Alxdhere

Пикабушник
Дата рождения: 24 сентября 1977
поставил 8680 плюсов и 3 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
1394 рейтинг 4 подписчика 26 подписок 1 пост 1 в горячем

Управленческий кризис или бизнес по-русски

Тюмень – город организаций, занятых проектированием обустройства нефтегазовых месторождений. В шутку говорят, что названия всех проектных организаций города состоят из сочетаний «сиб», «нефть», «газ», «Тюмень», «НИИ», «НИПИ», «проект» и т.п. Меняется только их порядок и количество. Это вносит путаницу в головы иногородних и веселит местных. Я же добавлю лишнюю букву в названии, чтобы меня никто не мог упрекнуть в рекламе или антирекламе.


В 2008 годя я работал начальником отдела ИТ (далее «айтишником») в ОНГП (местные догадаются, как это расшифровывается). Крупная организация, порядка 500 человек в штате. Но ближе к концу 2008 ситуация начала резко меняться, а меня в сентябре пригласили на собеседование в ОТНГП (опять, местные догадаются). Признаюсь честно, я к тому времени уже был знаком с генеральным директором ОТНГП и очень уважал его, как специалиста и как руководителя. Он поднялся, как принято говорить, с низов. В период СССР прошел весь путь проектировщика и дошел до ГИПа, а после развала страны создал ОТНГП и поднял его на ноги. Вполне себе крупную организацию численностью порядка 250 человек. Мы пообщались и договорились, что доделав все дела в ОНГП, я перейду в ОТНГП на ту же должность.


В декабре 2008 года я пришел в ОТНГП. Коллектив принял меня холодно. Но этого следовало ожидать: каждый новый начальник хуже предыдущего просто потому, что он новый. Я же не торопился делать выводы, начал осматриваться, изучать подчиненных, окружение и, как принято говорить, политические течения.


Во всех, даже самых маленьких организациях, ходят слухи. Слухами земля полнится, как известно. Я не привык доверять слухам, но, если уж информация попала в мозг, её уже оттуда не выцарапаешь. Разные личности присутствовали в организации, каждый заслуживает отдельного внимания, но речь пойдет об одном ярком человеке. Назовем его «завхоз», т.к. на нем держались все хозяйственные вопросы. Веселый молодой человек, примерного моего возраста, с образованием трудовика. Мы с ним не часто пересекались, но он всегда был приветлив и отзывчив. По слухам он был бывшим зятем генерального директора, что легко объясняло его близкий контакт с руководством. Более того, опять же по слухам, у него были знакомые в органах власти, которые иногда пригождались генеральному директору. Но я на все это не очень обращал внимание. Мне хватало своих забот в отделе ИТ.


Первое, что я отметил, когда начал работать в ОТНГП, что отдел ИТ не отвечает за обеспечение организации бумагой и картриджами для принтеров и несказанно тому обрадовался. Айтишники меня поймут.


Второе, что ремонт принтеров и МФУ был на ответственности отдела ИТ. При этом организация переживала последствия недавнего переезда. До, вроде бы 2008 года, ОТНГП размещался не в своем здании, а в арендуемом помещении с кабинетной системой размещения. Коридоры были общие и потому коридорных принтеров не было, а в каждом кабинете стояли свои принтеры для печати на А4. Преимущественно HP LaserJet 1100 и 1200. Не сложно представить, сколько было таких принтеров на 250 человек и кабинетах на 4-5 человек. После переезда в свое здание надобность в кабинетных принтерах отпала сама собой, появились коридорные принтеры, а жалкие остатки 1100 и 1200 еще стояли в кабинетах единично. Буквально штук 10-15. Если они ломались, мы их уже не чинили.


Передо мной были поставлены амбициозные цели, к достижению которых я и приступил. Весь 2009 год прошел бурно. Я разобрался с коллективом, кого-то уволил, кто-то сам ушел, кого-то привел, остальные были рады работать и видеть результаты своего труда. И в конце 2009 года меня вызвал заместитель генерального директора по финансам («финансист») со словами:

- Ты же наш главный «айтишник». Надо сверстать бюджет на будущий год. Сможешь?

- Не вопрос. Надо – сделаем!

Пара дней и бюджет был сверстан в трех вариантах: пессимист, реалист и оптимист, как меня научили на прежнем месте работы. Причем помню, что на прежнем месте бюджет на год составлял порядка 15М, а здесь получился 7.5М. Прямо в середину попал, как будто пополам поделил. И ведь не нарочно. «Финансист» прям обрадовался, помню, похвалил, но взглянув в конечную сумму несколько удивился:

- Почему так мало? 7.5М?

- Ничего себе мало! Я не стеснялся в оптимисте, учел все востребованные затраты. Больше не нужно попросту.

- Но у меня бюджет на канцтовары, бумагу и все прочее порядка 15М!

- Да ладно?! Как такое может быть?

- Не знаю, вот видишь.

- Вижу, но это очень много, как мне кажется. На прежнем месте работы эта статья расходов в смежном подразделении была в 10 раз меньше.


На том мы и расстались. Мне своих забот хватало. Каждый занимается своим делом. Так прошел еще один год, в котором организация приобрела дорогую машину Oce TDS 700. Машина великолепная! Волшебная! Она и печатает, и фальцует, и в стопочки складывает, и ленточку для подшивки приклеивает. Чудо аппарат! Одно но, нужна ему бумага в рулонах А4, А3, А2, А1 и не нравится ему плохая бумага. Первая же партия бумаги для аппарата свела с ума аппарат, нас и сервисную организацию. Мы получили рекомендацию сменить бумагу на Oce или, если уж она такая дорогая, на Xerox. Я пообщался с «завхозом» и мы договорились, что он закупит опытную партию бумаги марки Xerox. Попробовали её, проблем стало меньше. Значительно меньше, но они все же остались. Тогда я еще раз пообщался с «завхозом» и он любезно согласился приобретать бумагу марки Oce. Уж не знаю, сыграла свою роль смена бумаги на «родную» Oce или аппарат уже просто приработался и притёрся, но проблемы с ним закончились.


Кстати, надо отметить, что мы заключили «покопийный» договор с сервисной организацией на обслуживание всех МФУ в организации (коридорных принтеров и инженерной техники), что позволяло нам не думать о ремонте и заправке аппаратов. Наш отдел только бумагу в них загружал. Это очень удобно: сколько печатаешь – столько платишь.


Прошло еще какое-то время и у меня состоялся примерно такой диалог с руководителем сервисной организации обслуживающей аппарат Oce:

- Мы начали приобретать бумагу Oce у вас и проблем стало меньше.

- Вы не приобретаете у нас бумагу.

- Как это? А кто еще у нас в городе продает бумагу Oce?

- Никто, скорее всего, но вы приобретаете у ХХХ, а он приобретает у нас.

- К чему такие сложности?

- Не знаю, вам виднее. Наверное деньги некуда девать.


На том мы и расстались. Опять мне своих забот хватало. Каждый занимается своим делом. Пришел 2014, когда в декабре стоимость нефти начала катастрофически падать, а доллар начал бешено дорожать. В январе 2015 мы вышли с новогодних каникул отдохнувшими и полными оптимизма и столкнулись с реальностью. Почти половина заказов из «портфеля» закрылись не начавшись, а оставшиеся подешевели процентов на 20-30. Работы в организации стало значительно меньше, «жирка» поубавилось, зарплату стали платить с перебоями и не всю, сотрудники начали потихоньку увольняться.


Я же наблюдал падение объемов работы по счетам за обслуживание МФУ в конце месяца. Диаграмма была плавно ниспадающей. И вдруг, меня вызывает генеральный директор:

- «Айтишник», слушай, почему у нас затраты на печать выросли!

- Как выросли то? Мы ж почти ничего не выпускаем на печать. Затраты падают!

- Что значит падают? Вот у меня отчет о затратах! Они выросли процентов на 20!

- Не может такого быть! Наши МФУ на «покопийном» договоре, если мы не печатаем, то мы и не платим! О чем вы говорите?!

- Вот гляди, сколько денег в этом месяце ушло на картриджи!

- Картриджи? Мы, отдел ИТ, не приобретаем картриджи! Это делает «завхоз». Я не в курсе, что там выросло!

- Разберись!

- С чем разобраться? «Завхоз» пусть и разбирается!

- Разберись! Подними документы и проверь, какие картриджи приобретались и для чего!

- Ну ладно, только надо бухгалтера предупредить, чтобы он предоставил все счета.

- Предупрежу, иди к нему.

Хорошо помню, в каком недоумении вышел от генерального директора и направился в бухгалтерию. Как проверять? Что там в счетах? Почему выросли объемы? Может стоимость картриджей вместе с курсом доллара выросла? Пришел к бухгалтеру, а он уже копошится, видимо ему генеральный директор и прям позвонил. В общем, в короткий срок у меня на столе были все счета на картриджи за текущий и предыдущий год. Внушительная такая стопочка бумаг.


Никогда не делал подобных анализов, поэтому начал думать, как анализировать и что, а пока думал, ко мне «прилетел» «завхоз» и вкрадчивым голосом начал уговаривать:

- Ты аккуратно с бумагами. Не погуби. Если что надо, скажи, разберемся. Помогу. Надо по-человечески.

- Да чего ты беспокоишься, то? – недоумевал я – Разберемся, все будет нормально! Не суетись!


Прежде всего, я решил свести все товары из счетов со стоимостями в единую табличку, т.к. анализировать каждый счет в отдельности было просто нереально. Так как картриджи в основном однотипные, набивать на клавиатуре много не пришлось, можно было просто копировать. Работа пошла быстро. По мере переноса данных в Excel уже начал подмечать некоторые несуразности. А «завхоз» посещал меня каждый день по 2-3 раза справляясь о состоянии дел. Никогда еще не было от него столько внимания!


В конце концов, все картриджи я разбил на три группы: приобретаемые для несуществующих принтеров, приобретаемые для существующих принтеров в несуразном количестве и приобретаемые для существующих принтеров в разумном количестве.


В первую группу вошли картриджи для принтеров, которые может быть когда-то и были в организации, но я их никогда не видел. В основном это были картриджи для устаревших цветных лазерных принтеров. Очень дорогие. Их стабильно покупали по 1-2 комплекта (в комплекте 4 штуки разных цветов) в месяц.


Во вторую группу вошли картриджи для HP LaserJet 1100 и 1200. Казалось бы, нормально, покупать картриджи для принтеров, используемых в организации. Одно «но» - они приобретались не десятками и даже не сотнями. По документам, предоставленным мне, их приобрели за тот период более 6000 штук!


В третью группу вошли картриджи, реально востребованные в производстве. Картриджи для пары принтеров, которые не были поставлены на «покопийный» договор.


И вот в этот момент я понял, почему «завхоз» так меня опекает. «Это вам не мелочь по карманам тырить» - это вам не 5-10% маржи, которой поставщик любезно поделился за приведенного клиента. Посредством заказа картриджей выводилось порядка 95-98% средств в карман «завхозу». Скрыть такое было просто нереально! И состоялся примерно следующий диалог с «завхом» при его очередном посещении моего кабинета:

- «Завхоз» ты чего творишь? Откуда такие объемы? Что это за принтеры?

- Я знаю. Понимаю. Давай я тебе заплачу, а ты замнешь это дело.

- Как? Как ты себе такое представляешь? Можно «как-то» замять 5% или даже 10%, но как ты предлагаешь замять 98%?!

- Надо что-нибудь придумать.

- Предлагаешь мне соврать и стать соучастником твоего воровства? Вот ты добрый!

- Но он же мне не простит.

- Вот уж кому-кому, а тебе бояться точно нечего. Ничего тебе не будет. Простит!

- Доверие! Понимаешь, доверие потеряю!

- Это может быть, но тебе всё равно ничего не будет. Не приплетай меня к своим делам.

Все счета и отчет был предоставлены генеральному директору. Устно был дан соответствующий комментарий. Надо было видеть лицо генерального директора. Он был искренне удивлен. Может быть даже взбешен!


И какие были последствия? Из того, что видел я – никаких. Если не считать, что в организации открыли вакансию кладовщика. Кладовщика, Карл! Проблема оказывается в том, что не было кладовщика!


«Завхоз» стал реже появляться в стенах организации, но никто его не уволил, как я и предполагал. Правда, его прямые помощники по хозяйственной части разбежались в течение года. Полагаю, что они почувствовали на себе опасность, оказаться виновными во всех этих делах.


Кстати, по результату анализа я задумался о доходах «завхоза», хоть и некрасиво считать деньги в чужом кармане. На картриджах, по ориентировочным прикидкам он за указанный период загребал по 1М в месяц. Можно уверенно предположить, что такие же суммы были и в более ранние периоды. Но надо учесть, что он не одними картриджами занимался! Кроме них, на нем было: приобретение бумаги для всех МФУ, обслуживание здания (коммунальные услуги и прочие функции управляющей компании), обслуживание автопарка организации (несколько люксовых «мерседесов»: запчасти, ТО, масло, топливо), ремонты для генерального директора (очень дорогие ремонты). Конечно, на это у меня нет никаких документальных подтверждений, но несложно экстраполировать и предположить, что «завхоз» отгребал по 2-3М в месяц при курсе доллара 30р!


Вы думаете на этом история закончилась? Ха!


В 2016 году организация сменила форму собственности, в связи с чем, было изменено и штатное расписание. Появилась должность исполнительного директора, которую ожидаемо, занял заместитель генерального директора по производству. По сути ничего не изменилось. Но в 2020 году исполнительный и генеральный директор что-то не поделили, и в августе 2020 на место исполнительного директора пришел … «завхоз»!


Вот это поворот! Такого точно никто не ожидал! Я уж точно! Начал собирать вещи, благо их не так уж много. В общем, в сентябре история ОТНГП для меня закончилась, я уволился. За один час – принес заявление в 16:00 и ушел домой с трудовой книжкой в 17:00.


P.S. Зачем я написал эту историю? Лион Фейхтвангер объяснил появление своего произведения «Москва 1937», ответом на множественные вопросы о посещении Москвы в 1937 году. Он устал каждому рассказывать свои впечатления и изложил их в коротком рассказе. Я решил поступить также, в ответ на множественные вопросы относительно моего увольнения.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!