Шишки начинающего предпринимателя

Привет, Пикабу! Сегодня я расскажу тебе историю о больших ошибках маленького бизнеса. Слово «больших», наверное, стоит взять в кавычки – если смотреть на последствия сейчас, то они не кажутся значительными и серьезными. Однако, если заглянуть вперёд (пост о конструировании машины времени – будет позже), последствия оказываются не маленькими. Вещи, описанные в этой истории, просты и банальны – у меня нет цели удивить кого-то. Но есть цель обобщить свой опыт в надежде на то, что у кого-то получится срезать эти острые углы.


Не кратко о себе: Меня зовут Александр, мне 27 лет и больше половины жизни я профессионально работаю в сфере IT. Последние десять лет (с небольшими перерывами и если округлить) я проработал в провинциальном интернет-провайдере, занимался кабельным и IP-телевидением. Строил с нуля антенные посты, организовывал приём, взаимодействовал с телеканалами… Можно сказать, был целым отделом в одном лице. Плюс писал ПО, ремонтировал компьютеры, год трудился на должности руководителя отдела IT. Росла зарплата, росли нагрузки, росло и силилось ощущение потолка. Росло разочарование в своей работе. Если раньше работа была схожа с хобби, то под конец казалась каторгой. И наступил момент, когда я спонтанно принял решение об увольнении, написал заявление и через две недели оказался безработным. Услышав о том, что государство субсидирует самозанятость в размере 58 800 рублей я направился в местный Центр Занятости Населения и с этого момента начался мой путь в предприниматели. История взаимодействия с Центром Занятости длинная, но, как ни странно, очень положительная. Если глубокоуважаемой аудитории будет интересно – расскажу об этом в следующих постах. Ведь немало читаемых авторов начинали именно так, с середины :)


Получив гордое звание индивидуального предпринимателя и столкнувшись с суровой реальностью, я начал активно набивать шишки, о которых и спешу поведать вам. Итак, что не надо делать начинающему предпринимателю:


Шишка первая или не связывайтесь с муниципальными организациями.


В силу нового законодательства это сделать не так просто, но всё равно есть некоторые схемы. Так вот, не связывайтесь с детскими садами, школами, управлениями и прочими муниципалами. У них всех действительно полно проблем и задач, которые им нужно решить. Мы общались по теме информационных технологий, я предлагал услуги по обслуживанию компьютерной техники, видеонаблюдению и разработку\поддержку сайтов. Чаще всего встреча с лицом, принимающим решения, организуется очень просто, тебя внимательно слушают, задают вопросы, подтверждают наличие проблем и присутствие свободного бюджета на их решение. Однако дальше разговоров дело не заходит. Не могу сказать, с чем это связано. Мне хочется думать, что это связано с тем, что информационные технологии не имеют должного приоритета в головах руководства таких компаний – у них есть более насущные проблемы, решение которых более важно. С другой стороны, нельзя исключать и банальную коррупцию – возможно, заявляя о наличии задач и бюджета подается сигнал, мол деньги есть, давай попилим. Каков итог? Очень простой – вы можете потратить десятки часов впустую. Вы будете готовить коммерческие предложения, организовывать и проводить встречи. Всё это время можно было бы потратить с большей пользой, предлагая свои услуги частным лицам и частному бизнесу.


Шишка вторая или будьте осторожны в выборе специализации.


Специализация – это палка о двух концах. С одной стороны, чем шире твоя специализация – тем больший ассортимент услуг ты можешь предложить и тем выше вероятность, что твоими услугами воспользуются. Но с другой стороны есть целая куча минусов:


1) Продвигать свои услуги по нескольким направлениям – намного сложнее, дороже и дольше, чем по какому-то одному. Продвигая одну услугу, ты тратишь один рекламный бюджет и тратишь его более эффективно. Можно позволить себе больший тираж полиграфии и это будет выгоднее, ведь напечатать тысячу одинаковых листовок намного дешевле, чем напечатать десять разных по 100 экземпляров.


2) Тебе требуется больше оборудования, материалов и инструментов. Если ты занимаешься созданием сайтов – тебе нужен компьютер, стол, стул и какой-никакой доступ в Интернет. Если ты занимаешься монтажом СКС – добавляй лестницу, перфоратор, специфический инструмент, сумку для переноски и еще тысячу мелочей. А это затраты на приобретение и хранение.


3) Ты не рвёшься из контекста в контекст и быстрее нарабатываешь опыт. Нет накладных расходов на переключение мозга из одного режима в другой. Если ты тянешь кабели – то ты тянешь кабели. Если делаешь сайты – делаешь сайты. Если ты тянешь кабели и делаешь сайты одновременно – твой КПД очень сильно падает. Появляются дополнительные затраты на логистику, когда ты после монтажа летишь в офис выгружаешь инструмент, спешишь переодеться, потому, что уже через час у тебя встреча по совсем другому роду деятельности. Нервничаешь, суетишься, не можешь полностью погрузится в процесс.


И так далее, и так далее. В итоге ты не успеваешь ни там, ни там. Клиенты ждут, нервничают, ищут других исполнителей. Если бы я сразу выбрал какую-то одну специализацию – моя чистая прибыль была бы намного больше. Правда, не исключен и другой вариант – допустив ошибку я бы пошел на дно. Поэтому, мне кажется разумным иметь 2-3 специализации, но не более того. Всё, что сверх того – придётся отложить до лучших времен.


Шишка третья или, как бы банально это не звучало, время – это деньги.


Не ждите никого, сверх разумного минимума. Частично это перекликается с шишкой за номером один, но требуется расширенное объяснение. Я называю это «зависимое ожидание». Состояние, когда ты ждешь какого-то определенного человека \ его решение и твоя дальнейшая деятельность зависит от этого. У меня такое состояние было, буквально, в начале этой недели. Полтора месяца назад я начал реализовывать один проект, для которого требовалось помещение. Подходящее, на первый взгляд, помещение нашлось недалеко от моего дома. Я позвонил, сходил, посмотрел, пообщался с владельцем. Хорошее помещение, подходящий (пусть и с натяжкой) ценник… И куча хлама внутри него. Собственник помещения обещал быстро провести ремонт, организовать санузел, вывезти хлам и сдать это помещение мне. Полтора месяца пролетели как один день – за это время мы неоднократно разговаривали по телефону, встречались в этом помещении, но процесс шел крайне медленно. В конце концов я нашел другое помещение, на гораздо лучших условиях. Если бы я не ждал полтора месяца, а продолжал бы поиски – скорее всего, мое предприятие уже бы распахнуло двери для клиентов.


К сожалению, это лишь верхушка айсберга под названием «предпринимательство». Будем продолжать в следующих постах.

Молодые предприниматели

1.9K постов15.6K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещены: флуд, спам, хамство...

4
Автор поста оценил этот комментарий
У меня даже в дипломе столько воды не было
4
Автор поста оценил этот комментарий

Работаем с бюджетниками, никаких особых проблем. Просто нужно знать нюансы

раскрыть ветку
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Хотелось бы подробностей по поводу субсидирования. Коль история там длинная, значит были какие-то сложности, и есть положительный опыт взаимодействия с ЦЗ.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Открыть ИП это пол беды. Самая большая проблема это что приходится делать все и самому.
Отчетность, клиенты, персонал, и что характерно для начинающих собственно работа.
Нанять крутых спецов сразу. Навряд ли получится. Придется брать молодежь. И самому их учить и страховать.
раскрыть ветку