История лионского фуникулёра Rue Terme - Croix-Paquet. Часть 2
История лионского фуникулёра Rue Terme - Croix-Rousse. Часть 1
История лионского фуникулёра Rue Terme - Croix-Rousse. Часть 2
История лионского фуникулёра Rue Terme - Croix-Paquet. Часть 1
В предыдущей части я поведал как создавали фуникулёр Круа-Паке, и какими были станциями. Что же было дальше?
В 1897 году Compagnie des chemins de fer de Paris à Lyon et la Méditerranée (Компания железных дорог из Парижа в Лион и Средиземное море) открыла трамвайную линию, конечная станция которой была расположена совсем недалеко от верхнего павильона фуникулёра Croix-Paquet.
А потом появился новый могущественный противник - ОТЛ (Оминбусы и трамваи Лиона). В 1905 году ОТЛ открыла 13-ю линию трамвая между бульваром Круа-Русс и ЖД вокзалом Перраш а также окончательно выкупила фуникулер с улицы Терме на Круа-Русс.
Любопытно отметить, что в Лионе, как и во всей Франции, трамвайные линии открывали разные организации, из-за чего строительство транспортных маршрутов было таким непоследовательным. Позже ОТЛ выкупили вообще всё, став монополистом.
Вот он – убийца фуникулёра, застукан на месте преступления – слева как раз виднеется верхний павильон Круа-Паке. Эти коробчонки выглядели поначалу весьма неказисто, но у них было сердце льва и большой потенциал.
Современный лионский трамвай модели Alstom Citadis 402. Заметно, как далеко ушёл прогресс. Я же говорил, сердце льва!
В 1914 году большую часть акций Ficelle de Croix-Paquet ОТЛ тоже выкупили и тем самым устранили конкуренцию между соседствующими фуникулёрами - теперь цена на проезд в обоих стала одинаковой. И, как вы понимаете, изменилась она не в меньшую сторону. Если присмотреться на информационный щит на фото, видно «prix in 25 classe 10» и снизу OTL.
Ладно, честно говоря, я понятия не имею, что значит «25 classe», но, убеждён, что имеется в виду второй класс и цена в 10 су.
После войны новым конкурентом La Ficelle стали троллейбусы, появившиеся в Лионе в 1935 году.
Первыми троллейбусами Лиона стали Vétra CS 60 типа Francheville (Франшевиль), по названию пригорода Лиона, где был открыт первый маршрут. За стильный и современный дизайн французы прозвали их «мыльницами».
В 1944 году недалеко от фуникулёра был открыт 13й маршрут, в 1948 – 6й. Большинством троллейбусов, ходивших по бульвару Круа-Русс в 1944 году, были именно эти пучеглазые очаровашки - Vetra-Berliet VBB.
Лион быстро стал столицей французских троллейбусов, и остаётся ей до сих пор. Если в странах бывшего СССР троллейбус весьма развит и много где вытеснил трамвай, то в Западной Европе рогатые не прижились. Почти во всех городах Франции троллейбусные сети были закрыты, остались они только в Лионе, Сент-Этьене и Лиможе. И в Лионе троллейбус процветает – сложный рельеф делает его незаменимым видом транспорта. Вот такие монстры там ходят сейчас.
Вернёмся к фуникулёру. К концу 60х механизмы были совсем изношены. В 1970 году происходит серьёзная поломка, в результате которой приходят к выводу, что оборудование конечно, ещё можно починить, но лучше выбросить. В 1972 году фуникулёр Круа-Паке прекращает работу, а уже в 1974 году он открывается как зубчатая железная дорога, по сути – протометро.
С 1978 года трасу теперь уже бывшего фуникулёра интегрируют в линию метро С. Так закончилась история второго фуникулёра, поднимавшего лионцев на бульвар Круа-Русс. Пожалуй, это более славная кончина, чем у соседа.
Думаю, все любят фоточки "было-стало". Поехали:
Конец бульвара Круа-Русс и поворот на Вокансон сейчас выглядит так. Там раньше находился верхний павильон фуникулёра.
Нижний павильон снесли, сейчас там часть парка и подъём на станцию метро.
А заезд в тоннель выглядит так. Теперь там ходят совершенно другие поезда.
Список материалов:
http://www.ferro-lyon.net/Ficelles/
https://fr.wikipedia.org/wiki/Funiculaire_de_la_rue_Terme
https://fr.wikipedia.org/wiki/Funiculaire_de_Croix-Paquet
https://www.linflux.com/lyon-et-region/les-funiculaires/
https://cris23.fr/lyon_ficelle.htm
http://www.funimag.com/photoblog/index.php/20080110/un-funic...
https://fr.wikipedia.org/wiki/Trolleybus_de_Lyon
https://www.dailymotion.com/video/x5evyua