорожки. По каким-то причинам решение этих вопросов уже много лет подряд не является приоритетом у ответственных за монинский музей должностных лиц. Уверен, дело сдвинулось бы с мёртвой точки, если бы посетители смогли ясно выразить свои желания, а не только ныть в комментариях под постами блогеров.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Однако, большинство критиков обрушивают свой гнев на ограждение, отделяющее посетителей от экспонатов. Многие кивают на ульяновский музей, где посетители вообще ничем не ограничены. Правда, есть ощущение, что эти люди не бывали в других музеях, как государственных, так и частных. А вот, как дело обстоит на самом деле.

Например, музей «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Или Музей Победы на Поклонной горе в Москве.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

До начала 2000-х годов и в Монино не было никаких ограждений, посетители бродили где им заблагорассудится. К чему это приводило ‒ можно посмотреть на следующем видео. Прошу особенно обратить внимание на вертолёт Ми-26 и на двух дам, присевших на руль высоты самолёта ДБ-3.

А вот Парковый комплекс истории техники им. К.Г. Сахарова в Тольятти до сих пор позволяет гостям гулять где захочется, и недавно это чуть не привело к трагедии. 9 мая 2018 года дети прыгали на крыле несчастного Ил-14 и подломили консоль, которая была лишь «наживлена» на пару винтов. Лишь чудом никто (кроме экспоната) не пострадал, зато дети и их родители остались очень довольны посещением.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Но посетителей много, а многие самолёты ‒ остались в единственном экземпляре. И как с ними привыкли обходиться гости ‒ хорошо помнят лопасти монинского Ту-114.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Что касается осмотра экспонатов изнутри, то специально с этой целью в Монино существует многолетняя традиция проведения Дней открытых дверей, когда сотрудники музея (с 2006 года ‒ ещё и волонтёры) бесплатно пускают посетителей внутрь некоторых экспонатов. Такие праздники за раз собирают в музее по нескольку десятков тысяч гостей.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

В упомянутом ульяновском музее посетителям «на растерзание» выделен уникальной по степени сохранности учебно-штурманский самолёт Ту-124Ш. К сожалению, бесконтрольное общение посетителей с экспонатом не идёт ему на пользу.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Миф №5

Монино некуда развиваться, вокруг всё застроено

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Ещё один стойкий стереотип, что в Монино закончилось место для развития и приёма новых экспонатов. Действительно, глядя с земли кажется, что экспонаты на открытой площадке стоят так плотно, что добавить новые уже просто некуда.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Но, чтобы так говорить, нужно «не видеть за деревьями леса», как говорится. Прямо в центре музея пустует большая площадка, на которой раньше стояли самолёты времён Великой Отечественной. На это место планируется переместить самолёты МиГ. Соответственно, освободится площадка, где«МиГи» стоят сейчас.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Кроме того, у музея есть обширный «задний двор», который тоже нужно привести в порядок и наполнить экспонатами.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Но и это не предел для развития. Сразу за забором музея начинается территория неиспользуемого монинского аэродрома. Большинство посетителей музея даже не подозревают о его существовании, ведь попадают в музей с другой стороны.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Парадоксально, но территория за забором даже лучше приспособлена для размещения экспозиции ‒ там ещё в 2004 году, к «Летающим легендам», была построена сеть асфальтовых дорожек.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Несмотря на то, что в 1994 году тогдашнее руководство ВВА им. Ю.А. Гагарина отдало часть аэродрома под коттеджную застройку, сохранились обе ВПП довоенной постройки, а на аэродроме осталось достаточно места для размещения новой ВПП длиной до 1500 м, с которой могли бы взлетать небольшие самолёты, а большие могли бы прилетать в музей «в один конец», как это было в советское время.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Кстати, территория музея далеко не всегда была такой большой, как сегодня. С 1958 по 1988 год граница музея проходила там, где сегодня стоят самолёты Бе-12 и М-17. Когда в 1983 году прилетел Ил-62, места ему уже не хватило. А после прилёта гигантов 3МД и Ан-22 забор сломали, и открытая стоянка музея увеличилась ровно в два раза ‒ с 7,5 до нынешних 15 гектар.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Миф №6

На самом деле, Монино - не музей, а просто кладбище самолётов

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Ещё одно определение, которое очень часто можно слышать по отношению к монинскому музею ‒ «кладбище самолётов». Иногда ‒ с пренебрежением, иногда ‒ с грустью. Однако, это не более чем «оценочное суждение», не имеющее никакого отношения к реальному положению дел.

Кладбище техники ‒ это площадка хранения и утилизации списанных машин и транспортных средств. Судьба 90% техники после попадания на такие площадки ‒ послужить донорами запчастей и быть отправленными в переплавку. Самые известные в русскоязычном мире кладбища техники располагались в Чернобыльской зоне отчуждения ‒ печально знаменитые Рассоха и Буряковка.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Но даже с кладбища бывает возврат. Например, один из вертолётов Ми-26, ликвидировавший аварию на ЧАЭС и в 1988 году попавший в Буряковку, в 2003 году по частям был доставлен в Киев и собран для музея авиации в Жулянах.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

Самое известное кладбище самолётов в мире находится на авиабазе Девис-Монтен в штате Аризона. Там находится техника на консервации, доноры запчастей, а некоторые самолёты выставлены на продажу.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

При авиабазе есть и огромный музей под открытым небом ‒ Pima Air & Space Museum.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост

К сожалению, плохой репутации Монино поспособствовало наличие в углу территории широко известной площадки хранения повреждённой техники. Но, во-первых, в 2019 году эта площадка переформатирована в реставрационную. А во-вторых, она никогда не была «кладбищем самолётов», как раз наоборот. Если бы эти самолёты в середине 1990-х годов не попали в музей и не были включены в Государственный музейный фонд, их бы ждала утилизация.

Продолжаю развенчивать мифы о музее ВВС в Монино Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Видео, Длиннопост
Показать полностью 21 1

Развеиваю мифы о монинском музее авиации

Центральный музей ВВС в Монино ‒ один из крупнейших технических музеев мира, «Мекка» для всех любителей авиации, на днях встретивший свой 62-й день рождения. Неудивительно, что такое «намоленное» место обросло толстым слоем различных легенд, мифов, слухов и сплетен. А неудачная попытка Минобороны перетащить экспонаты в парк «Патриот» дала особо мощный импульс циркуляции разных ложных сведений о музее.

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Я стараюсь читать абсолютно все материалы о монинском музее и все комментарии к ним, поэтому мне было несложно собрать и развенчать ряд самых распространённых и «живучих» мифов о нём. Знаю, что мои статьи читают любители авиации, и многие прислушиваются к моему мнению. Поэтому есть все основания надеяться, что я смогу снять с музея хотя бы часть дурно пахнущей информационной «шелухи».

За раз я буду развеивать по три мифа. Начнём с простых.

Миф № 1

Музей создан любителями авиации, которые спасали экспонаты с «кладбищ самолётов»

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

На самом деле, музей был создан в 1958 году по инициативе маршала авиации, Героя Советского Союза, начальника Краснознамённой Военно-воздушной академии Степана Акимовича Красовского.

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

А 28 ноября 1958 года был издан приказ № 209 Главнокомандующего Военно-воздушными силами главного маршала авиации К.А. Вершинина «О создании музея-выставки авиационной техники ВВС при Краснознамённой Военно-воздушной академии», который гласил:

Военно-учебные заведения, научно-исследовательские институты, ремонтные предприятия, полигоны строевых частей и соединений ВВС и многие советские учреждения имеют значительное количество авиационной техники, документов, реликвий и различных экспонатов по истории развития авиации, которые со временем приходят в негодность или утрачиваются. В настоящее время назрела острая необходимость собрать в одном месте все сохранившиеся образцы самолётов, двигателей, вооружения, специального оборудования, средств обеспечения полётов, а также документы и реликвийные материалы по истории развития и боевого применения авиации.

Таким образом, музей создавался централизовано, при поддержке руководства ВВС, и в него передавали только что списанную с лётной службы технику в том состоянии, в котором она эксплуатировалась. Уже к моменту своего основания музей имел 26 экспонатов, в том числе 5 самолётов: бомбардировщики Ту-4, По-2 и Ту-2, истребитель Ла-15, учебный самолёт Як-18.

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост
Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Миф № 2

Экспонаты на ладан дышат и лет через пять-десять точно развалятся

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Этот миф базируется на поверхностном впечатлении, которое производят некоторые экспонаты на открытой площадке музея. К сожалению, десятилетия стоянки и отсутствие финансирования реставрационных работ привели к тому, что с самолётов облетела краска, налипла грязь, помутнело и пожелтело остекление, спустили колёса шасси и т.д. Заглянуть внутрь и оценить реальное состояние экспонатов посетители не могут, поэтому делают вывод на основе доступной им информации.

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Чтобы показать, как рождается этот миф, приведу характерный пример.

В самом центре экспозиции стоит чудовищно облезлый и грязный самолёт Ил-76. Последний раз его красили ещё в 1980-е годы на заводе. Снаружи кажется, что самолёт насквозь прогнил и проржавел.

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Но на самом деле, внутри он находится в образцовом состоянии, и даже открывается для посетителей в Дни открытых дверей. Вот это новость: внешность бывает обманчива!

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Конечно, в жизни всякое бывает. Например, в марте 2014 года ветром раскачало и сорвало руль направления Ту-95ЛЛ. Сейчас, глядя на самолёт, даже никто не догадается, что такое было. Ведь эту деталь в том же 2014 году отвезли в Рязань, отремонтировали на 360 АРЗ и вернули на место.

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Периодически проводимые осмотры состояния силовых элементов на всех монинских экспонатах подтверждают, что их сохранность находится на высоком уровне. Самолёт сам по себе очень прочная и продуманная машина, а что уж говорить про супернадёжные советские машины. Даже Ту-124, у которого 18 лет назад прогорел фюзеляж, до сих пор не развалился, и не собирается этого делать.

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Некоторую тревогу вызывают только машины разработки КБ О.К. Антонова. Есть версия, что в старые времена солдат отправили мыть эти самолёты хлоркой, которая вызывает коррозию алюминия.

Но в целом, можно быть совершенно уверенным, что в ближайшие десятилетия монинские экспонаты не развалятся и не погибнут. Если, конечно, не разрушать их умышленно.

Миф № 3

Многие экспонаты музея ‒ не настоящие, а всего лишь макеты

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Давайте сначала определимся с терминами.

Макет ‒ это неточная (упрощённая) копия, по размерам и внешне подобная оригиналу, может не соответствовать ему материалами конструкции и пр.

А теперь ‒ официальная информация, по книге «Авиация в музеях России: самолёты, вертолёты, двигатели» (2017). Кстати, определение макета ‒ тоже из этой книги.

Среди 195 натурных летательных аппаратов в ЦМ ВВС макетами являются только 13 экспонатов: самолёты «Илья Муромец», Фарман-4, АНТ-25, УТ-2, БИ-1, И-153, Су-2, МиГ-3, P-39 «Аэрокобра», оба И-16, и ещё два планера.

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост
Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Ещё 9 монинских экспонатов восстановлены на заводах из разрушенных самолётов: Пе-2, Ил-2, СБ, ДБ-3, Р-5, И-15, P-63 «Кингкобра», A-20 «Бостон» и B-25 «Митчелл».

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост
Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Остальные 173 летательных аппарата в Монино являются полностью оригинальными и подлинными.

Наличие в музее макетов и восстановленных самолётов не является изъяном, а наоборот ‒ расширяет охват экспозиции.

Например, в вызывающем всеобщее восхищение музее УГМК «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме макетами являются 10 из 32 имеющихся летательных аппаратов, т.е. больше 30%. Не говоря уже о танках и кораблях. В музее представлены макетами самолёты МБР-2, БИ, Ла-5ФН, Як-1Б, МиГ-3, ЛаГГ-3, У-2, И-15 и два И-16.

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост
Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

В Музее Победы на Поклонной горе шесть из 29 (около 20%) летательных аппаратов также представлены «всего лишь» макетами: самолёты И-15бис, ДИ-6Ш, Me-109F-2, Су-2, Ла-5 и ЛаГГ-3.

Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост
Развеиваю мифы о монинском музее авиации Монино, Музей ВВС, Мифы и реальность, Авиация, СССР, Самолет, Музей, Длиннопост

Стали ли эти прекрасные музеи хуже из-за наличия в экспозиции полноразмерных макетов? Да нисколько, даже наоборот. Вот и Монино ничего не потеряло от обладания такими экземплярами.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, какие ещё мифы и другие сомнительные сведения Вы слышали о монинском музее авиации. Возможно, я развенчаю (или подтвержу) их в следующей статье.

Показать полностью 20

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт???

Знаменитый советский турбовинтовой дальнемагистральный лайнер Ту-114 знаком каждому.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Но есть у этого самолёта одна неочевидная особенность, про которую знают не все. У самолёта не три (как обычно) а четыре стойки с колёсами. В районе хвоста, прямо под стабилизатором торчат (относительно) крошечные колёсики.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

С другого ракурса.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Причём, эта хвостовая опора могла убираться независимо от остальных стоек шасси. Например, взглянем на Ту-114, установленный в музее Гражданской авиации в Ульяновске.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Вот здесь хорошо видно, что хвостовая подпорка убрана.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Кстати, эту особенность Ту-114 унаследовал от прародителя ‒ бомбардировщика Ту-95. Вот второй опытный Ту-95, представленный в монинском музее ВВС.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

У него под стабилизатором чуть впереди кабины радиста-стрелка выглядывают из фюзеляжа аналогичные колёсики.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Все четыре «опоры шасси» в одном кадре.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

На фото колёса выпущены из своего отсека на максимум. Их нельзя (как у Ил-62) опустить до самой земли, чтобы поддержать центровку самолёта на стоянке. Так зачем тогда они нужны?

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Всё дело в том, что когда разрабатывали Ту-95 и Ту-114, это были самые большие на тот момент самолёты. А вот достаточно больших ангаров не было и построить их не успели. В ворота имеющихся ангаров высокое хвостовое оперение не проходило, поэтому Туполеву пришлось проявить смекалку. Собранные самолёты выкатывали из ангара, поднимая носовую стойку специальной подпоркой на колёсах. Ниже вы видите уникальное фото этого процесса. А для того, чтобы не «шкрябать» хвостом по земле, все самолёты оснащали маленькой стойкой шасси под хвостом.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Спокойно, это шутка и неправда. Разумеется, низкий проём ангара не имел в данном случае решающего значения.

На самом деле, хвостовая подпорка имела чисто защитную функцию: чтобы при слишком резком отрыве от полосы самолёт случайно не задел хвостом бетон. Такие случаи и сейчас не редкость, а 60 лет назад ‒ тем более.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

У Ту-114 крайне вытянутый и длинный фюзеляж, а шасси находятся примерно в его середине. Культура пилотирования тогда ещё не была на достаточном уровне: большинство пилотов пересаживались в кресла реактивных и турбовинтовых лайнеров прямо из кабин поршневых Ли-2 и Ил-14.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Как хорошо известно, на хвостовую часть фюзеляжа в полёте приходятся высокие нагрузки, поэтому её механические повреждения могут привести к преждевременному списанию самолёта из-за непригодности планера к дальнейшей безопасной эксплуатации.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Подобные решения применялись тогда отнюдь не только на Ту-114. Скажем, на Ту-104 в целях защиты хвостовой части фюзеляжа имелась специальная пята с амортизатором, которая автоматически выдвигалась при выпуске шасси, а в полёте убиралась.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

У самолёта Ил-18 имелся круглый выступ, который должен принять на себя удар при случайном касании земли хвостом.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Благодаря таким устройствам самолёты Ту-114, Ту-95, Ту-104 и Ил-18 могли «чиркнуть» хвостом по полосе без опасности повредить фюзеляж.

P.S. У Ил-62 тоже можно заметить крошечные колёса в хвосте. Во время полёта они не полностью убираются в фюзеляж и могут выполнять ту же функцию, что и подпорка у Ту-114. Однако, её основное назначение не в этом.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост

Компоновка Ил-62 такова, что без загрузки грузом или пассажирами центр тяжести самолёта расположен позади от основных стоек шасси. А для того, чтобы пустой самолёт не опрокинулся на хвост, его оборудовали выдвигающейся до земли опорой с колёсами. Если же возникает необходимость перегнать пустой самолёт, то для исправления центровки можно заполнить водой балластный бак объёмом 3700 литров, расположенный в носу лайнера.

Зачем самолёту Ту-114 понадобилась 4-я «стойка шасси», которая даже до земли не достаёт??? Самолет, СССР, Сделано в СССР, Авиация, История, Длиннопост
Показать полностью 17
Отличная работа, все прочитано!